Скачать 1.83 Mb.
|
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 УДК 61(07) ББК 51.1 С 23 Сборник методических рекомендаций для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) / сост. М.В.Шубкин, А.В. Шульмин, В.В. Козлов. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2013. – 99 с. Составители: к.м.н., ст.преп., Шубкин М.В., к.м.н., доцент, Шульмин, А.В., к.м.н., доцент, Козлов, В.В. Рецензенты: д.м.н., профессор, Капитонов, В.Ф., кафедра управления, экономики здравоохранения ИПО КрасГМУ д.м.н., профессор, Россиев, Д.А., зав. кафедрой медицинской информатики и инновационных технологий с курсом ПО КрасГМУ Сборник методических рекомендаций к практическим занятиям предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО (2010г.) по специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2011г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3. Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________2013). КрасГМУ 2013 г. СОДЕРЖАНИЕ
Занятие №1 «История медицины как наука и предмет преподавания. Медицина в период первобытнообщинного строя»
Знать:
Уметь:
Навыки:
01. Определение истории медицины: 1) история медицины – это наука о происхождении, развитии и современном состоянии медицины 2) история медицины – это наука о происхождении научных знаний медицины 3) история медицины – это наука о происхождении практических медицинских навыков 4) история медицины – это наука об изучении народных средств врачевания 02. В основу периодизации истории медицины положены 1) достижения в области естествознания 2) открытия в области медицины 3) знаменательные исторические даты 4) социально-экономические формации 03. Возникновение медицины связано 1) с появлением первого человека 2) с возникновением болезней 3) с оказанием взаимопомощи 4) с повышенным травматизмом 04. Первоисточниками являются: 1) впервые найденные памятники древних цивилизаций 2) письменные свидетельства очевидцев или участников произошедших в прошлом событий 3) реконструкции происходивших событий, на основании имеющихся описаний 4) первые исследования на историческую тему 05.историческое событие знаменующее окончание эпохи Древнего Мира и начало эпохи Средневековья 1) падение Римской империи 2) рождение Иисуса Христа 3) появление Византии 4) первый крестовый поход 06. историческое событие, которое принято считать границей между Новым временем и Новейшей историей 1) Великая октябрьская социалистическая революция 2) окончание Первой мировой войны 3) начало Великой отечественной войны 4) первый полет человека в космос 07. Сколько периодов принято выделять в периодизации мировой истории: 1) два 2) три 3) четыре 4) пять 08. Общественный строй, соответствующий периоду медицины Древнего мира: 1) первобытнообщинный 2) рабовладельческий 3) феодальный 4) капиталистический 09. Процесс историко-эволюционного формирования человеческого общества: 1) антропогенез 2) социогенез 3) этногенез 4) биогенез 10. Общественный строй, соответствующий периоду медицины Средневековья: 1) первобытнообщинный 2) рабовладельческий 3) феодальный 4) капиталистический 11. В основу периодизации истории медицины положена: 1) гражданская периодизация 2) статистические данные 3) специальная периодизация 4) классификация болезней 12. Операции, производимые в первобытнообщинном строе: 1) аппендэктомия 2) кесарево сечение 3) удаление катаракты 4) пластические операции 13. Средняя продолжительность жизни первобытных людей: 1) 40-45 лет 2) 30-40 лет 3) 15-20 лет 4) 50-60 лет 14. Первые хирурги первобытнообщинного строя: 1) женщины 2) пастухи 3) шаманы 4) охотники 15. при зашивании ран использовали муравьев 1) аборигены Африки 2) инки 3) аборигены Бразилии 4) ацтеки 16. Появление врачевателей характерно для следующей эпохи первобытного общества: 1) эпоха праобшины 2) эпоха первобытной общины 3) эпоха классообразования 4) эпоха матриархата 17. Вера человека в наличие родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения: 1) тотемизм 2) анимизм 3) фетишизм 4) шаманизм 18. Древнейшими людьми являются: 1) неандертальцы 2) кроманьонцы 3) палеоантропы 4) архантропы 19. Врачевание в эпоху праобщины было: 1) культовым 2) магическим 3) коллективным 4) осуществлялось специалистами 20. Временные границы эпохи зрелости первобытного общества: 1) 2 млн. – 40 тыс. лет назад 2) 40 тыс. – 10 тыс. лет до н.э. 3) 10 тыс. – 5 тыс. лет до н.э. 4) 200 тыс. – 40 тыс. лет назад 21. Наиболее древним из критериев человека является: 1) развитая кисть 2) прямохождение 3) высокоразвитый мозг 4) общественные отношения 22. Для изгнания злого духа из тела больного первобытные люди проводили «операцию» 1) кастрации 2) трепанации черепа 3) ампутации конечности 4) удаление зуба 23. В эпоху первобытно-общинного строя единственным видом медицинской помощи была 1) семейная медицина 2) классовая медицина 3) эмпирическая медицина 4) магия 24. По костным останкам древних людей можно определить 1). возраст человека 2) атеросклероз 3) гепатит 4) инфаркт миокарда 25. По мнению первобытного человека, болезнь возникала в результате 1) смены времен года 2) изменения климатических условий 3). естественных причин (плохая пища, вода и т.п.) 4) воздействия духов, демонов, проникающих в тело человека 26. Из всей истории человечества продолжительность первобытной эры составляет 1) 99% 2) 85% 3) 80% 4) 75% 27. Опровержению концепции «золотого века» способствовала следующая наука: 1) история 2) биология 3) археология 4) палеопатология 28. Прародиной человека считается: 1) Азия 2) Африка 3) Атлантида 4) Америка 29. Первобытное общество, не зная частной собственности, эксплуатации человека человеком, являлось 1) демократическим 2) классовым 3) доклассовым 4) коммунистическим 30. Вера первобытных людей в духов, всеобщее одухотворение природы называется 1) мистицизм 2) язычество 3) тотемизм 4) анимизм 31. Первыми лекарствами в первобытном обществе были вещества 1) животного происхождения 2). минерального происхождения 3) растительного происхождения 4) синтетические 32. Первой теорией, пытающейся объяснить сущность болезни, была 1) космическая 2) демоническая 3) гуморальная 4) реалистическая 33. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов называется 1) фетишизм 2) тотемизм 3) религия 4) анимизм 34. Первыми людьми, посвятившими себя медицине, как профессии в эпоху разложения первобытного общества были 1) жрецы 2) колдуны 3) шаманы 4) берегини 35. В период матриархата основным способом поддержания существования человека считается 1) охота 2) земледелие 3) рыболовство 4) собирательство даров природы 36. Методы борьбы первобытных врачевателей с болезнью при демонологическом представлении о ее причинах: 1) эмпирическое врачевание 2) приемы устрашения духа болезни 3) оперативное лечение 4) поклонение тотемам 37. Знания, полученные в процессе целенаправленного использования опыта и собственного умозаключения, называются: 1) эмпирические 2) рациональные 3) иррациональные 4) конкретные
Задача №1 В пещере Ла Шапель (на территории Франции) при археологических раскопках обнаружен скелет мужчины-палеоантропа жившего примерно 45 тыс. лет тому назад, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой. Кости скелета мужчины, имеют серьезное повреждение латеральной стенки левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз), заживший перелом костей стопы с выраженным артритом ее суставов; его правая рука была ампутирована выше локтя за много лет до смерти, что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Наружная часть передних зубов имеет более выраженную стертость по сравнению с зубами его соплеменников. 1. Какие выводы можно сделать из данной археологической находки? 2. Почему на передних зубах более выраженная стертость? Задача №2 На о. Увей в Тихом океане вплоть до середины Х1Х в. производилась 100% трепанация черепов новорожденных в «предупредительных целях», а также при археологических раскопках были найдены многочисленные трепанированные черепа первобытного человека. 1. Какой вывод можно сделать из данных археологических раскопок? 2. Для чего на о. Увей проводили трепанацию черепа? Задача №3 Путешественник Фелькин наблюдал в 1879 г. Операцию кесарева сечения в отдаленном племени Уганды, сохранившим традиции каменного века. Женщину укладывали на банановые листья, опаивали банановым вином. Этим же вином врачеватель племени омывал руки. Делался разрез от пупка до лонного сращения, извлекался ребенок, а затем шло зашивание. 1.Какие методы зашивания ран применялись в первобытном обществе? 2. Из чего были сделаны хирургические инструменты? Задача №4 Первые захоронения умерших, которые стали делать люди неандертальского вида (в пещерах Ле Мустье на территории Франции). В погребениях неандертальцев находят украшения, орудия труда и охоты, рога и бивни животных. Умершего помещали в специально выдолбленное углубление в позе спящего на боку человека, как правило, по линии восток-запад.
Задача №5 При археологических раскопках захоронений первобытного человека, находки частей его скелета показали, что кости несут неизгладимые следы таких болезней, как артриты, опухоли, переломы, туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов, продолжительность жизни как правило, не превышала 30 лет. 1. Какую, популярную в 18-19 веках, точку зрения опровергли эти находки? 2. С чем была связана низкая продолжительность жизни? Эталон ответа к задаче №1 1. Из данной находки можно сделать вывод о наличии у палеоантропов практики и навыков ухода за больными соплеменниками, не имеющими возможности самостоятельно заботиться о себе. 2. Выраженная стертость наружных зубов, говорит о том, что в виду отсутствия одной из конечностей данный человек активно пользовался зубами, выполняя посильные трудовые операции. Эталон ответа к задаче №2 1. Первобытные люди считали, что таким образом создают необходимые условия для изгнания злых духов из тела человека, в случае если он в будущем заболеет. 2. Для выхода духа болезни из тела больного, поскольку считали, что этот дух вселяется в голову. Эталон ответа к задаче №3 1. Существовало несколько методов зашивания: красные большие муравьи, материал растительного происхождения - лианы, конский волос. 2.Инструменты изготавливались из кости, камня, железа. Эталон ответа к задаче №4 1. Захоронения свидетельствуют о совершенствовании у первобытных людей абстрактного мышления, появлении зачатков гигиены, появлении религиозных представлений о посмертной жизни. 2. Культ умерших является проявлением анимизма – веры в духов, всеобщего одухотворения окружающей природы. Эталон ответа к задаче №5. 1. Существовала теория «золотого века», утверждавшая, что первобытные люди были абсолютно здоровы, поскольку находились в гармонии с природой. 2. Трудность выживания в суровых природных условиях, трудность борьбы за существование, высокая смертность от всевозможных заболеваний.
Рекомендуемые темы: 1. Влияние учения М.В. Ломоносова на развитие медицины. 2. С.Г. Зыбелин и его вклад в медицинскую науку и практику. 3. Д.С. Самойлович - выдающийся ученый - эпидемиолог. 4. Жизнь и деятельность Н.М. Максимовича-Амбодика. 5. М.Я. Мудров и значение его трудов в развитие клинической медицины. 6. Материалистические взгляды и врачебная деятельность И.Е. Дядьковского. 7. И.В. Буяльский и его вклад в развитие анатомии и хирургии в России. 8. Н.И. Пирогов - выдающийся русский хирург и ученый. 9. Вклад И.М. Сеченова в развитие мировой и отечественной физиологии. 10.Научно-практическая деятельность С.П. Боткина. 11 .Г.А. Захарьин и его вклад в терапию. 12.Ф.Ф. Эрисман и его заслуга в развитии общественной гигиены в России. 13.Н.В. Склифосовский - известный русский хирург и ученый. 14.История врачебной этики. 15.Основы медицинской деонтологии. 16.Хирургия древних цивилизаций. 17.Великие открытия в медицине. 18.Медицина средневековья. 19.Медицина в эпоху Возрождения. 20.ВОЗ. 21.Врачи-декабристы. 22.Здравоохранение в Енисейской губернии и Красноярском крае. 23.Земские врачи.
24.Красный крест. 25.Лауреаты Нобелевской премии (медики и физиологи): Я. Флеминг, И. Павлов, И. Мечников, В. Рентген, Р. Кох и др. (один из ученых по выбору) 26.Медицинские общества и ассоциации. 27.Медицинские кодексы и декларации. 28.Научные заблуждения в медицине (исторические аспекты). 29.Из истории обезболивания. 30.Медицина Египта, Индии, Месопотамии, Рима, Греции (одна из стран). 31.История арабской, скифской и византийской медицины. 32.Гиппократ и его вклад в развитие мировой медицины. 33.Гален и его вклад в развитие мировой медицины. 34.Народная медицина.
35.История медицины в России.
36.История медицины Китая и Тибета. 37.Милосердие и благотворительность.
38.Медицина и религия.
39.Медицина и писатели.
40.Медицина и искусство.
41.Медицина и известные личности в истории и науке.
42. Исторические источники информации о врачевании.
Занятие №2 «Медицина в рабовладельческом обществе. Медицина Месопотамии, Индии, Египта, Китая». |
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Рабочая программа по дисциплине: пропедевтика внутренних болезней,... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060103. 65 Педиатрия,... | № Дифферон понятие, клеточный состав. Дифференциация понятие. Характеристика... Новые клеточные технологии : сб метод указаний для обучающихся к внеаудитор. (самостоят.) работе для специальности 060103 – Педиатрия... | ||
Тематический план практических занятий дисциплины «История медицины» «История медицины» для специальности 060103 «Педиатрия» на 2013-2014 учебный год 1 курс, II семестр | Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... | ||
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол... | Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Рабочая программа по дисциплине: История медицины для специальности... Целью освоения дисциплины является изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности... | ||
Рабочая программа министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Учебный план по специальности 060103 Педиатрия, квалификация «специалист», специальное звание Врач, очная форма обучения | Рабочая программа Название дисциплины биохимия шифр специальности... Рф от 8 ноября 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060103 «педиатрия», разработанной кафедрой... |