Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке Латыпова Лида Фанузовна,
учитель МБОУ СОШ №1
г. Дюртюли РБ,
latypova.1975@bk.ru Использование новых информационных коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их склонностей.
Новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения, если они подкреплены передовыми методическими приемами.
Компьютер занимает все большее место в учебно-воспитательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии способствуют усилению учебной мотивации изучения предметов и совершенствованию знаний учащихся и направлены на интенсификацию процесса обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса. Основная цель обучения– формирование коммуникативной компетенции, а образовательная, воспитательная, развивающая реализуются в процессе осуществления этой главной цели.
Развитие образования органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой информации обучающимся и учителям. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Обучающиеся и учителя могут пользоваться электронной почтой, принять участие на телеконференции и видеоконференции, опубликовать информацию, применять информационные ресурсы, справочные каталоги, поисковые системы.
Использование на уроках компьютера помогает формировать умения чтения, совершенствовать умения письменной речи, пополнить словарный запас учащихся, повышает познавательную активность учащихся и расширяет их кругозор.
Достичь коммуникативной направленности при обучении с помощью компьютера можно в режиме текстового редактора MSWord - одной из самых совершенных программ, с помощью которой можно совершать коммуникативно-важные действия над текстом. Текстовый процессор может использоваться как инструмент для создания тренировочныхупражнений,как инструмент для стимулирования деятельности учащихся по созданию текстов. Школьникам предложены такие задания:
- напечатайте текст, внесите в него изменения;
-сократите текст, оставив в нем самую важную информацию;
-поделите текст на смысловые части;
-восстановите правильный порядок следования предложений;
-вставьте знаки препинания;
-найдите и выделите грамматические явления.
Также учащиеся создают коммуникативно важные тексты: поздравительные открытки, анкеты, биографии, рефераты.
Использование обучающих и познавательных программ на CD- наиболее доступный способ использования компьютера как на уроках, так и во внеурочное время. Они позволяют тренировать различные виды деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. Учитель может проводить групповую и индивидуальную работу с детьми, используя обучающие программы с игровыми элементами. Разнообразие тем и видов деятельности, красочность, увлекательность и доступность компьютерных заданий помогают эффективно развивать коммуникативные умения учащихся. При обучении аудированию обучающиеся слушают речь. При обучении письму ученик имеет возможность разгадывать кроссворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения. Использование игр в начальных классах способствует повышению качества обученности, помогает отрабатывать, закреплять, активизировать грамматический материал в коммуникативном контексте и таблицах. Проверяя знания обучающегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает. Эти электронные учебники оказывают большую помощь в проведении фонетической зарядки. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются обучающимися на слух и зрительно. Ребята имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию.
В процессе работы учащиеся не только отрабатывают основные пользовательские навыки, но и развивают умения самостоятельной работы. Обучающиеся выполняют проектные задания, слайдовые презентации на электронных носителях. Презентация помогает проиллюстрировать любое выступление. Применение презентаций на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения значимых элементов при помощи цвета, шрифта, размера и наклона. Так, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят перестроение предложения из повествовательного в вопросительное. В презентацию можно добавить схемы, таблицы. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.
Из опыта работы с презентациями можно сделать вывод:
-концентрация внимания учащихся на вводимый материал усиливается;
-скорость и качество усвоения темы увеличиваются. Обычно на следующем уроке обучающиеся безошибочно работают по пройденной теме;
-повышается ответственность в учебе.
Наиболее эффективными зарекомендовали себя презентации, в которых после объяснения материала были вставлены упражнения на закрепление. Эти упражнения учащиеся проделывают коллективно прямо с экрана. Презентация, оформленная звуковыми эффектами, становятся стимулом для работы.
Новые информационные технологии привлекают учащихся и способствуют формированию положительной мотивации. Преимущество использования компьютера заключается и в том, что он позволяет повысить профессиональный уровень учителя. Новые информационные технологии, способствуют подъему образовательного процесса на качественно новый уровень. Компьютер необходим при составлении календарно-тематического планирования, подготовке к урокам, печатании раздаточного и наглядного материала, оформлении проектов.
Таким образом, электронное обучение создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса
И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и новые технологии, ничто не может заменить самого учителя. Только разумное сочетание всех методических приемов и технических средств может дать желаемый результат. Литература:
1.Бент Б .Андерсен. Мультимедиа в образовании: Информационные технологии в образовании.- М.: Дрофа, 2007.
2.Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие.-
М.:Флинта: Наука,2005.
3.Каптерев А.И. Информатизация социокультурного пространства.-
М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004.
4.Уваров А.Ю.Компьютерная коммуникация в современном образовании//Информатика и образование.-1998.
5.Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна /-М: Камерон,2004. |