Скачать 150.18 Kb.
|
Атнинский район Кубянская средняя общеобразовательная школа Урок информатики в 10 классе Решение заданий ЕГЭ по информатике Учитель информатики: Хакимзянова Н.И. 2010 год Вид урока: урок практического применения знаний по теме “ Решение заданий ЕГЭ по информатике ” в разных видах деятельности. Технология: групповая работа. Место урока в учебном плане: обобщающий урок по теме “Решение заданий ЕГЭ по информатике”. Оборудование: компьютеры, проектор, презентация, тесты. Цели урока:
Задачи урока:
План урока:
- Информация. (тест на компьютере) - Система счисления. - Алгоритмизация и программирование. - Логика
Ход урока. I.Организационный момент (сообщение учащимся темы урока, цели и задач урока). II. Готовимся к ЕГЭ по информатике. 1. Информация Мы рассмотрели задачи по теме «Информация». Решение задач, в условиях которых события являются равновероятными. Для вычисления количества информации в сообщении об одном из равновероятных событий, общее количество которых равно, используем формулу: N = 2i Решение задач, в условии которых события не равновероятны. Для вычисления количества информации в сообщении об одном из неравновероятных событий, вероятность которого равна p, используем формулу: i = -[log2p] , где i – количество информации, квадратные скобки обозначают ближайшее целое, меньшее или равное значению выражения в скобках. Алфавитный подход к измерению информации Для вычисления количества информации в сообщении из k символов некоторого алфавита, в котором N различных знаков, используем формулу: I = ki, где I – количество информации в сообщении, i можно найти из формулы N = 2i Скорость передачи информации Скорость передачи информации измеряется в битах в секунду и вычисляется по формуле: V = I/t, где -V скорость передачи информации, I - количество информации в сообщении, t - время передачи сообщения. Кодирование текстовой информации Основной (традиционной) таблицей кодирования символов является таблица ASCII (американский стандартный код обмена информацией, читается «АСКИ»). В ней для хранения каждого символа выделено 8 бит (1 байт). Общее количество различных символов , которое кодируется таблицей ASCII, равно 28 =256. Для кодирования русских букв, в зависимости от операционной системы, используется одна из разновидностей таблицы ASCII (кодовая страница) : КОИ – 8, Windows – 1251, ISO, DOS, MAC. Из-за ограниченности количества различных символов в таблице ASCII, на смену приходит кодовая таблица Unicode (Юникод). В ней для хранения каждого символа используется 16 бит(2байта). Общее количество различных символов , которое кодируется таблицей Unicode, равно 216 = 65536. В кодировке КОИ – 8 каждый символ кодируется одним байтом. Оцените информационный объём предложения (в битах): (1мин) 1 вариант 2010 – год Учителя. Решение: 19 · 8 = 152 бит. Ответ: 152 бит. 2 вариант 9 мая – День победы. Решение: 20 · 8 = 160 бит. Ответ: 160 бит. Тест на компьютере по теме «Информация». Открываем папку Урок информатики Test1 Revisor.exe Тема 0. 2. Система счисления. (А3, А4, В3) Система счисления - набор знаков, используемых для записи чисел и правила записи чисел. Эти знаки называются цифрами. Набор этих цифр называется алфавитом системы счисления. Количество цифр в алфавите называется мощностью алфавита. Различаются позиционные и непозиционные системы счисления. Если для каждого числа системы счисления выполняется правило: вес цифры ( ее значение) зависит от положения цифры в числе, такая система счисления называется позиционной. Если хотя бы для одного числа это правило не выполняется, система счисления называется непозиционной. Количество цифр в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления. Система счисления, которой мы пользуемся в повседневной жизни и которую мы изучаем в школе, - десятичная позиционная. Десятичная - потому что в ней используется десять цифр для записи чисел (от «0» и «9») и именно десять раз вес каждого разряда отличается от соседнего (вес сотен в десять раз больше веса десятков). Самое маленькое основание позиционной системы счисления – 2. Это самое маленькое основание позиционной системы счисления для записи чисел, в ней всего два знака – «0» и «1». Обычно используется 16-теричная система счисления. Для перевода числа из какой-либо системы счисления в десятичную необходимо: 1)пронумеровать разряды числа справа налево, начиная с нуля; 2)умножить каждую цифру числа на основание его системы счисления, возведенное в степень номера этого разряда; 3)сложить полученные числа. Для перевода десятичного числа в другую систему счисления необходимо: 1)делить нацело с остатком число на нужное основание системы счисления; 2)получившееся частное (целое) тоже делить нацело с остатком на это основание; 3) продолжить деления до тех пор, пока частное не получится равно нулю; 4)выписать остатки в порядке, обратном их получению. Примеры: А3. Дано, а =DD16, b=3378. Какое из чисел x, записанных в двоичной системе, отвечает уравнению а 1)11011110 2)10111010 3)11101101 4)11101111 А3. Сколько единиц в двоичной записи числа 64?
А3. Приведите в двоичную систему десятичное число 57?
А4. Чему равна сумма чисел а=1716 и b=8716? (2мин) 1)11010002 2)10416 3)9616 4)9Е16 В3. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 23 оканчивается на 2. (5мин) Решение:
(*) где – целое неотрицательное число (0, 1, 2, …);
3. Алгоритмизация и программирование А5. Что нужно знать:
Пример задания: (2мин)Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы. a := 5; a := a + 6; b := –a; c := a – 2*b; 1) c = –11 2) c = 15 3) c = 27 4) c = 33 Решение: а = 5+6 = 11 в = - 11 с = 11 – 2*(-11) = 33 правильный ответ – 4. Еще пример задания: (2мин)
a := 3 + 8*4; b := (a div 10) + 14; a := (b mod 10) + 2; 1) a = 0, b = 18 2) a = 11, b = 193) а = 10, b = 18 4) a = 9, b = 17 Решение: 3 + 8*4 = 35 в = (35div 10) + 14 = 17 а = (17 mod 10) + 2 = 9 B2 (базовый уровень, время – 1 мин) Тема: Блок-схемы алгоритмов. Переменные, присваивание значений. Ветвления. Организация циклов с помощью блока «ветвление». Что нужно знать:
Пример задания:Запишите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма: Решение: а = 2 в = 3 а = 4 в = 7 а = 8 в = 15 а = 16 в = 31 а = 32 в = 63 а = 64 в = 127 а = 128 в = 255 а = 256 в = 511 B5 (повышенный уровень, время – 10 мин)Тема: Поиск алгоритма минимальной длины для исполнителя. Что нужно знать:
Пример задания:У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера: 1. прибавь 3 2. умножь на 4 Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 3, а выполняя вторую, умножает его на 4. Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 57, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд. Решение 3*4 = 12 12*4 = 48 48 + 3 = 51 51 + 3 = 54 54 = 3 = 57 правильный ответ – 22111. 4. Основы логики. Основные понятия. В алгебре логики изучаются логические операции, производимые над высказываниями. Высказывания могут быть истинными или ложными. Применяя к простым высказываниям логические операции. Можно строить составные высказывания. Основными логическими операциями являются: 1. Отрицание(инверсия, «не») Обозначение: ¬ Таблица истинности:
2. Логическое сложение (дизъюнкция, «или») Обозначение: V Таблица истинности:
3. Логическое умножение (конъюнкция, «и») Обозначение: ^ Таблица истинности:
Кроме основных логических операций используются тоже дополнительные, которые можно выразить через основные. Пример такой операции – импликация. Обозначение:→ Таблица истинности:
Законы де Моргана: ¬(А V В) = ¬А V ¬В ¬(А ^ В) = ¬А ^ ¬В А8. Какое логическое выражение равносильно выражению ¬ (АV В) V¬С? (1мин) 1)(¬А/\ ¬В) V ¬ С 2) ¬АV¬ВV¬ С 3)А VВ/\ С 4)(А/\В) VС А9. Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. (2мин) Дан фрагмент таблицы истинности выражения F:
Какое выражение соответствует F? 1) XVYVZ 2) X/\Y/\¬Z 3) ¬X/\Y/\¬Z 4)X V ¬YVZ III. Тестирование. Вариант1. А1. В одном из способов представления Unicode каждый символ закодирован 2 байтами. Определите информационный объём следующего предложения: Известно, что Слоны в диковинку у нас. 1) 38 байт 2) 64 байт 3) 512 бит 4) 608 бит А2. Сколько значащих нулей в двоичной записи числа 48?
А3.Определите значение переменной b после выполнения следующего фрагмента программы, где a и b – вещественные (действительные) переменные: a := -5; b := 5 + 7 * a; b := b / 2 * a; 1) 3 2) –3 3) 75 4) –75 А4. Какое логическое выражение эквивалентно выражению ¬(¬A B) ¬C? 1) (A B) ¬C 2) (A ¬B) ¬C 3) (A ¬B) ¬C 4) (A B) C Вариант2. А1. В одном из способов представления Unicode каждый символ закодирован 2 байтами. Определите информационный объём следующего предложения: Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. 1) 41 байт 2) 74 байта 3) 592 бита 4) 656 бит А2. Переведите двоичное число 101001 в десятичную систему? 1) 29 2) 41 3) 51 4) 82 А3. Определите значение переменной b после выполнения следующего фрагмента программы, где a и b – вещественные (действительные) переменные: a := 5; b := 5 - 3 * a; b := b / 2 * a; 1) 1 2) –1 3) - 25 4) 25 А4. Укажите, какое логическое выражение равносильно выражению ¬(¬АV¬В) V¬ С. 1)А/\ВV¬ С 2)А/\¬В/\¬ С 3)¬А/\¬ВV¬ С 4)А/\(¬ВV¬ С) Вариант1
Вариант2
IV. Д/3: Решить задачи. 1.Определите значение целочисленных переменных x и y после выполнения фрагмента программы: x := 336 У := 8; x := x div y; y := х mod у; 1) x = 42, y = 2 2) x = 36, y = 12 3) x = 2, y = 24 4) x = 24, y = 4 2. Какое логическое выражение равносильно выражению ¬ (A B) ¬C ? 1) ¬A B ¬C 2)(¬A ¬B) ¬C 3)(¬A ¬B) C 4) ¬A ¬B ¬C 3. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцените информационный объем следующего предложения: Белеет Парус Одинокий В Тумане Моря Голубом! 1) 352 бита 2) 44 бита 3) 352 байта 4) 88 байт V. Итог, оценивание. |
Тип урока: комбинированный интегративный урок с творческим применением знаний и умений Вид урока Вид урока: проектное занятие (смешанный урок с использованием учебной презентации) | Учебник для 9 класса 2010 г. Тема урока: Арифметические выражения... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 | ||
Учебник для 8 класса 2010 г. Тема урока: Общение в Интернете Вид... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 | Конспект урока Класс: 7 Время: 45 минут Форма организации учебного... ... | ||
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Особенности... Вид урока: Урок с применением икт. На уроке применялся цифровой образовательный медиаресурс «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.... | Вопросы для государственного экзамена по информатике и Тимои на 2009... «Информатика как наука, как вид практической деятельности, и ее роль в развитии общества». Разработать фрагмент урока обобщения и... | ||
Доклад о состоянии и результатах деятельности муниципального образовательного... Тип, вид, статус учреждения, лицензия на образовательную деятельность, государственная аккредитация | Доклад за 2009-2010 учебный год моу «Средняя общеобразовательная школа №2» Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 Год открытия – 1981 год. Лицензия на образовательную... | ||
Оценка эффективности учебно-воспитательной работы за 2009-2010 учебный... Приоритетными направлениями деятельности школы в 2009-2010 учебном году являлись | Урока: Соли. Тип урока Вид урока: Урок-семинар с элементами практической работы, межпредметных связей с географией | ||
План мероприятий по профилактике дтп по моу школе №24 на 2010-2011 уч год Информация о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма по городу за 2010 год | Публичный отчет за 2009-2010 учебный год 2010 год Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 П. Фряново щелковского муниципального района московской... | ||
Анализ урока 16 февраля 2010 год Сш №2 г. Витебска я присутствовала на уроке математики в 6 «А» классе. Урок проводился учителем математики Халимоненко Валентиной... | План-конспект открытого урока географии в рамках окружного этапа... Средства обучения: магнитная доска, мел, компьютер, проектор, экран, авторская power-point-презентация, отпечатанный сжатый конспект... | ||
Урока. Тема урока. Вид урока Где находится материал Требования к уровню Содержание и задачи курса Культура дома. Технология обработки ткани и пищевых продуктов | Конспект урока Тема урока «Плотность вещества». 7 класс ... |