АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Вологодской области среднего профессионального образования
«Устюженский политехнический техникум»
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе
Информационные технологии в деятельности учителя-предметника
методические рекомендации по практическому использованию
г. Устюжна
2012
Пояснительная записка Настоящая методическое пособие адресована учителям-предметникам учреждений общего и начального профессионального образования, ведущим практическую педагогическую деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
При разработке методических рекомендаций были учтены требования Закона РФ «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов, ведомственных нормативов, регламентирующих дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации работников образования.
В основу методических рекомендаций положены идеи компетентностного подхода, с позиций которого профессионализм педагога можно рассматривать как синтез компетеностей, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и информационно-коммуникативную ставляющие. Так как понятие «компетентность» многопланово и ещё не имеет единообразной трактовки, в данном контексте под компетентностью понимается совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие опыта является определяющим по отношению к выполнению учителем профессиональных функций.
В ИКТ компетентности учителя-предметника можно выделить два аспекта: базовая ИКТ-компетентность и предметно-ориентированная.
Под базовой ИКТ-компетентностью понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый учителю-предметнику для решения образовательных задач, прежде всего, средствами ИК-технологий общего назначения.
Предметно-ориентированная ИКТ-компетентность предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и формирование готовности к их внедрению в образовательную деятельность.
Методические рекомендации направлены, прежде всего, на формирование базовой ИКТ-компетентности учителей-предметников.
Формирование базовой ИКТ компетентности педагога не следует отождествлять с «компьютерным всеобучем» как изучением собственно ИКТ общего назначения. Поскольку ключевым моментом её формирования является именно опыт деятельности, освоение учителем-предметником ИКТ общего назначения должно осуществляться в ходе моделирования подготовки дидактических средств и проектирования функционально ориентированных компонентов образовательной деятельности. Иначе говоря, методические рекомендации направлены на формирование и развитие базовой ИКТ компетентности учителя-предметника, предполагают реализацию контекстного обучения. Перечень компетенций учителя-предметника в сфере ИКТ
Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ.
Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.
Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ.
Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.
Владение приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.
Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.):
вводом текста с клавиатуры и приёмами его форматирования;
подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приёмами работы с инструментами векторной графики;
приёмами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, простыми расчётами);
приёмами построения графиков и диаграмм;
методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.);
Владение простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики:
приёмами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах;
приёмами вывода изображений на печать, записи на CD.
Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:
приёмами навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;
приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями;
приёмами работы с файловыми архивами;
Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.
Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности:
наличием представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности;
наличие представлений о структуре web-страницы;
владение простейшими приёмами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта – файловой системы;
|