Скачать 95.76 Kb.
|
Составление алгоритма как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы) Многие современные специалисты в самых разных областях деятельности либо связаны с развитием информационных технологий, либо активно их используют. Растет потребность общества в кадрах, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить. Поэтому направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступать как главный приоритет с самого начала обучения. В настоящее время многие педагогические издания говорят о целесообразности раннего ознакомления детей с вычислительной техникой, развития у них алгоритмического, логического мышления, изучения основ программирования. Главным аргументом является необходимость подготовки школьников к жизни в информационном обществе. А информатика это и есть тот учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией. Цель обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Задачи обучения информатике в начальной школе:
Я считаю, что начальная школа призвана научить детей не столько действовать, сколько планировать будущее действие, не давая ученику в погоне за результатом терять из вида способы достижения цели. Одним из таких способов является составление алгоритма. Вопросы, связанные с умением составлять, записывать и осуществлять алгоритмы подробно изучаются в комплекте «Информатика в играх и задачах» авторов А.В.Горячева, Т.О.Волковой, К.И.Гориной. Именно поэтому этот комплект был выбран мною для изучения курса информатики в рамках эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования. Авторы программы и учебников уделяют серьезное внимание развитию таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Именно эти приемы необходимы для восприятия и обработки информации и, конечно, для составления алгоритмов. В течение четырех лет обучающиеся:
При этом самостоятельное составление программ не является в начальной школе обязательным, дети должны лишь уметь пользоваться готовой программой, уметь ее прочитать, объяснить последовательность действий. Однако на уроках по всем предметам я привлекаю детей к составлению алгоритмов, организую работу так, чтобы они сами смогли пошагово спланировать свои действия. Ученику начальной школы самостоятельно это сделать трудно, но под руководством учителя – возможно. Покажу это на примере фрагмента урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание суффиксов –ек, -ик». Ставлю перед детьми задачу: вставить пропущенные буквы в словах: бараш.к, шарф.к, н.зина, м.тла, горош.к. Дети смогли вставить и объяснить написание безударной гласной в корне по ранее составленному алгоритму. Однако, впереди их ждало затруднение: какую безударную гласную писать в суффиксе? Предлагаю детям проверить свою орфографическую интуицию и предположить, какую гласную они написали бы. Мнения учащихся разделились, появилась проблема. Детям на данном этапе не хватает знаний. Нужно искать пути решении проблемы. Одни предлагают заглянуть в словарик, другие спрашивают, как писать, у меня. Предлагаю изменить форму слова. В результате наблюдений дети делают собственный вывод, затем сравнивают его с правилом в учебнике. Таким образом, решая орфографическую задачу, ученики устанавливают определенную последовательность действий, т.е. отвечают на вопрос «Что и как делать, чтобы достичь цели?». Затем они проверяют «Верный ли получен результат?». Известно, что контроль в процессе деятельности гораздо эффективнее контроля по результатам деятельности, поэтому при наличии алгоритма промежуточный контроль осуществить легче. Так появляется алгоритм, составленный детьми под руководством учителя. Подобные алгоритмы составляются нами по всем ключевым темам русского языка. Алгоритмы обучения условно можно разделить на алгоритмы-правила и алгоритмы-действия. Алгоритмы-правила составляются на основе последовательного раскрытия пунктов правила (можно проследить на примере приведенного фрагмента урока русского языка), тогда как алгоритмы-действия есть практическое предписание для выполнения реальных действий для получения конкретного результата (чаще используем на уроках математики). Приведу фрагмент урока математики в 3 классе, где в игровой форме отрабатывается навык счета. Задание: Пользуясь алгоритмом, расшифруй имя и фамилию известного английского писателя. Знаешь ли ты его книги? Работу каждого созданного на уроке алгоритма учащиеся проверяют на компьютере. Такая возможность есть, поскольку нами был выбран третий вариант преподавания информатики в начальной школе – с делением на группы в рамках одного урока (теоретическая часть урока проводится в первой группе, компьютерная – во второй, затем группы меняются). Понятно, что при создании алгоритмов от учащихся требуется умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть причинно-следственные связи. А так как эти умения являются также и общими учебными, повышается качество знаний по всем дисциплинам.
Работа по составлению алгоритмов помогает осознанному усвоению правил, позволяет изучать материал последовательно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Все выше сказанное показывает, что изучение информатики в начальной школе способствует развитию технического и логического мышления, формирует у младших школьников умение использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и позволяет учителю:
Урок русского языка (4 класс, УМК «Гармония») Тема: «Составление алгоритма написания безударных личных окончаний глаголов» 1.Актуализация знаний. - Какую часть речи изучаем? - Дайте определение. План на доске: отвечает на вопросы обозначает… изменяется… в предложении… - Что еще вы узнали о глаголе на последнем уроке? (Глаголы бывают I и II спряжения) - Какие глаголы относятся к I спряжению? (с окончаниями – ем, - ешь, - ете…) - Какие глаголы относятся ко II спряжению? (с окончаниями – им, - ишь, -ите…) - Вы умеете определять безударные окончания у существительных и прилагательных, а сегодня будете учиться правильно писать окончания глаголов. - Выполним следующее задание, применив свои знания. Откройте тетрадь-задачник на стр.31 упр.404. Это загадка. Прочитайте. Как загадку сделать ясной? Как догадались? 1. Над каждым словом, где пропущено окончание, укажем часть речи. 2. Объясните и впишите окончания существительных. 3. Объясните и впишите окончания прилагательных. 4. Впишите окончания глаголов. В каком случае вы можете написать окончание глагола? (если окончание ударное) Найдите такие глаголы и впишите окончания. - А можем ли вы сказать, каким будет безударное окончание? (Нет, не понятно, какую букву писать) - Оставьте окошечки. Это орфографическая задача. И сегодня эту задачу вы должны решить. Итак, у существительных и прилагательных вы писали безударные окончания, действуя по определенному алгоритму. Как вы думаете, можно ли применить тот же алгоритм, определяя личные окончания глагола? (нет) - Почему? (это имена, это разные части речи) - Да, для каждой части речи существует свой алгоритм. А как вы считаете, что надо знать о глаголе, чтобы написать его окончание? (спряжение) - Как вы определяли спряжение? (по окончанию) Итак, пользуясь этим способом, определите спряжение глаголов в ваших карточках. 2. Открытие нового знания. Светит – влияет - Владеет – колете - Летает – спорят – Прочитайте глаголы. Можете указать их спряжение? (Да, т.к. окончания написаны) - Выделите окончания и поставьте ударение. - Чем похожи эти глаголы? (окончания безударные) - Определите спряжение. - Поставьте глаголы в неопределенную форму (коллективная работа) 1. Найдите глаголы II спряжения, посмотрите на их неопределенную форму, что заметили? (их неопределенная форма заканчивается на –ить) 2. Найдите глаголы I спряжения, что можете сказать об их неопределенной форме? (оканчивается не на –ить) Итак, какие же глаголы относятся ко II спряжению? (на –ить) К I спряжению (не на –ить) Сравните вывод с правилом из учебника (с.33) А теперь назовите два способа определения спряжения у глаголов: 1. по личному окончанию 2. по неопределенной форме - А для чего нужно уметь определять спряжения у глаголов? (чтобы правильно писать личные окончания) 3. Создание алгоритма Итак, чтобы написать безударное личное окончание глагола, надо знать его спряжение, а спряжение можно определить по неопределенной форме. - Вернемся к упражнению в тетради. Сможете ли вы теперь написать окончания у глаголов? (да) - Что нужно для этого сделать? (поставить глагол в неопределенную форму и определить спряжение) - Перечислите те действия, которые вы выполняли: 1. Поставь ударение. 2. Если окончание ударное, пиши, как слышишь. 3. Если окончание безударное, поставь глагол в неопределенную форму. 4. Посмотри, глагол оканчивается на –ить или не на – ить. 5. Определи спряжение. 6. Вспомни нужную букву и напиши окончание. - Что получилось? (алгоритм) 4. Перевод алгоритма в блок - схему. Переведите алгоритм в блок схему. Каждому выданы блок - схемы с пропущенными командами. Ваша задача – вписать эти команды. Обратите внимание! Ту часть схемы, где стрелки проведены пунктиром, сегодня заполнять не будем, т.к. в русском языке есть несколько глаголов – исключений. О них вы узнаете на следующих уроках и дополните блок - схему. (Заполнение блок схемы – коллективная работа) - Проверим, как работает наш алгоритм. В тетради-задачнике упр. 407. Запускаем слова в алгоритм… Алгоритм работает исправно. - Итак, что вы составили на уроке? (алгоритм) - Какую орфографическую задачу он помог нам решить? - Давайте еще раз с помощью алгоритма решим орфографическую задачу из упр.416. - Прочитайте текст. - Что узнали о снеге из текста? - Выписать глаголы, решить орфографические задачи. ИТОГ. - Чему учились на уроке? (Правильно писать окончания глаголов, используя алгоритм) |