Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014





НазваниеМетодических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014
страница1/21
Дата публикации29.05.2015
Размер1.97 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ
по дисциплине «Неврология»

для специальности 060201 – Стоматология (очная форма обучения)

Красноярск

2014

УДК

ББК

С
Сборник методических указаний для обучающихся внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 – Стоматология (очная форма обучения) / сост. С.В. Прокопенко, М.В. Аброськина, И.В. Колесникова. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2014. –с.

Составители: д.м.н., профессор Прокопенко С.В.

к.м.н., ассистент Аброськина М.В.

д.м.н., доцент, Колесникова И.В.

интерн Бушуева М.А.
Сборник методических указаний предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2012г. по специальности / направлению подготовки 060201 – Стоматология (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2012 г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.


Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).

КрасГМУ

  1. г.

  1. Тема №1: «Чувствительная сфера. Синдромы нарушения чувствительности».




  1. Форма работы:

  • Подготовка к практическим занятиям.

  • Подготовка материалов по НИРС.


3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

1. Понятие о рецепторах и их функции.

2. Понятие о корковом конце чувствительного анализатора.

3. Виды чувствительности.

4. Понятие о внутренней капсуле.

5. Понятие о лемнисковой системе.

6. Понятие об экстралемнисковой системе.

7. Уровни формирования болевого ощущения.

8. Симптомы поражения задних канатиков.

9. Симптомы поражения бокового столба (канатика) спинного мозга.

10. Симптомы поражения зрительного бугра.

11. Симптомы поражения задней ножки внутренней капсулы.

12. Признаки поражения ствола периферического нерва.
Ответы:

1. Рецепторы являются концевыми образованиями афферентных нервных волокон, способные воспринимать какие-либо изменения внутри и вне организма и передавать их как импульсы.

2. В коре чувствительные пути заканчиваются в задней центральной извилине, где имеется соматотопическая проекция. Кинестетическое чувство в прецентральной извилине, чувство стереогноза – в верхней теменной дольке.

  1. Различают поверхностные, глубокие и сложные виды чувствительности.

  2. Внутренняя капсула - это прослойка белого вещества головного мозга, находящаяся между подкорковыми ядрами. Состоит из переднего, заднего бедра и колена.

  3. Лемнисковая система – название проводников глубокой чувствительности, которые из-за своеобразного хода дендритов вторых нейронов глубокой чувствительности в головном мозге имеют на разрезе форму петли в срединных отделах мозга – «медиальный лемниск".

  4. Экстралемнисковая система – проводники болевой, температурной и частично тактильной чувствительности. Первый нейрон находится в спинномозговом узле, второй – в задних рогах спинного мозга, третий нейрон – в таламусе.

  5. В формировании болевого ощущения принимают участие: а) периферические рецепторы; б) уровень заднего рога спинного мозга; в) уровень продолговатого мозга; г) уровень среднего мозга; д) таламический уровень; е) корковая область.

  6. При поражении задних канатиков наблюдается расстройство глубокой чувствительности, частично тактильной чувствительности по проводниковому типу при сохранности поверхностной чувствительности. Чувствительность расстраивается на соответствующей очагу стороне – на всем протяжении, ниже уровня его локализации. Одновременно развивается заднестолбовая или сенситивная атаксия.

  7. Поражение бокового канатика: расстройство поверхностной чувствительности (болевой и температурной) по проводниковому типу на противоположной очагу стороне, ниже места поражения. Верхняя граница нарушения чувствительности определяется на 2-3 сегмента ниже места поражения.

  8. Поражение зрительного бугра: нарушение всех видов чувствительности на противоположно очагу стороне, причем анестезия и сенситивная гемиатаксия сочетаются с явлениями гиперпатии, трофическими расстройствами, нарушением зрения.

  9. Поражение задней ножки внутренней капсулы: нарушение всех видов чувствительности на противоположной очагу стороне, гемианопсия, сенситивная гемиатаксия.

  10. Поражение ствола периферического нерва: нарушаются все виды чувствительности. Зона чувствительных расстройств соответствует территории иннервации данного нерва. При полиневритах отмечается дистальный тип расстройств чувствительности в виде «перчаток», «носков» и «чулок».


4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.
Тестовые задания
I. ГЕМИАНЕСТЕЗИЯ, ГЕМИАТАКСИЯ, ГЕМИАНОПСИЯ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ПОРАЖЕНИЯ

1. бледного шара

2. хвостатого ядра

3. красного ядра

4. таламуса

5. прецентральной извилины

Правильный ответ: 4
II. ДЕНДРИТЫ, ВОСПРИНИМАЮЩИЕ ХОЛОДОВЫЕ РАЗДРАЖЕНИЯ, СОДЕРЖАТ РЕЦЕПТОРЫ ВВИДЕ

1. неинкапсулированных чувствительных окончаний Руффини

2. инкапсулированных чувствительных окончаний Краузе

3. телец Меркеля

4. телец Фатера-Пачини

5. телец Меркеля и телец Фатера-Пачини

Правильный ответ: 2

III. АСТЕРИОГНОЗ ВОЗНИКАЕТ ПРИ ПОРАЖЕНИИ

1. язычной извилины теменной доли

2. верхней височной извилины

3. нижней лобной извилины

4. верхней теменной дольки

5. прецентральной извилины

Правильный ответ: 4
IV. ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СЕНСИТИВНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ АТАКСИИ СЛЕДУЕТ ПОПРОСИТЬ БОЛЬНОГО

1. осуществить фланговую походку

2. стать в позу Ромберга с закрытыми глазами

3. стоя, отклониться назад

4. пройти с закрытыми глазами

5. выполнить пальце-носовую пробу

Правильный ответ: 4
V. ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ДИСКРЕМИНАЦИОННОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СЛЕДУЕТ ПРОВЕРИТЬ, СПОСОБЕН ЛИ БОЛЬНОЙ ОПРЕДЕЛИТЬ

1. место прикосновения при нанесении раздражения на различные участки тела

2. рисуемые на коже цифры, буквы, простые фигуры

3. два одновременно наносимых раздражения на близко расположенных участках поверхности тела

4. на ощупь знакомые предметы

5. вибрацию камертона

Правильный ответ: 3
VI. ЕСЛИ ВЕРХНЯЯ ГРАНИЦА ПРОВРОДНИКОВЫХ РАССТРОЙСТВ БОЛЕВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НА УРОВНЕ Th10 ДЕРМАТОМА, ПОРАЖЕНИЕ СПИННОГО МОЗГА ЛОКАЛИЗУЕТСЯ НА УРОВНЕ СЕГМЕНТА

1. Th6-Th7

2. Th8-Th9

3. Th9-Th10

4. Th8-Th11

5. Th10-Th11

Правильный ответ: 2
VII. ВОЛОКНА ДЛЯ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ РАСПОЛАГАЮТСЯ В ТОНКОМ ПУЧКЕ ЗАДНИХ КАНАТИКОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К СРЕДНЕЙ ЛИНИИ

1. латерально

2. медиально

3. вентрально

4. дорсально

5. вентро-латерально

Правильный ответ: 2

XIII. ВОЛОКНА ДЛЯ ТУЛОВИЩА И ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ РАСПОЛАГАЮТСЯ В КЛИНОВИДНОМ ПУЧКЕ ЗАДНИХ КАНАТИКОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К СРЕДНЕЙ ЛИНИИ

1. латерально

2. медиально

3. вентрально

4. дорсально

5. вентро-латерально

Правильный ответ: 1
IX. ВОЛОКНА БОЛЕВОЙ И ТЕМПЕРАТУРНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ (ЛАТЕРАЛЬНАЯ ПЕТЛЯ) ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ К ВОЛОКНАМ ГЛУБОКОЙ И ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ (МЕДИАЛЬНАЯ ПЕТЛЯ)

1. в продолговатом мозге

2. в мосту мозга

3. в ножках мозга

4. в зрительном бугре

5. в мозжечке

Правильный ответ: 2
Х. ПОЛОВИННОЕ ПОРАЖЕНИЕ ПОПЕРЕЧНИКА СПИННОГО МОЗГА (СИНДРОМ БРОУН-СЕКАРА) ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЦЕНТРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА СТОРОНЕ ОЧАГА В СОЧЕТАНИИ

1. с нарушением всех видов чувствительности – на противоположной стороне

2. с нарушением болевой и температурной чувствительности – на стороне очага

3. с нарушением глубокой чувствительности – на стороне очага

4. с нарушением всех видов чувствительности - на стороне очага

5. с нарушением только температурной чувствительности – на стороне очага

Правильный ответ: 3
5. Самоконтроль по ситуационным задачам

Ситуационные задачи
Ситуационная задача №1

У больной Ж. заболевание началось с онемения, жжения и болей в стопах, они усиливаются в ночное время и стихают после хождения. Постепенно чувствительные нарушения распространялись на голени. При осмотре отмечается снижение болевой и тактильной чувствительности по типу носков, снижение глубокой чувствительности.

1. Выделить ведущие клинические симптомы.

2. Назвать клинический синдром.

3. Поставить топический диагноз.

4. Перечислить виды чувствительности.

5. Поражение каких образований сопровождается сегментарными расстройствами чувствительности.

Правильный ответ:

1. Ведущие клинические симптомы: боль, гипестезия, вегетативно-ирритативные проявления в дистальных отделах ног.

2. Совокупность клинических проявлений характерна для синдрома сенсорной полиневропатии.

3. Топический диагноз – поражение аксонов чувствительных и вегетативных волокон нижних конечностей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014 iconБиохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014 iconБиологическая химия сборник методических указаний для обучающихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014 iconСтатическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014 iconОлогическая химия сборник методических указаний для обучающихся к...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014 iconСборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014 iconРабочая программа по дисциплине профилактика и коммунальная стоматология...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014 icon№ Дифферон понятие, клеточный состав. Дифференциация понятие. Характеристика...
Новые клеточные технологии : сб метод указаний для обучающихся к внеаудитор. (самостоят.) работе для специальности 060103 – Педиатрия...
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014 iconБиохимия сборник методических указаний для обучающихся к лабораторным...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014 iconСтатическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014 iconРабочая программа по дисциплине «Химия» для специальности: 060201-...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Неврология» для специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения) Красноярск 2014 iconБорник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск