Скачать 184.61 Kb.
|
Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы Авторы: Корягина М.И., Зайцева О.Ф. Урок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы. Тип урока: урок- практикум. Вид: интегрированный урок географии и химии. Задача: способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к изучаемым предметам. Цели урока:
Методы: практический, частично-поисковый. Оборудование: таблицы, атласы, карта «Природные ресурсы мира», компьютер, мультимедийные презентации. Виды деятельности учащихся и учителя: 1. Мотивация и постановка цели: повторение уже изученных и знакомство с новыми терминами и понятиями, беседа о роли и месте минеральных ресурсов в мировой экономике. Просмотр презентации ученика по теме «Минеральные ресурсы и ресурсообеспеченность». 2. Актуализация знаний: фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала. 3. Введение новых знаний: объяснение нового материала. Практическая работа « Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира с помощью карт и статистических данных». 4. Закрепление знаний: обсуждение полученных результатов. 5. Домашнее задание. 6. Подведение итога урока. Ход урока
Учитель: Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ресурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполните практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов. Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы.
Учитель: Что такое природные ресурсы? Учащиеся: Это компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления. Учитель: Потребность человека в различных видах природных ресурсов неодинакова. Например, без кислорода человек не может прожить и нескольких минут, в то время как без урана он обходился тысячелетиями. Современная промышленность потребляет огромное количество сырья. Его стоимость в суммарных затратах на производство промышленной продукции составляет около 75%. Многие природные ресурсы постепенно истощаются( уголь, нефть, газ). Но, во- первых, они еще не только неисчерпаны, но и разведаны далеко не полностью. Во- вторых, добываемые природные ресурсы все еще используются малоэффективно. В- третьих, открытия в промышленной сфере ближайшего будущего предугадать трудно ( новые конструкционные материалы и т.п.) Учитель: Что такое минеральные ресурсы? Учащиеся: Это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья, материалов и служащие минерально-сырьевой базой хозяйства. Учитель: Назовите неисчерпаемые ресурсы. Учащиеся: Это энергия Солнца, энергия ветра, энергия воды, климатические и геотермальные ресурсы. Эти ресурсы не исчезнут на Земле, не смотря на объем их использования. Учитель: Назовите группу исчерпаемых ресурсов. Учащиеся: Они могут истощаться при больших объемах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относятся минеральные ресурсы ( полезные ископаемые). Возобновимые ресурсы можно восстановить при определенных условиях. К возобновимым ресурсам относятся земельные, биологические, водные, рекреационные. Учитель: Как можно восстановить эти ресурсы? Учащиеся: Земельные – с помощью рекультивации и мелиорации. Биологические – с помощью создания особо охраняемых территорий ( заповедники, заказники, …) Учитель: Запасы природных ресурсов неодинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова.
Учитель: Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить мы узнаем из презентации. ( презентация). К данной презентации хочется добавить слова Джорджа Драйфуса: « Если человек хочет жить на этой Земле … то ему придется проявить мудрость при выборе между теми нововведениями, которые он способен контролировать, и теми, которыми он управлять не в состоянии». 5. Практическая работа. Вариант 1. Используя данные таблицы и атласы определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами ( углем). Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран углем. Вариант 2 . Используя данные таблицы и атласы определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами ( нефтью). Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран нефтью. Вариант 3 . Используя данные таблицы и атласы определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами ( газом). Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран газом. Вариант 4. Используя данные таблицы и атласы определите ресурсообеспеченность стран рудными полезными ископаемыми ( железная руда). Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран железом. 6.Анализ работы. Вопросы для закрепления. А) Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов? Б) Какие страны и регионы имеют наибольшую обеспеченность углем? В) Какие страны и регионы имеют наибольшую обеспеченность нефтью? Г) Какие страны и регионы имеют наибольшую обеспеченность газом? Д) Каким топливом мир наиболее обеспечен? ( уголь, газ) Е) Какие страны и регионы мира имеют наибольшую обеспеченность железной рудой? Ж) Какие закономерности размещения минеральных ресурсов вы знаете? 7. Домашнее задание. 1. Прочитать текст учебника, тема №2. 2. Подготовить сообщение на одну из тем: Вариант 1.Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды. Вариант 2. Биологические ресурсы планеты. Вариант 3. Ресурсы мирового океана. Вариант 4. Рекреационные ресурсы. Вариант 5. Климатические и космические ресурсы. 3. Выполнить задания в рабочей тетради по теме « Природные ресурсы» 8. Итоги урока. Вариант 1.Практическая работа. Оценить ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических данных. А) Используя карты атласа, приложение к учебнику, статистические материалы, выполнить следующую работу: - анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравнить обеспеченность минеральными ресурсами отдельных стран (регионов) мира; - используя статистические материалы, карты атласа, выделить страны, наиболее обеспеченные полезными ископаемыми, подсчитать их ресурсообеспеченность. Результаты работы занести в таблицу. Дать устную оценку ресурсообеспеченности стран. Примечание. Ресурсообеспеченность = Запасы / Добыча. Используя данные таблицы и атласы определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами ( углем). Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран углем.
Сделайте вывод о ресурсообеспеченности различных стран углем. Список группы
Вариант 2.Практическая работа. Оценить ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических данных. А) Используя карты атласа, приложение к учебнику, статистические материалы, выполнить следующую работу: - анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравнить обеспеченность минеральными ресурсами отдельных стран (регионов) мира; - используя статистические материалы, карты атласа, выделить страны, наиболее обеспеченные полезными ископаемыми, подсчитать их ресурсообеспеченность. Результаты работы занести в таблицу. Дать устную оценку ресурсообеспеченности стран. Примечание. Ресурсообеспеченность = Запасы / Добыча. Используя данные таблицы и атласы определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами ( нефтью). Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран нефтью.
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран нефтью. Список группы Вариант 3.Практическая работа. Оценить ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических данных. А) Используя карты атласа, приложение к учебнику, статистические материалы, выполнить следующую работу: - анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравнить обеспеченность минеральными ресурсами отдельных стран (регионов) мира; - используя статистические материалы, карты атласа, выделить страны, наиболее обеспеченные полезными ископаемыми, подсчитать их ресурсообеспеченность. Результаты работы занести в таблицу. Дать устную оценку ресурсообеспеченности стран. Примечание. Ресурсообеспеченность = Запасы / Добыча. . Используя данные таблицы и атласы определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами ( газом). Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран газом.
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран газом. Список группы
Вариант 4.Практическая работа. Оценить ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических данных. А) Используя карты атласа, приложение к учебнику, статистические материалы, выполнить следующую работу: - анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравнить обеспеченность минеральными ресурсами отдельных стран (регионов) мира; - используя статистические материалы, карты атласа, выделить страны, наиболее обеспеченные полезными ископаемыми, подсчитать их ресурсообеспеченность. Результаты работы занести в таблицу. Дать устную оценку ресурсообеспеченности стран. Примечание. Ресурсообеспеченность = Запасы / Добыча. . Используя данные таблицы и атласы определите ресурсообеспеченность стран рудными полезными ископаемыми ( железная руда). Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран железом.
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности в различных стран железной рудой. Список группы Ресурсообеспеченность мира и его регионов топливными ресурсами.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проводится в 8 классе в разделе 1 «Особенности природы и природные ресурсы России», по теме 3 «Внутренние воды и водные ресурсы».... | Конспект по теме: Природные ресурсы (тема 2, §2) 1) сделать конспект,... Земельные ресурсы необходимы для жизни людей и всех отраслей хозяйства. Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется... | ||
№ Ресурсы окружающей среды, природные ресурсы России и мира Рап. Прикладная экология, лекция 6, ау. 214, 13: 50-15: 10, 12. 03. 12, доцент кафедры земельного и экологического права, к ю н.... | Программа дисциплины «Разграничение прав собственности на природные ресурсы» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа для первокурсников «Точка Опоры» Программа рассчитана на... Использовать возможные ресурсы для эффективной учебы (собственные ресурсы, ресурсы вуза, ресурсы внешней среды) | Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Надёжная защита организма» Ресурсы урока: учебник,1 часть; карточки с заданием; ноутбуки; камера, электронное приложение; лупа | ||
Тема Октябрь Электронные образовательные ресурсы и цифровые образовательные ресурсы. Коллекции электронного образовательного контента | Учебная дисциплина «Мировые информационные ресурсы» установлена гос... Учебная дисциплина «Мировые информационные ресурсы» установлена гос впо специальности 080801. 65 Прикладная информатика (в экономике)... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Центральная Россия. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы Урок №1 | Методические рекомендации по использованию урока «Информационные ресурсы общества» Урок предназначен для изучения темы «Информационная деятельность человека» в 11 классе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Представленный план-конспект урока «Северный Кавказ: физико-географическое положение, природные условия и ресурсы» в 8 классе составлен... | Мировые информационные ресурсы Рассмотреть основные принципы функционирования рынка информационных товаров и услуг | ||
Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке | Мирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Прикладная информатика» всех форм обучения | ||
Специализированный портал «Здоровье и образование» На сайте представлена коллекция интересных ссылок по тематическим рубрикам: «Литературные ресурсы», «Детские ресурсы», «Ресурсы для... | Основные виды природных ресурсов. Минеральные ресурсы, их размещение,... |