Скачать 3.29 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Кафедра анатомии и гистологии человека Гистология, эмбриология, цитология СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 УДК 611-018/.1+611-013(07) ББК 28.86 Гистология, эмбриология, цитология : сб. метод. указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) / сост. Н.Н. Медведева, Е.А. Хапилина, Л.Е. Сухова [и др.]. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2013. – 243 с. Составители: д.м.н., профессор Медведева Н.Н., к.м.н., доцент Хапилина Е.А., доцент Сухова Л.Е., старший преподаватель Стрелкович Н.Н. Сборник методических указаний предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО (2011 г.) по специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2011 г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3. Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__). КрасГМУ 2013 г. Содержание Занятие № 1 Определение и содержание гистологии. Принципы и правила работы на кафедре анатомии и гистологии человека. Гистологическая и микроскопическая техника. Правила зарисовки препаратов и ведение альбома. Деонтология в медицине____________________________________6 Занятие №2 Цитология. Определение клетки. Общий план строения. Плазмолемма. Ядро. Органеллы цитоплазмы__________________________12 Занятие№3 Цитология. Включения цитоплазмы. Виды межклеточных соединений. Неклеточные и постклеточные структуры. Жизненный цикл клетки. Возрастные особенности клеток______________________________18 Занятие №4 Общая гистология. Понятие о тканях. Классификация тканей по морфофункциональному признаку. Ткани внутренней среды. Кровь, лимфа: источник развития, морфофункциональная характеристика. Лейкоцитарная формула. Возрастные особенности___________________________________24 Занятие№5 Соединительные ткани: рыхлая, плотная и со специальными свойствами. Морфофункциональная характеристика. Возрастные особенности______________________________________________________40 Занятие №6 Скелетные соединительные ткани: хрящевые и костные. Строение хряща и кости как органа, их рост и регенерация______________51 Занятие №7 Диагностика гистологических препаратов № 1_____________61 Занятие №8 Эпителиальные ткани. Признаки эпителиальных тканей. Однослойный эпителий: виды, локализация, источники развития, строение. Возрастные особенности___________________________________________62 Занятие №9 Многослойный эпителий: виды, локализация, источники развития, строение. Возрастные особенности. Железистый эпителий. Классификация экзокринных желез__________________________________67 Занятие №10 Мышечные ткани. Гистофизиология гладкой, скелетной и сердечной мышечных тканей. Источники развития. Морфофункциональная характеристика, регенерация. Механизм мышечного сокращения. Возрастные особенности______________________________________________________72 Занятие №11 Нервная ткань: нейроны, нейроглия, нервные волокна, нервные окончания. Морфофункциональная характеристика. Строение периферического нерва. Возрастные особенности______________________78 Занятие №12 Диагностика гистологических препаратов № 2____________85 Занятие №13 Частная гистология. Источники развития нервной системы. Спинной мозг, спинальный ганглий: источники развития, строение. Возрастные особенности. Соматическая рефлекторная дуга_____________86 Занятие №14 Головной мозг, его отделы. Общий план строения. Кора больших полушарий. Мозжечок. Возрастные особенности. Вегетативная нервная система. Вегетативный ганглий. Вегетативная рефлекторная дуга: короткая и длинная________________________________________________93 Занятие №15 Органы чувств. Понятие об анализаторе. Классификация органов чувств. Орган зрения, обоняния, слуха, равновесия, вкуса: источник развития, строение. Возрастные особенности__________________________99 Занятие №16 Сердечно – сосудистая система. Общая характеристика, источники развития, регенерация. Артерии. Микроциркуляторное русло. Возрастные особенности__________________________________________108 Занятие №17 Сердечно – сосудистая система. Вены. Сердце. Проводящая система сердца. Возрастные особенности____________________________113 Занятие № 18 Диагностика гистологических препаратов №3___________118 Занятие № 19 Органы кроветворения и иммунной защиты. Источники развития и морфофункциональная характеристика красного костного мозга, тимуса. Возрастные особенности___________________________________118 Занятие № 20 Органы кроветворения и иммунной защиты: лимфатический узел, селезенка. Источники развития и морфофункциональная характеристика. Возрастные особенности____________________________124 Занятие № 21 Эндокринная система. Понятие о гормонах, клетках-мишенях. Классификация желез внутренней секреции. Нейросекреторные ядра гипоталамуса, гипофиз, эпифиз. Гипоталамо-гипофизарная система. Возрастные особенности__________________________________________131 Занятие № 22 Эндокринная система. Периферические органы: щитовидная железа, надпочечники, околощитовидные железы. Источники развития, строение, гормоны. Возрастные особенности_________________________137 Занятие № 23 Пищеварительная система. Принцип строения стенки пищеварительной трубки. Особенности строения слизистой оболочки ротовой полости. Крупные слюнные железы. Миндалины. Возрастные особенности_____________________________________________________145 Занятие № 24 Пищеварительная система. Пищевод, желудок: строение, тканевый состав оболочек и их источники развития. Переход пищевода в желудок. Возрастные особенности _________________________________151 Занятие № 25 Пищеварительная система.Тонкая и толстая кишка: особенности строения, тканевой состав оболочек и их источники развития. Возрастные особенности _________________________________________159 Занятие № 26 Пищеварительная система. Поджелудочная железа: источники развития, особенности строения экзокринного и эндокринного отделов. Печень: источники развития, строение структурно-функциональной единицы. Кровоснабжение печени. Возрастные особенности____________166 Занятие №27 Органы дыхания: классификация, источники развития. Воздухоносные пути и респираторный отдел. Альвеолы. Аэрогематический барьер. Кожа. Морфофункциональные особенности тонкой и толстой кожи. Возрастные особенности_________________________________________173 Занятие №28 Диагностика гистологических препаратов № 4___________180 Занятие №29 Мочевыделительная система. Почка: источники развития, строение, функции. Кровоснабжение почки. Нефрон. Эндокринный аппарат почки. Возрастные особенности. Мочевой пузырь, мочеточник: строение, функции_______________________________________________________181 Занятие №30 Мужская половая система: морфофункциональная характеристика. Сперматогенез. Семенник, придаток семенника, предстательная железа, семенные пузырьки, бульбоуретральные железы: строение, функции. Возрастные особенности________________________187 Занятие №31 Женская половая система. Овогенез. Яичник: строение, функция. Желтое тело: стадии образования, разновидности, строение, функция. Яйцевод: строение, функция. Возрастные особенности_______197 Занятие №32 Женская половая система. Матка: строение, функция. Возрастные особенности. Овариально-менструальный цикл: фазы, особенности строения эндометрия матки___________________________206 Занятие №33 Эмбриология человека. Этапы эмбриогенеза. Прогенез. Первая неделя развития: оплодотворение, дробление. Особенности и хронология процессов. Зигота. Морула. Бластоциста. Начало 1-й фазы гаструляции. Имплантация__________________________________________________215 Занятие № 34 Эмбриология человека. Вторая неделя развития. Гаструляция: гипобласт, эпибласт, желточный и амниотический пузыри, первичная полоска, первичный узелок, зародышевая мезодерма и энтодерма, внезародышевая мезодерма______________________________________223 Занятие №35 Эмбриология человека. Третья неделя развития. Дифференцировка зародышевой мезодермы. Образование хорды. Формирование нервной трубки и нервных гребней. Туловищная складка, образование первичной кишки. Зачаток первичного сердца. Закладка предпочки, легкого_____________________________________________228 Занятие №36 Эмбриология человека. Четвертая неделя развития. Образование рта, формирование позвоночного столба. Закладка аденогипофиза, щитовидной и околощитовидной желез, желудка, печени, поджелудочной железы. Эмбриональный органогенез. Внезародышевые органы. Плацента: строение, функции______________________________234 Занятие №37 Диагностика гистологических препаратов № 5___________240 Рекомендуемая литература _____________________________________241
Название темы: «Назначение и содержание гистологии, эмбриологии, цитологии. Методы изготовления препаратов для световой микроскопии техника микрокопирования. Принципы и правила работы на кафедре анатомии и гистологии человека. Ведение альбома и правила зарисовки препаратов. Деонтология в медицине». 2.Формы работы: -Подготовка к практическим занятиям. -Подготовка материалов по НИРС. 3.Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия с учетом ОК и ПК: знать конструкцию биологического микроскопа, усвоить назначение его оптических, механических частей и свойств линз. Ознакомиться с основными методами гистологического исследования неживых и живых объектов, а также основными этапами изготовления препаратов для световой и электронной микроскопии, правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными, уметь работать с микроскопом, используя различные источники освещения, объективы и окуляры на основании «Правил пользования микроскопом», владеть медико-аналитическим понятийным аппаратом, навыками микрокопирования и окраски гистологических препаратов.
4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы (тестовые задания с эталонами ответов). Выбрать один правильный ответ.
2. ЦЕЛЬ ФИКСАЦИИ
3. В ПРОЦЕССЕ ФИКСАЦИИ ПРОИСХОДИТ
4. ПОСЛЕ ФИКСАЦИИ СЛЕДУЕТ ЭТАП
5. ПРОМЫВКУ ОБЪЕКТА ЧАЩЕ ВСЕГО ПРОВОДЯТ
6. ОБЕЗВОЖИВАНИЕ ПРОИЗВОДЯТ
7. ПРОЦЕСС ДЕПАРАФИНИРОВАНИЯ ПРОВОДЯТ В
8. ОПТИМАЛЬНАЯ ТОЛЩИНА СРЕЗОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МИКРОСКОПИИ, РАВНА
9. ОКРАШИВАНИЕ СРЕЗОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МИКРОСКОПИИ, ПРОВОДЯТ
10. УПЛОТНЕНИЕ И ЗАЛИВКУ МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МИКРОСКОПИИ ПРОИЗВОДЯТ
11. К ОПТИЧЕСКИМ ЧАСТЯМ МИКРОСКОПА ОТНОСЯТСЯ
12. К МЕХАНИЧЕСКИМ ЧАСТЯМ МИКРОСКОПА ОТНОСЯТСЯ
13. ОПТИМАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПРЕПАРАТА ОБЕСПЕЧИВАЕТ
14. МИКРОВИНТОМ ФОКУСИРУЮТ ОБЪЕКТ НА
15. МАКРОВИНТОМ ФОКУСИРУЮТ ОБЪЕКТ НА
16. НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБЛЯЕМЫЙ В ГИСТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ФИКСАТОР
17. СУТЬ МЕТОДА ТКАНЕВЫХ КУЛЬТУР ВНЕ ОРГАНИЗМА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В
18. ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИНАМИКИ РАЗЛИЧНЫХ БИОСИНТЕЗОВ, ПЕРЕМЕЩЕНИИ ВЕЩЕСТВ В ПРЕДЕЛАХ КЛЕТОК, ТКАНЕЙ ПРИМЕНЯЮТ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
19. ПО ХИМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ОСНОВНЫЕ КРАСИТЕЛИ - ЭТО
20. ПО ХИМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ КИСЛЫЕ КРАСИТЕЛИ - ЭТО
Таблица правильных ответов на тестовые задания.
Задача № 1 Врач должен срочно получить ответ о состоянии органа после его резекции или удаления. Каким методом можно быстро приготовить гистологический срез? Задача № 2 Необходимо выявить наличие жира в клетках. Какой краситель можно использовать? Задача № 3 Получен материал, фиксированный спиртовым фиксатором. Какие этапы обработки можно исключить? Задача № 4 При исследовании клеток в люминесцентном микроскопе после окрашивания акридиновым оранжевым обнаружено зеленое и красное свечение структур. Каков их химический состав? Задача № 5 Дан срез аорты. Какой краситель можно использовать для выявления эластических мембран и волокон? Задача № 6 Способность структур окрашиваться не в тон красителю называется? Задача № 7 Структуры, проявляющие кислые свойства, а окрашивающиеся основным красителем, называются? Задача № 8 Структуры, проявляющие основные свойства, а окрашивающиеся кислым красителем, называются? Задача № 9 На занятии студент изучил микропрепарат при малом увеличении микроскопа, а затем хотел рассмотреть интересующие его структуры при большом увеличении, но несмотря на попытки сфокусировать изображение, четкости он не добился. Какая ошибка была допущена при изучении микропрепарата? Задача № 10 Исследователю предстоит изучить структуры клетки размером меньше 0,2 мкм. Какой метод исследования следует ему рекомендовать? Задача № 11 Известно, что в состав клетки входят различные органические вещества. Какими известными Вам методами можно определить: а) их качественный состав; б) их количественный состав. Задача № 12 На препарате (окраска гематоксилин-эозином) видны клетки, цитоплазма которых: а) базофильна; б) оксифильна. Какие вещества, присутствующие в цитоплазме, обуславливают эти свойства? Эталоны ответов на ситуационные задачи. Ответ к задаче № 1 Методом заморозки. Ответ к задаче № 2 Судан III. Ответ к задаче № 3 Промывка, обезвоживание. Ответ к задаче № 4 ДНК-зеленым светом, РНК-красным. Ответ к задаче № 5 Орсеин. Ответ к задаче № 6 Метахромазия. Ответ к задаче № 7 Базофильными. Ответ к задаче № 8 Ацидофильными. Ответ к задаче № 9 Гистологический препарат лежал на предметном столике микроскопа покровным стеклом вниз. Ответ к задаче № 10 Электронная микроскопия. Ответ к задаче № 11 а) методом гистоохимии; б) методом фотометрии. Ответ к задаче № 12 а) цитоплазматическая РНК; б) цитоплазматический белок. 6. Перечень практических умений по изучаемой теме.
7. Рекомендации по выполнению НИРС. Реставрация и изготовление учебных гистологических препаратов. |
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Ологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | № Дифферон понятие, клеточный состав. Дифференциация понятие. Характеристика... Новые клеточные технологии : сб метод указаний для обучающихся к внеаудитор. (самостоят.) работе для специальности 060103 – Педиатрия... | ||
Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины»... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Красноярский государственный медицинский... | Биохимия сборник методических указаний для обучающихся к лабораторным... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... |