Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке





Скачать 107.08 Kb.
НазваниеГосударственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке
Дата публикации16.12.2014
Размер107.08 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке

Содержание


Введение 4

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность играет большую роль в развитии национальной экономики России. В годы реформ проводилась политика ускоренной либерализации внешнеэкономической деятельности, которая в полной мере соответствовала политике «шоковой терапии», проводившейся в стране. Быстрыми темпами в 1990-е гг. выстраивалась и система регулирования внешнеэкономической деятельности. Россия сформировала достаточно либеральную систему регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за весьма короткий срок. 4

Степень изученности проблемы. Абалкина Л., Королева И., Кругмана П., Линдерта П., Львова Д., Макарова В., Некипелова А., Оболенского В., Олина Б., Орешкина В., Петракова Н., Пугеля Т., Риккардо Д., Ситаряна С., Смита А., Спартака А., Федоренко Н., Хекшера Э., Шагалова Г., Шалашовой Н. В целом анализ источников показывает, что вопросы государственного регулирования внешнеэкономических связей России не получили должного освещения в работах как российских, так и зарубежных экономистов. 5

Цель исследования является теоретическое обоснование необходимости государственного регулирования цен на российские природные ресурсы на мировом рынке и разработка предложений, связанных с совершенствованием внешнеэкономической деятельности России. 5

1. Теоретико-правовые основы государственного регулирования цен на российские природные ресурсы на мировом на рынке 6

1.1. Россия на мировом рынке природных ресурсов 6

1.2. Правовые основы государственного регулирования цен на российские природные ресурсы на мировом на рынке 8

по юридическому статусу нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения. 9

В зависимости от характера (особенностей) взаимоотношений участников регулируемых правоотношений все нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в газовой отрасли, можно разделить на акты, регулирующие горизонтальные отношения в отрасли, и акты, направленные на урегулирование вертикальных отношений. Горизонтальные отношения в газовой отрасли существуют между равноправными участниками процесса газоснабжения (рынка газа), к которым относятся производители газа, поставщики газа, организации, оказывающие услуги по транспортировке и распределению газа, потребители газа. На регулирование таких отношений направлены нормативно-правовые акты, устанавливающие условия «входа» на рынок и «правила поведения» на нем участников рынка газа (процесса газоснабжения): доступ к газотранспортной системе и местным газораспределительным сетям, ценообразование, лимиты и расчеты за газ, сертификация газа, требования к промышленной безопасности, нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. 9

Вертикальные отношения в газовой отрасли существуют между участниками рынка (хозяйствующими субъектами) и государственными органами, осуществляющими функции управления и регулирования. Нормативно-правовыми актами, регулирующими такие отношения, являются законы и прочие нормативные правовые акты, действующие в сферах управления государственной собственностью, регулирования недропользования, налогообложения, ценового (тарифного) регулирования, регулирования поведения участников процесса газоснабжения (рынка газа), регулирования внешнеэкономической деятельности в газовой отрасли, лицензирования видов деятельности. Следует отметить, что нормативно-правовые акты, регулирующие только горизонтальные или только вертикальные отношения в газовой отрасли, практически отсутствуют. Большинство актов содержат в себе нормы регулирующие оба типа взаимоотношений. Например, «Положение об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром» регулирует горизонтальные взаимоотношения между независимыми организациями и ОАО «Газпром» в сфере транспортировки газа по магистральным газопроводам, и одновременно вертикальные взаимоотношения представляющей федеральные органы исполнительной власти Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам использования систем магистральных нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов, независимых организаций и ОАО «Газпром». Как правило, акты направленные на регулирование вертикальных отношений, создают правовую среду для участников горизонтальных отношений. Например, Закон «О недрах», устанавливая правила взаимоотношений государственных органов и хозяйствующих субъектов в сфере недропользования, тем самым фактически формирует взаимоотношения участников рынка газа в сфере газодобычи. 10



Введение

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность играет большую роль в развитии национальной экономики России. В годы реформ проводилась политика ускоренной либерализации внешнеэкономической деятельности, которая в полной мере соответствовала политике «шоковой терапии», проводившейся в стране. Быстрыми темпами в 1990-е гг. выстраивалась и система регулирования внешнеэкономической деятельности. Россия сформировала достаточно либеральную систему регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за весьма короткий срок.


Реализация любых специальных мер по поддержке экспортных производств и развитию экспорта требует средств или связана с потерями для бюджета в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Она предполагает либо необходимость иметь средства для этих целей в государственной казне (прямое кредитование предприятий-производителей и экспортеров), либо мобилизацию частных источников, что также требует средств от государства, хотя и относительно меньших (государственное гарантирование экспортных кредитов), либо недополучение бюджетом ряда поступлений (в случае субсидирования производства, снижения импортных пошлин на товары, используемые в экспортном производстве).

Степень изученности проблемы. Абалкина Л., Королева И., Кругмана П., Линдерта П., Львова Д., Макарова В., Некипелова А., Оболенского В., Олина Б., Орешкина В., Петракова Н., Пугеля Т., Риккардо Д., Ситаряна С., Смита А., Спартака А., Федоренко Н., Хекшера Э., Шагалова Г., Шалашовой Н. В целом анализ источников показывает, что вопросы государственного регулирования внешнеэкономических связей России не получили должного освещения в работах как российских, так и зарубежных экономистов.

Цель исследования является теоретическое обоснование необходимости государственного регулирования цен на российские природные ресурсы на мировом рынке и разработка предложений, связанных с совершенствованием внешнеэкономической деятельности России.


Объектом исследования являются цены на российские природные ресурсы на мировом рынке. Предметом исследования являются государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке.

1. Теоретико-правовые основы государственного регулирования цен на российские природные ресурсы на мировом на рынке

1.1. Россия на мировом рынке природных ресурсов


20 век был веком природных ресурсов, прежде всего - нефти и газа. В недрах России заключена примерно 1/7 часть мировых разведанных запасов нефти (около 27,5 млрд т) и около 1/3 мировых запасов газа (около 48 трлн м3 на 1996 год) 1. До перестройки добыча полезных ископаемых была исключительной монополией государства. В настоящее время вся отрасль приватизирована, добыча нефти распределена между несколькими частными компаниями, в газовой промышленности безраздельно господствует РАО Газпром, где доля государстенногоучастия составляет 40%. Он поставляет на рынок 92% природного газа страны.2

Природные ресурсы являются основной статьей экспорта Советского Союза и России. В настоящее время Россия экспортирует более 40% добываемой нефти и более трети продуктов ее переработки. Однако, доходы от экспорта зависят от колебаний мировых цен. Из-за падения цен на нефть в 1986 году Советский Союз потерял около 40 млрд рублей прибыли за три года. После распада СССР экспорт нефти стал одним из основных источников пополнения бюджета России, однако бюджет на 1998 год планировался исходя из мировых цен на нефть на уровне 115 долларов США за тонну, но в начале года цена упала до 100 долларов, к середине марта приблизиалсь к 80 и продолжает падать. Торговля газом также давала существенную прибавку в бюджет сраны, однако снижение мировых цен на нефть вызвало понижение цен и на газ. Нефть и природный газ - не только эффективные энергоносители, но являются также ценным химическим сырьем. Однако лишь около 1/10 добываемого в России газа перерабытывается как химическое сырье. По глубине переработки нефти Россия также отстает от мирового уровня - выход светлых нефтепродуктов из тонны нефти в России составляет около 53%, в мире - более 90%.3

В СССР и в России поставки нефти, газа и других природных ресурсов внешним покупателям были не только и не столько экономическими, сколько политическими. Стратегия развития отрасли и экспортной политики определяется исходя из интересов сиюминутной внешней и внутренней политики страны и правящих групп. В настоящее время в стране отстутствует долгосрочная стратегия использования нефтяных и газовых ресурсов.

Цены на природные ресурсы складываются под влиянием большого количества факторов: издержек, баланса спроса и предложения, мер государства по регулированию деятельности энергетических предприятий, цен мирового рынка, инвестиционной политики и др. По мере развития рынка возрастает роль рыночных цен, определяемых не государством, а законами спроса и предложения.

Цены во все большей степени формируются в результате конкуренции как между отдельными энергоносителями, так и между отдельными топливодобывающими и энергопроизводящими предприятиями.

Общей характеристикой для ТЭК является преимущественное регулирование со стороны государства ценообразования на ТЭР. Так, в газовой промышленности 95% добычи и сбыта российского природного газа, осуществляемых РАО «Газпром», производится по ценам, регулируемым государством. Особенностью нефтяной отрасли является региональный монополизм, и проблемы государственного регулирования находятся в монопольном ведении регионов, владеющих и распоряжающихся своей системой нефтепродуктообеспечения. В электроэнергетической отрасли установление тарифов на электроэнергию является функцией отраслевых государственных органов. Монополизм в ценообразовании распространяется также и на транспортировку топливно-энергетических ресурсов, что связано со сложившейся структурой управления в отраслях ТЭК.

1.2. Правовые основы государственного регулирования цен на российские природные ресурсы на мировом на рынке



Вопреки часто встречающемуся мнению о практически полном отсутствии отраслевой нормативно-правовой базы, регулирующей экспорт природных ресурсов в России, она достаточно обширна и несколько стихийна. Упомянутое мнение в основном сложилось потому, что отраслевые специалисты, как правило, оперируют лишь несколькими основополагающими документами, а юристы, как правило, «редко работают в этом поле по общим вопросам нормотворчества».

Всю нормативно-правовую базу, в той или иной мере затрагивающую и регулирующую отношения в сфере нефтегазовой отрасли, удобно рассматривать с учетом следующей классификации:

  • по характеру (особенностям) взаимоотношений участников регулируемых правоотношений;

  • по предмету (цели) регулирования;

  • по содержанию правовых норм (направлениям регулирования);
  • по юридическому статусу нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения.

В зависимости от характера (особенностей) взаимоотношений участников регулируемых правоотношений все нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в газовой отрасли, можно разделить на акты, регулирующие горизонтальные отношения в отрасли, и акты, направленные на урегулирование вертикальных отношений. Горизонтальные отношения в газовой отрасли существуют между равноправными участниками процесса газоснабжения (рынка газа), к которым относятся производители газа, поставщики газа, организации, оказывающие услуги по транспортировке и распределению газа, потребители газа. На регулирование таких отношений направлены нормативно-правовые акты, устанавливающие условия «входа» на рынок и «правила поведения» на нем участников рынка газа (процесса газоснабжения): доступ к газотранспортной системе и местным газораспределительным сетям, ценообразование, лимиты и расчеты за газ, сертификация газа, требования к промышленной безопасности, нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Вертикальные отношения в газовой отрасли существуют между участниками рынка (хозяйствующими субъектами) и государственными органами, осуществляющими функции управления и регулирования. Нормативно-правовыми актами, регулирующими такие отношения, являются законы и прочие нормативные правовые акты, действующие в сферах управления государственной собственностью, регулирования недропользования, налогообложения, ценового (тарифного) регулирования, регулирования поведения участников процесса газоснабжения (рынка газа), регулирования внешнеэкономической деятельности в газовой отрасли, лицензирования видов деятельности. Следует отметить, что нормативно-правовые акты, регулирующие только горизонтальные или только вертикальные отношения в газовой отрасли, практически отсутствуют. Большинство актов содержат в себе нормы регулирующие оба типа взаимоотношений. Например, «Положение об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром» регулирует горизонтальные взаимоотношения между независимыми организациями и ОАО «Газпром» в сфере транспортировки газа по магистральным газопроводам, и одновременно вертикальные взаимоотношения представляющей федеральные органы исполнительной власти Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам использования систем магистральных нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов, независимых организаций и ОАО «Газпром». Как правило, акты направленные на регулирование вертикальных отношений, создают правовую среду для участников горизонтальных отношений. Например, Закон «О недрах», устанавливая правила взаимоотношений государственных органов и хозяйствующих субъектов в сфере недропользования, тем самым фактически формирует взаимоотношения участников рынка газа в сфере газодобычи.


Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» установлено, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации может осуществляться 2-мя методами: 1) посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и 2) путем нетарифного регулирования, в частности с помощью квотирования и лицензирования внешнеторговой деятельности, в соответствии с Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в т.ч. путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти, запрещены (ст. 13).

Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации (ст. 1).

В ст. 2 при определении основных понятий, используемых в Законе «Об оновах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», под понятием «внешнеторговая деятельность» подразумевается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью, а под понятием «товар» - электрическая энергия и другие виды энергии, что позволяет распространить его действие на регулирование внешнеэкономических отношений и при поставках газа.

Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности определены в ст. 4 и гласят:

защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законн

1 Некрасов А.С., Синяк Ю.В. Развитие энергетического комплекса России в долгосрочной перспективе. //Проблемы прогнозирования.- 2004.- № 4.- С. 35-58.

2 Там же

3 Некрасов А.С., Синяк Ю.В. Развитие энергетического комплекса России в долгосрочной перспективе. //Проблемы прогнозирования.- 2004.- № 4.- С. 35-58.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке iconИнформация о компании От скромных начинаний к лидерству на мировом рынке
Адрианом Далси, Лерри Халлбломом и Робертом Линном – dhl продолжает расширяться феноменальными темпами. Со дня создания компания...
Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке iconПрограмма дисциплины «Разграничение прав собственности на природные ресурсы»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке iconРабочая программа по дисциплине Ценообразование на мировом рынке
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке icon№ Ресурсы окружающей среды, природные ресурсы России и мира
Рап. Прикладная экология, лекция 6, ау. 214, 13: 50-15: 10, 12. 03. 12, доцент кафедры земельного и экологического права, к ю н....
Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке iconУрок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы
Задача: способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к изучаемым предметам
Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке icon«Китайский сектор информационно-коммуникационных технологий в конкурентной...

Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке iconКонспект по теме: Природные ресурсы (тема 2, §2) 1) сделать конспект,...
Земельные ресурсы необходимы для жизни людей и всех отраслей хозяйства. Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется...
Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке iconРеферат: На тему: природные ресурсы россии
Обилие и разнообразие ресурсов во многом обеспечило индустриализацию страны в XX в., в отдельные периоды ее истории экспорт мине­рального...
Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке iconРеферат: На тему: природные ресурсы россии
Обилие и разнообразие ресурсов во многом обеспечило индустриализацию страны в XX в., в отдельные периоды ее истории экспорт мине­рального...
Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке iconЕжедневный бюллетень 22 Июля 2005 г
В четверг продолжилось укрепление рубля по отношению к доллару США. Драйвером роста российской валюты стала ситуация на мировом валютном...
Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке iconКонкурентоспособность ведущих компаний на мировом рынке авиауслуг
Диссертация выполнена на кафедре менеджмента, маркетинга и коммерции Московского государственного института международных отношений...
Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке iconТорнтон и Тейн: любовь к традициям и жажда перемен1
Нью-Йорк. В goldman Sachs, крупнейшем инвестиционном банке на мировом рынке, с уважением относятся к традициям
Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке iconБабичева Ю. А., Мостовая Е. В. Российские банки: проблемы роста и регулирование
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (Валютное регулирование)
Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке iconСпособы позиционирования продукта. 1
Несомненно, одним из важнейших этапов работы рекламной кампании является позиционирование продукта, компания должна занять свою нишу...
Государственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке iconПетросов Аркадий Арамович проф., д т. н. Потемкина Екатерина Александровна...
Цена золота на мировом рынке является одним из основных критериев, определяющих экономическую целесообразность инвестиций в освоение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск