Реферативным журналом





Скачать 255.06 Kb.
НазваниеРеферативным журналом
страница1/3
Дата публикации21.11.2014
Размер255.06 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3
Сбор фактического материала: работа с литературой, анализ основных идей и концепций

http://technomag.edu.ru/doc/121782.html
# 01, январь 2009

автор: Битюков П. .
Сбор фактического материала

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ, АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ И КОНЦЕПЦИЙ

Важным этапом исследовательского процесса является работа по сбору и систематизации фактического материала.

С чего следует начинать работу с литературой?

Приступая к научной работе, следует составить общее представление о системе хранения и использования научной информации. В отличие от простых студентов, исследователи вынуждены гораздо шире использовать информационные источники, недоступные ни в библиотеке их вуза, ни в книжных магазинах.

Например, для аспирантов работа с научной информацией обычно начинается с ознакомления с диссертациями. Один экземпляр всех защищенных в СССР и РФ диссертаций хранится в Российской государственной библиотеке 1 (в читальном зале в г. Химки). Там же имеются экземпляры авторефератов диссертаций, причем авторефераты попадают в РГБ на 3-12 месяцев раньше, чем сами диссертации (последние проходят утверждение в ВАК и только затем попадают в библиотеку, а авторефераты рассылаются за месяц до защиты диссертации). Электронный каталог диссертаций (начиная с 1995 г.) и авторефератов диссертаций (начиная с 1987 г.), хранящихся в РГБ, доступен в Internet. Поиск диссертаций, смежных по тематике, целесообразно начать именно с этого каталога.

Где находятся основные хранилища научной литературы?

Для централизованного сбора, обработки и хранения основных видов научной и технической документации в СССР в 50-х гг. была создана Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ), которая функционирует до сих пор. Обработкой отечественной и зарубежной литературы по естествознанию и техническим наукам занимается ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации), по общественным наукам – ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам при РАН). Одной из основных функций этих институтов является регулярный выпуск информационных изданий, содержащих не только оперативную информацию о последних публикациях, но и их аннотации. Существуют три основных вида информационных изданий: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические пособия, как правило, имеют форму указателей, списков и обзоров литературы и содержат систематизированные сведения о печатных произведениях.

Реферативным журналом называется периодическое издание, публикующее рефераты научных работ и другие вторичные информационные материалы (библиографического описания, аннотации) во взаимосвязи со справочно-поисковыми средствами, включающими содержание (оглавление), рубрикацию (классификационную схему) издания и вспомогательные указатели. Установлено, что без помощи реферативных журналов специалист может ознакомиться не более чем с 6% опубликованных работ, а с их помощью – около 80%.

Обзорные издания ставят своей задачей обобщение уже опубликованной первичной информации.

Какую пользу может принести работа с научной литературы?

Работа с научной информацией полезна не только из-за найденных публикаций, но и благодаря знакомству со многими системами классификации, помогающими прояснить выбранное научное направление и смежные с ним. К таким системам относятся ГАСНТИ, УДК (универсальная десятичная классификация), ББК (библиотечно-библиографическая классификация), МКИ (международная классификация исследований) и многие другие. Владение системами классификации необходимо для оформления заявки на НИР, быстрого поиска необходимых публикаций, издания собственных учебных и методических работ.

Где еще можно искать научную информацию?

Помимо РГБ и ИНИОН и иных учреждений системы ГСТНИ, поиск научной информации проводится в ГПНТБ (Государственная публичная научно-техническая библиотека), Всероссийской книжной палате, институтах РАН, вузах, с помощью сайтов всемирных общественных организаций (ЮНЕСКО, МОТ) и т. д. В эпоху информационного взрыва нельзя ограничивать круг поиска, так как это может поставить под вопрос актуальность используемых в исследовании данных.

Как начинается подбор источников?

Подбор информационных источников можно начать уже при чтении первых публикаций, просматривая их библиографические перечни и выписывая из них наиболее интересные описания. После определения темы исследования нужно выделить несколько смежных с ней научных областей и изучать информацию в каждой области, не забывая об остальных. Например, при исследовании поведения компаний на рынке банковских услуг смежными научными областями могут быть: банковское дело, маркетинг, социология.

С самого начала исследователю полезно определить круг периодических изданий для постоянного отслеживания. Помимо деловых журналов, требуют внимания академические, такие как «Вопросы экономики», «Проблемы теории и практики управления» и международные, например, «Economic Modeling», «Marketing science», «Social Science». В международных журналах Вы сможете обнаружить весьма интересную информацию, перевод которой может быть затруднен используемой специфической лексикой. Это естественно, так как научные тексты значительно сложнее деловых и учебных – они попросту не рассчитаны на массового читателя.

Важным направлением поиска литературы являются информационные издания, доступные, в том числе, в ИНИОН. В начале исследования может сложиться мнение, что тема слишком мало изучена, так как, на первый взгляд, ей посвящено очень мало литературы. Работа с информационными изданиями поможет избавиться от стереотипа «непаханого поля», так как даже один день работы с информационными изданиями, скорее всего, даст возможность выявить несколько десятков источников, о которых Вы и не подозревали.

Очень полезно составить свой словарь терминов, выписав в него различные определения одних и тех же научных терминов, связанных с Вашим исследованием. Это позволит Вам сопоставлять различные точки зрения на тематику Вашего исследования, выявлять общее и частное мнение по данному вопросу и составлять на основании этого собственное мнение.

 

Следует запомнить:

С самого начала следует составить общее представление о системе хранения и использования научной информации.

Нельзя ограничивать круг поиска информации.

Следует обращать внимание на библиографические перечни в просматриваемых публикациях, а также не стоит забывать о смежных научных областях.

 

ПЕРВИЧНАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Какое место занимает сбор фактического материала в ходе исследования и как он осуществляется?

Сбор фактического материала является важнейшим этапом исследовательской работы. Перед тем как приступить непосредственно к выдвижению и проверке различных гипотез исследователь должен в достаточном количестве собрать первичную информацию об исследуемом объекте. На первых этапах может показаться, что единственный способ для этого – изучение литературы. На самом деле, опубликованные данные (полученные методами изучения литературы, изучения документов) не всегда дают достаточные или достоверные знания о действительности. Большое значение могут иметь факты, полученные исследователем в результате практической работы с предметом исследования. Правильно проведенные непосредственно на рынке или в организации наблюдения, мониторинг, сравнения, опросы также дают большие возможности для научных выводов, так как полученные данные зачастую содержат более полную информацию, и исследователю лучше известна их природа.

Чем интересен сбор первичной информации?

Процесс получения первичных, а не уже установленных фактов значительно более привлекателен, в нем исследователь выступает творцом, а не просто созерцателем чужих результатов, полученный материал постоянно создает стимулы к дальнейшей работе. Самые простейшие методы способны дать человеку значительно более глубокое понимание сути предмета его исследования, чем принято считать. Существует стереотип, что в современных условиях нужны современные, т. е. технократические, усложненные, подходы к познанию. Но классические методы исследования, как буквы алфавита, без которых невозможно ни простое, ни заумное слово, всегда будут необходимы и будут приносить такую же высокую отдачу, как и тысячелетия назад. Они помогут исследователю «увидеть за деревьями лес», не входя при этом в заблуждение. Как очень удачно отметил канадский физиолог Селье, «невозможно понять, на что похожа мышь, если каждую ее клетку в отдельности тщательно изучать под электронным микроскопом». Даже в самых подробных экономических показателях деятельности предприятия может быть замаскировано, например, отсутствие полноценного управленческого ресурса. Руководствуясь этими показателями, можно предсказать предприятию блестящее будущее, которое, на самом деле, вскоре превратится в печальное настоящее. Но такого прогноза не дал бы ни один специалист, нашедший способы ознакомиться с практикой делопроизводства на фирме, сложившейся там системой мотивации, управленческим стилем, проведя наблюдение за типичным рабочим днем сотрудников.

Оперируя чужими данными при исследовании мира, мы смотрим на него чужими глазами. Возникает цепочка: исследователи, не склонные к наблюдению, публикуют факты, необъективно отражающие действительность. На эти факты позже ссылаются другие авторы, еще сильнее нарушая объективность. Таким образом, участие в исследовательской работе, безусловно, начинается с приобретения навыка по-новому взглянуть на окружающий мир, увидеть в нем то, на что прежние исследователи не обращали внимания.

Какие еще могут быть источники фактического материала?

Еще одним весьма важным направлением подбора информации при научном исследовании является работа в Интернет. Скорость и удобство, с которыми в Сети можно найти информацию, являются колоссальными преимуществами такого способа поиска. Однако использовать полученную информацию следует крайне осторожно, ибо «обратной стороной медали» в Сети является проблема достоверности данных. Ясно, что у авторов постоянно обновляемых сайтов не хватает времени даже для элементарной коррекции размещаемых текстов (например, лента новостей агентства «Росбизнесконсалтинг», http://www.rbc.ru порой содержит опечатки, искажающие смысл представляемых объявлений). А ведь факты, включаемые в результаты исследования, должны проходить научную редакцию. Поэтому использовать Интернет, несомненно, нужно, но, в основном, в качестве промежуточного звена или для доступа к уже опубликованной информации. Имеется, например, электронная версия журнала «Проблемы теории и практики управления», http://www.ptpu.ru, но и там были замечены ошибки, например, один из номеров 1998 г. был представлен как вышедший в 1999 г. Тексты законов, приказов и положений, которые явно имеют твердые копии, также можно использовать. Если же предполагается прямое использование непроверенной информации с Web-сайта, целесообразно повысить достоверность данных за счет приведения ряда аналогичных показателей из других источников. Допустим, Вы собираете в Интернет данные о тарифной политике зарубежных банков. Не следует использовать обобщающие показатели, бесплатно демонстрируемые агентствами, обращайтесь на сайты нескольких банков каждой интересующей Вас страны, причем желательно в один день, и полученные данные отразите в таблице, сделав ссылки на адреса источников. От этого достоверность сведений значительно возрастет.

Следует запомнить:

Не следует пренебрегать сбором фактического материала об исследуемом объекте в результате практической работы.

Для сбора информации можно и нужно использовать возможности, предоставляемые Интернет, но при использовании полученной информации следует проявлять осторожность.

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИНЫХ МЕТОДОВ СБОРА НАУЧНЫХ ФАКТОВ (АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ, НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ОПРОС, ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ, НАБЛЮДЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ)

Как можно исследовать и анализировать статистические данные?

Большинство исследований статистических данных можно отнести к одному из двух типов: исследование корреляций и экспериментальные исследования.

При исследовании корреляций (зависимостей, связей) Вы не влияете (или, по крайней мере, пытаетесь не влиять) на переменные, а только измеряете их и хотите найти корреляции между некоторыми измеренными переменными.

При экспериментальных исследованиях Вы варьируете некоторые переменные и измеряете воздействия этих изменений на другие переменные. К сожалению, в экономике проведение подобных экспериментов не всегда возможно.

Анализ данных в экспериментальном исследовании также приходит к вычислению «корреляций» между переменными, а именно, между переменными, на которые воздействуют, и переменными, на которые влияет это воздействие. Тем не менее, экспериментальные данные потенциально снабжают нас более качественной информацией. Только экспериментально можно убедительно доказать причинную связь между переменными. Например, если обнаружено, что всякий раз, когда изменяется переменная A, изменяется и переменная B, то можно сделать вывод – «переменная A оказывает влияние на переменную B», т.е. между переменными А и В имеется причинная зависимость. Результаты корреляционного исследования могут быть проинтерпретированы в «причинных» терминах на основе некоторой теории, но сами по себе не могут отчетливо доказать причинность.

Зачем нужно изучать нормативные документы?

Нередко серьезные научные исследования бывают посвящены влиянию нормативно-правого режима на экономику. Например, влияние изменений в законодательстве об охране интеллектуальных прав собственности на создание новых фирм, специализирующихся на научно-исследовательской деятельности.

Для чего могут использоваться данные финансовой отчетности?

Содержащиеся в финансовой отчетности сведения (данные о производстве и сбыте товара, ассортименте поставки и отгрузки, об оптовом и розничном товарообороте, себестоимости и цене, инвестициях, затратах и прибылях, материально-технической базе и т.д.) могут помочь при составлении всесторонней экономической и финансовой характеристики производственного/торгового потенциала фирмы. Как правило, такого рода данные могут быть получены только с согласия руководства фирмы.

Как и для чего производятся опросы?

Опросы потребителей, предпринимателей, специалистов обычно производятся в форме интервьюирования или анкетирования.

Опросы считаются основным методом получения маркетинговой информации о потребителях, их поведении на рынке, мнениях и предпочтениях.

Какие бывают опросы?

Существуют различные виды опроса, которые применяются в зависимости от замысла и складывающихся условий (Рис. 1).

http://technomag.edu.ru/data/360/688/1234/course2.gif

Рис.1. Виды опросов

 

Как правило, в маркетинге до 90% информации получается путем устного опроса, который носит название интервью.

Как происходят интервью?

Обычно используются два типа интервью:

1. Индивидуальное интервью, схема которого показана на Рис.2.

http://technomag.edu.ru/data/366/688/1234/course3.gif
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферативным журналом iconКонкурс Panaboard мастеров Уважаемые преподаватели, директора школ,...
Компания Panasonic совместно с «Журналом руководителя управления образованием», журналом «Директор школы» и альманахом «Вопросы информатизации...
Реферативным журналом iconКонкурс Panaboard мастеров (далее Конкурс) проводится компанией Panasonic...
Конкурс Panaboard мастеров (далее – Конкурс) проводится компанией Panasonic совместно с «Журналом руководителя управления образованием»,...
Реферативным журналом iconИнструкция по поиску документов по реферативным журналам «Химия»...
Инструкция по поиску документов по реферативным журналам «Химия» и «Chemical Abstracts»
Реферативным журналом iconКонкурс материалов «Информатизация системы образования» Положение...
Конкурс материалов «Информатизация системы образования» (далее – Конкурс) проводится «Журналом руководителя управления образованием»,...
Реферативным журналом iconДоклад «Отношения России и Европейского союза: современная ситуация...
Доклад подготовлен на основе ситуационного анализа, организованного в 21 января 2005 г. Институтом Европы ран, журналом «Россия в...
Реферативным журналом iconРеферативные и библиографические базы данных
Библиотека Омгу предоставляет своим читателям доступ к локальным и удаленным электронным ресурсам: библиографическим, реферативным,...
Реферативным журналом iconУрок с журналом \"Вестник Евразии\"
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Реферативным журналом iconВсе пользователи нгту, имеющие доступ в Интернет, могут получить...
На сегодняшний день библиотека может предоставить Вам следующие базы данных винити в информационно-поисковой системе falcon
Реферативным журналом iconИнструкция по ведению классного журнала
Настоящая инструкция разработана с учетом нормативного минимума, регулирующего и регламентирующего деятельность образовательного...
Реферативным журналом iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение Борисоглебского...
Электронным дневником-журналом называется комплекс программных средств, включающий базу данных и средства доступа к ней
Реферативным журналом iconИнструкция Минобразования России (Вестник образования Минобразования...
Нормативный минимум, регулирующий и регламентирующий деятельность образовательного учреждения в работе с классным журналом
Реферативным журналом icon2. Правила и порядок работы с электронным классным журналом
Пользователями электронного классного журнала являются руководители школы, учителя-предметники, классные руководители. Запрещается...
Реферативным журналом iconРасписание полетов может изменяться
Аспен, который был недавно назван журналом Outside «величайшим в мире горнолыжным городом». И в этом нет преувеличения. Проще говоря,...
Реферативным журналом iconМетодические рекомендации учителям по работе с Электронным классным журналом
...
Реферативным журналом icon2. Задачи, решаемые электронным классным журналом
Российской Федерации», Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №21» г о. Электросталь Московской области...
Реферативным журналом iconРегламент работы с электронным журналом посещаемости студентами плановых...
Республике Дагестан и за ее пределами в целях обеспечения потребностей внутреннего и внешнего рынка, укрепления национальной экономики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск