Скачать 312.08 Kb.
|
Фестиваль педагогических идей «Открой себя» Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе. Крылова Ирина Адольфовна, учитель математики Чех Ирина Ивановна, учитель физики МОУ СОШ № 13 Ярославль 2009 Оглавление
Приложение…………………………………………………………………10-25 1. Введение Лавинообразный рост объёмов информации, принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности. Информационный взрыв создал множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку "ручные методы" без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Качество проведения уроков в школе зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит 25 % видимой информации, когда смотрит и слушает 65 %. Интерактивная доска (ИД) - современное техническое средство. Для выхода образования на новый более качественный уровень нужно увеличить эффективность труда преподавателей, а с нею и качество обучения. В этом основную роль могут сыграть цифровые образовательные ресурсы. В процесс обучения тесно вплелись новые информационные технологии, компьютеры, мультимедиа проекторы, интерактивные доски. Сегодня интерактивная доска становится эффективным инструментом, позволяющим решать образовательные и воспитательные задачи. Она позволяет учителю показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы и таблицы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования. Интерактивная доска предоставляет учителю и обучающимся уникальное сочетание компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности. Она дает возможность реализовывать различные приемы индивидуальной, коллективной работы обучающихся, позволяет ребятам в классе быть активными участниками мероприятия. Благодаря интерактивной доске дети больше хотят учиться, результаты их обучения улучшаются. Проведение уроков с применением интерактивной доски повышает интерес обучающихся к предмету. Интерактивная доска многофункциональна и позволяет более рационально использовать время урока. При ее применении не вызывает трудностей распределение учебного материала на уроке, подготовка и создание проблемной ситуации, подводящего диалога. Работе в классе предшествует объемная, продуманная, трудоемкая работа учителя дома, однако постепенно накапливается методическая база, которая значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем. При разработке уроков можно воспользоваться тысячами необходимых изображений, шаблонов, картинок и интерактивными обучающими ресурсами, входящими в материалы Галереи. 2.1.Дидактические возможности современных технических средств:
Дидактические особенности ТСО
2.2.Уровни использования ТСО Степень применения ТСО зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования ТСО: эпизодический, систематический и синхронный.
ТСО используется от случая к случаю.
Позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает ТСО в процесс преподавания.
Предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением ТСО на протяжении всего занятия или значительной его части. 2.3.Совместимые устройства с интерактивной доской. ПЛАНШЕТ (от фр. planchette - дощечка) устройство со специальной плоской поверхностью и приспособлением, указывающим координаты изображения для их ввода в компьютер. Применяем при проведении самостоятельных, тестовых, контрольных работ и при устном опросе. 2.4.Интерактивная доска – плюсы и минусы. Поработав с интерактивной доской, мы попытаемся рассказать о плюсах и минусах. Минусы:
Плюсы:
2.5.Возможности интерактивной доски:
Все выше перечисленное позволяет более полноценно распределять время на уроке, как при подаче, так и при закреплении учебного материала. Стоит так же отметить, что при работе с простым экраном учитель вынужден находиться рядом с компьютером, а при работе с интерактивной доской манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности, тем самым учитель имеет полный доступ к управлению компьютером, оставаясь около доски. Интерактивная доска способствует высокой заинтересованности и активности учеников, уроки проходят динамичнее, знания усваиваются лучше, и повышается успеваемость. Использование интерактивной доски позволяет на уроке создать проблемную ситуацию и возможность разрешить ее, выполняя виртуальные задания, мини-исследования. Эффективность обучения обеспечивается за счет рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой (Приложение 1). Дети быстро привыкли к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе. Ученики могут делать записи на доске маркером, рисовать поверх любых приложений, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения. Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться. Благодаря появлению в классе интерактивной доски меняются даже самые проблемные ученики. Ребенок, который раньше не проявлял интерес к предмету, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Учителя нашей школы пришли к общему мнению, что применение интерактивной доски - новый взгляд на процесс обучения. Использование интерактивной доски позволило нашим педагогам простые презентации заменить интерактивными. Доска позволяет управлять процессом презентаций, маркером вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии поверх заранее созданных презентаций. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области, привлекая внимание учащихся к наиболее важным и значимым блокам информации. Учащиеся нашей школы готовят презентации по разным предметам и с большим желанием делятся добытой самостоятельно информацией. Уроки с использованием презентаций становятся более насыщенными, эффективными и дают возможность развивать у учащихся интерес к предмету, познавательную активность, творческий подход. Дети с нетерпением ждут уроков, помогают готовить необходимые материалы. Любая презентация для детей интересна и полезна, когда она сопровождается словом учителя. Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить право детей на качественное образование. Применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своим учеником (Приложение 2). 3. Модульно-рейтинговая технология и ИД 3.1. Основные положения модульно-рейтинговой технологии обучения В последнее время в педагогической прессе периодически поднимается тема о многобалльной системе оценок в российской образовании. С проблемами традиционной системы оценивания уровня достижений учащихся сталкиваются на практике практически все учителя. Более того, наша «пятибалльная» система оценок на практике вырождается в трёхбалльную, ибо «двойку» в аттестат за 9-ый, или 11-ый класс ставить запрещается, а часто учителю не разрешается ставить «двойку» и по итогам просто учебного года. В результате – «три пишем, два в уме», а это - негативно сказывается на воспитании учащихся, ибо дети все это видят и понимают. В итоге с детства закладываются основы принятия лжи как нормального явления. Как результат, поскольку у нас немного «пятерок» и немного «двоек», все остальные делятся на «троечников» и «хорошистов». Поэтому «четверка» у одного ученика и в одной школе сильно отличается от «четверки» у другого ученика или от «четверки» в другой школе. Решая эту проблему, в нашей школе был проведен семинар «Применение модульно – рейтинговых технологий» и новая технология в обучении была использована на наших уроках. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает: - в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации; - дается разъяснение к этой информации; - определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ИКТ, конкретных литературных источников, методов добывания информации); - приводятся теоретические задания и рекомендации к ним; - указаны практические задания. В теории и практике модульного обучения исследователями приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения. Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Согласно модульно-рейтинговой системе оценки знаний весь курс делится на модули, чаще всего модуль это глава изучаемого по программе материала. В модуле выделяются основные виды учебной деятельности учащихся: устные ответы, домашние задания; самостоятельные работы; зачеты по определениям и формулам; тесты самоконтроля; творческие задания, доклады и презентации. По каждому виду работы учащиеся получают баллы по 10 бальной шкале. Каждому модулю присваивается свой рейтинг. Что такое “рейтинг”? В зависимости от количества баллов, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, ученик по завершении курса получает достаточно адекватную совокупную оценку. Такой подход позволяет в комплексе оценить прилежание ученика, его учебную активность и уровень усвоения материала. Рейтинговая система нацелена в первую очередь на повышение мотивации к освоению образовательных программ путём более высокой дифференциации оценки учебной работы. В любой момент времени можно подвести итоги рейтинга и определить место ученика среди других по усвоению данной темы. При проведении итогового контроля вопросы должны носить обобщающий характер, отражать основные понятия курса, а не повторять вопросы модульного контроля, причем учащиеся должны заранее знать эти экзаменационные вопросы. Изучение каждого модуля заканчивается контролем качества усвоения материала, и выставлением учащемуся оценки в журнал. Сроки выполнения (своевременное выполнение задания тоже оценивается соответствующим количеством баллов) В модуль могут быть включены индивидуально - дифференцированные задания для учащихся в соответствии со способностями. Например: ведение тетради, посещение уроков, умение работать по конспектам. Технологические карты разрабатываются преподавателям по каждой дисциплине с учётом ее специфики и утверждаются на МО. Рейтинговая система оценки не нарушает существующий принцип оценки, основанный на четырехбалльной, но существенно расширяет его возможности, способствует более точной, объективной и оперативной оценке. Оценка результатов производится гласно, открыто, на базе объективных критериев, устанавливаемых на основе обязательного минимума знаний, определяемого государственными стандартами. Проблемным вопросом в реализации рейтинговой системы оценки знаний остаётся шкала оценок. При формировании рейтинговой системы крайне важно методически точно оценить каждый вид учебной работы соответствующим числом баллов и установить рейтинг, соответствующий тому или иному уровню знаний. При этом используется шкала перевода полученных баллов в оценку. «Отлично» - 91-100 баллов «Хорошо» - 76-90 баллов «Удовлетворительно» - 60-75 «Зачтено» - 60-50 баллов |
Использование интерактивной доски на уроках химии Таким образом, использование интерактивной доски в учебном процессе имеет неограниченные возможности, дает основу учителю химии существенно... | Использование интерактивной доски в проектно-исследовательской деятельности младших школьников Использование интерактивной доски на уроке это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю... | ||
Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе... | Как подготовить и провести урок биологии с использованием интерактивной доски? Есть два варианта использования интерактивной доски: первый – применение готовых материалов (CD, презентаций учителя, ресурсов из... | ||
Возможности интерактивной доски на уроках иностранного языка Учитель... Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса... | Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доу Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых... | ||
Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза В статье рассмотрены вопросы использования электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе вуза, анализируется... | Совершенствование технологии строительства комбинированной дорожной... Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook | ||
Конспект урока информатики и икт (с использованием технологии сдп... Тема "Использование вспомогательных алгоритмов для рисования орнаментов в исполнителе Чертежник" | Урок русского языка "Синтаксис простого предложения" с использованием... Переключение слайдов производит учитель с помощью маркера для интерактивной доски | ||
Методические рекомендации по использованию интерактивной доски в... По использованию интерактивной доски в учебном процессе в соответсвии с требованиями фгос спо | Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка (английского)... Одним из актуальных нововведений стало применение электронной интерактивной доски как средства повышения интенсификации процесса... | ||
Использование интерактивной доски PolyVision eno и планшета Ipad в учебном процессе Современные школьники живут в стремительно изменяющемся мире, возрастают темпы развития науки и объемы новой информации. Поэтому... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Технологии: 1 использование интерактивной доски для построения графиков показательных функций с использованием табличного редактора... | ||
План конспект урока с использованием интерактивной доски Предмет ... | Доклад на тему: «Использование интерактивной доски на уроках биологии» Различные авторы указывают на возможность и даже стратегическую важность использования информационные технологии в обучении биологии,... |