Скачать 81.81 Kb.
|
Область применения приемов аутотренинга ограничивается только нашей фантазией и смекалкой. Я, например, применяю его:
Но самое главное, аутотренинг – это один из важных этапов на пути к самосовершенству и овладению собой, стартовая площадка для изменения своей жизни. Любое обучение на фоне знания основ аутогенной тренировки повышает эффективность восприятия и облегчает процесс запоминания информации в несколько раз. Многие люди, владеющие этими приемами, смогли значительно изменить свою жизнь. Немаловажную роль в этом сыграло то, что этой техникой может овладеть каждый даже при самостоятельном обучении, как и в любом деле здесь главное – настоящее желание. Теперь рассмотрим аутотренинг с медицинской точки зрения. Произошли какие-то неприятности, возникли непредвиденные трудности, испортились отношения с людьми, попали в тяжелое положение - и сразу же изменяется самочувствие, ухудшается настроение. У одних при этом повышается артериальное давление, болезненно сжимается сердце, у других возникает одышка, третьи испытывают боли в области желудка и всегда охватывает неприятное чувство общей напряженности, которое затем чаще всего перетекает в головную боль. В эти минуты и часы создаются условия, способствующие развитию или обострению таких недугов, как неврастения, гипертоническая болезнь, стенокардия, инфаркт миокарда, нарушения мозгового кровообращения, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, диабет, бронхиальная астма, экзема и ряда других. Так как все эти заболевания возникают, главным образом, после перенапряжения нервно-психической сферы, их объединяют под общим названием «психогенные», то есть порожденные психическим фактором, нарушениями, которые изначально возникли в психических процессах. Чтобы не дать развиться какой-либо из перечисленных болезней, нужно, как можно скорее, освободиться от нервно-психического перенапряжения, сбросить его. Но каким же способом? Совет может показаться неожиданным, но он точен - через «каналы» мышц, тех самых скелетных мышц, благодаря которым мы ходим, бегаем, работаем. Через мышцы можно и нужно, как через громоотвод, разряжать перенапряженное состояние, возникшее в головном мозгу. Если же этого не сделать своевременно, «разрядка» может произойти во внутренних органах, вызывая, то или иное психогенное заболевание. Сбрасывать нервно-психическое перенапряжение через «каналы» мышц во всех отношениях предпочтительнее, чем использовать те, пока еще распространенные способы самопомощи, к которым прибегают многие, оказавшись в трудном положении. Речь идет о табаке, вине, различных лекарствах. Ведь при длительном использовании даже таких лекарств, которые хорошо успокаивают, их действие со временем теряет силу, возникает необходимость увеличивать дозу, что в конечном итоге может принести вред в другой области. А вот когда возникшее нервно-психическое перенапряжение удаляется по «каналам» расслабленных теплых мышц, этот процесс протекает по законам нормальной физиологии и никаких отрицательных побочных явлений не бывает. Вариантом аутотренинга, который позволяет легко и быстро сбрасывать, возникшее перенапряжение в головном мозгу, является так называемая психомышечная тренировка (далее ПМТ). Но прежде чем рассказывать, как реализовать ее возможности на практике, необходимо познакомиться с некоторыми теоретическими положениями из науки о функциях нервной системы и разобраться в сущности процесса самовнушения. 2. Мысленные образы. Услышав какое-либо слово, например «яблоко», мы невольно начинаем мысленно «видеть» яблоко. А после слова «книга» - мысленно как бы видим книгу. Таким образом, многие слова вызывают в нашем головном мозгу мысленные образы, соответствующие этим словам. Хотя говорится, что «словом можно и убить и воскресить», главное действие оказывают не сами слова как таковые, а те мысленные образы, которые встают за словами. Проделаем простой опыт. Скажем самим себе: "У меня во рту кислый сочный ломтик лимона". Сразу же возникнут соответствующие этим словам мысленные образы, а вслед за ними начнется выделение слюны. Но только у тех людей, которые когда-либо ели лимон. Психический процесс в виде мысленных образов, процесс - нематериальный, способен вызвать весьма определенное материальное явление, в данном случае слюноотделение. Следовательно, психическое начало может оказывать воздействие на физические процессы в организме человека. Причем чем точнее, чем конкретнее мысленный образ, тем сильнее он действует. Мысленные образы, порождаемые словами, делятся на две категории. Одна из них называется представлением, другая - воображением. Различие между ними состоит в следующем: если мы посмотрим, к примеру, на карандаш, а затем, отвернувшись, вызовем в своем сознании его мысленный образ, то это будет процесс представления. Итак, представлением называется мысленный образ, возникший на основе информации, поступившей в головной мозг от реально существующих предметов или явлений. Если же мысленно увидеть тот же карандаш, но изогнутым в кольцо (а наш мозг и не на такое способен), то этот образ будет уже плодом воображения. Следовательно, воображением называется психический процесс, при котором мысленные образы воссоздаются в таком виде, в каком они не могут быть восприняты в реальности с помощью наших органов чувств (зрения, слуха, обоняния и т. д.). О представлении и воображении я рассказал потому, что во время занятий аутотренингом по методу психомышечной тренировки придется использовать как одну, так и другую категорию мысленных образов. 3. Механизм самовнушения. Жизненный опыт уже давно подсказал, а наука затем подтвердила наличие такого феномена: когда головной мозг находится в дремотном, сноподобном состоянии, у него появляется очень важное свойство - он становится повышенночувствительным к словам и связанным с ними мысленным образам. Следовательно, для того чтобы слова и их мысленные образы обрели свою предельную силу, они должны воздействовать на мозг, находящийся в дремотном, сноподобном состоянии. Именно этой особенностью, воздействием на пассивный, дремлющий мозг, самовнушение и отличается от других способов регуляции психического состояния, например таких, как самоубеждение, самоободрение, самоприказ и т.п., которые осуществляются во время бодрствующего, активного сознания. Под дремотностью понимается такое состояние, при котором головной мозг уже не активен, как днем, но еще и не спит, как ночью. Другими словами, это переходное состояние между бодрствованием и сном во время засыпания и между сном и бодрствованием в часы пробуждения. В практике самовнушения необходимо, чтобы дремотное состояние длилось столько времени, сколько требуется для решения той или иной задачи. Таким образом, дремотностью - ее длительностыо и глубиной - нужно уметь управлять, не «проваливаясь» из нее в сон и не выходя в обычное бодрствование. Введя себя в дремотное состояние, человек обретает возможность влиять словами и соответствующими им мысленными образами на такие функции организма, которые не подчиняются волевым приказам, направленным на самого себя в обычном, бодрствующем состоянии. Если приказать сердцу «бейся медленнее», его ритм не изменится, но если, предварительно погрузившись в дремоту, мысленно сказать (и соответственно мысленно «увидеть»): «Мое сердце бьется все медленнее и медленнее...», частота сердечных сокращений действительно станет реже. Итак, первый главный механизм, лежащий в основе процесса самовнушения, состоит в умении погружаться в дремотное, сноподобное состояние и сохранять его необходимое время под контролем собственного сознания. Второй главный механизм заключается в умении предельно сосредоточивать свое ненапряженное внимание на том, чем занимаешься в данный момент. Общеизвестно, что чем внимательнее мы занимаемся каким-либо делом, тем оно идет успешнее, тем выше его КПД - коэффициент полезного действия. При высокой сосредоточенности на чем-то одном наш мозг автоматически отключается от всего постороннего и ничто другое просто не может «войти» в сознание. Полностью заняв свое внимание интересной книгой, мы можем забыть обо всем, например, о том, что на огонь поставлено молоко. Будучи предельно сосредоточенным, внимание в практике аутотренинга должно оставаться совершенно ненапряженным. Ибо, только оставаясь спокойным и ненапряженным, оно позволяет сохранять дремотное состояние. Любое же психическое напряжение, в том числе и процесса внимания, разрушает дремотность и выводит занимающегося из нее в состояние той или иной активности. Возможности, заложенные в двух главных механизмах самовнушения, делают действие этого метода гораздо сильнее, чем, скажем, действие самоубеждения. Ни каким, даже самым изощренным, самоубеждением нельзя убедить себя, сидящего в комнате, в том, что находишься, предположим, в хвойном лесу. А с помощью самовнушения такой результат достичь вполне возможно. Два главных механизма самовнушения - дремотное состояние и сосредоточенное ненапряженное внимание - лежат в основе большинства методов аутотренинга. Для того чтобы понять, как достигается дремотное состояние и сосредоточенность внимания при занятиях психомышечной тренировкой, необходимо предварительно познакомиться с теми взаимоотношениями, которые существуют между головным мозгом и скелетными мышцами.
Мы устроены так, что в моменты психического возбуждения наши скелетные мышцы непроизвольно напрягаются. Вспомните любого раздраженного или возмущенного человека - его внешний вид свидетельствует и о выраженном мышечном напряжении. Когда же мозг спокоен, скелетные мышцы тоже непроизвольно расслабляются. Это особенно хорошо видно на маленьких спящих детях, которых мама держит на руках: у спящих малышей и головка безвольно свешивается, и ручки и ножки висят как плети. Ведь мозг спит, и мышцы сами по себе расслабляются. Однако не только состояние мозга отражается на мышцах, но и мышцы, в свою очередь, определенным образом влияют на мозг, на психическое самочувствие. Дело в том, что от любой, самой маленькой мышцы в мозг непрерывно поступают сигналы ее состояния. Именно поэтому мы можем, не глядя, скажем, на свою руку, сказать, в каком положении находится каждый палец на ней. Биологические импульсы, поступающие от мышц в головной мозг, несут не только информацию о состоянии «периферии тела», но и являются своеобразными раздражителями, стимулирующими деятельность мозга, возбуждающими его. Чем напряженнее, чем активнее мышцы, тем, естественно, больше импульсов идет от них в мозг, тем в большей степени он активизируется. И наоборот, чем менее деятельны, чем расслабленнее мышцы, тем меньше импульсов поступает от них в головной мозг. А когда мозг получает все меньше и меньше возбуждающих сигналов с «периферии тела», он начинает успокаиваться, погружаясь сначала в дремотность, а потом и в глубокий сон. Эта физиологическая закономерность и используется в психомышечной тренировке для сознательного целенаправленного достижения дремотного состояния и руководства им. www.kvashenko.newmail.ru «АУТОТРЕНИНГ ДЛЯ КАЖДОГО» от Артура Квашенко (по материалам журналов: «Физкультура и спорт», «Здоровье», «Знание - сила») |
«Свойства, характеристика и область применения электроизоляционной бумаги» Целью данной работы является исследование свойств, характеристик и области применения электроизоляционной бумаги | Энергетическая установка Решение позволяет значительно расширить область применения установок данного типа, отсекая необходимость наличия источника пресной... | ||
1. область применения Рд 22-28-37-02 Требования к организации и проведению работ по монтажу (демонтажу) грузоподъемных кранов | 1 Область применения Приложение а (обязательное) Форма каталожного листа продукции (лицевая сторона) | ||
План урока по биологии. Тема: Значение и строение кожи Развивать логическое мышление путем применения приемов: анализ, синтез, сравнение, выводы, развивать наблюдательность у учащихся | 1. Область применения и нормативные ссылки Анооспо «Оренбургский колледж менеджмента, туризма и гостиничного сервиса» (техникум) | ||
1. 1 Назначение и область применения ооп бакалавриата, реализуемой... ... | Томский политехнический университет Основные преимущества оборудования с использованием колонн гибких труб и область его применения | ||
Центр детского технического творчества «Биктырыш» Область применения (образование, медицина, экология, промышленность, индустрия развлечений, другое) | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Область применения и нормативные ссылки | ||
Основная образовательная программа рекомендована к применению в учебном... Область применения | Рабочая программа клинической ординатуры по терапии область применения И151. 30. 03 2000: Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок разработки и требования к содержанию | ||
Патентам и товарным знакам (19) Область применения: силовая полупроводниковая техника с низкочастотным и высокочастотным преобразованием электрической энергии, выпрямительные... | #G0 Раздел 7 электрооборудование специальных установок область применения. Определения Методические указания по выполнению лабораторной работы «Определение серосодержащих соединений в природных и сжиженных газах» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Роия на основе адекватного применения современных приемов, методов, подходов, технологий обучения иностранному языку с учетом специфики... | 6. Безопасность и экологичность проекта Ремонт тележек грузовых вагонов должен выполняться в соответствии с требованиями действующей нормативной документации, а также с... |