Скачать 355 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Кафедра биологической химии с курсами медицинской, фармацевтической и токсикологической химии БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ для специальности 060301 – Фармация (заочная форма обучения) Красноярск 2013 УДК 577.1(07) ББК 28.072 С 63 Биологическая химия : сб. метод. указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Биологическая химия» для специальности 060301 – Фармация (заочная форма обучения) /сост. Л.В. Труфанова, Л.Л. Петрова, Г.Е. Герцог [и др.]. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2013. – 28 с. Составители: к.б.н., доцент Труфанова Л.В., к.б.н., доцент Петрова Л.Л., к.б.н., доцент Герцог Г.Е., Климова А.Д., Антонова С.К. Сборник методических указаний предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2011 по специальности 060301 – Фармация (заочная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2012г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3. Рецензенты: зав. кафедрой биохимии Амурской государственной медицинской академии д.м.н., профессор Бородин Е.А.; зав. кафедрой биохимии с курсом клинической лабораторной диагностики Самарского государственного медицинского университета д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Гильмиярова Ф.Н. Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__). КрасГМУ 2013г. Содержание
Занятие №1
- понятие об анаболизме, катаболизме, метаболизме, биологическом окислении; - отличия биологического окисления от окисления в неживой природе; - этапы катаболизма; - окислительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты; - цикл Кребса: ход реакций, ферменты и витамины цикла, конечные продукты; - значение цикла Кребса, его регуляция. - дыхательная цепь, ее компоненты и значение; - окислительное фосфорилирование. Механизм; - сопряжение и разобщение в дыхательной цепи; - пути использования АТФ в организме; - регуляция дыхательной цепи; - нефосфорилирующее окисление и его функции в организме; - активный кислород и антипероксидная система; - тканевые и возрастные особенности окислительных процессов; - классификация оксидоредуктаз.
1) реакции синтеза молекул-макроэргов 2) синтез сложных молекул из более простых 3) распад биополимеров до мономеров 4) окисление глюкозы до пирувата Правильный ответ: 2
1) распада углеводов до глюкозы 2) распада жира до глицерина и жирных кислот 3) работы дыхательной цепи в сопряженном режиме 4) работы дыхательной цепи в разобщенном режиме Правильный ответ: 3
1) сукцинил-КоА сукцинат 2) 2-оксоглутарат сукцинил-КоА 3) изоцитрат 2-оксоглутарат 4) сукцинат фумарат Правильный ответ: 4
1) во внутренней мембране митохондрий 2) в матриксе митохондрий 3) во внешней мембране митохондрий 4) в межмембранном пространстве Правильный ответ: 2
1) 3 макроэргические связи 2) 2 макроэргические связи 3) 6 макроэргических связей 4) 1 макроэргическая связь Правильный ответ: 2
1) последовательность ферментов из класса лигаз 2) последовательность окислительно-восстановительных реакций 3) последовательность ферментов из класса лиаз 4) цепь ферментов класса гидролаз Правильный ответ: 2
1) флавопротеидов 2) гемпротеидов 3) липопротеидов 4) гидроксилаз Правильный ответ: 1
1) НАД-зависимой дегидрогеназой 2) ФАД-зависимой дегидрогеназой 3) цитохромоксидазой 4) цитратлиазой Правильный ответ: 1
1) выделяется в виде тепла 2) используется для транспорта Н+ через мембрану митохондрий 3) запасается в форме АТФ 4) расходуется на перенос субстратов в клетки Правильный ответ: 3
а) распад органических веществ в клетках до СО2 и Н2О б) трансформация энергии органических веществ в энергию макроэргических связей АТФ в) синтез структурно-функциональных компонентов клетки г) превращение пищевых веществ в соединения, лишенные видовой специфичности д) использование энергии катаболических процессов для обеспечения функциональной активности организма Выберите правильную комбинацию ответов: 1) а, б, д 2) а, б, в, г, д 3) б, в, г, д 4) в, г, д 5) а, б, г, д Правильный ответ: 2
Ответ: Для ответа на вопрос напишите в формулах цикл Кребса, укажите положение метки в каждом метаболите.
а) без добавок; б) если в инкубационную смесь добавить ингибитор НАДН-дегидроге-назы; в) если вместе с этим ингибитором добавить сукцинат; г) если вместе с ингибитором добавить аскорбиновую кислоту, которая может окисляться цитохромом с? Ответ: а) 3; б) 0; в) 2; г) 1.
Ответ: Скорость окисления пирувата и глюкозы снизится из-за ингибирующего влияния НАДН и ацетил-КоА на соответствующие процессы. Биологическое значение этого явления заключается в сохранении концентрации глюкозы в крови на нормальном уровне.
а) напишите реакцию, катализируемую указанным ферментом; б) назовите и напишите схемы процессов, в которых участвует продукт этой реакции. Ответ: Пируваткарбоксилаза превращает пируват в оксалоацетат, который используется в цикле Кребса, в глюконеогенезе, в реакции переамирования аминокислот. Дефект этого фермента приведет к недостатку оксалоацетата и, следовательно, к торможению цикла Кребса, а также торможению использования пирувата, полученного из аминокислот, в ГНГ.
Ответ: Нет, потому что два атома углерода теряются в цикле Кребса на двух стадиях декарбоксилирования (изоцитратдегидрогеназа и 2-оксоглутаратдегидрогеназа). Следовательно, накопления оксалоацетата происходить не будет.
7.1. Проделать лабораторную работу и сделать выводы. 7.2. Подготовить ответы к контрольной работе №1. Занятие №2
- определение и классификация углеводов; - строение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов; - переваривание углеводов пищи; - всасывание продуктов переваривания углеводов; - роль печени в обмене углеводов; - синтез гликогена, ход реакций, регуляция, значение; - понятие о гликолизе и гликогенолизе. Ход реакций в гликолизе; - регуляция гликолиза; - биологическая роль гликолиза; - определение глюконеогенеза. Ход реакций в глюконеогенезе; - регуляция глюконеогенеза; - значение глюконеогенеза; - глюкозо-лактатный цикл; - пентозофосфатный путь: ход реакций окислительной части, представление о неокислительной части; значение и регуляция; - пути образования и использования глюкозо-6-фосфата; - источники глюкозы крови; - регуляция глюкозы крови гормонами; - причины гипогликемии; - причины гипергликемии; - неферментативное гликозилирование белков; - Гетерополисахариды: гликозаминогликаны (гепарин, гиалуроновая кислота, хондроитинсульфаты) и гликопротеины. Строение, функции.
Правильный ответ: 1
а) повышается осмолярность б) увеличивается приток воды, что вызывает диарею в) образуются газы (метеоризм) вследствие действия бактерий на негидролизованные углеводы г) инактивируются пептидазы Выберите правильную комбинацию ответов 1) а, б, в 2) а, в, г 3) а, б, г 4) а, в 5) а, б, в, г Правильный ответ: 1
а) в печени имеется глюкозо-6-фосфатаза б) в мышцах отсутствует глюкозо-6-фосфатаза в) в мышцах не происходит гидролиз гликогена с образованием глюкозы г) гликоген в мышцах используется как источник энергии Выберите правильную комбинацию ответов 1) а, б, в 2) а, в, г 3) а, б, г 4) а, г 5) а, б, в, г Правильный ответ: 5
1) глюкозо-6-фосфат 2) 3-фосфоглицериновый альдегид 3) 3-фосфоглицериновая кислота 4) 1,3-дидифосфоглицериновая кислота Правильный ответ: 4
1) от наличия в клетке кислорода 2) от наличия в клетке АТФ 3) от транспорта в клетки глюкозы 4) от наличия в клетке гликогена Правильный ответ: 1
1) 20 молекул АТФ 2) 38 молекул АТФ 3) 44 молекул АТФ 4) 16 молекул АТФ Правильный ответ: 2
а) протекает в мышцах б) включает реакцию фосфорилирования в) протекает в две стадии г) является необратимым процессом д) требует затраты 1 моль АТФ и 1 моль ГТФ Выберите правильную комбинацию ответов 1) б, в, г, д 2) а, в, г 3) а, б, г 4) а, г, д 5) а, б, в, г Правильный ответ: 1
1) при расщеплении гликогена 2) в гликолизе 3) в пентозофосфатном пути 4) в глюконеогенезе Правильный ответ: 3
1) метаболическим алкалозом 2) гликозилированием белков 3) тканевыми отеками 4) авитаминозом Правильный ответ: 2
1) синтез гликогена 2) аэробное окисление глюкозы 3) анаэробный гликолиз 4) липолиз 5) глюконеогенез Правильный ответ: 1
Ответ: Схема: фруктоза реакции унификации ДОАФ+ 3-фосфоглицериновый альдегид САХАРОЗА глюкоза реакции гликолиза пируват ацетил-КоА реакции цикла Кребса и дыхательной цепи СО2, Н2О и 76 АТФ
Ответ: При окислении глюкозы в гликолизе образуется 2 АТФ, в гликогенолизе – 3 АТФ. Поэтому депонировать глюкозу в виде гликогена энергетически выгодно. Кроме этого, депонирование углеводов в форме глюкозы вызывает повышение осмотического давления в клетках, накопление глюкозы в виде гликогена осмотическое давление не изменяет. Физиологическое значение депонирования углеводов в мышцах заключается в том, что они являются легко усвояемым источником энергии.
а) реакцию, катализируемую ЛДГ; б) назовите ферменты гликолитической оксидоредукции. Какое значение в ней имеет ЛДГ? Ответ: а) пируват лактат НАДН НАД+ б) гликолитическая оксидоредукция – это две сопряженных дегидрогеназных реакций: ЛДГ и глицеральдегиддегидрогеназа (ГАДГ) ЛДГ пируват лактат НАДН НАД+ ГАДГ 3-фосфоглицериновый 1,3-дифосфоглицериновая альдегид кислота ЛДГ переводит НАДН в НАД+ и делает гликолиз не зависимым от дыхательной цепи и кислорода. Таким образом, благодаря ЛДГ клетка может получать энергию в анаэробных условиях. В присутствии ингибитора ЛДГ гликолиз будет заторможен или выключен полностью, АТФ образовываться не будет, эритроцит погибнет.
1) является одним из источников глюкозы в крови; 2) регуляторные ферменты катализируют необратимые реакции; 3) ингибируется при накоплении в клетке АТФ; 4) протекает главным образом в печени, а также коре почек и слизистой тонкого кишечника; 5) обеспечивает глюкозой мозг в тех случаях, когда глюкоза в организм не поступает. Ответ: 1, 2, 4, 5
Ответ: Отклонений от нормы нет. Студент находился в состоянии стресса, выделился адреналин, который вызвал гипергликемию.
- подготовка контрольной работы №1; Темы рефератов: - Патобиохимия гипергликемии. - Патобиохимия гипогликемии. - Гликозилирование белков, биологическое значение. Занятие №3 |
Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Биохимия сборник методических указаний для обучающихся к лабораторным... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Г. А. Петров физиология с основами анатомии Петров, Г. А. Физиология с основами анатомии: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся по... | Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол... |