«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати»





Скачать 180.04 Kb.
Название«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати»
Дата публикации14.07.2013
Размер180.04 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«БЕЛОЯРСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ТЕМА
«МЕТОДИКА УСКОРЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА ПЕЧАТИ»

Автор работы: Яцунская Татьяна Николаевна

Должность: педагог дополнительного образования

Образование: высшее

Квалификационная категория: первая

Белый Яр 2012

Введение 3

1. Глава Причины расположения клавиш на клавиатуре

в современном варианте. 5
2. Глава Формирование двигательных навыков. 8

2.1. Раскладка клавиатуры и ее условно

пространственное изображение. 8

2.2. Ориентировочная основа действия.

2.3. Моторные характеристики движения пальцев. 10

2.3.1. Моторные характеристики движения указательного

пальца. 11

2.3.2. Моторные характеристики движения среднего пальца. 12

2.3.3. Моторные характеристики движения безымянного

пальца. 13

2.3.4. Моторные характеристики движения мизинца. 13

2.4. Решение задач на симметрию. 14

Заключение 16

Библиография 17

Приложение 18

Введение
Данная работа представляет собой исследование, позволяющее определить, насколько эффективным является современный метод изучения машинописи.

Актуальность изучения данного метода очевидна. Умение работать с клавиатурой (печатать) – необходимый и ценный навык для современного человека, живущего в условиях информационного общества, где работа с компьютером становится частью повседневной жизни. Уверенное владение клавиатурой значительно повышает эффективность использования персонального компьютера, экономит время.

Основная цель: Научиться печатать на клавиатуре слепым десятипальцевым методом.

Задачи: 1. Изучить расположение клавиш на клавиатуре.

2. Сформировать двигательный навык.

Новая методика ускоренного формирования двигательного навыка печати основана на теории поэтапного формирования умственных и практических действий. Известный отечественный психолог, доктор педагогических наук, профессор П. Гальперена (1902-1988) доказала, что развитие речевых и умственных способностей, на прямую зависят от развития моторики пальцев.

Современный метод изучения машинописи – слепой десятипальцевый. По этому методу необходимо печатать в «слепую», т.е. не глядя на клавиатуру, всеми десятью пальцами. Клавиатура распределяется на две зоны обслуживания: правой и левой рук. Каждый палец закреплен за определенными клавишами. Изучение клавиатуры производится по системе горизонтальных рядов, начиная со второго (основного). В результате большой тренировки вырабатывается автоматизм движений.

Слепой метод письма можно считать освоенным только тогда, когда сознание пишущего перестает контролировать движения пальцев на клавиатуре.
3

Освоив данную методику можно достичь рекордной скорости 1000 ударов в минуту.

4
1 Глава. ПРИЧИНЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ КЛАВИШ

НА КЛАВИАТУРЕ В СОВРЕМЕННОМ ВАРИАНТЕ

На первых печатных машинках (в XIX веке) клавиши располагались по алфавиту. Однако, с возрастанием скорости набивания текста у машинисток, начали возникать проблемы — литеры с самыми часто используемыми буквами стали западать, цепляясь друг за друга и существенно затрудняя процесс печатания.

Для решения этой проблемы Кристофер Шоулз (видимо, совместно со своим братом-математиком) в 1868 году составил новую раскладку для печатной машинки. Цель — не допустить, чтобы чаще всего используемые литеры цеплялись друг за друга — Шоулз достиг, разведя их по разным сторонам клавиатуры и разбросав по разным рядам. Таким образом, проблема застревания литер была решена.

Значительным подспорьем в продвижении новой раскладки стало изобретение слепого десятипальцевого метода в 1876 году Франком Макгарином, судебным стенографистом, именно для QWERTY. Устроенное в 1888 году соревнование по скоропечатанию, закончившееся убедительной победой Макгарина, решило судьбу как QWERTY, так и слепого метода. С этого момента все передовые компании стали выпускать печатные машинки QWERTY, а все машинистки — печатать «вслепую».

Сейчас QWERTY — самая популярная раскладка, установленная на 98 % компьютеров во всем мире, хотя необходимости в «заточении» самых распространенных букв уже нет.

Альтернативное решение. В 1936 году профессор вашингтонского университета Август Дворак решил вернуться к истокам стандартной раскладки и научно обосновать необходимость новой. Результатом его исследований стала новая раскладка, носящая имя автора. Её принцип — максимальное удобство для набирающего. Но, несмотря на то, что раскладка
5

Дворака разработана по всем правилам и учитывает большинство соображений эргономики, и что она включена в список раскладок любой версии Windows, с ней работают всего 2% пользователей компьютера.

В декабре 1943 года Дворак написал: «Можно, не прилагая особых усилий, создать десятки клавиатурных раскладок, которые будут по крайней мере не хуже, чем универсальная клавиатура Шоулса. Если буквы и символы из трех нижних рядов клавиатуры Шоулса перемешать и расставить случайным образом, то чаще всего получится более удобная клавиатурная раскладка, при которой нагрузка на руки и отдельные пальцы будет распределена более равномерно. При этом станет меньше слов, набираемых лишь одной рукой, и будет меньше сложноосуществимых последовательностей нажатий буквенных клавиш, чем при работе на упомянутой выше универсальной клавиатуре Шоулса»
ЙЦУКЕН — основная русскоязычная раскладка клавиатуры и пишущих машинок. Название пошло от 6 левых символов верхнего ряда раскладки.

Создатели раскладки QWERTY были вынуждены компенсировать техническое несовершенство пишущих машинок своего времени, однако к моменту появления раскладки ЙЦУКЕН эта проблема была решена, и разработчики старались оптимизировать расположение букв для увеличения скорости печати, разместив в центре самые употребляемые. Доказано, что при одинаковой квалификации оператора набор в раскладке ЙЦУКЕН происходит быстрее, чем в QWERTY.

Раскладку придумали в Америке в конце XIX века, так как в России производство собственных пишущих машинок было налажено только к тридцатым годам XX века.

Интересные факты: До 1918 года русскую раскладку вернее было называть ЙЦУКЕН, так как только после реформы орфографии, когда из алфавита были исключены буквы ять, фита, раскладка приняла современный вид. Буквы Ц и Э размещались среди цифр, а цифры 0 и 3 вообще отсутствовали, так как считалось что их можно заменить буквами О или З.

6

Впоследствии в некоторых портативных пишущих машинках, для уменьшения их габаритов и массы, отказывались от нуля, литеры Ё и круглых скобок, которые в тексте приходилось заменять литерами О, Е и косой чертой (/) соответственно.

Авторство используемой раскладки на клавиатуре, т.н. QWERTY, приписывают Кристоферу Шоулзу. Дело в том, что в 70-х годах XIX столетия не существовало единого стандарта расположения букв на клавиатуре.

Предшествующее QWERTY расположение ABCDEFG приводило к тому, что литые брусочки с буквами, которые оставляли отпечаток на бумаге через ленту, пропитанную чернилами, постоянно цеплялись друг за друга.

От новой клавиатуры требовалось, чтобы две буквы, комбинация которых наиболее часто встречалась в английском языке, "разводились" по разные стороны клавиатуры. В ином случае нажатые практически одновременно (соседними пальцами на одной руке) они сцеплялись — рычаг второй буквы опускался на бумагу, а первая в это время возвращалась на место. Таким образом, они и сталкивались, затрудняя печатание.

По легенде, брат Шоулза проанализировал сочетаемость букв в английском и предложил ему вариант QWERTY. Позже Шоулз заявил, что именно это расположения научно обосновано и является своего рода научным открытием.

В 1868 году Шоулз получил патент на своё изобретение, а в 1873-м патент был продан компании "E. Remington и сыновья", и уже в конце 1973 года QWERTY вышла на рынок.

7

2 Глава. ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

2.1. Раскладка клавиатуры

и ее условно пространственное изображение

Клавиатура наборно-клавишного устройства, в том числе компьютера, состоит из четырех рядов: трех буквенных и одного знаково-цифрового, а также других специальных клавиш, выполняющих необходимые дополнительные функции.

На рисунке 1 изображена стандартная раскладка клавиатуры персонального компьютера.
Примечание. Знаки четвертого знаково-цифрового ряда, расположенные на втором (нижнем) уровне, печатают в режиме верхнего регистра, т.е. при нажатии клавиши «Shift».

Рис. 1


5-й мизинец

4-й

безымянный

палец

3-й

средний

палец

2-й

указательный

палец

2-й

указательный

палец

3-й

средний

палец

4-й

безымянный

палец

5-й мизинец

клавиша

удаления


Ё 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 - + Backspace

! « № ; % : ? * ( ) -- =

Tab й ц у к е н г ш щ з х Ъ

Caps Lock ф ы в а п р о л д ж э Enter

Shift я ч с м и т ь б ю . , Shift

Клавиша пробела



Представим схему раскладки клавиатуры в условно-пространственном изображении (УПИК) (рис. 2), где все печатные символы заменены точками. Точки расположены не в шахматном порядке, а имеют определенную симметрию.

8

Рис. 2
Условно-пространственное изображение клавиатуры (УПИК)

Б



А

Г

Д

В


А – вертикальная ось симметрии;

Б – горизонтальная ось симметрии;

В – ось симметрии для левой руки УВС;

Г – ось симметрии для правой руки ШЛБ;

Д – точка пересечения осей симметрии.

2.2. Ориентировочная основа действия

(решение задач на местоположение букв и знаков зоны левой руки)

Выполнение предложенных ниже заданий поможет изучить и запомнить буквенный и знаковый состав зоны левой руки.

Задание 1.

1. Стандартный машинописный лист разграфить по длине на 5 равных колонок. Каждая из колонок представляет определенную зону обслуживания пальцев левой руки (слева направо): 1-я – Л5; 2-я – Л4; 3-я – Л3; 4-я – Л2; 5-я – Л2 вб. Зона Л5вб не учитывается из-за отсутствия в ней буквенных знаков.

2. В 3-й колонке записать столбиком знаки зоны Л3, включая цифру и знак препинания (рис 3). Для лучшего запоминания данную формулу необходимо заучить одним словосочетанием: «три-номер-у-в-с».

Рис. 3


Л3

3



У

В

С

9
3. Завернуть часть листа с записью таким образом, чтобы вся формула была скрыта. Проделать данное задание несколько раз до конца листа.

4. Развернуть лист. Аналогичным образом заполнить все колонки (рис. 4).

Рис. 4

Л5 Л4 Л3 Л2 Л2вб

1 2 3 4 5

! « » № ; %

Й Ц У К Е

Ф Ы В А П

Я Ч С М И

Задание 2

На отдельном листе записать по памяти полностью схему левой руки. Проверить правильность записи. Если хотя бы в одной записи имеется ошибка, задание переделать, закрыв при этом предыдущую запись или воспользовавшись новым листом.

2.3. Моторные характеристики движения пальцев левой руки

Пальцы левой руки устанавливаются на клавиатуре в основном положении - позиции Л5, Л4, Л3, Л2 (выделены подчеркиванием в таблице 1) и Л1 – пробельная клавиша.

Таблица 1





Л5 вб

Л5

Л4

Л3

Л2

Л2 вб

Направление движения




Е

1

2

3

4

5







Й

Ц

У

К

Е

Основное положение

Caps Lock

Ф

Ы

В

А

П




Shift

Я

Ч

С

М

И


На клавиатуре компьютера клавиша этой зоны имеет небольшую выпуклую метку в виде черточки.

Постановка рук. Руки от плечевого до локтевого сустава должны
10

быть свободно опущены. В локтевом суставе их сгибают под углом 90о, поэтому рабочее место (стол, стул) должно быть отрегулировано по высоте. При постановке на основную позицию пальцы рук округляют, как будто в ладонях находится круглый предмет (шар, мяч). Подушечки пальцев должны твердо стоять на своих позициях, но не надавливать на клавиши с силой. Необходимо следить за тем, чтобы кисти рук не заваливались на мизинцы, а запястья не опирались на стол.

ОСНОВНАЯ ПОЗИЦИЯ РУК

основная позиция рук во время слепой печати
Движение пальцев. При письме от основного положения отрывается только один рабочий палец, т.е. палец, непосредственно производящий данный удар. Все остальные пальцы при этом остаются в исходном положении. После удара по клавише, не задерживаясь на ней, рабочий палец обязательно возвращается на исходную позицию. Удар по клавишам производится легким отрывистым движением подушечек пальцев.
2.3.1. Моторные характеристики движения указательного пальца
1. Л2 - основное положение (на месте).

2. Л2 - отрыв прямо вверх.

3. Л2 - отрыв прямо вниз.

4. Л2 - отрыв прямо сильно вверх.
11

5. Л2 - основное положение вбок.

6. Л2 - отрыв вбок вверх.

7. Л2 - отрыв вбок вниз.

8. Л2 - отрыв вбок сильно вверх.

Рис. 5

8

4


6

2



5

Л2 2


7

3

Задание 1. Последовательно отработать движения и удары по клавишам, находящимся в зоне указательного пальца. В соответствии с вышеуказанными моторными характеристиками.
Примечание. Каждое движение и удар необходимо отрабатывать не менее 5-7 раз.

2.3.2. Моторные характеристики движения среднего пальца
1. Л3 - основное положение (на месте).

2. Л3 - отрыв прямо вверх.

3. Л3 - отрыв прямо вниз.

4. Л3 - отрыв прямо сильно вверх.


4



2



Л3 2


3


12

Задание 2. Последовательно отработать движения и удары по клавишам, находящимся в зоне среднего пальца. В соответствии с вышеуказанными моторными характеристиками.

2.3.3. Моторные характеристики движения безымянного пальца
1. Л4 - основное положение (на месте).

2. Л4 - отрыв прямо вверх.

3. Л4 - отрыв прямо вниз.

4. Л4 - отрыв прямо сильно вверх.



4



2



Л4 2


3

Задание 3. Последовательно отработать движения и удары по клавишам, находящимся в зоне безымянного пальца. В соответствии с вышеуказанными моторными характеристиками.

2.3.4. Моторные характеристики движения мизинца
1. Л5 - основное положение (на месте).

2. Л5 - отрыв прямо вверх.

3. Л5 - отрыв прямо вниз.

4. Л5 - отрыв прямо сильно вверх.

5. Л5 - основное положение в бок.

6. Л5 - отрыв вбок вниз.

7. Л5 - отрыв вбок сильно вверх.

13


7

4



2



5

Л5 2


6

3

Задание 4. Последовательно отработать движения и удары по клавишам, находящимся в зоне мизинца. В соответствии с вышеуказанными моторными характеристиками.

2.4. Решение задач на симметрию

Решение задач на симметрию формирует целостное буквенно-пространственное представление о поле клавиатуры, позволяет усвоить взаимное расположение символов и закрепить двигательный навык.

В задачах на симметрию для левой руки рассматриваются только знаки буквенной зоны клавиатуры.

Симметрия относительно УВС. В данном виде симметрии определяется буква, симметричная заданной относительно оси для левой руки, т.е. линии УВС. Таким образом, определяемая буква будет располагаться на одной горизонтали (ряду) и на том же расстоянии от оси УВС, что и заданная. При этом буквы УВС будут симметричны сами себе.

Задание 1. Определить и напечатать букву, симметричные заданным УВС. Буквы печатать попарно. Например: УЦ, УК, где У – заданная буква, ЦК – определенная.
Примечание. Во время печатания допускается смотреть на получаемый

отпечаток на экране, но не в клавиатуру.


14
Симметрия относительно ФЫВА. В данном виде симметрия определяется буква, симметричная заданной относительно горизонтальной оси, т.е., линии ФЫВАП. Таким образом, определяемая буква будет располагаться на противоположном конце одной вертикали, что и заданная.

При этом буквы ФЫВАП будут симметричны сами себе.

Задание 2. Определить и напечатать буквы, симметричные заданным ФЫВАП. Например: ЙФЯ, где Ф – заданная буква, ЙЯ – определенная.

Примечание. Для полного освоения клавиатуры все задания и упражнения проделать с правой рукой.
печатаю в слепую, главное не сбиться


печатаю вслепую


15

Заключение
Умение быстро печатать на клавиатуре необходимо любому, кто имеет дело с перепиской, с работой на клавишных устройствах: журналистам, секретарям, работникам печати, писателям и многим другим.

Одна из главных задач – научить учащихся бегло печатать с печатного и рукописного текстов, писать под диктовку, красиво и правильно располагать текстовой и цифровой материал.

В процессе обучения приобретаются навыки быстрого и безошибочного печатания.

Обучение детей слепому десятипальцевому методу начинается в 8-9 классе. Совершенствование продолжается на протяжении всего периода обучения.

У детей освоивших данный метод, скорость печатания увеличивается в 2-3 раза, снижается утомляемость, появляется дополнительное время.

16
Библиография
1. Курганова Н.О. Машинопись в редакторе МS-Word. 10-11 кл.: учеб.пособие/Н.О. Курганова, Е.А.Звонарева. – М.: Дрофа, 2007. – 174 с.: (Элективные курсы).
2. Корнеева А.П., Амелина А.М. Машинопись и основы делопроизводства: Учеб.пособие для учащихся 8-11 кл. общеобразовательных учреждений – 2-е изд., - М.: Просвещение, 1998. – 160 с.:
3. Кузнецова А.Н., Вагенгейм Р.Н. Машинопись: Прак.пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 1997. – 319 с.:
4. Янковая В.Ф. Секретарь-референт высокой квалификации: учеб. Пособие для учащихся учреждений нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.:
5. Ленкевич Л.А. Делопроизводство: учеб.пособие для учащихся нач.проф.учебных заведений / Л.А. Ленкевич. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.:
6. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий/Исследования мышления в советской психологии. – М.: Наука, 1966.
7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. - М.: Наука, 1985.
8. Звонарева Е. В., Курганова Н.О. Основы машинописи. – М.: Дрофа, 2003.
9. Киселев С.В., Киселев И.Л. Современные офисные технологии. - М.: Академия, 2002.

17

Приложение
Группа МДиСД (07-1)

период обучения с 2007 по 2010 г.




ФИ

Скорость письма за 10 минут

2007/08 год

2008/09 год

2009/10 год



Джалилова Джамала

287

700

1080



Исмагилова Гузель

354

780

1100



Мирзоева Тамум

170

360

500



Павлова Валентина

200

380

462



Петрова Жанна

154

284

376



Семенкова Кристина

295

632

1080



Шукюрова Рюя

164

549

870



Черепанова Юля

298

306

398



Диаграмма 1
Динамика роста скорости

Динамика роста наблюдается у всех учащихся, но дети, которые часто пропускали занятия и не смогли успешно освоить данный метод, скорость письма увеличилась незначительно. У детей успешно освоивших метод, скорость письма увеличилась почти в 3 раза.

В заключение можно сделать вывод, что обучение по данной методике в современном мире актуально. Умение работать с клавиатурой (печатать) – необходимый и ценный навык для современного человека, живущего в условиях информационного общества, где работа с компьютером становится
18
частью повседневной жизни. Уверенное владение клавиатурой значительно

повышает эффективность использования персонального компьютера, бережет ваше здоровье и экономит время.

уже секретари

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати» iconПсихология формирования орфографического навыка в упражнениях занимательного характера
Реферат на тему: «Психология формирования орфографического навыка в упражнениях занимательного характера»
«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати» iconЗанятия 1
Тема занятия Двигательный анализатор: ход кортико- мышечного пути, клиника центрального и периферического параличей, Методика исследования...
«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати» iconЗанятия №1
Тема занятия № Двигательный анализатор: ход кортико-мышечного пути, клиника центрального и перифери ческого параличей, методика исследования...
«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати» iconПовышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной...
В статье представлен опыт проведения занятий по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации...
«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати» iconКраткое содержание по фгос: в курсе рассматриваются сюжеты истории...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати» iconКраткое содержание по фгос: в курсе рассматриваются сюжеты истории...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати» iconКраткое содержание по фгос: в курсе рассматриваются сюжеты истории...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати» iconМетодика формирования переводческой и информационно-аналитической...
Специальность 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)
«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати» iconРеферат с элементами исследовательской деятельности по дисциплине:...
Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой....
«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати» iconОтчет
Список публикаций в центральной и зарубежной печати, монографий (в том числе представленных к печати)
«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный аспект – совершенствование лексического навыка по теме «My home»; формирование грамматического навыка (оборот there is/there...
«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати» iconПояснительная записка. Дидактическая игра
Цель создания: совершенствование у учащихся 1 класса навыка дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков и букв, их обозначающих,...
«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: создать условия для формирования навыка каллиграфического написания строчной буквы б, слов с этой буквой
«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия для формирования у учащихся навыка письменного приёма сложения двузначных чисел с переходом через десяток
«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати» iconПрограмма по дисциплине «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного...
Сд 9 (СД. 6, Сд. 10, Сд. Ф. 6) «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»
«методика ускоренного формирования двигательного навыка печати» iconСтатья на Фестивале педагогического творчества Приемы развития творческих...
Ашанина Марина Яковлевна, классный руководитель 5А класс, спецкурс по культуре речи 5, 9, 10 клссы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск