Область применения приемов аутотренинга





Скачать 81.81 Kb.
НазваниеОбласть применения приемов аутотренинга
Дата публикации16.07.2013
Размер81.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

  1. Область применения приемов аутотренинга.



Область применения приемов аутотренинга ограничивается только нашей фантазией и смекалкой.

Я, например, применяю его:

  • для отдыха, находясь в длительных командировках по Украине за рулем автомобиля;

  • в качестве антистрессового успокоителя;

  • перед сложными переговорами;

  • для снятия усталости;

  • для профилактики и предупреждения заболеваний;

Но самое главное, аутотренинг – это один из важных этапов на пути к самосовершенству и овладению собой, стартовая площадка для изменения своей жизни. Любое обучение на фоне знания основ аутогенной тренировки повышает эффективность восприятия и облегчает процесс запоминания информации в несколько раз. Многие люди, владеющие этими приемами, смогли значительно изменить свою жизнь. Немаловажную роль в этом сыграло то, что этой техникой может овладеть каждый даже при самостоятельном обучении, как и в любом деле здесь главное – настоящее желание.
Теперь рассмотрим аутотренинг с медицинской точки зрения.
Произошли какие-то неприятности, возникли непредвиденные трудности, испортились отношения с людьми, попали в тяжелое положение - и сразу же изме­няется самочувствие, ухудшается настроение. У одних при этом повышается артериальное давление, болезненно сжимается сердце, у других возникает одышка, третьи испытывают боли в области желудка и всегда охватывает неприятное чувство общей напряженности, которое затем чаще всего перетекает в головную боль.

В эти минуты и часы создаются условия, способствующие развитию или обострению таких недугов, как неврастения, гипертоническая болезнь, стенокардия, инфаркт миокарда, нарушения мозгового кровообращения, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, диабет, бронхиальная астма, экзема и ряда других. Так как все эти заболевания возникают, главным образом, после перена­пряжения нервно-психической сферы, их объединяют под общим названием «психогенные», то есть порожденные психическим фактором, нарушениями, ко­торые изначально возникли в психических процессах.
Чтобы не дать развиться какой-либо из перечисленных болезней, нужно, как можно скорее, освободиться от нервно-психического перенапряжения, сбросить его. Но каким же способом?
Совет может показаться неожиданным, но он точен - через «каналы» мышц, тех самых скелетных мышц, благодаря которым мы ходим, бегаем, работаем. Через мышцы можно и нужно, как через громоотвод, разряжать перенапряженное состояние, возникшее в головном мозгу. Если же этого не сделать свое­временно, «разрядка» может произойти во внутренних органах, вызывая, то или иное психогенное заболевание. Сбрасывать нервно-психическое перенапряжение через «каналы» мышц во всех отношениях предпочтительнее, чем использовать те, пока еще распространенные способы самопомощи, к которым прибегают многие, оказавшись в трудном положении. Речь идет о табаке, вине, различных лекарствах. Ведь при длительном использовании даже таких лекарств, которые хорошо успокаивают, их действие со временем теряет силу, возникает необходимость увеличивать дозу, что в конечном итоге может принести вред в другой области. А вот когда возникшее нервно-пси­хическое перенапряжение удаляется по «каналам» расслабленных теплых мышц, этот процесс протекает по законам нормальной физиологии и никаких отрица­тельных побочных явлений не бывает.

Вариантом аутотренинга, который позволяет легко и быстро сбрасывать, воз­никшее перенапряжение в головном мозгу, является так называемая психомышечная тренировка (далее ПМТ). Но прежде чем рассказывать, как реализовать ее возмож­ности на практике, необходимо познакомиться с некоторыми теоретическими положениями из науки о функциях нервной системы и разобраться в сущности процесса самовнушения.

2. Мысленные образы.


Услышав какое-либо слово, например «яблоко», мы невольно начинаем мыслен­но «видеть» яблоко. А после слова «книга» - мысленно как бы видим книгу. Таким образом, многие слова вызывают в нашем головном мозгу мысленные образы, соответствующие этим словам.

Хотя говорится, что «словом можно и убить и воскресить», главное действие оказывают не сами слова как таковые, а те мысленные образы, которые встают за словами. Проделаем простой опыт. Скажем самим себе: "У меня во рту кислый сочный ломтик лимона". Сразу же возникнут соответствующие этим словам мыслен­ные образы, а вслед за ними начнется выделение слюны. Но только у тех людей, которые когда-либо ели лимон.

Психический процесс в виде мысленных образов, процесс - нема­териальный, способен вызвать весьма определенное материальное явление, в данном случае слюноотделение. Следовательно, психическое начало может ока­зывать воздействие на физические процессы в организме человека. Причем чем точнее, чем конкретнее мысленный образ, тем сильнее он действует.

Мысленные образы, порождаемые словами, делятся на две категории. Одна из них называется представлением, другая - воображением.

Различие между ними состоит в следующем: если мы посмотрим, к примеру, на карандаш, а затем, отвернувшись, вызовем в своем сознании его мысленный образ, то это будет процесс представления.

Итак, представлением называется мысленный образ, возникший на основе информации, поступившей в головной мозг от реально существующих предметов или явлений. Если же мысленно увидеть тот же карандаш, но изогнутым в кольцо (а наш мозг и не на такое способен), то этот образ будет уже плодом воображения. Следовательно, воображением называется психический процесс, при котором мысленные образы воссоздаются в таком виде, в каком они не могут быть восприняты в реальности с помощью наших органов чувств (зрения, слуха, обоняния и т. д.).

О представлении и воображении я рассказал потому, что во время занятий аутотренингом по методу психомышечной тренировки придется использовать как одну, так и другую категорию мысленных образов.

3. Механизм самовнушения.


Жизненный опыт уже давно подсказал, а наука затем подтвердила наличие такого феномена: когда головной мозг находится в дремотном, сноподобном состоянии, у него появляется очень важное свойство - он становится повышенночувствительным к словам и связанным с ними мысленным образам. Сле­довательно, для того чтобы слова и их мысленные образы обрели свою предельную силу, они должны воздействовать на мозг, находящийся в дремотном, сно­подобном состоянии. Именно этой особенностью, воздействием на пассивный, дремлющий мозг, самовнушение и отличается от других способов регуляции психического состояния, например таких, как самоубеждение, самоободрение, самоприказ и т.п., которые осуществляются во время бодрствующего, активного сознания.
Под дремотностью понимается такое состояние, при котором головной мозг уже не активен, как днем, но еще и не спит, как ночью. Другими словами, это переходное состояние между бодрствованием и сном во время засыпания и между сном и бодрствованием в часы пробуждения.
В практике самовнушения необходимо, чтобы дремотное состояние длилось столько времени, сколько требуется для решения той или иной задачи. Таким образом, дремотностью - ее длительностыо и глубиной - нужно уметь управлять, не «проваливаясь» из нее в сон и не выходя в обычное бодрствование.

Введя себя в дремотное состояние, человек обретает возможность влиять словами и соответствующими им мысленными образами на такие функции орга­низма, которые не подчиняются волевым приказам, направленным на самого себя в обычном, бодрствующем состоянии. Если приказать сердцу «бейся медленнее», его ритм не изменится, но если, предварительно погрузив­шись в дремоту, мысленно сказать (и соответственно мысленно «увидеть»): «Мое сердце бьется все медленнее и медленнее...», частота сердечных сокраще­ний действительно станет реже.
Итак, первый главный механизм, лежащий в основе процесса самовнушения, состоит в умении погружаться в дремотное, сноподобное состояние и сохранять его необходимое время под контролем собственного сознания.
Второй главный механизм заключается в умении предельно сосредоточивать свое ненапряженное внимание на том, чем занимаешься в данный момент.
Общеизвестно, что чем внимательнее мы занимаемся каким-либо делом, тем оно идет успешнее, тем выше его КПД - коэф­фициент полезного действия. При высокой сосредоточенности на чем-то одном наш мозг автоматически отключается от всего постороннего и ничто другое просто не может «войти» в сознание. Полностью заняв свое внимание ин­тересной книгой, мы можем забыть обо всем, например, о том, что на огонь поставлено молоко.
Будучи предельно сосредоточенным, внимание в практике аутотренинга долж­но оставаться совершенно ненапряженным. Ибо, только оста­ваясь спокойным и ненапряженным, оно позволяет сохранять дремотное состояние. Любое же психическое напряжение, в том числе и процесса внимания, разрушает дремотность и выводит занимающегося из нее в состояние той или иной активности.
Возможности, заложенные в двух главных механизмах самовнушения, делают действие этого метода гораздо сильнее, чем, скажем, действие самоубеждения. Ни каким, даже самым изощренным, самоубеждением нельзя убедить себя, сидящего в комнате, в том, что находишься, предположим, в хвой­ном лесу. А с помощью самовнушения такой результат достичь вполне возможно.
Два главных механизма самовнушения - дремотное состояние и сосредото­ченное ненапряженное внимание - лежат в основе большинства методов ауто­тренинга. Для того чтобы понять, как достигается дремотное состояние и сосре­доточенность внимания при занятиях психомышечной тренировкой, необходимо предварительно познакомиться с теми взаимоотношениями, которые существуют между головным мозгом и скелетными мышцами.



  1. Мозг и мышцы


Мы устроены так, что в моменты психического возбуждения наши скелетные мышцы непроизвольно напрягаются. Вспомните любого раздраженного или возмущенного человека - его внешний вид свидетельствует и о выраженном мышечном напряжении. Когда же мозг спокоен, скелетные мышцы тоже непроизвольно расслабляются. Это особенно хорошо видно на маленьких спя­щих детях, которых мама держит на руках: у спящих малышей и головка безволь­но свешивается, и ручки и ножки висят как плети. Ведь мозг спит, и мышцы сами по себе расслабляются.

Однако не только состояние мозга отражается на мышцах, но и мышцы, в свою очередь, определенным образом влияют на мозг, на психическое самочувствие. Дело в том, что от любой, самой маленькой мышцы в мозг непрерывно поступают сигналы ее состояния. Именно поэтому мы можем, не глядя, скажем, на свою руку, сказать, в каком положении находится каждый палец на ней.
Биологические импульсы, поступающие от мышц в головной мозг, несут не только информацию о состоянии «периферии тела», но и являются своеобразными раздражителями, стимулирующими деятельность мозга, возбуждающими его. Чем напряженнее, чем активнее мышцы, тем, естественно, больше импульсов идет от них в мозг, тем в большей степени он активизируется. И наоборот, чем менее деятельны, чем расслабленнее мышцы, тем меньше импульсов поступает от них в головной мозг. А когда мозг получает все меньше и меньше возбуждающих сигналов с «периферии тела», он начинает успокаиваться, погружаясь сначала в дремотность, а потом и в глубокий сон.
Эта физио­логическая закономерность и используется в психомышечной тренировке для соз­нательного целенаправленного достижения дремотного состояния и руководства им.


www.kvashenko.newmail.ru

«АУТОТРЕНИНГ ДЛЯ КАЖДОГО» от Артура Квашенко

(по материалам журналов: «Физкультура и спорт», «Здоровье», «Знание - сила»)





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Область применения приемов аутотренинга icon«Свойства, характеристика и область применения электроизоляционной бумаги»
Целью данной работы является исследование свойств, характеристик и области применения электроизоляционной бумаги
Область применения приемов аутотренинга iconЭнергетическая установка
Решение позволяет значительно расширить область применения установок данного типа, отсекая необходимость наличия источника пресной...
Область применения приемов аутотренинга icon1. область применения
Рд 22-28-37-02 Требования к организации и проведению работ по монтажу (демонтажу) грузоподъемных кранов
Область применения приемов аутотренинга icon1 Область применения
Приложение а (обязательное) Форма каталожного листа продукции (лицевая сторона)
Область применения приемов аутотренинга iconПлан урока по биологии. Тема: Значение и строение кожи
Развивать логическое мышление путем применения приемов: анализ, синтез, сравнение, выводы, развивать наблюдательность у учащихся
Область применения приемов аутотренинга icon1. Область применения и нормативные ссылки
Анооспо «Оренбургский колледж менеджмента, туризма и гостиничного сервиса» (техникум)
Область применения приемов аутотренинга icon1. 1 Назначение и область применения ооп бакалавриата, реализуемой...
...
Область применения приемов аутотренинга iconТомский политехнический университет
Основные преимущества оборудования с использованием колонн гибких труб и область его применения
Область применения приемов аутотренинга iconЦентр детского технического творчества «Биктырыш»
Область применения (образование, медицина, экология, промышленность, индустрия развлечений, другое)
Область применения приемов аутотренинга iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Область применения и нормативные ссылки
Область применения приемов аутотренинга iconОсновная образовательная программа рекомендована к применению в учебном...
Область применения
Область применения приемов аутотренинга iconРабочая программа клинической ординатуры по терапии область применения
И151. 30. 03 2000: Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок разработки и требования к содержанию
Область применения приемов аутотренинга iconПатентам и товарным знакам (19)
Область применения: силовая полупроводниковая техника с низкочастотным и высокочастотным преобразованием электрической энергии, выпрямительные...
Область применения приемов аутотренинга icon#G0 Раздел 7 электрооборудование специальных установок область применения. Определения
Методические указания по выполнению лабораторной работы «Определение серосодержащих соединений в природных и сжиженных газах»
Область применения приемов аутотренинга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Роия на основе адекватного применения современных приемов, методов, подходов, технологий обучения иностранному языку с учетом специфики...
Область применения приемов аутотренинга icon6. Безопасность и экологичность проекта
Ремонт тележек грузовых вагонов должен выполняться в соответствии с требованиями действующей нормативной документации, а также с...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск