Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013





НазваниеБорник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013
страница1/5
Дата публикации30.04.2015
Размер0.61 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Военное дело > Реферат
  1   2   3   4   5
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра анатомии и гистологии человека


Антропология

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения)

Красноярск

2013

УДК

ББК

С
Антропология : сб. методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 – Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) / сост. Е.П. Шарайкина. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2013. – 50 с.


Составитель: д.м.н., профессор Шарайкина Е.П.


Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям предназначен для обучающихся для использования во время аудиторной работы. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2011г. по специальности 030401 – Клиническая психология (очно-заочная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2012 г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.


Рецензенты:

- заведующий кафедрой оперативной хирургии с курсом топографической анатомии ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития РФ, д.м.н., профессор Горбунов Н.С.;
- директор института фундаментальной биологии и биотехнологии ФГАОУ ВПО Сибирского федерального университета, профессор Сапожников В.А.
Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №___ от «___» ____________ 2013).

КрасГМУ

2013 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..4

Занятие № 1 «Эволюционная антропология. Теории происхождения человека. Организм человека»...............................................................................5

Занятие №2 «Возрастная антропология. Конституциональная антропология» ……………………….............................................................................................19

Занятие №3 «Расоведение, этническая и популяционная антропология»……………….…………………………………………………..30

Занятие № 4 «Психологические характеристики. Мозг и психика. Сознание. Поведение человека» …………………………………………………………36

Список литературы ….………………………………………………………. 50

ВВЕДЕНИЕ

Аудиторная работа обучающихся специальности «Клиническая психология» по дисциплине «Антропология» на кафедре анатомии и гистологии человека построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010). Изучение дисциплины основано на формировании у обучающися общекультурных и профессиональных компетенций: способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять естественно-научную сущность проблем, формировать системный подход к анализу медицинской информации, используя знания эволюционных закономерностей становления человеческого сообщества.

Дисциплина «Антропология» является вузовским компонентом учебного плана специальности 030401 – Клиническая психология и призвана формировать у обучающихся:

- знания анатомо-физиологических, возрастно-половых и индивидуальных особенностей строения и развития здорового человека, механизмов реакций организма при взаимодействии с внешней средой, общих закономерностей происхождения и развития жизни, антропогенеза и онтогенеза человека, закономерностей наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболеваний человека, основных понятий и проблем биосферы и экологии;

- умение пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности, производить расчеты по результатам исследования, объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков;

- навыки владения антропологическим понятийным аппаратом, антропологическим инструментарием, методами расчета антропологических индексов, методами изучения наследственности у человека.

«Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине «Антропология» предназначен для обучающихся первого курса специальности 030401 – Клиническая психология (очно-заочная форма обучения), содержит необходимые рекомендации для самостоятельной аудиторной работы. Структура каждого занятия соответствует стандарту университета «Система менеджмента качества. Учебно-методические комплексы дисциплин. СТО СМК 4.2.01-11» и содержит название темы, значение, цели занятия в соответствии с ФГОС ВПО, план изучения темы, рекомендации по выполнению НИРС. План изучения темы включает контроль исходного уровня знаний в виде тестовых заданий, основные понятия и положения темы, перечень практических навыков, итоговый контроль знаний в виде теоретических и практических вопросов и ситуационных задач.

В сборнике предложен перечень обязательной и дополнительной литературы.

1. Занятие № 1.

Тема: «Эволюционная антропология. Теории происхождения человека. Организм человека». Место человека в системе животного мира. Прародина человечества. Факторы, критерии и социальные аспекты гоминизации. Организм человека как продукт биологической эволюции – сложнейшая система иерархии систем и подсистем, объединенных общностью строения и выполняемых функций.

2. Форма организации занятия: практическое.

3. Значение изучения темы. Приобретение научно-практического профиля своей профессиональной деятельности в качестве клинического психолога.

4. Цели обучения:

- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК);

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

- учебная:

знать различные теории происхождения человека;

уметь провести дискуссию по теориям происхождения человека;

владеть способностью и готовностью к овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний (тестирование).

Выбрать один правильный ответ.
1.СЕМИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ АНТРОПОГЕНЕЗА НАПИСАНА

1) К. Линнеем

2) К. Галеном

3) Ч.Дарвином

4) В.Н.Татищевым
2. 60 МЛН. ЛЕТ НАЗАД В ЭОЦЕНЕ ПОЯВИЛИСЬ

1) первые человекообразные обезьяны

2) современные млекопитающие

3) Homo sapiens

4) динозавры
3. 35 МЛН. ЛЕТ НАЗАД В ОЛИГОЦЕНЕ ПОЯВИЛИСЬ

1) современные млекопитающие

2) насекомоядные

3) Homo sapiens

4) первые человекообразные обезьяны

4. В АНТРОПОГЕНЕЗЕ ВЫДЕЛЯЮТ ВСЕ СТАДИИ, КРОМЕ

1) архантропы

2) палеоантропы

3) неоантропы

4) антропоморфы
5. ПРЕДКИ ПРИМАТОВ, ЖИВШИЕ 70 МЛН ЛЕТ НАЗАД, БЫЛИ

1) мелкое насекомоядное

2) лемуры

3) тупайи

4) долгопяты
6. ПРЕДКОМ ДРИОПИТЕКА СЧИТАЮТ

1) лемуров

2) долгопятов

3) тупайев

4) египопитека
7. ДЛЯ ПРИМАТОВ ХАРАКТЕРНЫ ВСЕ ФУНКЦИИ, КРОМЕ

1) цветного зрения

2) редукции обоняния

3) пятипалой конечности

4) речи
8. АВСТРАЛОПИТЕКИ ОБЛАДАЛИ ФУНКЦИЯМИ, КРОМЕ

1) прямохождения

2) бипедии

3) объёмом мозга до 650см3

4) членораздельных звуков
9. ВРЕМЯ РАССЕЛЕНИЯ HOMO SAPIENS ПРОИСОДИЛО ЛЕТ НАЗАД

1) 1млн

2) 500-700 тыс.

3) 200-140 тыс.

4) 50-30тыс.
10. К ШИРОКОНОСЫМ ОБЪЕЗЬЯНАМ ОТНОСЯТСЯ ВСЕ, КРОМЕ

1) игрунки

2) капуцины

3) тамарины

4) дриопитеки

11. «КОЛЫБЕЛЬЮ» ДЛЯ ПЕРВЫХ HOMO ЯВИЛАСЬ

1) Австралия

2) Азия

3) Африка

4) Европа
12. ДЛЯ МУЖЧИНЫ-КРОМАНЬОНЦА ХАРАКТЕРНЫ ВСЕ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, КРОМЕ

1) роста 180 см

2) объема мозга 680 см3

3) узкого носа

4) выраженного подбородка
13.ИССЛЕДОВАНИЕ МУТАЦИЙ В МИТОХОДРАЛЬНОЙ ДНК  ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ

1) определения отцовства

2) определения развернутого анализа крови

3) определения реакции преципитации

4) определения группы крови

14. «МОЛЕКУЛЯРНАЯ ЕВА» ПРОЖИВАЛА В АФРИКЕ

1) 1миллион лет назад

2) 150-120 тыс. лет назад

3) 2 миллиона ле назад

4) 300 тыс. лет назад

15. АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАЬСЯ У

1) австралопитеков

2) пятикантропа

3) неадертальцев

4) человека разумного

16. ОГНЕМ ОВЛАДЕЛ

1)человек разумный

2)человек умелый

3)человек выпрямленный

4)неадерталец

17. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ЗАНЯЛА

1) 3 миллиона лет

2) 1миллион лет

3) 500 тысяч лет

4) 10 миллионов лет

18. МОЗГ HOMO SAPIENS СОСТАВЛЯЕТ

1) 500-600 см3

2) 700-800 см3

3) 1200-1600 см3

4) 1600-1800 см3

19. МУСТЬЕРСКАЯ КУЛЬТУРА СУЩЕСТВОВАЛА

1) 100-40 тыс. лет

2) 20-40 тыс. лет

3) 500 тыс. лет

4) 1 миллион лет

20. СИНАНТРОПЫ ЖИЛИ

1) 1 миллион лет назад

2) 400-500 тыс. лет назад

3) 100-200 тыс. лет назад

4) 20-40 тыс. лет назад

21. ГЕЙДЕЛЬБЕРСКИЙ ЧЕЛОВЕК ЖИЛ В ЕВРОПЕ

1) 1миллион лет назад

2) 20-40 тыс. лет назад

3) 300-400 тыс. лет назад

4) 100-200 тыс. лет назад

22. HOMO HABILIS ЖИЛ

1) 1миллион лет назад

2) 1,7 миллиона лет назад

3) 500 тыс. лет назад

4) 100-200 тыс. лет назад

5.2. Основные понятия и положения темы.

Человек относится:

к типу хордовых, к классу черепных, к высшим млекопитающим, отряду приматов, в котором выделяют:

1. долгопяттов;

2. лемур или полуобезьян;

3. тупайев (насекомоядных);

4. обезьяноподобных.

Надсемейству: человекообразных обезьян и людей.

Роду: обезьяночеловек и человек (Homo).

Виды человека: человек умелый, гедельбергский, неадертальский (первобытный) и разумный (Homo sapiens).

У истоков семейства гоминид находится Homo habilis , который начал истинно трудовую деятельность.

В антропогенезе выделяют 3 стадии:

  • Антропоидные предки человека типа австралопитеков (южная африканская человекообразная обезьяна).

  • Древнейшие люди (архантропы) и древние люди (палеоантропы).

  • Неоантропы: ископаемый и современный человек Homo sapiens.

Семиальная теория антропогенеза.

Биологическую теорию происхождения человека разработал Ч. Дарвин. В книгах "Происхождение человека и половой отбор", 'О выражении эмоций у человека и животных" (1871-1872) он приходит к выводу, что человек - неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира. Так родилась симиальная (обезьянья) теория антропогенеза.

Соглано этой теории, человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в эпоху неогена и представлявшего собой, по мнению Ч. Дарвина, ископаемое обезьяноподобное существо. Немецкий ученый Эрнст Геккель назвал недостающую переходную форму питекантропом (обезьяночеловеком). В 1891 г. голландский антрополог Эжен Дюбуа открыл на острове Ява части скелета человекоподобного существа, которое он назвал питекантропом прямоходящим. В ХХ в. были сделаны открытия, в результате которых обнаружены многочисленные костные остатки ископаемых существ - промежуточных между обезьяньим предком и современным человеком. Таким образом, справедливость симиальной теории антропогенеза Ч. Дарвина подтвердилась прямыми (палеонтологическими) доказательствами.

Основные этапы эволюции приматов. Животные предки человека.

1. предок приматов – мелкое насекомоядное, жившее 70 млн лет назад, было общим предком для всех подотрядов приматов, считается, что от него произошли тупайи.

2. 40 млн лет назад появились первые приматы – лемуры, долгопяты, широко расселившиеся в кайнозонскую эру в конце эоцена. В это же время появился и Амфипитек, который сочетал признаки низших и высших объезьян. 26-28 млн лет назад сформировалися один из видов высших приматов - Египопититек, которого рассматривают как предка дриопитека.

3.Останки дриопитека африкансканского были найдены в Африке, жил около 20 млн лет назад, вёл древесный образ жизни, получил название проконсула. Подобные дриопитеку существа (рамапитек и другие) появились позднее, их находят в интервале от 17–18 до 9 млн. лет назад. Они различались по форме и размерам тела и были широко распространены в Африке, Центральной и Южной Европе и Азии. Подобно всем человекообразным обезьянам, они обитали в лесах, и их ареал обитания совпадал с зоной великих тропических лесов, которые опоясывали Землю в начале Миоцена.

Приматы в эволюции разделились на узконосых и широконосных.

Древние приматы (широконосые) остались древесной группой обезьян.

Узконосые обезьяны разделились на собакоподобных (низшие) и гоминоиды (человекообразные и человек).




Магистральная линия эволюции приматов.
1.Развитие хватательной функции конечностей.

2.Развитие передних конечностей как органов исследования предметов.

3.Развитие пищеварительного тракта травоядного типа. Формула зубов.

4.Редукция органов обоняния.

5.Увеличение остроты зрения и появление цветного зрения (в сетчатке имеются палочки и колбочки).

6.Развитие мозга и изменение строения черепа.

7.Уменьшение численности потомства, увеличение периода до наступления половой зрелости.

8.Социальная организация.
Высшие ископаемые приматы – двуногоходящие обезьяны австралопитеки.

Австралопите́ки (от лат. Australis — южный и др.-греч. Πίθηκος — обезьяна) — группа ископаемых высших приматов, кости которых впервые были обнаружены в пустыне Калахари  (Южная Африка) в 1924 году, а затем в Восточной и Центральной Африке. Австралопитеками принято считать всех двуногоходящих обезьян, с объёмом мозга до 880 см³. Считается, что они, вероятно, являются предками рода Люди.






Реконструкция самки Ископаемые гоминиды эпохи плейстоцена

австралопитека



Homo sapiens neaderthalensis

Кроманьонский человек

В 1886 году при строительстве железной дороги в долине реки в пещере у селения Кро-Маньон (Франция) были обнаружены скелеты пяти кроманьонцев. Наиболее известный из них – принадлежит мужчине «Охотнику из Кро-Маньон». Как же выглядел этот человек? Это был высокий мужчина, ростом 180 см, он выделялся большой физической силой. На его черепе – прямой лоб, небольшие надбровные дуги, нос узкий длинный, ярко выражен подбородок. 

Прародина человечества. Гипотезы моно- и полицентризма о месте и времени возникновения Homo sapiens.

Большинство ученых придерживаются теории африканского происхождения человека и считают, что Homo sapiens повился на Юго-Востоке Африки около 200 тыс. лет назад и расселился оттуда по всей планете. Концепции африканского происхождения – гипотеза моноцентризма.
2. Гипотеза полицентризма предполагает, что Homo erectus превратился в Homo sapiens независимо в различных точках земного шара.


Перспективы развития социальных и биологических факторов у современного человека. Действие основных факторов эволюции в современных человеческих популяциях и возможные пути эволюции человека в будущем: эволюция продолжается, но снижается значение многих её факторов, таких как естественный отбор, изоляция на фоне усиления процессов мутации.

Индивид - это понятие, фиксирующее единичный, и в то же время родовой признак - принадлежность субъекта к человеческому роду. Индивид (индивидуум) - (лат. неделимое, особое) означает отдельного человека, данную личность, наделенную неповторимыми, индивидуальными свойствами, отличающими ее от других. Индивид – это генотипическое образование, как целостность – продукт биологической эволюции, т.е. филогенетического и онтогенетического развития.

Различие в наборе хромосом между соматическими и половыми клетками. Клетки человеческого организма делятся на половые и соматические.

В каждом ядре клетки 23 пары хромосом.

Существенное различие между мужчинами и женщинами в паре хромосом структуры 23-й: у девочек - две большие Х-образные хромосомы, у мальчиков - большая Х хромосома и поменьше Y хромосома.

Исследование мутаций в митохондриальной ДНК  (наследуется по материнской линии) и в Y-хромосомах (наследуется по отцовской линии) широко используется в эволюционной биологии для изучения происхождения и реконструкции биологического развития.   Мутационный процесс исходит из признания неоспоримого факта, что основную массу эволюционного материала составляют различные формы мутаций. Но, т.к. аппарат наследственности сформирован отдельными структурными и функциональными единицами – генами, то передается по наследству без изменения.

Поскольку митохондриальная ДНК (мтДНК) наследуется только по материнской линии, путем сравнения её последовательности можно определять сравнительное родство людей по их близости к гипотетической «митохондриальной Еве», прародительнице вида Homo sapiens. По отцовской линии наследуется Y-хромосома, поэтому Адам - Y-хромосомный.

Один из крайне интересных вопросов антропологии: какая из ныне живущих человекообразных обезьян (шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббон) ближе к человеку? В истории учений о происхождении человека отмечены попытки сблизить человека и с гориллой, и с гиббоном, и даже с орангутангом в силу сходства отдельных морфофизиологических черт.

Молекулярные часы – метод определения генетического родства.

Применение этого метода показало, что у человека и шимпанзе 95% сходных генов, у человека и гиббона — 76%, у человека и макаки-резус — 66%. Более того, оказалось, что шимпанзе и горилла ближе к человеку, чем к орангутану. По данным таких «молекулярных часов», время выделения мартышкообразных обезьян — 33—27 млн лет назад; линия гиббона отделилась от линии, ведущей к человеку 22—18 млн лет назад; линия орангутана — 16—13 млн лет; линия гориллы — 10—8 млн лет, а линия шимпанзе — 8—5 млн лет назад. Эти данные привели к распространению точки зрения, согласно которой «эволюция человеческой линии заняла не свыше 10 млн лет, а обезьяний предок гоминид имел черты сходства с шимпанзе, был, по существу, «шимпанзеподобен». В качестве модельного вида сторонники этой теории рассматривают карликового шимпанзе .

Таким образом, по оценке «молекулярно-биологических часов», Ева проживала в Африке 120—150 тыс. лет назад, что приблизительно соответствует возрасту человека Идалту из Эфиопии. Около 80-100 тыс. лет назад началось расселение предковой популяции Homo sapiens.

Недостающее звено в цепи обезьяньих предков человека было обнаружено в 1924 г. в Южной Африке, где были найдены костные остатки австралопитековых — вымерших высших приматов, возраст которых составляет от 5 до 1 млн лет. В настоящее время большинство специалистов считает, что ближайшим предшественником человека являются именно австралопитеквые — прямоходящие приматы, которые освоили прямохождение, т.е. был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку.

К настоящему времени обнаружены костные остатки около 400 особей австралопитеков (в основном в Южной Африке, а судя по последним находкам, и в Центральной Африке, а также в Юго-Восточной, Восточной и Передней Азии — в долине реки Иордан). Австралопитеки являлись не антропоидными, а гоминидными (т.е. близкими к человеку) приматами, не древесными, а наземными существами, вели стадный образ жизни и передвигались на двух ногах.

Если для высших приматов прямо хождение носит спорадический характер, то у австралопитеков оно было нормой. Австралопитеки были широко распространенной, биологически процветающей (с большой численностью и широким ареалом обитания) расой обезьян. Существовало несколько десятков их видов, поэтому они были перспективными в эволюционном отношении.

Последовательность филогенетической истории гоминид.

Стадии:

1.Предшественники людей – протоантропы (считают австралопитеков и Homo habilis).

2.Архантропы (на острове Ява – питекантроп – Homo errectus - более 9 видов; объём мозговой коробки – 750-1225 см3; время существования 2,6 млн лет назад до 300 тыс., владели огнем)

3. Палеоантропы – в большей степени представлены неадертальцами, которые владели речью, ритуал захоронения.

4.Неоантропы кроманьонцы – Homo sapiens, создали лук, копьеметалку, творцы пещерных рисунков.

История древних представителей Homo берет начало с открытия антрополога Л. Лики древних остатков в Олдувайском ущелье Homo habilis, который жил около 1,7 млн лет назад и был очень похож на австралопитека. Мозг уже составлял 650-800 см3, всеядность и уровень социальной организации, «орудийная деятельность» позволяет его отнести к Homo habilis. Homo habilis в антропогенезе выступает как создатель самой древней олдувайской культуры.

Представители рода HOMO

Различают 2 хронологические группы архантропов: ранние – африканские и азиатские (древность от 1,9 млн. лет до 800 тыс. лет) и более поздние, жившие также и в Европе (древность около 700–100 тыс. лет). К 1-й группе относятся питекантропы, или обезьянолюди, костные остатки которых были найдены на Яве (1891) и в Восточной Африке (1960). Череп имел многие архаичные черты: низкий покатый лоб с мощным надглазничным валиком, большая толщина костей и др.; подбородочный выступ отсутствовал; в то же время размеры мозга (в среднем 1030 см3) были больше, чем у человека умелого («Гомо хабилис»), их предшественника на эволюционном пути. Большинство были выше его ростом (160–175 см у мужчин).

Представители следующего этапа эволюции получили собирательное название - архантропы. К ним относят:

1.питекантропов;

2.синантропов и др.

Представителей архантропов объединили в Homo erectus (и азиатские и африканские виды). Они обладали ростом около 180 см, массой тела 60-80 кг; объемом мозга 850-1100 см3 ; использовали огонь, в основном мясную пищу и обладали зачатками речи.

Более поздние архантропы – синантропы, костные остатки которых были найдены (1927) в Китае (отсюда название), имели менее покатый лоб и более развитый мозг (от 910 до 1050 см3). Жили они 450–400 тыс. лет назад. Они использовали огонь, о чём свидетельствуют остатки пепла и обожжённые кости животных, найденные при раскопках.

Примерно такие же антропологические показатели были и у гейдельбергского человека (костные остатки найдены в 1908 г. в Германии), жившего около 400 тыс. лет назад.

Линия эволюции человека:

  1. Homo habilis – австралопитек с объемом мозга 520- 650 см3, который умеет изготавливать орудия труда, охотится, строить убежища, его дети больше времени остаются около матери, развивается общественный образ жизни.

  2. Homo erectus – овладел огнем, с ним связана миuрация в Азию и Европу.

  3. Homo neanderthalensis – ранняя форма человека разумного, отмечается формирования абстрактно-логического мышления, объем мозга 1200-1600 см3.

  4. Homo sapiens –кроманьонец, объем мозга 1600 и более см3.


Африканские архантропы эволюционировали в гельдельбергского человека мозг - 1100-1300 см) и неадертальцев. Неадертальцы имели меньший рост (около 160 см), объем мозга составлял около 1500 см3. Охотились на крупных животных, употребляли практически только мясную пищу, строили примитивные жилища, создавали одежду из шкур, отмечены явления альтруизма (забота о больных, раненных и культ похорон), но в то же время не чуждались и каннибализма.

Только в XX в. палеоантропологические раскопки позволили обнаружить остатки ископаемых обезьян, живших в эпоху неогена, т.е. примерно 20—12 млн лет назад. К ним относятся проконсулы (обнаруженные в Восточной Африке), ориопитек (находка скелета в 1958 г. в Италии), рамапитек (1930-е гг., Индия), которые уже по многим признакам обнаруживают определенное сходство, как с современными человекообразными обезьянами, так и с человеком. Наиболее ранние находки высших обезьян ученые относят к эпохе олигоцена. Именно в олигоцене сформировалось то ответвление от общего ствола обезьян, которое через высших обезьян привело к далеким обезьяньим предкам человека (понгидно-гоминидный ствол). По последним данным, это ответвление произошло не более 23—20 млн лет назад (египтопитек).

Олдува́йская культу́ра (олдованская культура, галечная культура) — наиболее примитивная культура обработки камня, когда для получения острого края камень раскалывался обычно просто пополам, без дополнительной доработки. Возникла около 2,7 миллионов лет назад, исчезла около 1 миллиона лет назад. Первые галечные орудия могли выделывать ещё австралопитеки, последние — архантропы.

Название культуры дано по части Восточно-Африканской рифтовой системы — Олдувайскому ущелью в Серенгети, в Танзании, в районе кратера Нгоронгоро. Здесь Луисом Лики и его женой Мэри были обнаружены остатки многослойных поселений эпохи палеолита. Нижние слои (около 1,7 — 1,8 млн лет назад) дали название олдувайской культуре. Здесь были обнаружены останки зинджантропа, а верхние слои были отнесены к шелльской и ашельской кутурам и содержали останки олдувайского питекантропа. А в 1960 году Джонатаном Лики здесь был обнаружен человек умелый.

Предки современных людей научились использовать сравнительно сложные бытовые инструменты примерно на 800 000 лет раньше, чем считалось. Исследования, проведенные немецкими палеонтологами, свидетельствуют о том, что предки человека имели специальные ножи для разделки мяса уже примерно 3,4 млн лет назад. К таким выводам ученые пришли во время анализа окаменевших останков костей съеденных животных, где явно видны следы разделки при помощи искусственно созданных инструментов.

Центральной проблемой эволюционной антропологии является антропогенез, т.е. происхождение человека, становление его как вида в процессе формирования общества — социогенеза. В XIX в. основополагающее значение в разработке теории антропогенеза имели общая теория эволюции, к крупнейшим достижениям которой относится симиальная (от лат. «simia» — обезьяна) гипотеза происхождения человека, подробно аргументированная и разработанная Ч. Дарвином, и концепция Ф. Энгельса о ведущей роли труда в процессе формирования человека.

Первобытная история - самый длительный период в жизни человеческого общества. Она представляет особый интерес, так как в ее недрах зародились многие явления, присущие последующему развитию человечества. Эта история делится на периоды камня, меди-бронзы и железа. В каменном веке различают палеолит и неолит, между которыми лежит - мезолит. В свою очередь - палеолит (древнекаменный век) подразделяется на нижний с эпохами: олдувайской (около 2,6-0,7 млн. лет до наших дней), ашельской (700-100 тыс. лет), мустьерской (100-40 тысяч лет) и верхний (40-11 тысяч лет до н. э.) 
5.3. Самостоятельная работа по теме:

Обучающийся должен дать определение понятий и записать в рабочую тетрадь:

1) место человека в природе;

2) стадии антропогенеза;

3) основные этапы эволюции приматов;

4) новые функции приматов, которые они передали человеку;

5) характеристики австралопитеков.

6) различие в наборе хромосом между соматическими и половыми клетками, мутации и их роль в эволюции, эволюционное древо популяции по данным ДНК-маркерам, особенности олдувайской, ашельской и мустьерской культур и психической жизни представителей перечисленных культур;

7) охарактеризовать понятия «Митохондриальная Ева» и «Y-хромосомный Адам», обосновать метод «молекулярных часов и «шимпанзоидную гипотезу», перечислить достижения антрополога Лики и его семьи.
5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия.

  1. Какие стадии антропогенеза Вы знаете?

  2. К какому надсемейству и роду относится человек?

  3. В каких трудах Ч. Дарвина отражена биологическая теория происхождения человека?

  4. Какие виды человека Вы знаете?

  5. Перечислите основные этапы эволюции приматов.

  6. Эволюция узконосых и широконосых приматов.

  7. Перечислите характеристики приматов, которые они в эволюции передали человеку.

  8. Охарактеризуйте австралопитеков.

  9. Перечислите гипотезы происхождения человека.

  10. Опишите перспективы развития социальных и биологических факторов у современного человека.

  11. Дать определение понятию индивид.

  12. Перечислить различия в наборе хромосом между половыми и соматическими клетками.

  13. Почему исследование мутаций в митохондральной ДНК нашло широкое применение в биологии и медицине?

  14. Дать характеристику понятию «молекулярные часы».

  15. Сколько лет тому назад в Африке проживала «митохондральная Ева»?

  16. Сколько лет тому назад началось расселение предковой популяции HOMO.

  17. Sapiens?

  18. Дать характеристику австралопитекам.

  19. Перечислите линии HOMO в эволюции.

  20. Дать характеристику олдувайской культуре.

  21. Опишите заслуги Л.Лики в антропологии.


- решение ситуационных задач

Задача № 1

Какие проявления социальной организации позволили в дальнейшем обезьянам превратиться в человека?

Задача №2

Какие особенности строения австралопитеков не позволяют отнести их к видам Homo?

Задача №3

Почему галечная культура получила название – олдувайской. Кто её открыл?

Задача №4

Почему Адам - Y-хромосомный?
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия - ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Возрастная антропология. Конституциональная антропология.», см. методические указания для обучающихся № 2 к внеаудиторной работе.
7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

Подготовить рефераты на темы:

1. Теории происхождения человека.

2. Трудовая теория происхождения человека.

3. Мутации и их роль в эволюции.

4. Молекулярные часы – метод определения генетического родства.
Правила оформления реферата

Рекомендуемая структура реферата:

  1. Введение – излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1-2 страницы.

  2. Основная часть - точка зрения автора на основе анализа литературы по проблеме. Объём: 7-8 страниц.

  3. Заключение – формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1-3 страницы.

  4. Список используемой литературы.

В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и прочего. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы.

Текст и его оформление:

Размер шрифта 12-14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5-2; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего -20 мм. Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок - шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, курсив.

Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.

Титульный лист реферата: Вверху указывается полное наименование учебного заведения, наименование кафедры. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема» и кавычек.

Ниже по центру заголовка, указывается вид работы и учебная дисциплина. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО студента, группа, факультет, специальность. Еще ниже – ФИО и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

1. Занятие № 2.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconДля обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Клиническая...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconСтатическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconБиохимия сборник методических указаний для обучающихся к лабораторным...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconОлогическая химия сборник методических указаний для обучающихся к...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconБиохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине психология личности специальность...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно – заочная (вечерняя), очно- заочная (вечерняя) сокращенная
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconСтатическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconБиологическая химия сборник методических указаний для обучающихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине методологические основы...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно – заочная (вечерняя), очно- заочная (вечерняя) сокращенная
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине имиджеология специальность...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 030401 Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Красноярск 2013 iconОбзор методических пособий по русскому языку для подготовки в 2013...
Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо формы обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск