Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы





Скачать 488.2 Kb.
НазваниеМирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы
страница1/3
Дата публикации26.01.2015
Размер488.2 Kb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Информатика > Учебное пособие
  1   2   3
Министерство образования Российской Федерации

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»


Мирошниченко И.И.
Мировые информационные ресурсы


Учебное пособие

Ростов-на-Дону

2003

Печатается по решению кафедры экономической информатики и

автоматизации управления


Автор: И.И. Мирошниченко
Рецензент: Л.Л. Димитриева
Мирошниченко И.И. Мировые информационные ресурсы: Учебное пособие /РГЭУ. – Ростов н/Д., 2003. – 31с.
Учебное пособие состоит из двух тем, включающих курс лекций по глобальным сетям. Приведены основные понятия мировых и национальных информационных ресурсов, способы их обработки, поиска, хранения и распространения, методы доступа к ним в различных сферах деятельности, а также особенности государственной политики в области информационных ресурсов в объеме, необходимом выпускникам-экономистам.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Прикладная информатика» всех форм обучения.

 Ростовский Государственный Экономический Университет «РИНХ», 2003.

 И.И. Мирошниченко, 2003.

Содержание



  1. Тема 1: Информационные ресурсы. Информатизация общества………….4

    1. Основные категории и понятия. Виды и свойства информации с точки зрения потребителя………………………………………………………….4

    2. Информационные ресурсы: особенности, формы и виды………………...5

    3. Основные методы хранения и способы распространения информационных ресурсов…………………………………………………………………6

    4. Информатизация общества: сущность и цели. Роль государства в формировании информационного общества………………………………….10

  2. Тема 2: Мировые и национальные информационные ресурсы..…………12

    1. Структура, функции, области и сектора мирового информационного рынка………………………………………………………………………..12

    2. Организация информационной деятельности и объекты мирового информационного рынка. Классификация баз данных…………………….13

    3. Понятие государственных информационных ресурсов. Состав, основные категории и особенности информационных ресурсов России…………15

    4. Государственная информационная политика. Информационные ресурсы России как объект государственной политики. Управление государственными информационными ресурсами………………………………….26

    5. Перспективы российского информационного рынка……………………28

  3. Вопросы к зачету по курсу «Мировые информационные ресурсы»……..29



Тема 1: Информационные ресурсы.

Информатизация общества.



  1. Основные категории и понятия. Виды и свойства информации с точки зрения потребителя

  2. Информационные ресурсы. Особенности, формы и виды

  3. Основные методы хранения и способы распространения информационных ресурсов:

а) традиционная и машиночитаемая формы представления информационных

ресурсов

б) хранение электронных информационных ресурсов. Базы данных и

информационно-поисковые системы

в) методы доступа к информационным ресурсам: информационное

обслуживание, доступ к информационным ресурсам в локальных сетях,

доступ к информационным ресурсам в сети Internet, использование

электронных изданий

  1. Информатизация общества, сущность и цели. Роль государства в формировании информационного общества


1 вопрос
Все понятия и определения, которые будут приведены ниже, представлены в законе “Об информации, информатизации и защите информации”.

Информатизация – это организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Документированная информация или документ – это зафиксированная на материальные носители информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информация о гражданах (персональные данные) – это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.

Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством государства.

Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения – это субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования и распоряжения указанными объектами.

Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения – субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения ими в пределах установленных законов.

Пользователь (потребитель) информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Единое информационные пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий, их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Единое информационные пространство складывается из следующих главных компонентов:

  • информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации

  • организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации

  • средства информационного взаимодействия организаций и граждан, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающих как программно-технические, так и организационно-нормативные документы

Организационные структуры и средства информационного взаимодействия вместе образуют информационную инфраструктуру.

Полный информационный цикл включает рождение информации, ее накопление, обработку, прием и использование для целей развития системы.

2 вопрос
Информационные ресурсы – отдельные документы или отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.).

Информационный массив -………………..

В таком случае в нашем курсе под информационными ресурсами мы будем понимать совокупность информационных массивов, баз данных, кадастров, реестров, библиотечных и архивных фондов, справочных картотек независимо от используемых носителей и программной реализации.
Особенности информационных ресурсов:

  1. в отличие от других видов ресурсов, в частности материальных, информационные ресурсы практически неисчерпаемы: по мере развития общества и роста потребления знаний их запасы не убывают, а растут

  2. по мере использования информационный ресурс не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается

  3. информационные ресурсы не самостоятельны и сами по себе имеют лишь потенциальное значение. Только в соединении с другими ресурсами, опытом, трудом, квалификацией, техникой, энергией, сырьем информационные ресурсы проявляются как движущая сила.

  4. эффективность применения информационных ресурсов связана с эффектом повторного производства знаний. Любой продукт умственного труда всегда ценится далеко ниже его стоимости, потому что рабочее время, необходимое для его восприятия, не идет ни в какое сравнение с тем рабочим временем, которое требуется для того, чтобы его первоначально произвести.

  5. информационный ресурс является формой непосредственного включения науки в состав производительных сил общества. В индустриальном обществе наука выступает опосредованной производительной силой. Посредниками при этом выступают машины, новые материалы и препараты. В информационном обществе наука является непосредственной производительной силой. Это осуществляется в форме информационного ресурса, при этом радикально изменяется характер его действий, производительность труда повышается не на проценты, а на порядки.

  6. Информационный ресурс возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Рутинная часть умственной работы сама по себе не информативна, она не увеличивает потенциала нужных знаний и не меняет представления о путях достижения цели.

  7. превращение знаний в информационные ресурсы зависит от возможности их кодирования, распределения и передачи. Любая коммуникационная система общества при этом является важнейшим фактором формирования, накопления и использования информационных ресурсов на базе уже имеющихся знаний.


Формы и виды информационных ресурсов:

    • активная форма

    • пассивная форма

К пассивной форме информационных ресурсов относят: книги, журнальные статьи, патенты, банки данных и т.д. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям: выборки, извлечения данных и т.п.

Активные формы – это модель, алгоритм, проект, программа и база знаний.

Все эти формы можно трактовать в целом как стадии создания информационного ресурса. Каждая из них имеет разный научно-технический уровень и завершенность.

Модель – это описание системы, отображающее определенную группу ее свойств.

Создание модели системы позволяет предсказывать ее поведение в определенном диапазоне условий.

3 вопрос
а) традиционные и машиночитаемые формы предоставления информационных

ресурсов
Традиционной формы являются печатные издания на бумаге. Используется также представление документов с применением микрофильмов и микрофишей путем фотографирования исходных печатных изданий с помощью специальной аппаратуры.



Рис. 1 Микрофильм


Рис. 2 Микрофиш
К машиночитаемой форме представления относится документ, записанный в виде одного или нескольких файлов.

Основные преимущества машиночитаемой или электронной формы представления:

  • компактность хранения

  • быстрый доступ

  • быстрое тиражирование



б) хранение электронных информационных ресурсов
Можно выделить 2 способа представления обычных документов в машиночитаемой форме или электронном виде:

  1. в виде обычных компьютерных файлов (при этом затруднен поиск информации)

  2. с применением технологии построения баз данных

Совокупность баз данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД) образуют вместе информационную поисковую систему.



Рис. 3 Структура информационно-поисковой системы
в) методы доступа к информационным ресурсам: информационное

обслуживание, доступ к информационным ресурсам в локальных сетях,

доступ к информационным ресурсам в сети Internet, использование

электронных изданий
Эффективное использование информационных ресурсов потребителями обеспечивается не только средствами формирования и хранения ресурсов, но и в значительной степени уровнем развития доступа к ним с точки зрения пользователей.

Методы доступа к информационным ресурсам можно разделить на две основные группы:

  • информационное обслуживание – предполагает выполнение работ по поиску и отбору интересующей пользователя информации, персоналом некоего информационного органа и доставку не пользователю тем или иным способом

  • доступ в режиме диалога – пользователь сам выбирает необходимую ему в данный момент информацию и получает ее непосредственно в ходе поиска




Рис. 4 Методы доступа к информационным ресурсам
Общее информационное обслуживание предполагает выпуск сборников документов, реферативных изданий, каталогов справочников и т.п. по направлениям, закрепленным за информационным органом. Эти мате6риалы могут поступить в розничную продажу, распространяться по подписке, рассылаться по соответствующим спискам и т.д. Основной недостаток – потенциальные пользователи в общем случае не могут непосредственно влиять на содержание этих материалов и применять их в той форме, в которой они изданы.

Избирательное информационное обслуживание или обслуживание в режиме избирательного распространения информации предусматривает оповещение отдельных организаций или специалистов о появлении новых документов, материалов, публикаций, представляющих для них потенциальный интерес. Этот вид информационного обслуживания производиться по постоянным информационным запросам (или профилям интереса), которые формулируют непосредственно потребители.




Рис. 5 Доступ к информационным ресурсам в локальных сетях

Серверы владельцев или поставщиков информационных ресурсов



Рис. 6 Доступ к информационным ресурсам в сети Internet

Использование электронных изданий
Электронное издание – это самостоятельный законченный продукт, содержащий информационное представление в электронной форме и предназначенный для длительного хранения и многократного использования неопределенным кругом пользователей, все копии которого соответствуют оригиналу.

Основные виды электронных изданий:

  • электронные текстовые эквиваленты печатных изданий

  • электронные образы печатных изданий с факсимильным отображением страниц

  • текстовые БД (библиографические, адресные, стратегические, лингвистические и т.д.)

  • мультимедийные продукты (в том числе игры)

  • смешанные программно-информационные продукты (допустим, самоучитель Microsoft Excel)



Знать:

качество информации, релевантность, полнота, своевременность, достоверность, доступность, защищенность, эргономичность, адекватность.


4 вопрос

Информационное общество – это общество, структуры, техническая база и человеческий потенциал, которые приспособлены для оптимального превращения знаний в информационные ресурсы и переработку последнего с целью перевода пассивных форм в активные.

Информатизацию общества следует понимать как создание и развитие информационной среды, т.е. комплекса условий и факторов, обеспечивающих наилучшие условия функционирования информационных ресурсов с учетом автоматических способов их переработки и использования в целях социального прогресса. Иначе говоря, информатизация сводится к формированию информационных технологий и созданию условий для эффективного их использования в различных общественных системах.

Технической базой информатизации являются компьютерные и телекоммуникационные системы и сети, которые должны составлять основу экономики, точнее ее производственного аппарата. Однако, как ни важно развитие технической информатизации, ее основные проблемы лежат в области социальных преобразований, и основополагающими среди них являются проблемы развития интеллектуального рынка.

Особенности современного этапа информатизации общества:

  1. состоит в возникновении принципиально новых технологических систем, открытых по отношению к сфере знаний. таковыми в данный момент являются практически все современные информационно-вычислительные технологии.

  2. превращение информации в обыкновенный товар, причем товар становится самым массовым объектом купли-продажи. Информационный рынок на современном этапе развития общества по масштабам и обороту, а также по темпам роста в большинстве развитых стран далеко опередил рынок материальных продуктов и услуг.


Самостоятельно: особенности современного этапа информатизации общества в наиболее

развитых европейских странах, США, Японии, Западной Европы.
В концепции информатизации нашей страны во главу угла был поставлен региональный принцип, т.е. создание развитой информационной среды будет происходить регионально по мере готовности тех или иных регионов страны к решению соответствующих проблем.
Основные проблемы развития информационной сферы регионов:

  1. проблемы индустриального получения и обработки информации

  2. психологические проблемы

  3. правовые проблемы

  4. экономические и социальные проблемы


Индустриальное получение и обработка информации означает создание и развитие крупного машинного производства в информационной сфере.

К психологическим проблемам относят проблему готовности населения к переходу в информационное общество.

Правовые проблемы возникли в связи с превращением информации в основные ресурсы развития общества, как следствие появляются новые виды правонарушений, которые свойственны только информационной сфере.

Экономические и социальные проблемы связаны с коренным изменением образа жизни общества под воздействием информатизации.
Основные направления регулирования информационной сферы общества государством:

  • поощрение конкуренции, борьба с монополизмом

  • обеспечение права и технической возможности на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения

  • соблюдение свободы слова

  • обеспечение информационной безопасности

  • охрана интеллектуальной собственности

  • контроль за использованием информационных и телекоммуникационных технологий государственными учреждениями

  • цензура

Следует отметить, что в российском информационном законодательстве имеются обширные пробелы:

  • не приняты законы о праве на информацию, об охране персональных данных, о телевидении

  • требуют дополнения законы об охране авторских прав, о средствах массовой информации, об участии в международном информационном обмене

  • нет документов, регламентирующих порядок формирования и поддержания ведомственных информационных ресурсов, а также доступа к ним граждан

  • не установлены правила приобретения и эксплуатации информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях

  • не разработаны нормативные документы, регламентирующие продажу информационных ресурсов, которые создаются государственными органами

  • не определены место и роль России в международных программах, например, в создании глобальной информационной инфраструктуры


Тема 2: Мировые и национальные информационные ресурсы


  1. Структура, функции, области и сектора мирового информационного рынка

  2. Организация информационной деятельности и объекты мирового информационного рынка. Классификация баз данных (БД)

  3. Понятие государственных информационных ресурсов, состав, основные категории и особенности информационных ресурсов России: а) информационные ресурсы библиотечной сети России, их виды, способы доступа к ним

б) ресурсы государственной литературы, научно-технической информации и

способы доступа к ним

в) российские ресурсы правовой информации, формы их распространения и

доступа к ним

г) информационные ресурсы федеральных и региональных органов власти и

доступ к ним

д) информационные ресурсы отраслей литературного производства

е) информационные ресурсы государственной системы статистики в России

ж) информационные ресурсы социальной сферы в России

з) информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической

деятельности

и) информация о природных ресурсах явлений и процессов

к) информационные ресурсы активного фонда РФ

л) система государственной регистрации электронной информационных

ресурсов и доступ к ней

  1. Государственная информационная политика. Информационные ресурсы России как объект государственной политики. Управление государственными информационными ресурсами

  2. Перспективы российского информационного рынка



1 вопрос
Начиная со второй половины ХХ столетия мировое развитие начало сопровождаться бурным ростом количества научной и технической информации. Этот феномен получил название информационного взрыва. при этом ежегодно в мире публикуется результаты примерно 2 миллионов исследований, ежеминутно появляется около 2 тыс. страниц печатной информации, которая публикуется на 16 языках более чем в 100 тыс. периодических изданий.

Информация является идеальной, а не материальной категорией. Она не производится специально для продажи, как материальные продукты труда. Поэтому в строгом смысле информация товаром считаться не может. Сама информация не продается и не покупается, продается и покупается содержащие ее материальные носители и права на использование данной информации. Объектом купли продажи при этом могут служить информационные услуги, основанные на использовании различных источников информации. Процессы купли-продажи регламентируются в отличие от системы товарного производства законом об интеллектуальной собственности, законом об авторском праве и другими нормативными документами. Таким образом, информационную отрасль можно считать инфраструктурной отраслью, выполняющей обеспечивающие функции, как транспорт или связь.

Структуру современного информационного рынка в наибольшей степени отражает рынок информационных услуг.
Перечень областей и секторов современного информационного рынка:

  1. сектор деловой информации

  2. сектор социально-политической информации

  3. сектор научно-профессиональной информации

  4. сектор массовой и потребительской информации

  5. область электронных сделок

  6. область вычислительной техники и электронных коммуникаций


Сектор деловой информации включает биржевую и финансовую информацию (котировки ценных бумаг, информация о рынке капиталов, товаров, инвестиций, курсы валют, цены, учетные ставки и т.д.), экономическую и статистическую (числовые, экономические, социальные, демографические и другие показатели), коммерческую (данные о фирмах, компаниях, корпорациях и деловые новости в области экономики, бизнеса, менеджмента).

Сектор социально-политической информации ориентирован на обслуживание органов власти и управления информацией статистического, демографического и социального характера.

Сектор научно-профессиональной информации охватывает все виды информации в сфере науки, производства и общественных (социальных) отношений.

Сектор массовой и потребительской информации включает сведения массового характера, развлекательную информацию (о погоде, расписание движения транспорта, справочники и т.д.), энциклопедии, условия различных вкладов в банках, данные о ценах на товары и услуги массового потребления и т.д.

Область электронных сделок включает систему электронных банковских операций электронной биржи, а также системы заказов и резервирования продукции и услуг.

Область вычислительной техники и электронных коммуникаций охватывает всевозможные технические средства, программные и информационные системы, системы управления базами данных и банками данных, средства поддержки сетевых режимов работы, а также непосредственно сети передачи данных и технологии решения в этих системах различных задач. Приведенный нами перечень не является исчерпывающим. На практике данный рынок включает в себя или частично охватывает и другие области, секторы и сегменты. Структура и наполнение информационного рынка постоянно совершенствуются, развиваются и пополняются.
2 Вопрос

В большинстве развитых стран наряду с большим количеством относительно маломощных и полностью самостоятельно функционирующих фирм можно выделить 3 уровня информационных органов, работа которых проводится под управлением государства.

1 уровень

Национальные информационные центры, которые готовят машиночитаемые базы данных (БД) глобального характера (крупные политические базы данных, видовые БД, БД патентной информации, тематические БД по науке и технике) и предоставляют доступ к БД через мировые сети передачи данных.

2 уровень

Отраслевые и территориальные органы информации, готовящие соответствующие отраслевые либо территориальные БД и обслуживающие свои отрасли (территории) как путем предоставления БД собственной генерации, так и использования БД органов 1-го уровня.

3 уровень

Информационные брокеры, обслуживающие конечных потребителей путем использования БД, производимых центрами 1-го и 2-го уровня.

Большинство независимых коммерческих информационных организаций 2-го и 3-го уровней работают в области деловой, массовой и потребительской информации, поскольку именно эти области дают возможность безубыточной деятельности.

Основным товаром информационного рынка и основой мировой информационной индустрии являются БД, производимые так называемыми центрами генераторами БД (ЦГБД) и доводимые до потребителей через центры обработки (центры распределения) БД, шлюзовые службы доступа к БД и разветвленную сеть брокеров. ЦГБД основное внимание уделяют отбору материалов, отраженных в БД, и качеству наполнения документов. При этом ЦГ готовит информацию в машинописном виде в соответствии с существующими стандартами и далеко не всегда занимается формированием самой БД. Эта процедура зачастую осуществляется специализированными организациями, так называемыми центрами обработки БД, по контрактам с ЦГ.

Центры обработки БД, называющиеся вендорами или хост-центрами, формируют БД наиболее эффективные с точки зрения поисковых характеристик и органично вписывающиеся в используемую вендорами программную среду.

Крупные вендоры поддерживают одновременно сотни различных БД и предоставляют их для доступа большого числа пользователей.

В последние десятилетия прочное место на информационном рынке заняли вендоры, специализирующиеся на производстве БД на компактных оптических дисках (CD-ROM) и реализующие их через относительно небольшое число дилерских фирм, охватывающих своей деятельностью все регионы мира. В этот временной период на информационном рынке появились коммерческие службы, предлагающие пользователям сетевое подключение к тысячам БД через упрощенный в меню ориентированный интерфейс. Они называются шлюзовыми службами доступа.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы iconУчебная дисциплина «Мировые информационные ресурсы» установлена гос...
Учебная дисциплина «Мировые информационные ресурсы» установлена гос впо специальности 080801. 65 Прикладная информатика (в экономике)...
Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы iconМировые информационные ресурсы
Рассмотреть основные принципы функционирования рынка информационных товаров и услуг
Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы iconРабочая программа по дисциплине «Мировые информационные ресурсы и...
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта впо по специальности 230201 – Информационные...
Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы iconСамостоятельная работа: 124 час. Итоговый контроль: экзамен. I. Организационно-методический...
Изучение дисциплины опирается на знания, полученные студентами при изучении цикла обще-профессиональных дисциплин, таких как информационные...
Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы icon«Мировые информационные ресурсы»
Цель курса – дать обзор информационных ресурсов Интернета и необходимые навыки для эффективного их использования в процессе обучения...
Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы icon2. Мировые информационные ресурсы
Цель: ознакомиться с классификацией мировых информационных ресурсов, структурой информационного рынка мировых ресурсов и источниками...
Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы iconУрок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы
Задача: способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к изучаемым предметам
Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы iconПрактическая работа №1
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного...
Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы iconРабочая программа учебной дисциплины мировые информационные ресурсы...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы iconРабочая программа по учебной дисциплине Информационные ресурсы предприятия
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Информационные ресурсы предприятия» студентам заочной полной формы обучения...
Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы iconПрактическая работа №1. Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные...
Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного...
Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы iconИнформационные электронные ресурсы по орксэ интернет-ресурсы
Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации)...
Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы iconЛитература: 19 Общие понятия информационных ресурсов Одним из ключевых...
«информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному...
Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы iconСестринское дело информационные технологии в профессиональной деятельности
...
Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы iconСестринское дело информационные технологии в профессиональной деятельности
...
Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы iconЛекция 25. Мировые научно-технические и образовательные ресурсы
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск