Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование»





Скачать 167.58 Kb.
НазваниеУм «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование»
Дата публикации02.09.2014
Размер167.58 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

УМ «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование ЦОР при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Синтаксис», «Морфология» в основной школе»



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева».

Н.И. Бебриш, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и методики

В.Н. Замыслова, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и методики

А.М. Ковалева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры современного русского языка и методики

В.Н. Овчарова Вера Николаевна, старший преподаватель кафедры современного русского языка и методики

032900 «Русский язык и литература»
Важнейшим элементом определения нации является наличие национального языка (наряду с социальным укладом и единством территории). Как известно, нет языка – нет нации. Вместе с тем в современном российском обществе не уделяется должного внимания сохранению самобытности русского национального языка. В результате наблюдается общее снижение культурно-языкового уровня населения, что в свою очередь негативно сказывается на языковой компетентности подрастающего поколения.

С другой стороны, в системе подготовки учащихся общеобразовательных школ имеются следующие проблем:

- низкая мотивация к изучению русского языка;

- неизменившийся объем материала при существенно сократившемся количестве часов, выделяемых на его изучение;

- падение интереса учащихся к чтению.

В связи с этим возникает необходимость модернизации системы обучения русскому языку в школе, реализация которой возможна посредством внедрения в дидактико-воспитательный процесс инновационных технологий, в частности, информационно-коммуникационных.
 Цели учебного модуля:

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя русского языка в области применения информационно-коммуникационных технологий в обучении русскому языку на основе овладения содержанием модуля.
 Задачи учебного модуля:

Задачи уровня ключевых компетентностей:

1. Развитие элементов информационной компетентности, проявляющейся в умении поиска, отбора и систематизации информации из различных источников, в том числе компьютерных сетей;

2.Развитие элементов коммуникативной компетентности, проявляющейся в умении взаимодействия в команде, защите своей точки зрения, толерантности.
Задачи уровня базовых компетентностей:

1. Формирование системы знаний о роли и возможностях современных ИКТ в обучении русскому языку, необходимых для решения задачи оптимизации обучения;

2. Формирование умений оценивать дидактические качества ЦОР по русскому языку, необходимых для решения задачи обучения русскому языку с применением ЦОР;

3. Инициирование самообразовательной деятельности студентов в области использования инновационных технологий в обучении русскому языку.

Задачи уровня специальных компетентностей:

1. Актуализация системы знаний, умений и навыков студентов в области современного русского языка и теории и методики обучения русскому языку, необходимых для решения учебно-методических задач – проектирования уроков разных типов по русскому языку;

2. Формирование умения проектировать уроки разных типов с использованием ЦОР при изучении разделов фонетики, словообразования, лексики, синтаксиса в основной школе.

 Ожидаемые результаты освоения учебного модуля (в логике компетентностного подхода):

Сформированность умения решать следующие типовые задачи в области учебно-воспитательной деятельности:

- поиска, отбора и систематизации информации из различных источников, в том числе компьютерных сетей;

- оценки дидактических качеств ЦОР по русскому языку;

- применения инновационных технологий в обучении русскому языку;

- проектировать уроки разных типов с использованием ЦОР при изучении разделов фонетики, словообразования, лексики, синтаксиса в основной школе.
 Ожидаемые результаты освоения модуля (в логике традиционного, действующего для нынешнего поколения ГОС ВПО подхода):

Студенты должны:

  • актуализировать теоретический материал по теме модуля;

  • уметь применять полученные в ходе работы над модулем знания при организации изучения в общеобразовательной средней школе различных тем по основным разделам русского языка;

  • уметь оценивать дидактические качества ЦОР по избранной теме;

  • владеть методикой применения ЦОР на уроках русского языка при изучении фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, синтаксиса:

- определять тип урока и выбирать ЦОР в соответствии с темой;

- выбирать необходимую для определенной темы структуру урока,

- уметь организовать обратную связь;

- подбирать упражнения и задания.

  • использовать возможности ИКТ в организации мониторинга качества обучения русскому языку.

Инновационность комплекта УММ:

По целям обучения:

Формирование целей в контексте компентностного подхода. Цели достигаются посредством интеграции традиционного обучения и информационно-коммуникационных технологий.

По содержанию обучения:

Инновационность состоит во включении в содержание модуля учебно-методических материалов, направленных на формирование умений использования ЦОР при организации изучения разделов современного русского литературного языка в школе.

По методам обучения:

Заключается в интеграции инновационных (в том числе использование ЦОР) и традиционных методов обучения, в работе в рамках модульно-рейтинговой системы. В частности, в качестве методов контроля и оценивания используются компьютерное тестирование, метод портфолио. Для организации работы в рамках учебного модуля применяются различные виды коллективной и групповой работы (в том числе и методики КСО), используются мозговой штурм, граффити.

По формам обучения:

Инновационность по формам заключается в использовании компьютеризированной лекции, а также модернизированных за счет использования ЦОР практических занятий.

По средствам обучения:

Заключается в том, что основными средствами обучения студентов по модулю является компьютерная и мультимедийная техника, ЦОР.

Рабочая программа

1. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля.

Распределение часов учебного модуля по видам учебной деятельности в соответствии с учебным планом.

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр1

в неделю

в год

в год

Лекции

2

2

2

-

-

Практические занятия

22

22

2

-

-

Самостоятельная работа

24

24

2

-

-

2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю

2.1. Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

Заочная

1.

Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использованием ЦОР

2










Всего

2







2.2. Практические занятия, семинары

№ п/п

Наименование занятия

Номер

темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Вводное занятие по использованию ЦОР в обучении русскому языку

1

2






2.

Анализ возможностей ИУМК «Русский язык. 5-7 классы»

1

4







3.

Использование ЦОР в организации обучения орфографии в школе.

1

2







4.

Использование ЦОР при изучении темы «Употребление мягкого знака на письме» на уроке в 10 классе

1

2







5.

Использование ЦОР на уроке обобщающего повторения по теме «Самостоятельные части речи»

1

2







6.

Анализ возможностей набора ЦОР ««Русский язык. 5-9 кл. Бабайцева В.В.» для обучения синтаксису и пунктуации в школе

1

2







7.

Основы построения уроков по разделу «Синтаксис» с использованием ЦОР на примере темы «Главные члены предложения. Подлежащее»

1

2







8.

Анализ методических рекомендаций и дидактических качеств ЦОР по русскому языку, представленных в сети Internet

1

2







9.

Рефлексия: целесообразность использования ИКТ в обучении русскому языку

1

2







10.

Защита материалов портфолио

1

2










Всего




22







2.2.3. Самостоятельная работа

№ п/п

Наименование (содержание) задания для самостоятельной работы

Неделя, на которой выдается задание

1.

Краткий конспект статьи из журнала «Русский язык в школе» об использовании ИКТ на уроках русского языка (по выбору студента)

Первая неделя изучения модуля

2.

Таблицы «Оценка дидактических качеств ЦОР» набора ЦОР «Русский язык В.В. Бабайцева. 5-9 классы» ELSP/A2/Cr/001_002-03/06/06 (Практические занятия №1 и №7)

Вторая неделя изучения модуля

3.

Конспекты или развернутые планы урока по русскому языку с использованием ЦОР ИУМК «Русский язык. 5 - 7 классы» (каждая группа работает над определенным типом урока)

Третья неделя изучения модуля

4.

Компьютерная презентация «Визитная карточка ИУМК «Русский язык. 5 - 7 классы»

Четвертая неделя изучения модуля

5.

Фрагмент урока закрепления или обобщающего повторения с использованием ЦОР по орфографии

Пятая неделя изучения модуля

6.

Методические рекомендации к уроку по теме «Самостоятельные части речи»

Шестая неделя изучения модуля

7.

Методические рекомендации к уроку по одному из разделов темы «Главные члены предложения»

Седьмая неделя изучения модуля

8.

Компьютерная презентация «Оценка дидактических качеств ЦОР по русскому языку, представленных в сети Internet» (на примере анализа ряда ЦОР одного из разделов современного русского языка)

Восьмая неделя изучения модуля

9.

Материалы, отражающие рефлексию студентов по итогам освоения учебного модуля: резюме, темы для проектов, варианты граффити, рекламных плакатов, сценарии этюдов, сочинения- миниатюры.

Девятая неделя изучения модуля

Задания для самостоятельной работы помещаются в портфолио материалов.

3. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

Проблемы обучения русскому языку в школе на современном этапе. Понятийный аппарат современных ИКТ. Характеристика состава наборов ЦОР, разработанных в рамках проекта ИСО. Критерии оценки дидактических качеств ИИСС. Проектирование уроков по русскому языку с использованием ЦОР.

4. Литература (основная и дополнительная)

4.1. Основная

1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987.

2. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М., 2000. – С. 147 – 187.

3. Баранов М.Т. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии. – Русский язык в школе. - № 2. – 1991.

4. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1992. – С. 24 – 42.

5. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация // Современный русский язык: В 3-х ч. Ч.3. - М., 1987. – 271 с.

6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М., 1991.

7. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; под ред. Е.И. Дибровой. - М., 2001 – 704с.

8. Панов Т.Б. Типы и структура уроков русского языка. Пособие для учителя. – М., 1986. – 208 с.

9. Русская грамматика. - М., 1980. Т.2.

10. Современный русский литературный язык / под ред. П.А. Леканта. – М., 2002.

11. Современный русский язык/ под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1999.

12. Современный урок русского языка: Пособие для учителя / Сост. : Л.А. Тростенцова. – М., 1984. – 176 с.

4.2. Дополнительная

1. Бабайцева В.В.Система членов предложения в современном русском языке. - М.,1988.

2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Книга для учителя: Из опыта работы. – 2-е изд., перераб. – М., 1996. – 304 с.

3. Болотская М.П., Болотский А.В. Использование информационно-коммуникационных программ в вузовской практике преподавания русского языка // Русский язык в школе. – 1996. - № 2. – С.98 – 101.
4. Васильева В.В., Пищева Г.Н. Современные открытые уроки русского языка. 5 класс (Серия «Школа радости») – Ростов н/Д., 2002. – 416 с.

5.Докукина М.А. Использование информационно-коммуникационных программ при изучении морфемики // Русский язык в школе. – 2005. - № 6. – С.23 – 26.

4. Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока // Русский язык в школе. – 1997. - № 4. – С.9 – 14.

5. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: учеб.-метод. Пособие. – М., 2006. – 477 с.

6. Ладыженская Н.В. Сценарии информационно-коммуникационных задач по речевому этикету // Русский язык в школе. – 1992. - № 3 - 4. – С.32 – 35.

7. Ладыженская Н.В. Сценарии информационно-коммуникационных задач по речевому этикету // Русский язык в школе. – 1993. - № 1. – С.32 – 34.

8. Ладыженская Н.В. Сценарии информационно-коммуникационных задач по речевому этикету // Русский язык в школе. – 1993. - № 2. – С.43 – 46.

9. Чиркина И.П. Русский язык в таблицах и схемах. – М., 1985.Ч.1Y.

5.Перечень используемых ЦОР.



п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

1.

«Русский язык. 5-9 кл. Бабайцева В.В.» ELSP/A2/Cr/001_002-03/06/06

ЦОР

2.

ИУМК «Русский язык. 5 - 7 классы» ELSP/A2/Gr/001_001-03/36/06

ЦОР

3.

«Система организации и поддержки образовательного процесса». 1С.

ЦОР

6. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля:

В процессе освоения материала модуля студенты проходят входной контроль с целью организации условий для самооценки знаний и умений (остаточные знания) по основным разделам современного русского литературного языка и методики его обучения.

Текущий контроль осуществляется на практических занятиях путем проверки выполнения самостоятельной домашней работы.

Итоговый контроль:

  • тест выходного контроля;

  • защита портфолио материалов.

7. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе.

ИКТ используются на всех стадиях обучения: в процессе изложения лекционного материала, на практических занятиях, в рамках самостоятельной работы студентов, на стадии контроля.

Лекция

Читается в режиме полилога: «лектор - студенческая аудитория» с использованием видеопроектора и компьютерной презентации.

При обсуждении вопросов лекции желательно актуализировать у студентов знания об основных этапах урока (при этом можно использовать интерактивную доску).

Важно показать студентам два основных подхода к проектированию урока на основе ЦОР. Первый подход – урок строится на основе ИИСС по конкретной теме, поэтому обучение реализуется в соответствии с логикой авторов- разработчиков выбранного учителем ИИСС. (В качестве примера на лекции можно продемонстрировать ИУМК «Русский язык. 5-7 класс», авторы: Руденко-Моргун О.И., Архангельская А.Л., Дунаева Л.А., Герасимова К.М.)

Второй подход - учитель проектирует урок в логике своего видения организации изучения темы и соответственно ей подбирает элементарные, базовые ЦОР, а также фрагменты ИИСС. На этом этапе лекции целесообразно продемонстрировать Набор ЦОР «Русский язык В.В. Бабайцева. 5-9 классы.», используя ЦОР «Система организации и поддержки учебного процесса» (1С), видеопроектор и экран. При этом сначала следует познакомить студентов с возможностями «Системы…».

На завершающем этапе лекции студентам поясняется, что результатом работы по модулю станет их портфолио. В качестве раздаточного материала студенты получают перечень компонентов портфолио.

Практические занятия

Применяются групповые методы работы, например, работа в мини-группах при разработке этапов урока по русскому языку с использованием ЦОР, обсуждении публикаций, подготовке презентаций, мозговом штурме. При выполнении домашней самостоятельной работы применяются матрицы для заполнения таблиц; выяснение позиции студентов, эмоционального отношения к занятию может осуществляться с помощью «ПОПС-формулы», «Мишени». Кроме того, на разных этапах занятия используется интерактивная доска.

Ряд практических заданий связан с работой в офисных программах (MS Word; MS PowerPoint); предусмотрена поисково-познавательная деятельность в сети Internet.

На последнем практическом занятии проводится защита портфолио.

Цель защиты – всесторонний анализ работы, проделанной студентами в процессе освоения материалов модуля.

Организация защиты проводится с использованием методики «черно-белого оппонирования», при этом задача «черного» оппонента заключается в выявлении слабых сторон защищаемых методических рекомендаций, задача «белого» оппонента – выявление сильных сторон. Предлагаемая тактика оппонирования способствует формированию умений комплексного подхода к оценке материала, определению сильных и слабых сторон анализируемого материала, умению вести дискуссию.
Завершающим этапом обучения является компьютерное тестирование (зачетный тест). Общая оценка деятельности студента складывается из количеств баллов, полученных на защите, и результатов компьютерного тестирования.


1 При базовой продолжительности семестра 17 недель.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование» iconУм «Основы проектирования уроков по английскому языку с использованием...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет...
Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование» iconСписок цор по Иностранному языку
...
Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование» iconОсобенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов...
Интернета для поддержки разных аспектов дистанционного обучения русскому языку с использованием возможностей Интернет, а также для...
Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающая – обобщить и систематизировать знания по темам «Орфограммы», «Словообразование», «Лексика», «Речеведение», привитие умения...
Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование» iconТесты по русскому языку. Лексика. Грамматика. Учебное пособие
Тренировочные тесты по русскому языку. Лексика. Грамматика: Учебное пособие. Спб.: Спбглта, 2010, 94 с
Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование» iconКурсовая работа Использование цор при изучении темы «Предел последовательности» в шкм
Введение в фандрайзинг: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. С. Пальчевская. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с
Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование» iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса на 2012-2013 учебный...
Охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика...
Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование» iconВсероссийской олимпиады школьников по русскому языку
В олимпиаде участвуют учащиеся 7–11 классов всех типов образовательных учреждений республики. Олимпиадные задания предусматривают...
Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование» iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004), Примерной программы основного образования...
Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование» iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования...
Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование» iconКлассификация типов уроков
В педагогической литературе нет единой классификации типов уроков. Чередов И. М. выделяет девять, Онищук В. А. шесть, Махмутов М....
Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование» iconОглавление стр. Фонетика Лексика Чередующиеся гласные в корне о – ё после шипящихицв
Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них)
Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование» iconER/Studio Data Architect
...
Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование» iconУважаемый студент!
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование» iconРабочая программа дисциплины
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Ум «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование цор при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование» iconНазвание Содержание
Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск