Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся





Скачать 66.34 Kb.
НазваниеИспользование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Дата публикации07.11.2014
Размер66.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Выступление на педагогической конференции в г. Серпухов 16 марта 2010 г.

Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися и дающими положительные результаты. Этому способствуют современные инновационные технологии. Говоря о современных инновационных технологиях, я хочу выделить лишь один аспект этой проблемы: "Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся".

Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Таким образом, ученики наполняют "безлюдную" историю персонажами, которые они сами и изображают, хотя и по-разному.

Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложено познавательная задача.

Перспективы:

  • у учащихся вырабатывается умение высказывать свою точку зрения по различным вопросам;

  • Навык логического мышления

  • Творческие способности

  • Мотивация на изучение предмета

  • Вырабатывает необходимые коммуникативные компетенции, которые успешно применяются учащимися в других областях знаний.

Есть несколько подходов к классификации игр.

Классификация по сущностной игровой основе, по структурым элементам урока, количеству участников, интерактивные игры и другие. Я остановлюсь лишь на одной из них.
Классификация по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:

  • игры для изучения нового материала;

  • игры для закрепления;

  • игры для проверки знаний;

  • обобщающие игры;


Выбор игры.

Учитель должен выбрать игру соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.


Игры для изучения нового материала.
5 класс. Тема «Троянская война». Игра в «случайность». Не объявляя тему урока. Спрашиваю у детей: нет ли у кого с собой яблока? «Случайно» оно всегда бывает у меня. А затем предлагаю разыграть сценку-пантомиму, выбираем участников игры. Я начинаю рассказывать миф «о яблоке раздора», а ребята изображают действие с помощью пантомимы. И вывод – так греки объясняли причины войны с Троей. А далее – задание, выяснить, а как на самом деле началась эта война, и когда это случилось (работа с учебником). Это событие ученики не забывают.

6. Класс. Тема «Религиозные верования славян». Игра «устный диафильм». В игре "Устный диафильм" детям предлагается представить себя авторами диафильма и по ходу рассказа учителя составить его план, записав содержание или название картинок для его кадров.
Для любого класса и любой темы. В игре "Три предложения" ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями.

Другой вариант игры - работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. Это несложная игра с правилами. В ее основе лежит логическая операция по выделению главного. Это игра помогает развивать очень важное умение - выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, и умение составлять план, конспект, реферат, а также в процессе игры происходит определенная работа по развитию речи.
Игры для закрепления.

игры – тренинги, которые приходят на помощь в трудный момент, чтобы растворить скуку однообразия при закреплении материала.

  • Перед учениками 9 ставлю задачу: представьте себе, что вы редакторы газеты и отвечаете за выпуск газеты, посвященной событиям 1 Мировой войны. А, в текст, вкрались ошибки. Найдите и исправьте их. (уч-ся раздаются различные тексты 4-5 вариантов). Затем выслушиваются ответы.

  • В 7 классе в конце урока на интерактивной доске высвечивается неотправленное послание (например, письмо Петра 1). Учащимся предлагается назвать имя автора послания, узнать, о каком событии идет речь и ответить на ряд вопросов, раскрывающих данную тему. Это активизирует учащихся и приводит к более осознанному пониманию темы.

  • Другим видом игры может быть - полет на хронолете. К бумажному самолетику прикрепляю дату или понятие, или имя, изученные на уроке, и отправляю в класс. К кому прилетит, должен рассказать все об этом как можно полнее.

Игры для проверки знаний

  • Игра «Гимнастика для ума» - в начале урока 3-4 минуты повторение основных понятий и дат, подходит для любого класса.



  • Примером этого вида игр может служить игра при изучении войн: «Проведи свои полки» - ребята разыгрывают на карте действия командующих войсками. Это интересно проходит в любом классе.

  • Сейчас нашими помощниками становятся информационные технологии. Благодаря программам для разных классов, я использую индивидуальные игры – «реши кроссворд», «неотправленная депеша», «помоги художнику», «верни потомкам имя героя».

( особенно для ребят, которые любят историю и во время опроса им бывает скучновато). Участие в компьютерных играх становится стимулом для остальных учеников лучше заниматься, чтобы получить право поиграть на компьютере и заслужить титул «лучшего знатока».

Обобщающие игры

Много лет я работаю над системой игр на повторительно-обобщающих уроках. Например, в 5 классе: " игра - путешествие" (Повторение по разделам "Древний Египет" и "Западная Азия в древности"). Класс разбит на команды. На уроке использованы 4 вида игр. Все эти игры включали в себя разные задания. Выполняя задания, кто отвечает точно, тот получает золотые, а кто не точно серебряные монеты. В конце урока по количеству монет можно поставить оценки. Виды игр использованных на уроке:

- Письмо от фараона - рисунки богов: В пятом классе ученики узнают о многих богах. Суть игры в том, чтобы ученики запомнили этих богов. Любой ученик называет имя бога.

-Создай мультфильм (о занятиях древних египтян, о военных походах, письменности, о строительстве пирамиды)

- Рассказ с ошибками (для соперников готовит команда противника)

- аукцион – кто больше и полнее назовет и даст определение терминам этого периода.

- кроссворд

Игра в конце 5 класса «Поле чудес» по теме Древний Рим.

В 6 классе изучение средних веков: последние два урока класс превращается в туристическое агенство, а ученики – туроператоров, задача которых разработать туристический маршрут по средневековью и убедить потенциальных покупателей купить этот тур.

В 7 классе таким примером может служить игра - аукцион состоит из 4 этапов, на каждом разыгрывается определенное количество дат. Задача участников — назвать как можно больше событий, связанных с датой. Каждый ответ фиксируется экспертами. Выигрывает дату та команда, которая назовет больше всего фактов, связанных с ней. Иногда просто показывается дата, иногда разыгрывается мини-сценка, либо показывается видеофрагмент события.

Игра «Колесо истории» по итогам изучения истории России в 19 веке.
Особое место занимают театрализованные уроки. Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет осваивать целый комплекс важных "взрослых" умений, в первую очередь, коммуникативных и театральных. Вся эта деятельность по "перевоплощению" в другого человека развивает эмпатические способности школьника.

В 5 классе – тема Древнегреческий театр – инсценируем мифы. Эти уроки вызывают всегда бурю восторгов, но требуют серьезной подготовки: костюмы, декорации, выбор репертуара, подготовка билетов, приглашение зрителей (родители, учителя).

В 6 классе такой театрализованный бинарный урок проходит по теме «В гостях у вятичей» подготовка ведется совместно с учителями трудового обучения.
Итогом этой работы я могу считать результаты учащихся по предметам истории и обществознания. Вот данные анкет, проведенных администрацией школы.

1) любите ли вы нетрадиционные уроки, уроки с элементами игры? - 100% -«да»

2. Помогают ли эти игры лучше понять тему, изучить предмет - 95% - да

3. Чем тебе нравятся эти уроки?

- могу проявить свои актерские способности – 65%

- не страшно отвечать – 74%

- могу проявить свои знания больше программы – 25%

- быть лидером в игре. – 17%

Вывод: Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. В игре ученик создает собственную реальность, творя свой мир.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся iconПрименение игровых технологий на урок
Применение игровых технологий на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся iconДоклад тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий...
...
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся iconКак средство активизации познавательной деятельности учащихся в контексте...
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К. Д. Ушинский писал, что...
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Использование икт в обучении истории и обществознанию. Индивидуализация обучения как средство активизации мыслительной и познавательной...
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся iconДипломная работа
Дистанционные конкурсы по информатике как средство активизации познавательной деятельности школьников
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности на уроках английского языка
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся iconН. Н. Баранский Статья «Использование инновационных компьютерных технологий на уроках географии»
Е современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Современные инновационные технологии способствуют...
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся icon«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной...
Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся icon«Устный счет и математические диктанты, как средство закрепления и углубления знаний учащихся»
Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся и развитие...
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Нетрадиционные формы опроса учащихся, как средство активизации познавательной активности учащихся»
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся iconВикторина для учащихся 6-х классов по теме: "Путешествие в страну Знаний"
Использование интеграции в качестве средства активизации познавательной деятельности учащихся
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся iconИгровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии
Мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания...
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся iconУроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
...
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся iconПрограмма районного семинара учителей трудового обучения по теме:...
«Информационные технологии как средство развития познавательной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время»
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составление алгоритма как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальной школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск