Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы





Скачать 184.61 Kb.
НазваниеУрок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы
Дата публикации10.03.2016
Размер184.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы

Авторы: Корягина М.И., Зайцева О.Ф.

Урок в 10 классе

Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы.
Тип урока: урок- практикум.

Вид: интегрированный урок географии и химии.

Задача: способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к изучаемым предметам.

Цели урока:

  • - дать понятия «ресурсообеспеченности» и минеральным ресурсам;

  • - сформировать представление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми;

  • - формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира;

  • - развивать умения и навыки работы в группах, с картами и текстом;

  • - продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности ( выделение главного, структурирование учебного материала, оформление выводов);

  • - способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений.

Методы: практический, частично-поисковый.

Оборудование: таблицы, атласы, карта «Природные ресурсы мира», компьютер, мультимедийные презентации.

Виды деятельности учащихся и учителя:

1. Мотивация и постановка цели: повторение уже изученных и знакомство с новыми терминами и понятиями, беседа о роли и месте минеральных ресурсов в мировой экономике.

Просмотр презентации ученика по теме «Минеральные ресурсы и ресурсообеспеченность».

2. Актуализация знаний: фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала.

3. Введение новых знаний: объяснение нового материала. Практическая работа « Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира с помощью карт и статистических данных».

4. Закрепление знаний: обсуждение полученных результатов.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итога урока.
Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация и постановка цели. ( презентация)

Учитель: Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ресурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполните практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов. Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Что такое природные ресурсы?

Учащиеся: Это компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.

Учитель: Потребность человека в различных видах природных ресурсов неодинакова. Например, без кислорода человек не может прожить и нескольких минут, в то время как без урана он обходился тысячелетиями. Современная промышленность потребляет огромное количество сырья. Его стоимость в суммарных затратах на производство промышленной продукции составляет около 75%. Многие природные ресурсы постепенно истощаются( уголь, нефть, газ). Но, во- первых, они еще не только неисчерпаны, но и разведаны далеко не полностью. Во- вторых, добываемые природные ресурсы все еще используются малоэффективно. В- третьих, открытия в промышленной сфере ближайшего будущего предугадать трудно ( новые конструкционные материалы и т.п.)

Учитель: Что такое минеральные ресурсы?

Учащиеся: Это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья, материалов и служащие минерально-сырьевой базой хозяйства.

Учитель: Назовите неисчерпаемые ресурсы.

Учащиеся: Это энергия Солнца, энергия ветра, энергия воды, климатические и геотермальные ресурсы. Эти ресурсы не исчезнут на Земле, не смотря на объем их использования.

Учитель: Назовите группу исчерпаемых ресурсов.

Учащиеся: Они могут истощаться при больших объемах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относятся минеральные ресурсы ( полезные ископаемые). Возобновимые ресурсы можно восстановить при определенных условиях. К возобновимым ресурсам относятся земельные, биологические, водные, рекреационные.

Учитель: Как можно восстановить эти ресурсы?

Учащиеся: Земельные – с помощью рекультивации и мелиорации. Биологические – с помощью создания особо охраняемых территорий ( заповедники, заказники, …)

Учитель: Запасы природных ресурсов неодинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова.

  1. Введение новых знаний.

Учитель: Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить мы узнаем из презентации. ( презентация).

К данной презентации хочется добавить слова Джорджа Драйфуса: « Если человек хочет жить на этой Земле … то ему придется проявить мудрость при выборе между теми нововведениями, которые он способен контролировать, и теми, которыми он управлять не в состоянии».

5. Практическая работа.

Вариант 1. Используя данные таблицы и атласы определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами ( углем). Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран углем.

Вариант 2 . Используя данные таблицы и атласы определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами ( нефтью). Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран нефтью.

Вариант 3 . Используя данные таблицы и атласы определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами ( газом). Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран газом.

Вариант 4. Используя данные таблицы и атласы определите ресурсообеспеченность стран рудными полезными ископаемыми ( железная руда). Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран железом.

6.Анализ работы. Вопросы для закрепления.

А) Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?

Б) Какие страны и регионы имеют наибольшую обеспеченность углем?

В) Какие страны и регионы имеют наибольшую обеспеченность нефтью?

Г) Какие страны и регионы имеют наибольшую обеспеченность газом?

Д) Каким топливом мир наиболее обеспечен? ( уголь, газ)

Е) Какие страны и регионы мира имеют наибольшую обеспеченность железной рудой?

Ж) Какие закономерности размещения минеральных ресурсов вы знаете?

7. Домашнее задание.

1. Прочитать текст учебника, тема №2.

2. Подготовить сообщение на одну из тем:

Вариант 1.Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.

Вариант 2. Биологические ресурсы планеты.

Вариант 3. Ресурсы мирового океана.

Вариант 4. Рекреационные ресурсы.

Вариант 5. Климатические и космические ресурсы.

3. Выполнить задания в рабочей тетради по теме « Природные ресурсы»

8. Итоги урока.
Вариант 1.Практическая работа. Оценить ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических данных.

А) Используя карты атласа, приложение к учебнику, статистические материалы, выполнить следующую работу:

- анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравнить обеспеченность минеральными ресурсами отдельных стран (регионов) мира;

- используя статистические материалы, карты атласа, выделить страны, наиболее обеспеченные полезными ископаемыми, подсчитать их ресурсообеспеченность. Результаты работы занести в таблицу. Дать устную оценку ресурсообеспеченности стран.

Примечание. Ресурсообеспеченность = Запасы / Добыча.

Используя данные таблицы и атласы определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами ( углем). Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран углем.

Страна

Запасы угля (в млрд.т)

Добыча

(в млн.т)

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

США

445

1020




Китай

296

1240




Россия

202

250




ЮАР

116

220




Австралия

116

280




Германия

106

250




Индия

78

330




Украина

47

75




Великобритания

45

50




Казахстан

34

70




Сделайте вывод о ресурсообеспеченности различных стран углем.

Список группы


Страна

Запасы нефти ( в млрд.т)

Добыча(в млн.т)

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Саудовская Аравия

43,1

450

96

Ирак

16,7

55

304

ОАЭ

16,2

120

135

Кувейт

15,7

105

149

Иран

14,9

185

80

Венесуэла

10,3

175

59

Мексика

8,5

170

50

Россия

6,7

300

22

Китай

4,0

160

25

США

3,8

380

10


Страна

Запасы угля (в млрд.т)

Добыча

(в млн.т)

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

США

445

1020

436

Китай

296

1240

239

Россия

202

250

808

ЮАР

116

220

527

Австралия

116

280

414

Германия

106

250

424

Индия

78

330

236

Украина

47

75

626

Великобритания

45

50

900

Казахстан

34

70

485



Вариант 2.Практическая работа. Оценить ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических данных.

А) Используя карты атласа, приложение к учебнику, статистические материалы, выполнить следующую работу:

- анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравнить обеспеченность минеральными ресурсами отдельных стран (регионов) мира;

- используя статистические материалы, карты атласа, выделить страны, наиболее обеспеченные полезными ископаемыми, подсчитать их ресурсообеспеченность. Результаты работы занести в таблицу. Дать устную оценку ресурсообеспеченности стран.

Примечание. Ресурсообеспеченность = Запасы / Добыча.

Используя данные таблицы и атласы определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами ( нефтью). Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран нефтью.

Страна

Запасы нефти ( в млрд.т)

Добыча(в млн.т)

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Саудовская Аравия

43,1

450




Ирак

16,7

55




ОАЭ

16,2

120




Кувейт

15,7

105




Иран

14,9

185




Венесуэла

10,3

175




Мексика

8,5

170




Россия

6,7

300




Китай

4,0

160




США

3,8

380




Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран нефтью.

Список группы

Вариант 3.Практическая работа. Оценить ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических данных.

А) Используя карты атласа, приложение к учебнику, статистические материалы, выполнить следующую работу:

- анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравнить обеспеченность минеральными ресурсами отдельных стран (регионов) мира;

- используя статистические материалы, карты атласа, выделить страны, наиболее обеспеченные полезными ископаемыми, подсчитать их ресурсообеспеченность. Результаты работы занести в таблицу. Дать устную оценку ресурсообеспеченности стран.

Примечание. Ресурсообеспеченность = Запасы / Добыча.

. Используя данные таблицы и атласы определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами ( газом). Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран газом.

Страна

Запасы газа ( в трлн.м.куб)

Добыча газа ( в млрд.м.куб)

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Россия

48,1

550




Иран

22,9

45




Нидерланды

1,9

70




ОАЭ

5,8

40




Саудовская Аравия

5,4

45




США

4,7

540




Венесуэла

4,1

30




Алжир

3,7

65




Канада

2,2

170




Норвегия

2,0

45




Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран газом.

Список группы


Страна

Запасы газа ( в трлн.м.куб)

Добыча газа ( в млрд.м.куб)

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Россия

48,1

550

87

Иран

22,9

45

64

Нидерланды

1,9

70

27

ОАЭ

5,8

40

145

Саудовская Аравия

5,4

45

120

США

4,7

540

8,7

Венесуэла

4,1

30

136

Алжир

3,7

65

57

Канада

2,2

170

13

Норвегия

2,0

45

44


Страна

Запасы железной руды ( в млрд.т)

Добыча ( в млн.т на 2000 г)

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Россия

57,8

87

664

Украина

20,0

77

260

Бразилия

17,6

195

90

Австралия

16,0

168

95

США

15,9

63

252

Канада

11,7

35

334

Индия

11,5

75

153

Китай

9,0

224

40

Казахстан

8,0

16

500


Вариант 4.Практическая работа. Оценить ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических данных.

А) Используя карты атласа, приложение к учебнику, статистические материалы, выполнить следующую работу:

- анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравнить обеспеченность минеральными ресурсами отдельных стран (регионов) мира;

- используя статистические материалы, карты атласа, выделить страны, наиболее обеспеченные полезными ископаемыми, подсчитать их ресурсообеспеченность. Результаты работы занести в таблицу. Дать устную оценку ресурсообеспеченности стран.

Примечание. Ресурсообеспеченность = Запасы / Добыча.

. Используя данные таблицы и атласы определите ресурсообеспеченность стран рудными полезными ископаемыми ( железная руда). Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран железом.

Страна

Запасы ( в млрд.т)

Добыча ( в млн.т на 2000 г)

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Россия

57,8

87




Украина

20,0

77




Бразилия

17,6

195




Австралия

16,0

168




США

15,9

63




Канада

11,7

35




Индия

11,5

75




Китай

9,0

224




Казахстан

8,0

16




Сделайте выводы о ресурсообеспеченности в различных стран железной рудой.

Список группы

Ресурсообеспеченность мира и его регионов топливными ресурсами.

Регионы

Запасы топлива

Добыча топлива

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Нефть (мир в целом

140 млрд.т

3450 млн.т.

40,5

Уголь ( мир в целом

1100 млрд.т

4626 млн. т.

238

Газ ( мир в целом)

150 трлн. м.к.

220 млрд. м.к.

681

Газ ( Зарубежная Европа)

5,6 трлн.м.к.

270 млрд. м.к.

20

Газ ( Зарубежная Азия)

59,0 трлн. м.к.

330 млрд.т.

178,8

Нефть ( Зарубежная Европа)

2,5 млрд.т.

330 млн.т.

7,6

Нефть ( Зарубежная Азия)

98,0 млрд.т

1370 млн.т.

71

Нефть (СНГ)

9,0 млрд.т.

350 млн.т.

26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок проводится в 8 классе в разделе 1 «Особенности природы и природные ресурсы России», по теме 3 «Внутренние воды и водные ресурсы»....
Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы iconКонспект по теме: Природные ресурсы (тема 2, §2) 1) сделать конспект,...
Земельные ресурсы необходимы для жизни людей и всех отраслей хозяйства. Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется...
Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы icon№ Ресурсы окружающей среды, природные ресурсы России и мира
Рап. Прикладная экология, лекция 6, ау. 214, 13: 50-15: 10, 12. 03. 12, доцент кафедры земельного и экологического права, к ю н....
Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы iconПрограмма дисциплины «Разграничение прав собственности на природные ресурсы»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы iconПрограмма для первокурсников «Точка Опоры» Программа рассчитана на...
Использовать возможные ресурсы для эффективной учебы (собственные ресурсы, ресурсы вуза, ресурсы внешней среды)
Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы iconУрок по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Надёжная защита организма»
Ресурсы урока: учебник,1 часть; карточки с заданием; ноутбуки; камера, электронное приложение; лупа
Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы iconТема Октябрь
Электронные образовательные ресурсы и цифровые образовательные ресурсы. Коллекции электронного образовательного контента
Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы iconУчебная дисциплина «Мировые информационные ресурсы» установлена гос...
Учебная дисциплина «Мировые информационные ресурсы» установлена гос впо специальности 080801. 65 Прикладная информатика (в экономике)...
Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Центральная Россия. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы Урок №1
Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы iconМетодические рекомендации по использованию урока «Информационные ресурсы общества»
Урок предназначен для изучения темы «Информационная деятельность человека» в 11 классе
Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представленный план-конспект урока «Северный Кавказ: физико-географическое положение, природные условия и ресурсы» в 8 классе составлен...
Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы iconМировые информационные ресурсы
Рассмотреть основные принципы функционирования рынка информационных товаров и услуг
Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы iconГосударственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке

Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы iconМирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы
Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Прикладная информатика» всех форм обучения
Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы iconСпециализированный портал «Здоровье и образование»
На сайте представлена коллекция интересных ссылок по тематическим рубрикам: «Литературные ресурсы», «Детские ресурсы», «Ресурсы для...
Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы iconОсновные виды природных ресурсов. Минеральные ресурсы, их размещение,...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск