Скачать 247.69 Kb.
|
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Кафедра «Иностранные языки - 5» ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Методические указания по написанию реферата для подготовки магистров по направлениям 080100.68 «Экономика», 080500.68 «Менеджмент», 080300.68 «Финансы и кредит» заочная форма обучения Москва 2013 Методические указания составили: доктор филологических наук Л.С.Чикилева доцент И.А.Манвелова (введение) Введение Организация учебного процесса на современном этапе развития образования приводит к сокращению аудиторной нагрузки студентов и увеличению объема часов на самостоятельную работу, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ (рефератов, тестов, контрольных работ и т.д.). В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня – научиться работать самостоятельно. Это значит развить способности и потребности к самостоятельной работе: повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т.д., активному участию в научной работе. Одним из шагов к решению этих задач является умение студента работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные. Вторичные тексты служат для хранения, накопления, переработки и совершенствования первичной информации. Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении. Создавая вторичные тексты, студент приобретает навыки самостоятельной обработки, кодировки и извлечения научной и любой другой информации. К вторичным текстам относятся рефераты, аннотации, эссе, конспекты, обзоры, рецензии. Создание вторичных текстов связано с процессами свертывания и развертывания информации. При свертывании происходит сокращение первичного текста, при этом сохраняется информация, необходимая и достаточная для сообщения основного замысла или важнейших положений источника. Обратный процесс – это развертывание информации. Таким образом, сокращение исходного материала идет двумя путями: по линии отсеивания второстепенного и несущественного и по линии перефразирования главной мысли в краткую форму речевого произведения. Процесс реферирования текста первичного документа (книги, статьи, патента и т.п.) протекает в три этапа. 1-й этап – это чтение исходного текста и его анализ – обычно несколько раз – с целью детального понимания основного содержания текста, осмысления его фактической информации (изучающее чтение). Просмотр графиков и таблиц с целью уточнить понятое. 2-й этап – это операции с текстом первоисточника: текст разбивается на отдельные смысловые фрагменты с целью извлечения основной информации каждого из них; проводится лексико-грамматический анализ тех предложений, которые по предварительным данным содержат важную информацию, но пока недостаточно поняты. 3-й этап - это свертывание, сокращение, обобщение, компрессия выделенной основной фактологической информации и оформление текста реферата в соответствии с принятой моделью реферата. Для написания реферата необходимы следующие навыки и умения: выявление основной фактологической информации в тексте первичного документа, разделение текста на смысловые фрагменты, вычленение основной информации в этих фрагментах, компрессия информации, лингвистическое оформление текста самого реферата в соответствии с требованиями данного жанра. Изложение материала в реферате может осуществляться двумя способами: - можно следовать структуре первичного документа; - можно излагать основное информационное содержание, независимо от структуры первоисточника. Независимо от типа реферата его текст может быть разделен на три основные части: - заголовочная; - собственно реферативная; - справочный аппарат. Главной в структуре реферата является его центральная собственно реферативная часть, ибо в ней и содержится основная фактологическая информация из первого документа. Эта часть может включать в себя: - словесный текст; - формулы; - таблицы, графики, диаграммы; - иллюстрации (фотографии, рисунки и т.д.). Текст реферата представляет собой целостный, связный, условно самостоятельный текст, представляющий собой в сжатом виде всю основную информацию первоисточника. В состав заголовочной части входят: название работы (книги, статьи, и т.д.), имя автора (авторов), полные выходные данные реферируемого первоисточника (место и год издания, издательство) и некоторые другие. Если первичный источник на иностранном языке, то обязательно приводятся полные сведения о работе на иностранном языке с указанием языка оригинала. Справочный аппарат включает в себя, в частности, имя референта и некоторые другие сведения. Реферируемый первоисточник должен быть объемом до 24-х машинописных страниц (можно приложить ксерокопию оригинала). Разрешается использовать отдельные статьи (общий объем тот же самый до 24-х машинописных страниц). Объем реферата колеблется от 8 до 12 печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм слева и 15 мм справа, шрифт 14, интервал 1,5. Все страницы реферата должны быть пронумерованы. Этапы работы над рефератом Традиционно под рефератом (от лат. refero - сообщаю) понимается краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы. Приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент. Прежде чем выбрать тему реферата на иностранном языке, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы работать, более глубоко ее изучить. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию. При разработке реферата на родном языке используется, как правило, не менее десяти источников. При составлении реферата на иностранном языке количество источников может быть меньше. При работе над рефератом можно выделить следующие этапы: - Составление библиографии. Чтобы выбрать литературу на иностранных языках по интересующей теме, можно использовать фонды Всероссийской библиотеки иностранной литературы им. М.И.Рудомино (Москва, Николоямская ул., l, тел. 915-36-36), Американского образовательного центра (3 этаж библиотеки иностранной литературы), а также материалы Интернета. - Обработка и систематизация информации. При чтении литературы на иностранном языке выделите основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание. Классифицируйте выписки, сделанные при чтении и переводе рассматриваемых источников. Проанализируйте собранный материал, сделайте выводы. - Разработка плана реферата. План реферата должен состоять из введения, основной части, заключения и списка литературы. - Написание реферата. При составлении реферата необходимо обратить особое внимание на содержательность, логичность изложения, аргументированность общих выводов. Для этого необходимы следующие умения: умение анализировать различные источники, извлекать из них основную информацию, систематизировать и обобщать ее; умение кратко и ясно излагать на родном языке переведенное с иностранного языка, соблюдать индивидуальность стиля. - Оформление работы. Обратите внимание на структурирование текста, его изложение в соответствии с разработанным планом, оформление цитат и ссылок, библиографии и титульного листа (см. Приложение). - Наличие приложений. Приложения могут содержать таблицы, графики, любой иллюстративный материал. - Публичное выступление по результатам исследования. Вам придется выступить с докладом по реферату на занятии, зачете или на студенческой конференции, поэтому будьте к этому морально готовы. - Проверка реферата. Реферат предоставляется на проверку строго в указанные сроки. При проверке учитываются следующие аспекты: - содержательность, логичность, аргументированность общих выводов; - умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать ее; - умение ясно выражать свои мысли в письменной форме как на иностранном, так и на родном языке; - яркость, образность изложения, индивидуальность стиля; - правильное оформление работы (изложение текста в соответствии с разработанным планом, грамотное оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т. д.); - наличие приложений. Во время защиты реферата учитывается манера устного изложения материала и умение отвечать на вопросы. По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на занятиях по иностранному языку, на научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам. Структура реферата Титульный лист обычно оформляется по образцу (см. приложение). Оглавление. В нем излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт. Введение. Во введении формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, указываются цель и задачи, дается характеристика используемой литературы. Основная часть может быть из нескольких разделов, в каждом из которых доказательно раскрывается отдельная проблема или одна из ее сторон. В основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы. Заключение. В заключении подводятся итоги, делаются выводы по теме реферата, предлагаются рекомендации. Список литературы оформляется по общепринятым стандартам в алфавитном порядке, указывается год и место издания, издательство, количество страниц. Если в реферате использовались какие-либо материалы из Интернета, то указываются сайты, откуда были заимствованы материалы. Приложение составляется в том случае, если есть иллюстрированный материал, например, таблицы и схемы. Требования к оформлению реферата Объем реферата может колебаться от 8 до 12 печатных страниц текста на иностранном языке и в зависимости от уровня языковой подготовки обучающихся и от количества использованных источников; все приложения к работе не входят в ее объем. Реферат выполняется на английском языке и делается письменный перевод реферата на русский язык. Реферат должен быть выполнен грамматически правильно, с соблюдением общепринятых норм изложения материала. Чтобы облегчить изложение материала, структура предложений должна быть упрощена. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Рекомендуется следующая последовательность работы над рефератом: - Продумайте тему своей работы, в общих чертах определите ее содержание, составьте предварительный план. - Составьте список иностранных источников, которые следует прочитать и перевести. При переводе отмечайте и выписывайте все то, что должно быть включено и работу. - Разработайте как можно более подробный окончательный план и возле всех пунктов и подпунктов укажите, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал. - Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами. - Старайтесь излагать прочитанное грамотно, точно, кратко; разделяйте текст на абзацы: не допускайте повторений. - В пронумерованных подстрочных сносках укажите, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты. - В конце работы сделайте обобщающие выводы. - Сделайте реферирование текста на английском языке и переведите этот текст на русский язык. Критерии оценки реферата При оценке рефератов учитываются следующие критерии: - Адекватность перевода. - Лексико-грамматическое оформление. - Глубина проработки материала. - Упрощенная структура предложения. - Правильность и полнота использования источников. - Соответствие оформления реферата стандартам. Методика обработки полученной информации Информация, полученная в результате прочтения и перевода источников на иностранных языках, предназначается для дальнейшего использования. В связи с этим информация обрабатывается: делаютcя пометки, подчеркивания, разного вида записи (выписки, план, тезисы, аннотации, конспект и др.). Рекомендуется начинать любого вида записи с библиографических данных текста. План - это основа любого текста, в нем отражается последовательность изложения материала. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей. Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания. План улучшает записи (обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль. Иногда в начале работы по характеру материала очевидно, что план должен быть сложным, но порой это становится ясным не сразу. Возможны два способа работы по составлению плана. 1) Составить краткий простой план, затем его усложнить. 2) Сразу составить сложный план с детализирующими пунктами. Процесс обработки детального простого плана поможет лучше разобраться в содержании, так как объединяя, обобщают, а выбрасывая, выделяют главное, то есть структурируют текст. Можно более рационально подойти к составлению плана; записывать пункты плана с большими интервалами и широкими полями, оставляя пространство для его дальнейшего совершенствования. Рекомендуем: Составляя план при чтении и переводе текста, старайтесь определить границы мыслей. Эти места тотчас же отмечайте в тексте и делайте заголовки, которые станут пунктами плана. Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией. Чтобы облегчить работу, отмечайте самые важные места в тексте, используя для этого легко стирающийся карандаш или закладки. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом. Выписки. В толковом словаре дается следующее определение: «Выписать - значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»). Сложность выписывания заключается в умении найти и выбрать нужную информацию из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Они могут быть полезны для более сложных видов записей, таких как тезисы, конспекты. Выписки можно составлять в любой форме, которая облегчала бы их накопление, изменение, а также подбор по какому-либо признаку или принципу. Рекомендуем: Делать выписки лучше после того, как текст целиком прочитан и переведен. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, необходимо сокращать. Записывая цитаты, заключайте их в кавычки, оберегайте текст от искажений. Если выписки делаются из одного и того же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. Необходимо избегать автоматического выписывания цитат вместо творческого анализа текста. |
Методические указания по написанию рефератов по дисциплине «Маркетинг» Маркетинг: методические указания по написанию реферата для магистров I года обучения, обучающихся по направлениям «Производственный... | Методические указания по написанию реферата для подготовки магистров по направлениям Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении. Создавая вторичные тексты, студент приобретает навыки самостоятельной... | ||
Методические указания к написанию реферата Для студентов, обучающихся по направлению подготовки Методические указания к написанию реферата для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034700. 62 «Документоведение и архивоведение»... | Методические указания по написанию реферата для студентов направления... Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения направления подготовки 080100 Экономика (квалификация «Бакалавр»)... | ||
Методические рекомендации по их написанию москва-2012 методические... Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов | Методические указания по написанию реферата для магистрантов второго года обучения Управление рисками предприятия. Методические указания по написанию реферата. Для магистрантов второго года обучения направления 080500.... | ||
Методические указания по подготовке и написанию реферата Методические рекомендации по написанию письменных работ (рефератов, курсовых, дипломных) | Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и написанию... Методические указания предназначены для студентов Института заочного образования и повышения квалификации, обучающихся по направлению... | ||
Методические указания по организации и проведению семинарских занятий... Ворошилова И. В., Питерская Л. Ю., Бут В. В., Родин Д. Я., Носова Т. П., Сурина И. В., Аджиева А. Ю., Зиниша О. С | Методические указания предназначены для магистров направления подготовки... Методические указания предназначены для магистров направления подготовки 080300. 68 «Финансы и кредит» магистерская программа «Банковское... | ||
М. Ю. Филиппова Методические указания по написанию, оформлению и... Методические рекомендации предназначены для студентов Юридического института, обучающихся по направлениям подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция»;... | Методические указания по выполнению реферата по дисциплине "процессы... Методические указания предназначены в помощь студентам при выполнении реферата по дисциплине "Процессы соединения, сборки и ремонта... | ||
Методические указания по написанию рефератов и эссе 24 2 Методические... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки по курсу «Управленческое консультирование (психологический аспект)»... | ||
Методические рекомендации для студентов по написанию и оформлению... Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа | Методические указания к написанию реферата по истории и философии науки В тексте реферата его автор должен продемонстрировать достаточный уровень логико-методологической культуры мышления, творческий подход... |