Скачать 0.7 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ПРИНЯТО на заседании педагогического совета от 31.08.2013 г. протокол № 1 УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы от 05.09.2013 г. № 534 С РАССМОТРЕНО на заседании кафедры учителей начальных классов МБОУ СОШ №8 от 29.08.2013 г. протокол № 1 Рабочая программа по технологии УМК «Перспектива» 2 класс на 2013 -2014 учебный год Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, программы общеобразовательных учреждений, системы учебников «Перспектива», авторы: Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова. М.: Просвещение, 2011. Авторы-составители: Ворошилова О.В., Веселова Е.В., Романова Е.А., Пахомова Г.П. - учителя начальных классов МБОУ СОШ №8 с углублённым изучением отдельных предметов Кстово 2013 Содержание
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Технология» 2 класс создана на основе Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования; Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2011год; Программы курса «Технология» под редакцией Роговцевой Н.И., М., «Просвещение», 2011 год. Курс «Технология. Человек, природа, техника», является компонентом учебно-методического комплекта (УМК) для 2 класса общеобразовательных учреждений. Данный УМК продолжает предметную линию «Технология» в рамках серии «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник»). Он состоит из учебника, рабочей тетради и методического пособия. В построении УМК использована та же структура, логика подачи материала и навигационная система (условные обозначения, используемые в УМК), что и в 1 классе Особенностью данного курса является тесная связь материала с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Учащиеся знакомятся: — с основными сферами: земным, водным, воздушным и информационным пространствами; — с особенностями технологического процесса в прошлом и настоящем в России и мире; — с логикой развития культуры труда; — с основными профессиями, обеспечивающими жизнедеятельность человека, развитие общества; — с различными видами народно-прикладного искусства России. Дети также изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, — от примитивного доисторического каменного топора до современного компьютера и последних новинок техники, используемых на земле, в воде и воздухе. Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Программа направлена на решение следующих задач:
Место предмета в базисном учебном плане Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования, программы Роговцевой Н.И.в соответствии с базисным учебным планом и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Основные содержательные линии Во 2 классе лейтмотивом содержания курса становится знакомство с видами профессиональной деятельности человека начиная с древних времен и осмысление их значения для общества. В учебнике представлена информация об основных профессиях и ремеслах, овладение которыми необходимо для жизнеобеспечения человека. Они возникли в прошлых веках и остались актуальными в наше время. Данный материал, по мнению авторов учебника «Технология. Человек, природа, техника», осуществляет предметную связь курса с историей России и изобразительным искусством, а также отражает один из культурологических аспектов обучения технологии во 2 классе. А главное — знакомство это происходит через призму практической деятельности. Таким образом, в процессе изучения предмета «Технология» ребенок познает природу, общество, мир во всем его единстве и многообразии. Еще одной важной особенностью курса «Технология» для 2 класса является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности. Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи проекта, анализ готового изделия, построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т. е. приемов работы от замысла до презентации поделки. Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т. д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия. Логика подачи материала в УМК опирается на ведущие принципы дидактики, переведенные в технологическую плоскость: 1) постепенный переход от простой поделки до проекта через освоение технологии процесса; 2) обучение тому, что (содержание), с какой целью (мотивация), какими средствами, а главное — КАК (последовательность и технология выполнения) делать; 3) обучение планированию всех видов деятельности — от самообслуживания до работы над проектом; 4) знакомство с материалами, инструментами, техникой и правилами работы с ними, профессиями и технологией труда в сферах:
5) рассмотрение взаимодействия компонентов в триединстве «человек — природа — техника». Таким образом, особенностью построения учебного курса «Технология» во 2 классе является то, что основные понятия предмета: наука технология, технологический процесс, инструменты, материалы, виды ресурсов, проект, результат труда, профессии, правила безопасности при работе и т. д. — представлены в комплекте не изолированно, а в целостной системе. И ребенок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя один, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Ученик не получает готовое задание, а сам вырабатывает его путем поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы, результат своего труда — поделку, изделие, защищать проект на выставке, в классе, школе. В курсе «Технология» для 2 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого картона, пластилина или глины, природных материалов, ткани и ниток, упаковочного материала, фольги. Содержание этого предмета имеет практико-ориентированную направленность. Однако практическая деятельность является лишь средством развития социально значимых личностных качеств школьников, формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. При подборе материала для практической работы авторы исходили из следующих положений: — как можно меньше изобразительной деятельности ребенка, как можно больше конструкторской; — использование общей конструкции для создания нескольких вариантов изделий с использованием творческих заданий; — знакомство с природой и возможностями использования ее богатств человеком; — ознакомление со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; — первичное знакомство с законами природы, на которые опирается человек при работе; — преимущественно объемные изделия, работа над которыми способствует развитию пространственного видения, восприятия ребенка; — предлагаемые для изготовления изделия — объекты предметного мира, а не объекты природы (то, что создается человеком; природа же дает сырье и диктует законы); — в процессе анализа задания знакомство с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов; — в ходе практической работы ознакомление с условными линиями чертежа, с технологическими операциями:
лепка (шара и других форм). Все эти положения наиболее ярко могут быть отражены в работе над проектом. Учебник-практикум «Технология. Человек, природа, техника» разделен на четыре основные части, которые выделены цветом:
В каждой части материал разделен на темы, которые отражены в колонтитулах. Тема разбита на рубрики: — название темы и постановка задачи; — краткое введение «Путешествуем во времени»; — основное содержание «Учимся новому» (упражнения, технологические задания, формы и компоненты обучения); — практическая работа «Делаем сами» или «Проводим эксперимент»; — информация к размышлению «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы); — выводы и обобщения «Подведем итоги»; — итоговый контроль «Проверим себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания). Изучение практически каждой темы урока в учебнике завершается работой над проектом. В учебнике дано название проекта, определена форма работы (индивидуальная, парная, групповая), кратко описан ход реализации проекта. Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Приступая к работе над проектом, ученик должен прежде всего определить цель всей работы: зачем нужно создавать это изделие, почему мы делаем его как проект. Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата. В процессе работы параллельно решается задача речевого развития детей, выработки навыков анализа и планирования работы, поэтому следует обсудить с ними все этапы работы, обратив внимание на те из них, выполнение которых требует от учеников наибольших усилий. После завершения работы следует проанализировать и оценить выполненное изделие. Все это поможет ребенку осознать важность своего труда, осмыслить процесс выполнения работы, допущенные ошибки и достижения. Это послужит мотивацией к работе, будет способствовать развитию трудовых навыков учащихся, речи, познавательных способностей и умения учиться. С этой же целью полезно предлагать ребенку рассказать кому-то (брату, сестре, бабушке и др.), как он работал над изделием, что было особенно трудно, что получилось хорошо, а что не удалось.. Под проектом традиционно понимается единство замысла и реализации. После определения цели требуется составить четкий, конкретный план работы. В учебнике планы всех изделий представлены в краткой форме под заголовком «План работы», приведен алгоритм его выполнения в фотографиях или рисунках. Это помогает ученику контролировать последовательность действий и распределять деятельность при групповой работе. Обязательно надо определить форму работы. Чаще всего это работа в группе, так как в данном случае она является наиболее продуктивной. Учитель должен не только распределить роли, обозначить, кто и что будет делать при выполнении плана, но и научить детей делать это самостоятельно. Разобрав план работы, можно приступать к его реализации, предварительно выбирая материалы, инструменты, повторить правила и приемы работы с материалами и инструментами. После реализации плана целесообразно оформить работу и провести ее презентацию. Такая работа способствует развитию речевых навыков учащихся, умений самоанализа и самоконтроля. Это может быть выставка поделок, демонстрация работ учителем или учащимися, оформление работы для папки достижений, но с одним обязательным условием — обсуждением и оценкой результатов работы. Презентация результатов проекта и его оценка являются обязательными компонентами проектной деятельности. При этом надо учитывать, что оценка является относительным понятием в этом возрасте и должна носить позитивный характер, т. е. указания на ошибки могут быть только в форме предложений по их исправлению. Работа над проектом включает в себя несколько этапов: — подготовительный (определение цели, постановка задач, анализ готового изделия, определение ресурсов, планирование работы); — реализация (самостоятельное выполнение работы по плану, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы); — презентация результатов проекта (значимость работы, где и как ее можно использовать); — оценка результатов проекта (четкость выполнения плана и последовательность операций, использование материалов и инструментов, эстетичность работы, активность каждого участника, характер общения и взаимопомощи при выполнении работы, презентация работы). В процессе презентации изделия школьник учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования. В ходе оценки проекта учащиеся должны научиться отвечать на вопросы: «Что нового вы узнали? Чему научились? Как вы это сделали?», т. е. научиться анализировать и оценивать свою работу. В данном методическом пособии в рамках отдельных уроков будут представлены конкретные примеры реализации проекта на уроке по такой схеме. Обучение работе над проектом позволяет развить различные способности ребенка: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и др. Проектируя, ребенок учится формулировать цель, соотносить поставленную цель с условиями ее достижения, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, безусловного завершения работы, различать виды ответственности внутри своей учебной деятельности. Обучение ребенка происходит в ходе практической работы. Учитывая это, необходимо предоставлять ребенку максимум самостоятельности, помогая ему при изготовлении некоторых изделий, а не выполнять вместо него ту часть работы, которая ему по силам. Здесь важен сам процесс изготовления, когда развитие произвольных движений руки действительно оказывает положительное влияние на развитие внимания, воли, аккуратности и мышления детей. При этом нужно позаботиться о том, чтобы работа вызывала положительные эмоции у детей (хвалить за каждую удачу, за выдержку и внимание, воздерживаться от нелестных замечаний и т. д.). Выполнение заданий потребует от ребенка определенных умений работы с пластилином, бумагой, тканями, красками, природными материалами и др. Описание уже изученных, а также осваиваемых во 2 классе приемов и правил работы инструментами учитель или родители найдут в приложении к данному пособию в виде памяток. Для облегчения выполнения заданий в рабочей тетради даны развертки деталей, шаблоны, необходимые для создания поделок, которые ребенок должен вырезать и использовать для изготовления поделки. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с темами учебника. В ней представлены материалы для практических работ, экспериментов, описания проектов, которые помогут сделать работу на уроке интереснее и продуктивнее, значительно разнообразив ее. В ходе занятий по изготовлению доступных ребенку изделий развивается его глазомер, мелкие мышцы руки, речь и необходимые практические умения и навыки. Кроме того, ребёнок учится подготавливать рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, слушать объяснение, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия, доводить начатое до конца. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения — научить ребенка учиться, а это позволит в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни. Для занятий на уроках по предмету «Технология» во 2 классе необходимы: материалы: — тонкая цветная бумага; — тонкий и толстый (гофрированный) картон; — пластилин, глина; — масса для моделирования; — цветные нитки (мулине); — тальк или крахмал; — бисер; — фольга; — краски акварельные; — клей ПВА; — клейкая лента; инструменты: — ножницы с закругленными концами лезвий; — линейка 30 см (деревянная или пластмассовая); — выдвижной резачок (острый перочинный нож); — карандаш (М или ТМ); — кисточки; — стека (заостренная деревянная или пластмассовая палочка); — прочная нитка для разрезания пластилина; — клеенка (или плотная бумага); — циркуль; — шило. Общим материально выраженным итогом обучения во 2 классе станет презентация на последнем уроке папки достижений, которую учащиеся собирают на протяжении всего учебного года и где помещают созданные ими изделия или фотографии изделий, а также дополнительный материал, который находят самостоятельно. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 2 класса К концу второго класса учащиеся должны знать:
К концу второго класса учащиеся должны уметь:
Результаты изучения курса Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы:
Обучающиеся получат возможность для формирования:
Метапредметные результаты Регулятивные: У обучающегося будут сформированы:
Обучающиеся получат возможность для формирования:
Познавательные: У обучающегося будут сформированы:
Обучающиеся получат возможность для формирования:
Коммуникативные У обучающегося будут сформированы:
Обучающиеся получат возможность для формирования:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда Обучающийся научится:
Обучающиеся получат возможность научиться:
Технология ручной обработки материалов Элементы графической грамоты Обучающийся научится:
Бумага и картон:
Текстильные и волокнистые материалы:
Природные материалы различать виды природных материалов: крупы (просо, гречка и т.д.), яичная скорлупа (цельная и раздробленная на части), желуди, скорлупа от орехов, каштаны, листики, ракушки; сравнивать природные материалы по их свойствам и способам использования. Пластичные материалы сравнение свойств (цвет, состав, пластичность) и видов (тесто, пластилин, глина) пластичных материалов; знакомство с видами изделий из глины; знакомство с видами рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф; Бумага и картон.
Ткани и нитки
Природные материалы
Пластичные материалы
Растения, уход за растениями
Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии
Обучающиеся получит возможность
Конструирование и моделирование Обучающийся научится:
Обучающиеся получит возможность:
Практика работы на компьютере Обучающийся научится:
Обучающиеся получит возможность:
Проектная деятельность Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
|
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана... Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования | Рабочая программа по предмету «Технология» 3 класс создана на основе:... Программы курса «Технология» под редакцией Роговцевой Н. И., Богдановой Н. В, Фрейтаг И. П. М.: «Просвещение», 2012 год | ||
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана... Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л. Ф., – М.: «Просвещение», 2013 | Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана... Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л. Ф., – М.: «Просвещение», 2013 | ||
Примерная программа по технологии для 4 класса создана на основе... Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой... | Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования | ||
Программа по предмету «Музыка» для I-IV классов общеобразовательных... Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы... | Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана... Примерной программы начального общего образования и авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное... | ||
Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе... Примерной программы начального общего образования и авторской программы Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утвержденной... | Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной... Примерной программы по предмету «Литературное чтение» для начального общего образования авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого,... | ||
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития... | Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального... Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной... | ||
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на... Примерной программы начального общего образования, авторской программы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова «Окружающий мир», утверждённой... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана... Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. С. Кузин, «Изобразительное искусство», утвержденной мо... | ||
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного... Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального... | Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной... Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное... |