Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 143.45 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.10.2013
Размер143.45 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.В.2.2

ОПД.В.2.1
Современный урок


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050708.65 Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
050720.65 Физическая культура со специализацией

Спортивно-оздоровительный туризм

Утверждено на заседании кафедры

педагогики

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 25.09.2012 г.)

Зав. кафедрой:

_________________Рычкова Н.А.


Автор программы: к.п.н., доцент кафедры педагогики Ермолаева Н.Ю.
Пояснительная записка:

Теоретико-практический курс «Современный урок» входит в качестве составной части в программу методической подготовки учителя начальных классов. Формирование профессионально-педагогической компетентности в области расширения представлений о современном уроке является перспективной целью программы.

Цель курса: овладение современными педагогическими технологиями преподавания как научной дисциплины, имеющей теоретическую и практическую направленность

Студенты должны

знать: теоретические основы курса;

уметь: соотносить психолого-педагогическую, дидактическую, коммуникативную составляющие урока с методической составляющей на теоретическом и практическом (выполнение конспекта урока) уровнях; приобрести практический навык разработки конспекта урока.

Курс выстраивается на интегративной основе: интеграция с курсами общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики, теории обучения.
Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Формы организации обучения

Вопросы для самостоятельного изучения


8/2

-

2.

Системы обучения

Конспектирование научно-методической литературы

8/4

Обсуждение и защита конспектов

3.

Особенности классно-урочной системы обучения

Составление конспекта

8/4

Обсуждение и защита конспектов

4.

Общие психолого-педагогические требования к современному уроку

Составление конспекта

8/4

Обсуждение и защита конспектов

5.

Цели урока.

Конспектирование научно-методической литературы

8/4

Обсуждение и защита конспектов

6.

Типы уроков

Конспектирование научно-методической литературы

8/2

Обсуждение и защита конспектов

7.

Структура комбинированного урока

Составление конспекта

8/2

Обсуждение и защита конспектов

8.

Подготовка к уроку

Конспектирование научно-методической литературы

8/4

Обсуждение и защита конспектов

9.

Нестандартные уроки

Подготовка презентации

6/4

Обсуждение и защита презентации

10.

Анализ урока

Конспектирование научно-методической литературы

6/4

Обсуждение и защита конспектов




ИТОГО:




76/34





Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
Практическое занятие № 1.

Тема: Формы организации обучения.
Вопросы для коллективного обсуждения

Что такое организационные формы обучения?

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщение об одной из форм организации обучения, продемонстрировать возможности ее практического применения.

Литература:

Педагогика / под ред. Пидкасистого П.И. – любое издание.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.
Практическое занятие № 2.
Тема: Системы обучения.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Чем был обусловлен поиск новых систем обучения?

Задания для самостоятельной работы:

Провести сравнительный анализ систем обучения (по учебнику Хуторского А.В. «Современная дидактика»).

Литература:

Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. 

Практическое занятие № 3.
Тема: Особенности классно-урочной системы обучения
Вопросы для коллективного обсуждения:

Какими особенностями характеризуется классно-урочная система обучения?

Задания для самостоятельной работы:

Доказать наибольшую состоятельность классно-урочной системы обучения по сравнению с остальными.

Литература:

Педагогика /под ред. Пидкасистого П.И.– М., 2000.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс – М., 2000.

Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.



Практическое занятие № 4.
Тема: Общие психолого-педагогические требования к современному уроку
Вопросы для коллективного обсуждения:

Чем обусловлены требования к уроку?

Задания для самостоятельной работы:

Конкретизировать требования к уроку. Предмет, тему и урок выбрать самостоятельно.

Литература:

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс – М., 2000.–Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.

www.school-city.by

Практическое занятие № 5.
Тема: Цели урока.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Почему нечетко сформулированные цели урока определяют его неэффективность?

Задания для самостоятельной работы:

Конкретизировать цели урока (чему обучить? что развить? что воспитывать?). Предмет, тему и урок выбрать самостоятельно.

Литература:

Педагогика /под ред. Пидкасистого П.И.– М., 2000.

www.school-city.by

Практическое занятие № 6.
Тема: Типы уроков. Классификации уроков. Классификация И.Н.Казанцева. Классификация В.А. Онищук. Классификация М.И. Махмутова. Классификация Г.И.Щукиной.

Вопросы для коллективного обсуждения:

По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока?

Задания для самостоятельной работы:

Разработать конспект урока согласно одной из вышеперечисленных классификаций.

Литература:

Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1981.

Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1985.

Практическое занятие № 7.
Тема: Структура комбинированного урока.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Что определяет жизнестойкость классического комбинированного урока?

Задания для самостоятельной работы:

Разработать конспект комбинированного урока.

Литература:

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс – М., 2000.–Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.

www.nach-info.yourtalent.ru
Практическое занятие № 8.

Тема: Подготовка к уроку.
Вопросы для коллективного обсуждения:

В чем сущность алгоритмической методики подготовки к уроку?

Задания для самостоятельной работы:

Составить подробный план-конспект урока.

Литература:

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс – М., 2000.–Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.

www.nach-info.yourtalent.ru

www.didaktor.ru
Практическое занятие № 9.

Тема: Нестандартные уроки.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Какими причинами обусловлено использование нестандартных уроков в практике обучения?

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить и провести нестандартный урок.

Литература:

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред.С.А.Смирнова. – М, 1999.

www.1september.ru

Практическое занятие № 10.
Тема: Анализ урока.

Вопросы для коллективного обсуждения:

В чем сущность системного анализа урока?

Задания для самостоятельной работы:

Составить схему анализа урока с применением информационных технологий.

Литература:

www.ito.edu.ru
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рекомендуемая литература:

Основная литература

Педагогика /под ред. Пидкасистого П.И.– М., 2000.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс – М., 2000.

Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. 

Дополнительная литература

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.

Маргулис Е.Д. Коллективная деятельность учащихся.– Киев, 1990.

Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1981.

Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1985.

Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М., 1987.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А.Смирнова. – М, 1999.

www.1september.ru

www.didaktor.ru

www.nsportal.ru
Словарь терминов (глоссарий)

Дидактика – теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. Функции дидактики: теоретическая (диагностическая и прогностическая) и практическая (нормативная, инструментальная).

Дидактика частная (методика обучения) – совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.

Дидактогения - умышленное или непроизвольное (вызванное обстоятельствами) действие педагога, приводящее к отрицательному результату.

Дифференцированное обучение – это форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них значимых общих качеств (гомогенная группа).

Концепция образования (от лат. conception – понимание, восприятие, система) – система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений; определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).

Парадигма (от греч. "пример, образец") - теория, принятая в качестве образца решения исследовательской задачи; в педагогике - теоретические положения, позволяющие внедрить в практику целостные модели образования, принципиальные для научно-педагогического сообщества и педагогов-практиков, их создающих и развивающих.

Преподавание – один из двух компонентов, составляющих процесс обучения (обучение = учение + преподавание). Вид педагогической деятельности, направленный на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

Принципы дидактические – основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Реализуются через правила обучения.
Глоссарий по теме «Процесс обучения»

«Зона актуального развития» - уже достигнутый ребенком уровень развития, при котором он может полностью самостоятельно, без помощи взрослого решать интеллектуальные задачи.

«Зона ближайшего развития» - уровень развития, обнаруживающийся не в самостоятельном, а в совместном со взрослым решении интеллектуальных задач определенной сложности.

Вербализация – отражение опыта в речи.

Взаимодействие педагогическое – преднамеренные контакты учителя и ученика, приводящие к изменениям в личностных сферах.

Воспитывающее обучение – обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу. Понятие введено И.Ф. Гербартом.

Интеграция (от лат. integer) – объединение в целое каких-либо частей, элементов.

Обучение - это специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения детьми научных знаний и способов деятельности.

Правила дидактические – руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Преподавание – это вид педагогической деятельности, направленный на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников; деятельность по передаче информации, организации учебно-познавательной деятельности школьников, оказанию помощи при затруднениях, стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся, оценке учебных достижений.

Принципы дидактические (от лат. principum – основа, исходное положение) – основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Реализуются через правила обучения.

Результат обучения – это степень достижения намеченной цели, конечные следствия учебного процесса.

Содержание (обучения, образования) – это система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. Содержание образования определяется государственным образовательным стандартом, включающим несколько уровней (компонентов): федеральный, национально-региональный, школьный и ученический.
Глоссарий по разделу «Содержание образования»
Государственный образовательный стандарт – 1) основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты; 2) основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Стандартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, которыми предстоит овладеть учащимся, технологии проверки результатом образования; 3) федеральные компоненты ГОС определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Образованность – качество развивающейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями образованности являются системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью недостающих рассуждений (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров). В оценке уровня образованности школьника выделяют уровень элементарной грамотности, функциональной грамотности, предметной и методологической компетентности.

Образовательная область – это набор соответствующих учебных дисциплин и интегративных курсов, которые включены в учебный план общеобразовательной школы (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).

Образовательные системы – это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, - это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского образования.

Содержание образования (знаниево-ориентированный подход) - совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутых в результате учебно-воспитательной работы.

Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; количество часов в неделю на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т.п.
Глоссарий по разделу «Формы, методы и средства обучения»

Классификация методов обучения – это система методов обучения, упорядоченная по единому основанию.

Классно-урочная система обучения – организация учебного процесса, при которой обучение проводится в классах с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана. Метод - путь, способ достижения цели.

Приём – часть метода, его «инструмент».

Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.

Методы преподавания – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых.

Методы учения – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач.

Организационная система обучения - совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет (В.А. Сластёнин).

Средства обучения - разнообразные материалы и орудия учебного процесса, благодаря которым более успешно и за рационально сокращенное время достигаются цели обучения.

Урок – законченный в смысловом, временном и энергетическом отношениях отрезок учебного процесса.

Формы организации обучения (организационные формы обучения) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме (П.И. Подласый).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск