В реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения





Скачать 110.85 Kb.
НазваниеВ реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения
Дата публикации03.11.2014
Размер110.85 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
«Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Такое определение компетенции дано в макете Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2008 г.

Новое поколение ФГОС ВПО, в отличие от ГОС ВПО первого и второго поколений, построено на компетентностной основе и ориентировано на результат обучения, а не на его содержание. Содержание обучения по соответствующему направлению должно определяться основной образовательной программой вуза.

Проведенный анализ требований нормативных документов Министерства образования и науки РФ, проектов Федеральных государственных образовательных стандартов ВПО (далее ФГОС ВПО), практики европейских вузов позволил выявить и систематизировать принципы компетентностного подхода при разработке основных образовательных программ (далее ООП) при переходе вузов на уровневую систему образования. Выявленные принципы были разделены на три группы:

1. Принципы формирования ООП:

а) участие работодателей в проведении образовательной политики вуза, его философии;

б) анализ результатов освоения ООП в целом и по разделам в виде компетенций как в области профессиональной, так и социально-личностной деятельности;

в) определение компетенций выпускников по программам подготовки бакалавров, магистров и специалистов с учетом основных функций и видов профессиональной деятельности;

г) выделение в структуре учебного плана модулей, позволяющих формировать у определенные компетенции;

д) формирование у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах профессиональной деятельности.

2. Принципы реализации ООП:

а) внедрение образовательных технологий, форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;

б) широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой в целях формирования и развития профессиональных навыков обучающихся;

в) организация в рамках учебных курсов встреч с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классов экспертов и специалистов;

г) создание в рамках образовательного процесса условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем.

3. Принципы контроля эффективности ООП:

а) обеспечение гарантии эффективной подготовки бакалавров, путем разработки стратегии по повышению качества выпускников, с привлечением представителей работодателей, а также посредством регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями;

б) создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций для обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям образовательной программы (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация); максимальное приближение программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, представленная логика формирования образовательной программы, а также принципы компетентностного подхода определяют методологию реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения.

Смысл компетентностного подхода видится в постановке и реализации задачи организации всего учебного процесса таким образом, чтобы обе стороны образовательного процесса – преподаватель и студент действовали сообща для формирования специалиста, готового и способного принимать решения.

Проведенный опрос работодателей показал, что на первом месте среди требований, которые они предъявляют к выпускникам вузов, стоит ответственность, ответственное отношение к делу и ответственное поведение. При этом ответственное отношение к делу не компетенция, а черта характера, которая вырабатывается не только в результате освоения учебных дисциплин на уровне знаний, навыков и умений, но и многих других важных факторов.

С другой стороны, способность и готовность действовать являются определенными компетенциями, которые должны быть сформированы во время обучения в высшем учебном заведении. Поэтому необходимо существенное изменение механизма взаимодействия преподавателя и студента, требуется максимальная активность студента.

Результаты эксперимента, проведенного в Московском налоговом институте в преддверии перехода на уровневую систему образования (2007-2008 гг.) по оценке студентами и преподавателями значимости профессионально-важных качеств личности специалиста по блоку общепрофессиональных качеств представлены в таблице 1.

К наиболее важным профессиональным качествам личности будущего специалиста налоговой службы студенты отнесли профессиональную честь и достоинство, исполнительность, практическую подготовленность по специальности, педагогические способности и стремление к профессиональному совершенствованию. Эти же качества имеют четко выраженную положительную динамику.

В тоже время, отрицательную динамику, особенно после проведения преддипломной практики на стадии включения в профессиональную деятельность, имеют такие качества, как теоретическая подготовка по специальности и выполнение требований к деятельности специалистов-гуманитариев, юристов и экономистов. Отметим, что оценки преподавателей и студентов-

выпускников по большинству качеств имеют близкие значения, что свидетельствует о достаточно высоком уровне профессиональной подготовки последних в вузе.

Таблица 1. Результаты оценки студентами и преподавателями

значимости профессионально-важных качеств личности

специалиста по блоку общепрофессиональных качеств


Профессионально-важные качества

(блок общепрофес-

сиональных качеств)


Оценка студентами, %

Оценка преподава-

телями вуза, %


Стадия формирования первичных навыков

и умений

Стадия формирования профессиональной компетентности

Стадия включения в профессиональную деятельность

Профессиональная честь и достоинство

73,1

81,3

85,3

80,4

Способность успешно решать профес-сиональные задачи

55,1

39,1

50,1

43,8

Исполнительность

59,6

65,8

71,8

74,2

Требовательность

к себе

47,2

39,0

53,1

54,4

Требовательность

к подчиненным

22,1

31,8

49,6

54,8

Теоретическая

подготовка

по специальности

25,6

48,3

18,8

35,3

Практическая

подготовка

по специальности

63,9

64,4

79,1

75,8

Способности к анализу и прогнозированию своей деятельности

36,2

62,0

63,6

72,1

Педагогические

способности

37,1

46,9

61,0

60,4

Стремление

К профессиональному совершенствованию

24,4

49,4

53,8

57,6

Общая профессиональная культура

25,8

29,5

44,2

50,9


Оценка студентами и преподавателями Московского налогового института важности для специалиста деловых качеств представлена в таблице 2.

Таблица 2 Результаты оценки студентами и преподавателями

значимости профессионально-важных качеств личности

специалиста по блоку деловых качеств



Профессионально-важные качества

(блок деловых

качеств)


Оценка студентами %

Оценка преподава-

телями вуза %


Стадия формирования первичных навыков

и умений

Стадия формирования профессиональной компетентности

Стадия включения в профессиональную деятельность

Профессиональная компетентность

56,3

62,6

72,3

84,6

Требовательность

62,8

65,6

67,3

59,6

Исполнительность

43,7

52,3

54,7

64,1

Оперативность

54,9

35,1

52,0

42,5

Самостоятельность

66,2

72,2

78,3

76,2

Инициативность

33,6

34,2

38,2

38,3

Трудолюбие

45,9

32,7

50,0

61,7

Личная

организованность

43,8

48,8

57,3

57,6

Стремление

к лидерству

25,7

24,4

27,1

15,7

Ораторское

искусство

28,1

34,2

40,6

15,9

Организаторские способности

66,9

72,8

76,0

73,4

Творческие

способности

19,0

27,8

39,0

49,6


К наиболее ценным для них деловым качествам студенты относят профессиональную компетентность, самостоятельность, организаторские способности, требовательность и личную организованность, которые также имеют положительную динамику в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов.

Оценки преподавателей показывают, что студенты недостаточно ответственно относятся к таким качествам, как творческие способности, трудолюбие и исполнительность, переоценивают важность ораторского искусства и стремления к лидерству.

Требование существенного изменения роли студента в образовательном процессе предполагает модификацию форм и заданий для самостоятельной внеаудиторной работы. Если для выполнения заданий для самостоятельной работы обучающегося достаточно материала из учебника, или учебного пособия, то студент будет только этим и ограничиваться. Следовательно, некоторые задания должны стимулировать индивидуальный поиск материалов и работы студентов в малых творческих группах с использованием не только основной и дополнительной литературы, а в основе подготовленной специально для них.

Необходимо, чтобы задания были разнообразными. При этом должное внимание следует уделять таким из них, которые носят творческий характер. Реализация компетентностного подхода означает повышение ответственности и напряженности в работе как преподавателей, так и студентов.

В виде примера можно привести рекомендации по применению и внедрению компетентностного подхода в области преподавания специальных дисциплин:

1. Введение в перечень самостоятельных работ групповых исследований лабораторные работы с проведением экспериментов и моделирования.

2. Введение в материал методических рекомендаций по выполнению курсовых работ требований к наличию и качеству практической части.

3. Составление предложений по разработке проблемных ситуаций, ситуационных задач.

4. Разработка новых методик проведения самостоятельных работ с учетом компетентностного подхода (общих и профессиональных компетенций).

Реализация стандартов третьего поколения требует совершенствования и разработки новых методик преподавания учебных дисциплин педагогами вуза по уровню их проблемности:

1. Преподаватель ставит задачу и сам ее решает при активном участии студентов (лекция).

2. Преподаватель ставит задачу и студенты самостоятельно ее решают (семинар, практическая работа).

3. Студент определяет проблему и преподаватель помогает ее решить (семинар, курсовая работа).

4. Студент ставит задачу и сам ее решает (доклад, реферат).

Именно при компетентностном подходе к образовательному процессу в вузе при переходе на уровневую систему образования уделяется особое внимание самостоятельной работе студентов и контролю за ней.
Я.А. ПОГРЕБНАЯ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения icon«Интенсификация учебно-воспитательного процесса гимназии на основе...
«Элистинская многопрофильная гимназия личностно ориентированного обучения и воспитания»
В реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Совершенствование подходов к методам контроля качества образовательного процесса и образовательного результата в условиях внедрения...
В реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения iconУчебное пособие соответствует Федеральному государственному образовательному...
В. В. Грабский – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры фгбоу впо пермская гсха
В реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории разработана...
Жание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных...
В реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения iconИнформационная справка об итогах реализации подпроекта «Информатизация...
Ия на основе информационных технологий является информатизация образовательного процесса. Под информатизацией образовательного процесса...
В реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения iconРабочая программа составлена на основании требований государственного...
Рабочая программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
В реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Педагогика» являются: обеспечение реализации фгос впо по направлению 040100 «Социология» (бакалавриат) и формирование на этой основе...
В реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Педагогика» являются: обеспечение реализации фгос впо по направлению Социальная работа (бакалавриат) и формирование на этой основе...
В реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема года: «Обновление содержания образовательного процесса Центра детского творчества в условиях введения Федеральных...
В реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения icon«Основные проблемы повышения профессиональной компетентности в условиях...
Научно – учебно производственная платформа как база для подготовки высококвалифицированных бакалавров
В реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения iconПлан внутришкольного контроля по реализации фгос ноо и ООО гбоу сош...
Обеспечение доступности качественного гимназического образования на основе введения федеральных государственных образовательных стандартов...
В реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения iconОбеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными...
Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса,...
В реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Рабочая программа по литературе составлена на основе требований образовательных стандартов второго поколения и программы под ред....
В реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса,...
В реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения iconОбеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными...
Наименование и краткая характеристика библиотечно- информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
В реализации образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения iconОрганизация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения
Е федеральных государственных образовательных стандартов (фгос) второго поколения приоритетом начального общего образования становится...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск