Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013





НазваниеНеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013
страница1/11
Дата публикации28.05.2015
Размер1.83 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

красгму_лого чб_1шт


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого" Министерства здравоохранения Российской Федерации


войно-ясенецкий




Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ
по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент)

для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения)

Красноярск

2013


УДК 61(07)

ББК 51.1

С 23
Сборник методических рекомендаций для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) / сост. М.В.Шубкин, А.В. Шульмин, В.В. Козлов. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2013. – 99 с.

Составители:

к.м.н., ст.преп., Шубкин М.В.,

к.м.н., доцент, Шульмин, А.В.,

к.м.н., доцент, Козлов, В.В.
Рецензенты:

д.м.н., профессор, Капитонов, В.Ф., кафедра управления, экономики здравоохранения ИПО КрасГМУ

д.м.н., профессор, Россиев, Д.А., зав. кафедрой медицинской информатики и инновационных технологий с курсом ПО КрасГМУ
Сборник методических рекомендаций к практическим занятиям предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО (2010г.) по специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2011г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.


Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________2013).

КрасГМУ

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Занятие №1

История медицины как наука и предмет преподавания. Медицина в период первобытнообщинного строя.




Занятие №2

Медицина в рабовладельческом обществе.Медицина Месопотамии, Индии, Египта, Китая.




Занятие №3

Медицина в рабовладельческом обществе. Медицина Древней Греции, Древнего Рима.




Занятие №4

Медицина эпохи феодализма. Раннего (V-X вв.) и Классического (XI - XV вв.) Средневековья.




Занятие №5

Медицина эпохи феодализма. Возрождение.




Занятие №6

Медицина древнерусского государства. Медицина в Киевском (IX-ХIIIвв.) и Московском государствах (ХV-ХVII вв.).




Занятие №7

Медицина эпохи развитого феодализма в России (XVIII в.).




Занятие №8

Медицина в период разложения феодализма в России. Медицина в России в I половине XIX века.




Занятие №9

Медицина эпохи капитализма в России (II половина XIX - начало XX вв.).




Занятие №10

Медико-биологическое направление в медицине Нового времени.




Занятие №11

История развития акушерства.




Занятие №12

История развития общественной медицины.




Занятие №13

Основные этапы развития медицины СССР.




Занятие №14

Советская медицина в годы ВОВ (1941 - 1945 гг.).




Занятие №15

Здравоохранение Красноярского края.




Занятие №16

История КрасГМА.




Занятие №17

В.Ф. Войно-Ясенецкий – врач и богослов. Итоговое занятие.





Занятие №1

«История медицины как наука и предмет преподавания. Медицина в период первобытнообщинного строя»



  1. Тема «История медицины как наука и предмет преподавания. Медицина в период первобытнообщинного строя».

  2. Формы работы:

  • Подготовка к практическим занятиям.

  • Подготовка материалов по НИРС.

  1. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия

  1. Что изучает предмет «История медицины»?

  2. Перечислите основные задачи Истории медицины?

  3. Расскажите о периодизации, согласно которой следует делить Всемирную историю?

  4. Что отражают данные периоды?

  5. Назовите классификация исторических источников?

  6. Сколько групп исторических источников существует?(перечислить).

  7. Подробно рассказать о каждом из исторических источников?

  8. Рассказать о становлении первобытного общества и первобытного врачевания (свыше 2 млн лет назад — ок. 40 тыс. лет назад)?

  9. Как происходило становление человека и человеческого общества?

  10. Как формировалась праобщина ,расскажите о зачатках врачевания В этот период?

  11. Рассказать о врачевание в период зрелости первобытного общества (ок. 40 тыс. лет назад — X - V тыс. до н.э.) ?

  12. Как формировались общественные отношения и врачевание ?

  13. Рассказать о врачевание в период разложения первобытного общества (с X—V тыс. до н.э.)?

  14. подробно остановитесь на особенностях врачевания и врачевателях данного периода?

  15. Что предшествовало развитию формы Матриархата? Подробно расскажите об этом.

  16. Что такое Патриархат? Как вы полагает, какая форма наиболее ярко проявлялась в эпоху первобытнообщинного строя?

Знать:

  • Основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира.

  • Отличительные черты развития врачевания и медицины в изучаемый период.

  • Открытия в области медицины произошедшие в изучаемый период.

Уметь:

  • Пользоваться учебной, научной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

  • Анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе развития врачевания и медицины.

  • Понимать логику и закономерности развития медицины в зависимости от изучаемого периода времени.

  • Сделать сообщение (доклад) по теме занятия.

Навыки:

  • Ведения научной дискуссии по вопросам общей истории медицины.

  • Сравнительного анализа прогресса врачевания в зависимости от особенностей исторической эпохи и развития общественно-экономической формации.

  • Изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и «круглых столов».

  1. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы




01. Определение истории медицины:

1) история медицины – это наука о происхождении, развитии и современном состоянии медицины

2) история медицины – это наука о происхождении научных знаний медицины

3) история медицины – это наука о происхождении практических медицинских навыков

4) история медицины – это наука об изучении народных средств врачевания

02. В основу периодизации истории медицины положены

1) достижения в области естествознания

2) открытия в области медицины

3) знаменательные исторические даты

4) социально-экономические формации

03. Возникновение медицины связано

1) с появлением первого человека

2) с возникновением болезней

3) с оказанием взаимопомощи

4) с повышенным травматизмом

04. Первоисточниками являются:

1) впервые найденные памятники древних цивилизаций

2) письменные свидетельства очевидцев или участников произошедших в прошлом событий

3) реконструкции происходивших событий, на основании имеющихся описаний

4) первые исследования на историческую тему

05.историческое событие знаменующее окончание эпохи Древнего Мира и начало эпохи Средневековья

1) падение Римской империи

2) рождение Иисуса Христа

3) появление Византии

4) первый крестовый поход

06. историческое событие, которое принято считать границей между Новым временем и Новейшей историей

1) Великая октябрьская социалистическая революция

2) окончание Первой мировой войны

3) начало Великой отечественной войны

4) первый полет человека в космос

07. Сколько периодов принято выделять в периодизации мировой истории:

1) два

2) три

3) четыре

4) пять

08. Общественный строй, соответствующий периоду медицины Древнего мира:

1) первобытнообщинный

2) рабовладельческий

3) феодальный

4) капиталистический

09. Процесс историко-эволюционного формирования человеческого общества:

1) антропогенез

2) социогенез

3) этногенез

4) биогенез

10. Общественный строй, соответствующий периоду медицины Средневековья:

1) первобытнообщинный

2) рабовладельческий

3) феодальный

4) капиталистический

11. В основу периодизации истории медицины положена:

1) гражданская периодизация

2) статистические данные

3) специальная периодизация

4) классификация болезней

12. Операции, производимые в первобытнообщинном строе:

1) аппендэктомия

2) кесарево сечение

3) удаление катаракты

4) пластические операции

13. Средняя продолжительность жизни первобытных людей:

1) 40-45 лет

2) 30-40 лет

3) 15-20 лет

4) 50-60 лет

14. Первые хирурги первобытнообщинного строя:

1) женщины

2) пастухи

3) шаманы

4) охотники

15. при зашивании ран использовали муравьев

1) аборигены Африки

2) инки

3) аборигены Бразилии

4) ацтеки

16. Появление врачевателей характерно для следующей эпохи первобытного общества:

1) эпоха праобшины

2) эпоха первобытной общины

3) эпоха классообразования

4) эпоха матриархата

17. Вера человека в наличие родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения:

1) тотемизм

2) анимизм

3) фетишизм

4) шаманизм

18. Древнейшими людьми являются:

1) неандертальцы

2) кроманьонцы

3) палеоантропы

4) архантропы

19. Врачевание в эпоху праобщины было:

1) культовым

2) магическим

3) коллективным

4) осуществлялось специалистами

20. Временные границы эпохи зрелости первобытного общества:

1) 2 млн. – 40 тыс. лет назад

2) 40 тыс. – 10 тыс. лет до н.э.

3) 10 тыс. – 5 тыс. лет до н.э.

4) 200 тыс. – 40 тыс. лет назад

21. Наиболее древним из критериев человека является:

1) развитая кисть

2) прямохождение

3) высокоразвитый мозг

4) общественные отношения

22. Для изгнания злого духа из тела больного первобытные люди проводили «операцию»

1) кастрации

2) трепанации черепа

3) ампутации конечности

4) удаление зуба

23. В эпоху первобытно-общинного строя единственным видом медицинской помощи была

1) семейная медицина

2) классовая медицина

3) эмпирическая медицина

4) магия

24. По костным останкам древних людей можно определить

1). возраст человека

2) атеросклероз

3) гепатит

4) инфаркт миокарда

25. По мнению первобытного человека, болезнь возникала в результате

1) смены времен года

2) изменения климатических условий

3). естественных причин (плохая пища, вода и т.п.)

4) воздействия духов, демонов, проникающих в тело человека

26. Из всей истории человечества продолжительность первобытной эры составляет

1) 99%

2) 85%

3) 80%

4) 75%

27. Опровержению концепции «золотого века» способствовала следующая наука:

1) история

2) биология

3) археология

4) палеопатология

28. Прародиной человека считается:

1) Азия

2) Африка

3) Атлантида

4) Америка

29. Первобытное общество, не зная частной собственности, эксплуатации человека человеком, являлось

1) демократическим

2) классовым

3) доклассовым

4) коммунистическим

30. Вера первобытных людей в духов, всеобщее одухотворение природы называется

1) мистицизм

2) язычество

3) тотемизм

4) анимизм

31. Первыми лекарствами в первобытном обществе были вещества

1) животного происхождения

2). минерального происхождения

3) растительного происхождения

4) синтетические

32. Первой теорией, пытающейся объяснить сущность болезни, была

1) космическая

2) демоническая

3) гуморальная

4) реалистическая

33. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов называется

1) фетишизм

2) тотемизм

3) религия

4) анимизм

34. Первыми людьми, посвятившими себя медицине, как профессии в эпоху разложения первобытного общества были

1) жрецы

2) колдуны

3) шаманы

4) берегини

35. В период матриархата основным способом поддержания существования человека считается

1) охота

2) земледелие

3) рыболовство

4) собирательство даров природы

36. Методы борьбы первобытных врачевателей с болезнью при демонологическом представлении о ее причинах:

1) эмпирическое врачевание

2) приемы устрашения духа болезни

3) оперативное лечение

4) поклонение тотемам

37. Знания, полученные в процессе целенаправленного использования опыта и собственного умозаключения, называются:

1) эмпирические

2) рациональные

3) иррациональные

4) конкретные


вопрос

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответ

1

4

3

2

1

2

4

2

2

3

1

2

3

2

3

3

1

4

3

2

вопрос

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37










ответ

2

2

3

1

4

1

4

2

3

4

3

2

1

3

4

2

1










  1. Самоконтроль по ситуационным задачам.

Задача 1

В пещере Ла Шапель (на территории Франции) при археологических раскопках обнаружен скелет мужчины-палеоантропа жившего примерно 45 тыс. лет тому назад, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой. Кости скелета мужчины, имеют серьезное повреждение латеральной стенки левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз), заживший перелом костей стопы с выраженным артритом ее суставов; его правая рука была ампутирована выше локтя за много лет до смерти, что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Наружная часть передних зубов имеет более выраженную стертость по сравнению с зубами его соплеменников.

1. Какие выводы можно сделать из данной археологической находки?

2. Почему на передних зубах более выраженная стертость?

Задача 2

На о. Увей в Тихом океане вплоть до середины Х1Х в. производилась 100% трепанация черепов новорожденных в «предупредительных целях», а также при археологических раскопках были найдены многочисленные трепанированные черепа первобытного человека.

1. Какой вывод можно сделать из данных археологических раскопок?

2. Для чего на о. Увей проводили трепанацию черепа?

Задача №3

Путешественник Фелькин наблюдал в 1879 г. Операцию кесарева сечения в отдаленном племени Уганды, сохранившим традиции каменного века. Женщину укладывали на банановые листья, опаивали банановым вином. Этим же вином врачеватель племени омывал руки. Делался разрез от пупка до лонного сращения, извлекался ребенок, а затем шло зашивание.

1.Какие методы зашивания ран применялись в первобытном обществе?

2. Из чего были сделаны хирургические инструменты?

Задача 4

Первые захоронения умерших, которые стали делать люди неандертальского вида (в пещерах Ле Мустье на территории Франции). В погребениях неандертальцев находят украшения, орудия труда и охоты, рога и бивни животных. Умершего помещали в специально выдолбленное углубление в позе спящего на боку человека, как правило, по линии восток-запад.

  1. О чем свидетельствуют данные захоронения?

  2. С какими религиозными представлениями связано появление культа умерших?

Задача 5

При археологических раскопках захоронений первобытного человека, находки частей его скелета показали, что кости несут неизгладимые следы таких болезней, как артриты, опухоли, переломы, туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов, продолжительность жизни как правило, не превышала 30 лет.

1. Какую, популярную в 18-19 веках, точку зрения опровергли эти находки?

2. С чем была связана низкая продолжительность жизни?
Эталон ответа к задаче №1

1. Из данной находки можно сделать вывод о наличии у палеоантропов практики и навыков ухода за больными соплеменниками, не имеющими возможности самостоятельно заботиться о себе.

2. Выраженная стертость наружных зубов, говорит о том, что в виду отсутствия одной из конечностей данный человек активно пользовался зубами, выполняя посильные трудовые операции.

Эталон ответа к задаче 2

1. Первобытные люди считали, что таким образом создают необходимые условия для изгнания злых духов из тела человека, в случае если он в будущем заболеет.

2. Для выхода духа болезни из тела больного, поскольку считали, что этот дух вселяется в голову.

Эталон ответа к задаче №3

1. Существовало несколько методов зашивания: красные большие муравьи, материал растительного происхождения - лианы, конский волос.

2.Инструменты изготавливались из кости, камня, железа.

Эталон ответа к задаче №4

1. Захоронения свидетельствуют о совершенствовании у первобытных людей абстрактного мышления, появлении зачатков гигиены, появлении религиозных представлений о посмертной жизни.

2. Культ умерших является проявлением анимизма – веры в духов,

всеобщего одухотворения окружающей природы.

Эталон ответа к задаче №5.

1. Существовала теория «золотого века», утверждавшая, что первобытные люди были абсолютно здоровы, поскольку находились в гармонии с природой.

2. Трудность выживания в суровых природных условиях, трудность борьбы за существование, высокая смертность от всевозможных заболеваний.


  1. Перечень практических умений по изучаемой теме.

  • Сделать сообщение (доклад) по теме занятия.

  • Дать этическую, деонтологическую и технологическую оценку состояния медицины первобытнообщинного строя.

  1. Рекомендации по выполнению НИРС (Выбрать одну из предложенных тем).

Рекомендуемые темы:

1. Влияние учения М.В. Ломоносова на развитие медицины.

2. С.Г. Зыбелин и его вклад в медицинскую науку и практику.

3. Д.С. Самойлович - выдающийся ученый - эпидемиолог.

4. Жизнь и деятельность Н.М. Максимовича-Амбодика.

5. М.Я. Мудров и значение его трудов в развитие клинической медицины.

6. Материалистические взгляды и врачебная деятельность И.Е. Дядьковского.

7. И.В. Буяльский и его вклад в развитие анатомии и хирургии в России.

8. Н.И. Пирогов - выдающийся русский хирург и ученый.

9. Вклад И.М. Сеченова в развитие мировой и отечественной физиологии.

10.Научно-практическая деятельность С.П. Боткина.

11 .Г.А. Захарьин и его вклад в терапию.

12.Ф.Ф. Эрисман и его заслуга в развитии общественной гигиены в России.

13.Н.В. Склифосовский - известный русский хирург и ученый.

14.История врачебной этики.

15.Основы медицинской деонтологии.

16.Хирургия древних цивилизаций.

17.Великие открытия в медицине.

18.Медицина средневековья.

19.Медицина в эпоху Возрождения.

20.ВОЗ.

21.Врачи-декабристы.

22.Здравоохранение в Енисейской губернии и Красноярском крае.

23.Земские врачи.

      • Земская санитарная организация.

      • Зубоврачебная помощь в земской медицине.

      • Чехов и земские врачи.

      • Земская хирургия.

      • Москва - центр земской хирургии.

24.Красный крест.

25.Лауреаты Нобелевской премии (медики и физиологи): Я. Флеминг, И. Павлов, И. Мечников, В. Рентген, Р. Кох и др. (один из ученых по выбору)

26.Медицинские общества и ассоциации.

27.Медицинские кодексы и декларации.

28.Научные заблуждения в медицине (исторические аспекты).

29.Из истории обезболивания.

30.Медицина Египта, Индии, Месопотамии, Рима, Греции (одна из стран).

31.История арабской, скифской и византийской медицины.

32.Гиппократ и его вклад в развитие мировой медицины.

33.Гален и его вклад в развитие мировой медицины.

34.Народная медицина.

      • Тибетская медицина в лечебном питании.

      • Народная медицина Хорезма.

      • Авиценна и народная медицина.

      • Русская народная медицина.

35.История медицины в России.

      • Больницы в дореволюционной России.

      • Оспопрививание в России: решение Екатерины II.

      • Медицина в Московском государстве.

      • Создание Российской Академии медицинских наук.

      • Первая детская больница России (1834).

      • Медицина в древней Руси.

      • Пироговские съезды.

      • Коллекция уродов в первом музее России.

      • Развитие системы общественного призрения в России.

      • Врачевание в средневековой Руси: период язычества.

      • К вопросу изучения голода на Украине (1932 - 33 гг.): в историко-медицинском аспекте.

      • Больница на Божедомке (из истории борьбы с туберкулезом).

      • Под опекой Петра I (первые отечественные врачи).

      • Гуманный подвиг русских врачей: Мессина, 1908.

      • Женщины-врачи России.

      • История медицинского образования.

      • История здравоохранения и медицины в Сибири.

36.История медицины Китая и Тибета.

37.Милосердие и благотворительность.

      • Этапы развития милосердия и благотворительности в России.

      • Милосердие вечности (о методах тибетской медицины).

      • Принципы благотворительности и московского купечества.

      • Великая княгиня милосердия.

      • Из истории благотворительности.

      • Пастыри у постели больного.

38.Медицина и религия.

      • Врач, больной и православная церковь.

      • Посты и медицина.

      • Православная церковь и охрана здоровья населения.

39.Медицина и писатели.

      • О медицинской деятельности А. Радищева в Сибири.

      • Ранение и смерть А.С. Пушкина.

      • Чем болели литературные герои? (Болезни крови в художественной литературе).

      • История болезни Гете.

      • История болезни И. Крылова.

      • Работы Ф. Шиллера как врача: его медицинская диссертация и болезнь.

      • Н.И. Пирогов и общественная медицина.

      • А.С. Пушкин и его медицинское окружение.

      • Медицина в жизни и творчестве М.А. Булгакова.

      • Медицина в жизни и творчестве А.П. Чехова.

      • Ф. Достоевский и медицина.

      • Н. Гоголь: скорбный лист, его врачебное окружение.

      • А.П. Чехов - врач, писатель, философ.

      • О болезни Льва Толстого.

      • Лев Толстой о медицине и медиках.

      • Смерть С. Есенина - факты и домыслы (судебно-мед. анализ).

40.Медицина и искусство.

      • О некоторых аспектах исторической взаимосвязи медицины и искусства.

      • Загадка смерти Моцарта.

      • Медицинские темы в экспозиции Государственного Эрмитажа.

      • Русские медики в произведениях искусства.

      • Объекты врачевания в зеркале искусства.

      • Врубель: болезнь гения.

      • Современный взгляд на историю заболевания Бетховена.

      • Медицинские термины и их связь с искусством и литературой.

      • Чем болел великий Ван Гог?

      • К истории болезни Ф. Шаляпина.

      • Тайна картины Рембрандта "Вирсавия".

41.Медицина и известные личности в истории и науке.

      • Иван Грозный глазами психиатра.

      • История болезни Петра I.

      • Чем болел Наполеон?

      • Александр Македонский: от чего умер полководец.

      • Миклухо-Маклай как врач.

      • О болезни Иммануила Канта и Гегеля.

      • Гитлер: болезнь Паркинсона и история.

      • История болезни М. Ломоносова.

42. Исторические источники информации о врачевании.

  1. Рекомендованная литература по теме занятия.


Занятие №2

«Медицина в рабовладельческом обществе.

Медицина Месопотамии, Индии, Египта, Китая».


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconРабочая программа по дисциплине: пропедевтика внутренних болезней,...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060103. 65 Педиатрия,...
Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 icon№ Дифферон понятие, клеточный состав. Дифференциация понятие. Характеристика...
Новые клеточные технологии : сб метод указаний для обучающихся к внеаудитор. (самостоят.) работе для специальности 060103 – Педиатрия...
Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconТематический план практических занятий дисциплины «История медицины»
«История медицины» для специальности 060103 «Педиатрия» на 2013-2014 учебный год 1 курс, II семестр
Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconРабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология...

Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconРабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103...
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол...
Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconБиохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconМетодических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconБиологическая химия сборник методических указаний для обучающихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСтатическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconРабочая программа по дисциплине: История медицины для специальности...
Целью освоения дисциплины является изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности...
Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconРабочая программа министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Учебный план по специальности 060103 Педиатрия, квалификация «специалист», специальное звание Врач, очная форма обучения
Неаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент) для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconРабочая программа Название дисциплины биохимия шифр специальности...
Рф от 8 ноября 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060103 «педиатрия», разработанной кафедрой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск