1. Основы информационной культуры





Название1. Основы информационной культуры
страница1/12
Дата публикации29.11.2014
Размер1.47 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
http://intuit.ru
Основы информационных технологий
Авторы:С.В. Назаров,С.Н. Белоусова,И.А. Бессонова,Р.С. Гиляревский,Л.П. Гудыно,В.С. Егоров,Д.В. Исаев,А.А. Кириченко,А.П. Кирсанов,Ю.П. Кишкович,Т.К. Кравченко,Д.В. Куприянов,А.В. Меликян,А.П. Пятибратов
Лекции

1.

Основы информационной культуры

Умение управлять информационными ресурсами необходимо в наше время любому специалисту и руководителю. Оно не сводится к набору правил и навыков, а предполагает владение общей культурой обращения с информацией. Поскольку в течение, по крайней мере, пяти тысячелетий эта культура была тесно связана с библиотекой, мы называем ее также информационно-библиотечной.

2.

Документальные потоки и коммуникация

Интеллектуальной коммуникацией называют обмен информацией между индивидами посредством общей для них знаковой системы при помощи жестов, устной речи, письменности и т.п. Различают сферы массовой коммуникации (основными средствами которой являются печать, радио, телевидение) и научной коммуникации.

3.

Инструменты традиционного и сетевого информационного поиска

Понятие информационного поиска появилось только в середине прошлого века. Оно объединило такие, казалось бы, разные виды деятельности, как составление библиотечных каталогов и библиографических указателей, организация библиотек и справочно-информационного обслуживания, архивное дело, создание словарей, справочников, энциклопедий, вспомогательных указателей к монографиям и сборникам.

4.

Электронные ресурсы информации

Электронные издания, как и печатные, типизируются по целевому назначению, по периодичности и структуре, но, в отличие от печатных, по технологии распространения могут быть локальными и сетевыми, могут иметь печатные аналоги, быть мультимедийными и интерактивными.

5.

Информатизация и информационное общество

Любое изменение условий жизни человека, обусловленное развитием общества и изменением социально-экономических условий, влечет за собой необходимость адаптации человека к ним. История развития цивилизации показывает, что увеличение объемов знания повлекло за собой появление письменности, а следовательно, появилась необходимость умения писать и читать для того, чтобы не оказаться изгоем общества. Возникновение развитого промышленного производства потребовало от большинства населения определенных навыков работы с техническими устройствами, как в быту, так и в условиях производства.

6.

Информационные технологии

Одно из (специфических) свойств информации заключается в том, что она существует в виде различных материальных форм. Форма представления информации может меняться в процессе ее обработки или использования.

7.

Передача информации

Передача информации является одним из основных информационных процессов. Передача информационных сообщений происходит при устном общении людей, при разговоре по телефону, при использовании визуальных сигналов (жесты, специальные сигналы с использованием флажков, световых приборов), а также с применением различных технических средств связи (телеграф, радио и т.п.).

8.

Обработка данных

Обработка - широкое понятие, которое относится не только к данным, но и к другим объектам (сущностям) материального мира. Обработку можно считать преобразованием объектов обработки, которое придает им новые, необходимые свойства. Это преобразование осуществляется в форме процесса, протекающего во времени.

9.

Экономические информационные системы

Информационную инфраструктуру любой организации можно представить в виде нескольких иерархических уровней, каждый из которых характеризуется степенью агрегированности информации и своей ролью в процессе управления. В частности, можно выделить такие укрупненные уровни, как уровень трансакционных систем, уровень систем бизнес-интеллекта и уровень аналитических приложений.

10.

Системы управления ресурсами предприятия (ERP-системы)

Информационные системы, охватывающие управление всеми видами ресурсов предприятия (материальными, трудовыми, финансовыми), получили название ERP-систем (Enterprise Resource Planning). Именно такие системы позволяют объединить в единый управленческий контур функции текущего планирования и учета, а также соответствующие службы предприятия - маркетинг, продажи, производство, снабжение, учет, финансы [43].

11.

Системы бизнес-интеллекта (BI-системы)

Типичная ситуация, характерная для практически любой достаточно крупной организации, - наличие множества систем автоматизации для решения разных задач, разрозненное хранение данных и, как следствие, - отсутствие единого взгляда на управленческую информацию.

12.

Аналитические приложения

Подробно рассмотрен ряд примеров аналитических приложений.

13.

Технические средства информационных технологий

За прошедшее время вычислительная техника, микроэлектроника и вся индустрия информатики стали одной из основных составляющих мирового научно-технического прогресса. Их развитие осуществлялось темпами, которых не знала ни одна отрасль де-ятельности человека. Влияние вычислительной техники на все сферы деятельности человека продолжает расширяться. В настоящее время компьютеры используются не только для автоматизации сложных расчетов, но и в управлении производственными процессами, в образовании, здравоохранении, экологии и т.п.

14.

Информационно-логические основы ЭВМ

Рассмотрены основные системы счисления.

15.

Устройства ЭВМ

Подробно описаны основные составляющие ЭВМ.

16.

Структурно-функциональная организация ЭВМ

ЭВМ представляет собой совокупность устройств, выполненных на больших интегральных схемах, каждая из которых имеет свое функциональное назначение. Комплект интегральных схем (чипсет), из которых состоит ЭВМ, называется микропроцессорным комплектом. В состав микропроцессорных комплектов входят микросхемы, обеспечивающие совместную работу всех функциональных узлов ЭВМ.

17.

Локальные компьютерные сети

Локальная компьютерная сеть представляет собой систему обмена информацией и распределенной обработки данных, охватывающую небольшую территорию (этаж, здание, несколько соседних зданий) внутри предприятий и организаций.

18.

Глобальные сети. Сетевые услуги (сервисы)

Рассмотрены глобальные сети, отдельным пунктом выделены сети в России.


  1. Основные понятия

  2. Об информационно-библиотечной культуре

Часто понятие информационной культуры подменяется понятиями компьютерной или информационной грамотности, которые входят в нее как начальные элементы. Компьютерная грамотность предполагает умение обращаться с компьютером и сетью, к которой он подключен, знание основных элементов операционной системы, прикладных программ, поисковых машин Интернета. Информационная грамотность достигается обучением поиску и использованию информации, ее защите, навыкам общения с применением средств и методов информационно-коммуникационной технологии.

Информационная культура - это, сверх всего, понимание внутренних информационных механизмов, управляющих поведением человека и развитием общества. Мы живем в такое время, когда под влиянием быстро меняющейся и внедряющейся в быт информационной техники и технологии меняется весь информационный уклад общества. Для обoзначения этих процессов употребляют много новых социологических ярлыков: информационное общество, общество, основанное на знаниях, цифровое неравенство и т.п. Однако при внимательном анализе этих и других терминов становится очевидным, что мы пока еще не осознаем в полной мере того, что уже произошло и что произойдет в ближайшем будущем.

Это можно объяснить тем, что в прошлом стабильность в информационных механизмах общества определялась медленной сменой соответствующих технологий. На осознание значения книгопечатания подвижными литерами ушло почти целое столетие. Люди интеллектуального труда, освоив информационную культуру своего времени в университете, на протяжении всей жизни пользовались неизменными навыками поиска и использования информации. Теперь студенты, не успев окончить университет, сталкиваются с новыми техническими средствами, представлениями об их приоритете и необходимостью их освоения.

Другая причина непонимания происходящих изменений в информационной культуре - стремление освоить ее на уровне кнопок, а не путем проникновения в существо дела. Это наиболее распространенный метод обучения компьютерной грамотности, но и при объяснении информационных процессов в обществе он встречается, к сожалению, нередко. Слово информация, полстолетия назад не употреблявшееся у нас в научном обиходе из-за неприятия кибернетики коммунистической идеологией, теперь стало настолько модным, что многие явления и процессы в природе, обществе и мышлении при самой отдаленной схожести с информацией называются ее именем. А это, в свою очередь, порождает много заблуждений технократического толка.

Еще одна опасность в этой сфере выявилась сравнительно недавно. Научно-техническая информация переживает не лучшие времена, поскольку общество утратило прежнее доверие к науке. Этому есть много внешних причин - социальных, экономических, политических, экологических и других. Они временные и будут меняться. Наука, ориентированная на войну, все больше заменяется наукой, заботящейся об устойчивом развитии общества.

Воспитанные на диалектическом материализме, мы убеждены в безграничности сферы познания и познаваемости законов природы, общества и мышления. Без хорошо налаженной информации о достижениях в мировой науке никакая наука нигде развиваться не может. А стремление к коммерциализации, которое поддерживают многие руководители научной деятельности, ведет к ограничению открытого доступа к научной информации.

В передовых странах инвестиции в знание превалируют над инвестициями в основные фонды. Но это обернулось для науки негативными последствиями. Правительство США, например, стало строго лицензировать результаты и методы исследований, выполненных на средства государства. Базы данных, в которых отражается информация из журналов, продаются по все возрастающим ценам. Это нарушает права на интеллектуальную собственность авторов статей и издателей журналов. Сокращение публичной сферы распространения научно-технической информации и данных признано важной проблемой международного значения, которую обсуждают национальные академии многих стран и ЮНЕСКО. Для России это особенно важно, так как мы получаем сведения о мировых научных достижениях преимущественно из научно-технических журналов.

В связи с этим уместно упомянуть и о неадекватном положении самой информатики, название которой прочно ассоциируется с обучением компьютерной и отчасти информационной грамотности. Беда не в том, что это называется информатикой, а в том, что истинные проблемы информатики мало разрабатываются в мире и особенно у нас. А ведь без понимания закономерностей научной коммуникации, структуры и общих свойств научной информации, без понимания того, что продается и покупается не информация, а только право на ее коммерческое использование, никаких социальных вопросов науки решить не удастся. Без развития подлинной информатики, т. е. науки о семантической информации, нельзя воспитать и информационную культуру, а значит, и построить информационное общество.

Информационная культура не возникает сама по себе. Ее надо воспитывать, ее элементам надо обучать, как и восприятию других проявлений культуры - различных видов искусств или разновидностей бытовой культуры. И делать это надо на всех уровнях образования, объясняя всю сложность современного этапа перехода к электронным средствам коммуникации. Понимание социальных закономерностей интеллектуальной коммуникации - одна из важных задач университетского образования.

  1. Информация, сведения, данные, знания

Слово информация - одно из самых модных в наше время на всех языках, и особенно на русском. Это связано с тем, что нынешняя цивилизация достигла определенного материального благосостояния, позволяющего обратиться к духовной стороне жизни. Что касается русского языка, то это слово пришло в него сравнительно поздно - в языке русских классиков XIX в. его не было. В прошлом веке оно с 20-х гг. использовалось журналистами как термин, обозначающий один из новостных жанров, а с начала 50-х гг. попало в опалу коммунистической идеологии в связи с тем, что стало обозначать базовое понятие кибернетики, и в этом качестве широко вошло в научный оборот многих дисциплин.

Кибернетика, созданная Н. Винером как наука об управлении в живых организмах и машинах [1], претендовавшая и на управление человеческим обществом [2], была объявлена в СССР буржуазной лженаукой, поскольку законы развития общества являлись абсолютной прерогативой диалектического и исторического материализма. Но и коммунистическая доктрина не могла не считаться с бурным развитием информационной сферы, которая оказалась важной для обороноспособности советской страны. В 60-е гг. был провозглашен лозунг: "Кибернетику - на службу коммунизму". Вот тогда-то термин "информация", как все сначала запрещенное, стал одним из самых распространенных общенаучных русских терминов. Для того чтобы убедиться в сказанном, не нужно читать много литературы - достаточно посмотреть это слово в 18-м и 51-м томах 2-го издания "Большой советской энциклопедии", вышедших в 1953 и 1959 гг., а также в 10-м томе ее 3-го издания, вышедшем в 1972 г.

Термин информация прочно вошел в самые различные отрасли современной науки и техники, в повседневную жизнь. Однако точное и исчерпывающее его определение остается одной из труднейших научных задач. В повседневной жизни информация означает сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-то. Для философов, склонных рассматривать информацию в одном ряду с такими категориальными понятиями, как материя и энергия, информация - это передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах живой и даже неживой природы. Математики, физики и специалисты по системам связи рассматривают информацию как фактор и меру уменьшения, снятия неопределенности в результате получения сообщения, а кибернетики - как сообщение, неразрывно связанное с управлением в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик. Биологи, как и философы, довольствуются трактовкой информации как того, что отражает, ограничивает многообразие, но в отличие от философов относят это понятие только к живой природе. Для социологов важны аксиологические (т. е. связанные с ценностью, полезностью) свойства информации, а для специалистов по программированию и вычислительной технике наиболее существенным является знаковое представление информации, и т.д.

Сформировалось мнение о возможности трех подходов к пониманию феномена информации. Атрибутисты полагают, что информация является неотъемлемым атрибутом всех систем объективной реальности, функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, это одна из функций жизни, основное отличие живого от неживого. Антропоцентристы определяют информацию как содержание (смысл) сигнала, полученного системой из внешнего мира. Говорить о смысле сигнала, а следовательно, об информации можно только по отношению к человеку и обществу. Оспаривать эти подходы бессмысленно - каждая наука может называть информацией те явления и процессы, которые считает удобным так называть. Но нет никаких доказательств того, что эти разные процессы и явления обладают общими свойствами и закономерностями, поэтому нет оснований считать, что существует такое единое явление или понятие, которое соответствует этому термину.

Для специалистов в области информатики, изучающей структуру и общие свойства информации, а также закономерности ее сбора, обработки, хранения, поиска, распространения и использования, неприемлемо игнорирование самого главного в информации - ее смыслового, семантического содержания. Требуется также уточнение значения и взаимосвязей терминов сведения, данные, информация и знания, которые очень часто считаются синонимами и определяются или трактуются друг через друга, в результате чего образуется порочный логический круг. Чтобы его разорвать, нужно одно из этих слов считать неопределяемым, интуитивно понятным.

Таким словом может быть сведение, которое "Словарь русского языка" С. И. Ожегова определяет как знание, представление о чем-либо, по-знание в какой-нибудь области, известие, сообщение. Приведем наше толкование терминов "данные" и "информация", их смысловых различий, так как они очень важны для правильного понимания рассматриваемой темы.

Данные суть факты, идеи, сведения, представленные в знаковой (символьной) форме, позволяющей производить их передачу, обработку и интерпретацию (т. е. толкование, объяснение, раскрытие смысла), а информация - это смысл, который человек приписывает данным на основании известных ему правил представления в них фактов, идей, сообщений. Такое понимание информации соответствует и этимологии обозначающего его слова (от лат. information - разъяснение, изложение). Структурированная информация, т. е. связанная причинно-следственными и иными отношениями и образующая систему, составляет знания.

Из этих толкований следует, что если данные воспринимаются и интерпретируются человеком, то они становятся для него информацией, т. е. из "информации в себе" превращаются в "информацию для нас". Данные в определенной степени подобны письменному сообщению, передающему какие-то сведения грамотному человеку и остающемуся набором непонятных знаков для неграмотного.

Таким образом, информация - это потенциальное свойство данных, которое может быть реализовано одним воспринявшим их человеком и не реализовано другим. Объектом машинной обработки являются данные, а не информация, так как никакая машина не в состоянии интерпретировать данные, т. е. преобразовать их в информацию, ибо машина не обладает, как человек, необходимым запасом знаний о мире и не может мыслить. Такова диалектичекая связь между понятиями данные и информация.

В обществе циркулируют разные виды информации. Но из них особенно важную роль играет научная информация, так как она неразрывно связана с наукой. Определение научный в термине научная информация означает, что эта информация удовлетворяет общепринятым в данное время критериям научности (т. е. она объективна, истинна, проверяема и т.п.), но не обязательно получена или используется только в сфере науки.

Если попытаться дать более четкое и полное определение понятию научная информация, то оно может иметь следующий вид: научная информация - это логическая информация, получаемая методами опытно-рационального познания объективного мира в любой сфере деятельности людей, не противоречащая господствующей системе научных представлений и используемая в общественно-исторической практике. Другими словами, мы исходно понимаем информацию как содержание, смысл сообщения, передаваемого одним человеком другому.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Основы информационной культуры iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
1. Основы информационной культуры iconСценарий зачетного учебного занятия по курсу «основы информационной культуры»
Стародубова Г. А. Информина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «Основы информационной культуры» (2005)
1. Основы информационной культуры iconИнформационная культура личности библиографический указатель кемерово 2006
Библиографический указатель предназначен для исследователей, занимающихся разработкой теории формирования информационной культуры...
1. Основы информационной культуры iconПрограмма внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников»
Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной...
1. Основы информационной культуры iconЧто будут изучать ваши дети?
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
1. Основы информационной культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской...
1. Основы информационной культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
1. Основы информационной культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
1. Основы информационной культуры icon«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова...
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных...
1. Основы информационной культуры iconРабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской...
М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной...
1. Основы информационной культуры iconУчебник: Кураев А. В. «Основы духовно- нравственной культуры народов...

1. Основы информационной культуры iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
1. Основы информационной культуры iconРешение педсовета протокол №1 от 30 августа 2011 года
«основы православной культуры» А. В. Бородина. «Основы православной культуры: организация курса» М. Основы православной культуры,...
1. Основы информационной культуры iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Базовый учебник имеется в библиотеке в достаточном числе экземпляров («Основы информатики» Р. С. Гиляревского), главы 1-3, 5 Ридеры...
1. Основы информационной культуры iconПояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных...
Данная установка становится базовой для воплощения идеи непрерывного образования, в котором особое значение имеет информационное...
1. Основы информационной культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интеграция предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддизма, литература, изобразительное искусство,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск