Старкова Е.Е.
КОУ «СКОШ №12», г. Омск
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ОВЗ
Семья – ближайшее и постоянное окружение ребёнка. Именно общественные ценности личности, её духовный стержень формируются в процессе внутрисемейного взаимодействия ребёнка с родителями и другими членами семьи.
Семья, имеющая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребёнка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье.
Многие родители не знают эмоциональных потребностей детей, не обладают навыками эффективного взаимодействия с ребёнком и часто не могут оказать полный комплекс воздействий на ребёнка и помочь им могут только квалифицированные специалисты детского сада.
Проблема современных родителей заключается в низком уровне педагогических знаний, в отстранённости. Помимо педагогических знаний, они должны уметь использовать специальные знания, которые могут использовать дома, при занятиях с детьми, в их воспитании и взаимодействии с ними. Поэтому одной из актуальных задач современного общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, число таких детей растёт. Это требует от педагогической общественности развитие взаимоотношений образовательной системы и семьи. Также это поможет успешно решить ряд воспитательных задач. В идеале воспитательные воздействия дома и в детском саду должны осуществляться в едином ключе.
В нашей школе два года существует одна дошкольная группа, в которой воспитываются дети разного возраста - от 3 до 7 лет. Дети очень сложные, не организованные, большинство не говорящих. До поступления в детский сад все дети воспитывались дома, что негативно сказалось на адаптации, взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Помимо интеллектуальных нарушений у них имеются нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, есть дети с аутизмом, шизофренией, с синдромом Дауна.
Взаимодействие с родителями – особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпения. Сам вопрос взаимодействия специалистов детского сада и семьи это не новшество. Проводимая работа с семьёй не приносит желаемых результатов и поэтому необходим либо новый подход, либо нетрадиционные формы взаимодействия.
Существует множество форм сотрудничества с родителями, но применение данных форм не везде и не всегда эффективно. Поэтому каждое дошкольное учреждение должно вносить свои изменения, новшества в работу с родителями. Нужно построить работу таким образом, чтобы был виден положительный результат.
В своей работе мы используем традиционные формы сотрудничества с родителями, постепенно внося в них изменения, дорабатывая их. Выделим следующие формы работы с семьёй: коллективные, индивидуальные, формы наглядного информационного обеспечения.
Коллективные:
Общее родительское собрание – проводится с целью информирования родителей о задачах, содержании коррекционно-образовательной и воспитательной работы и решение организационных вопросов. Здесь мы используем презентации, для более полного и чёткого понимания родителями рассматриваемых вопросов;
Групповые родительские собрания – проводятся по мере необходимости с целью обсуждения с родителями содержания, форм работы в детском саду и дома. Групповое подразделение происходит по типу нарушения у детей, что положительно влияет на плодотворность работы;
День открытых дверей – проводится для родителей детей, поступающих в детский сад в следующем учебном году. Здесь родители знакомятся с учреждением, с направлениями и условиями работы. Воспитатели проводят экскурсию, рассказывают о достижениях детского сада;
Тематические занятия – планируются по желанию родителей, если они хотят узнать больше о существующих проблемах, способах и средствах их ликвидации. Это могут быть доклады, рефераты, семинары, тренинги, круглые столы. Мы заметили, что наиболее эффективны круглые столы и тренинги, так как все родители включены в процесс работы, они более открыты к общению. При таких видах работы создается располагающая и доброжелательная атмосфера;
Проведение детских праздников и досуга – с целью поддержания благоприятного микроклимата группы и включение в этот вопрос семьи. В нашем детском саду на детских праздниках самая высокая посещаемость родителей и родственников. Родители выступают активными участниками на мероприятиях, что положительно сказывается на поведении детей, их организованности.
Индивидуальные формы работы:
Анкетирование и опросы – проводятся с целью сбора необходимой информации о ребёнке и семье. Если здесь не налажен доброжелательный и располагающий контакт с родителями, они могут дать неверные сведения или вообще отказаться от сообщения необходимой информации. Нужно к каждому родителю подойти с пониманием и объяснить, что данная информация необходима для планирования коррекционно-педагогической и воспитательной работы. Также данный вид работы помогает выявить талант ребёнка, склонность к чему-либо, помогает определить оценки, мнения родителями эффективности работы специалистов детского сада;
Беседы и консультирования – оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания. В нашем детском саду проводится ежедневно;
Приём врача – по запросам родителей.
Формы наглядного информационного обеспечения:
Информационные стенды и тематические выставки - информируют родителей об организации и содержании коррекционно-развивающей работы, пропаганда психолого-педагогических знаний, информирование о графиках работы, режимных моментах;
Выставка детских работ – знакомят родителей с формами и результатами продуктивной деятельности детей. Здесь необходимо привлекать и активизировать интерес родителей к продуктивной деятельности своего ребёнка. Выставка работ проходит ежедневно. Родители оценивают труд своего ребенка и других детей.
Открытые занятия специалистов – благодаря данным мероприятиям создаются условия для объективной оценки родителями успехов своих детей, родители могут обучиться элементам коррекционно-развивающей работы с детьми в домашних условиях.
Для более эффективной работы с родителями мы вносим изменения в формы сотрудничества с родителями, что приводит к положительным результатам. В любой работе с родителями нужно найти «стержень», на котором строится обучение родителей практическим приёмам работы.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимые условия полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где работа детского сада и родителей действует согласованно.
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей – М.: «Творческий центр», 2004.
Митрофанова О. Н. Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи./ Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011.
Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2004.
ЗАЯВКА
на участие в конференции
Ф.И.О. Старкова Елена Евгеньевна__________________________________
Название доклада Особенности взаимодействия специалистов дошкольногоучреждения с семьёй, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья___________________________________________
Название секции Организация эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения_________________________
Место работы КОУ «СКОШ № 12»_________________
Должность воспитатель, дефектолог________________
Учёная степень, учёное звание___нет__________________
Адрес (домашний) г. Омск, ул. Дианова 18/1, кв.87_____
Телефон (раб.)___42-25-50_______________________________
Телефон (дом.) 89057987022______________________
Е-mail starkova_lenus@mail.ru
Платёжным поручением № 2549
от 01.02.2013 г. перечислено 150 руб. |