Кадры и их подготовка к решению проблем информатизации образования
Реализация информационных технологий в УВП требует серьезной подготовки преподавательских кадров, которые владели бы знаниями в области применения информационных технологий как в процессе преподавания общеобразовательных предметов, так и при решении своих профессиональных задач. Информация о прохождении курсов повышения квалификации по проблеме информатизации образования:
Все педагоги школы (100%) обучались на курсах повышения квалификации по теме «Использование ИКТ в учебном процессе» и участвовали в семинарах по данной теме.
Все педагоги (100%) владеют компьютером.
Используют ИКТ в учебном процессе 14 человек, из них 5 учителей постоянно используют ЭОРы и создают собственные продукты для применения в урочной и внеурочной деятельности, 3 учителя применяют ЭОРы периодически, остальные – эпизодически. В стороне пока остаются учителя физкультуры, ИЗО, технологии.
0рганизация школьной ИКТ-среды
Во всех кабинетах, за исключением 17-го, оборудованы компьютеризированные рабочие места для учителей школы, которые предназначены для подготовки учителей-предметников к урокам с компьютерной поддержкой, для подготовки и распечатки методических материалов и для ознакомления с цифровыми мультимедийными обучающими ресурсами по предмету, а также для использования их на уроках. 10 кабинетов оборудованы интерактивными досками.
Все компьютеры, за исключением компьютера в тренерской, подключены к локальной сети с выходом в Интернет. Уроки, обучающие школьников пользованию компьютерными сетями, проводятся с 3-го класса, поэтому навыки работы в Интернет есть у 75% обучающихся. Активно используют сеть Интернет около 20-ти учащихся начальной школы, более 30-ти учащихся основной школы, почти все учащиеся старших классов и 12 учителей.
С сентября 2011года в школе вводится электронный документооборот. В данный момент 11 учителей заполняют электронные журналы для учащихся из 9 и 10 классов. Имеют возможность пользоваться электронными дневниками 24 школьника.
Для обучающихся после уроков организован доступ в компьютерный класс, доступ в интернет под руководством учителя («Интернет-кафе» в рамках внеурочной деятельности), электронные дневники в 4, 9, 10 классах.
Мультимедийная библиотека школы находится в стадии формирования и в настоящее время насчитывает более 100 программ. Накопленное программное обеспечение ориентировано, прежде всего, на сопровождение информатизации учебно-воспитательного процесса и используется на уроках русского языка и литературы, математики, физики, химии, биологии, английского языка, информатики, истории, географии и окружающего мира, а также во внеурочной деятельности.
Большинство внеклассных школьных мероприятий и мероприятий, проводимых школой для округа, уже несколько лет проходят с использованием компьютерной поддержки. Это интеллектуальные игры «Своя игра», «Эрудит», «Умники и умницы», «Кресло» и другие.
Учащиеся школы при поддержке учителей активно участвуют в различных
дистанционных ИКТ-проектах, таких как:
Региональная дистанционная олимпиада по информатике (пользовательский курс) – с 2001 года ежегодно от 1 до 6 человек, неоднократно занимали призовые места;
Региональная телекоммуникационная конференция «Математическое моделирование задач естествознания» (ТГУ) в 2006-2009 годах – 7 участников, 2 победителя, 4 призера;
III региональный конкурс школьных интернет-проектов “Химия настоящего и будущего» (ТГУ, Химический факультет и Институт дистанционного образования (ТГУ), 2009г. – 4 участника, 1 победитель, 2 призера;
Областная эвристическая олимпиада, 2010г. – 4 участника;
Областной этап всероссийского конкурса «Химия – наука о чудесах», 2010г. – 2 участника, 1 победитель, 1 призер;
XII региональная (заочная) конференция школьников «Математика: ее содержание, методы и значение» (ТОИПКРО), 2010г. – 3 участника, 1 победитель, 1 призер;
Всероссийский игра-конкурс по информатике «Инфознайка» – два года, 23 и 32 человека соответственно, 1 победитель в 2010 и 3 победителя в 2011 году;
Всероссийский конкурс по информатике «КИТ» - 2 года, 10 и 23 участника соответственно, 1 призер в 2010 году;
Международный онлайн-конкурс по безопасному использованию Интернета и мобильной связи «Интернешка» - 15 участников в 2010 году, 1 победитель и 19 участников в 2011 году, 1 победитель;
Интернет-олимпиады (ТГУ), 2011г. – 3 участника.
Внедрение электронного документооборота
С августа 2011года школа приступила к введению электронного документооборота. В данный момент 11 учителей заполняют электронные журналы для учащихся из 9 и 10 классов. Имеют возможность пользоваться электронными дневниками 24 учащихся.
Внедрение дистанционного образования
В 2011-2012 году в школе введена система дистанционного обучения «Электронный университет» в сотрудничестве с ТГУ. В рамках этого проекта начинается обучение в Заочной физико-математической школе. Количество обучающихся 8 человек.
Общее количество часов = 48. Из них 30 практических, 18 лекционных
Срок обучения: октябрь 2011г.- май 2012г.
Основная цель курса - углубление и обобщение учебного материала, знакомство с новыми математическими понятиями, решение задач повышенной сложности, выполнение заданий для закрепления и обобщения полученных знаний.
По окончании обучения учащимся будет выдан документ о завершении обучения - Сертификат ТГУ.
Организация безопасного доступа в сеть Интернет
В школе организована контентная фильтрация информации из сети Интернет с помощью фильтра на сервере, а также программы Net Police, позволяющая не допускать выхода на нежелательные сайты. Кроме того, организована система доступа учащихся в Интернет путем разделения полномочий: на компьютерах преподавателей стоят пароли, не позволяющие включать компьютеры без ведома учителей, и, соответственно, выходить в Интернет без соответствующего контроля; на ученических компьютерах программа Net Police контролирует список разрешенных сайтов. В школе также создан совет по обеспечению безопасного доступа в сеть Интернет, который регулирует вопросы организации сетевого доступа.
Внедрение СПО
В школе установлено СПО на 15 компьютерах, в том числе на всех компьютерах учеников. В программе школьного курса информатики предусмотрено обучение школьников на уроках работе в ОС Linux и офисном пакете Open Office.org. Соответствующее обучение прошли все педагоги школы.
Использование ЦОР и участие в сетевых педагогических сообществах
14 педагогов школы (74%) используют цифровые образовательные ресурсы на уроках и во внеурочной деятельности, 5 педагогов (26%) являются членами сетевых педагогических сообществ, таких как различные сообщества Сети творческих учителей (www.it-n.ru), Педсовет (http://pedsovet.org), Открытый класс (http://www.openclass.ru), ПроШколу.ру (http://www.proshkolu.ru), Видеоуроки.ру (http://videouroki.ru) и размещают свои авторские разработки на этих и некоторых других сайтах.
Школьный сайт
У школы имеется официальный сайт по адресу http://tom-itschool.edu.tomsk.ru. На сегодняшний день все основные требования к наполнению сайта соблюдены. На сайте имеются страницы: визитка (лицензия, аккредитация и контактная информация), новостная страница, официальные документы (в том числе страница ННШ), образование (рабочие программы, в том числе по ФГОС), страница для родителей, страница для учеников, публикации (список публикаций наших педагогов), Доска почета, списки выпускников (начиная с 1990г.), и некоторые другие.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание оптимальных информационных условий для формирования компетентности учащихся в современных видах деятельности с целью дальнейшей интеграции в профессиональные, социальные сообщества.Задачи: 1) Продолжить оснащение учебных кабинетов компьютерной техникой; провести модернизацию или замену устаревшей техники.
2) Вовлечь всех педагогов в систему использования ИКТ в учебной и внеурочной деятельности и квалифицированного использования сети Интернет.
3) Автоматизировать школьную отчетность путем введения электронного документооборота.
4) Организовать сетевое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
5) Повысить мотивацию школьников к получению знаний путем использования ИКТ в учебном процессе.
Этапы реализации программы
Направление ИКТ
| Мероприятие
| Сроки реализации
| Ответственные
|
I этап
|
Техническая платформа информатизации школы
| приобретение 2-х принтеров,
компьютер в библиотеку,
3 документ-камеры;
| 2011-2012
| Дубок Г.А.
|
Кадры и их подготовка к решению проблем информатизации образования
| привлечь 7 учителей к систематической работе с ЭОР и созданию собственных материалов для использования на уроках; с этой целью 5 учителей, владеющих ИКТ, будут их курировать и обучать по мере необходимости.
| Крупенкова И.Н.
|
создать условия для непрерывного профессионального роста педагогических кадров в использовании ИКТ через учебные семинары, курсы повышения квалификации, самообразование;
| Крупенкова И.Н.
|
0рганизация школьной ИКТ-среды
| сформировать информационную связь с родителями учащихся через сеть Интернет с помощью введения электронных дневников
| Залетило Л.И.
|
расширить информационное взаимодействие учеников, родителей, учителей и администрации школы с помощью электронных средств (Интернет, электронная почта, Скайп и др.)
| Крупенкова И.Н.
|
совершенствовать механизмы контроля за учебно- воспитательным процессом школы на основе использования ИКТ
| Крупенкова И.Н.
|
повышать престиж учителей, которые стремятся к применению информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности, путем морального и материального поощрения
| группа ННШ
|
приобрести программное обеспечение Adobe FineReader, Captivate
| Дубок Г.А.
|
Модернизация и наполнение школьного сайта
| создать личные страницы педагогов
| Афанасьева Т.Б., педагоги школы
|
создать страницу «Подготовка к олимпиадам»
| Афанасьева Т.Б., Дубок Т.А.
|
создать страницы «Для тех, кто не был в школе»
| Афанасьева Т.Б., Крупенкова И.Н.
|
Внедрение электронного документооборота
| подключить к электронному журналу и дневнику учащихся 7 класса - в ноябре 2011г, учащихся 5 класса – в январе 2012 года
| 2011-2012
| Крупенкова И.Н.
|
апробировать внедрение электронного документооборота в управление школой
| Дубок Г.А., Крупенкова И.Н.
|
сократить представление информации на бумажных носителях
| Крупенкова И.Н.
|
Внедрение дистанционного образования
| провести в школе семинар по подготовке к внедрению дистанционного образования
| Волоскова Л.В.
|
Организация безопасного доступа в сеть Интернет
| продолжить контентную фильтрацию на сервере и ученических компьютерах;
| Дубок А.Г.
|
позволять обучающимся выход в Интернет только под контролем педагогов;
| Крупенкова И.Н.
|
разработать и внедрить систему обучения школьников безопасной работе в компьютерных сетях.
| Афанасьева Т.Б., Дубок А.Г.
|
Использование ЦОР и участие в сетевых педагогических сообществах
| привлечь остальных учителей к использованию сети Интернет для доступа к ЦОР;
размещение собственных разработок в сети Интернет
| Андреева В.П.
|
II этап
|
Техническая платформа информатизации школы
| приобрести нетбуки (планшеты) Intel ClassMate PC 3 для учащихся 1 класса | 2012-2013
| Дубок Г.А.
|
Кадры и их подготовка к решению проблем информатизации образования
| обмен опытом по использованию проектной деятельности в образовательном процессе
| Дубок Т.А.
|
0рганизация школьной ИКТ-среды
| обмен опытом в области использования программных средств для интерактивной доски: видеоуроки, работа с пультами,
создание тестов;
приобретение программного обеспечения ЛогоМиры и AbbyyLingvo;
продолжить участие в дистанционных ИКТ проектах
| Андреева В.П.
|
Внедрение электронного документооборота
| перевод всех классов на электронные журналы и дневники;
автоматизация управленческой деятельности
| Крупенкова И.Н., Афанасьева Т.Б.
|
Внедрение дистанционного образования
| ввести дистанционные курсы по химии и информатике, используя для этого соответствующие страницы школьного сайта; курсы должны предусматривать обучение по наиболее сложным темам школьного курса с целью подготовки к ЕГЭ и всероссийским олимпиадам путем изложения необходимого материала и он-лайн консультаций.
| Дубок Т.А., Афанасьева Т.Б.
|
Организация безопасного доступа в сеть Интернет
| обновление программы контентной фильтрации;
разработка инструкций по использованию лицензионного программного обеспечения
| Дубок А.Г.
|
Внедрение СПО
| установить ОС Linux на всех школьных компьютерах;
разработка комплекта документов на установку и использование СБППО
| Дубок А.Г.
|
Использование ЦОР и участие в сетевых педагогических сообществах
| создание видеобанка приёмов работы на интерактивной доске;
создание библиотеки электронных уроков;
установить сетевое взаимодействие с педагогами других школ, в том числе школ района и округа, для работы над совместными учебными проектами
| Андреева В.П., Дубок Т.А.
|
Модернизация и наполнение школьного сайта
| создание интерактивных учебных курсов в Moodle, размещение их на школьном сайте;
размещение на сайте школы всех локальных актов;
открытие новой рубрики "фотоальбом: творчество обучающихся";
организация школьного форума
| Андреева В.П., Афанасьева Т.Б.
|
III этап
|
Техническая платформа информатизации школы
| приобретение нетбуков (планшетов) для учащихся основной школы
| 2013-2014
| Дубок Г.А.
|
Кадры и их подготовка к решению проблем информатизации образования
| мониторинг и корректирование процесса информатизации школы
| Крупенкова И.Н.
|
0рганизация школьной ИКТ-среды
| подключение к единой информационной сети ТГУ;
мониторинг и корректирование процесса информатизации школы;
приобретение лицензионных программ для работы с графикой и видео (Adobe Photoshop, PinacleStudio);
продолжить участие в дистанционных ИКТ проектах
| Дубок Г.А.
|
Внедрение электронного документооборота
| полный перевод школы на электронный документооборот: автоматизация мониторинга здоровья обучающихся, финансово-хозяйственной деятельности, педагогического мониторинга (качество знаний по классам, уровень воспитанности, занятость учащихся), психологическая диагностика
| Крупенкова И.Н.
|
Внедрение дистанционного образования
| организация дистанционного обучения для мотивированных обучающихся и обучения на дому;
продолжение сотрудничества с вузами
| Дубок Г.А.
|
Организация безопасного доступа в сеть Интернет
| продолжить контентную фильтрацию и обучение учащихся безопасному пользованию компьютерными сетями
| Дубок А.Г.
|
Внедрение СПО
| решение проблемы использования ПО для интерактивной доски в ОС Linux
| Дубок Г.А.
|
Использование ЦОР и участие в сетевых педагогических сообществах
| создание собственного педагогического сообщества на сайте школы;
публикации разработок педагогов в сети Интернет через сайт школы
| Афанасьева Т.Б., Андреева В.П., Дубок Т.А., Волоскова Л.В.
|
Модернизация и наполнение школьного сайта
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ 1
Техническая платформа информатизации школы 1
Кадры и их подготовка к решению проблем информатизации образования 2
0рганизация школьной ИКТ-среды 2
Внедрение электронного документооборота 3
Внедрение дистанционного образования 3
Организация безопасного доступа в сеть Интернет 4
Внедрение СПО 4
Использование ЦОР и участие в сетевых педагогических сообществах 4
14 педагогов школы (74%) используют цифровые образовательные ресурсы на уроках и во внеурочной деятельности, 5 педагогов (26%) являются членами сетевых педагогических сообществ, таких как различные сообщества Сети творческих учителей (www.it-n.ru), Педсовет (http://pedsovet.org), Открытый класс (http://www.openclass.ru), ПроШколу.ру (http://www.proshkolu.ru), Видеоуроки.ру (http://videouroki.ru) и размещают свои авторские разработки на этих и некоторых других сайтах. 4
Школьный сайт 4
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
Этапы реализации программы 5
приобрести нетбуки (планшеты) Intel ClassMate PC 3 для учащихся 1 класса 6
приобретение нетбуков (планшетов) для учащихся основной школы 7