«Мировые информационные ресурсы»





Скачать 267.81 Kb.
Название«Мировые информационные ресурсы»
страница1/2
Дата публикации26.01.2015
Размер267.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор

доцент С.М. Юшаев

______________________

«_____»__________201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине

«Мировые информационные ресурсы»
Направление подготовки

230700 «Прикладная информатика»
Профиль подготовки

Прикладная информатика в экономике
Квалификация выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная

Грозный – 2010г


  1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – дать обзор информационных ресурсов Интернета и необходимые навыки для эффективного их использования в процессе обучения в институте и дальнейшей профессиональной деятельности.

Задачи курса: познакомить студентов со структурой информационных ресурсов Интернета, работой в стандартных браузерах, приемами поиска информации с использованием популярных информационно-поисковых систем, а также правовыми проблемами Интернета.


  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла. Для изучения курса требуется знания: информатики и программирования, теории информационных экономических систем.

В свою очередь данный курс, помимо самостоятельного значения, является завершающим учебный процесс.


  1. Требования к уровню освоения дисциплины

  • способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

  • способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8);

  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);

  • способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности (ПК-1);

  • способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);

  • способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5);

  • способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19);

  • способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде (ПК-20);

  • способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-22).


В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

- популярные информационно-поисковые системы в WWW (ПК-4, ОК-1, ОК-8, ПК-22)

- их общие черты и закономерности (ОК-8, ОК-13),
Уметь:

- разбираться в правовых аспектах использования информации (ПК-1, ОК-8);

- знать правила цитирования источников в Интернете (ПК-20, ПК-22, ОК-8),

Владеть:

- инструментами поиска информации в Интернете (ПК-5, ПК-19, ОК-8);

- методикой структурирования информационных ресурсов Интернет (ПК-4, ПК-20, ОК-8)
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

часов/з.е.

Семестры

7

8

Аудиторные занятия (всего)

90/2,5

60/1,6

48/1,3

В том числе:










Лекции

30/0,8

18/0,5

12/0,3

Лабораторные работы (ЛР)

60/1,6

36/1

240,6

Самостоятельная работа (всего)

90/2,5

45/1,3

45/1,3

В том числе:




45/1,3




Контрольная работа







45/1,3

Вопросы для СРС










Вид промежуточной аттестации




зач.

зач

Общая трудоемкость дисциплины Час.

Зач. ед.

180

5








5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Информация и бизнес.


Информация и бизнес. Мировые информационные ресурсы: определение, классификация и характеристика основных структур (баз данных, сетей) по различным признакам. Информационные рынки. Основные понятия. Правовые основы информационной работы в России. Основные правовые акты, определяющие порядок формирования и использования информационных ресурсов.


2

Мировой рынок информационных ресурсов. Профессиональные базы.


Мировой рынок информационных ресурсов: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия. Профессиональные базы. Характеристика мирового рынка информационных услуг, этапы развития. Мировые информационные сети: структура информации, правила поиска, практикум. Сектора информации, их краткая характеристика. Крупнейшие мировые информационные агентства. Предоставляемые услуги. Технологии доступа к информации. Цены на информацию. Комплексная оценка эффективности использования мировых ресурсов.


3

Мировой рынок информационных услуг.

Деловые ресурсы Интернет.


Общая характеристика Интернет. Деловые ресурсы Интернет. Средства поиска информации в Интернет: поисковые машины и каталоги. Эффективность поиска деловой информации в Интернет.


4

Предпринимательская деятельность и ее информационное обеспечение.


Предпринимательская деятельность и ее информационное обеспечение. Виды предпринимательской деятельности, потребности в информации при принятии управленческих решений.


5

. Государственные информационные ресурсы.


Государственные информационные ресурсы. Общая характеристика государственных информационных ресурсов. Организация представления информации для формирования государственных информационных ресурсов. Органы и организации, ответственные за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Статистическая информация. Научная и техническая информация. Библиотечная сеть России.


6

Правовая информация.


Правовая информация. Источники правовой информации Основные агентства, обеспечивающие потребителя правовой информацией. Виды предоставляемых услуг. Категории пользователей.


7

Российский рынок биржевой и финансовой информации.


Российский рынок биржевой и финансовой информации. Задачи анализа на рынке биржевой и финансовой информации. Информационные агентства биржевой и финансовой информации, предоставляемые ими услуги Информационные ресурсы. Программные средства анализа.


8

Коммерческая информация.


Коммерческая информация. Технология и практика взаимодействия индивидуального и коллективного пользователя с мировыми ресурсами (по отраслям) через специализированные сетевые структуры. Информационные агентства, ведущие каталоги баз данных России. Источники сведений о банках, фирмах, организациях. Основные агентства коммерческой информации в России. Регистры предприятий-производителей товаров и услуг. Деловые новости на российском информационном рынке.



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Дисциплина является завершающей учебный процесс

5.3 Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Наименование раздела

дисциплины

Лекц

Лаб.зан.

Практ.зан.

Семинары

Всего часов/з.е

7-й семестр

11

Тема 1. Информация и бизнес


2/0,05

-

-

-

6/0,2

22

Тема 2. Мировой рынок информационных ресурсов. Профессиональные базы


4/0,1

6/0,2

-

-

8/0,2

33

Тема 3. Мировой рынок информационных услуг.

Деловые ресурсы Интернет


4/0,1

10/0,3

-

-

14/0,4

44

Тема 4. Предпринимательская деятельность и ее информационное обеспечение


4/0,1

10/0,3

-

-

14/0,4

55

Тема 5. Государственные информационные ресурсы


4/0,1

10/0,3

-

-

14/0,4






















8-й семестр

66

Тема 6. Правовая информация

4/0,1

8/0,2

-

-

12/0,3

77

Тема 7. Российский рынок биржевой и финансовой информации


4/0,1

8/0,2

-

-

12/0,3

88

Тема 8. Коммерческая информация


4/0,1

8/0,2

-

-

12/0,3

6. Лабораторный практикум

п/п

раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость (час./з.е.)

7-й семестр

1

2

Освоение инструментария просмотра информационных ресурсов

6/0,2

2

3

Освоение инструментария поиска информационных ресурсов

10/0,3

3

4

Освоение инструментария передачи информационных ресурсов

10/0,3

4

5

Освоение инструментария оформления информационных ресурсов

10/0,3

8-й семестр

5

6

Формы организации мировых информационных ресурсов

8/0,2

6

7

Изучение ресурсов Семантической паутины (Web3)

8/0,2

7

8

Исследование предметной области и формирование онтологии МИР

8/0,2

7. Практические занятия (семинары)

8. Организация самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине

Вопросы для самостоятельного изучения (7-й семестр) – 45ч./1,3 з.е.
1. Пакеты прикладных программ, используемые в туристической деятельности.

2. Пакеты прикладных программ, используемые в маркетинге и рекламе.

3. Пакеты прикладных программ, используемые в экономическом и финансовом анализе.

4. Пакеты прикладных программ, используемые в банковской деятельности.

5. Прикладные программы, используемые для автоматизации преподавания в высшей школе.

6. Описание компьютерных игр.

7. Современный дизайн офиса и квартиры (цвета, материалы, стили и др.).

8. Деловой этикет.

9. Создание Web-страниц. (стили, концепции, языки и др. за исключением фирм, занимающихся созданием Web-страниц).

10. Язык программирования Delphi.

11. Методика тестирования, правила составления тестов.

12. Пакеты прикладных программ, используемые на рынке ценных бумаг.

13. Правовые основы работы с информационными ресурсами в Российской Федерации.

14. Справочно-правовые базы данных.

15. Разработка программного обеспечения (правила, стандарты, дизайн и др., за исключением фирм, занимающихся разработкой программного обеспечения).

16. Высшие учебные заведения Дальнего Востока.
17. Каталоги средств массовой информации.

18. Пакеты прикладных программ, используемые в налоговой системе.

19. Оценка эффективности информационных технологий.

20. Инвестиционные риски в Российской Федерации.


Вопросы для самостоятельного изучения (7-й семестр) – 45 ч./1,3 з.е.
Самостоятельная работа включает поиск, анализ, обобщение информации и создание на ее основе информационного ресурса в MS Power Point, по следующим темам:
1. Агентства по продаже – покупке недвижимости в Интернет в РВ

2. Продажа – покупка автомобилей посредством Интернет в РФ

3. Туристические агентства по продаже путевок в зарубежные страны в Интернет.

4. Консалтинговые компании и их услуги в Интернет (РФ).

5. Внутренний туризм РФ в Интернет (компании, туры, услуги, расценки).

6. Издательства Российской Федерации в Интернет.

7. Интернет – магазины (обзор, сравнение, описание).

8. Программы дистанционного образования в Интернет.

9. Бесплатное программное обеспечение в Интернет.

10. Электронная почта.

11. Регистрация и размещение страницы в Интернет.

12. Рекламные компании и их услуги в Интернет

13. Компании по продаже – покупке компьютерной техники в Интернет

14. Курсы валют в Интернет.

15. Курсы ценных бумаг Российских компаний.

16. Аудиторские компании и их услуги в Интернет

17. Продажа и бронирование железнодорожных билетов в Интернет.

18. Продажа и бронирование авиабилетов в Интернет.

19. Компании по продаже офисной мебели в Интернет.

20. Справочно-правовые базы данных в Интернет.

21. Банки РФ в Интернет.

22. Биржевые котировки по драгоценным металлам в Интернет.

23. Музеи Российской Федерации в Интернет.

24. Юридические компании РФ и их услуги в Интернет.

25. Компании сотовой связи РФ в Интернет.

26. Литературные сайты.

27. Компании, занимающие дизайном дома и офиса в Интернет.

28. Компании, занимающиеся созданием и регистрацией сайта.

29. Компании по продаже средств сотовой связи в Интернет.


9. Распределение нагрузки дисциплины по видам работ

На 7-й семестр

Наименование вида работ


Номер недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1 Аудиторные занятия:























































– Лекции, номер

1




2




2




3




3




4




4




5




5




– Лабораторные занятия, номер

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

2 Формы текущей аттестации:























































– Практическое задание (ПЗ)










ПЗ















ПЗ










ПЗ












– Защита лабораторной работы (ЗР)







ЗР













ЗР







ЗР











ЗР







ЗР

3 Формы рубежной аттестации























































I аттестация - тест






















тест































II аттестация - тест














































тест







4 Самостоятельная работа:























































- вопросы







1-7







8-13










14-21










22-29













5 Форма итогового контроля - зачет




















































зачет




9. Распределение нагрузки дисциплины по видам работ

На 8-й семестр


Наименование вида работ


Номер недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 Аудиторные занятия:





































– Лекции, номер

6




6




7




7




8




8




– Лабораторные занятия, номер

5

5

5

6

6

6

7

7

7

8

8

8

2 Формы текущей аттестации:





































– Опрос (О)







О




О







О




О







– Защита лабораторной работы (ЗР)







ЗР




ЗР










ЗР




ЗР




3 Формы рубежной аттестации





































I аттестация - тест
















тест



















II аттестация - тест


































тест

4 Самостоятельная работа:





































- реферат































+




5 Форма итогового контроля - экзамен






































10. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
10.1. Вопросы к первой аттестации

Тема 1.

  1. Чем отличается в правовом положении обладатель информации от собственника ;

  2. Какая из информации, принадлежащей фирме, не может быть отнесена к конфиденциальной.

Тема 2.

  1. Какие изменения в технике и технологиях определили бурное развитие в последние 15 лет мирового электронного рынка информационных услуг;

  2. В чем проявляется специализация в деятельности мировых информационных Агентств;

  3. В каком из секторов информации наивысшие требования к оперативности предоставления информации пользователям;

  4. Какие основные отличия российского рынка информационных услуг от мирового рынка.

Тема 3.

  1. Какие особенности текстовых документов оказывают решающее влияние на эффективность поиска информации в Интернете?

  2. Какие основные критерии существуют для оценки эффективности поиска информации в документальных (текстовых) системах?


10.2.Вопросы ко второй аттестации

Тема 4.

  1. Какие недостатки в информационном обеспечении задач кредитования определяют потери банков при кредитовании фирм и организаций в последние годы;

  2. Какой основной фактор определяет объем затрат фирмы на информационное обеспечение принятия различных видов управленческих решений;

Тема 5.

  1. Кто определяет перечень информации, предоставляемый фирмой, предприятием для формирования государственных информационных ресурсов;

  2. В чем владении будет находится информация, предоставленная в обязательном порядке фирмой для формирования государственных информационных ресурсов;

10.3. Вопросы к зачету


  1. Чем отличается в правовом положении обладатель информации от собственника ;

  2. Какая из информации, принадлежащей фирме, не может быть отнесена к конфиденциальной.

  3. Какие изменения в технике и технологиях определили бурное развитие в последние 15 лет мирового электронного рынка информационных услуг;

  4. В чем проявляется специализация в деятельности мировых информационных Агентств;

  5. В каком из секторов информации наивысшие требования к оперативности предоставления информации пользователям;

  6. Какие основные отличия российского рынка информационных услуг от мирового рынка.

  7. Какие особенности текстовых документов оказывают решающее влияние на эффективность поиска информации в Интернете?

  8. Какие основные критерии существуют для оценки эффективности поиска информации в документальных (текстовых) системах?

  9. Какие недостатки в информационном обеспечении задач кредитования определяют потери банков при кредитовании фирм и организаций в последние годы;

  10. Какой основной фактор определяет объем затрат фирмы на информационное обеспечение принятия различных видов управленческих решений;

  11. Кто определяет перечень информации, предоставляемый фирмой, предприятием для формирования государственных информационных ресурсов;

  12. В чем владении будет находится информация, предоставленная в обязательном порядке фирмой для формирования государственных информационных ресурсов.


10.4 Вопросы к диф. зачету

Тема 6

  1. Определите понятие правовой информации и из каких групп она состоит;

  2. Каковы обязательные условия вступления в силу правовых актов;

  3. В чем особенности справочных правовых систем по сравнению с зарубежными.


Тема 7

  1. Назовите крупнейшие отечественные и зарубежные Агентства, предоставляющие биржевую и финансовую информацию в оперативном режиме;

  2. Назовите средства электронной коммерции предоставляемые Агентствами биржевой и финансовой информации.

Тема 8.

  1. В чем особенности российского рынка коммерческой информации по сравнению с мировым;

  2. Оцените состав информации в регистрах предприятий по достоверности представленной информации;

  3. Какие из баз данных по предприятиям: универсальные регистры, регистры предприятий по отраслям, регистры предприятий по территориям чаще используются потребителями.


11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

  1. Мировой рынок информационных услуг/ Родионов И.И., Гиляревский Р.С., Залаев Г.Ф., Цветкова В.А. . – М.: 2002.- Имеется в библиотеке

  2. Родионов И.И. Рынок информационных услуг и продуктов/ Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев. - М.: МК-Периодика, 2002. 549 с.– Имеется в библиотеке

б) дополнительная литература

  1. Перфильев Ю.Ю. Российское интернет-пространство: развитие и структура. – М., 2003. – 272 с.

  2. Хорошилов А. В., Селетков С. Н. Мировые информационные ресурсы. — СПб.: Питер, 2004. — 176 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

  3. Формирование открытых баз данных информационных ресурсов в области образования, науки и культуры: Отчет о НИР / ВИНИТИ. – 2005 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science.viniti.ru/
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Мировые информационные ресурсы» iconУчебная дисциплина «Мировые информационные ресурсы» установлена гос...
Учебная дисциплина «Мировые информационные ресурсы» установлена гос впо специальности 080801. 65 Прикладная информатика (в экономике)...
«Мировые информационные ресурсы» iconМировые информационные ресурсы
Рассмотреть основные принципы функционирования рынка информационных товаров и услуг
«Мировые информационные ресурсы» iconМирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы
Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Прикладная информатика» всех форм обучения
«Мировые информационные ресурсы» iconРабочая программа по дисциплине «Мировые информационные ресурсы и...
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта впо по специальности 230201 – Информационные...
«Мировые информационные ресурсы» iconСамостоятельная работа: 124 час. Итоговый контроль: экзамен. I. Организационно-методический...
Изучение дисциплины опирается на знания, полученные студентами при изучении цикла обще-профессиональных дисциплин, таких как информационные...
«Мировые информационные ресурсы» icon2. Мировые информационные ресурсы
Цель: ознакомиться с классификацией мировых информационных ресурсов, структурой информационного рынка мировых ресурсов и источниками...
«Мировые информационные ресурсы» iconУрок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы
Задача: способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к изучаемым предметам
«Мировые информационные ресурсы» iconПрактическая работа №1
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного...
«Мировые информационные ресурсы» iconРабочая программа учебной дисциплины мировые информационные ресурсы...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
«Мировые информационные ресурсы» iconРабочая программа по учебной дисциплине Информационные ресурсы предприятия
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Информационные ресурсы предприятия» студентам заочной полной формы обучения...
«Мировые информационные ресурсы» iconПрактическая работа №1. Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные...
Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного...
«Мировые информационные ресурсы» iconИнформационные электронные ресурсы по орксэ интернет-ресурсы
Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации)...
«Мировые информационные ресурсы» iconЛитература: 19 Общие понятия информационных ресурсов Одним из ключевых...
«информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному...
«Мировые информационные ресурсы» iconСестринское дело информационные технологии в профессиональной деятельности
...
«Мировые информационные ресурсы» iconСестринское дело информационные технологии в профессиональной деятельности
...
«Мировые информационные ресурсы» iconЛекция 25. Мировые научно-технические и образовательные ресурсы
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск