Скачать 110.85 Kb.
|
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ «Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Такое определение компетенции дано в макете Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2008 г. Новое поколение ФГОС ВПО, в отличие от ГОС ВПО первого и второго поколений, построено на компетентностной основе и ориентировано на результат обучения, а не на его содержание. Содержание обучения по соответствующему направлению должно определяться основной образовательной программой вуза. Проведенный анализ требований нормативных документов Министерства образования и науки РФ, проектов Федеральных государственных образовательных стандартов ВПО (далее ФГОС ВПО), практики европейских вузов позволил выявить и систематизировать принципы компетентностного подхода при разработке основных образовательных программ (далее ООП) при переходе вузов на уровневую систему образования. Выявленные принципы были разделены на три группы: 1. Принципы формирования ООП: а) участие работодателей в проведении образовательной политики вуза, его философии; б) анализ результатов освоения ООП в целом и по разделам в виде компетенций как в области профессиональной, так и социально-личностной деятельности; в) определение компетенций выпускников по программам подготовки бакалавров, магистров и специалистов с учетом основных функций и видов профессиональной деятельности; г) выделение в структуре учебного плана модулей, позволяющих формировать у определенные компетенции; д) формирование у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах профессиональной деятельности. 2. Принципы реализации ООП: а) внедрение образовательных технологий, форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий; б) широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой в целях формирования и развития профессиональных навыков обучающихся; в) организация в рамках учебных курсов встреч с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классов экспертов и специалистов; г) создание в рамках образовательного процесса условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем. 3. Принципы контроля эффективности ООП: а) обеспечение гарантии эффективной подготовки бакалавров, путем разработки стратегии по повышению качества выпускников, с привлечением представителей работодателей, а также посредством регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями; б) создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций для обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям образовательной программы (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация); максимальное приближение программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности. Таким образом, представленная логика формирования образовательной программы, а также принципы компетентностного подхода определяют методологию реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения. Смысл компетентностного подхода видится в постановке и реализации задачи организации всего учебного процесса таким образом, чтобы обе стороны образовательного процесса – преподаватель и студент действовали сообща для формирования специалиста, готового и способного принимать решения. Проведенный опрос работодателей показал, что на первом месте среди требований, которые они предъявляют к выпускникам вузов, стоит ответственность, ответственное отношение к делу и ответственное поведение. При этом ответственное отношение к делу не компетенция, а черта характера, которая вырабатывается не только в результате освоения учебных дисциплин на уровне знаний, навыков и умений, но и многих других важных факторов. С другой стороны, способность и готовность действовать являются определенными компетенциями, которые должны быть сформированы во время обучения в высшем учебном заведении. Поэтому необходимо существенное изменение механизма взаимодействия преподавателя и студента, требуется максимальная активность студента. Результаты эксперимента, проведенного в Московском налоговом институте в преддверии перехода на уровневую систему образования (2007-2008 гг.) по оценке студентами и преподавателями значимости профессионально-важных качеств личности специалиста по блоку общепрофессиональных качеств представлены в таблице 1. К наиболее важным профессиональным качествам личности будущего специалиста налоговой службы студенты отнесли профессиональную честь и достоинство, исполнительность, практическую подготовленность по специальности, педагогические способности и стремление к профессиональному совершенствованию. Эти же качества имеют четко выраженную положительную динамику. В тоже время, отрицательную динамику, особенно после проведения преддипломной практики на стадии включения в профессиональную деятельность, имеют такие качества, как теоретическая подготовка по специальности и выполнение требований к деятельности специалистов-гуманитариев, юристов и экономистов. Отметим, что оценки преподавателей и студентов- выпускников по большинству качеств имеют близкие значения, что свидетельствует о достаточно высоком уровне профессиональной подготовки последних в вузе. Таблица 1. Результаты оценки студентами и преподавателями значимости профессионально-важных качеств личности специалиста по блоку общепрофессиональных качеств
Оценка студентами и преподавателями Московского налогового института важности для специалиста деловых качеств представлена в таблице 2. Таблица 2 Результаты оценки студентами и преподавателями значимости профессионально-важных качеств личности специалиста по блоку деловых качеств
К наиболее ценным для них деловым качествам студенты относят профессиональную компетентность, самостоятельность, организаторские способности, требовательность и личную организованность, которые также имеют положительную динамику в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Оценки преподавателей показывают, что студенты недостаточно ответственно относятся к таким качествам, как творческие способности, трудолюбие и исполнительность, переоценивают важность ораторского искусства и стремления к лидерству. Требование существенного изменения роли студента в образовательном процессе предполагает модификацию форм и заданий для самостоятельной внеаудиторной работы. Если для выполнения заданий для самостоятельной работы обучающегося достаточно материала из учебника, или учебного пособия, то студент будет только этим и ограничиваться. Следовательно, некоторые задания должны стимулировать индивидуальный поиск материалов и работы студентов в малых творческих группах с использованием не только основной и дополнительной литературы, а в основе подготовленной специально для них. Необходимо, чтобы задания были разнообразными. При этом должное внимание следует уделять таким из них, которые носят творческий характер. Реализация компетентностного подхода означает повышение ответственности и напряженности в работе как преподавателей, так и студентов. В виде примера можно привести рекомендации по применению и внедрению компетентностного подхода в области преподавания специальных дисциплин: 1. Введение в перечень самостоятельных работ групповых исследований лабораторные работы с проведением экспериментов и моделирования. 2. Введение в материал методических рекомендаций по выполнению курсовых работ требований к наличию и качеству практической части. 3. Составление предложений по разработке проблемных ситуаций, ситуационных задач. 4. Разработка новых методик проведения самостоятельных работ с учетом компетентностного подхода (общих и профессиональных компетенций). Реализация стандартов третьего поколения требует совершенствования и разработки новых методик преподавания учебных дисциплин педагогами вуза по уровню их проблемности: 1. Преподаватель ставит задачу и сам ее решает при активном участии студентов (лекция). 2. Преподаватель ставит задачу и студенты самостоятельно ее решают (семинар, практическая работа). 3. Студент определяет проблему и преподаватель помогает ее решить (семинар, курсовая работа). 4. Студент ставит задачу и сам ее решает (доклад, реферат). Именно при компетентностном подходе к образовательному процессу в вузе при переходе на уровневую систему образования уделяется особое внимание самостоятельной работе студентов и контролю за ней. Я.А. ПОГРЕБНАЯ |
«Интенсификация учебно-воспитательного процесса гимназии на основе... «Элистинская многопрофильная гимназия личностно ориентированного обучения и воспитания» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Совершенствование подходов к методам контроля качества образовательного процесса и образовательного результата в условиях внедрения... | ||
Учебное пособие соответствует Федеральному государственному образовательному... В. В. Грабский – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры фгбоу впо пермская гсха | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории разработана... Жание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных... | ||
Информационная справка об итогах реализации подпроекта «Информатизация... Ия на основе информационных технологий является информатизация образовательного процесса. Под информатизацией образовательного процесса... | Рабочая программа составлена на основании требований государственного... Рабочая программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Педагогика» являются: обеспечение реализации фгос впо по направлению 040100 «Социология» (бакалавриат) и формирование на этой основе... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Педагогика» являются: обеспечение реализации фгос впо по направлению Социальная работа (бакалавриат) и формирование на этой основе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая тема года: «Обновление содержания образовательного процесса Центра детского творчества в условиях введения Федеральных... | «Основные проблемы повышения профессиональной компетентности в условиях... Научно – учебно производственная платформа как база для подготовки высококвалифицированных бакалавров | ||
План внутришкольного контроля по реализации фгос ноо и ООО гбоу сош... Обеспечение доступности качественного гимназического образования на основе введения федеральных государственных образовательных стандартов... | Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными... Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена... Рабочая программа по литературе составлена на основе требований образовательных стандартов второго поколения и программы под ред.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса,... | ||
Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными... Наименование и краткая характеристика библиотечно- информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том... | Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения Е федеральных государственных образовательных стандартов (фгос) второго поколения приоритетом начального общего образования становится... |