Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013





НазваниеБиологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013
страница1/13
Дата публикации28.04.2015
Размер1.56 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Химия > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра биологической химии с курсами медицинской, фармацевтической и токсикологической химии


БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ
для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения)

Красноярск

2013
УДК 577.1(07)

ББК 28.072

С 63
Биологическая химия : сб. метод. указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Биологическая химия» для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения) /сост. Л.В. Труфанова, Л.Л. Петрова, Г.Е. Герцог [и др.]. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2013. – ___с.

Составители: к.б.н., доцент Труфанова Л.В.,

к.б.н., доцент Петрова Л.Л.,

к.б.н., доцент Герцог Г.Е.,

Климова А.Д.,

Антонова С.К.

Сборник методических указаний предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО (2011) по специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2012г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.


Рецензенты:

зав. кафедрой биохимии Амурской государственной медицинской академии д.м.н., профессор Бородин Е.А.;
зав. кафедрой биохимии с курсом клинической лабораторной диагностики Самарского государственного медицинского университета д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Гильмиярова Ф.Н.

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).

КрасГМУ

2013г.
Содержание

  1. Занятие №1 Введение в биохимический практикум. Физико-химические методы в биохимии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  2. Занятие №2. Химия аминокислот, пептидов и белков . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  3. Занятие №3. Общие свойства ферментов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  4. Занятие №4. Регуляция активности ферментов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  5. Занятие №5. Значение ферментов в медицине и фармации.

Контроль по теме ферменты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  1. Занятие №6. Введение в биоэнергетику. Цикл Кребса . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  2. Занятие №7. Дыхательная цепь. Окислительное фосфорилирование.

Определение активности каталазы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  1. Занятие №8. Активный кислород. Способы его обезвреживания. Антиоксиданты (интерактивная форма). Контроль по теме «Биоэнергетика». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  2. Занятие №9. Переваривание углеводов. Обмен гликогена.

Определение активности амилазы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  1. Занятие №10. Гликолиз. Глюконеогенез. Значение, регуляция. . . . . . . . . . . . .

  2. Занятие №11. Аэробное окисление глюкозы. Глюкоза крови, регуляция гормонами . . . . . . .

  3. Занятие №12. Контроль по теме «Углеводный обмен». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  4. Занятие №13. Переваривание липидов, липолиз, липогенез. . . . . . . . . . . . . . . . .

  5. Занятие №14. Обмен глицерина, жирных кислот и кетоновых тел . . . . . . . . . . . .

  6. Занятие №15. Обмен холестерина. Липиды крови. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  7. Занятие №16. Контроль по теме «Липидный обмен» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  8. Занятие №17. Переваривание белков. Обмен аминокислот по карбоксильной группе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  9. Занятие №18. Обмен аминокислот по аминогруппе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  10. Занятие №19. Токсичность аммиака и пути его обезвреживания . . . . . . . . . .

  11. Занятие №20. Патология обмена аминокислот и белков. Контроль по белковому обмену.

  12. Занятие №21. Строение нуклеиновых кислот. Переваривание нуклеопротеинов. Обмен нуклеотидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  13. Занятие №22. Матричные синтезы. Синтез нуклеиновых кислот и белков . .

  14. Занятие №23. Белки плазмы крови. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  15. Занятие №24. Небелковый азот плазмы крови. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  16. Занятие №25. Хромопротеины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  17. Занятие №26. Контроль по азотистому обмену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  18. Занятие №27. Витамины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  19. Занятие №28. Введение в биохимию регуляций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  20. Занятие №29. Белково-пептидные гормоны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  21. Занятие №30. Сахарный диабет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  22. Занятие №31. Гормоны, производные аминокислот. Липидные гормоны

  23. Занятие №32. Контроль по витаминам и гормонам . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  24. Занятие №33. Водно-минеральный обмен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  25. Занятие №34. Биохимия печени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  26. Занятие №35. Биохимия мышечной ткани . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  27. Занятие №36. Фармацевтическая химия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  28. Занятие №37. Итоговое занятие по практическим навыкам . . . . . . . . . . .

  29. Занятие №38. Итоговое занятие по тестовому контролю . . . . . . . . . . . . .

  30. Рекомендуемая литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


Занятие №1

  1. Тема «Введение в биохимический практикум. Физико-химические методы в биохимии: колориметрия, центрифугирование, флюориметрия, пламенная фотометрия. Построение калибровочного графика для определения белка биуретовым методом»

  2. Форма работы: подготовка к лабораторному занятию.

  3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

- Правила техники безопасности в биохимической лаборатории.

- Значение биохимических анализов.

- Оборудование биохимической лаборатории.

- Требования к анализируемому биологическому материалу.

- Физико-химические методы в биохимии:

а) колориметрия;

б) центрифугирование;

в) флюориметрия;

г) пламенная фотометрия.

- Способы оценки полученных результатов при фотоэлектроколориметрии:

а) формула расчета;

б) калибровочный график.

  1. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы (не предусмотрен)

  2. Самоконтроль по ситуационным задачам (не предусмотрен)



  1. Перечень практических умений по изучаемой теме

- Умение работать с химической посудой и реактивами.

- Умение анализировать результаты лабораторной работы.

  1. Рекомендации по выполнению НИРС (НИРС не предусмотрена)



Занятие №2

  1. Тема «Химия аминокислот, пептидов и белков. Реакция Вельтмана»

  2. Форма работы: подготовка к лабораторному занятию.

  3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

  • аминокислоты, определение, классификация;
    - функциональные группы аминокислот;
    - физико-химические свойства аминокислот;
    - биологическое значение аминокислот;
    - определение пептидов, классификация, функции;

  • белки, определение, классификация, функции;

  • структуры белков. Физико-химические свойства.

  1. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы

1. СЛОЖНЫЙ БЕЛОК - ЭТО БЕЛОК, В СОСТАВ КОТОРОГО ВХОДЯТ

1) жирные кислоты и глицерин;

2) моносахариды;

3) >50 аминокислот;

4) <50 аминокислот;

5) кроме аминокислот другие вещества.

Правильный ответ: 5

2. ПЕРВИЧНАЯ СТРУКТУРА БЕЛКА - ЭТО

1) последовательность аминокислот;

2) регулярная укладка полипептидной цепи в пространстве;

3) упаковка полипептидной цепи в пространстве;

4) нерегулярная структура.

Правильный ответ: 1

3. ЧЕТВЕРТИЧНАЯ СТРУКТУРА БЕЛКА - ЭТО

1) объединение нескольких третичных структур;

2) объединение нескольких молекул жира;

3) объединение нескольких молекул гликогена.

Правильный ответ: 1

4. ПЕРВИЧНАЯ СТРУКТУРА БЕЛКА СТАБИЛИЗИРУЕТСЯ

1) водородными связями;

2) пептидными связями;

3) дисульфидными связями;

4) ионными связями;

5) гидрофобными связями.

Правильный ответ: 2

5. ТРЕТИЧНАЯ СТРУКТУРА БЕЛКА СТАБИЛИЗИРУЕТСЯ:

1) водородными связями;

2) пептидными связями;

3) дисульфидными связями;

4) ионными связями;

5) гидрофобными связями.

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

6. БЕЛКИ РАСТВОРЯЮТСЯ В ВОДЕ БЛАГОДАРЯ

1) диссоциации радикалов аминокислот;

2) распаду белков на аминокислоты;

3) диссоциации углеводного компонента.

Правильный ответ: 1

7. ФИБРИЛЛЯРНЫЕ БЕЛКИ

1) хорошо растворяются в воде;

2) не растворяются в воде;

3) не растворяются в органических растворителях.

Правильный ответ: 2

8. АЦИДОЗ (ЗАКИСЛЕНИЕ СРЕДЫ) ПРИВОДИТ К

1) разрушению всех структур белка, кроме первичной;

2) ассоциации субъединиц белковой молекулы;

3) ничего не изменяет.

Правильный ответ: 1

9. ВЫСОКИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ

1) вызывают денатурацию белков;

2) делают белки более активными;

3) ничего не изменяют в белке.

Правильный ответ: 1

10. ПРИ ДЕНАТУРАЦИИ БЕЛКИ

1) не теряют своих свойств;

2) теряют свои нативные свойства;

3) распадаются на аминокислоты

4) диссоциируют на ионы.

Правильный ответ: 2

11. ДОБАВЛЕНИЕ СОЛЕЙ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ

1) разрушает все структуры белка, кроме первичной;

2) приводит к ассоциации субъединиц белковой молекулы;

3) не влияет на структуру белка;

4) приводит к диссоциации радикалов аминокислот на ионы.

Правильный ответ: 1

  1. Самоконтроль по ситуационным задачам

1. Каплю раствора, содержащего смесь аминокислот вал, фен, лей, лиз, гис, асп нанесли на середину электрофоретической бумаги, смочили буфером рН 6,0 и приложили электрическое напряжение. Укажите, в каком направлении (к катоду, аноду или останутся на старте) будут двигаться отдельные аминокислоты.

Ответ. Валин, фенилаланин и лейцин останутся на старте; аспартат будет двигаться к положительно заряженному аноду (+), лизин и гистидин будут двигаться к отрицательно заряженному катоду (-).

2. Трипептид, выделенный из токсина змей, состоит из трех аминокислот – серусодержащей, ароматической и гидроксилсодержащей. Напишите этот трипептид и определите его изоэлектрическую точку.

Ответ. цистеин-фенилаланин-серин.

3. Для правильного обращения с белковыми лекарственными препаратами к ним прикладывают инструкцию, в которой указывают условия их хранения и использования. Что должно быть написано в такой инструкции и почему?

Ответ. Хранить в холодильнике при температуре не выше 10ОС, растворять сухие препараты охлажденной до комнатной температуры кипяченой водой (чтобы избежать денатурации).

4. Как объяснить, что белок молока казеин при кипячении сворачивается (выпадает в осадок), если молоко кислое?

Ответ. Известно, что устойчивость белков в изоэлектрической точке (ИЭТ) к действию неблагоприятных факторов снижается. Изоэлектрическая точка казеина лежит в кислой среде, поэтому устойчивость белка к нагреванию снизилась, он денатурировал.

5. Берёзовый деготь – одна из составных частей мази Вишневского, содержит в своем составе фенол. Фенол и его производные (крезол, резорцин) относят к известным антисептикам ароматического ряда, обладающим высоким антимикробным действием. Объясните механизм их антисептического действия.

Ответ. Они обладают высокой гидрофильностью, так как имеют ОН-группы, благодаря которым образуют водородные связи и изменяют конформацию белков вплоть до денатурации.

  1. Перечень практических умений по изучаемой теме

- Умение работать с химической посудой и реактивами.

- Умение анализировать результаты лабораторной работы.

  1. Рекомендации по выполнению НИРС

Темы для рефератов

- Денатурация и ренатурация белков in vitro и in vivo. Факторы, вызывающие денатурацию белков. Окисление белковых молекул при действии свободных радикалов.

- Белки теплового шока (БТШ). Конститутивные и индуцибельные БТШ. Функции БТШ в физиологических условиях (транспорт полипептидов через клеточные мембраны, регуляция функциональной активности клеточных белков (на примере рецепторов стеродных гормонов), реализация стресс-ответа клетки).

- Шаперонная функция БТШ. Механизмы ренатурации белков при действии БТШ. «Расплавленная глобула» как переходное состояние при де- и ренатурации белков.

Занятие №3

  1. Тема «Общие свойства ферментов. Условия действия биологических катализаторов, зависимость активности ферментов от температуры».

  2. Форма работы: подготовка к лабораторному занятию.

  3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

- Ферменты - как биологические катализаторы, отличающиеся от неорганических катализаторов эффективностью, регулируемостью, высокой специфичностью.

- Строение ферментов. Активный центр ферментов.

- Механизм действия ферментов.

- Зависимость активности ферментов от температуры, рН, концентрации субстрата и фермента.

- Изоферменты, значение в организме.


  1. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы


1. Активность фермента определяется:

1) по скорости убывания субстрата;

2) по скорости образования продукта;

3) по изменению конформации субстрата;

4) по скорости образования фермент-субстратного комплекса.

Правильный ответ: 1, 2

  1. Константа Михаэлиса – это

1) концентрация субстрата, при которой скорость реакции является максимальной;

2) концентрация субстрата, при которой скорость реакции равна половине максимальной;

3) насыщающая концентрация субстрата;

4) концентрация продукта.

Правильный ответ: 2

  1. Активный центр фермента – это

1) участок фермента, отвечающий за связывание субстрата и образование продукта;

2) участок фермента, отвечающий за регуляцию активности;

3) участок фермента, отвечающий за связывание с клеточными структурами;

4) участок фермента, отвечающий за присоединение кофактора.

Правильный ответ: 1

  1. Кофактор – это

1) небелковая часть фермента;

2) белковая часть фермента;

3) часть аллостерического центра;

4) часть конкурентного ингибитора.

Правильный ответ: 1

  1. Коферменты от простетических групп отличаются

1) прочностью связи с апоферментом;

2) прочностью связи с аллостерическим центром;

3) местоположением в молекуле фермента;

4) ролью в процессе ферментативного катализа.

Правильный ответ: 1

  1. Повышение температуры тела выше 40о С опасно для жизни из-за

1) денатурации многих белков, включая ферменты;

2) резкого увеличения скорости ферментативных реакций и истощения запасов субстратов;

3) переполнения клеток продуктами ферментативных реакций;

4) теплового разрушения небелковых лигандов ферментов.

Правильный ответ: 1

  1. Сдвиг рН в любую сторону от оптимального значения

1) изменяет конформацию фермента;

2) не изменяет конформацию фермента;

3) изменяет первичную структуру фермента;

4) разрушает дисульфидные связи в ферменте.

Правильный ответ: 1

  1. Ферменты ускоряют химические реакции путем

1) снижения энергии активации;

2) повышения энергии активации;

3) повышения температуры реакции;

4) снижением температуры реакции.

Правильный ответ: 1

  1. Изменение конформации фермента при алкалозе или ацидозе вызвано

1) разрушением водородных и ионных связей;

2) разрушением дисульфидных связей;

3) разрушением пептидных связей;

4) разрушением гидрофобных связей.

Правильный ответ: 1

  1. Денатурация фермента приводит к инактивации фермента вследствие

1) изменения конформации активного центра или его утраты;

2) разрушения кофактора в активном центре;

3) разрушения аллостерического центра;

4) расщепления молекулы фермента на отдельные фрагменты.

Правильный ответ: 1

.



  1. Самоконтроль по ситуационным задачам

1. В сыворотке крови человека содержатся ферменты кислые фос­фатазы, которые гидролизуют биологические фосфоэфиры в слабокислой среде (рН 5,0). Источники этих ферментов в сыворотке – эритроциты, печень, почки, предстательная железа. С медицинской точки зрения особенно важно определение фермента простаты, т.к. повышение его активности в сыворотке часто служит указанием на рак железы. Кис­лые фосфатазы из других тканей не ингибируются тартрат-ионами, а фермент из простаты ингибируется. Как можно это использовать для разработки метода специфического определения активности кислой фосфатазы из предстательной железы в сыворотке крови?

Ответ: активность кислой фосфатазы равна разности общей активности (без добавления тартрат-ионов) и активности после добавления этих ионов.

  1. Фермент уреаза повышает скорость гидролиза мочевины при рН 8,0 и 200С в 1014 раз. Если данное количество уреазы полностью гидролизует данное количество мочевины за 5 минут, то, сколько вре­мени потребуется на гидролиз без уреазы?

Ответ: 5 х 1014 минут

  1. Почему при отравлении солями кадмия рекомендуют выпить сырое молоко или съесть сырое яйцо?

Ответ: Кадмий относится к тяжелым металлам, которые денатурируют белки. При денатурации разрушается конформация фермента, а, следовательно, активный центр. В результате активность фермента падает. Сырые яйца и или молоко связывают кадмий, поэтому его действие на фермент нейтрализуется.

  1. Что случится с клеткой, если её нагреть до температуры 70 ОС? Почему это можно использовать при лечении опухолевого процесса?

Ответ: белки при нагревании до температуры 70 ОС денатурируют и теряют свои нативные свойства. Нагревание опухолевых клеток останавливает процесс деления клеток.

  1. Почему врач рекомендовал пациенту использовать жаропонижающие средства только тогда, когда температура тела повысится до 38ОС?

Ответ: при высоких температурах ускоряются обменные процессы в результате ускорения ферментативных реакций. Становятся активными иммунные реакции.

  1. Перечень практических умений по изучаемой теме

  • умение работать с химической посудой и реактивами;

  • умение работать с приборами (термостатом, спиртовкой);

  • умение работать с литературой (структурировать материал, выделять главное, формулировать вопросы и ответы).

  1. Рекомендации по выполнению НИРС

Темы для рефератов

- Механизм действия ферментов.

- Свойства ферментов, обусловленных белковой природой.

- Изоферменты. Значение в диагностике.

Занятие №4

  1. Тема «Регуляция активности ферментов»

  2. Форма работы: подготовка к лабораторному занятию.

  3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

- понятие об активаторах и ингибиторах;

- механизмы изменения активности ферментов;

- обратимое и необратимое ингибирование ферментов. Сравнительная характеристика;

- аллостерическая регуляция и ковалентная модификация ферментов;

- регуляция ферментативных цепей;

- номенклатура и классификация ферментов;

- значение ферментов в медицине и фармации;

- изменение активности ферментов в процессе развития.


  1. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы




  1. В ОСНОВЕ ЭНЗИМОДИАГНОСТИКИ ЛЕЖАТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ СОСТАВА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕРМЕНТОВ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

а) состав ферментов у взрослого человека в основном постоянен

б) состав ферментов у взрослого человека может меняться при болезнях

в) более специфичным для тканей является соотношение разных ферментов и изоферментов

г) метаболические пути в разных тканях похожи, и есть лишь несколько тканеспецифических ферментов

Выберите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, г

2) а, б, в

3) б, в, г

4) а, б, в, г

5) а, в, г

Правильный ответ: 4

  1. КОНКУРЕНТНЫЕ ИНГИБИТОРЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В КАЧЕСТВЕ ЛЕКАРСТВ, ПОТОМУ ЧТО

1) они затормозят определённые реакции на короткое время;

2) они не влияют на обмен веществ;

3) степень ингибирования не зависит от концентрации ингибитора и субстрата;

4) они помогут запустить процесс, вызвавший патологию.

Правильный ответ: 1

  1. В КЛИНИКО-ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ ТОЧНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗУЮТ

1) наиболее чистые химические реагенты;

2) самые точные измерительные приборы;

3) подобранную смесь специфических ферментов;

4) реагенты, улавливающие самые низкие концентрации определяемых веществ.

Правильный ответ: 3

  1. ФЕРМЕНТНЫЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ ЛЕЧЕНИИ

1) патологий желудочно-кишечного тракта;

2) болезней печени;

3) нарушений работы свёртывающей системы крови;

4) различных видов опухолей.

Правильный ответ: 1

  1. ИЗОМЕРАЗЫ КАТАЛИЗИРУЮТ РЕАКЦИИ

1) присоединения воды к субстрату;

2) фосфорилирования субстрата;

3) гликозилирования субстрата;

4) взаимопревращения изомеров.

Правильный ответ: 4

  1. СОВРЕМЕННАЯ НОМЕНКЛАТУРА ФЕРМЕНТОВ ПОСТРОЕНА В СООТВЕТСТВИИ

1) с природой субстрата реакции;

2) с типом катализируемой реакции;

3) с природой образующегося продукта;

4) с химической структурой необходимого кофактора.

Правильный ответ: 2

  1. ФЕРМЕНТЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ, ОТНОСЯТСЯ К КЛАССУ

1) трансфераз;

2) лиаз;

3) оксидоредуктаз;

4) изомераз.

Правильный ответ: 3

  1. ТРАНСФЕРАЗЫ КАТАЛИЗИРУЮТ

1) перенос химических групп;

2) гидролиз веществ;

3) синтез сложных соединений;

4) окислительно-восстановительные реакции.

Правильный ответ: 1

  1. ЛИАЗЫ КАТАЛИЗИРУЮТ

1) расщепление ковалентных связей при помощи воды;

2) расщепление связей без помощи воды;

3) окислительно-восстановительные реакции;

4) переноса химических групп.

Правильный ответ: 2

  1. ГИДРОЛАЗЫ КАТАЛИЗИРУЮТ РЕАКЦИИ

1) расщепления связей с помощью фосфорной кислоты

2) расщепление связей с помощью воды

3) реакции изомеризации

4) реакции синтеза

Правильный ответ: 2



  1. Самоконтроль по ситуационным задачам




  1. Определите класс ферментов, катализирующих следующие реакции:



Ответ: а) класс оксидоредуктаз; б) класс лиаз; в) класс гидролаз; г) класс трансфераз.


  1. Перечислите известные вам типы регуляции активности фермен­тов и подберите к каждому типу соответствующую схему на рисунке:


где S – субстрат, Э – эффектор, Р – донор фосфата, П – фрагмент полипептидной цепи.

Ответ: Типы регуляции: аллостерический, химическая модификация, взаимодействие белок-белок, конкурентное ингибирование. 1 –аллостерическая регуляция; 2 – химическая модификация (фосфорилирование-дефосфорилирование); 3 – ограниченный протеолиз; 4 – взаимодействие белок-белок.

  1. Почему не рекомендуется применять ингибиторы пептидаз при пониженной свертываемости крови?

Ответ: ингибиторы пептидаз свертывающей системы приводят к снижению свертываемости. Так как свертываемость уже снижена, применять ингибиторы нельзя, так как их применение еще больше снизит свертываемость.

  1. Один из методов лечения при отравлении метанолом состоит в том, что больному назначают этанол либо внутрь, либо внутривенно в количествах, которые у здорового человека вызывают интоксикацию. Объясните, почему такое лечение оказывается эффективным.

Ответ: метанол под действием алкогольдегидрогеназы превращается в ядовитый формальдегид. Этанол конкурирует с метанолом за активный центр данного фермента. Это позволяет использовать этанол для лечения.

  1. При инкубации раствора гексокиназы в течение 12 минут при 450С фермент теряет 50% активности, но если гексокиназа инкубируется при 450С в присутствии субстрата глюкозы, то она утрачивает только 3% активности. Объясните, почему тепловая инактивация фер­мента замедляется в присутствии одного из субстратов?

Ответ: очевидно, субстрат является стабилизатором фермента, т.е. защищает фермент от тепловой денатурации.


  1. Перечень практических умений по изучаемой теме

- умение работать с химической посудой и реактивами;

- умение работать с термостатом;

- умение работать с литературой (структурировать материал, выделять главное, формулировать вопросы и ответы).

  1. Рекомендации по выполнению НИРС

Темы для рефератов

- Аллостерические ферменты;

- Химическая модификация. Значение.

- Значение ферментов в фармации.

Занятие №5

  1. Тема «Значение ферментов в медицине и фармации. Контроль по теме «Ферменты»

  2. Форма работы:

- подготовка к контрольному занятию;

- подготовка материалов по НИРС.

  1. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

- Что такое ферменты?

- В чем сходство ферментов и неорганических катализаторов?

- Чем различаются ферменты и неорганические катализаторы?

- Чем сложный фермент отличается от простого фермента?

- Что такое кофактор фермента? Химическое строение кофактора.

- Чем коферменты отличаются от простетических групп? Приведите примеры.

- Дайте понятие об активном центре фермента. Строение активного центра простых и сложных ферментов.

- Что такое специфичность ферментов? Какие виды специфичности ферментов Вы знаете? Чем обусловлена специфичность ферментов?

- Сформулируйте теории Фишера и Кошланда. Что они объясняют?

- Какова зависимость активности фермента от температуры?

- Как активность фермента зависит от рН среды?

- Дайте понятие об энергии активации. Как ферменты влияют на нее?

- Назовите факторы, влияющие на снижение энергии активации ферментативной реакции.

- Какова зависимость скорости ферментативной реакции от концент­рации субстрата?

- Что такое максимальная скорость ферментативной реакции?

- Что такое константа Михаэлиса? Что она характеризует?

- Какова зависимость скорости ферментативной реакции от концент­рации фермента?

- Как измерить активность фермента? В каких единицах выражается активность фермента?

- Дайте понятие об изоферментах.

- Назовите основные отличия изоферментов друг от друга.

- Какое значение имеют изоферменты в медицине?

- Дайте понятие об активаторах и ингибиторах ферментов.

- Дайте сравнительную характеристику обратимого и необратимого ингибирования.

- Приведите примеры необратимых ингибиторов. Имеют ли они физиологическое значение?

- Что такое конкурентное ингибирование?

- Дайте понятие о неконкурентных ингибиторах и механизме их действия.

- Приведите примеры конкурентных ингибиторов.

-Что такое аллостерический центр фермента. Механизм аллостерического изменения активности фермента.

- Какие вещества могут выступать в роли аллостерических регуляторов?

- Дайте понятие о химической модификации. Приведите примеры.

- Что такое ограниченный протеолиз? Чем он отличается от химической модификации?

- Расскажите об изменении активности ферментов путем взаимодей­ствия "белок-белок".

- Дайте понятие о ключевых ферментах. Как они регулируются?

- Какова роль обратных связей в регуляции ферментативных цепей?

- По какому принципу классифицируются ферменты? Дайте характе­ристику каждому классу.

- Что такое энзимопатии? Виды энзимопатий.

- Назовите основные направления использования ферментов в меди­цине. Дайте им характеристику.

- Как в медицине используются конкурентные ингибиторы?


  1. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСтатическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconОлогическая химия сборник методических указаний для обучающихся к...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconБиохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСтатическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconМетодических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconБиохимия сборник методических указаний для обучающихся к лабораторным...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconБорник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 icon№ Дифферон понятие, клеточный состав. Дифференциация понятие. Характеристика...
Новые клеточные технологии : сб метод указаний для обучающихся к внеаудитор. (самостоят.) работе для специальности 060103 – Педиатрия...
Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconРабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301...
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск