МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Философский факультет
Кафедра социологии
УТВЕРЖДАЮ
Декан философского
факультета ТГУ
_____________ С. С. Аванесов "_____"_____________2011 г. Рабочая программа дисциплины
Педагогика
Направление подготовки
040100 Социология
Профиль подготовки
Общий
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Форма обучения
Очная
Томск 2011
1 Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Педагогика» являются: обеспечение реализации ФГОС ВПО по направлению 040100 «Социология» (бакалавриат) и формирование на этой основе у студентов общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями стандарта третьего поколения по данному направлению подготовки.
В рамках освоения курса будут решаться следующие задачи:
– обеспечение современных установок на образование, на производство знаний как одного из самых актуальных направлений социального развития;
– становление образовательной деятельности, позиции человека, позиции субъекта влияния на собственное образование. 2 Место дисциплины в структуре магистерской программы
Изучение данной дисциплины предусматривается учебным планом на первом курсе и связана она с этапом формирования у студента профессиональных ориентаций и концептуальных представлений о профессиональной деятельности.
К этому времени, благодаря распределению дисциплин в учебном плане, у студента формируется большинство общекультурных компетенций, связанных с грамотным построением речи, аргументированным отстаиванием собственной точки зрения и умением реагировать на критику в свой адрес (культура речи), он готов к работе в разных формах соорганизации с другими студентами, к работе на общий результат, обладает навыками контроля и оценки эффективности собственной деятельности и деятельности других, приобретенных в рамках курса социология и курса коммуникативная компетентность менеджера. Также он владеет способами постановки цели, умеет рефлексировать собственный опыт и анализировать опыт других людей (психология). Кроме того, он владеет способами и средствами работы с информацией в т.ч. и в глобальных компьютерных сетях, имеет навыки работы с компьютером (основы информационной культуры и ИТ – практикум). Все эти общекультурные умения и навыки необходимы студентам для изучения курса «Педагогика» и выполнения практических и самостоятельных работ в рамках курса.
Также курс «Педагогика», как и большинство курсов первого семестра, связан с обеспечением перехода от формирования у студентов общекультурных компетенций – к профессиональным, и в процессе его освоения в соответствии с задачами курса будет делаться упор на формирование у них компетенций, связанных с самообразованием, обучением и развитием персонала.
Поэтому данный курс создает условия для последующего успешного освоения студентами разных курсов, особенно, таких как социальная педагогика и социальная психология. Кроме того, в рамках программы курса «Педагогика» идет продолжение освоения таких видов профессиональной деятельности как социальная и психологическая, проектная и исследовательская.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Педагогика»
Обучающейся по итогам освоения дисциплины овладеет следующими общекультурными компетенциями:
– умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2), а именно обобщать разные представления о качестве современного образования, формулировать тезисы о собственном понимании качества современного образования;
– осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
– способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12), в части моделирования педагогической деятельности и особенности организации совместной деятельности взрослых.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: перспективы, направления и тенденции развития современного образования; понимать контекст современного образования; особенности современной ситуации в образовании, проблемы современного образования и способы их разрешения, использующиеся в рамках инновационных образовательных практик; модели организации педагогической деятельности и особенности организации совместной деятельности взрослых и детей, обусловленные их использованием.
Уметь: исследовать и анализировать собственный образовательный опыт и использовать собственный опыт и опыт других, а также теоретические знания по педагогике в качестве материала для обобщения; исследовать и анализировать тексты (кейсов, отрывки текстов инновационных образовательных практик и др.), идентифицировать образовательные ситуации, создаваемые в рамках инновационных образовательных практик, выявлять и обобщать приемы и способы организации совместной деятельности детей и взрослых, использующиеся в инновационных образовательных практиках; делать сравнительный анализ и оценку эффективности разных педагогических практик; выделять педагогические проблемы и разрабатывать способы их решения.
Владеть: способом реконструкции образовательного опыта (создание текстов образовательных ситуаций), способом сравнительного анализа, способом разработки учебных проектов.
4. Структура и содержание дисциплины «Педагогика»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из них 36 аудиторных, зачет.
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лек-ция
| Семи-нар
| СРС
| 1
| Введение: Субъекты влияния на современное образование и тенденции его развития
| 1
| 1
| 2
| 0
| 0
| Оценивание в соответствии с рейтинговой системой текста аналитического обобщения результатов исследования по идентификации субъектов влияния и контекстов современного образования
| 2
| Самостоятельная работа: Идентификация субъектов влияния и контекстов современного образования
| 1
| 2
| 0
| 0
| 2
| 3
| Подготовка к написанию эссе. Оценка качества современного образования (знакомство со стандартами 2-го поколения (общее образование), 3-го поколения (высшее образование), исследование кейсов, ситуаций инновационных образовательных практик и собственного образовательного опыта и выделение оснований оценки качества)
| 1
| 3
| 0
| 0
| 2
| Оценивание в соответствии с рейтинговой системой
текста эссе «Мое понимание современного образования» как обобщения результатов исследования
Оценивание работы студентов на семинаре в соответствии с рейтинговой системой
| 4
| Обсуждение и анализ педагогической практики В. Ф. Шаталова.
| 1
| 4
| 0
| 2
| 2
| 5
| Обсуждение и анализ педагогической практики С. Ю. Курганова.
| 1
| 5
| 0
| 2
| 2
| Оценивание работы студентов на семинаре в соответствии с рейтинговой системой
| 6
| Обсуждение и анализ педагогической практики Ш. А. Амонашвили.
| 1
| 6
| 0
| 2
| 2
| Оценивание работы студентов на семинаре в соответствии с рейтинговой системой
| 7
| Мастер-класс: Особенности средовых педагогик
| 1
| 6
| 2
| 0
| 0
| Оценивание в соответствии с рейтинговой системой текста аналитического обобщения результатов исследования по идентификации субъектов влияния и контекстов современного образования
Оценивание в соответствии с рейтинговой системой текста эссе «Мое понимание современного образования» как обобщения результатов исследования
| 8
| Обсуждение и анализ педагогической практики М. Монтессори.
| 1
| 7
| 0
| 2
| 2
| 9
| Обсуждение и анализ педагогической практики А. С. Макаренко.
| 1
| 7
| 0
| 2
| 2
| 10
| Обсуждение и анализ педагогической практики В.А. Сухомлинского
| 1
| 8
| 0
| 2
| 2
| Оценивание работы студентов на семинаре в соответствии с рейтинговой системой
| 11
| Семинар-обобщение: Особенности инновационных педагогических практик (самостоятельная работа):
- проблемы образования, решаемые в инновационных педагогических практиках;
-приемы и способы, используемые в рамках практик для их решения;
-образовательные ситуации, характерные для разных педагогических практик;
- позиция педагога;
-особенности организации совместной деятельности педагога и детей;
- результаты и эффекты образования.
| 1
| 8,9
| 0
| 2
| 4
| Оценивание работы студентов на занятии в соответствии с картами оценивания эффективности групповой работы и рейтинговой системой
| 12
| Самостоятельная работа: Сравнительный анализ 3-х инновационных педагогических практик
| 1
| 9,10
| 0
| 2
| 2
| Оценивание в соответствии с рейтинговой системой текста сравнительного анализа 3-х инновационных педагогических практик (по выбору студента)
Оценивание работы студентов на занятии в соответствии с картами оценивания эффективности групповой работы и рейтинговой системой
| 13
| Реконструкция собственного образовательного опыта с помощью теста выбора образовательных действий и их группировки в модели организации педагогической деятельности.
| 1
| 10
| 0
| 2
| 2
| 14
| Традиционная педагогическая практика, ее характерные особенности и проблемы.
| 1
| 10
| 2
| 0
| 0
| 15
| Модели педагогической деятельности и особенности организации совместной деятельности педагога и детей
| 1
| 11
| 2
| 0
| 0
| 16
| Практическая работа: Идентификация моделей педагогической деятельности (видеоуроки и протоколы уроков).
| 1
| 11-12
| 0
| 0
| 2
| Оценивание работы студентов на занятии в соответствии с картами оценивания эффективности групповой работы и оценивание индивидуальной работы в соответствии с рейтинговой системой
Оценивание работы студентов на семинаре в соответствии с рейтинговой системой
| 17
| Семинар. Сбор и оформление проблемного поля: актуальные проблемы педагогической деятельности. Выбор проблемы для педагогического проекта.
| 1
| 12
| 0
| 2
| 2
| 18
| Разработка педагогического проекта
| 1
| 13
| 0
| 2
| 2
| 19
| Представление и экспертная оценка педагогических проектов
| 1
| 14
15
| 2
| 0
| 0
| 20
| Представление и обсуждение экзаменационных вопросов и заданий, возможных форм сдачи экзамена, ответы на вопросы студентов
| 1
| 16
| 0
| 2
| 2
| 21
| Устная и письменная рефлексия организации работы в курсе и ее результатов
| 1
| 17-18
| 0
| 2
| 4
|
| Итого
| 1
|
| 10
| 26
| 36
| зачет в 1 семестре
|
|