МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ДИСЦИПЛИН В АГРАРНОМ ВУЗЕ
В.А. Титова
Волгоградский государственный аграрный университет
Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary. In this article the authors provide a description, method and procedures of work with two educational-methodical manuals in the modern system of education among the students in the areas of the third generation.
Key words: educational-methodical manual, computer science, standards of the third generation. После опубликования учебно-методического пособия «Информатика с основами математической биостатистики» на протяжении двух лет оно успешно применяется на лабораторно-практических занятиях у студентов направления «Ветеринария», обучающихся на факультете «Биотехнологий и ветеринарной медицины» в аграрном вузе, об опыте проведения занятий по данному пособию был написан доклад с выступлением на научно-методической конференции «Профессиональное аграрное образование ХХI века: новые стандарты, методики, технологии» (Волгоград, 2012).
В другом же учебно-методическом пособии технического направления представлен процесс создания и разработки реляционных баз данных, которые предназначены для непосредственной работы в пакете прикладных программ MS Office Access, что необходимо для обучения студентов по направлению «Технология общественного питания». Данное пособие в декабре 2013 годы было представлено на конкурс «Золотой Корифей» (г. Ростов-на-Дону), в котором в номинации «Технические науки» завоевало диплом 3 степени.
При изучении данных дисциплин «Информатика с основами математической биостатистики» и «Автоматизированные базы данных» должны быть сформированы такие общекультурные компетенции, как владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности.
По стандартам третьего поколения в результате освоения данных дисциплин обучающиеся должны
знать: устройство персонального компьютера, методы сбора и обработки информации, законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью компьютерных технологий;
уметь: применять вычислительную технику в своей деятельности, создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета для поиска необходимой информации
владеть: знаниями об основных физических, химических и биологических законах; навыками использования современных программных продуктов и математического аппарата для решения профессиональных задач.
Информатика относится к категории социально-технических научных дисциплин. Её предметом является информационный обмен между людьми, возникающий в процессе их совместной деятельности. Объектами информатики являются аппаратное, программное и информационное обеспечение вычислительной техники. В новом стандарте четко прописано: выпускники должны знать устройство персонального компьютера и уметь применять вычислительную технику в своей деятельности.
Математическая биостатистика – раздел математики, разрабатывающий методы регистрации, описания и анализа данных наблюдений и экспериментов в биологии с целью построения моделей случайных массовых явлений. Поэтому будущие специалисты должны владеть знаниями об основных физических, химических и биологических законах и их использовании в ветеринарии; методами наблюдения и эксперимента, знать методы математической и вариационной статистики в биологической и ветеринарной науке.
Содержательными линиями математической биостатистики являются описательная статистика, применяющая для интерпретации и визуализации данных совокупность эмпирических методов с использованием возможностей современных компьютеров и теория оценивания и проверки гипотез, опирающаяся на вероятностные модели происхождения данных.
Реляционные базы данных к которым относится MS Access позволяют решить серьезные проблемы, которые встречались в ранних типах б/д.
Базы данных как одно из направлений теории информации представляют собой методы и средства разработки компьютерных информационных систем, основу которых составляют особым образом структурированные файлы, предоставляющие пользователю эффективные методы получения и анализы данных, необходимых для принятия оптимального решения.
Теория разработки баз данных - сравнительно молодая область науки, однако базы данных являются сегодня основой таких направлений в разработке автоматизированных систем обработки информации, как системы искусственного интеллекта, экспертные системы, системы автоматизированного конструкторского и технологического проектирования.
В Microsoft Access поддерживаются три метода создания
Создание базы данных с помощью мастера
Создание базы данных с помощью шаблона
Создание пустой базы данных без помощи мастера
В соответствии с учебным планом трудоемкость дисциплин изучается на первом курсе в первом семестре по направлению «Ветеринария» и на втором курсе в третьем-четвертом семестре по направлению «Технология общественного питания». Лекционные часы внутри этих двух дисциплин распределены в сочетании 2:1, в сумме за семестр на лекции отводится 18 часов.
При выделении дидактических единиц дисциплины необходимо учитывать как трудоемкость отдельных блоков информатики и биостатистики, так и то, что информатика является ее доминирующей составляющей.
На лабораторно-практических занятиях обе базовые составляющие информатики с основами математической биостатистики были тесно переплетены. В течение семестра будущие специалисты выполнили четыре разных по объему лабораторные работы. Первая лабораторная работа выполнялась в MS Word и называлась «Реферат по статистике». В ходе ее выполнения отрабатывались с одной стороны навыки оформления документов – построение таблиц, вставка рисунков, организация автоматизированных оглавления и подписей объектов, а с другой стороны было осуществлено первое знакомство с базовыми понятиями математической биостатистики: генеральная и выборочная совокупности, выборочный метод, способы организации выборок. Первые простейшие формулы математической статистики обучающиеся учились правильно набирать в Microsoft Equation 3.0. В дальнейшем, при выполнении уже других лабораторных работ, на протяжении всего семестра, реферат дополнялся, появлялись новые разделы, например, «Геометрическая иллюстрация статистических рядов», из Excel импортировались диаграммы: полигон, гистограмма и кумулята.
Вторая, третья и четвертая лабораторные работы, в ходе которых рассматривалось построение дискретных и интервальных вариационных рядов, регрессия и корреляция, были выполнены в MS Excel: изучались возможности электронных таблиц: оформление ячеек, создание и копирование формул, абсолютные и относительные ссылки, построение диаграмм. Рассматривались различные встроенные функции (статистические в том числе) и некоторые надстройки: «Поиск решения» и «Анализ данных». Возможности MS Excel в области решения статистических задач очень велики, но в условиях дефицита аудиторных занятий многое осталось «за кадром». Однако сочетание информатики и статистики является очень удачным, и хочется надеяться, что и на старших курсах появятся подобные дисциплины.
На лабораторно-практических занятиях по автоматизированным базам данных основной упор делался на работе в СУБД Ms Access.
Лабораторные работы предусматривают создание б/д «Склад», содержащей данные по продукции, поставке и производстве данного вида товара. В работах создаются структура таблиц данных, их объединение с помощью инструмента «Схема данных», а также наполняются данными таблицы базы данных. В последующих практических занятиях студенты работают над созданием запросов (простых и сложных), формах, отчетах, макросах, а также над созданием Главной кнопочной формы.
Кроме выполнения лабораторных работ, проводились практические и контрольные занятия, на которых применялись тесты.
Вопросы и примерные задачи, расписание консультаций и экзаменов, материалы лекций и лабораторных работ – все это регулярно высылалось на специально созданный для студентов электронный адрес.
Некоторые вопросы и темы дисциплин неизбежно выносятся на самостоятельное изучение. Студентам-ветеринарам для самостоятельного изучения Power Point было предложено создать презентацию. Студентам, обучающимся по направлению «Технология общественного питания», в рамках курсовой работы, в течение семестра необходимо разработать и создать свою БД в соответствии с представленной тематикой, а в конце защитить свой проект. Библиографический список
Богданов, С.И. Создание и ведение реляционных баз данных в СУБД Access (учебно-методическое пособие). Богданов С.И., Рогачев А.Ф., Титова В.А. Волгоград: ВолГАУ, 2013
Карева, Н.В. Информатика с основами математической биостатистики для студентов специальности 111801 «Ветеринария» (учебно-методическое пособие). Карева Н.В., Богданов С.И., Титова В.А. Волгоград: ВолГАУ, 2012
Карева, Н.В. Методические особенности преподавания дисциплины «Информатика с основами математической биостатистики» студентам специальности «Ветеринария». Н.В. Карева, Е.А. Несмиянова, В.А. Титова. Профессиональное аграрное образование 21 века: новые стандарты, методики, технологии: материалы научно-методическая конференция, Россия, Волгоград, 2012г. Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2012. – Ч. 1– С.311-314
Титова, В.А. Информационные технологии в инженерном образовании. В.А. Титова, Д.Е. Андронов, Р.В. Власов. Информационное общество: современное состояние и перспективы развития: материалы I молодежного студенческого форума. Россия, Краснодар. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – с.136-139
Титова, В.А. Моделирование поведения студентов старших курсов университета социально-культурного направления. В.А. Титова, Т.В. Плещенко. Журнал «Современные наукоемкие технологии», Изд. дом. «Академия естествознания»
|