Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Введение
|
Содержание учебного материала
| 2
|
|
Учебная дисциплина «Основы проектирования баз данных». Ее основные задачи и связь с другими дисциплинами.
|
|
Раздел 1.
| Базы данных. Основные понятия
| 10
|
|
Тема 1.1. Основные понятия и типы моделей данных
| Содержание учебного материала
| 6
|
Понятия: объект, сущность, параметр, атрибут, триггер, ограничения, хранимая процедура, ссылочная целостность, нормализация, первичный, альтернативный и внешний ключи.
|
|
СУБД и ее место в системе программного обеспечения ЭВМ.
Информационная модель предприятия. Информационная модель данных, ее состав.
|
Диалектический переход от одной модели к другой. Три типа логических моделей: иерархическая, сетевая и реляционная.
Понятие логической и физической независимости данных.
|
Тема 1.2. Архитектура СУБД
| Содержание учебного материала
| 2
|
Архитектуры баз данных (двух- и трёх-звенная структуры, клиент – сервер, файл - сервер).
|
| 2
|
| Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
Тематика рефератов (докладов, презентаций, индивидуальных творческих заданий)
Написание реферата. Реферат расширяет содержание учебного материала. Задание выдается индивидуально.
| 2
|
|
Раздел 2.
| Проектирование базы данных
| 90
|
Тема 2.1. Концепция проектирования
| Содержание учебного материала
| 2
|
Концептуальная, логическая и физическая модели данных. Обеспечение непротиворечивости и целостности данных. Проектирование логической и физической БД.
|
| 2
|
Практическое занятие №1. Анализ предметной области.
Практическое занятие №2. Проектирование концептуальной модели БД. Практическое занятие №3. Формализация реляционной модели.
| 6
| 2,3
|
Тема 2.2.
Модели данных. Реляционная модель данных.
| Содержание учебного материала
| 6
| 2
|
Типы взаимосвязей в модели: «один – к- одному», «один- ко -многим» и «многие- ко многим». Реляционный подход к построению модели данных. Особенности реляционной модели и их влияние проектирование баз данных.
|
|
Изобразительные средства, используемые в ER-моделировании Преобразование взаимосвязи «многие - ко многим» в таблицу перекрестных связей..
|
Основные операции реляционной алгебры
|
Тема 2.3.
Проектирование базы данных
| Содержание учебного материала
| 16
| 2
2,3
2
|
Назначение и структура файлов базы данных.
Создание и перемещение файла базы данных.
Создание новой таблицы.
Открытие, редактирование и модификация таблицы.
Предъявление таблицы на экран.
|
|
Управление записями: добавление, редактирование, удаление и навигация.
Индексирование: понятие индекса, типы индексных файлов. Создание, активация и удаление индекса. Переиндексирование.
Сортировка, поиск и фильтрация данных.
|
Взаимосвязи между таблицами: установление и удаление. Типы ключей. Способы объединения таблиц.
|
Создание программных файлов. Модульность программ. Область действия переменных.
|
Типы меню. Работа с меню: создание, модификация, активация и удаление.
|
Работа с окнами: создание, модификация, активация и удаление.
|
Создание экранной формы: свойства, события и методы.
Элементы управления: свойства, события и методы.
|
Формирование и вывод отчетов
|
Практическое занятие№4. Проектирование структуры базы данных. Нормализация таблиц.
| 2
|
Лабораторная работа №1. Создание базы данных в программе MS Access, определение полей и типы данных. Нормализация таблиц.
Лабораторная работа №2. Открытие, редактирование и пополнение табличного файла.
Лабораторная работа №3.Модификация структуры табличного файла.
Лабораторная работа №4. Индексирование и сортировка таблиц.
Лабораторная работа №5. Поиск, сортировка и фильтрация данных в MS Access.
Лабораторная работа № 6. Поиск данных в таблице. Установка даты и вывод записей на экран
Лабораторная работа №7Работа со связями, ключевыми полями и индексами. Ссылочная целостность.
Лабораторная работа №8.Создание меню различных типов.
Лабораторная работа №9. Создание элементов управления рабочим окном.
Лабораторная работа №. 10.Создание запросов.
Лабораторная работа №. 11.Создание форм
Лабораторная работа №. 12. Создание кнопочных форм
Лабораторная работа №. 13. Создание файла проекта базы данных: создание форм и их форматирование.
Лабораторная работа №14. Создание сложных многотабличных форм.
Лабораторная работа №15. Создание отчетов
Лабораторная работа №16.Создание отчетов в режиме Конструктор
Лабораторная работа №17.Работа с макросами
| 34
|
Тема 2.4.
Физическая организация данных
| Содержание учебного материала
| 4
|
Механизмы среды хранения и архитектура СУБД
Пространство памяти и размещение хранимых данных
Структура хранимых данных
|
|
Виды адресации хранимых записей Организация связей между хранимыми записями
|
Тема 2.5.
Управление реляционной базой данных
| Содержание учебного материала
| 4
|
Управление данными – основа администрирования БД.
Основная концепция управления данными.
|
|
Организация управления данными.
Администрирование БД.
|
| Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим и лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических и лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите.
Тематика рефератов (докладов, презентаций, индивидуальных творческих заданий)
Написание реферата. Реферат расширяет содержание учебного материала. Задание выдается индивидуально.
| 18
|
|
Раздел 3.
| Языки баз данных
| 16
|
Тема 3.1.
Язык SQL
| Содержание учебного материала
| 6
|
Язык запросов SQL
|
| 2
|
Команды языка запросов SQL на изменение: создание файла базы данных, создание таблицы, добавление, редактирование и удаление
записей.
|
Запрос на выборку данных: выборка данных из одной таблицы или нескольких таблиц, с сортировкой и группировкой данных, с условием отбора записей (фильтрацией).
|
Лабораторная работа №14. Создание запросов SQL.
Лабораторная работа №15. Создание запросов SQL на объединение, на изменение.
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим и лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических и лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите.
Тематика рефератов (докладов, презентаций, индивидуальных творческих заданий)
Написание реферата. Реферат расширяет содержание учебного материала. Задание выдается индивидуально.
| 6
|
|
Раздел 4.
| Использование базы данных
| 15
|
Тема 4.1. Обеспечение функционирования баз данных
| Содержание учебного материала
| 4
|
Организация системы управления БД
|
| 2
|
Обобщенная технология работы с БД
|
Тема 4.2.
Новые технологии БД
| Содержание учебного материала
| 4
|
Современные информационные технологии – мониторинг информационных ресурсов; добыча знаний на основе БД; применение case – технологий для проектирования БД и приложений;
|
| 2
|
Современные информационные технологии – распространение данных с широким применением Web – технологий; ГИС для визуализации данных и создания электронных справочных пособий.
|
Тема 4.3.
Современные СУБД
| Содержание учебного материала
| 3
|
Многоплатформные СУБД. СУБД, ориентированные на конкретные платформы. СУБД семейства XBase, Dbase.
|
| 2
3
|
Перспективы развития БД и СУБД
|
| Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите.
| 4
|
Курсовая работа
| Работа над построением реляционной базы данных (с использованием методических рекомендаций преподавателя).
| 30
|
| Самостоятельная работа
Выполнение индивидуальных заданий, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для курсовой работы.
| 24
|
| Итого
| 187
|
|