Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/17
Дата публикации01.11.2013
Размер2.16 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Военное дело > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………...…….3

  1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников ДОУ………………………………………4

  2. Содержание образовательного процесса………………………..13

  3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования……………….14

  4. Особенности осуществления образовательного процесса………15

  5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы………………………………………………………………………..19

ЧАСТЬ I (обязательная)……………………………...………………………..21

1.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ…………………………21

1.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей………………………………………………………40

1.2.1. Образовательная область «Физическая культура»………………..40

1.2.2. Образовательная область «Здоровье»…………………………….42

1.2.3. Образовательная область «Социализация» …………………..…45

1.2.4. Образовательная область «Труд»………………………………..49

1.2.5. Образовательная область «Безопасность»………………..……...51

1.2.6. Образовательная область «Познание»………………………..….54

1.2.7. Образовательная область «Коммуникация»…………..………...58

1.2.8.Образовательная область «Чтение художественной литературы»..61

1.2.9.Образовательная область «Художественное творчество»……….63

1.2.10.Образовательная область «Музыка»………………………...........66

1.2.11. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей в возрастных группах…………..…………..66

1.2.12.Комплексно тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса……………………………………………..…66

1.3. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной Программы …………………………………………..69

1.4. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы……………………………………..………………….103

ЧАСТЬ II.(формируемая участниками образовательного процесса)….110

2.1.Региональный компонент………………………………………………….110

2.2. Целевые программы ДОУ……………………………..…………………..111

2.3. Коррекционная работа в ДОУ…………………………………………….113

2.4.Дополнительная образовательная деятельность… …………………………….119

2.5.Условия реализации образовательного процесса ДОУ……………………...….122

2.5.1.Управление реализацией программы………………………………………….122

2.5.2.Создание и обновление предметно-развивающей среды……….……………..124

2.5.3Формы сотрудничества с семьей…………………………………….…..126

2.5.4.Преемственность в работе ДОУ и школы…………………………...….128

2.5.5.Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями…………………...….131

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...…134

Пояснительная записка

Данный документ разработан педагогическим коллективом (У.Н.Масленникова, Е.С.Мухаммадиева, Л.В.Масленникова, М.А.Неверовская, М.В.Шевелева, З.А.Белобровина, Г.А.Хафизова) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №17 «Малютка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В ходе проектирования учитывались рекомендации Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, образовательные потребности и запросы воспитанников.

Общеобразовательная программа МБДОУ Детский сад №17 «Малютка» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Данная образовательная программа разработана на основании требований действующих основных нормативных документов:

- «Закона об образовании РФ» (принят 10.07.19992г.№ 3266-1 в ред. От 27.12.2009 № 374-ФЗ);

- «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666);

- «Санитарно- эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.2660-10

- «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 г. № 655)


1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников ДОУ.

Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.

Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого.

Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Детям доступны и простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия.

Развиваются память и внимание. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами, ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Развивается предвосхищение.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги; из природного материала.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно- ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Внимание дошкольников становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в ДОУ.
Группы здоровья воспитанников

Группа здоровья

Количество детей

% от общего количества детей

I

77

31

II

138

56

III

31

13

Отклонения здоровья воспитанников (% от общего количества детей)

Отклонения здоровья воспитанников

Количество детей

% от общего количества детей

Часто болеющие дети

5

1,8

Заболевания органов зрения

3

1,3

Заболевания органов опорно-двигательного аппарата

29

12

Заболевания сердечно-сосудистой системы

(малая аномалия развития сердца)

38

15,4

Аллергодерматозы

11

4,5

Всего

86

35


Типы нервной системы, темперамента воспитанников

Тип темперамента

Количество детей

% от общего количества детей

Характеристика

сангвиник

158

64,2

обладает сильной подвижной, уравновешенной нервной системой. Поведение сангвиника отличается живостью, жизнерадостностью. Это активные, общительные дети с живой мимикой, бодрым, постоянным настроением. Их особенностью является легкая приспособляемость к новым условиям.

холерик

28

11,4

имеет сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. У детей этого типа выразительная мимика, порывистые жесты, быстрая громкая речь, бурные реакции на любое неудобство, запрет. Ребенок этого типа склонен к частой перемене настроения. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия.

флегматик

33

13,4

Имеют сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. Все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Эти дети - "тихони". Малая подвижность нервных процессов сказывается на темпе речи, во всех реакциях на окружающее, на деятельности.

меланхолик

27

11,0

Дети со слабой нервной системой, отличаются повышенной ранимостью и чувствительностью. Все реакции меланхолика сглажены, его не видно и не слышно. Он не включается в разговор, не будет демонстрировать свои умения, он малоактивен, предпочитает спокойную Чувства глубокие, сильные, но без внешнего выражения.


Качественные характеристики педагогических кадров



Критерии оценки качества

количество

%

1

МБДОУ укомплектован кадрами

25

96

2

Образовательный ценз

Высшее образование

  • специальное (дошкольное)

  • другое педагогическое

  • другое

Среднее специальное

  • специальное (дошкольное)

  • специальное педагогическое

  • другое


6

2

2

2

19

13

1

5


24

8

8

8

76

52

4

20

3

Квалификация

  • высшая категория

  • первая категория

  • вторая категория

  • без категории


1

5

15

4


4

20

60

16

4

Повышение квалификации (прохождение курсовой подготовки за последние 5 лет)

17

68



Социальный паспорт МБДОУ Детский сад № 17 «Малютка»



п/п

Критерии

На 01.09.2011

Кол-во

%

1.

Всего детей:

246

100

Из них: сирот

1

0,4

инвалидов

-

-

2.

Всего семей:

246

100

Из них: полных

202

82

неполных

44

18

многодетных

18

7,3

инвалидов (родителей)

3

1,2

беженцев

-

-

группы риска

5

2,0

участники локальных войн

1

0,4

малообеспеченные

23

9,3

3.

Социальный состав: всего родителей

448

100

служащие

81

18,1

рабочие

231

51,6

ИТР

50

11,2

предприниматели

22

4,9

неработающие

64

14,2

4.

Образовательный ценз:







высшее образование

110

24,5

средне-специальное

262

58,5

Среднее (общее)

67

14,9

9 классов

9

2,1

Всего родителей

448

100


2. Содержание образовательного процесса

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, разработанной в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе— развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Содержание образовательного процесса отражает и осуществляемые в ДОУ приоритетные направления: физическое и социально-личностное развитие, которые определяют необходимость реализации целевых программ «Здоровый дошкольник» и «Социально-личностное развитие». Содержание данных программ предполагает определенный перечень мероприятий по созданию системы воспитания и развития ребенка, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, повышение компетентности педагогов по вопросам использования здоровьесберегающих технологий, педагогического мастерства, апробации методов и приемов формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, повышение уровня знаний родителей, вовлечение их в досуговые и оздоровительные мероприятия, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровья и созданию в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
3. Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы

Цель: Разностороннее и целостное развитие ребенка, с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей; обеспечение социальной успешности ребенка; формирование готовности к обучению в школе.

Задачи:

-Охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья детей;

-Обеспечение гармоничного интеллектуального, эстетического и социально-личностного развития ребенка;

-Приобщение к культурным и нравственным ценностям общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосознания, осознание своего места в обществе.

-Развитие готовности к обучению в школе, формирование компетентностей, обеспечивающих благоприятную адаптацию и успешное вхождение в новую социальную ситуацию;

-Создание комфортного и благоприятного психологического климата, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к ребенку;

-Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Потребности воспитанников — возрастают требования к уровню подготовки детей к обучению в школе. Данный факт является показателем потребности в сохранении вида ДОУ.

Ожидания родителей - изучение социального заказа родителей воспитанников ДОУ показало, что главной задачей детского сада большинство родителей (79%) считает укрепление здоровья ребенка и его развитие; 96% родителей желают, чтобы их ребенок при выходе из дошкольного учреждения был полностью готов к обучению в школе; часть родителей (54%) хотели, чтобы в детском саду развивали социально-личностные навыки их ребенка.

Ожидания общеобразовательных школ, расположенных вблизи дошкольного учреждения (СОШ №1, СОШ №9). Отдаленный результат качества подготовки детей к обучению в школе показывает стабильно высокий результат (до 85% детей в дальнейшем обучаются на «хорошо» и «отлично»). Психологи школ и учителя начальных классов указывают на недостаточную сформированность у дошкольников произвольности внимания, умения работать в едином темпе, плохое развитие мелкой моторики и фонематического слуха.

Социальный заказ: В настоящее время особое внимание в обществе уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу возникают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.
4.Особенности образовательного процесса

При организации образовательного процесса нами учитываются принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

5.Специфика культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Особенности


Характеристика региона (муниципалитета)

Выводы и рекомендации

Природно-климатические и экологические

Город Октябрьский, образованный 5 апреля 1946 года, расположен в зоне Приуралья, на правом берегу реки Ик, в 188 км от столицы республики Башкортостан, города Уфы. Ближайшая железнодорожная станция - город Туймазы. Расстояние от Октябрьского до Туймазов 25 км. Город Октябрьский имеет выход на автодорогу федерального значения (М-5) Самара – Уфа - Челябинск.

При планировании образовательного процесса необходимо внести коррективы в физкультурно-оздоровительную работу. Экологические особенности местности позволяют вести углубленную работу экологической направленности.

Национально-культурные и этнокультурные

Формирование города как нефтяного центра определило его дальнейшее развитие и многонациональный состав. В настоящее время в городе проживают представители более 50 национальностей. По численности населения Октябрьский занимает пятое место среди городов Республики Башкортостан, что выражается в цифрах: общая численность — 109,7 тыс. человек, в том числе (по данным последней переписи населения): русские 40,8 %, татары 37,1 %, башкиры 14,0 %, марийцы 8,1 %.

Возможно ведение углубленной работы по мультикультурному воспитанию, включающему в себя ознакомление с традициями и культурой народов, проживающих на территории республики, воспитание толерантности.

Культурно-исторические

Город Октябрьский — крупный индустриальный центр. В структуре промышленного производства на долю предприятий машиностроения приходится 43 %, топливной промышленности — 32 %. Предприятиями города выпускается продукции более 250 наименований, которая успешно конкурирует на российских и зарубежных рынках. Это нефть и газ, нефтепромысловое и автотранспортное оборудование, низковольтная аппаратура, строительные конструкции и материалы, вахтенные и жилые комплексы, автоприборы, обувь, швейные и фарфоровые изделия.

Особое место в промышленном потенциале среди 50 ведущих предприятий города занимают Нефтегазодобывающее управление (НГДУ) ОАО «АНК Башнефть», управление «Башнефтегазпром», ОАО АК «ОЗНА», АО АК «АПРИ», АО ОЗНПО, ООО ПО «Роснефтемаш», ОАО «Блокжилкомплект», ООО «Металл-комплект». Также в городе функционируют ООО НПФ «Пакер», ЗАО НПФ «ГИТАС», ООО НПП «ИНГЕО», ООО ЗПИ «Альтернатива» — Октябрьский завод пластмассовых изделий, ОАО «Октябрьская мебельная фабрика», ООО «Октябрьский завод фарфоровых изделий», ОАО «БЛОКЖИЛКОМПЛЕКТ» и ООО «Октябрьский завод металлоконструкций», ООО «Европласт», ООО «Октябрьский хлеб»

При реализации образовательной области «Социализация» необходимо введение тем, направленных на ознакомление воспитанников с профессиональной деятельностью взрослых.

Демографические

С 2000 года наблюдается естественный прирост населения города. Характерной чертой последних лет является миграционные процессы, процессы переселения граждан из деревень в город.

Возможна реализация программ по работе с детьми, для которых русский язык не родной.

Социальные (потребности населенного пункта региона, муниципалитета)

Социальное партнерство ДОУ:

-Детская школа искусств №2,

-Октябрьский историко-краеведческий музей им. А. П. Шокурова,

-Детско-юношеская спортивная школа №2 по шахматам,

-Детская городская больница городского округа город Октябрьский РБ,

-Пожарная часть городского округа город Октябрьский РБ


Краткий социальный паспорт семьи: 82% полные семьи, 7,3% - многодетные семьи.

Образование родителей: высшее – 24,5%; среднее специальное – 58,5%; среднее – 14,9%; 9 классов – 2,1%.

Социальный статус: предприниматели – 4,9%; служащие – 18,1%; рабочие – 51,6%; ИТР – 11,2%; неработающие – 14,2%.

Количество малообеспеченных семей – 9,3, семей «группы риска» - 2%.

Количество семей, имеющих ПК с выходом в Internet – 74,4%.

Социальное партнерство позволяет обогатить условия для освоения эстетической стороны окружающей действительности.
Условия для охраны и укрепления здоровья детей

Условия для реализации образовательной области «Безопасность» (пожарная безопасность)
Социальный состав семей позволяет определить формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи, возможность использования ИКТ-технологий.


6.Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы дошкольного образования

При разработке общеобразовательной программы мы опирались на деятельностный подход, который обязывает рассматривать обучение и воспитание как сложную деятельность со структурой: цель-средства-действия-результаты. С этих позиций анализировали деятельность воспитателя и воспитанника, выделили виды деятельности. На этом основан главный педагогический закон: воспитывать значит организовать деятельность детей, стимулировать их активность.

Также использовали принципы системного (относительно самостоятельные компоненты рассматривали как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса), личностного (не допускали сведение личности к натуре), диалогического (личность- продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений), культурологического (связь человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством), этнопедагогического (воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи), антропологического (системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса) подходов.

Общеобразовательная программа МБДОУ Детский сад №17 «Малютка»:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале);

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основная форма работы и ведущий вид деятельности детей - игра.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск