Скачать 256.59 Kb.
|
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования администрации г.Екатеринбурга Отдел образования Верх-Исетского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕРДМЕТУ Информатика и ИКТ Класс 10А, 10Б, 11А, 11Б Два года обучения
Екатеринбург 2014-2015 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основании программы элективного курса «Информационные системы и модели» И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений.2-11 классы:методическое пособие/составитель М.Н.Бородин.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 В соответствии с профилем школы выбран элективный курс «Информационные системы и модели», который предназначен для изучения в старших классах профильной школы. Этот курс ориентированным на изучение в классах физико-математического и информационно-технологического профилей. Курс «Информационные системы и модели» является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требования образовательного стандарта в основной школы. При планировании и создании курса авторы учитывают, что раздел «Информационные системы и модели» становится одним из ведущих в изучении информатики на старшей ступени школы. В ходе изучения курса будут расширены знания учащихся в предметных областях, на которых базируется изучаемые системы и модели, что позволяет максимально реализовать межпредметные связи, послужит средством профессиональной ориентации и будет служить целям профилизации обучения на старшей ступени школы. Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим в себя учебное пособие для учащихся, компьютерный практикум и методическое пособие для учителя. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Среди многочисленных приложений современной информатики и информационных технологий в данном учебном курсе являются два: -информационные системы 36 часов первый год обучения (1 час в неделю)– 10 класс; - компьютерное математическое моделирование 36 часов во второй год обучения (1 час в неделю)– 11 класс. Поэтому курс состоит из двух частей, соответствующих двум главам учебника. Часть 1. Моделирование и разработка информацией систем. Данный раздел курса углубляет содержательные линии моделирования и информационных технологий в школьной информатике. База данных — ядро любой информационной системы — рассматривается в качестве информационной модели ответствующей предметной области. Содержание обучения отталкивается от проблем, которые требуется решить. Первая проблема — адекватное информационное отражение в базе данных реальной системы. В связи с этим рассматривают ся основные этапы проектирования базы данных: системный анализ предметной области, построение инфологической модели, ее реализация в виде модели данных реляционного типа. Вторая проблема — создание приложений, которые в совокупности с базой данных составляют информационно-справочную систему. Здесь внимание уделяется анализу потребностей пользователя, созданию гибкой и полной системы приложений (запросов, форм, отчетов), организации дружественного пользовательского интерфейса. В конце раздела осваиваются элементы программировании приложений на языке Visual Basic for Application (VBA). Часть 2. Компьютерное математическое моделирование. Данный раздел также углубляет содержательную линию моделирования в курсе информатики. В нем изучается математическое моделирование в его компьютерной реализации при максимальном использовании межпредметных связей информатики и универсальной методологии моделирования. Овладение основами компьютерного математического моделирования позволит учащимся углубить научное мировоззрение, развить творческие способности, а также поможет в выборе будущей профессии. Данный раздел является преемственным по отношению к первому разделу, в котором речь также идет об информационном моделировании, но с позиций представления информации, в то время кик второй раздел посвящен в основном ее математической обработки. В ходе изучения раздела будут расширены математические знания и навыки учащихся. В частности, будут рассмотрены некоторые задачи оптимизации, элементы математической статистики и моделирования случайных процессов. Формы организации занятий — сочетание лекционных занятий с выполнением практических работ по созданию баз данных, приложений, реализации компьютерных математических моделей. Используется метод проектов, позволяющий в максимальной мере развить навыки самостоятельной и исследовательской работы. Рекомендуется использовать написание рефератов по современным методам и средствам разработки информационных систем, по моделированию в наиболее актуальных разделах науки, по которым проведение практических занятий нецелесообразно на данном этапе обучения. На лекционных и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, так и частично-поисковый методы (в зависимости от учебного материала). При самостоятельном решении задач на практических работах в основном используется поисковый метод. В процессе выполнения практических заданий по обоим разделам курса учащиеся разовьют навыки работы с современными средствами информационных технологий: табличным процессором, реляционной СУБД, математическим пакетом MathCAD, познакомятся с элементами офисного программирования. Составной частью курса является подготовка реферата по одной из проблем, затронутых в курсе, а также выполнение и защита проекта. При подборе материалов для реферата учащимся рекомендуется использование ресурсов Интернет, для его оформления потребуется работа с текстовым процессором Word и иными средствами пакета MS Office. Защиту проекта рекомендуется проводить с использованием презентации, созданной средствами Power Point. ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 10 класс - первый год обучения (1 час в неделю) Тематический план раздела «Моделирование и разработка информационных систем» Информационные системы и системология (9 ч) Понятие информационной системы; этапы разработки информационных систем. Основные понятия системологии: система, структура. Модели систем: модель черного ящика, модель состава, структурная модель. Графы, сети, деревья. Информационно-логическая модель предметной области. Реляционная модель данных и реляционная база данных (14 ч) Проектирование многотабличной базы данных. Понятие о нормализации данных. Типы связей между таблицами. Создание базы данных в среде реляционной СУБД (MS ACCESS). Реализация приложений: запросы, отчеты. Базы данных на электронных таблицах (6 ч) Создание базы данных (списка) в среде табличного процессора (MS Excel). Использование формы для ввода и просмотра списка, для выборки данных по критериям. Сортировка данных по одному или нескольким полям. Фильтрация данных. Сводные таблицы. Программирование приложений (5 ч) Макросы: назначение, способы создания и использования, Структура программы на VBA. Объекты VBA для MS Excel. РМ» работка пользовательского интерфейса: диалоговые окна. Введение в программирование на VBA. Поурочное планирование изучения раздела «Моделирование и разработка информационных систем» (35 ч) Первый год обучения 10 класс
11 класс - второй год обучения(1 час в неделю) Тематический план раздела «Компьютерное математическое моделирование» Введение в технологию компьютерного математического моделирования (3 ч) Основные понятия и принципы моделирования. Моделирование и компьютеры. Разновидности математических моделей. Компьютерное математическое моделирование, его этапы. Инструментарий компьютерного математического моделирования (6 ч) Табличные процессоры и электронные таблицы. Табличный процессор MS Excel, основные сведения. Построение графикой зависимостей между величинами в ТП Excel. Система математи ческих расчетов MathCAD. Примеры использования MathCAD. Моделирование процессов оптимального планирования (20 ч) Постановка задач оптимального планирования. Линейное программирование — введение. Общая формулировка и существование решения задач линейного программирования. Симплекс-метод. Алгоритмическая реализация симплекс-метода. Понятие о нелинейном программировании. Использование средства «Поиск решения» табличного процессора Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования. Решение задач оптимизации с помощью пакета MathCAD. Программная реализация симплекс-метода в VBA; сопоставление с Turbo-Pascal. Динамическое программирование. Алгоритмическая реализация метода динамического программирования. Реализация алгоритма динамического программирования в VBA. Понятие о моделях многокритериальной оптимизации. Компьютерное имитационное моделирование (6 ч) Принципы имитационного моделирования. Введение в математический аппарат имитационного моделирования. Случайные числа и их распределения. Пример моделирования системы массового обслуживания с помощью VBA. Требования к уровню подготовки По окончании изучения данного раздела курса учащиеся должны знать:
По окончании изучения данного раздела курса учащиеся должны уметь: • приводить примеры, иллюстрирующие понятия «модель», «информационная модель», «компьютерная математическая модель»; приводить примеры содержательных задач, при решении которых применяются компьютерные математические модели, и при этом преследуются разные цели моделирования; применять схему компьютерного эксперимента при решнии содержательных задач, где возникает потребность I компьютерном математическом моделировании;
Поурочное планирование изучения раздела «Компьютерное математическое моделирование» (35ч) Второй год обучения 11 класс
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
Рабочая программа по Информатике и икт 9 класс «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в... | Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета... | ||
Рабочая программа курса «Информатика и икт» к учебнику "Информатика" (Н. В. Макарова) Рабочая программа по курсу «Информатика и икт» ориентирована на примерную программу, составленную на основе федерального компонента... | Рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 7 класса составлена на основе авторской программы Л. Л.... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» для 7 класса составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л. «Информатика... | Пояснительная записка к предмету «Информатика» Рабочая программа по пропедевтическому курсу информатика и икт составлена на основе примерной программы: Информатика и икт 4 класс.... | ||
Рабочая программа учебного предмета: «Информатика и икт» Представленная рабочая программа предназначена для изучения курса «Информатика и икт» на профильном уровне в 10-11 классах | Рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и авторской программы Н. Д. Угринович «Базовый курс. Информатика и икт. 7-9 класс» | ||
Рабочая программа по информатике и икт 8 класс Икт составлена в соответствии с Программой курса «Информатика и икт» для основной школы (8–9 классы) (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова,... | Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» для 10-11 классов... Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов | ||
Рабочая программа базового курса «Информатика и икт» для основной школы (8-9 классы) «Информатика и икт» представлена в 8 классах по 1 часу и в 9 классах -по 2 часа в неделю | Рабочая программа по курсу «Информатика (Информатика и икт)» Икт, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную... | ||
Рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной... | Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Программы курса «Информатика и икт» Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Программы курса «Информатика и икт» для 10-11 кл., базовый уровень/ А.... | ||
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе... Составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика... | Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе... «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в... |