Скачать 488.2 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Ростовский государственный экономический университет «РИНХ» Мирошниченко И.И. Мировые информационные ресурсы Учебное пособие Ростов-на-Дону 2003 Печатается по решению кафедры экономической информатики и автоматизации управления Автор: И.И. Мирошниченко Рецензент: Л.Л. Димитриева Мирошниченко И.И. Мировые информационные ресурсы: Учебное пособие /РГЭУ. – Ростов н/Д., 2003. – 31с. Учебное пособие состоит из двух тем, включающих курс лекций по глобальным сетям. Приведены основные понятия мировых и национальных информационных ресурсов, способы их обработки, поиска, хранения и распространения, методы доступа к ним в различных сферах деятельности, а также особенности государственной политики в области информационных ресурсов в объеме, необходимом выпускникам-экономистам. Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Прикладная информатика» всех форм обучения. Ростовский Государственный Экономический Университет «РИНХ», 2003. И.И. Мирошниченко, 2003. Содержание
Тема 1: Информационные ресурсы. Информатизация общества.
а) традиционная и машиночитаемая формы представления информационных ресурсов б) хранение электронных информационных ресурсов. Базы данных и информационно-поисковые системы в) методы доступа к информационным ресурсам: информационное обслуживание, доступ к информационным ресурсам в локальных сетях, доступ к информационным ресурсам в сети Internet, использование электронных изданий
1 вопрос Все понятия и определения, которые будут приведены ниже, представлены в законе “Об информации, информатизации и защите информации”. Информатизация – это организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Документированная информация или документ – это зафиксированная на материальные носители информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информация о гражданах (персональные данные) – это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством государства. Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения – это субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования и распоряжения указанными объектами. Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения – субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения ими в пределах установленных законов. Пользователь (потребитель) информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею. Единое информационные пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий, их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Единое информационные пространство складывается из следующих главных компонентов:
Организационные структуры и средства информационного взаимодействия вместе образуют информационную инфраструктуру. Полный информационный цикл включает рождение информации, ее накопление, обработку, прием и использование для целей развития системы. 2 вопрос Информационные ресурсы – отдельные документы или отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). Информационный массив -……………….. В таком случае в нашем курсе под информационными ресурсами мы будем понимать совокупность информационных массивов, баз данных, кадастров, реестров, библиотечных и архивных фондов, справочных картотек независимо от используемых носителей и программной реализации. Особенности информационных ресурсов:
Формы и виды информационных ресурсов:
К пассивной форме информационных ресурсов относят: книги, журнальные статьи, патенты, банки данных и т.д. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям: выборки, извлечения данных и т.п. Активные формы – это модель, алгоритм, проект, программа и база знаний. Все эти формы можно трактовать в целом как стадии создания информационного ресурса. Каждая из них имеет разный научно-технический уровень и завершенность. Модель – это описание системы, отображающее определенную группу ее свойств. Создание модели системы позволяет предсказывать ее поведение в определенном диапазоне условий. 3 вопрос а) традиционные и машиночитаемые формы предоставления информационных ресурсов Традиционной формы являются печатные издания на бумаге. Используется также представление документов с применением микрофильмов и микрофишей путем фотографирования исходных печатных изданий с помощью специальной аппаратуры. Рис. 1 Микрофильм Рис. 2 Микрофиш К машиночитаемой форме представления относится документ, записанный в виде одного или нескольких файлов. Основные преимущества машиночитаемой или электронной формы представления:
б) хранение электронных информационных ресурсов Можно выделить 2 способа представления обычных документов в машиночитаемой форме или электронном виде:
Совокупность баз данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД) образуют вместе информационную поисковую систему. Рис. 3 Структура информационно-поисковой системы в) методы доступа к информационным ресурсам: информационное обслуживание, доступ к информационным ресурсам в локальных сетях, доступ к информационным ресурсам в сети Internet, использование электронных изданий Эффективное использование информационных ресурсов потребителями обеспечивается не только средствами формирования и хранения ресурсов, но и в значительной степени уровнем развития доступа к ним с точки зрения пользователей. Методы доступа к информационным ресурсам можно разделить на две основные группы:
Рис. 4 Методы доступа к информационным ресурсам Общее информационное обслуживание предполагает выпуск сборников документов, реферативных изданий, каталогов справочников и т.п. по направлениям, закрепленным за информационным органом. Эти мате6риалы могут поступить в розничную продажу, распространяться по подписке, рассылаться по соответствующим спискам и т.д. Основной недостаток – потенциальные пользователи в общем случае не могут непосредственно влиять на содержание этих материалов и применять их в той форме, в которой они изданы. Избирательное информационное обслуживание или обслуживание в режиме избирательного распространения информации предусматривает оповещение отдельных организаций или специалистов о появлении новых документов, материалов, публикаций, представляющих для них потенциальный интерес. Этот вид информационного обслуживания производиться по постоянным информационным запросам (или профилям интереса), которые формулируют непосредственно потребители. Рис. 5 Доступ к информационным ресурсам в локальных сетях Серверы владельцев или поставщиков информационных ресурсов Рис. 6 Доступ к информационным ресурсам в сети Internet Использование электронных изданий Электронное издание – это самостоятельный законченный продукт, содержащий информационное представление в электронной форме и предназначенный для длительного хранения и многократного использования неопределенным кругом пользователей, все копии которого соответствуют оригиналу. Основные виды электронных изданий:
Знать: качество информации, релевантность, полнота, своевременность, достоверность, доступность, защищенность, эргономичность, адекватность. 4 вопрос Информационное общество – это общество, структуры, техническая база и человеческий потенциал, которые приспособлены для оптимального превращения знаний в информационные ресурсы и переработку последнего с целью перевода пассивных форм в активные. Информатизацию общества следует понимать как создание и развитие информационной среды, т.е. комплекса условий и факторов, обеспечивающих наилучшие условия функционирования информационных ресурсов с учетом автоматических способов их переработки и использования в целях социального прогресса. Иначе говоря, информатизация сводится к формированию информационных технологий и созданию условий для эффективного их использования в различных общественных системах. Технической базой информатизации являются компьютерные и телекоммуникационные системы и сети, которые должны составлять основу экономики, точнее ее производственного аппарата. Однако, как ни важно развитие технической информатизации, ее основные проблемы лежат в области социальных преобразований, и основополагающими среди них являются проблемы развития интеллектуального рынка. Особенности современного этапа информатизации общества:
Самостоятельно: особенности современного этапа информатизации общества в наиболее развитых европейских странах, США, Японии, Западной Европы. В концепции информатизации нашей страны во главу угла был поставлен региональный принцип, т.е. создание развитой информационной среды будет происходить регионально по мере готовности тех или иных регионов страны к решению соответствующих проблем. Основные проблемы развития информационной сферы регионов:
Индустриальное получение и обработка информации означает создание и развитие крупного машинного производства в информационной сфере. К психологическим проблемам относят проблему готовности населения к переходу в информационное общество. Правовые проблемы возникли в связи с превращением информации в основные ресурсы развития общества, как следствие появляются новые виды правонарушений, которые свойственны только информационной сфере. Экономические и социальные проблемы связаны с коренным изменением образа жизни общества под воздействием информатизации. Основные направления регулирования информационной сферы общества государством:
Следует отметить, что в российском информационном законодательстве имеются обширные пробелы:
Тема 2: Мировые и национальные информационные ресурсы
б) ресурсы государственной литературы, научно-технической информации и способы доступа к ним в) российские ресурсы правовой информации, формы их распространения и доступа к ним г) информационные ресурсы федеральных и региональных органов власти и доступ к ним д) информационные ресурсы отраслей литературного производства е) информационные ресурсы государственной системы статистики в России ж) информационные ресурсы социальной сферы в России з) информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности и) информация о природных ресурсах явлений и процессов к) информационные ресурсы активного фонда РФ л) система государственной регистрации электронной информационных ресурсов и доступ к ней
1 вопрос Начиная со второй половины ХХ столетия мировое развитие начало сопровождаться бурным ростом количества научной и технической информации. Этот феномен получил название информационного взрыва. при этом ежегодно в мире публикуется результаты примерно 2 миллионов исследований, ежеминутно появляется около 2 тыс. страниц печатной информации, которая публикуется на 16 языках более чем в 100 тыс. периодических изданий. Информация является идеальной, а не материальной категорией. Она не производится специально для продажи, как материальные продукты труда. Поэтому в строгом смысле информация товаром считаться не может. Сама информация не продается и не покупается, продается и покупается содержащие ее материальные носители и права на использование данной информации. Объектом купли продажи при этом могут служить информационные услуги, основанные на использовании различных источников информации. Процессы купли-продажи регламентируются в отличие от системы товарного производства законом об интеллектуальной собственности, законом об авторском праве и другими нормативными документами. Таким образом, информационную отрасль можно считать инфраструктурной отраслью, выполняющей обеспечивающие функции, как транспорт или связь. Структуру современного информационного рынка в наибольшей степени отражает рынок информационных услуг. Перечень областей и секторов современного информационного рынка:
Сектор деловой информации включает биржевую и финансовую информацию (котировки ценных бумаг, информация о рынке капиталов, товаров, инвестиций, курсы валют, цены, учетные ставки и т.д.), экономическую и статистическую (числовые, экономические, социальные, демографические и другие показатели), коммерческую (данные о фирмах, компаниях, корпорациях и деловые новости в области экономики, бизнеса, менеджмента). Сектор социально-политической информации ориентирован на обслуживание органов власти и управления информацией статистического, демографического и социального характера. Сектор научно-профессиональной информации охватывает все виды информации в сфере науки, производства и общественных (социальных) отношений. Сектор массовой и потребительской информации включает сведения массового характера, развлекательную информацию (о погоде, расписание движения транспорта, справочники и т.д.), энциклопедии, условия различных вкладов в банках, данные о ценах на товары и услуги массового потребления и т.д. Область электронных сделок включает систему электронных банковских операций электронной биржи, а также системы заказов и резервирования продукции и услуг. Область вычислительной техники и электронных коммуникаций охватывает всевозможные технические средства, программные и информационные системы, системы управления базами данных и банками данных, средства поддержки сетевых режимов работы, а также непосредственно сети передачи данных и технологии решения в этих системах различных задач. Приведенный нами перечень не является исчерпывающим. На практике данный рынок включает в себя или частично охватывает и другие области, секторы и сегменты. Структура и наполнение информационного рынка постоянно совершенствуются, развиваются и пополняются. 2 Вопрос В большинстве развитых стран наряду с большим количеством относительно маломощных и полностью самостоятельно функционирующих фирм можно выделить 3 уровня информационных органов, работа которых проводится под управлением государства. 1 уровень Национальные информационные центры, которые готовят машиночитаемые базы данных (БД) глобального характера (крупные политические базы данных, видовые БД, БД патентной информации, тематические БД по науке и технике) и предоставляют доступ к БД через мировые сети передачи данных. 2 уровень Отраслевые и территориальные органы информации, готовящие соответствующие отраслевые либо территориальные БД и обслуживающие свои отрасли (территории) как путем предоставления БД собственной генерации, так и использования БД органов 1-го уровня. 3 уровень Информационные брокеры, обслуживающие конечных потребителей путем использования БД, производимых центрами 1-го и 2-го уровня. Большинство независимых коммерческих информационных организаций 2-го и 3-го уровней работают в области деловой, массовой и потребительской информации, поскольку именно эти области дают возможность безубыточной деятельности. Основным товаром информационного рынка и основой мировой информационной индустрии являются БД, производимые так называемыми центрами генераторами БД (ЦГБД) и доводимые до потребителей через центры обработки (центры распределения) БД, шлюзовые службы доступа к БД и разветвленную сеть брокеров. ЦГБД основное внимание уделяют отбору материалов, отраженных в БД, и качеству наполнения документов. При этом ЦГ готовит информацию в машинописном виде в соответствии с существующими стандартами и далеко не всегда занимается формированием самой БД. Эта процедура зачастую осуществляется специализированными организациями, так называемыми центрами обработки БД, по контрактам с ЦГ. Центры обработки БД, называющиеся вендорами или хост-центрами, формируют БД наиболее эффективные с точки зрения поисковых характеристик и органично вписывающиеся в используемую вендорами программную среду. Крупные вендоры поддерживают одновременно сотни различных БД и предоставляют их для доступа большого числа пользователей. В последние десятилетия прочное место на информационном рынке заняли вендоры, специализирующиеся на производстве БД на компактных оптических дисках (CD-ROM) и реализующие их через относительно небольшое число дилерских фирм, охватывающих своей деятельностью все регионы мира. В этот временной период на информационном рынке появились коммерческие службы, предлагающие пользователям сетевое подключение к тысячам БД через упрощенный в меню ориентированный интерфейс. Они называются шлюзовыми службами доступа. |
Учебная дисциплина «Мировые информационные ресурсы» установлена гос... Учебная дисциплина «Мировые информационные ресурсы» установлена гос впо специальности 080801. 65 Прикладная информатика (в экономике)... | Мировые информационные ресурсы Рассмотреть основные принципы функционирования рынка информационных товаров и услуг | ||
Рабочая программа по дисциплине «Мировые информационные ресурсы и... Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта впо по специальности 230201 – Информационные... | Самостоятельная работа: 124 час. Итоговый контроль: экзамен. I. Организационно-методический... Изучение дисциплины опирается на знания, полученные студентами при изучении цикла обще-профессиональных дисциплин, таких как информационные... | ||
«Мировые информационные ресурсы» Цель курса – дать обзор информационных ресурсов Интернета и необходимые навыки для эффективного их использования в процессе обучения... | 2. Мировые информационные ресурсы Цель: ознакомиться с классификацией мировых информационных ресурсов, структурой информационного рынка мировых ресурсов и источниками... | ||
Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы Задача: способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к изучаемым предметам | Практическая работа №1 Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины мировые информационные ресурсы... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Рабочая программа по учебной дисциплине Информационные ресурсы предприятия Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Информационные ресурсы предприятия» студентам заочной полной формы обучения... | ||
Практическая работа №1. Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные... Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного... | Информационные электронные ресурсы по орксэ интернет-ресурсы Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации)... | ||
Литература: 19 Общие понятия информационных ресурсов Одним из ключевых... «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному... | Сестринское дело информационные технологии в профессиональной деятельности ... | ||
Сестринское дело информационные технологии в профессиональной деятельности ... | Лекция 25. Мировые научно-технические и образовательные ресурсы ... |