6. 1 Словесные информационные модели





Скачать 84.67 Kb.
Название6. 1 Словесные информационные модели
Дата публикации15.07.2013
Размер84.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
6.1 Словесные информационные модели. (7 кл)

Большинство моделей представляет собой системы объектов, обладающие существенными свойствами оригинала, необходимыми для исследования в данной ситуации. Так, образные модели (рисунки, фотографии) состоят из отдельных элементарных частей системы. При векторном рисовании это отдельные фигуры – примитивы (овал, линия, точка, прямоугольник, кривая и т.п.), соединённые вместе в единый рисунок. При растровом рисовании рисунок строится из отдельных частей – одноцветных точек (пикселей). Вместе эти элементы составляют целостную картину – отражают внешний вид объекта-оригинала, показывают взаимосвязи и взаимное расположение его частей.

Знаковые модели являются системой взаимосвязанных между собой знаков. Это схемы, планы, тексты… Знаковые текстовые модели называют словесными информационными моделями. Словесная модель состоит из отдельных элементов – слов, взаимосвязанных между собой по смыслу. В свою очередь слова состоят из элементов – букв, связанных между собой правилами правописания. Слова являются подсистемами для текста и надсистемами для букв. Текст в целом является моделью – описанием оригинала. Он может отражать различные свойства описываемого объекта. Качество словесной информационной модели зависит от правильности написания слов, точности их подбора, правильности соединения слов в предложения и порядка следования слов и предложений в тексте.

Словесные модели могут описывать ситуации, события, процессы. Множество словесных моделей содержится в школьных учебниках, энциклопедиях. Словесными описаниями мы пользуемся в общении (в письмах, при разговоре…) Для построения этих моделей мы используем обычный привычный нам разговорный язык.

Есть некоторые особенности у разговорных языков:

  • Многозначность, синонимия, омонимия – одно и то же слово может иметь несколько значений, несколько слов могут иметь один и тот же смысл, одно и то же значение.

  • Слова могут быть использованы и в прямом, и в переносном смысле.

Эти особенности делают человеческую речь выразительной, красочной, эмоциональной. Но их наличие делает невозможным использование разговорного языка во многих науках, при создании словесных (знаковых) информационных моделей для точных наук. Математика, химия, информатика и др. науки на основе разговорного языка создают свой, формализованный научный язык, содержащий множество терминов (слов, свойственных только данной науке). Формализованный – значит не имеющий многозначности, синонимов, омонимов. В формализованном языке за каждым словом закреплено ровно одно значение и смысл.

Словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили. Книжный стиль имеет следующие разновидности: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и четкость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов, терминов.

Художественный стиль – это стиль художественных произведений. Его основное назначение – воздействовать на читателя или слушателя с помощью образных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов и др.)

Официально-деловой стиль используется при оформлении документов.

Публицистический стиль используется при написании статей, заметок в журналах и газетах.

Работа со словесными информационными моделями (историческими, биологическими, географическими, художественными и иными текстами-описаниями) требует вдумчивого отношения к прочитанному. Чем лучше оформлен текст, чем лучше он отформатирован, тем легче его читать и анализировать.

Этапы создания словесной знаковой информационной модели (текстовой модели):

  1. Запустить программу – текстовый редактор и создать в ней текстовый документ.

  2. Набрать текст.

  3. Отредактировать текст.

  4. Вставить рисунки, таблицы (если нужно)

  5. Отформатировать текст.

  6. Сохранить текст на диск.

  7. Напечатать текст (если нужно)

Правила набора, редактирования, форматирования текста.

Правила помогают делать текст удобочитаемым, однородным, более доступным и понятным.

  1. Предложения следует начинать с большой буквы, а завершать точкой.

Несмотря на то, что правило кажется совершенно очевидным, нарушается оно очень часто.

Правильно

НЕ правильно

Первое предложение. Следующее предложение.

Первое предложение Следующее предложение
Первое предложение, Следующее предложение.
первое предложение. следующее предложение.

  1. Не следует писать слова ВСЕМИ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ

Большие буквы следует использовать в качестве первой буквы предложения, имени собственного, географического названия, а также большими буквами могут быть записаны аббревиатуры, например СССР или ДОСААФ. Во всех остальных случаях следует писать маленькими буквами.

Правильно

НЕ правильно

Начало предложения, ГОЭЛРО. Иванов, Петров. В России.

Собрание СОЧИНЕНИЙ. Рассказы о ТЕАТРЕ. ИВАНОВ, петров, германия.

  1. После знаков препинания нужно добавлять пробел, перед - не нужно. Достаточно только одного пробела, т.к. остальные игнорируются.

    Правильно

    НЕ правильно

    Первый. Второй. Третий!
    первый, второй; третий
    первый: второй, третий?

    Первый.Второй.Третий !
    первый ,второй;третий
    первый :второй,третий ?

  2. Между цифрами и словами нужно вставлять пробел.

Компьютеру сложно понять, что 1984г - это 1984 год. Но даже человек не сразу сообразит что хотели сказать, когда написали xixв (XIX в.).

Правильно

НЕ правильно

1985 г.
XIX-XX вв.

1985г.
XIX-XXвв.

  1. Римские цифры следует набирать латинскими буквами. В Древнем Риме, где были изобретены римские цифры, говорили на латинском языке, и писали латинскими буквами.

    Правильно

    НЕ правильно

    XVII

    ХУ11 , xxyii

  2. Пробелы с кавычками и скобками.

Перед открывающей кавычкой или скобкой и после закрывающей кавычки или скобки пробел нужен. После открывающей кавычки, скобки и перед закрывающей пробел не нужен. Иначе компьютер может оставить скобку или кавычку на одной строке, а слово перенести на следующую.

Правильно

НЕ правильно

(первый), "Второй"
первый (второй), третий "четвертый"

( первый ), " Второй "
первый(второй), третий"четвертый"

  1. Скобки и дроби.

На старых пишущих машинках не было скобок ( и ). В компьютерах они есть. Используйте их. Не используйте дробь / как заменитель скобки. Если вам нужно написать что-то через дробь, используйте прямую дробь /, а не обратную \:

Правильно

НЕ правильно

(что-то в скобках)
ч/б

/что-то в скобках/
ч\б

  1. Апострофы и кавычки

Используйте апостроф ' или кавычки " там, где они требуются

Правильно

НЕ правильно

О'Генри, Student's
Windows для "чайников"

О.Генри, Student,s
Windows для ,,чайников''

  1. Клавиша Enter вводит невидимый символ конца абзаца и нажимается только в конце абзаца, чтобы завершить набранный абзац и перейти на новую строчку.

Если необходимо завершить (разорвать) строчку внутри абзаца, используется сочетание клавиш Shift+ Enter.

  1. Компьютер подчёркивает красной волнистой линией слова, отсутствующие в словаре. Не все подчёркнутые слова являются ошибочными. Не все слова, содержащие ошибки, могут оказаться подчеркнуты компьютером. Для быстрого исправления ошибок в набранных словах используйте встроенный словарь. Для этого 1ПКМ по подчёркнутому компьютером слову и из списка предлагаемых верных вариантов 1ЛКМ выберите нужный, если он там есть.

Клавиша Delete (Del) стирает символы справа от курсора, а клавиша Backspace ( ← )- слева

Ко | м ар (Delete)

Ко м |ар (←)

  1. Для создания отступов красной строки используют вешки на линейке разметки, а не пробелы. Вешки не должны быть на полях.




  1. Выравнивание абзацев по левому краю, по центру, по правому краю выполняется соответствующими кнопками на панели инструментов. Пробелами ничего не выравнивают.



  1. Выделение текста различными цветами должно быть уместным и обоснованным.

  2. Сохраняйте документ не только после окончания работы с ним, а и в середине работы (примерно каждые 10 минут). Это убережёт вас от случайной потери выполненной работы и облегчит её восстановление. Перед первым сохранением проверяйте имя файла, его тип и место расположения (используйте команду «Сохранить как…»). Промежуточные сохранения можно выполнять командой «Сохранить», не спрашивающей имени файла. При этом старое содержимое сохраняемого вами файла будет стёрто, а на его месте сохранится новая версия.



Контрольные вопросы.

  1. Какие модели называют словесными?

  2. Из чего состоит словесная модель?

  3. Что является надсистемой для предложения в тексте?

  4. Что является подсистемой для предложения?

  5. Что могут описывать словесные модели?

  6. Где мы используем словесные модели?

  7. Каковы особенности разговорных языков?

  8. Какой язык называют формализованным?

  9. Каковы стили словесных описаний? Ответ изобразите схемой.


6.2 Математические модели.

Рассмотрим текст:

После капитального ремонта бассейн «Дельфин» буквально преобразился: просторные раздевалки и душевые сверкают новеньким кафелем, захватывает дух от вида замысловатой горки и пятиметровой вышки, манит голубая гладь водных дорожек. Но самое главное, строители переделали систему водоснабжения бассейна. Раньше бассейн наполнялся водой из одной трубы. На это уходило 30 часов. Теперь строители подвели еще одну трубу, которая наполняет бассейн за 20 часов. Представляете, как мало времени теперь потребуется для наполнения бассейна, если включить обе эти трубы!

Данный текст представляет собой заметку из газеты – информационную текстовую публицистическую модель бассейна «Дельфин». Построим из данной текстовой модели математическую. Если отбросить информацию, несущественную с точки зрения математики, то условие задачи можно сформулировать так:

Через первую трубу бассейн наполняется за 30 часов, через вторую трубу — за 20 часов. За сколько часов бассейн наполнится через обе трубы?

Решим эту задачу, записав её решение в общем виде, то есть формулой.

Решение.

Примем за 1 весь объем бассейна, искомое время обозначим через t.

Тогда 1 труба за 1 час заполнит 1/30 часть бассейна. 2 труба за 1 час заполнит 1/20 часть бассейна.

Вместе они за час заполнят (1/30 + 1/20) часть.

За t часов заполнится весь бассейн, то есть (1/30 + 1/20) * t = 1

В общем виде обозначим время заполнения бассейна через каждую из труб А и В соответственно. Тогда формула примет вид:

(1/А + 1/В)*t = 1 . Отсюда выразим t: t=(A*B)/(A+B)

Полученная формула является математической моделью решения задачи.

С подобными моделями вы часто будете встречаться не только на уроках математики, но и на уроках физики, химии, информатики.

Модели, построенные с помощью математических понятий и формул, называются математическими.

Следует учесть, что одна математическая модель может соответствовать нескольким задачам.

Например, две ниже приведенные задачи совершенно не похожи на первый взгляд, но имеют одинаковую математическую модель (в виде формулы для их решения).

а) Первая бригада может выполнить задание за А дней, а вторая — за В дней. За сколько дней обе бригады выполнят задание, работая вместе?

б) Два велосипедиста одновременно направились навстречу друг другу из двух сел. Первый мог бы проехать расстояние между селами за А минут, второй — за В минут. Через сколько минут они встретятся?
Контрольные вопросы


  1. Что представляет собой математическая модель?

  2. Может ли одна модель соответствовать нескольким оригиналам?





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

6. 1 Словесные информационные модели iconРабочая программа элективного курса Семакин, И. Г., Хеннер, Е. К....
Учебный курс «Информационные системы и модели» предназначен для изучения в старших классах профильной школы. Курс является элективным,...
6. 1 Словесные информационные модели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Процессу и целям моделирования. Информационные модели разнообразны: тексты, таблицы, рисунки, алго­ритмы, программы — все это информационные...
6. 1 Словесные информационные модели iconЭлективный курс «информационные системы и модели» И. Г. Семакин,...
Учебный курс «Информационные системы и модели» пред­назначен для изучения в старших классах профильной школы. Курс является элективным,...
6. 1 Словесные информационные модели iconКонспект урока на тему: «Лабораторная работа «Словесные модели»
Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе
6. 1 Словесные информационные модели iconКонспект урока понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические...
Базовый учебник Информатика и икт 9 класс. И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова бином. Лаборатория знаний,...
6. 1 Словесные информационные модели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Трехуровневая система организации бд. Модели данных. Классификация моделей данных. Семантические модели данных. Модель полуструктурированных...
6. 1 Словесные информационные модели iconУрока Тема урока Основное содержание
Материальные и информационные модели. Формализация. Визуализация формальных моделей
6. 1 Словесные информационные модели iconРабочая программа по элективному курсу
Составлена на основе программы профильного курса «Информатика x-xi» и элективного курса «Информационные системы и модели» (10-11...
6. 1 Словесные информационные модели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
6. 1 Словесные информационные модели iconМодель – некоторое упрощенное подобие реального объекта (предмета,...
Моделирование как метод познания. Классификация моделей. Информационные модели. Методы моделирования
6. 1 Словесные информационные модели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: ввести классификацию структур информационных моделей; сформировать понятие табличной информационной модели; научить учащихся...
6. 1 Словесные информационные модели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: ввести классификацию структур информационных моделей; сформировать понятие табличной информационной модели; научить учащихся...
6. 1 Словесные информационные модели iconТ. И. Цаплиенко ассистент кафедры информационных технологий виу современная...
Тип внеклассного занятия: раскрытие духовного смысла сказки и постижение её внутренней логики путём исследования «живого» образного...
6. 1 Словесные информационные модели icon«Модели компьютерного обеспечения иос. Использование цифрового интерактивного...
Постепенное оснащение школы средствами икт определо педагогические модели применения информационных и коммуникационных технологий...
6. 1 Словесные информационные модели iconТребования к экзамену
Модели и моделирование. Понятие, цель и виды моделей. Этапы создания компьютерной модели
6. 1 Словесные информационные модели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информационные процессы и нормативные системы в it. Математические модели. Проблемы проектирования. Новые подходы / А. И. Миков....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск