В. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary





Скачать 69.01 Kb.
НазваниеВ. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary
Дата публикации14.11.2014
Размер69.01 Kb.
ТипМетодические разработки
100-bal.ru > Информатика > Методические разработки
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ДИСЦИПЛИН В АГРАРНОМ ВУЗЕ

В.А. Титова

Волгоградский государственный аграрный университет

Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия
Summary. In this article the authors provide a description, method and procedures of work with two educational-methodical manuals in the modern system of education among the students in the areas of the third generation.

Key words: educational-methodical manual, computer science, standards of the third generation.
После опубликования учебно-методического пособия «Информатика с основами математической биостатистики» на протяжении двух лет оно успешно применяется на лабораторно-практических занятиях у студентов направления «Ветеринария», обучающихся на факультете «Биотехнологий и ветеринарной медицины» в аграрном вузе, об опыте проведения занятий по данному пособию был написан доклад с выступлением на научно-методической конференции «Профессиональное аграрное образование ХХI века: новые стандарты, методики, технологии» (Волгоград, 2012).

В другом же учебно-методическом пособии технического направления представлен процесс создания и разработки реляционных баз данных, которые предназначены для непосредственной работы в пакете прикладных программ MS Office Access, что необходимо для обучения студентов по направлению «Технология общественного питания». Данное пособие в декабре 2013 годы было представлено на конкурс «Золотой Корифей» (г. Ростов-на-Дону), в котором в номинации «Технические науки» завоевало диплом 3 степени.

При изучении данных дисциплин «Информатика с основами математической биостатистики» и «Автоматизированные базы данных» должны быть сформированы такие общекультурные компетенции, как владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности.

По стандартам третьего поколения в результате освоения данных дисциплин обучающиеся должны

знать: устройство персонального компьютера, методы сбора и обработки информации, законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью компьютерных технологий;

уметь: применять вычислительную технику в своей деятельности, создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета для поиска необходимой информации

владеть: знаниями об основных физических, химических и биологических законах; навыками использования современных программных продуктов и математического аппарата для решения профессиональных задач.

Информатика относится к категории социально-технических научных дисциплин. Её предметом является информационный обмен между людьми, возникающий в процессе их совместной деятельности. Объектами информатики являются аппаратное, программное и информационное обеспечение вычислительной техники. В новом стандарте четко прописано: выпускники должны знать устройство персонального компьютера и уметь применять вычислительную технику в своей деятельности.

Математическая биостатистика – раздел математики, разрабатывающий методы регистрации, описания и анализа данных наблюдений и экспериментов в биологии с целью построения моделей случайных массовых явлений. Поэтому будущие специалисты должны владеть знаниями об основных физических, химических и биологических законах и их использовании в ветеринарии; методами наблюдения и эксперимента, знать методы математической и вариационной статистики в биологической и ветеринарной науке.

Содержательными линиями математической биостатистики являются описательная статистика, применяющая для интерпретации и визуализации данных совокупность эмпирических методов с использованием возможностей современных компьютеров и теория оценивания и проверки гипотез, опирающаяся на вероятностные модели происхождения данных.

Реляционные базы данных к которым относится MS Access позволяют решить серьезные проблемы, которые встречались в ранних типах б/д.

Базы данных как одно из направлений теории информации представляют собой методы и средства разработки компьютерных информационных систем, основу которых составляют особым образом структурированные файлы, предоставляющие пользователю эффективные методы получения и анализы данных, необходимых для принятия оптимального решения.

Теория разработки баз данных - сравнительно молодая область науки, однако базы данных являются сегодня основой таких направлений в разработке автоматизированных систем обработки информации, как системы искусственного интеллекта, экспертные системы, системы автоматизированного конструкторского и технологического проектирования.

В Microsoft Access поддерживаются три метода создания

  • Создание базы данных с помощью мастера

  • Создание базы данных с помощью шаблона

  • Создание пустой базы данных без помощи мастера

В соответствии с учебным планом трудоемкость дисциплин изучается на первом курсе в первом семестре по направлению «Ветеринария» и на втором курсе в третьем-четвертом семестре по направлению «Технология общественного питания». Лекционные часы внутри этих двух дисциплин распределены в сочетании 2:1, в сумме за семестр на лекции отводится 18 часов.

При выделении дидактических единиц дисциплины необходимо учитывать как трудоемкость отдельных блоков информатики и биостатистики, так и то, что информатика является ее доминирующей составляющей.

На лабораторно-практических занятиях обе базовые составляющие информатики с основами математической биостатистики были тесно переплетены. В течение семестра будущие специалисты выполнили четыре разных по объему лабораторные работы. Первая лабораторная работа выполнялась в MS Word и называлась «Реферат по статистике». В ходе ее выполнения отрабатывались с одной стороны навыки оформления документов – построение таблиц, вставка рисунков, организация автоматизированных оглавления и подписей объектов, а с другой стороны было осуществлено первое знакомство с базовыми понятиями математической биостатистики: генеральная и выборочная совокупности, выборочный метод, способы организации выборок. Первые простейшие формулы математической статистики обучающиеся учились правильно набирать в Microsoft Equation 3.0. В дальнейшем, при выполнении уже других лабораторных работ, на протяжении всего семестра, реферат дополнялся, появлялись новые разделы, например, «Геометрическая иллюстрация статистических рядов», из Excel импортировались диаграммы: полигон, гистограмма и кумулята.

Вторая, третья и четвертая лабораторные работы, в ходе которых рассматривалось построение дискретных и интервальных вариационных рядов, регрессия и корреляция, были выполнены в MS Excel: изучались возможности электронных таблиц: оформление ячеек, создание и копирование формул, абсолютные и относительные ссылки, построение диаграмм. Рассматривались различные встроенные функции (статистические в том числе) и некоторые надстройки: «Поиск решения» и «Анализ данных». Возможности MS Excel в области решения статистических задач очень велики, но в условиях дефицита аудиторных занятий многое осталось «за кадром». Однако сочетание информатики и статистики является очень удачным, и хочется надеяться, что и на старших курсах появятся подобные дисциплины.

На лабораторно-практических занятиях по автоматизированным базам данных основной упор делался на работе в СУБД Ms Access.

Лабораторные работы предусматривают создание б/д «Склад», содержащей данные по продукции, поставке и производстве данного вида товара. В работах создаются структура таблиц данных, их объединение с помощью инструмента «Схема данных», а также наполняются данными таблицы базы данных. В последующих практических занятиях студенты работают над созданием запросов (простых и сложных), формах, отчетах, макросах, а также над созданием Главной кнопочной формы.

Кроме выполнения лабораторных работ, проводились практические и контрольные занятия, на которых применялись тесты.

Вопросы и примерные задачи, расписание консультаций и экзаменов, материалы лекций и лабораторных работ – все это регулярно высылалось на специально созданный для студентов электронный адрес.

Некоторые вопросы и темы дисциплин неизбежно выносятся на самостоятельное изучение. Студентам-ветеринарам для самостоятельного изучения Power Point было предложено создать презентацию. Студентам, обучающимся по направлению «Технология общественного питания», в рамках курсовой работы, в течение семестра необходимо разработать и создать свою БД в соответствии с представленной тематикой, а в конце защитить свой проект.
Библиографический список

  1. Богданов, С.И. Создание и ведение реляционных баз данных в СУБД Access (учебно-методическое пособие). Богданов С.И., Рогачев А.Ф., Титова В.А. Волгоград: ВолГАУ, 2013

  2. Карева, Н.В. Информатика с основами математической биостатистики для студентов специальности 111801 «Ветеринария» (учебно-методическое пособие). Карева Н.В., Богданов С.И., Титова В.А. Волгоград: ВолГАУ, 2012

  3. Карева, Н.В. Методические особенности преподавания дисциплины «Информатика с основами математической биостатистики» студентам специальности «Ветеринария». Н.В. Карева, Е.А. Несмиянова, В.А. Титова. Профессиональное аграрное образование 21 века: новые стандарты, методики, технологии: материалы научно-методическая конференция, Россия, Волгоград, 2012г. Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2012. – Ч. 1– С.311-314

  4. Титова, В.А. Информационные технологии в инженерном образовании. В.А. Титова, Д.Е. Андронов, Р.В. Власов. Информационное общество: современное состояние и перспективы развития: материалы I молодежного студенческого форума. Россия, Краснодар. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – с.136-139

  5. Титова, В.А. Моделирование поведения студентов старших курсов университета социально-культурного направления. В.А. Титова, Т.В. Плещенко. Журнал «Современные наукоемкие технологии», Изд. дом. «Академия естествознания»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary iconМетодические указания по выполнению реферата Волгоград
Ысшего профессионального образования «волгоградский государственный технический университет» камышинский технологический институт...
В. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Выполнение контрольной работы по итогам изучения курса немецкого языка: методические указания / Сост. М. Ф. Меренок; Волгоград гос...
В. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary iconВ. И. Шаховский Волгоградский государственный педагогический университет, г. Волгоград
Ключевые слова: эмоция, эмотиология, коммуникация, языковой знак, эмотивная лексика
В. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary iconПопова А. Н. Волгоград, 2005. 110 с. Практическая терапевтическая...
Гбоу впо «волгоградский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения российской федерации
В. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary iconОптимизация обработки светло-каштановых почв в полупустынной зоне волгоградского заволжья
Работа выполнена на кафедре земледелия и агрохимии фгбоу впо «Волгоградский государственный аграрный университет»
В. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место работы: фгбоу впо «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград, преподаватель иностранных языков, аспирант, специалист...
В. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Волгоград 2010
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный...
В. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary iconКоммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса
Защита состоится 10 июня 2011 г в 10: 00 на заседании диссертационного совета д 212. 029. 02 при гоу впо «Волгоградский государственный...
В. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «программный продукт...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волгоградский государственный...
В. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary iconУчреждение высшего профессионального образования «волгоградский государственный...
Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности: методические указания к проведению практических занятий / Сост....
В. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary iconСлепцов В. В. Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал, Ачинск, Россия
Вы держите в руках справочное издание для тех, кто стоит перед выбором направления своего жизненного пути, профессиональной судьбы...
В. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«разработать информационно техническую систему по анализу состояния топливно-энергетической базы объектов агропромышленного комплекса...
В. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary iconУченого пособия
Территориальное Управление по Быковскому району, л/счет 02927020001 моу быковская сош №1 р/счет 40204810700000000015, бик 041806001...
В. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary iconФедерального государственного образовательного учреждения высшего...
Высшего профессионального образования «красноярский государственный аграрный университет»
В. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary iconФгбоу впо «дагестанский государственный аграрный университет имени М. М. Джамбулатова»
Фгбоу впо «дагестанский государственный аграрный университет имени М. М. Джамбулатова» (Лицензия: серия 09Л01 №0000564, регистрационный...
В. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г. Волгоград, Волгоградская область, Россия Summary iconКузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск