Рабочая программа по прердмету информатика и икт





Скачать 256.59 Kb.
НазваниеРабочая программа по прердмету информатика и икт
Дата публикации03.03.2015
Размер256.59 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа



Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования администрации г.Екатеринбурга

Отдел образования Верх-Исетского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 11

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор __________________ Е.Л.Антюфьева

«____» _________________2014г.

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель ШМО учителей технологии ________________

«______»_____________2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕРДМЕТУ

Информатика и ИКТ

Класс 10А, 10Б, 11А, 11Б

Два года обучения

Общее количество часов по плану- 36 в год
По программе- 36 в год




Составитель: Шемякина Ирина Николаевна,
учитель информатики
высшей категории


Екатеринбург

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основании программы элективного курса «Информационные системы и модели» И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений.2-11 классы:методическое пособие/составитель М.Н.Бородин.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

В соответствии с профилем школы выбран элективный курс «Информационные системы и модели», который предназначен для изучения в старших классах профильной школы. Этот курс ориентированным на изучение в классах физико-математического и информационно-технологического профилей.

Курс «Информационные системы и модели» является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требования образовательного стандарта в основной школы. При планировании и создании курса авторы учитывают, что раздел «Информационные системы и модели» становится одним из ведущих в изучении информатики на старшей ступени школы. В ходе изучения курса будут расширены знания учащихся в предметных областях, на которых базируется изучаемые системы и модели, что позволяет максимально реализовать межпредметные связи, послужит средством профессиональной ориентации и будет служить целям профилизации обучения на старшей ступени школы.

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим в себя учебное пособие для учащихся, компьютерный практикум и методическое пособие для учителя.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Среди многочисленных приложений современной информатики и информационных технологий в данном учебном курсе являются два:
-информационные системы 36 часов первый год обучения (1 час в неделю)– 10 класс;

- компьютерное математическое моделирование 36 часов во второй год обучения (1 час в неделю)– 11 класс.

Поэтому курс состоит из двух частей, соответствующих двум главам учебника.
Часть 1. Моделирование и разработка информацией систем.

Данный раздел курса углубляет содержательные линии моделирования и информационных технологий в школьной информатике. База данных — ядро любой информационной системы — рассматривается в качестве информационной модели ответствующей предметной области. Содержание обучения отталкивается от проблем, которые требуется решить.

Первая проблема — адекватное информационное отражение в базе данных реальной системы. В связи с этим рассматривают ся основные этапы проектирования базы данных: системный анализ предметной области, построение инфологической модели, ее реализация в виде модели данных реляционного типа.

Вторая проблема — создание приложений, которые в совокупности с базой данных составляют информационно-справочную систему. Здесь внимание уделяется анализу потребностей пользователя, созданию гибкой и полной системы приложений (запросов, форм, отчетов), организации дружественного пользовательского интерфейса.

В конце раздела осваиваются элементы программировании приложений на языке Visual Basic for Application (VBA).

Часть 2. Компьютерное математическое моделирование. Данный раздел также углубляет содержательную линию моделирования в курсе информатики. В нем изучается математическое моделирование в его компьютерной реализации при максимальном использовании межпредметных связей информатики и универсальной методологии моделирования. Овладение основами компьютерного математического моделирования позволит учащимся углубить научное мировоззрение, развить творческие способности, а также поможет в выборе будущей профессии. Данный раздел является преемственным по отношению к первому разделу, в котором речь также идет об информационном моделировании, но с позиций представления информации, в то время кик второй раздел посвящен в основном ее математической обработки.

В ходе изучения раздела будут расширены математические знания и навыки учащихся. В частности, будут рассмотрены некоторые задачи оптимизации, элементы математической статистики и моделирования случайных процессов.

Формы организации занятий — сочетание лекционных занятий с выполнением практических работ по созданию баз данных, приложений, реализации компьютерных математических моделей. Используется метод проектов, позволяющий в максимальной мере развить навыки самостоятельной и исследовательской работы. Рекомендуется использовать написание рефератов по современным методам и средствам разработки информационных систем, по моделированию в наиболее актуальных разделах науки, по которым проведение практических занятий нецелесообразно на данном этапе обучения.

На лекционных и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, так и частично-поисковый методы (в зависимости от учебного материала). При самостоятельном решении задач на практических работах в основном используется поисковый метод. В процессе выполнения практических заданий по обоим разделам курса учащиеся разовьют навыки работы с современными средствами информационных технологий: табличным процессором, реляционной СУБД, математическим пакетом MathCAD, познакомятся с элементами офисного программирования.

Составной частью курса является подготовка реферата по одной из проблем, затронутых в курсе, а также выполнение и защита проекта. При подборе материалов для реферата учащимся рекомендуется использование ресурсов Интернет, для его оформления потребуется работа с текстовым процессором Word и иными средствами пакета MS Office. Защиту проекта рекомендуется проводить с использованием презентации, созданной средствами Power Point.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

10 класс - первый год обучения (1 час в неделю)

Тематический план раздела «Моделирование и разработка информационных систем»

Информационные системы и системология (9 ч)

Понятие информационной системы; этапы разработки информационных систем. Основные понятия системологии: система, структура. Модели систем: модель черного ящика, модель состава, структурная модель. Графы, сети, деревья. Информационно-логическая модель предметной области.

Реляционная модель данных и реляционная база данных (14 ч) Проектирование многотабличной базы данных. Понятие о нормализации данных. Типы связей между таблицами. Создание базы данных в среде реляционной СУБД (MS ACCESS). Реализация приложений: запросы, отчеты.

Базы данных на электронных таблицах (6 ч) Создание базы данных (списка) в среде табличного процессора (MS Excel). Использование формы для ввода и просмотра списка, для выборки данных по критериям. Сортировка данных по одному или нескольким полям. Фильтрация данных. Сводные таблицы.

Программирование приложений (5 ч)

Макросы: назначение, способы создания и использования, Структура программы на VBA. Объекты VBA для MS Excel. РМ» работка пользовательского интерфейса: диалоговые окна. Введение в программирование на VBA.

Поурочное планирование изучения раздела

«Моделирование и разработка информационных систем» (35 ч)

Первый год обучения 10 класс


урока

недели


Тема урока

Виды учебной деятельности

Корректировка

1.1. Информационные системы и системология

1

1

Введение. Понятие информационной системы. Этапы разработки информационных систем

Лекция.




2

2

Основы системологии: понятия системы, структуры, системного эффекта

Лекция. Теоретическое решение задач




3

3

Модели систем: модель «черного ящика»; модель состава системы

Лекция.

Практика




4

4

Модели систем: структурная модель. Графы (сети)

Лекция. Практика




5

5

Иерархические структуры и деревья

Лекция. Практика




6

6

Построение структурной модели системы

Практика




7

7

Практикум по построению семантической сети

Практика




8

8

Инфологическая модель предметной области

Лекция. Практика




9

9

Итоговое занятие

Практика




1.2. Реляционная модель и базы данных

10

10

Понятие базы данных и СУБД

Лекция. Распределение тем рефератов по разделу 1.2




11

11

Нормализация данных

Лекция. Решение задач




12

12

СУБД MS Access

Практика




13

13

Создание базы данных

Лекция. Практика




14

14

Запросы на выборку. Использование конструктора запросов

Лекция. Практика




15

15

Практикум по работе с запросами

Лабораторная работа 3




16

16

Логические выражения. Сложные запросы на выборку

Лекция. Теоретическое решение задач




17

17

Практикум по реализации сложных запросов

Практика




18

18

Глобальная модель данных информационной системы

Лекция. Теоретическое решение задач




19

19

Подсхемы и приложения

Лекция. Практика




20

20

Индивидуальный проект

Лабораторная работа 6




21

21

Итоговые запросы и отчеты

Лекция. Практика




22

22

Практикум по разработке индивидуального проекта

Практика




23

23

Итоговое занятие

Защита проектов и рефератов




1.3. Электронные таблицы — инструмент информационного моделирования

24

24

Электронные таблицы. MS Excel (повторение)

Лекция. Решение задач




25

25

Базы данных (списки) в MS Excel. Правила создания

Лекция. Практика




26

26

Манипулирование данными в списках: выборка и сортировка

Лекция. Практика




27

27

Практикум

по манипулированию

данными в списках

Практика




28

28

Сводные таблицы

Лекция. Практика




1.4. Программирование приложений

29

29

Понятие о макросе. Программная реализация макроса на VBA

Лекция. Практика




30

30

Структура программы на VBA

Лекция. Практика




31

31

Объекты VBA. Свойства, методы, события

Лекция. Теоретическое решение задач




32

32

Создание диалогового окна (пользовательской формы)

Практика




33

33

Итоговое занятие







34-35

34-35

Резерв








11 класс - второй год обучения(1 час в неделю)

Тематический план раздела «Компьютерное математическое моделирование»

Введение в технологию компьютерного математического моделирования (3 ч)

Основные понятия и принципы моделирования. Моделирование и компьютеры. Разновидности математических моделей. Компьютерное математическое моделирование, его этапы. Инструментарий компьютерного математического моделирования (6 ч)

Табличные процессоры и электронные таблицы. Табличный процессор MS Excel, основные сведения. Построение графикой зависимостей между величинами в ТП Excel. Система математи ческих расчетов MathCAD. Примеры использования MathCAD.
Моделирование процессов оптимального планирования (20 ч)

Постановка задач оптимального планирования. Линейное программирование — введение. Общая формулировка и существование решения задач линейного программирования. Симплекс-метод. Алгоритмическая реализация симплекс-метода. Понятие о нелинейном программировании. Использование средства «Поиск решения» табличного процессора Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования. Решение задач оптимизации с помощью пакета MathCAD. Программная реализация симплекс-метода в VBA; сопоставление с Turbo-Pascal. Динамическое программирование. Алгоритмическая реализация метода динамического программирования. Реализация алгоритма динамического программирования в VBA. Понятие о моделях многокритериальной оптимизации.
Компьютерное имитационное моделирование (6 ч)

Принципы имитационного моделирования. Введение в математический аппарат имитационного моделирования. Случайные числа и их распределения. Пример моделирования системы массового обслуживания с помощью VBA.

Требования к уровню подготовки

По окончании изучения данного раздела курса учащиеся должны знать:

  • содержание понятий «модель», «информационная модель», «компьютерная математическая модель»;

  • виды абстрактных (информационных) моделей;

  • этапы компьютерного математического моделирования, их содержание;

  • цели математического моделирования;

  • требования, предъявляемые к компьютерным математическим моделям;

  • возможные подходы к классификации математических моделей;

  • отличие натурного (лабораторного) эксперимента от компьютерного (численного);

  • состав инструментария компьютерного математического моделирования;

  • возможности табличного процессора Excel в реализации математического моделирования;

  • графические возможности ТП Excel;

  • возможности системы MathCAD в реализации компьютерных математических моделей;

  • математические формулировки изученных моделей;

  • специфику компьютерного математического моделирования в экономическом планировании; примеры содержательных задач из области экономического планирования, решаемых методом компьютерного моделирования;

  • постановку задач, решаемых методом линейного программирования;

  • постановку задач, решаемых методом динамического программирования;

  • основные понятия теории вероятности, необходимые для реализации имитационного моделирования: случайная величина, закон распределения случайной величины, плотность вероятности распределения, достоверность результата статистического исследования;

  • способы получения последовательностей случайных чисел с заданным законом распределения;

  • постановку задач, решаемых методом имитационного моделирования в теории массового обслуживания;

По окончании изучения данного раздела курса учащиеся должны уметь:
• приводить примеры, иллюстрирующие понятия «модель», «информационная модель», «компьютерная математическая модель»;

приводить примеры содержательных задач, при решении которых применяются компьютерные математические модели, и при этом преследуются разные цели моделирования;

применять схему компьютерного эксперимента при решнии содержательных задач, где возникает потребность I компьютерном математическом моделировании;

  • приводить примеры задач разных классов при классификации моделей по целям моделирования;

  • отбирать факторы, влияющие на поведение изучаемой системы, выполнять ранжирование этих факторов;

  • строить модели изучаемых процессов;

  • выбирать программные средства для исследования построенных моделей;

  • подбирать наборы тестовых данных для анализа правильности разработанных программ;

  • анализировать полученные результаты и исследовать ми-тематическую модель при различных наборах параметров, в том числе граничных или критических;

  • использовать простые оптимизационные экономические модели;

  • строить простейшие модели систем массового обслуживания и интерпретировать полученные результаты.

  • реализовывать простые математические модели на ЭВМ, создавая алгоритмы и программы на языке Visual Basic;

  • пользоваться возможностями ТП Excel для проведения несложных математических расчетов и иллюстрирования результатов математического моделирования графиками и столбчатыми диаграммами;

  • пользоваться средством «Поиск решения» ТП Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования;

  • пользоваться системой MathCAD для проведения несложных математических расчетов, графического иллюстрирования результатов моделирования;

  • пользоваться системой MathCAD для решения задач линейной и нелинейной оптимизации.


Поурочное планирование изучения раздела «Компьютерное математическое моделирование» (35ч) Второй год обучения 11 класс


урока

Тема урока

Виды учебной деятельности

Корректировка

2.1. Введение в моделирование




1-2

Основные понятия и принципы моделирования. Моделирование и компьютеры

Лекция.

Распределение тем рефератов по разделу 2.1




3

Компьютерное математическое моделирование, его этапы

Лекция




3

Итоговое занятие

Защита рефератов




2.2. Инструментарий компьютерного математического моделирования

4

Инструментарий компьютерного математического моделирования. Решение математических задач с помощью ТП Excel

Лекция2.

Распределение тем рефератов по разделу 2.2




5

Решение математических задач с помощью ТП Excel

Практика




6

Построение графиков зависимостей между величинами в ТП Excel

Лекция. Практика




7

Система математических расчетов MathCAD

Лекция




8

Система математических расчетов MathCAD

Практика




9

Итоговое занятие

Защита рефератов




2.3. Моделирование процессов оптимального планирования

10

Постановка задач оптимального планирования. Линейное программирование — введение

Лекция.

Распределение тем рефератов по разделу 2.3




11

Общая формулировка и существование решения задач линейного программирования

Лекция




12

Геометрическое решение задач линейного программирования

Практика




13

Симплекс-метод

Лекция




14

Симплекс-метод

Решение задач

(в бескомпьютерном

варианте)




15

Алгоритмическая

реализация

симплекс-метода

Лекция




16

Алгоритмическая

реализация

симплекс-метода

Практическое занятие (разбор и трассировка алгоритма симплекс-метода)




17

Алгоритмическая

реализация

симплекс-метода

Практика




18 янв

Понятие о нелинейном программировании

Лекция




19

Итоговое занятие

Защита рефератов




20

Использование средства «Поиск решения» табличного процессора MS Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования

Лекция




21

Использование средства «Поиск решения» табличного процессора MS Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования

Практика




22

Использование системы MathCAD для решения задач линейного и нелинейного программирования

Практика




23

Программная реализация

симплекс-метода в VBA

Лекция. Практическое занятие по трассировке алгоритма




24

Решение задач линейного программирования в VBA

Практика




25

Динамическое программирование

Лекция




26

Алгоритмическая реализация метода динамического программирования

Лекция. Практическое

занятие (разбор

и трассировка алгоритма)




27

Решение задач динамического программирования

Практика




28
03.04


Реализация алгоритма динамического программирования в VBA

Лекция. Практическое занятие (разбор программы)




29

Решение задач динамического программирования

Практика




30

Понятие о моделях

многокритериальной

оптимизации

Лекция




2.4. Компьютерное имитационное моделирование




31

Принципы имитационного моделирования. Введение в математический аппарат имитационного моделирования

Лекция.

Распределение тем рефератов по разделу 2.4




32

Введение

в математический аппарат имитационного моделирования. Случайные числа и их распределение

Лекция. Решение задач




33

Итоговое занятие

Защита рефератов. Подведение итогов курса




34-36

Резерв








УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  3. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по прердмету информатика и икт iconРабочая программа по Информатике и икт 9 класс
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Рабочая программа по прердмету информатика и икт iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета...
Рабочая программа по прердмету информатика и икт iconРабочая программа курса «Информатика и икт» к учебнику "Информатика" (Н. В. Макарова)
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт» ориентирована на примерную программу, составленную на основе федерального компонента...
Рабочая программа по прердмету информатика и икт iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 7 класса составлена на основе авторской программы Л. Л....
Рабочая программа по прердмету информатика и икт iconРабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт»
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» для 7 класса составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л. «Информатика...
Рабочая программа по прердмету информатика и икт iconПояснительная записка к предмету «Информатика»
Рабочая программа по пропедевтическому курсу информатика и икт составлена на основе примерной программы: Информатика и икт 4 класс....
Рабочая программа по прердмету информатика и икт iconРабочая программа учебного предмета: «Информатика и икт»
Представленная рабочая программа предназначена для изучения курса «Информатика и икт» на профильном уровне в 10-11 классах
Рабочая программа по прердмету информатика и икт iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и авторской программы Н. Д. Угринович «Базовый курс. Информатика и икт. 7-9 класс»
Рабочая программа по прердмету информатика и икт iconРабочая программа по информатике и икт 8 класс
Икт составлена в соответствии с Программой курса «Информатика и икт» для основной школы (8–9 классы) (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова,...
Рабочая программа по прердмету информатика и икт iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» для 10-11 классов...
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по прердмету информатика и икт iconРабочая программа базового курса «Информатика и икт» для основной школы (8-9 классы)
«Информатика и икт» представлена в 8 классах по 1 часу и в 9 классах -по 2 часа в неделю
Рабочая программа по прердмету информатика и икт iconРабочая программа по курсу «Информатика (Информатика и икт)»
Икт, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную...
Рабочая программа по прердмету информатика и икт iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной...
Рабочая программа по прердмету информатика и икт iconРабочая программа по информатике и икт составлена на основе Программы курса «Информатика и икт»
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Программы курса «Информатика и икт» для 10-11 кл., базовый уровень/ А....
Рабочая программа по прердмету информатика и икт iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
Составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика...
Рабочая программа по прердмету информатика и икт iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск