ГБОУ ВПО « Дагестанская государственная медицинская академия»
МЗ РФ
Научная библиотека
Информационно-библиографический указатель
Махачкала 2013
ГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МЗ РФ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
Информационно-библиографический указатель
Махачкала - 2013
УДК 378 (048.1)
ББК 74.58
В - 93
Высшее образование сегодня: информационно - библиографический указатель / ГБОУ ВПО «ДГМА» МЗ РФ, Научная библиотека; сост. Н. А. Абасова; отв. за вып. А. В. Бекеева, Мусаева З. У. – Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2012. -41 с.
Данный информационно - библиографический указатель подготовлен сотрудниками библиографического отдела научной библиотеки ДГМА. В него вошли современные статьи, отражающие состояние и актуальные проблемы высшего образования в России.
Указатель предназначен для преподавателей ВУЗов, научных сотрудников и для всех, интересующихся данной проблемой.
© ДГМА, Научная библиотека - 2013
Предисловие
В условиях современной педагогической действительности, высшая школа вынуждена модернизировать свой методический потенциал. Поэтому ведутся активные поиски новых методик обучения, позволяющих формировать общекультурные и профессиональные компетенции. Издание данного указателя, возможно, внесёт свой вклад в решении некоторых проблем образования.
В предлагаемом библиографическом указателе раскрываются современные направления развития высшего образования. Данное издание состоит из 5-ти основных частей, каждая из которых раскрывает следующие разделы: официальные материалы, организация и управление учебным процессом в ВУЗе, реформы и инновации в высших учебных заведениях, научную деятельность, вопросы воспитательной работы и финансово-экономической работы, мониторинг качества образования. Указатель представляет также современные образовательные технологии, новшества в повышении квалификации, в обучении в интернатуре и ординатуре; знакомит читателя с особенностями дистанционного обучения; раскрывает проблемы охраны здоровья студентов и преподавателей. Издание включает в себя журнальные статьи за период 2011-2012 гг.
Материал в указателе систематизирован по разделам, внутри по алфавиту авторов. Для удобства поиска необходимой информации составлен справочный аппарат – алфавитный указатель заглавий работ.
Содержание
Предисловие----------------------------------------------------------------------4
Общие вопросы------------------------------------------------------------------5
Официальные материалы-------------------------------------------------6
Организация и управление учебным процессом в ВУЗе-----------8
2.1.Реформы, инновации-------------------------------------------------------9
2.2.Научная деятельность в ВУЗе. НИР и УИРС------------------------12
2.3.Воспитательная работа в ВУЗе------------------------------------------14
2.4.Финансово-экономическая деятельность в ВУЗе -------------------15
3. Мониторинг качества образовательного процесса -----------------15
3.1.Современные образовательные информационные технологии-18
4. Подготовка и переподготовка кадров в высшей школе-----------20
4.1. Повышение квалификации----------------------------------------------20
4 .2. Дистанционное обучение-----------------------------------------------22
4. 3. Последипломная подготовка. Интернатура, аспирантура, докторантура. Непрерывное образование----------------------------23
5.О внедрении новых образовательных стандартов--------------------26
6. Охрана здоровья преподавателей и студентов ------------------------27
7.АПУ------------------------------------------------------------------------------28
Общие вопросы
Берестовицкая, С. Э. К проблеме становления новой парадигмы образования [Текст] / С. Э. Берестовицкая // Alma mater = Вестник высшей школы. – 2012. - № 11. – С. 30-33.
Бедный, Б. И. О некоторых направлениях развития системы подготовки научных кадров в высшей школе [Текст] / Б. И. Бедный // Высшее образование в России. – 2012. - № 11. – С. 3-15.
Бражников, А. Ю. Высшее образование в России. Итоги 20-ти лет развития [Текст] / А.Ю. Бражников, Н. Н. Камынина // Экономика здравоохранения. – 2011. - № 5-6. – С. 58-61.
Данилович, А. В поисках собственной модели развития. Реформа высшего образования на постсоветском пространстве [Текст] / А. Данилович // Alma mater = Вестник высшей школы. – 2012. - № 12. - С. 9-14.
Лебедев, С. А. Российская наука и образование: проблемы и перспективы [Текст] / С. А. Лебедев // Высшее образование в России. – 2012. - № 11. – С. 82-89.
Лурье, Л. И. Сможет ли довузовское образование проложить России путь в Болонский процесс? [Текст] / Л. И. Лурье // Аlma mater = Вестник высшей школы.– 2012. - № 11. – С. 56-60.
Минаев, В. А. Рейтинги образовательных учреждений: в чём их смысл и цели? [Текст] / В. А.Минаев // Высшее образование сегодня. – 2012. - № 8. – С. 4-9.
Образование и наука России при ВТО (Обзор по материалам прессы) [Текст] // Аlma mater = Вестник высшей школы. - 2013. - № 1. – С. 17-25.
Овчинников, Г. К. К вопросу о стратегии развития высшего образования [Текст] / Г. К. Овчинников // Аlma mater = Вестник высшей школы. – 2013. - №1. – С. 12-17.
Пугач, В. Ф. Рейтинги ВУЗов: международный и российский подходы [Текст] / В.Ф. Пугач // Высшее образование в России. – 2012. - № 8-9. – С. 15-25.
Официальные материалы
Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по открытию в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования научных организаций [Текст] // Бюллетень Министерства образования и науки РФ. – 2012. - № 12. – С. 3-34.
Бунтов, С. Д. Об отдельных проблемах правового регулирования приёма в ВУЗы [Текст] / С. Д. Бунтов // Высшее образование в России. – 2009. - № 11. – С. 14-18.
Ким, Б. И. Новые стандарты для школы и их альтернатива [Текст] / Б. И. Ким // Alma mater = Вестник высшей школы. – 2012. - № 3. – С. 38-43.
Об изменении условий проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам аккредитованных ВУЗов [Текст] // Бюллетень Министерства образования и науки РФ. – 2009. № 11. – С. 3-18.
Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников [Текст] // Бюллетень Министерства образования и науки РФ. – 2009. - № 10. – С. 41-48.
Об утверждении порядка формирования и ведения информационных систем государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций доступа к сведениям, содержащимся в них: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 августа 2012 № 578 [Текст] // Бюллетень Министерства образования и науки РФ. – 2012. - № 12. – С. 45-47.
О мерах по государственной поддержке молодых российских учёных – кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских учёных-докторов наук и ведущих научных сотрудников РФ [Текст] // Бюллетень Министерства образования и науки РФ. – 2009. - № 9. - С. 12-21.
О советах по защите докторских и кандидатских диссертаций: приказ № 717 / НК [Текст] // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. – 2012. - № 6.- С.1-25.
Положение о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации [Текст] // Бюллетень высшей аттестационной комиссии министерства образования и науки Российской Федерации. – 2011. - № 6. – С. 1-5.
Положение о порядке присуждения учёных степеней [Текст] // Бюллетень высшей аттестационной комиссии министерства образования и науки Российской Федерации. – 2011. - № 6.- С. 6-20.
Организация и управление учебным процессом
Афанасьев, А. Д. Стратегия организации управления выпуском учебных изданий для высшей школы [Текст] / А. Д. Афанасьев // Alma mater = Вестник высшей школы. – 2012. - № 2. – С. 37-42.
Баринов, Э. Ф. Межкафедральная интеграция как инструмент создания стандарта медицинского образования [Текст] / Э. Ф. Баринов // Морфология. – 2011. - № 3. – С. 85-90.
Белый, О. А. Анализ основных учётно-отчётных показателей работы и норм выработки врачей-стоматологов на терапевтическом приёме [Текст] / О.А. Белый, С. И. Абакаров // Экономика здравоохранения. - 2011. - № 5-6. – С. 36-39
Босов, Д. В. Современный студент как «массовый человек» [Текст] / Д. В. Босов // Высшее образование в России. – 2009. - № 4. – С. 120-122.
Гребнев, Л. С. Система образования как ключевой фактор долгосрочного развития [Текст] / Л. С. Гребнёв // Alma mater = Вестник высшей школы. - 2009. - № 5. – С. 12-16.
Дьячковский, Н. С. Становление высшего сестринского образования в республике Саха (Якутия) [Текст] / Н. С. Дьячковский // Медицинская сестра. – 2011. - № 3. – С. 16-18.
Иванова, Е. И. Синдром эмоционального выгорания и стили педагогического общения у преподавателей в медицинском ВУЗе [Текст] / Е. И. Иванова // Вестник российской академии наук. – 2011. - № 1. – С. 39-42.
Каспрук, Л. И. Подготовка управленческих кадров для негосударственных медицинских организаций [Текст] / Л. И. Каспрук, И. П. Белов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2012. - № 3. – С. 38-41.
Кусова, А. Р. Подходы к организации экологического образования в медицинском ВУЗе [Текст] / А. Р. Кусова, Н. А. Меркулова // Здоровье населения и среда обитания. – 2011. - № 3. – С. 15-18.
Малишевский, М. В. Анализ внедрения бально-рейтинговой системы на клинической кафедре медицинского ВУЗа [Текст] / М. В. Малишевский // Высшее образование сегодня. – 2010. - № 2. – С. 90-95.
Осин, А. Я. Формирование этико-деонтологической профессиональной компетенции у студентов в процессе преподавания педиатрии [Текст] / А. Я. Осин, Е. В. Крукович // Российский педиатрический журнал. – 2011. - № 5. – С. 60-62.
Попов, А. И. От студенческих олимпиад – к олимпиадному движению [Текст] / А. И. Попов // Alma mater = Вестник высшей школы. – 2012. - № 2. – С. 13-17.
Программа Олимп (основы клинической иммунологии для педиатров) – часть Национального проекта по обучению практических врачей – педиатров основам клинической иммунологии [Текст] // Российский аллергологический журнал. – 2011. - № 4. – С. 62-64.
Романенко, Г. Х. Использование андрагогической модели обучения при изучении дисциплины «судебная медицина» на различных его этапах [Текст] / Г. Х. Романенко // Судебно-медицинская экспертиза. – 2011. - № 4. – С. 46-51.
Шутенко, Е. Н. Проблема самореализации в вузовском обучении [Текст] / Е. Н. Шутенко // Alma mater = Вестник высшей школы. – 2012. - № 1. – С. 41-46.
Узкая, М. В. Мониторинг социально значимых качеств выпускников для совершенствования образовательной среды ВУЗа [Текст] / М. В. Узкая // Alma mater = Вестник высшей школы. - 2012. - № 2. – С. 42-45.
Ясинский, А. А. К вопросу о профессиональной подготовке медицинских работников педиатрического профиля в области вакцинопрофилактики [Текст] / А. А. Ясинский, И. Н. Лыткина // Детские инфекции. – 2011. - № 2. – С. 35-39.
Реформы, инновации
Бердашкевич, А. П. Основные направления модернизации правового статуса высшей школы [Текст] / А. П. Бердашкевич // Высшее образование в России. – 2012. - № 10. – С. 30-39.
Васильев, Л. И. Особенности управления нелинейным образовательным процессом в ВУЗе [Текст] / Л. И. Васильев // Alma mater = Вестник высшей школы. – 2012. - № 12. – С. 54-58.
Вектор развития высшей школы: материалы заседания Совета Российского Союза ректоров от 25 июня 2012 [Текст] // Ректор ВУЗа. – 2012. - № 9. – С. 8-9.
Дергунов, А. В. Новые подходы к преподаванию патологии [Текст] / А. В. Дергунов, А. С. Фокин, В. И. Ионцев // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010. – Вып. 3, Сер. 11. – С. 226-231.
Ендовицкий, Д. А. Ключевые моменты модернизации высшей школы [Текст] / Д. А. Ендовицкий // Ректор ВУЗа. – 2012. - № 9. – С.12.
Ерохин, В. В. Достижения и пути инновационного развития фтизиатрии [Текст] / В. В. Ерохин // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2012. - № 11. – С. 4-9.
Зайков, А. А. Применение новых инновационных технологий [Текст] / А. А. Зайков // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2012. - № 9. – С. 97-98.
Захарова, А.В. Опыт организации образовательной деятельности в условиях перехода ВУЗа к оригинальным образовательным стандартам [Текст] / А. В. Захарова // Высшее образование сегодня. – 2012. - № 9. – С. 14-20.
Кабанов, А. Г. О необходимости реформирования образовательной системы России [Текст] / А. Г. Кабанов // Alma mater = Вестник высшей школы. – 2009. - № 5. – С. 8-12.
Клячко, Т. Модернизация образования и экономический кризис [Текст] / Т. Клячко // Учёный совет. – 2009. - № 5-6. – С. 27-34.
Коньков, Д. С. Аудиовизуальные и интерактивные методы преподавания: достоинства и недостатки [Текст] / Д. С. Коньков // Высшее образование в России. – 2012. - № 8-9. – С. 115-120.
Коссович, Л. Ю. Образовательно-научный институт наноструктур и биосистем [Текст] / Л. Ю. Коссович, И. В. Кириллова // Высшее образование в России. – 2009. - № 12. – С. 61-66.
Куденцова, С. Н. Актуальные проблемы медицинского образования [Текст] / С. Н. Куденцова // Терапевт. – 2011. -№ 2. – С. 50-54.
Куликова, Ю. П. Управление инновационным развитием высшей школы в условиях модернизации экономики: анализ международной практики [Текст] / Ю. П. Куликова // Ректор ВУЗа. – 2012. - № 11. – С. 64-70.
Левен, И. И.Оценка интенсивности развития образовательного процесса в условиях модернизации высшего стоматологического образования [Текст] / И. И. Левен // Проблемы управления здравоохранением. – 2011. - № 12. – С. 78-82.
Молдахметова, Г. З. Специфика открытого образования и его влияние на методику обучения языкам [Текст] / Г. З. Молдахметова // Высшее образование сегодня. – 2009. - № 10. – С. 33-37.
Медведев, Д. А. «Самое главное и сложное – это дальнейшее формирование режима наибольшего благоприятствования для инновационной деятельности со стороны государства» [Текст] / Д. А. Медведев // Высшее образование сегодня. – 2012. - № 8. – С. 2-3.
Недбаев, Д. Н. Инновационные идеи и карьерные технологии подготовки будущих профессионалов [Текст] / Д. Н. Недбаев // Психология. – 2012. - № 5. – С. 18-25.
Отчёт о проведении международной конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине» (27 – 28 сентября, г. Москва) [Текст] // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2012. - № 3. – С. 5-7.
Панина, О. А. Роль инновационных образовательных технологий в обучении студентов медицинских ВУЗов [Текст] / О. А. Панина // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2012. - № 3. – С.96-97.
Пересыпкин, А. П. Международный контекст инновационной образовательной программы [Текст] / А. П. Пересыпкин // Высшее образование в России. – 2009. – № 4. – С. 107-111.
Садовничий, В. А. «Нас ждут серьёзные перемены» [Текст] / В. А. Садовничий // Ректор ВУЗа. – 2012. - № 9. – С. 4-5.
Сафонов, К. Б. Модернизация образования. Проблемы инновационного развития социума [Текст] / К. Б. Сафонов // Alma mater = Вестник высшей школы. – 2012. - № 10. – С. 22-25.
Селезнёва, Н. А. Проблемы реализации компетентного подхода к результатам образования [Текст] / Н. А. Селезнёва // Высшее образование в России. – 2009. - № 8. – С. 3-9.
Сун, Лэй. Дебаты как инновационная образовательная технология [Текст] / Лэй Сун // Высшее образование в России. – 2012. - № 12. – С. 145-146
Соболева, Э. Ю. Развитие экспертных организаций в сфере образования [Текст] / Э.Ю. Соболева // Высшее образование сегодня. – 2012. - № 12. – С. 8-13.
Тезисы конференции с международным участием «Инновационные обучающие технологии в медицине» [Текст] (Москва, 27-28 сентября 2012) // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2012. - № 3. – С. 80.
Чернова, И. П. Инновационная практика профильного образования с ориентацией на потребности корпораций региона [Текст] / И. П. Чернова // Высшее образование сегодня. – 2012. - № 8. – С. 10-16.
Чмых, И. Е. Языковый портфель: как средство реализации рефлексивных технологий [Текст] / И. Е. Чмых // Высшее образование в России. – 2009. - № 10. – С. 29-32.
Шутенко, А. И. Личностное измерение как империатив информатизации образования в высшей школе [Текст] / А. И. Шутенко // Alma mater = Вестник высшей школы. – 2012. - № 10. – С. 35-39.
|