Скачать 118.06 Kb.
|
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Полякова Т.И., заведующая информационно-библиотечным центром Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, к.п.н. Увеличение информационного потока, дифференциация и интеграция научного знания потребовали от педагогов специального умения обращаться с информацией, то есть определенной информационной культуры. Информационная культура является неотъемлемой оставляющей личности, важнейшим условием профессионализма и самореализации человека. Целью развития информационной культуры становится умение самостоятельно наращивать профессиональное знание, а не простое усвоение минимума пользовательских навыков (от библиотечно-библиографических знаний до компьютерной грамотности). Основными структурными компонентами информационной культуры педагога являются информационно-библиографический, профессионально-читательский и информационно-коммуникативный. Критериями информационной культуры человека называют его умение адекватно формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, адекватно отбирать и оценивать информацию, перерабатывать и создавать качественно новую, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, а также способность к информационному общению и компьютерную грамотность[1]. Жизнедеятельность человека осуществляется в присущей человеческому обществу информационной среде, имеющей свои закономерности, особенности развития и функционирования. Активность личности как познающего субъекта, его умение ориентироваться в информационном пространстве определяется как информационное поведение. Как отмечают исследователи, уровень информационной культуры зависит от уровня сформированности информационных потребностей личности[2].Следовательно, информационная культура личности складывается сообразно осознанной части информационных потребностей в определенной информационной среде и проявляется в информационном поведении. Проведенное исследование слушателей Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в 2002 году позволило зафиксировать противоречие между развитым осознанием учителями необходимости сформированности информационной культуры современного уровня для решения профессионально-педагогических задач и недостаточным овладением ими современным арсеналом способов и средств удовлетворения информационных потребностей. Педагоги демонстрируют достаточно точное представление об информационной культуре, причем осмысление этого феномена осуществляется ими на современном уровне. В целом, педагогами осознаются информационные потребности, однако их ориентация в информационной среде недостаточна – поиск оптимального пути получения информации в целях решения проблем профессионального развития вызывает затруднения. Информационное поведение педагогов не характеризуется как активное. Было также установлено, что на развитие информационной культуры педагогов влияют следующие факторы: внешние (объективные) и личностные (субъективные). К объективным факторам относятся реформы и решения, принимаемые на мировом и государственном уровне, эволюционные или революционные изменения в политике образования, государственной идеологии, о чем говорит современная парадигма общественного развития России. Личностный интерес связан с интересами учителя, разработкой им новых индивидуальных методик обучения, стремление его как творческого человека ознакомиться с имеющейся информацией по вопросам связанным с преподаванием его предмета, межпредметными связями, проблемами воспитания личности в процессе преподавания. Основным методом исследования уровня информационной культуры педагогов был выбран анкетный опрос. Проведенное анкетирование позволило не только обнаружить характерные затруднения учителей в аспекте их информационной культуры, но и наметить ряд ориентиров для создания педагогических условий организации их информационной среды, разработки конкретных мер помощи в освоении информационной культуры, в том числе и в специально организованной образовательной деятельности. Важным условием для развития информационной культуры учителя в процессе повышения его квалификации является введение образовательной программы «Основы информационной культуры педагога». Ее цель – развитие информационной культуры как совокупности знаний, навыков, умений, в конечном результате - информационного мировоззрения и информационного поведения, необходимого для самообразования и для осуществления в дальнейшем профессиональной деятельности. Апробация данного учебного курса осуществлялась в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования с 2002 года по 2004 год. Контингент педагогов, осваивавший основы информационной культуры, составляли cоциальные педагоги, классные руководители, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, учителя естественно-научного цикла, словесности, истории, обществознания, мировой художественной культуры, петербурговедения, физической культуры, трудового обучения, библиотечные работники. Программой предусматривалось обеспечение сугубо дифференцированного подхода к процессу обучения слушателей с учетом их базового образования, опыта предыдущей работы, личных интересов и познавательных потребностей. Курс показал свою значимость, в него были внесены необходимые изменения и дополнения, после чего он сейчас успешно проводится в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (далее Академия). Весь курс подразделяется на три основных раздела: «Информационная культура педагога как фактор становления информационного общества», «Феномен информационной культуры педагога», «Информационное поведение как результат профессионального развития педагога». Учебно-тематический план (54 часа)
В первом разделе рассматриваются: концепция информационного общества, создание единого информационно-образовательного пространства, основные подходы к определению понятий информационная культура личности и информационная культура общества, информация и информационные ресурсы, формирование гуманитарных представлений о понятии «информатизация». Педагог рассматривается как носитель информационной культуры. Во втором - феномен информационной культуры как нового научного направления и новой научной дисциплины, роль и место информационной культуры в образовательном процессе, проблемы оценки ее уровней и путей формирования у педагогов, структурные компоненты (информационно-библиографическая культура, профессиональная читательская, информационно-коммуникативная). В третьем разделе: профессиональная рефлексия в области осознания важности непрерывного образования, ориентация на мировые информационные ресурсы; комплексное использование различных каналов получения информации, способность к оценке уровня собственной информационной компетентности, стремление к профессиональному общению, к обмену знаниями, активность в распространении нового знания, соблюдение правовых и этических норм использования и распространения информации. С позиций системного подхода деятельность по развитию информационной культуры педагогов необходимо рассматривать как определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Обучение педагога по развитию его информационной культуры должно строиться с соблюдением ряда требований: 1.Обучение должно быть ориентировано на формирование положительной установки приобретения теоретических знаний и практических умений и творческое отношение к ним, чему способствует хорошо продуманная подготовительная работа: - предварительное знакомство со слушателями на основе информации, полученной с мест; -диагностическое изучение потребностей и запросов, личностных особенностей педагогов, позволяющее скорректировать содержание, организационные формы и методы обучения, продумать индивидуальную работу со слушателями; 2. Наглядный показ практической значимости предлагаемых знаний и отрабатываемых умений для решения сложных педагогических задач, преодолению затруднений в профессиональной деятельности и общении. 3.Предоставление возможности педагогам творчески применять полученные знания и умения в разных учебных ситуациях, проверять себя на практике. 4.Отработка конкретных профессионально-педагогических умений педагога путем:
5.Методика построения учебных занятий базируется на основных идеях: о разноуровневости знаний, необходимых современному педагогу для успешного осуществления образовательной деятельности; о взаимосвязи теоретического и практического в профессиональной деятльности; о необходимости выделения самообразующего фактора в процессе обучения педагогов. 6.Определение результативности обучения на основе повторного диагностического обследования слушателей (выходной контроль), соотнесение его результатов с информацией, полученной во входном контроле, и определение путей дальнейшего профессионального развития педагога. Практические занятия проводятся в виде ознакомительных и самостоятельных групповых и индивидуальных работ, семинарских занятий, демонстраций методов работы с традиционными и электронным каталогами, с использованием мультимедийных средств. Для организации практической работы слушатели обеспечиваются необходимым раздаточным материалом (ксерокопии, дискеты), текстовой и статистической информацией. Для обеспечения курса «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» применяется современная электронно–вычислительная техника и свободный доступ в Интернет. Для каждого раздела программы представлен список литературы. В ходе обучения слушателям предоставляется возможность пользоваться библиотечным фондом Академии, электронной правовой базой «Консультант+», электронными базами данных, фондом медиаресурсов, электронными учебными пособиями и учебно-методическим комплектом по курсу, разработанному специалистами Академии, который включает: учебные пособия, ксерокопии статей, дискеты, таблицы, схемы, диаграммы. Эффективность результатов образовательной деятельности педагогов в направлении развития их информационной культуры при апробации программы в целом оценивалась с помощью анализа результатов тестирования и контент-анализа рефератов и курсовых работ слушателей. Опросники были составлены с целью получить представление об уровне сформированности каждого из перечисленных выше компонентов информационной культуры педагога. Педагогам было предложено провести самооценку умений в области поиска и обработки информации, полученные данные были сопоставлены с результатами контент-анализа рефератов и курсовых работ слушателей. Выявление особенностей информационной культуры педагога продолжено с помощью теста, позволяющего определить характеристики профессионально-читательской и информационно-коммуникативной культуры. При анализе полученных результатов использовались данные педагогического наблюдения в ходе образовательной деятельности слушателей, педагогическое интервьюирование. Сформированность ценностного аспекта каждого из компонентов информационной культуры оценивалась с помощью контент-анализа эссе «Информационная культура в моем профессиональном развитии», написанного слушателями. В отношении информационно-библиографического компонента в ходе образовательной деятельности в наибольшей степени получили развитие знания в области информационно– библиографической культуры - 29,9% и умение использовать справочно-библиографический аппарат библиотек, справочно-поисковый аппарат информационных изданий, электронные каталоги, виртуальные полнотекстовые библиотеки и т. п., поисковые системы Интернет - 37,1%. В сравнении с результатами входящего анкетирования прирост на - 25,8%. В среднем, количество ошибок в оформлении рефератов уменьшилось на - 32,4%. Повторное тестирование показывает, что наблюдается динамика в развитии профессиональной читательской культуры. Увеличилось число педагогов правильно организующих читательскую деятельность, рабочее место, соблюдающих гигиенические условия чтения, контролирующих утомляемость до 99,9%; умеющих выделять главное в тексте, использовать «свернутые» записи, конспектировать, цитировать, аннотировать, реферировать, рецензировать; делать выводы и обобщения до 92,2%; владеющих принципами рационального отбора источников информации для переработки и чтения до 91,7%. Информационно–коммуникативная культура педагога в сравнении с первоначальными данными резко возрасла. Если ранее 60% педагогов только осознавали необходимость Интернет, то после обучения 98,7% понимают закономерности информационных процессов общества и умеют пользоваться компьютерными технологиями, а 44,3% (ранее12,2%) применяют на своих уроках. Увеличилось число респондентов, использующих информационные возможности Интернет с 25,9% до 33,8%, а число не имеющих такой возможности сократилось на 14,0%. Возрастающий характер полученных данных при апробации программы «Основы информационной культуры педагога» свидетельствует об эффективности образовательной деятельности педагогов в процессе освоения курса. В ходе обучения повышается уровень информационной культуры педагога, способствующей его творческому росту, профессиональному самосовершенствованию, восприятию и созданию инноваций и тем самым обновлению знаний, обогащению педагогической теории и практики. Литература 1. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова: Учебно-методическое пособие. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 208 с. 2. Минкина В.А. Информационная культура специалиста и проблемы ее формирования/В.А.Минкина//Современное библиотечно-информационное образование: Учеб. тетради.- Вып.3.- СПб.: СПбГУКИ, 1999. - С.121-136. 3. Полякова Т.И. Информационная культура современного педагога как фактор его профессионального развития: автореф. дис. канд. пед.: 13.00.01. /Т.И. Полякова – СПб.: СПбАППО, 2005.- 20с. |
Методические указания по освоению образовательной программы повышения... Методические указания по освоению образовательной программы повышения квалификации | Развитие профессионального мастерства персонала образо- вательного... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить педагогов с различными формами самообразования в системе непрерывного повышения квалификации педагогов доу, дать... | Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной... В статье представлен опыт проведения занятий по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации... | ||
Курсы повышения квалификации за 5 лет (наименование курса, год прохождения) «Урок математики в системе развивающего обучения»,2008; «Проектирование образовательной программы педагога», 2008 | Доклад Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования Ак составляющая современной информационной культуры охватывает собой непрерывное обучение школьников информатике, регулярное использование... | ||
Урока в современной информационной образовательной среде по теме... «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для использования в системе повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений... | ||
Программа курсов повышения квалификации по теме «Современная сельская... Директор аоу дпо ур «Центр повышения квалификации работников культуры» Удмуртской Республики | Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | ||
Программы повышения квалификации Категория слушателей (требования к слушателям) высшее образование (обучающиеся в магистратуре и аспиранты также могут участвовать... | Программа повышения квалификации учителей физической культуры, как... Программа предназначена для руководителей образовательных учреждений, педагогов физической культуры общеобразовательных учреждений... | ||
«Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации... Нной политики в области образования. Ведь от уровня профессиональных компетенций руководителей и педагогов зависит результативность... | План работы проблемной группы «Урок в новой информационной образовательной... Проблема: фгос общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной... | ||
Уроки (классно-урочная форма) Этому способствовала так же работа в различных формах повышения квалификации педагогов, развитие практических умений и навыков учащихся... | Публичный отчет за 2012-2013 учебный год Этому способствовала так же работа в различных формах повышения квалификации педагогов, развитие практических умений и навыков учащихся... |