Скачать 0.65 Mb.
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации ГБОУ ВПО ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Утверждено Проректор по учебной работе Профессор Е.Г.Бутолин «______»_____________________2012 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Микробиология, вирусология –микробиология полости рта Направление подготовки (специальность) стоматология Профиль медицина Форма обучения очная Трудоемкость дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов) Ижевск 2012 Рабочая программа дисциплины разработана кафедрой микробиологии и вирусологии Разработчик: доцент Тихонова В.В. Программа одобрена и утверждена на заседании кафедры микробиологии и вирусологии «_____» ____________20___г., протокол № _____ Заведующий кафедрой ________________В.Н.Марков При разработке рабочей программы с участием других кафедр Принята на заседании кафедры «_____» ____________20___г., протокол № _____ Заведующий кафедрой _________________ Программа одобрена и утверждена на заседании ЦКМС «_____» ____________20___г., протокол № _____ Председатель ЦКМС______________________ Начальник учебной части___________________О.И.Лосева «______»_____________2012г. 1. Требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 060201 -Стоматология Согласно федерального государственного стандарта высшего профессионального образования от 14.01.2011 г Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций: способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I); способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2); способен к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеет основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; понимает роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеет исторической терминологией, использует историко-медицинскую терминологию, умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения (ОК-3); способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4); способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, владеть консолидирующими показателями, характеризующими степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей медицинской статистики (ОК-5); способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6); способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7); способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию другого; к социальной мобильности (ОК-8); способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9); способен и готов: - провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни, - интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1); способен и готов применять научные принципы и методы асептики и антисептики во избежания инфицирования при работе, с медицинским инструментарием, медикаментозными средствами в лабораторно-диагностических и профилактических целях (ПК-4); способен и готов проводить: - санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебных учреждений, - дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения, - санитарную обработку больного при поступлении в стационар, - гигиеническую обработку тела операционного больного, - дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария и средств ухода за больными, - оценку стерильности материала в биксе (ПК-9); способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10); способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11). способен и готов к организации проведения первичной профилактики в каждой возрастной группе (ПК-12); способен и готов к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-13); способен и готов к проведению профилактических мероприятий среди населения, направленных на сохранение структуры твердых и мягких тканей полости рта (ПК-14); способен и готов к проведению стоматологических профессиональных профилактических процедур (ПК-15); способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21); способен анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеет современными методами, используемыми в изучении генетики человека, принципами медико-генетического консультирования, способен объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию различных вариантов аномалий и пороков (ПК-22); В результате изучения дисциплины «Микробиология, вирусология –микробиология полости рта» студент должен Знать: 1.правила работы и техники безопасности в физических, химических, биологических и клинических лабораториях, с реактивами, приборами, животными(С.2 з.3) 2.х имико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях (С.2 з.6) 3. строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме детей и подростков (С.2 з.7) 4. классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека; микробиологию полости рта; методы микробиологической диагностики; применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов (С.2 з.14) 5. научные принципы стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки во избежание инфицирования при работе в стоматологической практике (С.2 з.15) 6. понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии (С.2 з.17) 7. структуру и функции иммунной системы, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования, основные методы иммунодиагностики, методы оценки иммунного статуса и показания к применению иммуно- тропной терапии (С.2 з.19) Уметь: 1.пользоваться учебной, научной, научно- популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности (С.2 у.1) 2. пользоваться лабораторным оборудованием; работать с увеличительной техникой при изучении микробиологии (С.2 у.2) 3. интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов (С.2 у.7) Владеть: 1.Базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности (С.2 в.1) 2. Методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки (С.2 в.4) 3. Информацией о принципах стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента (С.2 в7) 4.Навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов (С.2 в.8) 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Академии Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по специальности «Стоматология» высшего профессионального медицинского образования, изучается на третьем-четвёртом семестрах. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе дисциплинами: философия, биоэтика, психология, педагогика, история медицины, латинский язык; - в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин в том числе дисциплинами: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия человека; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; Дисциплина является базовой для: патофизиологии, иммунологии, бактериальных и вирусных инфекционных болезней, туберкулеза, дерматовенерологии, акушерства и гинекологии, хирургии, терапии, травматологии и ортопедии, профилактики стоматологических заболеваний, пропедевтики стоматологических заболеваний, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической, стоматологии ортопедической. 3.Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении
5. Распределение трудоемкости дисциплины 5.1.Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.
5.3.Разделы дисциплины и виды занятий.
5.4.План и краткая аннотация лекций Лекции 3-ого семестра (Общая часть) I. Введение в микробиологию. Морфология микроорганизмов Микробиология как наука о микромире. Предмет, цели и задачи микробиологии. Значение микробиологии для теории и медицинской практики. Основные этапы развития микробиологии. Медицинская микробиология и ее разделы. Роль отечественных ученых в развитии микробиологии. Систематика и номенклатура микроорганизмов. Прокариоты (бактерии), их отличие от микробов эукариотов (простейшие, грибы). Протопласты. Сферопласты и Л-формы. Особенности строения актиномицетов, спирохет, риккетсий, хламидий, микоплазм. Основные этапы развития вирусологии. Принципы структурной организации вирусов. 2. Физиология микроорганизмов Особенности метаболизма бактерий. Значение ферментов периплазмы, пермеаз. Дыхание бактерий. Аэробы, анаэробы, факультативные анаэробы, микроаэрофилы, аэротолерантные. Пути получения энергии у фотоаутотрофов, хемоаутотрофов, хемоорганотрофов. Движение бактерий. Рост и размножение бактерий. 3. Общая вирусология. Бактериофаги. Генетика микрорганизмов Физиология и биохимия вирусов.. Размножение вирусов. Интерференция. Виды взаимодействия вирусов и клетки. Методы культивирования вирусов. Строение бактериофагов. Вирулентные и умеренные фаги. Стадии взаимодействия бактериофагов с клетками. Лизогения. Фаговая конверсия. Организация генетического материала бактериальной клетки (бактериальная хромосома, плазмиды, транспозоны, инсерционные элементы) и вирусов. Понятие о генотипе и фенотипе. Виды изменчивости у бактерий и вирусов. Трансформация, трансдукция и коньюгация. Генетические карты микроорганизмов. Классификация и значение плазмид. Вирулентность вирусов как генетический признак. Микробиологические основы генной инженерии и биотехнологии. 4. Экология микроорганизмов. Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Химиопрепараты и антибиотики Природные микробиоценозы. Экологические связи в микробиоценозах. Санитарно-показательные микроорганизмы почвы, воды и воздуха. Нормальная микрофлора тела человека, ее роль. Дисбактериоз: диагностика, лечение и профилактика. Эубиотики. Влияние температуры, реакции среды, высушивания, излучений, ультразвука, атмосферного и осмотического давления, химических веществ разных классов. Лимитирующие факторы (температура, концентрация водородных ионов, осмотическое давление). Механизмы повреждающего действия указанных факторов. Стерилизация. Цели, принципы, методы, аппаратура. Контроль качества стерилизации. Дезинфекция. Асептика. Антисептика. Принципы антимикробной химиотерапии, понятие о химиотерапевтических препаратах, химиотерапевтическом индексе. Антибиотики, определение понятия, требования к антибиотикам. Классификация антибиотиков по химическому строению, по происхождению, способам получения, механизму, спектру антимикробного действия. Бактерицидное и бактериостатическое действие антибиотиков. Антимикробные препараты хинолонового ряда. Побочное действие антибиотиков на макро- и микроорганизм. Формирование атипичных, антибиотикорезистентных и антибиотикозависимых форм микробов. Генетические и биохимические механизмы лекарственной устойчивости, пути ее преодоления. Противовирусные, противогрибковые и противопротозойные препараты. 5. Учение об инфекции. Иммунная система макроорганизма Понятие “инфекционный процесс” и его основные характеристики. Патогенность микрорганизмов. Вирулентность. Факторы патогенности. Роль плазмид в экспрессии факторов патогенности. Токсигенность и токсичность бактерий. Экзо- и эндотоксины. Фазы развития инфекционного процесса. Критические дозы микроорганизмов, вызывающие инфекционную болезнь. Проникновение и пути распространения микробов и токсинов в организме. Динамика развития инфекционной болезни, периоды. Формы инфекции. Механизмы передачи инфекции. Роль организма хозяина в инфекционном процессе. Принципы антимикробной химиотерапии, понятие о химиотерапевтических препаратах, химиотерапевтическом индексе. Антибиотики, определение понятия, требования к антибиотикам. Классификация антибиотиков. Бактерицидное и бактеристатическое действие. Генетические и биохимические механизмы лекарственной устойчивости, пути ее преодоления. Противовирусные, противогрибковые и противопротозойные препараты. Иммунология как наука о способах и механизмах защиты от генетически чужеродных веществ с целью поддержания гомеостаза организма. Основные направления современной иммунологии. Неспецифические факторы иммунной защиты. Клеточные факторы защиты. Фагоцитоз, основные стадии, виды. Гуморальные неспецифические факторы защиты. Виды иммунитета, структура и функции иммунной системы. Центральные и периферические органы иммунной системы. Возрастные особенности иммунной системы. Клетки иммунной системы. Стволовые кроветворные клетки. Т- и В-лимфоциты, макрофаги (А-клетки), их онтогенез, дифференциация. Субпопуляции Т-клеток и В-клеток. Их поверхностные маркеры и рецепторы. Нулевые клетки. 6. Антигены и антитела. Формы /механизмы/ иммунного ответа Понятие об антигенности и иммуногенности. Антигенные детерминанты, их строение. Иммунохимическая специфичность антигенов, ее проявление. Полноценные антигены, гаптены, синтетические антигены. Локализация, химический состав и специфичность антигенов бактерий, вирусов, токсинов, ферментов, их роль в инфекционном процессе и развитии иммунного ответа. Понятие об аллоантигенах человека. Антитела. Физико-химические, биологические свойства и функции. Основные классы иммуноглобулинов. Структура активных центров. Валентность, авидность и аффинность антител. Гибридомы. Теории синтеза антител. Биосинтез антител. Регуляция антителообразования. Понятие об HLA-рестрикции иммунного ответа. Динамика образования антител, первичный и вторичный иммунный ответы. Иммунный фагоцитоз и киллерная функция клеток. Распознавание антигена и индукция иммунного ответа. Взаимодействие (кооперация) между клетками иммунной системы. Виды иммунных реакций клеточного типа. Понятие об иммунологическом надзоре. Гиперчувствительность немедленного типа. Гиперчувствительность замедленного типа. Иммунологическая толерантность. Способы индукции толерантности. Механизмы толерантности. Специфичность иммунологической толерантности. Отмена естественной иммунологической толерантности. Формы проявления, механизмы иммунологической памяти. Понятие об аллергии и сенсибилизации.. Классификация аллергических реакций по Джелу и Кумбсу. Аллергены. Характеристика и особенности аллергических реакций. Признаки различия между гуморальными и клеточными аллергическими реакциями. Диагностические тесты для выявления аллергии гуморального типа. Иммунологические основы профилактики и лечения. Десенсибилизация. Кожно-аллергические пробы, их диагностическое значение. 7. Инфекционная иммунология . Основы иммунотерапии, иммунопрофилактики и иммунодиагностики Методы оценки иммунного статуса организма. Выявление антител. Методы определения имунных комплексов. Методы количественного определения иммуноглобулинов, Т- и В-лимфоцитов .Первичные и вторичные иммунодефициты. Недостаточность гуморального, клеточного иммунитета, комбинированные нарушения иммунитета. Роль инфекций в развитии иммунодефицитов человека. Принципы иммунопрофилактики. Препараты для иммунопрофилактики. Современная классификация вакцин. Способы приготовления, оценка эффективности и контроля. Адьюванты. Аутовакцины, вакцинотерапия. Серопрофилактика и серотерапия. Принципы получения, очистки, титрования и контроля сывороток и иммуноглобулинов. Задачи и принципиальные подходы к иммунотерапии и иммунокоррекции. Иммуностимулирующая, иммунозаместительная, иммуносупрессивная терапия Лекции 4-ого семестра (Частная микробиология) 1.Микрофлора полости рта и челюстнолицевой области. Микробиоценозы полости рта и челюстнолицевой области. Неспецифическая резистентность и иммунитет при воспалительных заболеваниях Микробная флора полости рта. Принципы классификации дифференциации микрофлоры полости рта (морфологический, биохимический, хемотаксономический, серологический, генетический) Характеристика бактерий полости рта по типу дыхания. Облигатно-анаэробная микрофлора. Таксономия, экология, роль в патологии челюстно-лицевой области. Факультативно-анаэробная и аэробная микрофлора. Таксономия, экология, роль в патологии челюстнолицевой области. Микроаэрофильные бактерии. Облигатно-аэробные бактерии.Характеристика основных биотопов полости рта (слизистая оболочка полости рта, протоки слюнных желез и слюна, десневая жидкость, и десневой желобок, зубная блящка), Методы изучения биотопов полости рта. Динамика колонизации и формирование микробиоценоза полости рта в процесс онтогенеза. Факторы симбиоза. Формирование микробных ассоциаций. Дисбактериозы полости рта. Неспецифические факторы антимикробной резистентности, действующие в полости рта (слизистая оболочка, эмаль, дентин, пеликула зуба, слюна). Клеточные факторы неспецифической резистентности. Иммунологическая реактивность организма. Функции иммунной системы на уровне слизистой оболочки, лимфоидного аппарата челюстнолицевой области. Иммунодефициты полости рта. Этиология, профилактика, лечение. Аллергические проявления в полости рта, челюстнолицевой области и шеи. Методы изучения иммунологического статуса у стоматологических больных. 2.Патогенные и резидентные кокки: стафилококки, стрептококки, гонококки, менингококки. Участие микрофлоры полости рта в этиологии кариеса. .Этиология воспалительных процессов полости рта |
Федоров Владимир Григорьевич, доцент кафедры травматологии, ортопедии... «Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан | Гоу впо «Ижевская государственная медицинская академия» «Утверждаю» Проректор по учебной работе Методические рекомендации для студентов, в том числе для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы | ||
Гбоу впо «Иркутский государственный медицинский университет» Гбоу дпо «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования» | Гбоу впо «смоленская государственная медицинская академия» минздравсоцразвития... Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта» | ||
«Фармакотерапия беременных» Гбоу впо «Уральская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения | Гбоу впо челгма минздравсоцразвития России «Челябинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития | ||
Гбоу впо «Казанский Государственный медицинский университет» гбоу... Междисциплинарная научно-практическая конференция Инфекции, передаваемые половым путем и репродуктивное здоровье населения. Современные... | Кафедра сестринского дела последиплом Гбоу впо «Оренбургская государственная медицинская академия министерства здравоохранения и социального развития» | ||
«Диета и статины в коррекции гиперхолестеринемии» Гбоу впо «Уральская государственная медицинская академия» Министерство здравоохранения и социального развития | Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ижевская государственная медицинская академия | ||
Фармакоэпидемиологическое и фармакоэкономическое исследование терапии вич-инфекции Работа выполнена в гбоу впо «Ярославская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... «Роль филиала кафедры на производстве в инновационном развитии сельскохозяйственного предприятия», посвященной 30-летию филиала кафедры... | ||
Гбоу впо «Смоленская Государственная медицинская академия» Министерства... Всероссийское научное медицинское общество анатомов, гистологов и эмбриологов (вноагэ) | Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия» Д. м н., профессор кафедры эпидемиологии и инфекционных болезней гбоу впо «Оренбургская государственная медицинская академия» мз... | ||
Методические указания для самостоятельной работы студентов ооп специальности... Гбоу впо «Уральская государственная медицинская академия министерства здравоохранения и социального развития рф» | Гбоу впо «дагестанская государственная медицинская академия» мз РФ научная библиотека Указатель предназначен для преподавателей вузов, научных сотрудников и для всех, интересующихся данной проблемой |