Инновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы»





НазваниеИнновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы»
страница1/4
Дата публикации01.05.2015
Размер0.52 Mb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Информатика > Анализ
  1   2   3   4


Инновации в профессиональном образовании
Раздел ИНФОМАТИКА

Из «Опыта работы»

Н.С. Хайруллина,

преподаватель информатики ГБОУ СПО «Казанский нефтехимический колледж»
Организация работы «локальной» электронной почты
Конечной целью обучения информатике является подготовка грамотных пользователей компьютерной техники, способных в своей дальнейшей прак­тической работе самостоятельно применять все богатство существующего программного обеспечения, работать в компьютерных сетях, со средствами мультимедиа, осуществлять обслуживание своего рабочего компьютера на уровне пользователя.

Для получения навыков работы по освоению телекоммуникаций в курс информатики включен раздел, посвященный телекоммуникациям и Интер­нету. Изучение сети Интернет начинают со стандартных типовых операций: запуск программы-браузера, загрузка web-страницы с заданного адреса, по­лучение-отправка электронных писем и т.д. Подобные уроки можно прово­дить и без подключения к глобальной сети Интернет, если в учебном заведе­нии настроена локальная сеть, в которой функционируют программы-серверы для поддержки сервисов web, электронной почты и т.д. Большинство необходимых для такой работы программ встроено в операционную систему Microsoft Windows.

Анализ публикаций в периодических изданиях, материалов сети Ин­тернет и электронной почты показывает, что современные учебные заведе­ния, обладающие необходимым количеством компьютерной техники, доста­точно далеко продвинулись в указанном направлении. Что касается под­держки электронной почты, то в локальной сети учебного заведения эти сер­висы обычно не реализуются.

Компьютерная технология по поддержке электронной почты в локаль­ной сети в Казанском нефтехимическом колледже реализуется программой Courier Mail Server, разработанной российскими программистами. Эта про­грамма выполняет роль почтового сервера; она сочетает в себе следующие немаловажные качества: простота в обслуживании и использовании, ком­пактность, доступность и полностью на русском языке.

Для наладки работы в системе электронной почты, необходимо пройти следующие этапы:

  1. Настроить почтовый сервер Courier Mail Server.

  2. Настроить Internet Explorer на рабочих станциях обучающихся.

  3. Настроить почтовую программу (например , Outlook Express).

Настройка почтового сервера производится запуском программы Cou-rier Mail Server. Следующий этап - регистрация всех пользователей, которые будут пользоваться услугами сервера. Ниже дается описание для минимальной конфигурации без возможности использования выхода в Интернет. То есть это будет именно почтовый сервер с вашим доменным именем. Например: компьютеры нашей локальной сети имеют e-mail: compl@pkl9.ru, compl@pkl9.ru и так далее. Это значит, что необходимо настроить компоненты Домен и Учетные записи. После заполнения информационных полей в окне «Свойства» настройку почтового сервера можно считать законченной.

Для настройки Интернета на рабочих станциях обучающихся необхо­димо загрузить программу Internet Explorer. Через Сервис, Свойства обо­зревателя и Подключения необходимо настроить локальную сеть LAN: ус­тановить флажок для использования прокси-сервера для подключения LAN; указать IP-адрес (192.168.0.1) и порт (3128).

Настройка программы Outlook Express на рабочих станциях обучаю­щихся осуществляется через Сервис, Учетные записи. Далее необходимо указать подключение через локальную сеть, используя вкладыш Подключе­ние. Вкладыш Дополнительно необходим для установки номеров портов сервера, а именно для исходящей почты (SMTP) - 3120, для входящей почты (РОРЗ)-3121.

Успешное завершение настройки почтовой программы ознаменуется поступлением первого электронного письма от разработчиков программы Outlook Express. Это всего лишь милая забота о своих клиентах, предусмот­ренная в недрах Windows. Теперь обучающиеся могут завалить электронны­ми письмами друг друга.

Обучающиеся, овладевшие практическими навыками работы с сетью на уроках информатики, обычно продолжают работать в ней самостоятельно во внеурочное время. Согласно исследованиям, 46% учащиеся рассматрива­ют Интернет и электронную почту как средство развлечения, 44% исполь­зуют сеть и почту для получения учебной информации, 10% - в качестве средства самовыражения и коммуникации. Процент учащихся, самостоя­тельно работающих с Интернетом и электронной почтой в учебных целях, достаточно высок.
Фаттахова Ф.Р.,

преподаватель информатики ГАОУ СПО

«Нижнекамский сварочно-монтажный колледж»
Метод проектов как средство реализации личностно - ориентированного обучения в преподавании информатики
Значительное возрастание доли самостоятельной работы в образовательном процессе, широкое внедрение информационных технологий, существенно обогативших набор информационных продуктов и услуг, предоставляемых потребителям информации, - все это обусловливает необходимость решения задачи формирования информационной культуры личности.

Педагогика и психология рассматривают информационную культуру личности как своеобразную подсистему, обеспечивающую должный уровень реализации ряда важнейших процессов ее жизнедеятельности. К этим процессам могут быть отнесены:

  • эффективный информационный обмен, обеспечиваемый формированием ряда информационных умений;

  • поиск необходимой информации, в том числе о методах ее переработки;

  • выработка и совершенствование индивидуально эффективных способов сохранения и усвоения информации;

  • информационная нравственность.

Мы определяем информационную культуру как часть базисной культуры личности, характеризующую информационную сферу жизнедеятельности человека и включающую совокупность знаний, умений и навыков работы с информационными источниками; наличие творческого подхода в сфере информационной деятельности, позволяющего эффективно работать при поиске, передаче, получении информации; умение на этой базе генерировать качественно новую информацию.

Поскольку исследовательская деятельность обучающихся способна оказывать влияние на их профессиональное и личностное становление, в период обучения в колледже формируются организационно - педагогические условия для развития у студентов первоначальных навыков исследовательской работы, формирования позитивного отношения к ней.

Первым шагом на пути формирования навыков исследовательской деятельности могут стать элементы исследований в рамках учебного занятия.

Итоговая форма исследовательской работы обучающихся - это защита тематических проектов, курсовых работ.

Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно ориентированной педагогической системы являются насущными требованиями к образованию сегодняшнего дня, настоятельно диктующими необходимость изменения традиционных подходов к обучению.

Сегодня общество переживает серьезное преобразование системы ценностей и требует от каждого человека не только овладения профессиональными знаниями, навыками, но и способности к саморазвитию, проектированию опережающего развития собственной деятельности, гибкости, мобильности.

Современные педагогические технологии отдают предпочтение таким методам обучения, которые призваны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов.

Для развития способности учащихся координировать различные виды деятельности одновременно, необходимо обучение определенному конкретно заданному образцу действий путем развития проектного сознания. Проект является современным средством организация деятельности коллектива людей (учителя, учащихся, и т.д.) и координации выполняемых ими действий.

К сожалению, в последние годы, к нам приходят обучающиеся, у которых низкая активность в обучении, недостаточно развиты мыслительные способности, иногда отсутствует учебная мотивация. Как это преодолеть? С другой стороны, многие студенты, постоянно прикованные к телевизору, владеющие техникой работы на компьютере и умеющие пользоваться информацией из Интернета, начинают скучать на обычном уроке с устным, традиционным изложением материала. Да и знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило, не выстроены в логике курса, и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией.

Именно поэтому в последнее время у нас столь велик интерес к инновациям, новым образовательным технологиям и методам. Широко применяется технология интерактивного обучения, внедряется в практику метод проектов с завершающей его презентацией.

Первым шагом на пути формирования навыков исследовательской деятельности могут стать элементы исследований в рамках учебного занятия.

Итоговая форма исследовательской работы обучающихся - это защита тематических проектов, курсовых работ.

Прежде чем организовать работу с учащимися по методу проектов, я изучаю индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика, способности и возможности по спецкурсу, советуясь со спец предметником, что помогает мне полнее учесть интересы ученика, ближе подойти к волнующим его проблемам, подобрать посильную задачу, способствующую развитию и становлению личности.

На уроках информатики обучающиеся получают базовый уровень знаний и умений и создают учебные мини - проекты, на которых отрабатывают общие и специальные умения. Работа над проектом повышает мотивацию обучения, у обучающихся развиваются творческие и организаторские способности. Проектная деятельность позволяет учитывать интересы и направленность обучающихся при выборе содержательной области проектов, способствует развитию возможности раскрытия и реализации внутренней фантазии с помощью компьютерной технологий.

Проектный метод подходит для изучения как информатики, так и других предметов. При его использовании за сравнительно короткий срок достигается максимальный обучающий эффект. В процессе работы над проектом происходит не просто накопление знаний, но их реорганизация. Широкое использование в учебном процессе метода проектов является благотворной почвой для осуществления межпредметных связей.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:

подготовительный (согласование темы с преподавателем - предметником);

планирование;

исследовательский:

  • разработка реферата по выбранной теме (тезисы к реферату);

  • сбор материала для компьютерного выполнения (рисунки, фотографии, схемы и т.д.);

  • разработка макета проекта;

  • разработка и отладка компьютерного проекта;

отчет - представление результатов исследования: а) разработка текста выступления на защите проекта;

оценка результатов выполнения проекта, защита проекта.

В подготовительном этапе формируется состав проектный группы. Учащиеся могут самостоятельно выбрать делового партнера по проектной работе, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся. Таким образом, на данном этапе соблюдаются такие принципы личностно ориентированного обучения, как приоритет индивидуальности, самобытности ребенка как активного носителя субъективного опыта; специальная организация коллективно распределенный деятельности между всеми участниками образовательного процесса.

На этапе планирования учащиеся определяют конечный вид создаваемого программного продукта, его назначение и круг пользователей, распределяют обязанности в группе и выбирают способы поиска информации.

На исследовательском этапе учащиеся работают самостоятельно, преподаватель лишь организует их деятельность, указав некоторые источники и способы сбора информации, выступает в роли консультанта. Это самый длительный этап, он связан с использованием информационно - коммуникационных технологии. Развитие ученика на данном этапе идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение опыта путем использования всего того, что накоплено учеником в процессе его собственной жизнедеятельности.

Весь подготовленный материал надо представить сокурсникам, поэтому в конце изучения темы один урок отводится защите проектов. Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе работы.

Оценка результатов - последний этап работы над проектом. При оценивании результатов проектной деятельности целесообразно использовать рейтинговые виды оценки на основе мониторинга, предусматривающие в числе прочего и элементы самооценки: что делали, что понравилось, что не понравилось, почему, кто был лучшим. Очень важно дать возможность всем учащимся выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Каждый проект заслуживает похвалы, и в конце данного урока учитель благодарит всех учащихся за проделанную работу.

Форма оценки работы учащихся.
Ф.И.О.

тема проекта


п/п

Оцениваемый параметр

Макс, балл

оценка

Содержание:

1

Соответствие теме

15




2

Логика изложения

10




Дизайн:

3

Общий дизайн и графика соответствуют содержанию

10




4

Единства стиля в оформлении разных частей работы

10




5

Читаемость текста, наглядность выделений

10




6

Мультимедиа. Использование звука

10




7

Гиперссылки

10




Организация:

8

Количество слайдов обосновано

5




9

Слайды представлены в логической последовательности

5




10

Творческий подход и оригинальность

15




итого


Форма учета активности учащихся во время обсуждения проектов

(каждое замечание по 1 баллу).


№ п/п

Ф.И.О.

(обсуждающего)

Тема проекта

Что не понравилось

Положительные стороны работы

итог




















Большинству учащихся такая форма работы нравится, это повышает их учебную мотивацию и, как следствие качество получаемых знаний. При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал. Отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем личностных качеств ученика, проявляемых в процессе работы, становится для ребенка более весомой, чем отметка по предмету. Изменяется и психологический климат в группе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Практика применения метода проектов на уроках информатики показывает, что:

  • использование этого метода позволяет решить значительную часть стоящих перед преподавателем задач, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса;

  • при такой организации обучения происходит привитие учащимся навыков сознательного и рационального использования программного обеспечения в учебной, затем и в профессиональной деятельности;

  • происходит стимулирование интереса учащихся к предмету, формируется правильное представление о месте информатики в жизни современного человека, развиваются способности учеников, творческое мышление.

Что дает применение этого метода обучающимся:

  • опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

  • освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;

  • развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

  • развитие способностей разрешать конфликты, способностей к компромиссам;

  • многомерное освоение учебного материала;

  • формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только учебных, но и в иных ситуациях.


Эти работы также можно применять как средство обучения на спецпредметах. У нас такой опыт имеется.

Лаптева Н.Н.,

заместитель директора по УПР

ГБОУ СПО «Казанский радиомеханический колледж»
Кейс - технологии в процессе схемопроектирования как основа

творческого саморазвития личности
Современные проблемы на рынке труда, связанные с мировым кризисом, определили возрастающую потребность во всесторонне развитом, творчески активном специалисте.

Основной целью данной работы являются исследование механизмов самоорганизации и самореализации обучающихся, направленные на изучение личности в творческом процессе, утверждающие их профессиональные интересы и намерения.

Задачами данной работы являются:

  • получение обучающимися практических навыков в области радиотехники и электроники;

  • разработка авторских изделий или воспроизводство известных электрические схемы и устройств;

  • развитие воображения, творческого мышления, навыков планирования и проведения исследовательско - экспериментальных научно-практических работ, наблюдений, измерений или опытов;

  • расширение, повторение, обобщение, систематизация знаний, полученных в колледже;

  • развитие способностей студентов к самостоятельной работе с информационными «Интернет - ресурсами»;

  • знакомство с новыми элементами общенаучных и специальных знаний;

Практическая значимость данного исследования заключается:

  1. В апробации (с 2005 по 2009гг) рекомендаций, развивающих способности самостоятельного овладения основами схемопроектирования, построенные на принципах предметной преемственности (Приложение 3);

  2. В определении концептуальных подходов к организации творческого проектирования:

  • внедрение инновационных форм обучения, развивающих способности студента к самообразованию;

  • привлечение студентов к исследовательской деятельности, усиливающей заинтересованность к выбранным профессиям и специальностям и развивающих их креативные способности;

  • обеспечение качественной подготовки высокообразованных и квалифицированных специалистов, способных к самореализации и профессиональному росту.

  1. В рассмотрении особенностей применения Интернет- технологий в процессе формирования творческой активности;

  2. В структурировании подготовительных этапов творческого проектирования:

подготовительный этап- выбор темы творческой работы; самоподготовка по основам физики, электротехники (при необходимости);

  • поисково-исследовательский этап- поисковая работа в Интернет -библиотеке (Приложение 1); изучение, при необходимости, основ схемного редактора PCAD (Кейс- приложение 2); работа со справочным материалом (Кейс- приложение 3);

  • технологический этап- использование рекомендаций по основам схемосложения (Кейс- приложение 1);

  • заключительный этап- выполнение монтажно - технологических задач, обозначенных проектом, и электротехническое испытание.

Актуальность данной работы вытекает из целого ряда педагогических целей, связанных с профессиональной подготовкой будущего специалиста: Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. Выявлены условия формирования творческой активности студентов в процессе проектирования (Табл.1);

  2. Разработаны показатели творческой активности студентов (Табл.2);

  3. Предложена методика организации виртуальной мастерской,

способствующая формированию эвристической среды, влияющей на мотивацию творческой деятельности личности, на развитие его самостоятельности и инициативности
Условия формирования творческой активности

Таблица 1


Показатели

Баллы

5

4

3

2

Примечание

Актуальность тематики работы
















Степень полноты обзора состояния вопроса
















Степень самостоятельности при выполнении иссле­дования;
















Степень применения в работе знаний общепрофессиональных и специальных дисциплин
















Ясность, четкость, последовательность и обоснованность изложения
















Степень применения компьютерных технологий в работе
















Качество оформления пояснительной части работы
















Объем и качество выполнения графического материала, его соответствие тексту
















Качество выполнения технологической части работы
















Оригинальность и новизна полученных результатов, научно-исследовательских или производственно-техно-логических решений

















Показатели творческой активности студентов колледжа

Таблица 2


Условия

инициат ивность

трудолю бие

ответств енность

организ ованнос ть

усидчив ость

аккурат­ность

Построение образовательного процесса на личностно-ориентированных технологиях



















Стимуляция студентов на творческое проектирование



















Использование в процессе курсовой и дипломной деятельности студентов возможностей информационных и практикоориентированных творческих проектов



















Развитие у студентов способностей к вза­имопомощи, оказываемой творческой группе при работе над проектом



















Усиление самоутверждающих позиций студентов путем привлечения их к участию в профессиональных конкурсах, олимпиадах и форумах различного уровня




















Подготовка учебно-методического материала, относящегося в группе кейс-технологий, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести:

  • доступность при организации самостоятельной самообразовательной работы в электронной радиомастерской;

  • наглядность в виде красочной иллюстрации, мультимедиа-компонентов, разнообразии схем, квантованного текста с выделенными важными определениями и т.д.;

  • наличие интерактивных схемных решений;

  • возможность знакомства с электронной «периодикой» электро- радионазначения;

  • возможность нелинейной работы с материалом, снабженного гиперссылками.

  • осуществление процесса «программирования» деятельности студентов, в основе которого лежат теоретическая преемственность и систематичность практической подготовки;

Современные компьютерные графические технологии - мощный, выразительный и доступный инструмент для творческого самовыражения, как преподавательского, так и студенческого коллектива.
Внедрение новых технологических решений открывают перед обучающимися ряд возможностей, существенно облегчающих процесс их творческой самореализации, обеспечивает устойчивый интерес к исследовательской и творческой деятельности личности (Приложение 3).

Данный вывод научно подтверждается следующими факторами:

  • актуализация видео- аудио - интеллектуальных возможностей студентов;

  • повышение информационной (компьютерной, сетевой) грамотности обучающихся;

  • развитие самообразовательного уровня студентов при постоянном контроле изменяющихся ИТ- баз данных и знаний, а также возможностей доступа к сетям и информации Интернет;

  • усиление проф. заинтересованности студентов, как результат укрепления личностных самоутверждающих позиций.

Использование кейс - материала по «творческой лаборатории» студентов способствует формированию их профессиональной готовности к самостоятельному овладению системой знаний и умений квалифицированно и независимо решать творческие задачи; ориентированию в многообразии предложенных кейс - программ, пособий, литературы; реализации возможностей доя дальнейшего профессионального, творческого роста и социализации личности.
Методический кейс- материал по схемопроектированию
Это, так называемый, кейс- пакет, состоящий из «Рекомендаций по основам схемосложения» с приложением в электронном варианте основ физики и электротехники {Кейс- приложение 7); редакторов схемных программ на CD-ROM {Кейс- приложение 2); Интернет - библиотеки (Приложение 1), а также адресов фирм, реализующих электронное оборудование, радиокомпоненты и программное обеспечение (Приложение 2).

Все это представляет собой своеобразный путеводитель по виртуальной радиомастерской, что способствует развитию творческой активности личности; проявлению инициативности; формированию познавательных интересов; умению оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности.

Гимаев Л. К., преподаватель

специальных дисциплин ГБОУ НПО

ПЛ № 85 п.г.т. Рыбная Слобода
Использование проектного метода и информационных технологий в преподавании специальных дисциплин и техническом творчестве

Техническое творчество является одним из важных факторов современного образования. Развитие технического творчества становится предметом приложения усилий как общества в целом, так и отдельных социальных институтов и общественных организаций.

Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, результатом которой являются образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, интенсивно творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

Организация технического творчества лицея - это большой труд преподавателя. Выполняются, в основном, модели, которые могут использоваться в педагогическом процессе, а не являлись бы украшением почетных выставок или учебных кабинетов. Профессиональную подготовку к работе по созданию сложных макетов и действующих моделей многие обучающиеся получают на предметном кружке «Техническое обслуживание и ремонт машин». В деятельности предметных кружков, как правило, сочетается изучение теоретических вопросов (доклады, диспуты, конференции, олимпиады) с практической работой по моделированию, оформлению кабинетов и лабораторий. Содержание технического творчества на старших курсах зависит от специальности, направления творческих поисков.

Во многих случаях изготовление той или иной действующей установки требует работы целой группы обучающихся. Коллективное творчество дает очень хорошие результаты. Модели и приборы, выполненные группой обучающихся, отличаются высоким качеством исполнения и интересны по содержанию. Техническим творчеством обучающиеся лицея занимаются во время прохождения практики и при подготовке и обсуждении рефератов по различным учебным вопросам. Все это способствует созданию у обучающихся творческой инициативы, формирует необходимые будущему специалисту навыки в работе. В результате хорошо поставленной работы в кружках технического творчества, работы обучающихся занимали призовые места в различных смотрах, конкурсах.

В учебно-воспитательном процессе для поддержки и помощи обучающемуся требуется психолого-педагогическое сопровождение, которое ставит задачи: предупреждение возникновения проблем развития, помощь в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, проблемы взаимоотношений со сверстниками, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, преподавателей. Поэтому, пробудив интерес, мотив обучающихся к техническому творчеству еще в период обучения, можно с большей уверенностью рассчитывать и на его развивающую роль в последующей деятельности. В силу определенной педагогической доступности техническое творчество обучающихся применяется непосредственно на уроках и в различных видах внеклассной деятельности. Цель обучения основам творческого труда - пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся в активной исследовательской, рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности. Это обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение (или создание новых) приспособлений, инструментов, макетов и т.д.

Техническое направление деятельности объединения включает в себя:

  • изготовление технической оснастки для кабинета спецпредметов;

  • изготовление рабочих макетов и тренажеров;

  • отбор приёмов и приспособлений, снижающих физическую утомляемость рабочего.

В течение продолжительного времени, начиная с 2004 года по сегодняшний день, на кружке технического творчества при кабинете «Техническое обслуживание и ремонт машин» под моим руководством обучающимися были изготовлены различные объемные макеты, приборы: «Прибор для проверки колец двигателей внутреннего сгорания», «Прибор для проверки работоспособности термостата системы охлаждения двигателя», « Предпусковой подогреватель охлаждающей жидкости двигателя», демонстрационный электрифицированный «Макет магнето», объемный действующий «Макет тормозной системы легкового автомобиля», наглядное пособие « Коробка перемены передач автомобиля ГАЗ-52», объемный макет «Разрез рулевой колонки автомобиля ГАЗ-53», «Прибор для проверки и регулировки системы зажигания автомобиля «Автомобильный стробоскоп», «Электрифицированный стенд системы охлаждения дизеля» и многое другое, в т.ч. различные разрезы узлов и агрегатов тракторов и автомобилей.

По итогам выставки технического творчества лицея в 2008-2009 учебном году мои обучающиеся заняли 1-место.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

В педагогической деятельности мною внедряется метод проектов, который ориентирован на самостоятельную творческую деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую). Данный метод органично сочетается с групповым подходом к обучению, всегда предполагает решение какой-то проблемы или исследования. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемы»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Этот метод я практикую как в обычной группе в виде самостоятельной, индивидуальной или групповой работы обучающихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных информационных средств, в частности «компьютерных телекоммуникаций».

Как правило, выпускник лицея приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, способным адаптироваться в разнообразных ситуациях, работать по полученной специальности. Все выпускники лицея востребованы на рынке труда. Все 100% трудоустраиваются.

Реализуя метод проектов, преподаватель предполагает, что обучающийся должен иметь определенный багаж знаний и умений:

  • интегрированные знания для исследовательского поиска (например, исследование или изучение износов кривошипно-шатунного механизма, проблема влияния некачественных топливо-смазочных материалов на долговечность, ресурс двигателя внутреннего сгорания и т.п.)

  • умение применять исследовательские методы, предусматривающие определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

  • выдвижение гипотезы их решения;

  • обсуждение методов исследования (статических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, докладов и пр.);

  • бор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Практика обучения показывает, что на уроках «Технического обслуживания и ремонта машин», которые я веду, одним из методов является проектная деятельность, которая предполагает различные средства обучения, в том числе и использование новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, видео, мультимедийные средства. Это могут быть и традиционные средства: книги, справочники, электронные учебники. Кроме этого я использую и собственные электронные разработки: «Ремонт кривошипно-шатунного механизма», «Устройство систем и механизмов двигателя». Также имеются пособия: «Механическое устройство двигателя», «Общие предосторожности при проведении технического обслуживания», «Система впуска и выпуска», «Система охлаждения», «Система смазки», «Топливная система», «Электрическая система двигателя», «Обучающая программа для ремонта, обслуживания и эксплуатации автомобиля ВАЗ-2101». Также в учебном процессе используются презентации, выполненные обучающимися : «Техническое обслуживание системы питания», «Смазочная система», «Рулевое управление», «Система пуска» и др. Обучающийся может самостоятельно изучить эти темы и тут же на компьютере выполнить тестовые задания, определив свой уровень усвоения (тесты на основе программы My Test). Преподаватель без лишней бумажной волокиты может контролировать уровень усвоения обучающегося по пройденным темам. Преимущество данного метода обучения - возможность преподнесения определенной части учебного материала средствами статической и динамической наглядности в виде схем, графиков, диаграмм, чертежей, и т.п.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

  • осознанное восприятие обучающимися учебного материала и выполнение учебных заданий;

  • самостоятельное суждение и умозаключение обучающихся;

  • превращение решения каждой задачи, разбора проблемной ситуации в маленькое исследование;

  • систематическое обучение работе с книгой;

  • создание спокойной, деловой, рабочей обстановки на уроке;

  • использование лекционно-семинарских занятий, практикумов, уроков вопросов и ответов, бесед, разбора проблемных ситуаций, а также других форм и методов занятий, стимулирующих самостоятельность и активность мышления обучающихся;

  • регулярная проверка знаний и умений обучающихся, контроль не только выполнения очередного домашнего задания, но и знания ранее пройденного материала.

Для этого часто использую внеурочное время, т.е. работу в предметном кружке «Техническое творчество», тем самым отрываю ребят от улицы и приобщаю их к с социально значимому результату - получению будущей профессии.

Мною накоплен определённый опыт по применению информационных технологий

в работе творческих объединений (предметных кружках) и в преподавании специальной дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт машин». Свою работу я построил следующим образом:

  • во – первых, при помощи программы Microsoft Power Point создаю презентации уроков. Это такие уроки как «Ремонт кривошипно-шатунного механизма», «Дефектация кривошипно- шатунного механизма », «Обслуживание ступицы колеса», «Регулировка стояночного тормоза автомобиля», «Регулировка карбюратора автомобиля» и другие;

  • во – вторых, применение программы Microsoft Word позволило мне оформить в соответствии с требованиями всю учебную документацию, создать необходимый дидактический материал для проведения уроков, оформления кабинета планшетами, таблицами, схемами;

  • в - третьих, разработал задания для внеклассной работы, а именно для технического творчества.

Работа в данном направлении продолжается.

Данные методические разработки уроков позволяют обучающимся без лишней суеты включиться в работу. Материал подобран таким образом, чтобы он был доступен при изучении. Особо обращаю внимание на актуальность и связь с практикой.

Практика показывает, что работа слабых обучающихся в паре с сильными дает положительный результат. Они значительно лучше могут отвечать на поставленные вопросы, речь их становится технически грамотной, они привыкают к коллективной работе.

Оценивая знания обучающихся и выставляя оценку, я придерживаюсь следующих требований: степень познавательной активности, творчества, самостоятельности, уровень усвоения умения и навыков, умение работать в паре с товарищем, аргументировано отвечать. По завершению урока, в конце второго часа или по мере готовности проводится собеседование с каждым обучающимся, выставляются оценки и комментируются его положительные стороны, а также объясняется, на что следует обратить внимание при выполнении последующей работы. Далее проводится смена заданий, а поскольку обучающиеся уже знают, что им необходимо выполнить, то они без лишней суеты быстро включаются в выполнение последующего задания и выполняют его значительно быстрее, качественней и этот показатель от задания к заданию возрастает. На заключительном этапе выполнение по данной теме подводится итог, выставляется итоговая оценка.

Необходимо обратить внимание на то, что использование технического творчества и информационных технологий во время уроков и во внеурочное время позволяет повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета и качество успеваемости. Так, по итогам 2005-2006 учебного года по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства» при сдаче экзаменов выпускными группами по предмету «Техническое обслуживание и ремонт машин» качество успеваемости составило 46-47%, в 2006-2007 году этот показатель был уже выше - 54-56%, в 2007-2008 году - 62%, в 2008 – 2009 учебном году уже 61-66%.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы» iconПрограмма вступительных испытаний творческой направленности по специальности...
Ровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании). При приеме...
Инновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы» iconОоо «Совет директоров учреждений профессионального образования Тверской области»
«Компетентностный подход: традиции и инновации в профессиональном образовании»: материалы региональной научно-практической конференции...
Инновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы» iconКонкурс проводился в целях совершенствования и распространения передового...
«Лучший управляющий совет», «Лучший публичный доклад», «Мои инновации в образовании», «Наследники Юрия Гагарина» и подведены итоги...
Инновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы» iconПрограмма воспитательной работы для студентов; 12
Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном...
Инновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы» iconПрограмма воспитательной работы для студентов; 13
Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном...
Инновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы» iconКомпетентностный подход в образовании: основные этапы становления...

Инновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы» iconЗакон от 22. 08. 1996 n 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном...
Федеральный закон от 22. 08. 1996 n 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Глава I
Инновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы» iconПоложение о дополнительном профессиональном образовании в Пермском...
Положение о дополнительном профессиональном образовании в Пермском государственном техническом университете (с методическими рекомендациями...
Инновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы» iconМеждународной научно-практической интернет-конференции «инновации...
Труды Международной научно-практической Интернет-конференции «Инновации в образовании: пути и средства реализации». – Пятигорск:...
Инновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы» iconГенеральной прокуратуры российской федерации прокурорский надзор...
Н. П. Дудин — раздел 1; О. Б. Качанова — разделы 2, 5, 8, 11; раздел 13 в соавторстве; Н. Я. Ларина — раздел 6; О. В. Пристанская,...
Инновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы» iconДиплома о среднем профессиональном или высшем образовании

Инновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы» iconЛ. К. Раицкая дидактические и психологические основы применения технологий...
Дидактические и психологические основы применения технологий веб в высшем профессиональном образовании
Инновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном...
Инновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгоу впо сибгути. Раздел 1 Основы теории множеств. Раздел 2 Формулы логики. Раздел 3 Булевы функции. Раздел 4 Предикаты и бинарные...
Инновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы» iconУроках математики
Тема конференции : Применение информационных технологий в профессиональном образовании
Инновации в профессиональном образовании Раздел инфоматика из «Опыта работы» iconТема 1: передовые педагогические технологии и инновации в педагогике
Ключевые слова: педагогическая система(ПС), структура педагогической системы; инновации, педагогические инновации, технологичность,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск