Скачать 161.39 Kb.
|
Рабочая программа элективного курса Семакин, И.Г., Хеннер, Е.К. «Информационные системы и модели» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный курс «Информационные системы и модели» предназначен для изучения в старших классах профильной школы. Курс является элективным, ориентированным на изучение в классах физико-математического и информационно-технологического профилей. Курс «Информационные системы и модели» является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требования образовательного стандарта для основной школы. При планировании и создании курса авторы учитывают, что раздел «Информационные системы и модели» становится одним из ведущих в изучении информатики на старшей ступени школы. В ходе изучения курса будут расширены знания учащихся в тех предметных областях, на которых базируется изучаемые системы и модели, что позволяет максимально реализовать межпредметные связи, послужит средством профессиональной ориентации и будет служить целям профилизации обучения на старшей ступени школы. Изучение элективного учебного предмета «Информационные системы и модели» направлено на достижение следующей цели:
Задачи курса:
Содержание обучения. Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:
Поэтому курс состоит из двух частей, соответствующих двум главам учебника. Количество часов, отводимых на изучение разделов курса изменено в связи с отсутствиемпрограммного обеспечения«Система математических расчетов MathCAD». Часть 1. Моделирование и разработка информационных систем. Данный раздел курса углубляет содержательные линии моделирования и информационных технологий в школьной информатике. База данных — ядро любой информационной системы — рассматривается в качестве информационной модели соответствующей предметной области. Содержание обучения отталкивается от проблем, которые требуется решить. Первая проблема — адекватное информационное отражение в базе данных реальной системы. В связи с этим рассматриваются основные этапы проектирования базы данных: системный анализ предметной области, построение инфологической модели, ее реализация в виде модели данных реляционного типа. Вторая проблема — создание приложений, которые в совокупности с базой данных составляют информационно-справочную систему. Здесь внимание уделяется анализу потребностей пользователя, созданию гибкой и полной системы приложений (запросов, форм, отчетов), организации дружественного пользовательского интерфейса. В конце раздела осваиваются элементы программирования приложений на языке Visual Basicfor Application (VBA). Часть 2. Компьютерное математическое моделирование. Данный раздел также углубляет содержательную линию моделирования в курсе информатики. В нем изучается математическое моделирование в его компьютерной реализации при максимальном использовании межпредметных связей информатики и универсальной методологии моделирования. Овладение основами компьютерного математического моделирования позволит учащимся углубить научное мировоззрение, развить творческие способности, а также поможет в выборе будущей профессии. Данный раздел является преемственным по отношению к первому разделу, в котором речь также идет об информационном моделировании, но с позиций представления информации, в то время как второй раздел посвящен в основном ее математической обработке. В ходе изучения раздела будут расширены математические знания и навыки учащихся. В частности, будут рассмотрены некоторые задачи оптимизации, элементы математической статистики и моделирования случайных процессов. Формы организации занятий — сочетание лекционных занятий с выполнением лабораторных работ по созданию баз данных, приложений, реализации компьютерных математических моделей. Используется метод проектов, позволяющий в максимальной мере развить навыки самостоятельной и исследовательской работы. Рекомендуется использовать написание рефератов по современным методам и средствам разработки информационных систем, по моделированию в наиболее актуальных разделах науки, по которым проведение практических занятий нецелесообразно на данном этапе обучения. На лекционных и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, так и частично-поисковый методы (в зависимости от учебного материала). При самостоятельном решении задач на лабораторных работах в основном используется поисковый метод. В процессе выполнения практических заданий по обоим разделам курса учащиеся разовьют навыки работы с современными средствами информационных технологий: табличным процессором, реляционной СУБД, познакомятся с элементами офисного программирования. Составной частью курса является подготовка реферата по одной из проблем, затронутых в курсе, а также выполнение и защита проекта. При подборе материалов для реферата учащимся рекомендуется использование ресурсов Интернет, для его оформления потребуется работа с текстовым процессором Word и иными средствами пакета MS Office. Защиту проекта рекомендуется проводить с использованием презентации, созданной средствами PowerPoint;. Тематическое и поурочное планирование курса ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗДЕЛА 1 «МОДЕЛИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ» (40 ч) Информационные системы и системология (8 ч) Понятие информационной системы; этапы разработки информационных систем. Основные понятия системологии: система, структура. Модели систем: модель черного ящика, модель состава, структурная модель. Графы, сети, деревья. Информационно-логическая модель предметной области. Реляционная модель данных и реляционная база данных (16ч) Проектирование многотабличной базы данных. Понятие о нормализации данных. Типы связей между таблицами. Создание базы данных в среде реляционной СУБД (MS ACCESS). Реализация приложений: запросы, отчеты. Электронные таблицы – инструмент информационного моделирования(8ч) Создание базы данных (списка) в среде табличного процессора (MSExcel). Использование формы для ввода и просмотра списка, для выборки данных по критериям. Сортировка данных по одному или нескольким полям. Фильтрация данных. Сводные таблицы. Программирование приложений (8 ч) Макросы:, назначение, способы создания и использования. Структура программы на VBA. Объекты VBA для MS EXCEL. Разработка пользовательского интерфейса: диалоговые окна. Введение в программирование на VBA. Задачи изучение раздела: 1.Общее развитие и становление мировоззрения учащихся: основным мировоззренческим компонентом содержания данного раздела курса является формирование системного подхода к анализу окружающей действительности. 2.Овладение основами методики построения информационных справочных систем: учащиеся получают представление об этапах разработки информационной системы; рассматривается методика построения реляционной модели данных, основанная на идее нормализации данных; создание базы данных происходит в среде реляционной СУБД. 3.Развитие и профессионализация навыков работы с компьютером: навыки, полученные учащимися при изучении базового курса информатики, находят дальнейшее развитие; в практической части раздела, посвященного системологии, выполняются работы, связанные с получением графических изображений структурных моделей систем (при этом используется текстовый редактор, СУБД, табличный процессор, изучаются основы программирования на VBA, защита проектов и рефератов производится с использованием пакета презентаций). Содержательные линии раздела: 1.Формализация и моделирование: рассматриваются различные варианты информационных моделей реальных систем; вводится представление об информационно-логической модели, как некоторой разновидности структурной модели реальной системы. 2.Информационные технологии: технологические средства разработки базы данных и информационных систем изучаются на основе реляционной СУБД MSAccess; электронные таблицы – средство организации информационно-справочных систем; офисное программирование. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ По окончании изучения данного раздела курса учащиеся должны знать:
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Информационные системы имодели» 10 класс Объем – 1 час в неделю (35ч/год)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗДЕЛА «КОМПЬЮТЕРНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» (30 Ч) Введение в технологию компьютерного математического моделирования.Инструментарий компьютерного математического моделирования (6 ч) Основные понятия и принципы моделирования. Моделирование и компьютеры. Разновидности математических моделей. Компьютерное математическое моделирование, его этапы.Табличные процессоры и электронные таблицы. Табличный процессор MS EXCEL, основные сведения. Построение графиков зависимостей между величинами в ТП EXCEL. Моделирование процессов оптимального планирования (18 ч) Линейное программирование — введение. Общая формулировка и существование решения задач линейного программирования. Симплекс-метод. Алгоритмическая реализация симплекс-метода. Понятие о нелинейном программировании. Постановка задач оптимального планирования. Использование средства «Поиск решения» табличного процессора Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования. Программная реализация симплекс-метода в VBA. Динамическое программирование. Алгоритмическая реализация метода динамического программирования. Реализация алгоритма динамического программирования в VBA. Компьютерное имитационное моделирование (6 ч) Принципы имитационного моделирования. Введение в математический аппарат имитационного моделирования. Случайные числа и их распределения. Пример моделирования системы массового обслуживания с помощью VBA. Задачи изучение раздела: 1.Общее развитие и становление мировоззрения учащихся: в ходе занятий учащиеся продолжают и углубляют знакомство с методом компьютерного моделирования, как средством познания окружающего мира. 2.Овладение моделированием как методом познания: вырабатывается общий методологический подход к построению компьютерных моделей и работе с ними. 3.Выработка практических навыков компьютерного моделирования: на примере ряда моделей из различных областей науки и практической деятельности прослеживаются все этапы компьютерного моделирования; показывается важность и необходимость каждого этапа. 4.Содействие профессиональной ориентации учащихся: выявление тех учащихся, кто имеет склонность к исследовательской деятельности. 5.Преодоление предметной разобщенности, интеграция знаний: для того чтобы понять суть изучаемого явления, правильно интерпретировать полученные результаты, необходимо не только владеть соответствующей терминологией, но и ориентироваться в той области знаний, где проводится модельное исследование. 6.Развитие и профессионализация навыков работы с компьютером: учащиеся не только реализовывают на компьютере предложенную модель, но и наиболее наглядно, в доступной форме, отображают полученные результаты; разработанные учащимися программы должны обладать адекватным интерфейсом, вести диалог с пользователем. Содержательные линии раздела: 1.Технология компьютерного моделирования: основной упор в данном курсе сделан на выработку общего подхода к построению моделей и работе с ними, овладение единой методикой моделирования. 2.Алгоритмизация и программирование: рассматривается разработка алгоритмов и программ; отработка технологической цепочки моделирования в полном объеме; самостоятельно созданные программы позволяют более осознанно работать с моделью. 3.«Пользовательская» линия: при выполнении практических работ оформление результатов моделирования производится с помощью текстовых и графических редакторов, а так же используются специализированные пакеты программ. 4.Линия дополнительной предметно-ориентированной подготовки: изучение курса позволяет расширить знания учащихся в области экономики, точнее говоря, в ее разделе «Экономическое планирование». 5.Линия дополнительной математической подготовки: данный курс позволяет частично ликвидировать пробелы в школьной математической подготовке учащихся в области теории вероятностей и математической статистики. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ По окончании изучения данного раздела курса учащиеся должны знать:
уметь:
Тематическое планирование элективного курса «Информационные системы имодели» 11 класс Объем – 1 час в неделю (35 ч/год)
|
Рабочая программа по прердмету информатика и икт Программа составлена на основании программы элективного курса «Информационные системы и модели» И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер Информатика.... | Элективный курс «информационные системы и модели» И. Г. Семакин,... Учебный курс «Информационные системы и модели» предназначен для изучения в старших классах профильной школы. Курс является элективным,... | ||
Рабочая программа по элективному курсу Составлена на основе программы профильного курса «Информатика x-xi» и элективного курса «Информационные системы и модели» (10-11... | Учебник для 10-11 классов. Семакин И. Г., Хеннер Цель урока: 1 проверка... Информатика и икт. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов. Семакин И. Г., Хеннер | ||
Конспект урока понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические... Базовый учебник Информатика и икт 9 класс. И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова бином. Лаборатория знаний,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планирование составлено на основе авторской программы профильного курса «Информатика X xi», авторы И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер | ||
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной... | Учебник для 10-11 классов. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. Семакин... Михеева Е. В. Информационные технологии: Учеб пособие для сред проф образования – М.: Издательский центр «Академия», 2005 | ||
Формы и методы обучения информатике Методика преподавания информатики, М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Москва, 2003г | Тематическое планирование по информатике в 11 классе Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика. 11 класс. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005 | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Конспект урока на тему «Решение сюжетных задач» Информатика и икт. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов. Семакин И. Г., Хеннер | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Информационные системы в профессиональной... Рабочая программа дисциплины «Информационные системы в профессиональной деятельности» составлена на основании примерной программы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер «Информатика и икт. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов», 2010 г | ||
Рабочая программа по дисциплине «Мировые информационные ресурсы и... Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта впо по специальности 230201 – Информационные... | Тесты по дисциплине «Корпоративные информационные системы» Общие... ... |