Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы





Скачать 135.23 Kb.
НазваниеПубличная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы
Дата публикации04.11.2014
Размер135.23 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Информатика > Отчет
Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы.

Важнейшим условием адресности и целесообразности (полезности) публичной отчетности является обеспечение следующих требований, закрепленных в стандартах публичной отчетности:

  • доступность изложения – соответствие характера предоставления информации (язык, стиль, оформление и др.) возможностям восприятия потребителями образовательных услуг;

  • предоставление достоверной, сбалансированной и полной информации;

  • интерпретация данных (информации) с точки зрения интересов целевых групп;

  • обоснованность (доказательность) выводов и заключений;

  • качество оформления;

  • удобство ознакомления;

  • эффективность каналов распространения.

На сегодняшний день наиболее сложной для образовательных учреждений является обеспечение требования «доступности изложения».

Можно сформулировать ряд рекомендаций, выполнение которых будет способствовать повышению доступности публичной отчетности для общественности:

  • выделение специального времени для редактирования текста, привлечение к этой работе родителей, не работающих в сфере образования, имеющих необходимые навыки (профессиональные редакторы, журналисты),

  • представление и обсуждение завершённого, но не опубликованного варианта доклада внешним читателям – членам Совета образовательного учреждения, наиболее заинтересованным родителям и членам местного сообщества;

  • организация обратной связи с родителями и общественностью после публикации доклада на предмет выяснения, насколько ясно и доступно представлена информация в докладе;

  • включение в текст публичного доклад тезауруса, в котором будут даны разъяснения специальных терминов, сокращений и статистических индикаторов.

При подготовке отчетности необходимо избегать предвзятости в отборе и представлении информации, стремиться представить сбалансированную картину результативности деятельности учреждения.

Публичная отчетность должна отражать как положительные, так и отрицательные результаты, будучи свободным от намеренных искажений, а также переоценки или недооценки результативности учреждения.

По возможности в тексте надо избегать перечислений большого объема цифровых данных. На основе таким образом представленной информации, читателю трудно сделать необходимые выводы. Важны не значения показателей сами по себе, а те тенденции, которые отражает их динамика, или сопоставление. Целесообразно перевести числовые данные в графическую форму или разместить в приложении.

Текст публичного доклада не должен быть построен как набор голословных утверждений. Любые тезисы и выводы относительно качества образования или эффективности управления должны подтверждаться достоверными данными.

Для обеспечения доступности представляемых выводов для целевой аудитории необходимо использовать средства наглядности: графики, диаграммы, схемы, рисунки.

Ориентации содержания публичной отчетности на интересы целевой аудитории будет способствовать включение в содержание доклада мнений потребителей образовательных услуг (родителей, учащихся), об общих и конкретных аспектах деятельности образовательного учреждения (например, в какой степени учреждение вовлекает родителей в процесс обучения и развития их детей; мнение учеников, в какой степени они чувствуют себя в безопасности и защищены от насилия со стороны сверстников).

Для привлечения внимания к тексту публичного доклада и улучшения его восприятия используются специальные средства оформления текста публичного доклада:

  • заголовки и подзаголовки;

  • колонтитулы;

  • врезки; "плашки" (фрагменты текста или краткие самостоятельные тексты, располагаемые на фоне или в рамке внутри основного текста);

  • различные размеры шрифта, выделения шрифта.

Привлекательность публичного доклада также можно повысить за счёт использования различных визуальных объектов (картинок, фотографий, графических схем и т.п.) и единого стиля дизайна документа – оформление титульной страницы, выбор единого графического решения для колонтитулов и заголовков, использование определённой цветовой гаммы и т.п. Дополнительные возможности улучшения восприятия текста возникают на стадии верстки издания. При возможности целесообразно заказать в издательстве несколько возможных вариантов верстки и сделать выбор после их сравнительного анализа.

Тексты большего объема, как показывают исследования, снижают интерес родителей и общественности. Объем печатного издания не должен превышать 30 стандартных печатных страниц, включая приложения и иллюстрации, а рекомендуемый объем текстовой части 10-15 страниц. При этом встречается и другая крайность, когда число страниц в докладе сильно ограничено (от 1 до 6 страниц). Текст такого объема объективно не может отразить всю значимую для потребителей информацию об образовательном учреждении.

При размещении публичной отчетности в сети Интернет для удобства пользователей целесообразно:

  • использовать при создании и размещении материалов только общедоступные программы, такие как Microsoft Word, Adobe Reader и стандартные программы-архиваторы – .rar, .zip;

  • использовать в текстах гиперссылки, которые помогут осуществлять навигацию внутри доклада и будут полезны для отсылки к другим ресурсам и документам образовательного учреждения, которые нет возможности включать в сам доклад;

  • обеспечить беспрепятственный постоянный бесплатный доступ к нему (включая возможность скачивания файла).

Можно рекомендовать следующие эффективные каналы распространения публичной отчетности:

  • Проведение родительских собраний, встреч с учащимися и заинтересованными группами. Во время этих мероприятий может быть произведена презентация основных результатов деятельности образовательного учреждения.

  • Издание публичного доклада. Тираж издания зависит от возможностей образовательного учреждения. Но оптимально обеспечить одним экземпляром каждый класс и несколько экземпляров подготовить для библиотеки и социальных партнёров образовательного учреждения.

  • Рассылка текста публичного доклада по электронной почте.

  • Размещение наиболее важных сведений в средствах массовой информации.

  • Размещение информации, документов, текста публичного доклада на сайте образовательного учреждения.

Для предоставления публичной отчетности образовательных учреждений целесообразно использовать муниципальные Интернет-ресурсы.

Обеспечение рассмотренных требований стандартов публичной отчетности обеспечивается в значительной степени за счет вовлечения целевых групп отчетности (заинтересованных сторон) в ее подготовку и представление.

Систематический подход к вовлечению заинтересованных сторон предполагает многообразие способов вовлечения, адекватных интересам и возможностям различных целевых групп.

Основными формами такого вовлечения являются:

  • изучение информационных потребностей целевых групп (родителей и местного сообщества);

  • привлечение представителей заинтересованных сторон (члены совета, родительского комитета и др.) к согласованию структуры и содержания отчетности, редактированию, оформлению;

  • организация обратной связи.

С целью изучения информационных потребностей целесообразно организовывать опросы с использованием анкет. Подготовленные анкеты должны содержать перечень показателей деятельности образовательного учреждения, степень важности которых предлагается оценить участникам опроса. Подобные анкеты могут быть размещены и заполняться на сайте образовательного учреждения.

При наличии в учреждении активного и ответственного органа государственно-общественного управления (совет, управляющий совет) целесообразно, чтобы именно он сыграл ведущую роль в организации подготовки и распространения публичного доклада учреждения.

Реализация данной роли возможна через следующую последовательность действий:

  • совет принимает решение о подготовке доклада, которое оформляется приказом руководителя учреждения;

  • совет обсуждает и согласовывает структуру (макет) публичного доклада, делегирует своих представителей в группу по подготовке доклада или сам создает рабочую группу по подготовке доклада;

  • совет обсуждает и согласовывает проект доклада;

  • совет утверждает окончательную версию доклада, участвует в принятии решений о формах презентации (распространения) доклада;

  • совет участвует в презентации (распространении) доклада (организует мероприятия для родительской общественности и местного сообщества);

  • совет инициирует организацию обратной связи в ходе и после презентации (распространения) доклада, организует на своем заседании обсуждение полученной информации (результаты опросов и т.п.) с целью учета при принятии управленческих решений.



Организация обратной связи

Получение обратной связи от представителей целевой аудитории следует организовывать на всех основных этапах его подготовки: разработка макета (структура и основное вопросы) доклада; подготовка проекта текста; подготовка окончательной версии текста; дизайн-макета доклада.

Формы согласования могут быть различными: публичные обсуждения, опросы (в том числе на сайте), интервью, фокус-группы и т.д.

Особенно важно выяснить мнение целевой группы после публикации доклада для того, чтобы понять, насколько содержание, язык и оформлдение соответствуют ожиданиям и потребностям целевой аудитории.

Для этого вместе с электронной или бумажной версией текста доклада необходимо предложить анкету для добровольного заполнения, которая позволит выяснить мнение родителей (а также учащихся, членов Совета образовательного учреждения и представителей местного сообщества) о результатах работы образовательного учреждения в текущем учебном году на основе опубликованных данных.

Кроме вопросов в анкете необходимо предусмотреть раздел, в котором можно было бы высказать предложения, замечания и комментарии относительно представленного доклада.

На сайте учреждения целесообразно создать постоянно действующий сервис, обеспечивающий возможность выражения мнений и предложений целевой аудитории относительно качества и доступности публичной отчетности.

Мнения и предложения, выявленные с использованием данного механизма, могут выступить основой для принятия конкретных управленческих решений, для корректировки программы развития, образовательной программы, для изменений в подходе к взаимодействию с общественностью, в т.ч. к предоставлению публичной отчетности.

Рекомендации по использованию стандартов публичной отчетности в системе управления и оценки качества.

Публичная отчетность образовательного учреждения является необходимым элементом системы управления, ориентированного на результат.

В содержание публичной отчетности, прежде всего в публичный доклад, включаются результаты комплексного самоанализа и оценки деятельности учреждения за год.

Проведение самоанализа имеет своей основной целью выявление прогресса образовательного учреждения в достижении заявленных целей, определение существующих на этом пути проблем и обоснование путей их решения.

Самоанализ решает такие задачи как:

  • выявление объективных тенденций развития образовательной системы учреждения;

  • определение успешности образовательного учреждения в достижении поставленных целей;

  • выявление областей деятельности образовательного учреждения, нуждающихся в улучшении;

  • оценка эффективности проводимой политики (принимаемых решений, внедряемых инноваций);

  • определение перспективных задач развития.

Сочетание в структуре публичного доклада, принципах и механизмах его подготовки - ответственной самооценки и внешней оценки, фиксирующих возможные недостатки, «точки роста», перспективы развития позволяет рассматривать публичный доклад как инструмент управления качеством образования.

Периодичность подготовки докладов позволяет осуществлять постоянный самоанализ функционирования и развития образовательного учреждения, отслеживать результативность реализации управленческих решений. Не текст доклада, а именно процессы его подготовки и последующей работы с опубликованным документом выступают в этой ситуации управленческим инструментом.

С этих позиций публичный доклад может рассматриваться как один из базовых документов управления развитием образовательного учреждения, к которым также относятся Программа развития и Образовательная программа. Между всеми этими документами существует тесная связь, которую важно удерживать при подготовке доклада.

В Программе развития определены цели, задачи, ожидаемые результаты развития. В Докладе они представляются широкой общественности, рассматриваются успехи образовательного учреждения в их достижении.

Образовательная программа раскрывает принципы организации, содержание, формы и технологии образовательного процесса, в совокупности задающие образовательную траекторию учащихся и модель выпускника. В Докладе, с одной стороны, представляется характеристика образовательной программы, а, с другой стороны, анализируется эффективность ее реализации, соответствие реальных результатов проектируемым.

Важнейшим условием эффективного использования стандартов публичной отчетности в системе управления и оценки качества образования является обеспечение следующих требований, закрепленных в стандартах публичной отчетности:

  • требования к сбору и обработке информации,

  • требования к проведению анализа информации

Информационная база публичного доклада образовательного учреждения формируется главным образом на основе внутренней информации, собираемой авторами доклада.

Основными источниками информации выступают:

  • формы статистической отчетности образовательного учреждения,

  • ведомственная отчетность,

  • документация образовательного учреждения (образовательная программа, учебный план, штатное расписание и др.),

  • материалы оценки и мониторинга качества образования,

  • результаты специальных исследований.

Следует отметить, что, если в публичных докладах муниципального и регионального уровней основой информационной базы выступает статистика (как по образованию, так и по иным сферам социально-экономической жизни общества), то для уровня образовательных учреждений больше характерна опора на внутреннюю информацию. Использование данных государственной и ведомственной статистики на уровне образовательного учреждения в значительной мере ограничивается анализом и представлением данных отражающих состояние материально-технической базы и финансирование, стандартными количественными характеристиками контингента и преподавательского состава и отчасти данными о качестве образования, в основном связанными с результатами ЕГЭ.

Данные, необходимые для проведения сравнительного анализа, содержатся, как правило, в справочниках и сборниках, публикуемых муниципальными и региональными органами управления образования, иногда представлены в базах данных на сайтах данных органов. Некоторые данные необходимо запрашивать у органов внутренних дел, здравоохранения и т.д.

Анализ практики подготовки докладов показывает, что в докладах учреждений, часто, используется очень ограниченный набор статистических данных: данные, отражающих качество обучения, состояние материально-технической базы и финансирование.

Информация по многим значимым для родителей вопросам (воспитание, обеспечение психологического комфорта, формирование социальной компетентности и др.) редко включается в содержание доклада, поскольку не представлена в существующих формах статистической отчетности и учреждения затрудняются с ее подбором.

Решение данной проблемы предполагает развитие культуры самоанализа образовательного учреждения, формировании системы мониторинга и оценки качества образования в учреждении.

Ценность мониторинговых обследований, в данном случае заключается в первую очередь в чувствительности к вновь возникающим информационным потребностям, то есть они дают реальную возможность заполнения тех пробелов, которые остаются в рамках государственного статистического наблюдения и ведомственного сбора данных.

Сегодня значительная часть содержания публичных докладов учреждений строиться на данных, которые образовательные учреждения собирают с использованием адаптированных или самостоятельно разработанных инструментов (тесты, анкеты, опросы и др.). Надежность используемых инструментов и процедур сбора информации очень часто вызывает серьезную критику. К использованию данных самостоятельно проведенных педагогических и психологических исследований следует относиться с большой ответственностью и осторожностью.

Использование в докладе персональных данных участников образовательного процесса – обучающихся (законных представителей), работников учреждений осуществляется с соблюдением конституционных гарантий прав граждан в области информации, неприкосновенности тайны личной и семейной жизни, требований Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

В публичном докладе рассматривается не исходная информация (данные как таковые), а индикаторы – аналитические расчетные показатели, содержательно характеризующие состояние и тенденции развития.

Использование индикаторов обеспечивает приведение данных к виду, позволяющему использовать их в качестве основы для построения выводов и принятия решений.

Расчеты индикаторов должны вестись с использованием официально рекомендованных методик и обеспечивать сопоставимость при сравнении с данными других учреждений.

Учредитель должен обеспечить единый подход к сбору и расчету аналитических показателей, обеспечивающих возможность корректного анализа динамики каждого показателя.

Можно рекомендовать следующий алгоритм проведения анализа различных аспектов деятельности учреждения:

  • Каковы приоритеты (задачи) образовательного учреждения в данной области?

  • Какие сильные стороны (достижения) в данной области?

  • Почему вы пришли к такому выводу? (т.е. какие свидетельства, данные, факты вы можете привести в качестве доказательства?)

  • Каковы проблемы образовательного учреждения в данной области? Что нуждается в улучшении?

  • Почему вы пришли к такому выводу? (т.е. какие свидетельства, данные, факты вы можете привести в качестве доказательства?)

  • Какие действия будут предприниматься для улучшения данной стороны жизни образовательного учреждения?

Качественный анализ состояния и результатов развития образовательного учреждения может быть осуществлен преимущественно на основе сравнений:

  • с состоянием и результатами образовательного учреждения в предшествующий период,

  • с результатами других образовательных учреждений, находящихся в сходных условиях,

  • со средними показателями для муниципальных, региональных систем образования.

Представление данных в динамике по годам (сравнение учреждения с самим собой) позволит увидеть, является ли зафиксированный факт тенденцией или это пока только отдельный случай. Также динамические данные ясно показывают, удаётся ли образовательному учреждению обеспечить прогресс в решении конкретных задач.

Сравнение с другими образовательными учреждениями (например, расположенными в одном районе с ООУ или ДОУ) и средними значениями по муниципалитету, региону (сравнение с другими) позволяют увидеть, как образовательное учреждение выглядит на «общем» фоне, что имеет большое значение для принятия управленческих решений, так и для потребителей образовательных услуг.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы iconПубличный доклад
Публичный доклад – формат публичной отчетности общеобразовательного учреждения, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование...
Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы iconП. Аджером, 2013 год Целью настоящего доклада является информирование...
Целью настоящего доклада является информирование общественности, прежде всего родительской, об основных результатах и проблемах функционирования...
Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьевская...
Целью настоящего доклада является информирование общественности, прежде всего родительской об образовательной деятельности школы,...
Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы iconДоклад за 2012 год директора мбоу «Нижнепыхтинская средняя общеобразовательная школа»
Целью настоящего доклада является информирование общественности, прежде всего родительской об образовательной деятельности школы,...
Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы iconДоклад подготовлен муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением...
Редство обеспечения информационной открытости и прозрачности общеобразовательного учреждения, форма широкого информирования общественности,...
Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы iconПубличный доклад директора мбоу устьевская основная общеобразовательная...
Целью настоящего доклада является информирование общественности, прежде всего родительской об образовательной деятельности школы,...
Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Публичный отчет директора мбоу «Шильдинская сош» за 2011-2012 учебный год имеет целью широкое информирование общественности, прежде...
Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью публичного доклада является информирование родителей, общественности о деятельности дошкольного образовательного учреждения,...
Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы iconГ. Никольска Пензенской области Мальковой Елены Николаевны
Целью настоящего доклада является информирование общественности, прежде всего родительской, об образовательной деятельности школы,...
Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель настоящего доклада: представить широкому кругу общественности, прежде всего педагогам и родителями, социальным партнерам информацию...
Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы iconПубличный отчет о работе муниципального общеобразовательного учреждения...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Щербинки – важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности школы,...
Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы iconДоклад о работе в 2011-2012 учебном году Государственного бюджетного...
Цель публикации доклада гимназии информирование родителей, обучающихся, учредителя, социальных партнеров об образовательной деятельности...
Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы iconДоклад департамента молодежной политики Краснодарского края о результатах...
О создании системы управления по целям и результатам деятельности в органах исполнительной власти Краснодарского края, Методическими...
Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы iconДоклад о результатах зА 2009 год и основных направлениях деятельности...
Брянской области и о разработке сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности администрации Брянской области...
Публичная отчетность общеобразовательного учреждения – комплексное информирование общественности о результатах деятельности и основных направлениях развития школы iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства...
Республики Коми от 29 июня 2009 года №183 «О докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск