Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 298.55 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации30.10.2013
Размер298.55 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

СД.9

Методика обучения русскому языку и литературе:

методика обучения литературе


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050708.65 Педагогика и методика начального образования со специализацией Обучение информатике в начальной школе



  1. Утверждено на заседании

  2. кафедры педагогики

  3. Психолого-педагогического института



  4. (протокол № 1 от25.09.2012 г.)

  5. Зав.кафедрой

  6. ____________ Рычкова Н.А.



Автор программы: Л.Б. Мананкова, доцент кафедры педагогики



Пояснительная записка.

Курс «Методика литературного чтения и работы с детской книгой» предназначен для студентов факультета педагогики и психологии. Введение этого курса в учебный план подготовки специалиста обусловлено тем, что важнейшей задачей начальной школы является формирование у учащихся полноценного навыка правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения, типа правильной читательской деятельности и самостоятельности, а также литературное образование школьников и работа по развитию речи.

Умение читать служит воспитанию нравственных качеств личности, познанию окружающего мира. К.Д.Ушинский называл художественное произведение окном, «через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни»,

Основная цель изучения курса - познакомить будущего учителя начальной школы с теми теоретическими положениями, на которых базируется современная методика литературного чтения и работы с детской книгой, а также вооружить практическими умениями и навыками, предусматривающими формирование навыков литературного чтения и обеспечение интенсивного речевого развития учащихся.

Данная дисциплина призвана решить широкий круг задач:

  • помочь будущим учителям осознать важность и назначение этого курса в системе их профессиональной подготовки;

  • показать теоретические основы и принципы обучения родному языку;

  • помочь усвоить историю школы, ведущие направления развития методики как науки, исследования последних десятилетий и проблемы, ждущие своего решения;

  • раскрыть содержание учебно-воспитательной работы по чтению в начальной школе;

  • помочь проанализировать и освоить учебные материалы (учебники, детские книги, методические и дидактические пособия), в которых реализуется программа по литературному чтению в начальных классах;

  • практически вооружить основными методами и приемами руководства учебно-воспитательной работой по чтению и работе с книгой в каждом классе в соответствии с программой;

  • закрепить в процессе занятий те знания и умения в области языка и речи, которые предусмотрены программами курсов «Русский язык», «Детская лите­ратура» и пр.;

  • помочь накопить опыт творческой профессиональной деятельности;

  • повысить уровень владения студентами нормой литературного языка, способствовать повышению общей филологической культуры будущих учителей начальных классов.

В результате изучения курса методики обучения русскому языку и литературе студенты должны приобрести следующие умения:

1. Разбираться в содержании и требованиях программ по литературному чтению и других руководящих документов, а также в содержании и методическом аппарате школьных учебников, в структуре и замысле учебных пособий для учащихся; правильно реализовывать требования программ, методические возможности учебников и пособий в учебно-воспитательной работе.

2. Самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал по чтению (детские книги, дополнительные тексты для обучения чтению и пр.), обоснованно выбирать методы и методические приёмы, демонстрировать учащимся образцы чтения и читательской деятельности, речи, обеспечивать целенаправленность речевой среды и высокую культуру речи на уроках.

3. Подготавливать и проводить с учащимися беседы различных видов, рассказы и пересказы, выразительное чтение, творческие работы, лексическую работу, анализ языка и пр.

4. Самостоятельно планировать изучение разделов и тем курса чтения, циклы уроков и отдельные уроки, внеклассные мероприятия, проводить их в классе.

5. Изучать уровень сформированности полноценного навыка чтения; языковых знаний, умений и навыков у младших школьников, оценивать их; обнаруживать, анализировать и классифицировать причины речевых и иных ошибок учащихся, организовать работу над их предупреждением и устранением.

6. Соотносить и связывать материал по методике преподавания литературного чтения со знаниями по педагогике, психологии, языкознанию, литературоведению, за конкретными методическими приёмами обнаруживать закономерности психической деятельности, развития и воспитания.

7. Использовать наглядные пособия и технические средства обучения, обеспечивая при этом высокую познавательную активность и самостоятельность учащихся.
Текущий контроль обеспечивается выполнением практических разработок по изученным темам; форма итогового контроля – экзамен.
Извлечение из ГОС ВПО

Методика литературного чтения и работы с детской книгой. Литературное образование и литературное развитие младших школьников. Формирование навыка чтения (правильности, беглости, сознательности, выразительности) как средства квалифицированной читательской деятельности учащихся. Научные основы методики работы над художественными произведениями разных родов, видов, жанров. Работа над научно-познавательным текстом. Урок литературного чтения.

Книга как особый вид учебного материала. Закономерности формирования читательской самостоятельности младших школьников. Варианты работы с детской книгой в современных системах литературного чтения. Уроки и фрагменты уроков по обучению детей работе с книгой.

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.

Наименование

раздела, темы

Содержание самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятель-

ной работы

1.Задачи уроков литературного чтения в начальных классах школы.

Чтение литературы, рекомендуемой в лекциях.

6

Сообщения на практических занятиях.

2. Содержание раздела обучения чтению в I—IV классах.

Сравнительный анализ программ по чтению.

10

Сообщения на практических занятиях.

3. Качества полноценного навыка чтения (сознательность, правильность, беглость, выразительность) и пути их формирования.

Составление фрагментов работы над качествами чтения.

8

Проигрывание фрагментов работы над качествами чтения.

4. Процесс работы над художественным произведением.

Составление планов работы над художественными произведениями.

12

Защита плана работы.

5. Словарная работа на уроке в процессе анализа текста художе­ственного произведения, научно-популярной статьи.

Изучение приёмов объяснения значений слов, поиск примеров.

8

Таблица приёмов объяснения значений слов с примерами.

6. Работа над планом и пересказом на уроке чтения.

Составление разных видов плана, пересказа и работы с ними.

8

Проигрывание фрагментов работы.

7. Специфика анализа художественных произведений различных жанров.

Проектирование фрагментов урока.

14

Демонстрация фрагментов урока.

8. Методика чтения рассказов, научно-популярных статей и художественных очерков.

Составление конспектов урока работы со статьёй и очерком.

8

Показ фрагментов уроков.

9.Урок как основная форма обучения чтению.

Составление конспекта урока чтения.

10

Проведение урока чтения.

10. Книга как особый вид учебного материала.

Изучение вопросов, не освещающихся на лекциях, на основе рекомендованных материалов.

8

Сообщения на практических занятиях.

11.Этапы формирования самостоятельной читательской деятельности учащихся.

Составление конспектов уроков для разных этапов формирования чсд.

8

Защита конспекта.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематика и планы аудиторной работы студентов
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Качества полноценного навыка чтения (сознательность, правильность, беглость, выразительность) и пути их формирования

(8 часов).

План:

  1. Подбор и апробирование приёмов работы над беглостью в ходе изучения конкретного произведения (по выбору).

  2. Подбор и апробирование приёмов работы над правильностью в ходе изучения конкретного произведения.

  3. Подбор и апробирование приёмов работы над выразительностью в ходе изучения разных произведений (басня, стихотворение…).

  4. Подбор и апробирование приёмов работы над сознательностью в ходе изучения конкретного произведения.

Задания для самостоятельной работы:

Составление фрагментов уроков с привлечением приёмов работы над беглостью, сознательностью, выразительностью, правильностью

Основная литература:

  1. Касьянова З. А. Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте / Касьянова З. А. // Начальная школа. - 2010. - № 4. - С. 11-14

  2. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Бондаренко Г. И. // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 1. - С. 91-93.

  3. Зобнина М. А. Внимательный читатель - маленький исследователь / Зобнина М. А. // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 6. - С. 45-51.

  4. Миловзорова А. М.Выразительное чтение как средство воспитания нравственных чувств / Миловзорова А. М., Тиунова Е. В. // Начальная школа. - 2010. - № 5. - С. 32-55.

  5. Первова Г. М. О разных способах чтения в начальных классах / Первова Г. М. // Начальная школа. - 2008. - № 10. - С. 29-33.

  6. Полякова Т. Н. Работа над выразительностью речи как метод обучения творческому чтению. / Полякова Т. Н. // Начальное образование. - 2009. - № 6. - С. 24-27.

  7. Рождественская Р. Л. Роль семейного чтения в формировании творческого читателя / Рождественская Р. Л. // Начальная школа. - 2008. - № 6. - С. 25-28.

Дополнительная литература:

  1. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению.— М., 1991.

  2. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988.

  3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. –М., 2001 .

  4. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000.

  5. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. – М., 2000.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Словарная работа на уроке в процессе анализа текста художе­ственного произведения, научно-популярной статьи (8 часов).

План:

  1. Назначение словарной работы на уроке чтения.

  2. Место и особенности словарной работы.

  3. Требования к организации словарной работы.

  4. Приёмы объяснения значений слов и образных выражений.

  5. Особенности организации словарной работы в ходе анализа художественного произведения и научно-популярной статьи.


Задания для самостоятельной работы:

Составление таблицы с перечислением приёмов объяснения значений слов и приведением примеров к каждому приёму.

Основная литература:

  1. Аншакова С. Ю. Работа над былинным эпитетом в начальных классах / Аншакова С. Ю. // Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 28-31.

  2. Зобнина М. А. Внимательный читатель - маленький исследователь / Зобнина М. А. // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 6. - С. 45-51.

  3. Строганова Л. В. Методика работы над образным строем художественных текстов в начальной школе / Строганова Л. В. // Начальная школа. - 2010. - № 11. - С. 23-29.

  4. Фирсова Т. Г. Выявление фольклорного контекста при анализе художественных произведений в начальной школе / Фирсова Т. Г. // Начальная школа. - 2010. - № 3. - С. 13-16.


Дополнительная литература:

  1. Толковые, этимологические, фразеологические, энциклопедические словари.

  2. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка.— М., 1988.

  3. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000.

  4. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. – М., 2000.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Специфика анализа художественных произведений различных жанров (12 часов).

План:

1.Специфика работы с басней.

2.Особенности работы с разными видами сказок.

3.Методика работы с лирическими и эпическими стихотворениями.
Задания для самостоятельной работы:

Подбор примеров для демонстрации жанровых особенностей разных видов художественных произведений.

Основная литература:

  1. Александрова З. А. Литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина с элементами подвижных игр / Александрова З. А. // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 78-80.

  2. Бершанская О. Н. Обучение постановке вопросов к произведению на уроках литературного чтения / Бершанская О. Н. // Начальная школа . - 2012. - № 7. - С. 21-26.

  3. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Бондаренко Г. И. // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 1. - С. 91-93.

  4. Гусакова О. Я. Изучение композиции лирического стихотворения / Гусакова О. Я. // Начальная школа. - 2010. - № 2. - С. 29-33.

  5. Фирсова Т. Г. Выявление фольклорного контекста при анализе художественных произведений в начальной школе / Фирсова Т. Г. // Начальная школа. - 2010. - № 3. - С. 13-16.


Дополнительная литература:

  1. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка.— М., 1988.

  2. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000.

  3. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. – М., 2000.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск