Практика использования сервисов интернета в образовании





Скачать 197.5 Kb.
НазваниеПрактика использования сервисов интернета в образовании
Дата публикации22.11.2014
Размер197.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Практика использования сервисов интернета в образовании


Полилова Т.А.



В результате реализации национальных программ информатизации образования в последние годы ситуация с оснащением школ компьютерной техникой заметно изменилась в лучшую сторону. Практически решена задача подключения школ к интернету. Российская школа успешно выходит на современный уровень, когда владение компьютером и интернетом становится обычным требованием для учеников. Современной школе должен в полной мере соответствовать учитель. Подготовка и профессиональное развитие педагогов в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одно из приоритетных направлений в образовании, в том числе и в федеральном проекте информатизации системы образования (ИСО), который в настоящее время реализует Национальный фонд подготовки кадров.

Одним из участников проекта ИСО стал Московский институт открытого образования (МИОО).

Педагогические инициативы МИОО


Заявленные в проекте педагогические инициативы МИОО связаны с повышением квалификации и методической поддержкой педагогов. Основное направление — формирование ИКТ-компетенции учителей, расширение представлений учителей о методах использования информационных технологий и интернета в образовательных целях. МИОО реализует свои инициативы через интернет и ориентируется в первую очередь на учителей предметников и широкий круг специалистов системы образования в регионах-участниках проекта ИСО.

Педагогические инициативы МИОО включают:

  • проведение дистанционных курсов повышения квалификации,

  • организация методической работы в виртуальных методических кабинетах,

  • разработка концепции электронного портфолио ученика и учителя,

  • проведение интернет-мероприятий (выставки работ, конкурса, конференции).

Действует сайт проекта http://isoproject.ru/, где представлены все направления работы с учителями.

Обучение педагогов в дистанционном режиме — уже достаточно апробированная и востребованная форма повышения квалификации. В МИОО дистанционные курсы включаются в курсовую систему повышения квалификации уже около 10 лет. Интересно наблюдать за изменениями в составе аудитории учителей, обучающихся на дистанционных курсах. Если раньше на дистанционные курсы записывались в основном учителя информатики, то теперь на дистанционные курсы все больше записываются учителя других предметов. В проекте ИСО мы предложили учительской аудитории несколько курсов, ориентированных на учителей предметников. Один из таких курсов — "Введение в Интернет". Дистанционный курс "Введение в Интернет", как следует из названия, решает задачу повышения квалификации учителей в области современных технологий интернета.

Нас удивил большой интерес в регионах к такому, на первый взгляд, традиционному по тематике курсу. Мы получили существенно большее число заявок от школ, чем планировали. На этот курс записалось много учителей-предметников, из чего можно сделать заключение, что данная категория учителей ощущает определенный дефицит внимания. Подобные дистанционные курсы, ориентированные на начинающих пользователей интернета, безусловно, будут востребованы в широкой учительской аудитории, а не только у преподавателей информатики.

Новое чтение и новое письмо


Какие именно сервисы мы сочли нужным освоить в рамках программы курса "Введение в Интернет"? Выбор определился нашим пониманием "новой грамотности" [2], т.е. грамотности в мире информационных технологий. Позволим себе провести аналогию. В начале 20-го столетия наша страна решала масштабную задачу огромной важности — ликвидацию безграмотности. В те годы миллионы людей — и взрослые, и дети — садились за парты, учились читать и писать. Подобное по масштабам движение мы наблюдаем и в наше время: миллионы взрослых и детей сели за компьютер, чтобы освоить азы "новой грамотности".

Традиционная грамотность имеет два всем известных компонента — чтение и письмо. Каково содержание этих двух компонентов в мире информационных технологий? Новое "чтение" для современного человека — это умение находить, критически осмысливать и продуктивно использовать информацию из разнообразных мультимедиа источников и интернета. Новое "письмо" — умение создавать информационные объекты, компьютерные модели, гипертекстовые документы в интернете.

На сегодняшний день наиболее эффективной и доступной информационной средой, способствующей выработке таких умений, является интернет. Интернет естественно формирует новое чтение — умение ориентироваться в мировой паутине World Wide Web, понимать гипертекстовые структуры, перемещаться по гиперссылкам, распознавать и запускать звуковые и видео объекты. Потребность в поиске информации обязывает пользователя интернета осваивать механизмы поисковых сервисов, языки запросов.

Новое "письмо" в интернете в сегодняшних условиях реализуется не только через сервис электронной почты, но и посредством таких сервисов как блоги (интернет-дневники), размещение собственных веб-страниц, где пользователь оформляет свои "сочинения" в стиле гипертекста. Коммуникативные способности в интернете формируются в процессе общения по электронной почте и в блогах, через участие в форумах, чатах, опросах, в разнообразных коллективных интернет-проектах.

Современные сервисы интернета в той или иной форме должны, на наш взгляд, шире использоваться в образовании в целом, и в дистанционном обучении в частности, обогащая тем самым технологическую и педагогическую составляющие дистанционной формы обучения и методической работы с учителями.

Дистанционный курс "Введение в Интернет"


Для того чтобы познакомиться с возможностями интернета, нужно погрузиться в этот мир, начать практически использовать информационные сервисы интернета в учебной деятельности.

Дистанционный курс "Введение в Интернет", рассчитанный на 36 учебных часов, знакомит с современными интернет-сервисами, и с первых занятий предлагает слушателям практические задания. Слушатели осваивают коммуникацию через интернет, создают в интернете личное пространство.

Проведенное анкетирование в начале обучения показало, что слушатели в массе своей уже знакомы с компьютером, но опыт работы в интернете имеется далеко не у всех. Справляются ли учителя школ, большинство из которых делают лишь первые шаги в освоении информационных технологий, с новой для себя деятельностью в интернете?

Наш опыт проведения курсов показывает, что слушатели быстро осваиваются с дистанционным режимом обучения и вполне справляются с предлагаемыми заданиями. Большой интерес у слушателей вызывает работа с популярными сейчас сервисами интернета. Многие слушатели впервые столкнулись со столь разнообразными возможностями получения полезной информации и самовыражения. Столь же интересной темой стало освоение возможностей установления живой коммуникации через интернет.

Остановимся подробнее на темах дистанционного курса "Введение в Интернет", и подведем некоторые итоги проведенного обучения в проекте isoproject.ru.

Занятие 1. Технологии интернета


Введение в Интернет. Гипертекст. Работа с браузером. Поисковые серверы. Поиск информации по ключевым словам. Электронная почта. Почтовый ящик в World Wide Web. Письма с вложениями.

На первом занятии мы постарались дать слушателям возможность систематизировать свои знания по основам интернета. Внимание слушателей обращалось на такие понятия, которые существенным образом влияют на эффективность работы пользователя интернета. В частности, слушатели должны понимать основные характеристики каналов связи, структуру адреса ресурса интернета, ввести в свой лексикон понятие "домен", "доменное имя", освоить язык поисковых запросов.

Мы сделали вывод, что нужно обязательно включать в обучение освоение определенных технических вопросов и формальностей. Слушатели должны понимать технические характеристики нескольких распространенных сегодня типов каналов связи с интернетом. Слушатели, становясь пользователями интернета, должны понимать синтаксис адреса интернет-ресурса, и осознанно воспринимать адрес в интернете, так же как они воспринимают структуру привычного всем почтового адреса. К примеру, у некоторых слушателей вызывал растерянность вопрос о том, какой стране и какой организации принадлежит сайт с именем http://www.london.gov.uk/. Не все догадались сходить на этот сайт и сделать соответствующие выводы — сказывалось отсутствие опыта практической работы.

Очень полезной нам кажется работа с поисковыми сервисами — с ними постоянно сталкиваются все, кто пытается быстро найти нужную информацию через интернет. Слушателям было предложено несколько заданий на поиск информации, чтобы они ощутили пользу от поискового сервиса и приобрели уверенность в технике поиска. Были также предложены задания, демонстрирующие еще одну сторону поискового сервиса: с его помощью можно не только найти информацию, но и провести разнообразные исследования на базе статистических выборок.

Занятие 2. Популярные сервисы


Знакомство с популярными сервисами российского сегмента интернета. Работа с сервисами национальной почтовой службы Mail.ru.

В качестве примера был выбран сервис Mail.ru. Этот сервис уже давно перерос рамки почтовой службы, и превратился в развитый информационный портал. Слушатели выполняли задания с целью знакомства с такими информационными службами как: прогноз погоды, открытки, энциклопедии, толковые словари, интерактивные карты.

Слушатели познакомились также с порталом Грамота.ру. На этом занятии мы снова предлагали слушателям задания на поиск информации через поисковый сервис Яндекс.

Очень важно дать слушателям представление о современном уровне развития сервисов интернета. Далеко не все учителя имеют возможность работать в интернете интенсивно и самостоятельно находить полезные ресурсы. Важно также показать учителям, как современные сервисы интернета могут найти применение в работе со школьниками.

Занятие 3. Создание личного пространства в интернете


Новая грамотность. Заведение интернет-дневника — блога. Создание карточки слушателя в редакторе Word. Преобразование в HTML-формат.

Задачу создания личного пространства в интернете мы рассматриваем не как задачу приобретения чисто технического навыка, а в контексте освоения новой грамотности, приобретения навыка "писать" в интернете. Слушателям было предложено познакомиться со статьей о новой грамотности. Статья обсуждалась слушателями в коллективном форуме.

В качестве практической работы по освоению письма в интернете слушателям предложено создать интернет-дневник (блог). Далее в процессе создания личной карточки обратили внимание на возможность создания веб-документа средствами редактора Word путем преобразования текстового документа в веб-формат.

Занятие 4. Создание сайта


Школьный сайт. Создание личного учебного сайта. Размещение карточки слушателя на личном сайте.

Основное внимание на занятии уделяется теме школьного сайта. Школьный сайт — это визитная карточка школы [2]. Каждый учитель должен быть заинтересован в создании и развитии школьного сайта. Мы считаем, что нужно пробуждать интерес учителей к теме школьного сайта, мотивировать их создавать свои странички на школьном сайте, выкладывать на сайте методические наработки.

Для начинающих пользователей интернета тема создания сайта в интернете скорее всего покажется сложной. Тем не менее, мы рискнули предложить слушателям такую учебную работу, как создание личного сайта. В группе обучающихся были желающие создать сайт, поскольку слушатели почувствовали ограничения блога (в блоге нельзя разместить произвольный документ, например, презентацию).

Следует отметить, что существуют определенные трудности размещения сайта в интернете. На первый взгляд, учителям проще всего размещать свои странички на школьном, районном (региональном) сайте, где бы им оказывалась методическая и техническая поддержка. Однако такие услуги учителям не предоставляются, более того, нередко существуют организационные сложности при взаимодействии с системными администраторами школьных и районных сайтов. Мы рекомендовали слушателям использовать бесплатные общедоступные сервисы. Было бы желательно иметь бесплатный хостинг для образования, организованный на федеральном уровне или уровне региона.

Занятие 5. Графика для сайта


Осваиваем информационные технологии: подготовка графики для сайта. Цифровое фото. Обработка фотографий в графических редакторах. Практические задания на обработку фотографий. Компьютерное графическое творчество.

Тема подготовки графических материалов для сайта безусловно представляет интерес для учителей. К сожалению, ни в школе, ни в вузах не уделяется достаточного внимания данному направлению информационных технологий. В то же время цифровое фото стало доступным широким слоям населения. Фотографии широко применяются в школе: при оформлении выставок, информационных листков, стенных газет, стендов и т.д. Фотографии используются в учебной работе со школьниками.

Цель данного занятия — знакомство слушателей с основными приемами улучшения качества фотографий, развитие художественного вкуса, получение навыков работы с графическими редакторами. Вновь вынуждены обратить внимание на отсутствие в школах программных средств работы с графикой (обычно имеется только графический редактор, входящий в офисный пакет Microsoft Office), и нужно ставить вопрос о массовых закупках для школ графических пакетов.

Занятие 6. Презентации


Осваиваем информационные технологии: создание презентации (PowerPoint). Текст и иллюстрации в презентациях. Эффекты анимации. Проигрывание презентаций. Презентация для Интернета.

Слушателям предлагается пособие, где кратко и направленно описываются приемы создания презентаций. Для учителей презентации стали привычным способом сопровождения докладов, представления своих результатов и достижений. Достаточно уверено учителя пользуются эффектами анимации, используют разнообразные графические иллюстрации и музыкальное сопровождение.

Слушателям было дано задание составить презентацию по материалам блогов слушателей. Задача состояла в том, чтобы стимулировать слушателей к просмотру работ своих коллег, оценке этих работ и собственных достижений, поиску эффективных способов представления материалов блогов в виде презентации.

Занятие 7. Портфолио


Портфолио в школе. Структура портфолио. Подведение итогов обучения.

Слушателям было предложено обсудить тему создания портфолио учителя. Учителя, которые уже освоились в интернете и создали свое личное пространство, весьма положительно относятся к идее электронного портфолио. Но поскольку широкого опыта использования электронного портфолио пока нет, возникает много вопросов: какова структура электронного портфолио, где должно размещаться электронное портфолио учителя, как обеспечить достоверность документальной части портфолио, как представлять работы учителя (результаты педагогической деятельности). Нужна ли вообще жесткая схема электронного портфолио, сможет ли она всесторонне отразить достижения и опыт, не потеряется ли в ней индивидуальность учителя?

Анкетирование


В завершении курса мы предложили слушателям оценить свои достижения. Была разработана анкета слушателя. В анкете для каждого занятия указывались поставленная цель и содержание занятия. Мы попросили слушателей отметить, достигнуты (не в полном объеме, не достигнуты) цели занятий. В анкете мы также просили слушателей написать свои замечания о содержании курса, методике проведения занятий и пр.

Анализ поступивших в конце обучения анкет слушателей позволил сделать заключение о востребованности материалов курса. Слушатели отметили, что обучение на курсе позволило расширить их представления о возможностях интернета, о направлениях использования ресурсов интернета в учебной работе со школьниками. Большое продвижение было в освоении коммуникации через интернет. Слушателям понравилась идея использования блогов в качестве личного учебного пространства. Блоги позволили слушателям свободно изложить свое видение перспектив использования тех или иных технологий интернета в школе. Многие слушатели воспользовались блогами для описания своей работы со школьниками. Были размещены интересные иллюстрированные материалы из школьной жизни. Слушатели смогли организовать продуктивное неформальное обсуждение интересующих их вопросов, они делились опытом, давали свои оценки, сравнивали свой уровень владения интернетом с достижениями своих коллег.

Для большинства слушателей работа в дистанционной режиме была новой формой обучения, и практически все слушатели обучались на курсе с энтузиазмом. Хотелось бы привести некоторые выдержки из анкет слушателей.
Курс содержательный, очень много информации, хорошая организация занятий, удобно то, что можно работать в свободном режиме, без спешки. Занимаясь на курсах, я научилась поиску необходимой информации в Интернете, уверенно пользуюсь электронной почтой, немного хуже дела с созданием сайта, вернее с его корректировкой и внесением дополнений на свой сайт. Еще неудобно, что нет собственного выхода в Интернет, а в школе иногда эта связь нарушается.
Конечно же, мне еще далеко до совершенства. Нужна огромная практика, еще есть затруднения, скорость небольшая. То, что молодежь осваивает за минуты, мне достается часами. Но, самое главное, есть желание.
Впервые участвую в сетевых курсах. Было очень интересно, узнала много нового, приобрела полезные навыки и умения. Совершенно новым для меня было создание блога, создание и размещение в Интернете Web-странички. Теперь я научилась это делать. Занятия были организованы на высоком уровне. Методика проведения обучения позволила без затруднений усваивать новый материал и выполнять практические задания. Несмотря на большой дефицит времени, курсы проходила с большим удовольствием.
Уровень работы в Интернет значительно повысился, возник интерес к общению с коллегами через Интернет. Удалось создать личный сайт, который, надеюсь, будет развиваться. В учебных материалах очень много полезной и нужной информации для моей профессиональной деятельности. Думаю, что материал, с которым знакомилась в течение прохождения курсов, буду использовать в дальнейшем в своей работе.
В процессе курсовой подготовке устроило всё. Самое ценное (кроме приобретения новых знаний) то, что можно заниматься в свободное время. Удивляет, как преподаватель отслеживает всех слушателей. Хочется выразить благодарность за этот титанический труд. Если будет возможность, в следующем году запишусь на курсы по компьютерной графике.
Содержанием курса, методикой проведения обучения и организацией занятий довольна. Материал курса подобран интересный, выстроен логично. С удовольствием занималась на курсе. Есть желание продолжить обучение. Мои результаты представлены на личной страничке и в блоге.
Предлагаемый курс проходил одновременно с курсом «Использование ИКТ учителем-предметником», проводимых Назаровским ММЦ. Такое положение позволило как нельзя лучше совместить ИКТ как таковое и Интернет в частности. На сегодняшний момент у меня в руках находится огромная копилка форм, методов и уже конкретных наработок, которые позволяют продуктивно использовать ИКТ (Интернет-ресурсы и пр.) в образовательном процессе.
Узнала много нового и интересного, к некоторым материалам пришлось подходить с другой точки зрения. На мой взгляд - подобные курсы необходимы не только для начинающих, но и для «продвинутых» пользователей, во время таких курсов происходит переоценка имеющихся знаний и приобретение нового взгляда на уже знакомые факты.
Все ли готовы обучаться в дистанционном режиме? Увы, это не так. Существуют оценки, что программы дистанционных курсов осваивают всего лишь половина записавшихся. Причин, по которым слушатели бросают обучение, несколько, в частности, такие: слушатели не обладают необходимыми технологическими навыками, далеко не все умеют самостоятельно (без стоящего рядом преподавателя) организовать свой учебный процесс, некоторые слушатели слишком загружены по месту своей основной работы и не успевают вовремя выполнить все задания. Но все же большинство из таких "отстающих" выполняют часть заданий вполне успешно.

Виртуальные методические кабинеты


Традиционная система повышения квалификации отсекает слушателей, которые не выполнили вовремя учебный план курса. По правилам курсовой системы повышения квалификации МИОО, слушатели должны завершить обучение в запланированный период (это связано с расписанием использования аудиторий, организацией документооборота, а также с системой контроля нагрузки преподавателя в течение учебного года). Если слушатель не успевает пройти программу курса в отведенный срок — он автоматически отчисляется из группы. Также автоматически не учитывается рабочее время, которое было потрачено преподавателем на обучение и общение со слушателем.

Педагогическая инициатива МИОО состоит в том, чтобы включить в сферу методической работы учителей, по разным причинам не заверших обучение на курсах в отведенный срок. С этой целью в проекте МИОО isoproject.ru были организованы виртуальные методические кабинеты. Слушатели могут завершить обучение на дистанционных курсах в режиме виртуального методического кабинета с более гибким графиком и большей самостоятельностью. При этом слушателю остаются доступными все учебно-методические материалы курса, и обеспечиваются консультации со стороны преподавателя.

Виртуальный методический кабинет позволяет также учесть интересы тех учителей, кто самостоятельно (без подачи заявки на дистанционный курс) изучает материалы курсов, размещенных в свободном доступе. Каждый заинтересованный посетитель сайта дистанционных курсов может задать вопрос и получить консультацию у преподавателя курса, поскольку преподаватель параллельно ведет соответствующие темы в виртуальном методическом кабинете.

Обратим внимание на следующий важный организационный момент. Виртуальный методический кабинет позволяет гибко планировать тематику и расширять программу обучения. В проекте isoproject.ru слушатели, успешно закончившие обучение по заявленным программам дистанционных курсов в объеме 36 часов, могут сформировать собственную программу продолжения обучения в дополнительном учебном блоке объемом в 36 часов. Преподаватель при этом обозначает учебную тематику и формы зачета, обеспечивает консультации слушателям, помогает в поиске необходимых информационных ресурсов. В качестве зачетной работы слушатели могут представить рефераты на выбранную тему, учебное планирование для обучения школьников по изученным на курсе темам, проекты с размещением материалов в интернете, аналитические записки об использовании в учебном процессе информационных ресурсов интернета. Тем самым виртуальные методические кабинеты позволяют пролонгировать обучение слушателей по индивидуальным программам, согласованным с преподавателем. Эта возможность практически отсутствует в традиционной курсовой системе повышения квалификации.

В работе виртуального методического кабинета используется форум. В форуме обсуждаются вопросы, относящиеся к разным курсам, но в то же время представляющие интерес для большинства слушателей любого курса. Приглашая к участию в форумах, ведущие обеспечивают межтематические связи между всеми слушателями, независимо от того, на каком конкретном курсе они обучаются в данный момент. В форуме на сайте проекта http://isoproject.ru/conf.php, где собралось более 300 записей, принимали участие слушатели двух дистанционных курсов. На наш взгляд подобное объединение расширяет кругозор слушателей и позволяет слушателям найти в форуме интересных собеседников.

Интернет-мероприятия


Не секрет, что важным стимулом прохождения курсов повышения квалификации являются официальные документы о повышении квалификации, которые учитываются при аттестации учителей, влияют на уровень оплаты учителя. Однако свидетельства и справки не являются единственными документами, определяющими компетенцию педагога. Многие учителя заинтересованы в более разнообразных формах подтверждения их квалификации и педагогического мастерства.

Все чаще можно слышать о портфолио учителя [6], [7], в которое входят как официальные справки и свидетельства, так и творческие работы. Портфолио учителя формируется в процессе обучения на курсах, а также в таких мероприятиях, как конкурсы, выставки, конференции и т.д.

В проекте isoproject.ru мы предлагаем слушателям дистанционных курсов, а также широкому кругу учителей, принять участие в выставке, конференции, в конкурсе творческих работ. Эти мероприятия проводятся в интернете, имеют сайты, где размещаются информационные материалы о мероприятии и поступившие работы. Следует заметить, что перечисленные интернет-мероприятия вызвали большой интерес и привлекли много участников. На сайтах мероприятий была сформирована весьма представительная коллекция творческих работ и статей о педагогическом опыте. На сайте размещены не только сами работы участников, но и их контактные адреса (адреса блогов). Участники имеют возможность напрямую связаться с авторами, или высказать свое мнение в форуме.

Все, кто проводил аналогичные мероприятия в интернете, знакомы с проблемой привлечения внимания к мероприятию и приглашения участников. В нашем проекте мы не испытывали трудностей с формированием аудитории мероприятий — аудитория была подготовлена работой дистанционных курсов и виртуальных методических кабинетов. Мы не прибегали к широкой рекламе, и, тем не менее, интернет-мероприятия проекта isoproject.ru собрали много новых участников из разных уголков страны.

Подобные инициативы в интернете очень важны для образования. Многие учителя живут и работают в глубинке, где ощущается определенный дефицит профессионального общения. Теперь же, когда интернет дошел практически до всех уголков страны, учителя из сельских школ могут свободно принять участие в интернет-мероприятиях вместе с учителями из столичных школ. Любой учитель без лишних согласований и финансовых затрат может представить коллегам свои работы, найти заинтересованных собеседников, завязать профессиональные контакты с единомышленниками.

Учебная интернет-среда


Вновь вернемся к теме "технического" оснащения дистанционного обучения в контексте развития инфраструктуры образовательного интернета. В работах [1], [3], [4] авторы уже высказывали мнения о том, что системе образования крайне необходимы и доступный бесплатный хостинг на федеральных (региональных) серверах, и средства поддержки разнообразных форм образовательной интернет-активности (форумов, выставок, конкурсов, конференций и т.д.). Каждая школа, каждый учитель и ученик должны иметь возможность без хлопот получить и самостоятельно управлять личным сегментом образовательного интернет-пространства. Нужна единая система поиска и навигации в таком образовательном пространстве (система каталогов, рубрикаторов), доступные сервисы, не засоряемые коммерческой рекламой и опусами далеких от образования личностей. Однако инфраструктура образовательного интернета еще не достигла нужного уровня развития. На помощь приходят сервисы публичного интернета.

Практически решена проблема с электронной почтой. В прежние годы слушатели дистанционных курсов сильно зависели от работоспособности почтового сервера в школе. Теперь же почти все слушатели (а в проекте isoproject.ru слушателями являются в основном учителя из российских регионов) используют почтовые ящики на общедоступных почтовых серверах (mail.ru, yandex.ru). Национальные почтовые интернет-службы вышли на высокий технологический уровень, без каких-либо ограничений позволяют заводить почтовые ящики любому жителю страны, обеспечивают бесперебойную доставку писем, успешно ограждают пользователей от спама (рекламных рассылок).

Несколько лет назад существовала проблема заведения личного пространства в интернете, где бы слушатели дистанционных курсов могли размещать свои работы, в широком смысле — осваивать новое письмо [5]. Теперь и здесь проблема снимается. В частности, бесплатный сервис narod.ru позволяет любому посетителю завести свое личное пространство. Даже те, кто не владеет техникой создания веб-страниц, может легко сконструировать личную страничку, завести свой личный форум, создать веб-страничку для проведения опроса.

Удобная форма личного пространства — блог. Как уже отмечалось, этот сервис в последнее время получил широкое распространение и пользуется популярностью у жителей интернета. В блогах можно писать заметки (тексты), размещать фотографии и видеофрагменты. Сервис имеет развитые механизмы образования круга друзей, сообществ для более тесного коллективного интеллектуального общения. Но, как всякий открытый для широкой публики сервис, блогосфера обладает и рядом негативных качеств, связанных с нарушением сетевого этикета. Однако, средства управления блогами позволяют без особых трудностей справляться и с этими неприятностями.

Большое подспорье для организаторов интернет-мероприятий — бесплатные сервисы для размещения фотографий и видеоматериалов. В проекте isoproject.ru при организации конференции и конкурса творческих работ мы столкнулись с проблемой размещения на сайте объемных (более 10 Мгб) материалов, видеозаписей. Современные пользователи интернета не хотят иметь ограничений на посылаемые через интернет материалы: если цифровая техника и компьютер производят некий цифровой объект, интернет должен беспрепятственно принять его и доставить по назначению :-) . Поэтому очень кстати появились публичные сервисы для хранения фото и видео, где не накладываются ограничения на объем поступающих материалов.

Мы перечислили далеко не все современные сервисы интернета, которые можно успешно использовать в образовательных целях. Владение этими сервисами определяет уровень ИКТ-компетентности педагога. Преподаватели, осваивающие дистанционные формы обучения, ведущие методическую работу через интернет, должны обратить внимание на новые возможности интернета и активно включать общедоступные сервисы в арсенал учебных средств.

Литература и ссылки


  1. Горбунов-Посадов М.М., Полилова Т.А. Сайт — визитная карточка школы. Интернте-порталы: содержание и технологии. Сб. науч. ст. Вып 4.ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". — М.: Просвещение, 2007. — С. 211-235.

  2. Горбунов-Посадов М.М., Полилова Т.А., Семенов А.Л. Школа и технологии новой грамотности // Информационные технологии и вычислительные системы, № 4, 2003. — С. 87-99

  3. Горбунов-Посадов М.М., Полилова Т.А., Хухлаев Е.В. Быть или не быть образовательному хостингу. XII конференция представителей научно-образовательных сетей "RELARN-2005". Нижний Новгород — Казань, 14-18 июня 2005 г. Тезисы докл. — С. 76-69.

  4. Горбунов-Посадов М.М., Полилова Т.А., Хухлаев Е.В. Школьные Web-публикации: на пути к новой грамотности // Школьные технологии, № 1, 2001. — С. 165-172.

  5. Полилова Т.А. Индивидуальный сайт как основа Интернет-подготовки учителей предметников. X конференция представителей научно-образовательных сетей "RELARN-2003". Санкт-Петербург, 16-20 июня 2003 г. Тезисы докл. — С. 174-176.

  6. Полилова Т.А. Концепция электронного портфолио — http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm

  7. Полилова Т.А. Электронное портфолио учащихся и учителей. XIV конференция представителей научно-образовательных сетей "RELARN-2007". Нижний Новгород — Москва, 5-10 июня 2007 г. Тезисы докл. — http://www.relarn.ru/conf/conf2007/section5/5_38.htm

  8. Сайт проекта МИОО «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» — http://isoproject.ru/


Об авторе

Полилова Татьяна Алексеевна, доктор физ.-мат. наук, лауреат Премии Президента РФ в области образования, старший научный сотрудник Института прикладной математики им.М.В.Келдыша РАН, руководитель отдела дистанционно-методической работы Московского института открытого образования. Научные интересы: информационные сервисы и инструментальные средства для науки и образования, инфраструктура образовательного интернет-пространства, дистанционное обучение, повышение квалификации работников образования. Адрес: 107150, г. Москва, ул. Бойцовая, д.22, корп. 6, кв. 45, тел. (495) 624-17-57, polilova@online.ru.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практика использования сервисов интернета в образовании iconМетодика использования сервисов Интернета в обучении информатике в высшей школе
Точно так же и интернетизация образования способствует изменению методов и средств обучения, побуждает преподавателей искать новые...
Практика использования сервисов интернета в образовании iconУрока: Операционная система Вид урока: Комбинированный
Показать применение сервисов Интернета в коллективной работе над одним документом
Практика использования сервисов интернета в образовании iconРеферат по дисциплине ист в образовании на тему «Рейтинг \"электронной готовности\" стран»
Исследование проводилось в 69 государствах мира, все они были проранжированы в зависимости от частоты использования Интернета и новейших...
Практика использования сервисов интернета в образовании iconОсобенности использования различных сервисов и приложений на уроках...
Дополнительная образовательная программа: Начальное техническое творчество “Электрифицированная игрушка”
Практика использования сервисов интернета в образовании iconОбразовательная программа «Обучение детей основам медиаграмотности...
«Обучение детей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи»
Практика использования сервисов интернета в образовании icon№4 “взаимодействие приложний на основе веб-сервисов. Технология wcf microsoft” Цель работы
Стандарты веб-сервисов определяют формат сообщений, интерфейс, которому передается сообщение, правила привязки содержания сообщения...
Практика использования сервисов интернета в образовании icon«Профилактика интернет-зависимости среди учащихся мкоу ново-Озернинской оош»
Отрицательными последствиями длительного использования информационных технологий является уход от реальности в виртуальный мир и...
Практика использования сервисов интернета в образовании iconКейс-метод: история разработки и использования метода в образовании
Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века
Практика использования сервисов интернета в образовании icon«Мировые информационные ресурсы»
Цель курса – дать обзор информационных ресурсов Интернета и необходимые навыки для эффективного их использования в процессе обучения...
Практика использования сервисов интернета в образовании iconИнновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы»
Интернет, если в учебном заведе­нии настроена локальная сеть, в которой функционируют программы-серверы для поддержки сервисов web,...
Практика использования сервисов интернета в образовании iconБаканова М. В., Дроздова Н. Г. Возможности использования компьютерных...
Баканова М. В., Дроздова Н. Г. Возможности использования компьютерных технологий в процессе обучения литературе. // Проблемы информатики...
Практика использования сервисов интернета в образовании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитание грамотного и ответственного пользователя сети интернет, знакомство детей с основными правилами безопасного использования...
Практика использования сервисов интернета в образовании iconОбучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного...
Понятия медиаобразования, медиаграмотности, медиакомпетентности. Критерии медиакомпетентности. Типы мультимедийных продуктов
Практика использования сервисов интернета в образовании iconРеферат по дисциплине «Информационные технологии» на тему: «Международные системы бронирования»
Большинство из вышеперечисленных возможностей Интернета в настоящее время используется в туристской сфере. Однако особый интерес...
Практика использования сервисов интернета в образовании iconРеферат по дисциплине «Информационные технологии» на тему: «Международные системы бронирования»
Большинство из вышеперечисленных возможностей Интернета в настоящее время используется в туристской сфере. Однако особый интерес...
Практика использования сервисов интернета в образовании icon1. Современная мировая практика использования импортных пошлин
Специфика регулирования импортных операций в современной мировой экономике


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск