Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013





НазваниеСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013
страница1/11
Дата публикации30.10.2014
Размер1.17 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения

Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра анатомии и гистологии человека
Новые клеточные технологии
СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ
для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)

Красноярск

2013

УДК 611-018.1(07)

ББК 53.530

С 23
Новые клеточные технологии: сб. метод. указаний для обучающихся к внеаудиторной (самост.) работе для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) / сост. Н.Н. Медведева, Е.А. Хапилина, О.В Шеломенцева, Н.Н. Стрелкович [и др.]. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2013. – 87 с.

Составители: д.м.н., профессор Медведева Н.Н.,

к.м.н., доцент Хапилина Е.А.,

к.б.н., доцент Шеломенцева О.В.,

к.м.н., доцент Жуков Е.Л.,

ст. преподаватель Стрелкович Н.Н.

Сборник методических указаний предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2010 г. по специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения), рабочей программы дисциплины (2011 г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).


КрасГМУ

2013 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Тема № 1. Клеточные популяции – понятие, виды (клеточный тип, дифферон, клон). Статическая, растущая, обновляющаяся популяции……………………5

Тема № 2. Стволовые клетки – понятие, виды, свойства. Детерминация, коммитирование – понятие……………………………………………………..9

Тема № 3. Дифферон – понятие, клеточный состав. Дифференциация – понятие. Характеристика клеток в ряду дифферона………………………………………………………………………12

Тема № 4. Эмбриональные стволовые клетки – понятие, характеристика, свойства…………………………………………………………………………16

Тема № 5. Эмбриональные герминальные клетки – характеристика и свойства в сравнении с эмбриональными стволовыми клетками…………………………………………………………………………22

Тема № 6. Региональные стволовые клетки – определение, классификация. Характеристики и свойства. Возрастные изменения в количестве и качестве региональных стволовых клеток……………………………………………………………………………27

Тема № 7. Региональные стволовые клетки. Стволовые «ниши» в тканях и органах………………………………………………………………………......33

Тема № 8. Сходства и различия между региональными стволовыми клетками, эмбриональными стволовыми и эмбриональными герминальными…………………………………………………………………39

Тема № 9. Способы получения стволовых клеток, их источники, методики………………………………………………………………………...45

Тема № 10. Способы культивирования стволовых клеток……………………………………………………………………………50

Тема № 11. Итоговое занятии: стволовые клетки……………………………………………………………………………56

Тема № 12. Работа в морфологической лаборатории. Отработка навыков по изготовлению гистологических препаратов, овладение основными методами окраски гистологических препаратов (гематоксилин-эозин)……………………………………………………………………………57

Тема № 13. Новое оборудование для работы в морфологических лабораториях. Характеристика реактивов, используемых в морфологических исследованиях. Новые направления в их производстве…………………………………………………………………….61

Тема № 14. Световая микроскопия. Новые направления и новое оборудование……………………………………………………………………65

Тема № 15. Новые методы морфометрии в морфологических исследованиях…………………………………………………………………...68

Тема № 16. Морфометрия гистологических препаратов: подсчет удельной плотности паренхимы, стромы в органах, подсчет разных видов клеток……………………………………………………………………………..72

Тема № 17. Наноматериалы – понятие, виды. Основные направления их использования в биологии и медицине. Структурные изменения в органах и тканях при использовании наночастиц в экспериментах на лабораторных животных……………………………………………………………………….75

Тема № 18. Итоговое занятие: работа в морфологической лаборатории….....................................................................................................84

Тема №19. Зачетное занятие…………………………………………………..85

Рекомендуемая литература……………………………………………………..87

Тема №1

1. Тема «Клеточные популяции – понятие, виды (клеточный тип, дифферон, клон). Статическая, растущая, обновляющаяся популяции».



2.Формы работы:

-Подготовка к практическим занятиям;

-Подготовка материалов по НИРС.



3.Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.

Обучающийся должен знать: понятие и виды существующих в живых организмах клеточных популяций;

уметь: по представленной характеристике клеток распознавать их виды;

владеть: медико-аналитическим понятийным аппаратом, навыками микроскопирования и анализа клеточных популяций по структурным компонентам клеток органов при световой микроскопии.

  1. Дать понятие «клеточная популяция».

  2. Указать основные критерии, характеризующие клеточную популяцию.

  3. Кем и когда был введен термин «клеточная популяция»?

  4. Представить классификацию клеточных популяций. Что положено в основу классификации?

  5. Дать понятие статической клеточной популяции, примеры.

  6. Дать понятие растущей клеточной популяции, примеры.

  7. Дать понятие обновляющейся клеточной популяции, примеры.

  8. Дать определение «клеточный клон».

  9. Рассмотреть отличия клеточной популяции и клеточного клона.

  10. Назвать существующие сообщества клеток.

4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

Выбрать один правильный ответ.


  1. КЛЕТОЧНАЯ ПОПУЛЯЦИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЮ

1) группу клеток одного или нескольких типов, которая может быть охарактеризована в понятиях пространства и времени

2) сумму всех клеток организма

3) зиготу

4) паренхиму органа
2. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КЛЕТОЧНУЮ ПОПУЛЯЦИЮ

1) наличие или отсутствие митозов внутри популяции

2) наличие или отсутствие митозов внутри популяции и продолжительность жизни клеток-потомков

3) продолжительность жизни клеток-потомков

4) наличие дифференцировки
3. ТЕРМИН «КЛЕТОЧНАЯ ПОПУЛЯЦИЯ» ПРЕДЛОЖИЛ

1) Р.Гук

2) А. Левенгук

3) Леблон

4) Р. Вирхов
4. РАЗЛИЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ КЛЕТОЧНЫХ ПОПУЛЯЦИЙ

1) стабильные, растущие, обновляющиеся

2) стволовые, растущие, стареющие

3) растущие, зрелые, стареющие

4) стволовые, делящиеся, зрелые
5. СТАТИЧЕСКАЯ КЛЕТОЧНАЯ ПОПУЛЯЦИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

1) высокой митотической активностью

2) не проявляет митотической активности

3) митотическая активность постепенно затухает

4) высокой митотической активностью и быстрой гибелью клеток
6. РАСТУЩАЯ КЛЕТОЧНАЯ ПОПУЛЯЦИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

1) высокой митотической активностью

2) не проявляет митотической активности

3) митотическая активность постепенно затухает

4) высокой митотической активностью и быстрой гибелью клеток
7. ОБНОВЛЯЮЩАЯСЯ КЛЕТОЧНАЯ ПОПУЛЯЦИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

1) высокой митотической активностью

2) не проявляет митотической активности

3) митотическая активность постепенно затухает

4) высокой митотической активностью и быстрой гибелью клеток
8. К СТАТИЧЕСКОЙ КЛЕТОЧНОЙ ПОПУЛЯЦИИ ОТНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ КЛЕТКИ

1) эритроциты

2) нейроны

3) кератиноциты

4) эпителий кишки
9. ПРИМЕРОМ ОБНОВЛЯЮЩЕЙСЯ КЛЕТОЧНОЙ ПОПУЛЯЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ КЛЕТКИ

1) нейроны

2) кератиноциты

3) кардиомиоциты

4) гепатоциты
10. КЛЕТОЧНЫЙ КЛОН ЭТО

1) ряд дифференцирующихся клеток

2) группа клеток, происходящая от одной родоначальной клетки-предшественницы

3) бластомеры

4) зрелые клетки

Эталоны ответов на тестовые задания по теме


вопроса

Правильный ответ

вопроса

Правильный ответ

1

1

6

3

2

2

7

4

3

3

8

2

4

1

9

2

5

2

10

2


5. Самоконтроль по ситуационным задачам.

Задача №1.

При попадании в организм антигена – одна иммунокомпетентная клетка усиленно размножается и образуется большое количество одинаковых клеток, способных синтезировать антитела к этому антигену.

1.Как называется образованная группа одинаковых клеток?

2. Чем данная группа клеток отличается от клеточного дифферона?

3. В каком разделе медицины наиболее часто употребляется данный термин?
Задача №2.

При микроскопии в ткани присутствуют только зрелые клетки, не проявляющие митотической активности.

  1. Дать название данной группе клеток.

  2. Классифицировать данную группу клеток.

  3. К какой ткани могут принадлежать клетки указанной группы?


Задача №3.

При микроскопии в ткани присутствуют клетки на разных стадиях дифференцировки, характеризующиеся множественными митозами и быстрой обновляемостью.

  1. Указать к какой клеточной популяции клетки ткани могут относиться.

  2. В состав какой ткани данная клеточная популяция может входить?

  3. Дать определение клеточной популяции.


Задача №4.

Клеточная популяция характеризуется непрерывным новообразованием клеток, которое обеспечивает не только обновление клеточной популяции, но и рост, увеличение массы органа.

  1. Указать вид клеточной популяции.

  2. Каким органам данная клеточная популяция может принадлежать?

3. Указать критерии классификации клеточных популяций.
Эталоны ответов к ситуационным задачам.

Ответ к задаче № 1.

  1. Клеточный клон.

  2. Клетки клеточного клона образуются в результате деления одной клетки-предшественницы и характеризуются одинаковой степенью зрелости и функциональной активности, а клетки стволового дифферона – из клеток-предшественниц (стволовой клетки)одного вида и различны по степени зрелости и функции.

  3. В иммунологии.

Ответ к задаче № 2.

  1. Клеточная популяция.

  2. Статическая клеточная популяция.

  3. К нервной ткани.


Ответ к задаче № 3.

  1. Обновляющаяся клеточная популяция

  2. Эпидермиса.

3. Группа клеток одного или нескольких типов, которая может быть охарактеризована в понятиях пространства и времени.
Ответ к задаче № 4.

  1. Растущая клеточная популяция.

  2. Печени, почкам.

  3. Наличие или отсутствие митозов внутри популяции и продолжительность жизни клеток-потомков.


6. Перечень практических умений по изучаемой теме.

№ п/п

Название практических умений

1

Дать определение клеточной популяции.

2

Классифицировать клеточные популяции.

3

Дать определение клеточному типу популяции.

4

Классифицировать популяции клеточного типа.

5

Перечислить отличительные признаки популяций статической, растущей и обновляющейся.

6

Привести примеры всех видов популяций клеточного типа.

7

Назвать отличительные черты клеточного дифферона и клона.


7. Рекомендации по выполнению НИРС.

Подготовить рефераты на темы (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся №1 к внеаудиторной работе):

1.Характеристика статической популяции клеточного типа на примере нервных клеток.

2.Растущая клеточная популяция на примере клеток печени, ее основные черты.

3.Обновляющаяся клеточная популяция на примере эпидермиса, ее характеристика.
Тема №2.

1. Тема «Стволовые клетки – понятие, виды, свойства. Детерминация, коммитирование – понятие».



2.Формы работы:

-Подготовка к практическим занятиям;

-Подготовка материалов по НИРС.



3.Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.

Обучающийся должен знать: определение, основные свойства и виды стволовых клеток;

уметь: по представленной характеристике клеток распознавать их виды;

владеть: медико-аналитическим понятийным аппаратом.

  1. Дать определение «стволовая клетка».

  2. Перечислить свойства стволовых клеток.

  3. Дать понятие «детерминация».

  4. Дать понятие «коммитирование».

  5. Представить классификацию стволовых клеток по степени их потентности, привести примеры.

  6. Представить классификацию стволовых клеток по источнику их получения.

  7. Какие существуют способы получения стволовых клеток?

  8. Исходя из свойств стволовых клеток, назвать возможные направления их использования.

  9. Какие стволовые клетки по степени их потентности, рациональнее использовать в медицинских целях?

  1. Назвать возможные осложнения при использовании стволовых клеток в медицине.


4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

Выбрать один правильный ответ.


  1. СТВОЛОВАЯ КЛЕТКА ЯВЛЯЕТСЯ

1) родоначальницей клеточного дифферона

2) зрелой клеткой

3) высокоспециализированной клеткой

4) клеткой в состоянии митоза
2.ВПЕРВЫЕ ТЕРМИН «СТВОЛОВАЯ КЛЕТКА» ПРЕДЛОЖИЛ

1) Р. Гук

2) Т. Шванн

3) Э. Геккель

4) А. Левенгук
3.ВПЕРВЫЕ ТЕРМИН «СТВОЛОВАЯ КЛЕТКА» УПОМИНАЕТСЯ

1) в 1685 году

2) в 1715 году

3) в 1868 году

4) в 1910 году
4. УКАЗАТЬ УЧЕНОГО, КОТОРЫЙ ПЕРВЫМ НАЗВАЛ ГЕМОПОЭТИЧЕСКУЮ КЛЕТКУ СТВОЛОВОЙ

1) Р. Вирхов

2) А. Максимов

3) Н. Пирогов

4) В. Елисеев
5.СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИ БЫВАЮТ

1) тоти-, поли- и унипотентные

2) тоти-, унипотентные, зрелые

3) незрелые, зрелые, стареющие

4) незрелые, зрелые, высокоспециализированные
6. ПОСТЕПЕННОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ КЛЕТКИ НАЗЫВАЕТСЯ

1) детерминация

2) коммитирование

3) дифференцировка

4) индукция
7.ПОЯВЛЕНИЕ У КЛЕТКИ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ЗАПРОГРАММИРОВАННОСТИ ТОЛЬКО НА ОДИН ПУТЬ РАЗВИТИЯ НАЗЫВАЕТСЯ

1) дифференцировка

2) детерминация

3) индукция

4) коммитирование
8. К ТОТИПОТЕНТНЫМ КЛЕТКАМ ОТНОСИТСЯ

1) зигота

2) морула

3) гаструла

4) клетка – родоначальница гемопоэза
9. К ПОЛИПОТЕНТНЫМ КЛЕТКАМ ОТНОСИТСЯ

1) зигота

2) морула

3) клетка – родоначальница гемопоэза

4) гаструла
10. УНИПОТЕНТНОЙ КЛЕТКОЙ ЯВЛЯЕТСЯ

1) клетка, дающая начало только одному клеточному дифферону

2) клетка, дающая начало нескольким клеточным дифферонам

3) зигота

4) яйцеклетка

Эталоны ответов на тестовые задания по теме


вопроса

Правильный ответ

вопроса

Правильный ответ

1

1

6

1

2

3

7

4

3

3

8

1

4

2

9

3

5

1

10

1


5. Самоконтроль по ситуационным задачам.

Задача №1.

В эксперименте на животных для восстановления деффекта тонкой кишки использованы стволовые клетки, полученные из базального слоя эпителия слизистой оболочки пищевода взрослого человека.

  1. Назвать какая степень потентности характерна для клеток базального слоя эпителия слизистой пищевода.

  2. Возможно ли в данном случае восстановление органа?

Задача №2.

В эксперименте на животных после частичного рассечения спинного мозга, в место травмы введены стволовые клетки, полученные от эмбрионов мышей на 5 сутки эмбриогенеза.

  1. Назвать какими по степени потентности могут быть указанные клетки.

  2. Возможна ли теоретически дифференцировка данных клеток в клетки нейронального ряда?

  3. Каков теоретически возможный исход данного эксперимента?


Эталоны ответов к ситуационным задачам.

Ответ к задаче № 1.

1. Клетки базального слоя слизистой оболочки пищевода являются унипотентными.

2.Восстановление органа невозможно.
Ответ к задаче № 2.

  1. Данные клетки являются тотипотентными.

  2. Теоретически дифференцировка тотипотентных клеток в клетки нейронального ряда возможна.

  3. Восстановление анатомической целостности спинного мозга и его функций.




  1. Перечень практических умений по изучаемой теме.

№ п/п

Название практических умений

1

Дать характеристику стволовой клетке.

2

Классифицировать стволовые клетки по степени их потентности.

3

Представить характеристику процесса детерминации.

4

Охарактеризовать процесс коммитирования.

5

Привести примеры стволовых клеток, различающихся по степени детерминации и коммитирования.


7. Рекомендации по выполнению НИРС.

Подготовить рефераты на темы (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся №1 к внеаудиторной работе):

1. Характеристика основных свойств стволовых клеток.

2.Применение стволовых клеток в медицине.

3.Использование стволовых клеток в биологии.
Тема №3.

1. Тема «Дифферон – понятие, клеточный состав. Дифференциация – понятие. Характеристика клеток в ряду дифферона».



2.Формы работы:

-Подготовка к практическим занятиям;

-Подготовка материалов по НИРС.



3.Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия. Обучающийся должен знать: сущность процесса дифференциации клеток; уметь: классифицировать клетки в ряду клеточного дифферона по степени их дифференциации, т.е. зрелости; владеть: медико-аналитическим понятийным аппаратом, навыками распознавания клеток разной степени дифференциации при микроскопировании по их структурным компонентам.


  1. Дать определение клеточного дифферона.

  2. Перечислить виды клеток, входящих в состав клеточного дифферона.

  3. Представить основные отличительные свойства клеток, входящих в состав дифферона.

  4. Дать определение «дифференциация».

  5. Представить характеристику клеток в ряду клеточного дифферона по степени их дифференциации.

  6. Назвать факторы, регулирующие процесс дифференциации клеток.

  7. Привести примеры тканей, в составе которых имеется один вид клеточного дифферона.

  8. Привести примеры тканей, в составе которых имеется несколько видов клеточных дифферонов, назвать их.

  9. Назвать источник формирования и регенерации клеточного дифферона.

  10. Назвать клеточные диффероны, входящие в состав тканей (по классификации А.А. Заварзина).


4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

Выбрать один правильный ответ.

1. РОДОНАЧАЛЬНИЦЕЙ КЛЕТОЧНОГО ДИФФЕРОНА ЯВЛЯЕТСЯ

1) стволовая клетка

2) малодифференцированная клетка

3) зрелая клетка

4) ткань
2. СТВОЛОВАЯ КЛЕТКА ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ

1) родоначальницы дифферона

2) зрелой клетки

3) высокоспециализированной клетки

4) дифференцированной клетки
3. КЛЕТОЧНЫЙ СОСТАВ ДИФФЕРОНА

1) малодифференцированные клетки

2) высокоспециализированные клетки

3) клетки от стволовой до высокодифференцированной

4) зрелые клетки
4. ПРОЦЕСС ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОЗНАЧАЕТ

1) последовательное изменение морфологии и функции клетки

2) последовательное изменение морфологии клетки

3) последовательное изменение функции клетки

4) изменение состава клеток
5. КЛЕТОЧНЫХ ДИФФЕРОНОВ В ТКАНЯХ МОЖЕТ БЫТЬ

1) только один

2) от одного до нескольких

3) несколько

4) два-четыре
6. ПЕРЕЧИСЛИТЬ ВИДЫ КЛЕТОК, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ДИФФЕРОНА

1) стволовые

2) камбиальные

3) стволовые, полустволовые, бластные, зрелые (высокодифференцированные), стареющие

4) зрелые
7. К МАЛОДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫМ КЛЕТКАМ В РЯДУ КЛЕТОЧНОГО ДИФФЕРОНА ОТНОСЯТСЯ КЛЕТКИ

1) стволовые, полустволовые, бластные

2) бластные, зрелые

3) стволовые, зрелые

4) стареющие
8. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА МАЛОДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ КЛЕТОК

1) высокая митотическая активность, морфологическая и функциональная незрелость

2) высокая способность к делению, высокая специализация

3) морфологическая незрелость

4) морфологическая и функциональная незрелость
9. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЗРЕЛЫХ КЛЕТОК

1) высокая способность к делению

2) не способны к делению, морфологическая и функциональная зрелость

3) морфологическая и функциональная незрелость

4) высокая митотическая активность, морфологическая зрелость

10. РЕГУЛЯТОРАМИ ДИФФЕРЕНЦИРОВКИ КЛЕТОК ЯВЛЯЮТСЯ

1) кейлоны

2) тканевые индукторы

3) кейлоны, тканевые индукторы, гормоноподобные вещества

4) гормоноподобные вещества
Эталоны ответов на тестовые задания по теме


вопроса

Правильный ответ

вопроса

Правильный ответ

1

1

6

3

2

1

7

1

3

3

8

1

4

1

9

2

5

2

10

3


5. Самоконтроль по ситуационным задачам.

Задача №1.

В препарате печени при электронной микроскопии выявлены гепатоциты, имеющие различные характеристики: у клеток одной группы ядро преобладает над цитоплазмой, общие органоиды слабо развиты, клетки находятся в разных периодах митоза; в клетках другой группы значения ядерно-цитоплазматического индекса свидетельствуют о преобладании цитоплазмы, общие органоиды хорошо развиты, клетки находятся в периоде G0.

1. Клетки какой группы являются малодифференцированными? Перечислить их свойства.

  1. Клетки какой группы являются высодифференцированными, что их характеризует?

  2. В чем заключается смысл дифференциации клеток?


Задача №2.

В характеристике многослойного плоского ороговевающего эпителия сказано, что камбиальные клетки локализованы в его базальном слое.

  1. Указать вид камбиальных клеток в данном эпителии.

  2. Назвать число стволовых дифферонов в данном эпителии.

  3. Перечислить клеточные формы дифферона кератиноцитов.


Эталоны ответов к ситуационным задачам.

Ответ к задаче № 1.

  1. Малодифференцированными являются клетки первой группы. Их основные свойства: высокая митотическая активность, морфологическая и функциональная незрелость.

  2. Высокодифференцированными или зрелыми являются клетки второй группы. Их основные свойства: неспособность к делению, морфологическая и функциональная зрелость – присутствие специализированной функции.

  3. Дифференциацияпоследовательное изменение структуры и функции клеток, которое обусловлено генетической программой развития и приводит к образованию высокоспециализированных клеток, которые выполняют специфическую функцию.

Ответ к задаче № 2.

  1. Локализованные камбиальные клетки.

  2. В данном эпителии 4 клеточных дифферона: кератиноциты, меланоциты, эпидермальные макрофаги, осязательные эпителиоциты.

  3. Базальные кератиноциты, щиповатые кератиноциты, зернистые кератиноциты, плоские кератиноциты, роговые чешуйки – корнеоциты.


6. Перечень практических умений по изучаемой теме.

№ п/п

Название практических умений

1

Дать характеристику процессу дифференциации.

2

Классифицировать клетки по степени их дифференциации в ряду клеточного дифферона.

3

Привести примеры клеток, различающихся по степени дифференциации, и перечислить их свойства.

4

Привести примеры тканей с разным числом клеточных дифферонов.


7. Рекомендации по выполнению НИРС.

Подготовить рефераты на темы (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся №1 к внеаудиторной работе):

1.Камбиальные клетки, понятие, их основные свойства и виды.

2.Характеристика клеток в ряду клеточного дифферона.

3.Камбиальные клетки нервной ткани, их особенности и роль в обновлении структур нервной системы.
Тема № 4.

  1. Тема «Эмбриональные стволовые клетки – понятие, характеристика, свойства».


2.Форма работы:

- Подготовка к практическому занятию.

- Подготовка материалов по НИРС.
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия. Обучающийся должен знать: происхождение и классификацию эмбриональных клеток по происхождению и дифференциации; уметь: определять потентность клеток в зависимости от происхождения; владеть: медико-аналитическим понятийным аппаратом.

1.Значение изучения ЭСК (эмбриональных стволовых клеток).

2.Ограничение в использовании эмбриональных стволовых клеток.

3.Природные источники эмбриональных стволовых клеток, которые подаются репрограммированию в линии ЭСК.

4.Основной источник сырья для получения клонов ЭСК.

5.Поясните процесс получения искусственной бластоцисты.

6.Строение бластоцисты.

7.Значение трофобласта.

8.Чем представлен эмбриобласт?

9.Механизм пролиферации ЭСК.

10.Каким образом происходит смена жизненного пути ЭСК?

11.Каким образом предполагается отличать ЭСК от других СК?

12. Назовите основные свойства ЭСК.

13. Что определяет уникальность ЭСК?

14. Какие же проблемы возникнут у экспериментатора на пути от того, как взять стволовую клетку, заставить ее пройти путь дифференцировки, получить из нее готовые ткани (органы) и пересадить их в живой организм?

15. Как решить проблему антигенной несовместимости?
4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

Выбрать один правильный ответ.
1. ТОТИПОТЕНТНЫМИ КЛЕТКАМИ ЯВЛЯЮТСЯ

1) клетки, способные образовывать множество различных клеток, но не целый организм

2) клетки, способные образовывать клетки тканей, из которых они были взяты

3) клетки, способные дифференцироваться в любые клетки организма

4) клетки дающие начало только одному типу клеток
2. ИСТОЧНИКОМ ТОТИПОТЕНТНЫХ КЛЕТОК ОБЫЧНО ЯВЛЯЮТСЯ

1) первичные половые клетки, внутренняя клеточная масса бластоцисты или отдельные бластомеры зародышей 8-клеточной стадии, клетки морулы более поздних стадий, зигота

2) региональные стволовые клетки

3) фетальные клетки

4) мезенхимные стволовые клетки
3. ФЕРМЕНТ, СПОСОБНЫЙ НАРАЩИВАТЬ КОНЦЫ ЛИНЕЙНЫХ МОЛЕКУЛ ДНК-НОСИТЕЛЕЙ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ НАЗЫВАЕТСЯ

1) каталаза

2) теломераза

3) мальтаза

4) ДНК-полимераза
4. ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ УНИКАЛЬНОСТЬ ЭСК НАХОДЯТСЯ

1) в цитоплазме

2) в ядре

3) на гранулярной ЭПС

4) в ядрышке
5. ЭМБРИОНАЛЬНЫЕ СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬСЯ В ТРИ ПЕРВИЧНЫХ ЗАРОДЫШЕВЫХ ЛИСТКА: ЭКТОДЕРМУ, ЭНТОДЕРМУ И МЕЗОДЕРМУ НАЗЫВАЮТСЯ

1) тотипотентные

2) плюрипотентные

3) унипотентные

4) мультипотентные
6. ТОТИПОТЕНТНЫЕ КЛЕТКИ В ОТЛИЧИЕ ОТ ПОЛИПОТЕНТНЫХ, СПОСОБНЫ К ВОСПРОИЗВОДСТВУ

1) клеток всех тканей организма

2) клеток первичных зародышевых листков: эктодерму, энтодерму и мезодерму

3) плаценты, экстраэмбриональных органов и собственно эмбриона

4) мезенхимных клеток
7.СВОЙСТВО ГЕНОМА КЛЕТОК МАКРОМАСШТАБИРОВАТЬ ПРОГРАММЫ ЭМБРИОГЕНЕЗА, В ТОМ ЧИСЛЕ ВОСПРОИЗВОДИТЬ ЛЮБУЮ ИЗ 250 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛЕТОК ВЗРОСЛОГО ОРГАНИЗМА НАЗЫВАЕТСЯ

1) мультипотентностью

2) унипотентностью

3) тотипотентностью

4) плюрипотентностью
8. ИСТОЧНИКОМ ЭМБРИОНАЛЬНЫХ СТОЛОВЫХ КЛЕТОК ЯВЛЯЮТСЯ

1) клетки, находя­щиеся в кроветворных органах и крови, способные давать начало, в основном, различным росткам кро­ветворения

2) клетки, находящиеся в пуповинной крови, плаценте, спо­собные трансформироваться в разные типы клеток

3) первичные половые клетки, внутренняя клеточная масса бластоцисты или отдельные бластомеры зародышей 8-клеточной стадии

4) клетки эмбриона с постимплантационного периода до 8-й недели включитель­но, способные дифференцироваться в целостный орган или тканевую структуру
9.СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ДНК-БЕЛКОВЫЕ СТРУКТУРЫ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ НА КОНЦАХ ЛИНЕЙНЫХ ХРОМОСОМ ЭУКАРИОТ

1) телосома

2) телекинез

3) теломераза

4) теломеры
10. СТАБИЛЬНОЕ МИКРООКРУЖЕНИЕ ВОКРУГ КАЖДОГО КЛОНА ЭСК, СОЗДАВАЕМОЕ МОНОСЛОЕМ ФИДЕРНЫХ КЛЕТОК, НАЗЫВАЕТСЯ

1) микроклимат

2) благоприятные условия

3) стволовая ниша

4) экологическая ниша
11. УНИКАЛЬНОСТЬ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ЦИТОПЛАЗМЫ ЭСК ) ПРОЯВЛЯЕТСЯ

1) в избытке РНК 3 тысяч генов, которые отвечают за раннее развитие зародыша

2) в генотипе

3) в рецепторах плазмолеммы

4) в кариотипе
12. СПОСОБНОСТЬ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК ПРИ ВВЕДЕНИИ ИХ В ОРГАНИЗМ НАХОДИТЬ ЗОНУ ПОВРЕЖДЕНИЯ И ФИКСИРОВАТЬСЯ ТАМ, ИСПОЛНЯЯ УТРАЧЕННУЮ ФУНКЦИЮ НАЗЫВАЕТСЯ

1) прессинг

2) миграция

3) хоуминг

4) пролиферация
13. ИСТИННЫЕ ЭМБРИОНАЛЬНЫЕ СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИ ВХОДЯТ В СОСТАВ

1) трофобласта

2) эмбриобласта

3) гаструлы

4) морулы
14. «ЛИМИТ ХЕЙФЛИКА» ЗАКЛЮЧАЕТСЯ

1) в ограниченном количестве делений клеток

2) в безграничном делении клеток

3) в делении клеток 80-90 раз

4) в делении клеток 20-30 раз
Эталоны ответов на тестовые задания по теме



№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

1

1

8

3

2

1

9

4

3

2

10

3

4

1

11

1

5

2

12

3

6

3

13

2

7

3

14

2


5. Самоконтроль по ситуационным задачам.

Задача № 1.

Бластоцисты млекопитающих и человека получают в лабораторных условиях.

1. Почему процесс называют «химеризация»?

2. Назовите этапы получения бластоцисты.

3.Что является источником развития данных клеток?
Задача № 2.

В состав бластоцисты входят трофобласт и эмбриобласт.

1. Опишите строение трофобласта.

2. В чём его значение?
Задача № 3.

В состав бластоцисты входит трофобласт и эмбриобласт.

1.Чем представлен эмбриобласт?

2.Какими свойствами обладают его клетки?
Задача № 4.

Смена жизненного пути клеток осуществляется при условии изменения характера их культивирования.

  1. Каким образом клетка это воспринимает?

  2. Куда передаётся сигнал в клетке?

  3. К чему приводит восприятие сигнала?


Задача № 5.

Эти эмбриональные ткани не отторгаются реципиентом, быстро растут при трансплантации, реакция трансплантант против хозяина минимизирована, имеют тенденции лучше переживать иссечение, рассечение и пересадку.

  1. Что обеспечивает отсутствие отторжения?

  2. Чем определяется быстрый рост?

  3. Каким образом объясняется лёгкость трансплантации и приживления?



Эталоны ответов к ситуационным задачам.

Ответ к задаче №1.

1. Соединение двух составляющих клетки от разных организмов.

2. Из таких яйцеклеток микроманипулятором удаляется их собственное ядро, и на его место переносится ядро соматической клетки, предварительно определенным образом подготовленное. Образуется зигота с диплоидным набором хромосом соматической клетки. Зиготу стимулируют к делению, доводят развитие до бластоцисты, до такого ее состояния, когда она готова к имплантации в матку.

3. Используя зрелые неоплодотворенные яйцеклетки и ядро соматической клетки, извлеченные из половых путей.
Ответ к задаче № 2.

1. Округлое образование, имеющее полость - слой клеток трофобласта.

2. Клетки трофобласта выделяют в полость бластоцисты ростовые факторы, необходимые для деления плюрипотентных клеток внутреннего зародышевого слоя; выделяют вещества, предотвращающие неконтролируемое деление клеток, а также их преждевременную дифференцировку и гибель.
Ответ к задаче № 3.

1. В состав эмбриобласта в очень небольшом количестве (1-2% от общей массы клеток) входят тотипотентные клетки, которые, с одной стороны, способны к бесконечному делению, с другой –

2. Могут дифференцироваться в любую специализированную клетку взрослого организма человека и животных.
Ответ к задаче № 4.

1. Все незрелые эмбриональные клетки имеют на своей поверхности рецепторы для ростовых факторов.

2. При взаимодействии рецептора с соответствующим ростовым фактором трансмембранный сигнал передается в ядро клетки.

3. Благодаря этому сигналу блокируется выход клеток из клеточного цикла, что связано с дифференцировкой. Сигнал способствует нахождению клетки в интерфазе, вступлению ее в S-период, обеспечивающий удвоение ДНК, необходимое для клеточного деления.
Ответ к задаче № 5.

  1. Из-за низкого уровня антигенов гистосовместимости.

  2. В то же время в них имеются ангиогенные и трофические факторы в высоких концентрациях.

  3. Поскольку в ранних эмбриональных гематопоэтических тканях отсутствуют лимфоциты.

  4. Поскольку у них обычно нет длинных удлинений или прочных межклеточных соединений.



6. Перечень практических умений по изучаемой теме.


№ п/п

Название практических умений

1

Классифицировать эмбриональные стволовые клетки.

2

Перечислить свойства эмбриональных стволовых клеток.

3

Назвать факторы, определяющие свойства эмбриональных стволовых клеток.


7. Рекомендации по выполнению НИРС.

По теме занятия подготовить рефераты (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся № 1 к внеаудиторной работе):

1.Тотипотентные клетки: происхождение, характеристика, особенности функционирования.

2.Теломераза. Её значение в жизнедеятельности клетки.

3.Цитокины. Характеристика, классификация, биологические функции.
Тема №5.

1. Тема «Эмбриональные герминальные клетки – характеристика и свойства в сравнении с эмбриональными стволовыми клетками».

2. Форма работы:

- Подготовка к практическому занятию.

- Подготовка материалов по НИРС.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия. Обучающийся должен знать: происхождение, закладку и развитие герминальных клеток, состояние эмбриональных герминальных клеток в культуре; уметь: определять потентность клеток в зависимости от происхождения; отличать эмбриональные стволовые клетки от эмбриональных герминальных; владеть: медико-аналитическим понятийным аппаратом.

  1. Каким образом можно объяснить название «эмбриональные герминальные клетки»?

  2. Какие клетки называют эмбриональными герминальными клетками?

  3. Каким образом распознаются герминальные клетки?

  4. Различается ли путь развития герминальных клеток после миграции в гонады у самок и самцов?

  5. Зачем примордиальным зародышевым клеткам самцов сохранять пролиферативную активность для поздних стадий тестикулярного развития?

  6. Экспрессия каких белков характерна для этих клеток?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconБиохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconБиологическая химия сборник методических указаний для обучающихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСтатическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconОлогическая химия сборник методических указаний для обучающихся к...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconМетодических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 icon№ Дифферон понятие, клеточный состав. Дифференциация понятие. Характеристика...
Новые клеточные технологии : сб метод указаний для обучающихся к внеаудитор. (самостоят.) работе для специальности 060103 – Педиатрия...
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconНеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины»...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Красноярский государственный медицинский...
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconБиохимия сборник методических указаний для обучающихся к лабораторным...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСтатическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconБорник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск