МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники Кафедра автоматизированных систем управления
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе студентов всех форм обучения
для направления бакалавриата
230700 – Прикладная информатика
Томск-2013
Исакова А.И.
Информационные системы и технологии : Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе студентов всех форм обучения для направления бакалавриата 230700 – Прикладная информатика/ А.И. Исакова. ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Кафедра автоматизированных систем управления. – Томск: ТУСУР, 2013. – 11 с.
Методические указания разработаны в соответствии с решением кафедры автоматизированных систем управления
Составитель: канд.техн.наук, доцент А.И. Исакова
Методические указания утверждены на заседании кафедры автоматизированных систем управления 28 августа 2013 г., протокол № 1.
© ТУСУР, каф. АСУ, 2013
© Исакова А.И., 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 6
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 10
2.1 Теоретический материал 10
3 ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 12
4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 13
4.1 Основная литература 13
4.2 Дополнительная литература 14
4.3 Перечень пособий, методических указаний и материалов, используемых в учебном процессе 14
1 ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Дисциплина «Информационные системы и технологии» (ИСиТ) читается в 2 – 3 семестрах и предусматривает чтение лекций, проведение лабораторных занятий, получение различного рода консультаций.
Целью дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по основам архитектуры и функционирования информационных систем и применению современных информационных систем и технологий в экономике, управлении и бизнесе. В процессе изучения курса студенты знакомятся со свойствами сложных систем, системным подходом к их изучению, понятиями управления такими системам, принципами построения информационных систем, их классификацией, архитектурой, составом функциональных и обеспечивающих подсистем, с основными тенденциями информатизации в сфере экономики и управления, овладевают практическими навыками в использовании информационных технологий в различных областях производственной, управленческой и коммерческой деятельности. Важное значение в процессе обучения приобретает овладение навыками самостоятельной ориентации в многообразном рынке компьютерных программ и виды информационных систем.
Основной задачей изучения дисциплины является приобретение студентами прочных знаний и практических навыков в области, определяемой основной целью курса.
В результате изучения курса студенты должны свободно ориентироваться в различных видах информационных систем и многообразии информационных технологий.
Процесс изучения дисциплины «Информационные системы и технологии» направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные компетенции (ОК):
способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);
способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности но вые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);
способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-6);
способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);
профессиональные компетенции (ПК):
способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);
способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);
способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5);
способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы (ПК-12).
Перечень компетенций
| Л
| Лаб
| СРС
| Формы контроля
(примеры)
| ОК-1
| +
|
|
| Проверка конспекта на лекции
| ОК-5
|
| +
| +
| Устный ответ по лабораторной работе, проверка дом. задания
| ОК-6
| +
| +
|
| Опрос на лекции, устный ответ по лабораторной работе
| ОК-7
| +
|
|
| Опрос на лекции
| ПК-3
|
| +
| +
| Отчет по лабораторной работе, дом. задание
| ПК-4
|
| +
| +
| Отчет по лабораторной работе,
проверка дом. задания
| ПК-5
|
| +
|
| Отчет по лабораторной работе
| ПК-12
|
| +
| +
| Устный ответ по лабораторной работе, проверка дом. задания
| Компетенции ОК-1, 6, 7 (способен использовать, обобщать и анализировать информацию и понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества) достигается при освоении теоретического материала во время проведения лекций и при изучении тем для самостоятельного изучения.
Компетенции ОК-5, ПК-3, 4, 5, 12 (способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий) обеспечивается при выполнении лабораторных работ и при самостоятельной подготовке реферата по одной из тем, указанной в перечне раздела 3. При подготовке реферата студент должен использовать в тексте и в списке литературы не менее, чем по 2-3 названия из:
периодических изданий текущего года;
электронных публикаций в сети Интернет по выбранной теме не старше 5 месяцев;
книг, имеющихся в перечне издательства QQQ за 3 прошедших года;
самостоятельно определяемого источника.
Контроль выполнения проводится на лабораторных занятиях при защите своих рефератов.
Студент, изучивший дисциплину «Информационные системы и технологи», должен:
Знать:
определение информационной системы (ИС). Задачи и функции ИС. Состав и структура информационных систем, основные элементы, порядок функционирования;
информационные системы в общем виде, компоненты ИС, жизненный цикл ИС;
архитектуру ИС, основные способы и режимы обработки экономической информации;
классификацию информационных систем, документальные и фактографические системы. Предметную область ИС;
основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Информационный обмен. Система информационного обмена. Сети информационного обмена.
распределенные системы обработки данных, технологии «клиент-сервер»и информационных хранилищ;
системы электронного документооборота и геоинформационные системы;
технологии внутримашинной обработки данных в пакетном и диалоговом режимах и инструментальные средства разработки ИТ на компьютере;
ИТ на основе сетей общего назначения и локальных сетей и организацию распределенных баз данных в ЭИС.
Уметь:
использовать новейшие информационные технологии, созданные под MS Windows, при решении конкретных экономических задач;
работать в документальных информационно-поисковых и фактографических системах.
Владеть:
практическими навыками использования функциональных и обеспечивающих подсистем;
инструментальными и прикладными информационными технологиями в различных отраслях экономики, управления и бизнеса;
типовыми информационными технологиями сбора, обработки и выдачи информации;
новейшими технологиями, созданными под MS Windows и иметь практические навыки по ним.
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Теоретический материал
№ п/п
| НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ
| СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
| МОДУЛЬ 1 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»
| 1.1.
| ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
| Необходимость развития информатизации в обществе. Информационный ресурс – основа информатизации экономической деятельности. Понятие информации. Виды информации. Экономическая информация. Свойства информация. Мера ценности информации. Структура экономической информации. Фазы существования информации и особенности информационного процесса. Основные операции преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Основные этапы преобразования информации
| 1.2.
| ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
| Понятие системы. Общие свойства систем. Задачи и признаки ИС. Классификация информационных систем: материальные и абстрактные системы, классификация информационных систем по признаку структурированности задач. Информационные системы специалистов.
Функции системы управления экономическим объектом. Основные задачи по управлению экономическим объектом, решаемые с помощью ЭИС
| 1.3.
| СТРУКТУРА И СОСТАВ ИС
| Структура и состав ЭИС: состав обеспечивающей части ЭИС, Состав функциональных подсистем ЭИС. Информационный обмен. Система информационного обмена. Информационные ресурсы сети Internet
| 1.4.
| ЕДИНИЦЫ ИНФОРМАЦИИ В ИС
| Единицы измерения экономической информации. Атрибуты — элементарные единицы информации. Составные единицы информации (СЕИ). Структурное описание составных единиц информации. Измерение объёмов экономической информации в БД. Экономический показатель – базовая единица экономической информации. Основы построения ОКТЭП. Классификационная единица ОКТЭП. Система классификации и кодирования показателей
| 1.5.
| ДОКУМЕНТА-ЛЬНЫЕ И ФАКТОГРАФИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
| Документальные информационные системы (ДИПС): История возникновения и проблемы создания. Цель и особенности документальных информационных систем. Компоненты и информационный язык документальной ИС. Общая функциональная структура ДИПС. Способы обработки информации в ДИПС. Недостатки естественного языка. Информационно-поисковые языки. Обработка входящей текстовой информации. Лингвистический анализ текста. Автоматическое индексирование.
Фактографические информационные системы (ФИС): Назначение фактографических ИС. Предметная область. Концептуальные средства описания предметной области. Модель сущность-связь. Средство автоматизированного проектирования БД ERwin
| 1.6.
| ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИС
| Корпоративные информационные системы. Системы поддержки принятия решений. Хранилище Данных. Витрины Данных (рынки данных). Оперативная аналитическая обработка данных (OLAP). Структура репозитария хранилища данных. Пиринговые системы
| МОДУЛЬ 2 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
| 2.1.
| ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
| Этапы эволюции информационных технологий. Роль ИТ в развитии экономики и общества. Понятие информационной технологии. Составные части информационной технологии. Платформа информационного обеспечения
| 2.2.
| КЛАССИФИКА-ЦИЯ ИНФОРМАЦИ-ОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
| Классификация информационных технологий. Основные процедуры преобразования информации, составляющие ИТ решения экономических задач. Организация информационных процессов в системах управления
| 2.3.
| ИНФОР-МАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНЕЧНОГО ПОЛЬЗОВА-ТЕЛЯ
| Стандарт пользовательского интерфейса ИТ и его виды. Технологии обработки данных и их виды. Технология OLE — связь и внедрение объектов. Технологии непосредственного обмена данными. Технологический процесс обработки данных. Основные элементы технологического процесса
| 2.4.
| ОСНОВНЫЕ КОМПЬЮТЕР-НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
| Офисное программное обеспечение. Работа с текстом. Редактор электронных таблиц. Microsoft PowerPoint — система подготовки презентаций. Персональная система управления базами данных. Работа с графическими объектами. Интегрированные пакеты. Организационное программное обеспечение.
| 2.5.
| ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ
| Сетевые информационные технологии. Электронная почта. Электронная доска объявлений. Служба телеконференций (Usenet). Авторские технологии. Гипертекстовая технология. Мультимедиа.
| 2.6.
| ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
| Распределенные системы обработки данных. Технология «клиент-сервер». Информационные хранилища. Системы электронного документооборота. Необходимость автоматизации ведения документооборота на предприятии. Особенности создания системы электронного документооборота на предприятии. Геоинформационные системы. Internet — глобальная информационная система. Интернет — единая виртуальная сеть. Модель службы передачи сообщений.
| 2.7.
| ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
| АРМ — индивидуальный комплекс технических и программных средств. Технологии искусственного интеллекта. Корпоративные информационные системы. Технологии обеспечения безопасности в ИТ.
| Литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6
3 ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Реферат выполняется студентами заочного факультета по конкретной теме, которую следует изучить самостоятельно на основе литературных данных. Работа над рефератом позволит приобрести определенные навыки в обобщении и изложении материала по интересующим студента вопросам.
Реферат оформляется на листах формата А4. На титульном листе указываются наименование университета, наименование кафедры, название темы реферата, курс, группа, фамилия студента, научное звание и фамилия руководителя. Реферат должен также включать оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложение. Примерный объем реферата - 10 страниц машинописного текста.
При раскрытии темы реферата необходимо учесть региональный аспект. Тему реферата можно уточнить и согласовать с ведущим преподавателем.
Темы рефератов
Экономическая информация как часть информационного ресурса общества.
Автоматическое индексирование как средство поиска информации в ДИПС.
Понятие технологизации социального пространства.
Видеоконференции и системы групповой работы.
Объектно-ориентированные информационные технологии.
Примеры российских систем управления документами. Достоинства и недостатки их (5 час.)
Информационный подход в создании ИС.
Развитие информационной сферы производства.
Количество информации в экономической информационной системе. Методы оценки.
Преобразование информации в данные в экономической информационной системе.
Организация вычислительного процесса в экономической информационной системе.
Организация обслуживания вычислительных задач в экономической информационной системе.
Объектно-ориентированный подход в создании ЭИС.
Организация планирования обработки вычислительных задач в экономической информационной системе.
Вторая и третья нормальные формы отношений.
Стратегический подход в создании ЭИС.
Доступ к реляционной базе данных.
Модель инвертированных файлов.
Информационно-поисковые системы.
Анализ алгоритмов и структур данных в ЭИС.
Семантические модели данных.
Моделирование вычислительной системы.
Ациклические базы данных.
Моделирование предметных областей в экономике.
Роль и место автоматизированных информационных систем в экономике.
Системный подход в создании ЭИС.
Общие свойства корпоративных информационных систем, типовой состав их модулей.
Развитие информационной сферы производства.
Организация вычислительного процесса в экономической информационной системе.
Нетрадиционная обработка данных в экономической информационной системе: (параллельная обработка).
4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 4.1 Основная литература
Исакова, А.И. Информационные системы : учебное пособие / А. И. Исакова ; Федеральное агентство по образованию, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. – Томск : ТУСУР, 2007. - 131 с. (Приоритетные национальные проекты. Образование). - ISBN 5-86889-338-7. (273 экз.)
Исакова, А.И. Информационные технологии : учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 230700 "Прикладная информатика" / А. И. Исакова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. – Томск : ТУСУР, 2013. – 271 с. - ISBN 978-5-86889-622-4 (50 экз.).
4.2 Дополнительная литература Исаев, Г.Н. Информационные технологии : учебное пособие / Г. Н. Исаев. - 2-е изд., стереотип. – М. : Омега-Л, 2013. - 464 с : (15 экз.)
Информационные системы в экономике : практикум / ред. П. В. Акинин ; сост. Е. Л. Торопцев [и др.]. - М. : КноРус, 2012. - 254 с. (13 экз.)
Информационные технологии в экономике и управлении : учебник для бакалавров / Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов ; ред. В. В. Трофимов. - М. : Юрайт, 2013. - 479 с. (16 экз.)
Черников, Б.В. Информационные технологии управления : учебник для вузов / Б. В. Черников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2013 ; М. : ИНФРА-М, 2013. – 368 с. (5 экз.)
4.3 Перечень пособий, методических указаний и материалов, используемых в учебном процессе Исакова, А.И. Сборник задач по курсу «Информационные системы» : учебное методическое пособие для студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» / А. И. Исакова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Кафедра автоматизированных систем управления. – Томск : Факультет дистанционного обучения, ТУСУР, 2010. – 49 с. (10 экз.)
Исакова, А.И. Информационные технологии : сборник заданий по лабораторным работам / А. И. Исакова, М. Н. Исаков ; Федеральное агентство по образованию, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Кафедра автоматизированных систем управления. - Томск : ТУСУР, 2007. – 78 с. (86 экз.)
Исакова, А.И. Информационные технологии в экономике : учебное методическое пособие для студентов специальности 080801 / А. И. Исакова, М. Н. Исаков ; Федеральное агентство по образованию, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Кафедра автоматизированных систем управления. – Томск : ТМЦДО, 2007. - 141 с. (14 экз.)
|