Скачать 64.52 Kb.
|
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИКАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИЖукова Наталья Васильевна МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №28 г. Воронежа Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский писал, что «не курьезами и диковинками науки должно в школе заниматься дитя, а напротив – приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». Познавательная активность учащихся относится к числу основных факторов в процессе обучения и оказывает устойчивое влияние на цели, содержание и характер учебной деятельности. На мой взгляд, лучше всего познавательной активизации способствует индивидуальная работа на уроке. Индивидуальная работа на уроке решает двойную задачу: дает психологическое и моральное удовлетворение и одновременно активизирует способности учащегося. Наиболее интересным в плане индивидуализации процесса обучения является проектный метод. В широком смысле проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Известно, что термин «проект» переводится с латинского языка, как «выступающий вперед». Отличительная особенность проекта состоит в том, что в нем делается большой упор на планирование деятельности …. и на самостоятельность ученика» – пишет в своей работе «Как мы работали над проектом» Борисенко Н.А. Обратимся к практике осуществления проектной деятельности. Можно взять следующие темы для проектной деятельности: 1) Мир глазами древнего шумера, египтянина и китайца 2) Нравы и быт древних эллинов и римлян 3) Идеалы и образование в раннее средневековье 4) Путь «из варяг в греки» фактор образования русской государственности 5) Альтернативы объединения Руси и их реальные перспективы. Интересной является работа по историческим исследованиям. Она может проводиться по-разному. Ребята могут писать исследовательскую работу в течение всего года, затем выступить с ней на конференции или получить опережающее задание и выступить с сообщением на уроке. Интересной также является такая форма, как современная прогностика. Это построение альтернативных прогнозных сценариев развития той или иной страны, части света или всего человечества в целом. Интересной формой является ретроальтернативистика – это построение альтернативных сценариев развития реальных событий в прошлом. В качестве примера приведем некоторые виды заданий: что было бы, если бы:
Еще одной интересной формой работы является эссе. Выбирается фраза известного ученого и ученики должны написать размышление по поводу данного высказывания. Это актуально еще и потому, что в ЕГЭ такая форма присутствует в заданиях группы «С». В младших классах учащимся можно давать задание на составление тезисного плана по объяснению учителя. Одной из важных форм индивидуальной работы является, решение – проблемной ситуации: например 1) Рассмотрите реконструкцию облика древнейшего человека. Как изменилась внешность человека. С чем это было связано? 2) Определите по фрагменту «Повести временных лет» и карте направления, даты, результаты походов князя Святослава 3) На основе иллюстраций определите общие для зодчества Владимиро-Суздальской Руси черты. В процессе изучения исторических источников происходит индивидуальная работа учащихся. Предпочтение отдается человеческим свидетельствам – воспоминаниям, запискам, письмам. В ходе анализа текста формируется свободное мышление, что способствует развитию личности. Материалы учебника также позволяют ученику познавать самого себя через анализ поведения людей в различных исторических ситуациях. ЮНЕСКО объявило XXI век столетием «Гуманитарной экспансии». Только опираясь на индивидуальный потенциал личности – учитель сможет сформировать человека способного жить XXI веке. А индивидуальный потенциал можно развить, только опираясь на индивидуальнее методы работы. Одной из важных форм работы по развитию индивидуального потенциала являются, новые информационные технологии. Они развивают идеи программированного обучения, открывают новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные технологии – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Информатизация требует от учителя компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. Выделяю три подхода в применении компьютеров в обучении:
Сегодня в электронных библиотеках собраны классические издания и новинки литературы. Все учебные материалы готовятся на машинных носителях информации и доступны через Интернет. Созданы первые версии учебно-методических комплектов. Можно добавить, что компьютер – это такая книга, где читателю доступен просмотр текста, картинок, видеофрагментов, аудиозаписей, статистических изображений. Все эти материалы активно использую как в учебной, так и воспитательной работе. Для подготовки конференции: «Русская культура II половины XIX века» учащимся было рекомендовано для подготовки докладов обратиться к Интернет-ресурсам. Компьютер как развивающая среда, способствует созданию игровой деятельности, поддерживает структуру – куда обучающиеся приходят со своими задачами, где они могут пробовать и ошибаться, приобретая личный опыт работы с предметом. На уроке истории в 7 «Б» классе была проведена игра: «Тайна за семью печатями», с элементами самопроверки. Сначала на мониторе появлялись вопросы, ребята письменно на них отвечали, а затем на экране появлялся ответ. Ребята сравнивали свой ответ с тем, что появлялся на мониторе и если он был правильный, ставили себя баллы. В конце урока количество баллов подсчитывали и выставляли оценки. Главное достоинство этого подхода – возможность реализовать конструктивистскую модель обучения. Эта модель предполагает, что обучаемый строит структуру своих действий в процессе самостоятельного активного поиска и сопутствующих заданий. Реализуемых в пространстве возможных действий. Это единственный способ решения нестандартных задач. Компьютер как обучающее устройство направляет ученика, как регулировщик направляет движение транспорта по улицам города. В основе указанного метода лежит представление о возможности разбить учебный материал на порции, которые можно предъявлять в заданной последовательности в зависимости от работы учащихся. На уроке по теме; «Накануне отмены крепостного прав», план урока представлялся на экране различными иллюстративными, и документальными материалами. Достоинство данного метода в том, что действия обучаемого находятся под постоянным контролем учителя. Это разнообразит подачу учебного материала с учетом предыдущих действий обучаемых. Навыки знаний и умений информационно-коммуникативных технологий позволяют:
В электронной библиотеке хранятся материалы по всем курсам истории, поэтому на своих уроках 50% учебного времени отводится информационным технологиям. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью откликаться на действия ученика и учителя, вступать сними в диалог, что составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Проектный метод предполагает изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания:
В работе по созданию музея истории школы нам часто приходилось прибегать к проектной деятельности. Члены клуба «Поиск» разбились на группы, каждая из которых работала по сбору материала по разным периодам истории нашей школы: 1 группа работала над темой «Частная мужская гимназия С. М. Морозовой». 2 группа собирала материал по «Профтехшколе для беспризорников Памятник Ильичу» 3 группа разрабатывала тему «5-я Образцовая школа» 4 группа работала над темой: «Школа № 28 в 50-60 годы». Современная Российская школа – это сложный многогранный механизм, который находится в стадии формирования и развития. Но уже сейчас, ясно основной задачей современной школы является развитие индивидуальных способностей учащихся, а сделать это можно, только опираясь на индивидуальные методы работы. |
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся Ательными и запоминающимися и дающими положительные результаты. Этому способствуют современные инновационные технологии. Говоря о... | Дипломная работа Дистанционные конкурсы по информатике как средство активизации познавательной деятельности школьников | ||
«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной... Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6 | «Устный счет и математические диктанты, как средство закрепления и углубления знаний учащихся» Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся и развитие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Нетрадиционные формы опроса учащихся, как средство активизации познавательной активности учащихся» | Н. Н. Баранский Статья «Использование инновационных компьютерных технологий на уроках географии» Е современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Современные инновационные технологии способствуют... | ||
Применение игровых технологий на урок Применение игровых технологий на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся | Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии Мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания... | ||
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7 | Доклад тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий... ... | ||
Программа районного семинара учителей трудового обучения по теме:... «Информационные технологии как средство развития познавательной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составление алгоритма как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальной школы | ||
«Проблемное обучение – как способ активизации познавательной деятельности учащихся» | Виды деятельности «Организация исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся» | ||
Г. Братск «брошенный вперед», т е прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т п., наиболее распространенный вид интеллектуальной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Использование икт в обучении истории и обществознанию. Индивидуализация обучения как средство активизации мыслительной и познавательной... |