Кузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия





Скачать 86.35 Kb.
НазваниеКузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
Дата публикации14.07.2013
Размер86.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Кузьменко М.В.

Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
Nowadays the question of humanization of education is very important. The author of the article explains the concept «humanization» and gives the examples of using the technologies of humanization in education. These technologies and methods help to raise the level of morality among young people.
Проблемы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодежи всегда были и будут находиться в центре внимания. Не случайно основополагающими принципами государственной политики России в области образования является его «гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, уважение к правам человека...».

На сегодняшний день можно наблюдать моральную деградацию среди молодого поколения. Несмотря на то что, XX век является веком научных открытий и свершений, выдающихся достижений в медицине и технике, развития компьютерной индустрии и средств массовой коммуникации, все же технический прогресс не сопровождается нравственным совершенствованием человека.

Средства массовой информации, умело манипулируя общественным мнением, формируют образ "героя нашего времени" как беспринципного прагматика, руководствующегося в своей жизни принципом "цель всегда оправдывает средства". Таким образом, основными стимулами продолжают оставаться стремления людей к достижению превосходства и к наживе любой ценой. Во всех сферах нашей жизни обман, агрессия, жестокость и террор становятся привычным явлением. Насилием разрешаются национальные и расовые конфликты. В мире все чаще происходят революции и катастрофы, ведутся жестокие разрушительные войны. Уголовная преступность уносит жизни тысяч людей. Существуют проблемы насилия над природой, над людьми в сфере производства, скрытого насилия в сфере образования, жестокого обращение с детьми в семьях. Также фиксируется рост алкогольной и наркотической зависимости, подростковой преступности, количества неблагополучных семей и беспризорников Социологи, педагоги и психологи обеспокоены отношением молодежи к общечеловеческим ценностям. Всё это не может не оказывать негативного влияния на подрастающее поколение.

В таких условиях следует «понять, как человеку остаться человеком в духовном смысле этого слова, человеком не только разумным, но и сознающим, то есть совестливым».

Обществу нужны новые ориентиры и идеалы, которые бы сделали человека более ответственным за все происходящее в мире. Нравственное совершенствование, гуманизация во всех сферах человеческой деятельности является единственной альтернативой, способной вывести человечество из кризисов, порожденных XX веком. Особая роль здесь отводится образованию, которое должно «содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, поддержанию мира». (Всеобщая декларация прав человека).

Таким образом, главным в образовательном процессе является обращение к педагогике, основанной на идеях гуманизма.

В этой связи особенное значение приобретает воспитание, направленное на формирование у молодежи культуры ненасилия, гуманного отношения к людям и природе, ответственности за свое поведение и поступки.

Рассмотрим более подробно, что представляет собой гуманистическая педагогика.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человеческих отношений между людьми.

Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к людям.

Гуманный – человечный, человеколюбивый, отличающийся гуманностью.

С 1984 г. в основу перестройки отечественного образования положены ряд принципов (интеграции всех воспитывающих сил общества; дифференциации и индивидуализации – создание условий для полного проявления и развития способностей каждого обучающегося; демократизации – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов), важнейший из которых – принцип гуманизации образования: усиление внимания к личности каждого обучабщегося как к высшей ценности общества; установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.

Постараемся выяснить, что конкретно предполагает гуманизация образования.

Гуманизация образования предполагает действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат им безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь, труд и в профессиональное образование. Это означает, что все школы должны быть обеспечены квалифицированными кадрами, чтобы велись все учебные дисциплины и на должном уровне, что учебные заведения не должны быть переполнены излишним контингентом учащихся, что материально-техническое и информационное обеспечение образовательных учреждений должно быть полноценным.

Гуманизация образования означает также уважение и принятие студента как личности; обязательный учет интеллектуальных, физических, нравственно-психологических особенностей молодежи. Такой учет реализуется через содержание программ обучения, создание материальных условий и благоприятного нравственно-психологического климата в учебном заведении, через профессиональный уровень преподавателей, систему управления, призванных создать для учащихся гуманизированные условия деятельности. И здесь, конечно, необходимо помнить следующее условие: нельзя сформировать учащегося как гуманную, свободную, творческую личность, если сам педагог – не свободная, не творческая личность. Отсюда следует вывод о необходимости гуманизации прежде всего личности учителя, условий его деятельности.

Гуманизация образования предполагает также необходимость помочь студенту самореализоваться в жизни.

Средством гуманизации образования является, в частности, его гуманитаризация – проникновение гуманитарного знания и его методов в содержание естественнонаучных дисциплин, а также увеличение доли гуманитарного образования в разных педагогических системах образования.

Гуманитарный – а) относящийся к человеку и его культуре; обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека; б) гуманитарные науки – общественные науки (философия, история, политология, право, экономика), филология, искусствоведение.

Если анализировать, в чем в настоящий момент состоит изменение содержания образования в интересах формирования личности учащегося, то, прежде всего, стоит выделить такое понятие как гуманитаризация: увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебном плане; проникновение гуманитарных знаний и их методов в содержание естественнонаучных дисциплин (например, преподаватели обращаются к вопросам истории развития науки, к личности ученых, к этике своей науки и т.д.).

Это появление новых учебных дисциплин: МХК, логики, истории философии, этики, культуры общения, экологии, основ экономических знаний, информатики и других, которые всесторонне развивают личность учащегося.

Это обновление знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с новейшими открытиями в науке, технике, культуре.

Это появление интегративных учебных курсов («Концепции современного естествознания», «Человек и религия» и др.), которые помогают воссоздавать единую картину мира.

Говоря о понятиях гуманизации и гуманитаризации, важно подчеркнуть роль педагогический деятельности в становлении и развитии данных процессов. Остановимся подробнее на способах (методах) и средствах педагогической деятельности. Мотивы деятельности педагога мы можем охарактеризовать как желание развивать у учащихся гуманные черты характера и способствовать формированию позитивных форм поведения. Характеризуя педагогическую деятельность с точки зрения главного общего содержания и самых значительных результатов, к которым она стремится, можно ее назвать деятельностью помощи воспитуемым, деятельностью милосердия и гуманизма.

Педагогическая деятельность должна быть направлена на создание благоприятной «социальной ситуации развития личности» и учитывать результаты анализа влияния социальных и биологических факторов (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко). Она превращает учащегося «в активного преобразователя этой среды и в воспитателя собственной личности» (В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Она стимулирует социально ценные сдвиги в потребностно-мотивационной сфере личности, в сознании и самопознании (Б.М. Теплов, Л.Ю. Гордин).

Ученые, и учителя-практики стремятся к тому, чтобы инновации (нововведения) в педагогике и психологии, в методиках обучения гуманизировали, очеловечивали образовательно-воспитательный процесс, т.е. процесс формирования гуманной, демократической личности каждого студента.

Гуманистическую педагогику чаще всего называют инновационной. Но инновационная она только для нас: лучшие западные системы уже давно эволюционируют в сторону гуманистической ориентации и постепенно трансформируются в систему новых отношений.

Рассмотрим подробнее сущность гуманистической педагогики.

Приведем еще одно определение понятию «гуманизм».

Гуманизм (от лат. Humanus – человеческий, человечный) – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, проявление и развитие своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т. д.)

Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. С позиции гуманизма конечная цель состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, общения и познания, свободной, самостоятельной личностью. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность.

У гуманистической педагогики есть несколько отличительных признаков:

– смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;

– сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности;

– обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучающимся, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

Раскрывая понятие гуманизации образования, важно подчеркнуть значимость развития гармоничной, самостоятельной, здоровой, свободной, творческой и думающей личности. Результат в этой области достигается с помощью грамотно организованной педагогической деятельности преподавателя, а также благодаря созданию благоприятных условий и внедрению инновационных технологий и принципов, а также новых форм работы в образовательный процесс.

Также важно, чтобы мероприятия гуманистической направленности не носили пропагандистский, эпизодический характер. В плане правовой основы воспитания молодого поколения следует опираться на Закон «Об образовании».

Необходимо подчеркнуть, что развитие институтов гражданского общества в России играет огромную роль в воспитании.

Но следует помнить, что одни только образовательные учреждения не решат проблем воспитания. Необходима согласованность между обществом, семьей, государством. Вопросы взаимодействия играют огромную роль. Поддержка семей, взаимодействие между учебным заведением и семьей не менее важны, чем обеспечение развития качественного образования.

Сегодняшняя ситуация обязывает принять срочные меры по обеспечению позитивного духовно-нравственного климата в стране, в каждой организации, образовательном учреждении и в каждой семье. Помочь справиться с этой нелегкой задачей призваны федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В центре Концепции – идеи поликультурности и базовых ценностей российского общества, среди которых патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, уважение к религии, искусству и литературе, семье, труду и творчеству.

Помимо этого в Государственной Думе разработано 16 законопроектов, направленных на защиту детей от негативной информации, на борьбу с детской порнографией, защиту прав детей, их надлежащее воспитание.

Таким образом, мы видим, что укрепление воспитательного аспекта ведется за счет гуманизации и гуманитаризации образования, сотрудничества всех социальных институтов общества, разработки нормативно-правовых документов.

Необходимо продолжать работать в данном направлении и выработать такие подходы, которые позволят сохранить образовательный потенциал и вернуть духовно-нравственную составляющую в образование.
Литература

1. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика ненасилия. - М., 1994. - С. 19.

2. «Школа учит, общество воспитывает», Парламентская газета от 26.03.10, стр. 7.

3. http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/12_01.html

4. http://www.referun.com/n/traditsiya-nenasiliya-v-istorii-russkoy-pedagogicheskoy-mysli

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия iconФедерального государственного образовательного учреждения высшего...
Высшего профессионального образования «красноярский государственный аграрный университет»
Кузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия iconСлепцов В. В. Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал, Ачинск, Россия
Вы держите в руках справочное издание для тех, кто стоит перед выбором направления своего жизненного пути, профессиональной судьбы...
Кузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия iconГаврилкова Н. Ю. Красноярский государственный аграрный университет,...
Конкурсная документация на проведение открытого публичного конкурса на получение грантов Правительства Российской Федерации для государственной...
Кузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия iconОсновные принципы обеспечения безопасности труда
Подготовил к б н., доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Хакасского филиала фгоу впо «Красноярский государственный аграрный...
Кузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия iconВ. А. Титова Волгоградский государственный аграрный университет Г....
Методические разработки для преподавания информационных дисциплин в аграрном вузе
Кузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия iconВопросы для подготовки к зачету для слушателей заочного обучения по курсу «Конфликтология»
Конфликтология в социальной работе: Рабочая программа / составитель А. Н. Гончарова. Красноярск: Красноярский государственный университет,...
Кузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия iconБорник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Кузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия iconФгбоу впо «дагестанский государственный аграрный университет имени М. М. Джамбулатова»
Фгбоу впо «дагестанский государственный аграрный университет имени М. М. Джамбулатова» (Лицензия: серия 09Л01 №0000564, регистрационный...
Кузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия iconЛитература государственное бюджетное образовательное учреждение высшего...
«Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства
Кузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия iconЛитература государственное бюджетное образовательное учреждение высшего...
«Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства
Кузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия iconСборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Кузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия iconРоссийской Федерации Департамент кадровой политики и образования...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (М., 2000), программы для высших сельскохозяйственных...
Кузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Основными причинами уменьшения площади сельхозугодий являются проявления эрозии почв, недостаточно продуманный отвод земель для несельскохозяйственных...
Кузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Кузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Кузьменко М. В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск