Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе





Скачать 134.95 Kb.
НазваниеМетодика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе
Дата публикации22.11.2014
Размер134.95 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Волгоградский государственный педагогический университет»
Кафедра информатики и информационного образования

Реферат на тему:
Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе

Выполнил: Скворцов Е.Ю.,

студент МИФ-ИТМ-21
Проверил: Борисова Н.В.,

канд. пед. наук, доцент


Волгоград

2012
Процесс информатизации, который осуществляется в настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом, заставляет с новых позиций рассматривать методы и средства, задействованные в образовании. В рамках процесса информатизации можно выделить не менее важное явление – интернетизацию общества, и, как частный случай, интернетизацию образования. Известно, что глобальная сеть Интернет проникает во все сферы общественной жизни, меняя стереотипы и заставляя людей мыслить по-новому. Точно так же и интернетизация образования способствует изменению методов и средств обучения, побуждает преподавателей искать новые способы подачи материала, контроля успеваемости и выполнения самостоятельной работы.

Так как одной из главных задач современного образования является адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования и творческого использования полученных знаний, то необходимо найти такие средства обучения, которые сами по себе были бы полезны обучаемому и способствовали приобретению новых знаний после окончания учебного заведения. Следовательно, преподаватель должен тщательно анализировать отбираемые им средства обучения, тем более что сейчас выбор таких средств очень велик.

С учетом неминуемой интернетизации образования, следует обратить внимание, прежде всего на те средства обучения, которые предлагает глобальная сеть Интернет. Некоторые из подобных средств хорошо знакомы студентам и они с легкостью пользуются ими в процессе обучения. В задачу преподавателя входит подобрать эти средства таким образом, чтобы они могли служить источником самообразования студентов и пригодились бы им при дальнейшем обучении, профессиональной деятельности или для социального общения. Простейшим вариантом было бы взять именно те сервисы глобальной сети Интернет, которыми студенты пользуются уже сейчас – это WWW и электронная почта. Однако, несмотря на простоту обращения с эти сервисами, при построении учебной работы подобным образом можно обнаружить, что ей не хватает интерактивности, то есть степень взаимодействия между субъектом и объектом обучения оказывается невысокой.

Следовательно, в качестве средств обучения стоит выбрать такие сервисы глобальной сети Интернет, которые с одной стороны обладают высокой степенью интерактивности, а с другой стороны – будут полезны в учебной и профессиональной деятельности студента. К таким сервисам можно отнести технологии, которые принято называть Веб 2.0.

Появление термина Веб 2.0 (Web 2.0) принято связывать со статьей Тима О’Рейлли «What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 года, в которой он связал появление большого числа сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития Интернет-сообщества, и назвал это явление Web 2.0, в противовес «старому» Web 1.0. Под этим термином обычно имеют в виду веб-приложения, которые облегчают участие в обмене информацией и взаимодействии, применяют ориентированный на пользователя дизайн и сотрудничество во Всемирной паутине. Сюда относят сервисы хранения закладок, мультимедиа ресурсов, сетевые дневники (блоги), геосервисы, карты знаний, поисковые системы и вики.

Термин Web 2.0 часто ассоциируется с новым подходом к развитию Интернета, а точнее - совокупности технологий работы Web-приложений и совместного взаимодействия пользователей. К числу этих технологий относятся блоги, wiki, средства обмена фото и видео (youtube, flickr ...), технологии flex и ajax и масса других средств. О распространенности и актуальности тематики говорит также количество ссылок. Например, в поисковой системе Google по запросу Web 2.0 появляется 23 700 000 ссылок.

Не случайно журнал Time назвал обобщенным человеком года именно людей использующих сервисы Web 2.0, активно пополняющих сеть новым содержанием. Актуальность применения Web 2.0 в образовании подтверждает начинающий входить в обиход термин «Образование 2.0», которое ввела компания Google, организуя одноименную конференцию www.googleconference.ru.

Исследования дидактических возможностей сервисов Web 2.0, проведенные в МФПА, показали, что в настоящее время представляют интерес для использования в учебном процессе следующие сервисы.

1. Блог (blog) – средство (синонимы: программная среда, оболочка, движок) для публикации материалов в сети с возможностью доступа к его чтению (ведения личного дневника в сети) www.livejournal.ru

2. Вики (WikiWiki) – средство для создания коллективного гипертекста при котором история внесения изменений сохраняется. Примеры http://wikipedia.com http://letopisi.ru

3. Делишес (Del.icio.us) - средство для хранения закладок на веб-страницы с описаниями и возможностью поиска и выборочного коллективного доступа http://www.bobrdobr.ru

4. Youtube - средство для хранения, просмотра и обсуждения видеозаписей (http://youtube.com, http://rutube.ru).

Обобщая, можно сказать, что сервисы Web 2.0 позволяют работать с веб-документами совместно, обмениваться информацией и работать с массовыми публикациями.

Возможности и опыт использования сервисов позволил наметить некоторые подходы к использованию их в учебном процессе применительно к высшей школе. Общие функциональные свойства перечисленных выше сервисов достаточно полно и корректно описаны в свободной энциклопедии - Википедии www.wikipedia.ru.

Кратко опишем некоторые возможные варианты применения сервисов.

1. Блог

Блог (от анл. blog, web log, ) «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными…) или общественными (открытыми). Для блогов характерна возможность публикации отзывов (т. н. «комментариев» посетителями).

Ведение блога предполагает наличие программного обеспечения, позволяющего обычному пользователю добавлять и изменять записи и публиковать их в Интернете. Такое ПО называется движком блога. Таких российских движков достаточно много: Diary.ru, Блоги@Mail.Ru, Рамблер-Планета, Privet.ru, Journals.ru, Blog.ru, Presscom.org, Blog-buster.ru, Webblog.ru, Beta.ya.ru, Mylivepage.ru, Lj.Rossia.Org

Применение блогов позволяет проявить следующие функции, вполне уместные в педагогике: коммуникативная, самопрезентации, сплочения и удержания социальных связей, мемуаров, саморазвития или рефлексии, психотерапевтическая.

Возможные направления в учебном процессе.

1.Источник учебной информации предварительно опубликованной преподавателем.

2. Организация дискуссий (семинаров) по темам учебной программы.

3. Организация дистанционного обучения (в данном случае блог выступает в роли своеобразного упрощенного варианта LMS (Learning Management System) для обучения конкретной учебной группы)

4. Контроль на базе публикаций и обсуждений контрольных работ и заданий студентов, которые они выставляют в собственных блогах.
2. Вики

Ви́ки представляет собой веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Крупнейшим и известнейшим вики-сайтом является Википедия (wikipedia.com)

Для создания вики-среды также необходимо специальное программное обеспечение (движок вики), довольно простой в своём устройстве и функциональности, ибо почти все действия по структурированию и обработке содержимого делаются пользователями вручную.

Приведем два несложных сценария проведения занятия на базе вики.

2.1. Разработка глоссария.

Разработка глоссария является составной частью любого учебно-методического комплекса. Трудности его составления заключаются в том, что часто одно и то же понятие имеет несколько толкований в зависимости от научной школы. Проблема состоит в выборе понятия из множества определений для использования в глоссарии учебной дисциплины. Преподаватель может вывесить предпочтительное, по его мнению, определение термина и несколько определений, принадлежащим другим научным школам.

Студенты, рабочие места, которых должны включать компьютер с выходом в Интернет, после регистрации с системе вики, изучают, редактируют и предлагают свое видение терминов, опубликованных предварительно преподавателем в вики. Понятно, что рабочие места студентов и преподавателя могут располагаться не только в учебной аудитории.

Поскольку вся история публичного редактирований сохраняется то участникам учебного процесса можно анализировать весь ход занятия. В результате занятия, которое может проводиться как в свободном режиме времени (off-line) так и в реальном времени (on-line) на сервере сохраняется результат работы группы, который доступен всем участникам. Критерием качества занятия является активность участников и содержание сообщений. Одновременно студенты развивают аналитическое мышление и осваивают новые возможности Интернета.

2.2 Создание коллективного учебного материала

Преподаватель вывешивает фрагмент теоретической части курса, например, из учебного пособия и студенты редактируют его. Фактически получается коллективная модернизация текста учебного материала. Критерием оценки занятия являет активность студентов группы и содержание комментариев. В результате получаем более глубокое изучение теории студентами.

Кстати, лучший дидактический эффект, очень полезный как для преподавателя, так и для студента дает задание на конспектирование учебного материала, последующую его публикацию и обсуждение со студентами в вики.

3.Делишес

Делишес (от англ. delicious — «восхитительный») — это веб-сайт, бесплатно предоставляющий зарегистрированным пользователям услугу хранения и публикации закладок на подобранные с определенными целями страницами Всемирной сети. Все посетители делишеса могут просматривать имеющиеся закладки, упорядочивая их по важности и присваиваемым меткам (тегам).

Зарегистрированный пользователь может добавить закладку на любую веб-страницу, указав интернет-адрес, название закладки, её краткое описание и метки (ключевые слова). Для организации закладок на сайте используется неиерархическая система меток. Пользователи могут присваивать закладкам произвольные метки. Одной закладке можно присвоить несколько меток. Выбирая определенную метку или группу меток, можно просмотреть список закладок с этими метками. Для каждой закладки можно просмотреть список своих меток, родственных меток, а также список меток, присвоенных ей другими пользователями. Помимо своих закладок с заданной меткой можно просматривать списки популярных закладок (чем крупнее шрифт — тем метка популярнее) или же недавно добавленных другими пользователями. Тем самым можно отслеживать последние тренды Интернета.

По умолчанию все сохранённые пользователем закладки доступны для публичного просмотра, хотя пользователь может отметить закладки как приватные.

Русскоязычное программное обеспечение для делишес включает в себя Memori.ru, BobrDobr.ru, МоёМесто.ru и др.

Таким образом, возможности данного сервиса состоят в том, что на нем можно сохранять и классифицировать заранее подобранные закладки адресов сайтов по определенным учебным темам. С помощью делишеса обеспечивается доступ к этим ссылкам и взаимообмен списков для членов учебной группы.

Хорошим примером служит российский вариант сервиса социальных закладок БобрДобр http://bobrdobr.ru/, который ориентирован на коллективную работу с информацией и предлагает средства для её поиска, рейтингования и хранения. Фактически - это площадка, на которой идёт сбор информации об Интернет-пространстве в виде ссылок, причем пользователь не только потребляет эту информацию, но и сам предоставляет её другим пользователям. Кроме того, это инструмент самоидентификации, поскольку, собирая ссылки на те или иные ресурсы, пользователь выявляет сферы собственных интересов. В процессе использования сервисом, каждый пользователь формирует уникальное облако тегов, т.е. ключевых слов, которыми он обозначал те или иные ссылки в сети. Эти теги отражают реальные интересы пользователя, по их числу можно судить о степени заинтересованности пользователя в той или иной теме. Иногда представления пользователя о своих интересах могут не совпадать с реальностью и другими коллегами. Наглядное представление подобной информации может служить дополнительным учебным стимулом и позволяет осуществлять направленную учебную деятельность, призванную привести желаемое в соответствие с действительным.

В свою очередь преподаватель может собрать коллекцию ссылок по любой интересующей его тематике, а сопровождающие теги помогут быстро найти все ссылки одного типа.

Сервисом может воспользоваться преподаватель любой дисциплины, если в ходе занятий он собирается использовать материалы, выложенные в Интернете. Таким образом, будет обеспечен одинаковый набор ссылок для всех слушателей по различным темам курса (своеобразная веб-библиография), для преподавателя быстрая навигация по предварительно составленному набору ссылок при подготовке к занятиям и др. Это могут быть и теги, обозначающие, к какому занятию относится тот или иной материал. Например, для проведения занятий по мультимедиа сервисам Web 2.0 достаточно щелкнуть условно поименованный сайт Интернета (тег), например, по ссылке Тема 3 и увидеть все ссылки, относящиеся только к этой теме.

При групповой работе сервис позволяет совместно работать над информацией (просматривать, оценивать, дополнять) в учебных группах студентов. Преподавателю для контроля учебного процесса можно руководствоваться принципом: «Покажи мне свои теги и я скажу правильно ли ты выполнил задание».

4. Youtube

YouTube— сервис, предоставляющий услуги хостинга (размещения) различных видеоматериалов. Пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать те или иные видеозаписи. Благодаря простоте и удобству использования, YouTube стал одним из самых популярных мест для размещения видеофайлов. На сайте могут быть представлены как профессионально снятые фильмы и клипы, так и любительские видеозаписи для различных целей и тематике.

Приведем примеры, позволяющие наглядно представить себе функциональность ютьюба, а заодно уяснить методики использования веб2.0. Это сделано на учебных видеоподкстах (учебных видеофильмах), где создателями в доступной форме обсуждаются:

1.Принцип работы социальных сетей

http://ru.youtube.com/watch?v=mXIwQr9GG8Y&feature=related .

2. Применение Вики в планировании

http://ru.youtube.com/watch?v=cKbcYOM_4DA .

3. Применение RSS

http://ru.youtube.com/watch?v=nkKHJVttt20&feature=related .

Изучая содержание учебных материалов на указанных ссылках можно одновременно познакомиться с инновационными видами электронных занятий, так называемыми подкастами (podcast), которые представляют собой запись аудио/видео/ аудио+видео фрагментов учебных занятий. Подкасты получили широкое распространение в связи с простотой их изготовления на современных средствах ИКТ.

Русская версия youtube представлены на http://www.rutube.ru, http://video.mail.ru/ Видео@mail.ru, http://vision.rambler.ru/ Rambler Vision.

В учебном процессе youtube может эффективно выступать в качестве источника учебных материалов.

Гуманитарные проблемы сервисов Web 2.0

В Web 2.0 прежде всего, привлекает внимание базовый принцип применения этих сервисов, вытекающий из их бесплатности и доступности.

Мы можем наблюдать, как другие люди пишут, ищут информацию, классифицируют и хранят ...

Мы можем наблюдать как они действуют и думают.

Мы можем использовать других людей, мы можем копировать их деятельность и учиться у них.

Разработчики сервисов Web 2.0 стали значительно внимательнее к интересам каждого отдельного человека. Вместо соревнований великих людей можно увидеть совсем другую историю. История о том, как люди бескорыстно помогают друг другу и о том, как мир не просто меняется, он меняет сам способ своих изменений. Возможно, одно из наиболее внятных объяснений принципов Web 2.0 принадлежит известному из школьных хрестоматий отцу, пытавшемуся с помощью веника объяснить сыновьям, как важно жить в согласии. Одинокие прутья легко ломались. Со сложенными же вместе прутьями происходили качественные изменения — из прутьев они превращались в веник, одолеть который было уже никому не под силу. Web 2,0 — с некоторыми уточнениями и дополнениями — и есть этот веник.

Различные интернет-сервисы, появившиеся на пепелище разорившихся доткомов и использующие в своей основе принципы коллективизма, кооперации, открытости, доступности, интерактивности, можно смело называть Web 2,0, не боясь, что кто-то упрекнет вас в дилетантизме.

Если какой-нибудь интернет-сервис становится лучше из-за того, что им стало пользоваться больше людей, — это почти наверняка Web 2.0. Если вам предлагают массу каких-нибудь замечательных услуг, два гигабайта памяти, самую точную карту на свете и при этом не просят за это никаких денег — это почти наверняка Web 2.0. Если кругом одни дилетанты-энтузиасты и нет ни одного профессионала, получающего за эту зарплату,- это тоже наверняка Web 2.0. Если для определения какого-либо ресурса используются такие термины, как Ajax, RSS, AdSense, теги, блоги, — это наверняка имеет какое-то отношение к Web 2.0.

Следует обратить внимание на то, что студенты уже воспитаны на средствах мгновенной передачи сообщений, блогах, вики, групповых чатах, плейлистах, пиринговом обмене файлами и онлайновых многопользовательских играх, «поколение Net» хочет получить больше комфорта при использовании технологий, склонно к большей социальной коннективности, более смещена в сторону креативности и удовольствий. Для них сталb обычными выражения, обозначающие пользователей соответствующимих сервисов: Блоггер, Викоид и др.

Кроме того, обратите внимание, что сервисы Web 2.0 не разрабатывались специально для образования, поэтому требуется «приспосабливать» педагогику под их возможности.

Несмотря на множество достоинств и интересных предложений со стороны Web 2.0 возникают и отрицательные моменты, которые включают в себя:

  • Необходимость наличия современных компьютеров и высокоскоростного каналов связи;

  • Специальную подготовку преподавателей и студентов для использования сервисов

  • Проблему самопрезентации и доверия к информации;

  • Затруднение выражения эмоций посредством текстового канала коммуникации;

  • Проблемы приватности;

  • Психологические проблемы Интернет-общения;

  • Интеллектуальная собственность и авторское право;

  • и другие.

  • Многие проблемы возникли из-за того, что сервисы Web 2.0 не разрабатывались специально для образования и их необходимо учитывать при проектировании учебного процесса на базе Web 2.0.



Выводы


1. Значительная часть сервисов Web 2.0 обладает свойствами, позволяющими эффективно использовать их в учебном процессе в системе образования практически на всех уровнях. Хорошими дидактическими свойствами обладают сервисы блог, вики, делишес, youtube. Большим преимуществом сервисов является их доступность, дружественность и бесплатность.

2. Следует расширять исследования по изысканию возможностей применения этих сервисов в учебном процессе. Это можно проводить в рамках научного направления, носящего название электронная педагогика, предметом исследования которой является учебный процесс в ИКТ - насыщенной среде, В связи с этим одной из актуальных задач электронной педагогики становится разработка методик применения Web 2.0 в учебном процессе.

Список литературы.





  1. 25 фактов про web 2,0, Подготовлено редакцией «Большого города» http://www.affinity.ru/sobitiya/web/?ID=139

  2. Тим О’Рейли. “Что такое Веб 2.0” // “Компьютерра online”, 2005, http://www.computerra.ru/think/234100/

  3. Е.Д. Патаракин. Сетевые сообщества и обучение. - М.: ПЕР-СЭ, 2006, с. 112

  4. М.И. Зайдфодим., Д.Р. Лулакова. Передовые инструменты информационной деятельности на базе технологий APPLE для нового качества образования. Материалы международной научной конференции – М.: ЭГРИ, 2007, с.76-77

  1. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики. – Воронеж: ВГПУ, 2005.

  2. Ильченко О.А. Условия персонифицированного обучения в информационной среде // Высшее образование в России. – 2008. – №12. – с. 116-121.

  3. Веб 2.0. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B1_2.0
  4. Трайнев В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе iconВ высшей школе
Методика преподавания в высшей школе: учебное пособие / М. Н. Кох, Т. Н. Пешкова Краснодар: Куб гау, 2011. – 150 с
Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе iconПрактика использования сервисов интернета в образовании
Икт) — одно из приоритетных направлений в образовании, в том числе и в федеральном проекте информатизации системы образования (исо),...
Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе iconУрока: Операционная система Вид урока: Комбинированный
Показать применение сервисов Интернета в коллективной работе над одним документом
Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогика и методика начального образования со специализацией Обучение информатике в начальной школе
Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе iconПроектная методика обучения английскому языку в начальной школе
Анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования
Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 «Основы медицинских...
Педагогика и методика начального образования со специализацией обучение информатике в начальной школе
Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе iconВозможности использования Wiki на уроке английского языка
Современному человеку Всемирная паутина необходима для того, чтобы выполнить какую-либо работу, для общения с людьми, обучения. В...
Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе iconI. Теоретические аспекты проблемы использования регионального компонента...
Анализ литературы по проблеме использования регионального компонента в обучении иностранному языку
Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям...
«Педагогика и методика начального образования» со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе iconЧто делать, когда в школе продолжительное время нет Интернета?
Интернета? Ведь в наше время уже невозможно жить без тех возможностей, которые нам дает Интернет. Сегодня надо чтобы каждый ребёнок...
Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе iconПрименение информационных технологий на уроках английского языка...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17
Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе iconЦентрализованная и распределенная модель формирования готовности...
Модуль Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования
Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе iconЦентрализованная и распределенная модель формирования готовности...
Модуль Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования
Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В своей работе я хочу поделиться личным опытом использования игровой технологии в обучении чтению в начальной школе
Методика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе iconИз опыта использования кейс-метода при обучении физике в средней школе
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск