Скачать 380.67 Kb.
|
Электронный информационный бюллетень Материалы подготовлены референтской группой Выпуск № 19 (175) Методические указания по организации информационных проектов Центр медицинской профилактики краевой клинической больницы отделение профилактики неинфекционных заболеваний А.И. Старков, В.А. Маматов, Т.Л. Гульчак Любой врач – клиницист всегда понимает значимость профилактических мер. Когда повседневно встречаешься со сложной, а подчас и безнадежной задачей лечения болезни, которая зашла слишком далеко, невольно думаешь, насколько была бы облегчена эта задача, если можно было начать лечить на ранней стадии, а то и вовсе пресечь болезнь в самом зародыше. В последнее десятилетие преимущество профилактических подходов в снижении потерь здоровья населения от неинфекционных заболеваний стали особенно очевидны. Большинство стран, использующих превенцию, продемонстрировали убедительные результаты, снижение заболеваемости и смертности от рака, болезней системы кровообращения и др. Профилактические меры по раннему выявлению таких заболеваний, как артериальная гипертония, злокачественные новообразования наружной локализации, обусловили двукратное снижение инсультов, трехкратное снижение смертности от рака шейки матки. Вместе с тем, оставляя скрининг важнейшей профилактической мерой, наибольшие надежды связаны с изменение отношения самого больного к своему здоровью. Каждый должен уметь и принимать меры задолго до активного развития заболевания. К началу ХХI века накоплено достаточно очевидных статистических данных, доказавших связь между отношением пациента к своему здоровью и развитию заболевания из числа ведущих в списке причин смертности: рака, поражения сосудов мозга и сердца, хронической обструкции дыхательных путей. Выявлены градации значимости поведенческих факторов риска развития заболеваний: курение, гиподинамия, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем, выработаны четкие клинические критерии и рекомендации по коррекции этих признаков. Все ли и всегда ли врачи следуют этим рекомендациям? Ответ, к сожалению, очевиден. Причины: часто отсутствует компенсация за осуществление профилактических мероприятий, чрезвычайная занятость врачей клинической работой. Вместе с тем, врачи не вполне хорошо представляют, какие превентивные мероприятия действительно необходимы и весьма сомневаются в эффективности профилактических мер. Действительно, до настоящего времени остается не вполне ясно, как сравнивать эффективность и оценивать качество различных профилактических технологий и отдельных мероприятий на этапе ЛПУ ПМСП и тем более отдельного специалиста. Кроме того, не исключено, что некоторые диагностические манипуляции способны принести вреда больше, чем пользы. И, если с отдельными осложнениями от процедур при лечении тяжелых состояний у больных можно примириться, то как относиться к осложнениям, возникающим в ассимптомных ситуациях? Исходя из этого, любое медицинское профилактическое вмешательство обязано наглядно демонстрировать свою эффективность по отношению к каждому пациенту, только такой подход стоит считать единственно правильным. Изучение проблем предупреждения неинфекционных заболеваний международным сообществом экспертов в конце ХХ века позволило подойти к ряду важных заключений, повлиявших впоследствии на положения и рекомендации ВОЗ. Важнейшими мерами, позволяющими снизить количество заболеваний, их тяжесть, в настоящее время считаются те, что осуществляются самим пациентом по предупреждению рисков для здоровья: курения, недостаточная физическая активность, плохое питание, злоупотребление алкоголем и лекарственными препаратами. Начиная с 2005 г. ВОЗ определила главную задачу в области медицинской профилактики, как обучение пациентов, информирование населения. Вместе с тем, часть диагностических тестов, выполняемых при массовых осмотрах: измерение АД, маммография и т.д., дают значительный эффект для предупреждения прогрессирования и осложнения заболеваний. В традиционной связке врач-пациент последний встает в выжидательную позу: план по его спасению разрабатывает и реализует врач. Главная задача превенции – смещение приоритета принятия решений и действий на пациента. Для решения этой задачи выработаны новые методы работы врача. И сегодня мы очень осторожно внедряем технологии профилактической медицины, в том числе приемы медицинского профилактического консультирования – работа врачей в центрах здоровья и «школах» пациентов. Считается очень важным, чтобы профилактика не ограничивалась профилактическими визитами пациента к врачу. Мы точно знаем, что подавляющая часть людей обращается к медикам только в случае серьезной болезни или травмы. Эти поводы являются, по сути, единственной возможностью доступа врача к пациенту, то есть значительная часть населения «отрезана» в настоящее время от профилактической медицины, тогда как доступ именно к этой категории населения в наибольшей степени способен изменить показатель заболеваемости и смертности в лучшую сторону. Вышеизложенное подчеркивает необходимость одновременности, синхронности реализации индивидуальной и массовой профилактики, широкого информирования населения о проблемах и методах сохранения здоровья. В условиях реализации программы по здоровому образу жизни это планируется достигнуть путем выполнения мероприятий краевых информационных проектов. Реализация профилактических информационных проектов - один из аспектов формирования единого информационного пространства в сфере охраны здоровья, т.е. согласованных действий в решении проблем; единый календарный план мероприятий для всех ЛПУ края, четкое следование рекомендациям международных организаций и федеральных научно - практических центров, задействование всех печатных и электронных СМИ. Основная идея информационного проекта – пропаганда здорового образа жизни, что требует мощной поддержки средств массовой информации. Информационные проекты должны играть важную роль в первичной профилактике заболеваний, травм и отравлений, наносящих основной ущерб общественному здоровью. Суть работы заключается в следующем: - положительное освещение вопросов здорового образа жизни; побуждение к повышению качества жизни; - развитие единого подхода к решению проблемы здорового образа жизни; - повышение эффективности информации о работе служб здравоохранения; - обмен информацией о практических достижениях в области охраны здоровья; - оказание поддержки всем, кто преследует аналогичные цели; - противостояние всем, что наносит вред общественному здоровью и окружающей среде. Цели и задачи информационного проекта При планировании и проведении проектов необходимо понимать, что цели и задачи должны быть реалистичными и четко определенными. Проекты, рекомендуемые ВОЗ, предлагается использовать в качестве информационных поводов. Конкретные темы должны отражать местные проблемы, например, информировать население по оценке здоровья школьников района, т.е. привлечь внимание населения к реальным проблемам, обеспечить обмен информацией между исполнительными и общественными организациями. Финансирование проекта Финансирование проекта может осуществляться из бюджетных средств в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края № 540 от 8 декабря 2010 г. «О принятии краевой ведомственной программы «Формирование и пропаганда здорового образа жизни среди населения Алтайского края» на 2011-2013 гг.. Администрации муниципальных образований могут выделять на реализацию мероприятий суммы из собственных средств за счет текущего финансирования социальной сферы по согласованию с представительными органами местного самоуправления, которые вносятся в бюджет и распределяются между основными потребителями: образованием, здравоохранением, учреждениями культуры и др., что позволит предусмотреть хотя бы частичное финансирование издательской деятельности, аренды помещения, оплаты расходных материалов и для подготовки: - материалов, содержащих информацию о последствиях влияния факторов риска и призывающих к здоровому образу жизни; - выпуска санитарных бюллетеней, плакатов, организации выставок, информирующих население о профилактических мерах; - освещение темы информационного проекта в местных средствах массовой информации. Роль различных секторов общества Мероприятия информационных проектов реализуются при соблюдении принципа межсекторального сотрудничества (вовлечение различных секторов общества, имеющих отношение к вопросам здоровья населения). Прежде всего, на местном уровне необходимо достичь согласия между потенциальными участниками профилактических мероприятий о том, что делать и как делать. Достижение такого согласия – это и есть политика по сохранению и укреплению здоровья. Составные части разработки политики проведения информационного проекта: - источники финансирования; - оценка существующих потребностей на региональном, местном уровнях; - построение партнерства; - маркетинг профилактической программы; - работа со СМИ; - административное регулирование; - оценка профилактических проектов руководителями местной власти; - привлечение для исполнения проекта различных групп населения. - отчет перед населением о результатах предупреждения заболеваний и мероприятий по укреплению здоровья Здравоохранение должно явиться инициатором проектов, однако комитеты по здравоохранению городов и главные врачи ЦРБ не должны брать на себя все компоненты исполнения проекта. С самого начала необходимо определить потенциальных партнеров. В коалицию (штаб) помимо медиков должны входить представители власти: представители администраций, представители сектора образования, СМИ, социальной защиты, общественных организаций. В коалиции должно участвовать само население, либо своими представителями – энтузиастами, активными участниками. Перед каждым сектором штаб по реализации проекта должен четко сформулировать специфические цели и задачи, определяемые сферой влияния данного сектора и направленные на реализацию единой цели. Взаимодействие между исполнителями проекта Координатор программы ЗОЖ Инициатива здравоохранения Муниципалитет СМИ Культурно-зрелищные учреждения Штаб Образование Социальные службы Другие организации Общественные организации Информационный проект должен иметь срок реализации. Продолжительность такого проекта может быть 1-10 дней, а подготовка к нему должна начинаться за 1,5-2 месяца. Технологии проекта зависят от целевых групп населения, приоритета профилактического вмешательства. Методы реализации проектов – это массовые мероприятия и (или) работа с конкретными, целевыми группами населения. Календарь информационных проектов Приказ Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 11 мая 2011 г. «О реализации краевой ведомственной программы «Формирование и пропаганда здорового образа жизни среди населения Алтайского края» на 2011-2013 гг. определяет перечень краевых информационных проектов.
Формы работы ЛПУ по реализации информационных проектов Медицинские работники участвуют в мероприятиях в рамках 4-х часов нормы рабочего времени в месяц на врача, медсестру по утвержденным главным врачом ЛПУ временным нормативам. Рекомендации для проведения мероприятий по санитарному просвещению Санитарный бюллетень - это форма стенной печати (газеты). Он может быть посвящен только медицинской теме. Санитарный бюллетень - несистематическое, непериодическое издание, он может быть оригинальный или типовой, разработанный по образцу. Размер санбюллетеня, как правило, 60-90 см, расположение - горизонтальное. Сан бюллетень состоит из текстовой и изобразительной частей, причем текстовая часть преобладает. Требования к тексту. При составлении текста рекомендуется участие эксперта или узкого специалиста согласно выбранной теме. Текст санбюллетеня должен быть написан доступным языком. Он состоит из введения, основной части и заключения. Введение вводит читателя в проблему, основная часть раскрывает суть проблемы. Из содержания должна быть понятна польза предлагаемой информации. Заключение может состоять из вопросов и ответов или просто выводов автора. Латинские и сленговые термины использовать не рекомендуется, советы по лечению давать запрещается. Текст заканчивается лозунгом, призывом, вытекающим из темы санбюллетеня. Человек должен приглашаться к немедленному действию. При оформлении: - обязательно выделяйте абзацы; - как можно меньше используйте восклицательный знак, многоточие, тире и т.д. - размер читаемого шрифта на расстоянии 1м -7мм; 3м -15мм.; - текст лучше размещать в нижней части. Требования к изобразительной части. Изобразительная часть вместе с текстовой не должны перегружать бюллетень, но и не должно оставаться свободного места, иначе он будет трудно читаться. Требования к названию. Название должно быть броским, ярким и не запугивающим, оно должно отражать содержание бюллетеня, быть коротким на одной строке. Слово ”Санбюллетень” в заглавие не выносится. Оно пишется мелким шрифтом в правом нижнем углу, где указываются выходные данные. Требования к экспозиции. Санбюллетень должен вывешиваться на видном месте, так, чтобы его было удобно читать. Срок его экспозиции - не более двух недель, потом его нужно поменять на другой. Вывешивать его повторно рекомендуется не раньше, чем через два-три месяца или накануне подъема сезонной заболеваемости. Листовка - печатный листок с текстом информационного характера. Листовку отличают актуальность содержания, большой тираж, оперативность выпуска и распространения, кратковременность использования. Рисунки с коротким разъясняющим текстом называются санпросвет плакатами. Семинар - один из основных видов учебных практических занятий, в ходе которых участвующие обсуждают сообщения, доклады, рефераты. Семинар используется как самостоятельная форма тематических занятий, не связанных с лекцией. Правила проведения семинара. Цель: организованное обсуждение, которому может предшествовать или за которым может последовать формальная лекция или серия уроков, заданий. Преимущество: на семинаре проверяются способности слушателей понимать и оценивать получаемую информацию, дается возможность их развития. Трудности: если докладчик и остальная группа находятся на разных уровнях, то у группы возникает ощущение неспособности участвовать в семинаре, она становится молчаливой или неконтактной. Размер группы. Оптимальным количеством участников в группе считается 14-18 человек. Если семинар ведут двое, то группа может быть и больше. 20 человек - максимальное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия. Задачи профилактического семинара: - повышение уровня информированности о проблеме; - изменение отношения к проблеме; - выработка и развитие навыков сохранения здоровья. |
Б. М. Немик 2010 г. Краевое государственное бюджетное учреждение... При сжигании 20,5 кг пропана образовался оксид углерода (IV). Определите объем образовавшегося газа.(н у.) | Б. М. Немик 2010 г. Краевое государственное бюджетное учреждение... Цель: формирование знаний и умений по технике ловли – передачи мяча двумя руками в баскетболе | ||
Гуз «краевой центр медицинской профилактики» Всемирный день борьбы с туберкулезом отмечается 24 марта по решению Всемирной организации здравоохранения (воз) в память того дня,... | Методические рекомендации москва 2012 Методические рекомендации предназначены для руководителей пмсп, медико-санитарных частей, здравпунктов, специалистов службы медицинской... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Рецензенты: Паюсов Ю. А., главный врач Мурманской городской клинической больницы скорой медицинской помощи, Заслуженный врач рф,... | Методические указания к дипломному проектированию для студентов специальности Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения и содержат необходимые материалы по организации, оформлению... | ||
Методические указания по выполнению дипломных проектов по специальности... Методические указания для выполнения дипломных проектов составлены профессором Каримовым Х. З., доктором с Х наук Миннуллиным Г.... | Эффективность риск-адаптированной терапии острого миелоидного лейкоза... Работа выполнена в Федеральном государственном учреждении «Федеральный научно-клинический центр гематологии, онкологии и иммунологии»... | ||
Методические указания по выполнению курсовой работы 3 Введение 3... Методические указания разработаны к э н., доцентом кафедры эси нгасу а. Б. Коганом | Мбуз от «центр медицинской профилактики» «Всемирный День здоровья – 7 апреля 2014г.», «Профилактика клещевого энцефалита», «Денге», «Шистосомоз» | ||
Методические указания по выполнению дипломных проектов и работ для... Методические указания предназначены для студентов и преподавателей кафедры газохимии, а также для руководителей и консультантов дипломных... | Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии... Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,... | ||
Ставропольский краевой центр содействия занятости и информационного обеспечения молодежи Директор государственного учреждения «Ставропольский краевой центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» | Методические указания к выполнению дипломного проекта для студентов... Методические указания разработаны в соответствии со стандартом бнту по дипломному проектированию и отражают специфику специальностей... | ||
1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения... Методические указания к практическим занятиям для студентов факультета фармации и медицинской биологии | О некоторых подходах к составлению контрольно-измерительных материалов,... Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения и содержат необходимые материалы по организации, оформлению... |