Скачать 68.18 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» Использование учебного проектирования в объединении «Занимательная информатика» Из опыта работы педагога дополнительного образования Ивановой Юлии Андреевны г.п. Зеленоборский 25.01.2011. Среди причин, влияющих на низкую мотивацию и результативность обучения, немалую роль играет отсутствие условий для практического применения полученных на занятиях знаний. Для того чтобы учащийся воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащегося на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для него проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Классификация учебных проектов Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как-то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д. Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Повествовательные проекты – те проекты, разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д. Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта. Основные требования к учебному проекту Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы – практической, информационной, исследовательской. Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. Проект – это пять «П»: проблема, проектирование (планирование),поиск информации, продукт, презентация. Шестое «П» проекта это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Всякий проект, независимо от типа, имеет одинаковую структуру, которая включает в себя следующие этапы деятельности учащихся: I этап – постановка проблемы; II этап выдвижение гипотез - путей решения, деление на группы (при необходимости); III этап – планирование деятельности, выбор форм продукта; IV этап – подготовка продукта, который включает в себя: сбор информации, структурирование информации, изготовление продукта, оформление продукта; V этап – выбор формы презентации. VI этап – подготовка презентации. VII этап – презентация. VIII этап – самооценка и самоанализ. Проекты можно разделить на два вида – персональные и групповые. Преимущества персональных проектов:
Преимущества групповых проектов:
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся. Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Классификация проектов по продолжительности Мини-проекты - могут укладываться в одно занятие или часть занятия. Краткосрочные проекты - требуют 4-6 занятий для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеурочного времени и дома. Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Формы продуктов проектной деятельности: web-сайт, анализ данных социологического опроса, сравнительно-сопоставительный анализ, атлас, карта, учебное пособие, видеофильм, выставка, газета, журнал, справочник костюм, модель, коллекция, доклад, игра, мультимидийный продукт, музыкальное или художественное произведение, постановка, праздник экскурсия, поход, законопроект, деловая игра, научная конференция, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, реклама, ролевая игра, спектакль соревнование, и т.д. Какова же роль педагога в проектной деятельности учащихся? Он должен создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Как руководитель проекта педагог должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу по ходу реализации проекта: энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели; специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях; консультант, помогающий организовать работу; руководитель, помогающий планировать работу по времени, «человек, задающий вопросы», помогающие увидеть ошибки и недочеты работы; координатор группового процесса; эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта. Метод проектов используется мною, как в учебной деятельности так и вне её. Так в 2007 году двое учащихся, находящихся на индивидуальном обучении создали межпредметный проект «Влияние компьютера на здоровье человека». В ходе работы учащиеся проводили анализ литературы в библиотеке, анкетирование учащихся в школе. По результатам исследований учащимися были разработаны: комплекс упражнений для глаз, который необходимо выполнять при работе за компьютером; вариант анкеты для идентификации компьютерной игровой зависимости; вариант теста для определения Интернет-зависимости. С проектом «Влияние компьютера на здоровье человека» учащиеся приняли участие в заочном открытом конкурсе учебно-исследовательских работ и творческих проектов обучающихся «Я познаю мир», по результатам которого были награждены дипломами за участие. В 2009 году для участия в муниципальном конкурсе «Детская развивающая игрушка», проводимом в г. Кандалакша учащимся 4 года обучения, находящимся на индивидуальном обучении был создан творческий проект результатам которого стала разработка развивающей компьютерной игры для дошкольников «Приключения принцессы». В ходе своей работы учащийся прошёл все этапы создания проекта: обозначил проблему, выявил основные параметры и ограничения для будущей игры, разработал идеи и варианты и проанализировал их, определился с цветовым решением игры и дополнительными средствами и программами, написал технологическую карту проекта, разработал игру и успешно защитил свой проект на защите. В результате учащийся занял III место в своей возрастной категории и был награждён дипломом. Хотелось бы отметить, что при работе над проектом могут возникнуть следующие проблемы:
Анализируя опыт работы, можно сделать вывод о том, что хорошие результаты – устойчивые знания, практические умения и сформированные навыки, полученные при подготовке проекта, оправдывают применение именно этого метода обучения. Список литературы:
|
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана... Изучаются основные стандарты и методология проектирования, построения профилей открытых информационных систем (ИС), методология управления... | Учебное пособие по курсам «Технологии проектирования информационных систем» Целью учебного пособия является получение студентами знаний и практических навыков по современным методам и case-средствам анализа... | ||
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \ курса) Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей естествознания | Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности... Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей | ||
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета \ курса) Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы | Рабочая учебная программа по литературе (наименование учебного предмета \ курса) Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы | ||
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета \ курса) Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы | Блока учебного плана Целью учебного курса является обучение использованию геоинформацционных систем и технологий, программного и информационного обеспечения,... | ||
Учебное пособие Допущено учебно-методическим объединением по образованию... Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области технологии и проектирования текстильных изделий в качестве учебного... | ER/Studio Data Architect ... | ||
Методические указания для курсового проектирования по дисциплине Технология проектирования на базе комплекса российских стандартов гост 34 | Решение проблем автоматизации проектирования с помощью ЭВМ основывается... Чем глубже разработана теория того или иного класса технических систем, тем большие возможности объективно существуют для автоматизации... | ||
Программа «Новые технологии проектирования, строительства и эксплуатации... Особенности проектирования водопропускных плит из гофрированных металлических листов | Вашего учебного проекта Изучение информации об основах проектирования и моделирования швейных изделий с применением закона пропорций | ||
Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет... | «Организация методической поддержки учебного проектирования в образовательном учреждении» Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста |