Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу





Скачать 69.04 Kb.
НазваниеОсобенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу
Дата публикации26.06.2014
Размер69.04 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Особенности структуры и формата
учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика),
подготовленных на филологическом факультете МГУ


Кедрова Г.Е., Егоров А.М., Омельянова Е.Б.

Филологический факультет, Центр новых технологий в гуманитарном образовании

Целью проекта, который выполняется в Центре новых информационных технологий филологического факультета МГУ с 1999 г. по настоящее время, является публикация в Интернете комплексного мультимедийного гипертекстового учебника по русской фонетике, который предполагается использовать в образовательном сегменте Интернета для поддержки разных аспектов дистанционного обучения русскому языку с использованием возможностей Интернет, а также для широкого спектра научных исследований.

В ходе выполнения настоящего проекта авторский коллектив работал над решением следующих задач:

  1. Размещение в Интернете мультимедийного гипертекстового Интернет-учебника по русской фонетике, включающего следующие блоки:

а) русская произносительная база (артикуляторно-перцептивный и акустический аспекты);

б) сегментная фонетика (система русского вокализма и консонантизма);

в) ритмика и акцентуация;

г) русская интонация (общие положения и основные коммуникативные типы - ИК);

д) коммуникативно значимые элементы русской просодии (модальный и эмоциональный аспекты);

е) орфоэпические рекомендации.

  1. Подготовка для сетевого использования базы специальных компьютерных учебных словарей примеров по всем разделам учебно-справочного комплекса.

Нам представляется, что такие учебные словари в дальнейшем составят основу отбора постоянно обновляемого в зависимости от современного состояния языка иллюстративного материала и исходный материал для контрольно-обучающих тестов. В настоящий момент авторский коллектив имеет достаточно большой задел по этому направлению в компьютерной и традиционной (печатной) формах. Необходимо провести обработку уже существующих материалов для приведения их в формат HTML и дополнить БД по мере формирования новых разделов учебника. [Potapova, 1998]

  1. Сегментация оцифрованного звукового материала, в том числе учебного словаря примеров.

  2. Преобразование специально подготовленных анимационных и видео-файлов в форму, отвечающую требованиям Интернет-приложений.

  3. Подготовка и апробация в учебном процессе системы пробных контрольно-обучающих тестов по всем разделам учебника на основе технологии "клиент-сервер".

  4. Подготовка в виде специальных файлов, вызываемых контекстными ссылками терминологического словаря (словаря дефиниций всех используемых в учебно-справочном комплексе терминов).

  5. Подготовка и помещение в Интернет-пространство учебно-справочного комплекса кратких очерков-персоналий по всем цитируемым российским и иностранным ученым-лингвистам (Историческая справка).

Таким образом, в итоге мы планируем получить впервые на материале русского языка размещенную в Интернете полноценную гипертекстовую систему (обучающую среду), в которой каждый модуль учебных материалов снабжен мультимедийными примерами и иллюстрациями, соответствующим справочным понятийным аппаратом, где все термины и базовые постулаты получают однозначные дефиниции. Все части нашего учебного и справочного комплекса связаны друг с другом перекрестными ссылками и составляют единый интегральный информационный ресурс. Все базовые концепты и утверждения в нашей системе подкреплены богатым фактическим и иллюстративным материалом, включая звуковые примеры, анимации, видео, а каждое теоретическое положение подкрепляется комплексом специальных упражнений. Эти упражнения позволяют также сформировать и закрепить полезные практические языковые навыки.

При создании описываемого комплекса мы исходили из следующих методологических положений.

Значительная доля возможностей управления навигацией в гипертекстовом пространстве может быть заложена в особенностях его структурирования. Для нас крайне важной является неоднократно высказывавшаяся гипотеза о том, что структурно и функционально гипертекстовая сеть строится по тем же принципам, что и информационное пространство человека. [Duffy et al., 1998] Это дает возможность высказать другую гипотезу, которая имеет непосредственное отношение к целям нашей деятельности, а именно: структура гипертекстового пространства некоторой информационной области, будучи сформирована, может служить инструментом для идентификации концепции, которая лежит в основе человеческого представления об этом объекте или предмете. Таким образом, костяк информационной сети (ориентированный граф гипертекстовых узлов), на основе которого строится гипертекстовое представление, в сопоставлении с семантической структурой данного знания об объекте или предмете позволяет выявить вариативное понимание отдельных элементов концепции, которая лежит в основе семантического представления, логические противоречия и натяжки, а также неполноту семантического выражения необходимой информации. Параллельно проверяется и то, насколько оптимальна организация гипертекстового пространства: получили ли в нем адекватное отражение все концептуальные компоненты знания об изучаемом объекте и соответствуют ли установленные с помощью гипертекстовых ссылок соотношения между узлами информационное сети отношениям между семантическими концептами и идеями, которые формируют это знание. Эти положения была апробированы на нашем исходном материале, в результате чего была проведена работа по оптимизации соответствующего гиперпространства. [Кедрова, 2001]

В итоге на данном этапе работ были созданы 979 HTML-файлов, 53 анимационных файла (в формате .avi), 98 графических файлов, 35 анимационных видео-файлов, 172 звуковых файла. Объем подготовленного материала – 57.167К. К ним были подсоединены через систему гиперссылок справочные материалы, подготовленные ранее (в 1998-1999 гг.).

В настоящее время все материалы, относящиеся к обучающей среде по фонетике русского языка, выставлены в открытом доступе и занимают на Интернет-сервере филологического факультета 53.291К, или 1.177 файлов.

Отличительной чертой наших учебно-справочных Интернет-материалов помимо гипертекстовой оптимизации является то, что они построены на использовании только реально зафиксированного фактического языкового материала. Для формирования экспериментальных фонетических баз данных, которые бы представляли все возможные фонетические минимальные смысловые пары в русском языке, была подготовлена специальная компьютерная программа, которая позволяет из предварительно размеченного словаря (с указанием места ударения), представленного в компьютерном виде, генерировать базы данных (словарных единиц), обладающих заданными фонетическими параметрами. [Егоров & Кедрова, 1999] Результатом работы программы стал компьютерный фонетический учебный словарь (69.000 единиц), или база данных языковых фонетических примеров, разработанная нами в рамках проекта создания учебников нового поколения по гранту Федеральной целевой программы "Интеграция науки и высшей школы". [Кедрова & Руденко-Моргун, 2001]. Эта база является мультимедийной и включает для своих ключевых элементов как символьное представление (транскрипционный знак/и, текст, схема), так и соответствующие звуковые, анимационные и видео файлы. Этот словарный материал лег в основу базы данных учебных языковых примеров.

База данных иллюстративных звуковых файлов формировалась на основе реальных аудиозаписей русской речи (мужской и женский голоса), оцифрованных и отсегментированных средствами условно свободно распространяемого программного пакета CoolEdit. База данных анимационных иллюстраций создавалась на основе эталонного банка кинофоторенгтенограмм русской речи [Болла, 1981], видео-файлы (фронтальная видеосъемка артикуляции русских звуков) редактировались покадрово в графическом пакете PageMaker с использованием программы формирования анимаций Anigraph.

Подготовленная база данных по реализациям русских гласных звуков составляет более 5000 единиц. Длительность озвученных фрагментов (мужской и женский голоса) – 53 минуты. Весь звучащий массив был отцифрован и помещен для дальнейшего анализа на CD-ROM. Из массива озвученных слов были отобраны для акустического анализа 150 единиц. Этот материал включает минимальные пары и квази-минимальные пары слов по всем гласным русского языка во всех позициях в слове с учетом всех типов консонантного и вокального окружения.

Все размещенные в Интернете описанные выше материалы предназначены для самого широкого круга лиц, заинтересованных в изучении современного русского языка: учащимся школ, абитуриентам филологических факультетов, студентам-филологам всех курсов, преподавателям вузов, учителям и авторам учебников и учебных пособий для русской и национальной школы, специалистам-русистам всего мира. Особый интерес данный комплекс представляет для студентов-иностранцев и преподавателей русистики во всем мире, поскольку в зависимости от местонахождения учащегося не всегда есть возможность получить новые сведения о языковых тенденциях, в особенности в области современных произносительных норм. Наш справочный и вспомогательный материал позволяет учителю сделать уроки русского языка более интересными и эффективными. Базы данных учебного комплекса могут быть использованы и в сфере практического преподавания русского языка как в родной, так и в иноязычной аудитории при выработке адекватных произносительных норм русского языка, в любом теоретическом курсе русской фонетики при изучении дисциплин филологического цикла, а также как источник сведений по современной русской орфоэпии в Интернете.

Формирование и оптимизация электронной Интернет-публикации учебно-справочного комплекса по русской фонетике в дальнейшем будет сопровождаться консультационной активностью его авторов с использованием возможностей электронной почты и телеконференций (дискуссионных клубов) для работы в потенциальных группах обучающихся.

Описываемый учебно-справочный Интернет-ресурс не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом, является уникальным по степени проработанности и объему представленного материала, что подтверждено многочисленными отзывами, приходящими в адрес авторов по электронной почте, и результатами его обсуждения на международных и российских конференциях и семинарах.
Библиография.

[Potapova 1997] Potapova R.K. Computer-assisted communicative language learning. In: Abstr. of the XVI-th Conf. of Linguists, Paris, 1997.

[Duffy et al., 1998] Duffy, T. M. & Cunningham, D. J. Constructivism: Implications for the Design and Delivery of Instruction. – In: Jonas-sen, D. H. (ed.) Handbook of Research for Educational Communications and Technology: New York: Simon & Schuster Macmillan, 1998.

[Кедрова, 2001] Кедрова Г.Е. Проектирование Интернет-учебников по русскому языку: базовые принципы. – Межд. конгресс «Русский язык: исторические судьбы и современность». Москва, МГУ, 13-16 марта 2001 г.

[Егоров & Кедрова, 1999] Программа обработки компьютерных словарей для исследовательских и учебных целей. В кн.: Теория и практика речевых исследований (АРСО-99). Материалы конференции. М., 1999.

[Кедрова & Руденко-Моргун, 2001] Кедрова Г.Е., Руденко-Моргун О.И., Стрельцова Т.Е. Учебно-справочный комплекс «Русский язык». Ч. 1. Русская фонетика. Кн. 1. Учебное пособие. Кн. 2. Словарь примеров. Кн. 3. Рабочая тетрадь. Изд-во «Астрея-2000», М., 2001.

[Болла, 1981] Болла К. Атлас звуков русской речи. Будапешт, 1981.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу iconКомплект конкурсных материалов. Модель урока
Педагогического университета «Первое сентября» и Факультете педагогического образования мгу им. М. В. Ломоносова по образовательной...
Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу iconПрограмма курса «Право»
Государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), отражает особенности структуры и содержания учебников «Право»...
Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу iconПрограмма курса «Право»
Государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), отражает особенности структуры и содержания учебников «Право»...
Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу iconПрограмма курса «Право»
Государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), отражает особенности структуры и содержания учебников «Право»...
Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на филологическом факультете по направлению 050300....
Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу iconОсобенности сюжетной структуры в авторской сказке и фантастической новелле эпохи романтизма
Работа выполнена на кафедре зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики мгу им. М. В. Ломоносова
Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), отражает особенности структуры и содержания учебников «Право»...
Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу iconРабочая программа по русскому языку к умк воителевой Т. М. (34 часа) Пояснительная записка
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), Программно-методических материалов...
Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу iconА. Ю. Кромин Экономический факультет мгу
Использование интернет-технологий в учебном процессе экономического факультета мгу им. М. В. Ломоносова
Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу iconПрограмма по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень),Программно-методических материалов...
Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по русскому языку дня 5—9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного...
Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу iconПримерная программа начального образования по русскому языку
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)
Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса на 2012-2013 учебный...
Охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика...
Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу iconРабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием...
Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской,...
Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу iconРабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена с...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №185
Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов по русскому языку (Русская фонетика), подготовленных на филологическом факультете мгу iconСправочный материал для 10 класса по теме «Фонетика. Орфоэпия»
С. И. Львовой «Программа по русскому языку 5-11 классы. Основной курс» Издательство «Мнемозина», Москва 2008 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск