Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе





Скачать 312.08 Kb.
НазваниеТворческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе
страница1/3
Дата публикации22.01.2015
Размер312.08 Kb.
ТипТворческая работа
100-bal.ru > Информатика > Творческая работа
  1   2   3


Фестиваль педагогических идей

«Открой себя»

Творческая работа

Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе.

Крылова Ирина Адольфовна, учитель математики

Чех Ирина Ивановна, учитель физики

МОУ СОШ № 13

Ярославль

2009

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………………3



  1. Интерактивная доска - современное техническое средство…………………3




    1. Дидактические возможности современных технических средств………3-4




    1. Уровни использования……………………………………………………..4




    1. Совместные устройства с интерактивной доской………………………..4




    1. Интерактивная доска – плюсы и минусы…………………………………4-5




    1. Возможности интерактивной доски ………………………………………5-6




  1. Модульно-рейтинговая технология в обучении………………………………6-7



    1. Основные положения модульно-рейтинговой технологии обучения……7-8



    1. Выводы…………………………………………………………………..……8



  1. Информационные источники…………………………………………………………….…………..9

Приложение…………………………………………………………………10-25


1. Введение

Лавинообразный рост объёмов информации, принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности. Информационный взрыв создал множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку "ручные методы" без использования технических средств давно исчерпали свои возможности.

Качество проведения уроков в школе зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения.

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит 25 % видимой информации, когда смотрит и слушает 65 %.
Интерактивная доска (ИД) - современное техническое средство.
Для выхода образования на новый более качественный уровень нужно увеличить эффективность труда преподавателей, а с нею и качество обучения. В этом основную роль могут сыграть цифровые образовательные ресурсы.

В процесс обучения тесно вплелись новые информационные технологии, компьютеры, мультимедиа проекторы, интерактивные доски.

Сегодня интерактивная доска становится эффективным инструментом, позволяющим решать образовательные и воспитательные задачи. Она позволяет учителю показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы и таблицы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования.

Интерактивная доска предоставляет учителю и обучающимся уникальное сочетание компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности. Она дает возможность реализовывать различные приемы индивидуальной, коллективной работы обучающихся, позволяет ребятам в классе быть активными участниками мероприятия. Благодаря интерактивной доске дети больше хотят учиться, результаты их обучения улучшаются. Проведение уроков с применением интерактивной доски повышает интерес обучающихся к предмету.

Интерактивная доска многофункциональна и позволяет более рационально использовать время урока. При ее применении не вызывает трудностей распределение учебного материала на уроке, подготовка и создание проблемной ситуации, подводящего диалога. Работе в классе предшествует объемная, продуманная, трудоемкая работа учителя дома, однако постепенно накапливается методическая база, которая значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем. При разработке уроков можно воспользоваться тысячами необходимых изображений, шаблонов, картинок и интерактивными обучающими ресурсами, входящими в материалы Галереи.

2.1.Дидактические возможности современных технических средств:

  • являются источником информации

  • повышают степень наглядности

  • организуют и направляют восприятие

  • обогащают круг представлений учащихся

  • отвечают научным и культурным интересам

  • создают эмоциональное отношение

  • усиливают интерес учащихся к учебе

  • делают материал доступным

  • активизируют познавательную деятельность учащихся

  • являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний

  • иллюстрируют связь теории с практикой

  • создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения

  • экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся

  • информационная насыщенность


Дидактические особенности ТСО

  • возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы

  • возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов

  • показ изучаемых явлений в развитии, динамике

  • реальность отображения действительности


2.2.Уровни использования ТСО

Степень применения ТСО зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования ТСО: эпизодический, систематический и синхронный.

  • эпизодический

ТСО используется от случая к случаю.

  • систематический

Позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает ТСО в процесс преподавания.

  • синхронный

Предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением ТСО на протяжении всего занятия или значительной его части.
2.3.Совместимые устройства с интерактивной доской.
ПЛАНШЕТ (от фр. planchette - дощечка) устройство со специальной плоской поверхностью и приспособлением, указывающим координаты изображения для их ввода в компьютер.

44764.jpg

Применяем при проведении самостоятельных, тестовых, контрольных работ и при устном опросе.
2.4.Интерактивная доска – плюсы и минусы.
Поработав с интерактивной доской, мы попытаемся рассказать о плюсах и минусах.

Минусы:

  •  Стоит дорого и требуется приобретать дополнительное дорогое программное обеспечение;

  •  Возникают трудности при работе с программным обеспечением доски;

  • Нагрузка на глаза от лампы проектора;

  • Проблема с разработками уроков для интерактивных досок (много времени уходит на подготовку уроков).

Плюсы:

  • Всё, что воспроизводится на доске, можно записывать и сохранять на компьютере;

  • Можно рисовать схемы, проходить тесты, управлять движущимися объектами на экране;

  • Выделить, подчеркнуть, приписать, работа цветным маркером;

  • Есть галерея для создания уроков;

  • Возможность перемещать объекты на доске;

  • Получаются презентации с повышенной интерактивностью;

  • Реализация различных приемов работы (индивидуальная, коллективная, публичная);

  • На первых этапах с интерактивной доской можно работать как обычной "меловой”;

  • Возможность распечатать любой слайд на принтере;

  • Возможность записать фрагмент объяснения материала.


2.5.Возможности интерактивной доски:


  • проведение мультимедийных презентаций (подготовленных учителем и учащимися);

  • показ геометрии в действии (например, вращая треугольник, проверяя равенство фигур наложением, прикосновением меняя форму геометрических фигур);

  • иллюстрация теорем шаг за шагом;

  • проведение устного счета;

  • частичное закрывание экрана шторкой позволяет подавать информацию постепенно;

  • заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи маркера;

  • учащиеся могут взаимодействовать с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки (например, занимаясь группировкой);

  • к сделанным записям всегда можно вернуться и откорректировать их;

  • записывать дополнительные пояснения поверх уже имеющихся записей;

  • маркером, учащиеся могут выделить необходимое, записать наблюдения;

  • записать урок, корректируя его прямо в классе в соответствии с вопросами учащихся;

  • записать готовый урок для заболевших детей на флэш-накопители    

  • сохраненный урок можно использовать при повторении и закреплении материала, рефлексии, а так же для работы с другим классом (создавая, таким образом, свое методическое обеспечение).

Все выше перечисленное позволяет более полноценно распределять время на уроке, как при подаче, так и при закреплении учебного материала. Стоит так же отметить, что при работе с простым экраном учитель вынужден находиться рядом с компьютером, а при работе с интерактивной доской манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности, тем самым учитель имеет полный доступ к управлению компьютером, оставаясь около доски. Интерактивная доска способствует высокой заинтересованности и активности учеников, уроки проходят динамичнее, знания усваиваются лучше, и повышается успеваемость.

Использование интерактивной доски позволяет на уроке создать проблемную ситуацию и возможность разрешить ее, выполняя виртуальные задания, мини-исследования. Эффективность обучения обеспечивается за счет рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой (Приложение 1).

Дети быстро привыкли к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе. Ученики могут делать записи на доске маркером, рисовать поверх любых приложений, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения.
Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться. Благодаря появлению в классе интерактивной доски меняются даже самые проблемные ученики. Ребенок, который раньше не проявлял интерес к предмету, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить.

Учителя нашей школы пришли к общему мнению, что применение интерактивной доски - новый взгляд на процесс обучения.

Использование интерактивной доски позволило нашим педагогам простые презентации заменить интерактивными. Доска позволяет управлять процессом презентаций, маркером вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии поверх заранее созданных презентаций. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области, привлекая внимание учащихся к наиболее важным и значимым блокам информации.

Учащиеся нашей школы готовят презентации по разным предметам и с большим желанием делятся добытой самостоятельно информацией.

Уроки с использованием презентаций становятся более насыщенными, эффективными и дают возможность развивать у учащихся интерес к предмету, познавательную активность, творческий подход. Дети с нетерпением ждут уроков, помогают готовить необходимые материалы. Любая презентация для детей интересна и полезна, когда она сопровождается словом учителя.

Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить право детей на качественное образование. Применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своим учеником (Приложение 2).
3. Модульно-рейтинговая технология и ИД
3.1. Основные положения модульно-рейтинговой технологии обучения
В последнее время в педагогической прессе периодически поднимается тема о многобалльной системе оценок в российской образовании. С проблемами традиционной системы оценивания уровня достижений учащихся сталкиваются на практике практически все учителя. Более того, наша «пятибалльная» система оценок на практике вырождается в трёхбалльную, ибо «двойку» в аттестат за 9-ый, или 11-ый класс ставить запрещается, а часто учителю не разрешается ставить «двойку» и по итогам просто учебного года. В результате – «три пишем, два в уме», а это - негативно сказывается на воспитании учащихся, ибо дети все это видят и понимают. В итоге с детства закладываются основы принятия лжи как нормального явления. Как результат, поскольку у нас немного «пятерок» и немного «двоек», все остальные  делятся на «троечников» и «хорошистов». Поэтому «четверка» у одного ученика и в одной школе сильно отличается от «четверки» у другого ученика или от «четверки» в другой школе.

Решая эту проблему, в нашей школе был проведен семинар «Применение модульно – рейтинговых технологий» и новая технология в обучении была использована на наших уроках.

Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает:

-    в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;

-    дается разъяснение к этой информации;

-   определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ИКТ, конкретных литературных источников, методов добывания информации);

-    приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;

-   указаны практические задания. В теории и практике модульного обучения исследователями приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения.

Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля.

Согласно модульно-рейтинговой системе оценки знаний весь курс делится на модули, чаще всего модуль это глава изучаемого по программе материала. В модуле выделяются основные виды учебной деятельности учащихся: устные ответы, домашние задания; самостоятельные работы; зачеты по определениям и формулам; тесты самоконтроля; творческие задания, доклады и презентации. По каждому виду работы учащиеся получают баллы по 10 бальной шкале. Каждому модулю присваивается свой рейтинг. Что такое “рейтинг”?

В зависимости от количества баллов, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, ученик по завершении курса получает достаточно адекватную совокупную оценку. Такой подход позволяет в комплексе оценить прилежание ученика, его учебную активность и уровень усвоения материала.

Рейтинговая система нацелена в первую очередь на повышение мотивации к освоению образовательных программ путём более высокой дифференциации оценки учебной работы.

В любой момент времени можно подвести итоги рейтинга и определить место ученика среди других по усвоению данной темы. При проведении итогового контроля вопросы должны носить обобщающий характер, отражать основные понятия курса, а не повторять вопросы модульного контроля, причем учащиеся должны заранее знать эти экзаменационные вопросы.

Изучение каждого модуля заканчивается контролем качества усвоения материала, и выставлением учащемуся оценки в журнал. Сроки выполнения (своевременное выполнение задания тоже оценивается соответствующим количеством баллов)

В модуль могут быть включены индивидуально - дифференцированные задания для учащихся в соответствии со способностями. Например: ведение тетради, посещение уроков, умение работать по конспектам. Технологические карты разрабатываются преподавателям по каждой дисциплине с учётом ее специфики и утверждаются на МО.

Рейтинговая система оценки не нарушает существующий принцип оценки, основанный на четырехбалльной, но существенно расширяет его возможности, способствует более точной, объективной и оперативной оценке. Оценка результатов производится гласно, открыто, на базе объективных критериев, устанавливаемых на основе обязательного минимума знаний, определяемого государственными стандартами.

Проблемным вопросом в реализации рейтинговой системы оценки знаний остаётся шкала оценок. При формировании рейтинговой системы крайне важно методически точно оценить каждый вид учебной работы соответствующим числом баллов и установить рейтинг, соответствующий тому или иному уровню знаний.

При этом используется шкала перевода полученных баллов в оценку.

«Отлично» - 91-100 баллов «Хорошо» - 76-90 баллов

«Удовлетворительно» - 60-75 «Зачтено» - 60-50 баллов
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе iconИспользование интерактивной доски на уроках химии
Таким образом, использование интерактивной доски в учебном процессе имеет неограниченные возможности, дает основу учителю химии существенно...
Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе iconИспользование интерактивной доски в проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Использование интерактивной доски на уроке это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю...
Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе iconИспользование интерактивной доски на уроках иностранного языка
В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе...
Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе iconКак подготовить и провести урок биологии с использованием интерактивной доски?
Есть два варианта использования интерактивной доски: первый – применение готовых материалов (CD, презентаций учителя, ресурсов из...
Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе iconВозможности интерактивной доски на уроках иностранного языка Учитель...
Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса...
Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доу
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых...
Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе iconЭлектронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза
В статье рассмотрены вопросы использования электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе вуза, анализируется...
Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе iconСовершенствование технологии строительства комбинированной дорожной...
Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook
Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе iconКонспект урока информатики и икт (с использованием технологии сдп...
Тема "Использование вспомогательных алгоритмов для рисования орнаментов в исполнителе Чертежник"
Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе iconУрок русского языка "Синтаксис простого предложения" с использованием...
Переключение слайдов производит учитель с помощью маркера для интерактивной доски
Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе iconМетодические рекомендации по использованию интерактивной доски в...
По использованию интерактивной доски в учебном процессе в соответсвии с требованиями фгос спо
Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе iconИспользование интерактивной доски на уроках иностранного языка (английского)...
Одним из актуальных нововведений стало применение электронной интерактивной доски как средства повышения интенсификации процесса...
Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе iconИспользование интерактивной доски PolyVision eno и планшета Ipad в учебном процессе
Современные школьники живут в стремительно изменяющемся мире, возрастают темпы развития науки и объемы новой информации. Поэтому...
Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологии: 1 использование интерактивной доски для построения графиков показательных функций с использованием табличного редактора...
Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе iconПлан конспект урока с использованием интерактивной доски Предмет
...
Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе iconДоклад на тему: «Использование интерактивной доски на уроках биологии»
Различные авторы указывают на возможность и даже стратегическую важность использования информационные технологии в обучении биологии,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск