«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000)





Скачать 323.92 Kb.
Название«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000)
страница1/3
Дата публикации27.03.2015
Размер323.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3
АНАЛИЗ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК БАЗА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000).

Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену модели «образование на всю жизнь» на модель «образования течение всей жизни». Неотъемлемой составляющей новой модели образования стала идея непрерывного образования. При этом стратегической задачей любого образовательного учреждения является формирование умений учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Настоящее время весь спектр знаний и умений, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности (поиск, извлечение, анализ и синтез, использование информации) принято связывать с понятием «информационная культура личности».

В принципе, проблеме воспитания умения работать с информацией (и особенно применительно к подрастающему поколению) общество все­гда уделяло определенное внимание. Труды по истории детской литерату­ры свидетельствуют, что уже в XVI веке в первых рукописных и печатных книгах для детей говорится о необходимости формирования у детей уме­ний понимать прочитанное. Так, Лаврентий Зизания включает в свою книгу «Наука к читанию и разумению письма словенского» толковый словарь «Лексис». Тем самым впервые на языке славянской письменности в состав учебной книги, адресованной непосредственно юному читателю, включа­ется элемент, направленный на содействие углубленному самостоятельно­му изучению и практическому освоению учебного материала. Следует от­метить, что именно справочные и энциклопедические издания, отличающиеся разнообразием целевого и читательского назначения, до­минируют в последующем среди печатных изданий, адресованных детям, подросткам, юношеству.

В трудах выдающихся писателей, общественных деятелей, педагогов и библиотековедов прошлого получает обоснование идея воспитания у детей стремления к самостоятельному, сознательному чтению. В частно­сти, известный отечественный педагог К. Д. Ушинский, утверждая, что книга для ребенка - основа умственного развития, подчеркивал необхо­димость воспитания у него с раннего детства умений и навыков самостоя­тельного сознательного чтения. Особое внимание он придавал выработке у учащихся потребности приобретать новые знания как необходимого ат­рибута личности ребенка уже в первые годы его учения. Так, в статье «Вос­кресные школы» К. Д. Ушинский писал: «Должно постоянно помнить, что следует чередовать ученику не только те или другие познания, но и раз­вить в нем желание самостоятельно, без учителя приобретать новые по­знания. Эта способность должна остаться с учеником и тогда, когда учи­тель его оставит» (1).

В последующий период идея формирования потребности в самостоя­тельном сознательном чтении была реализована через выпуск ряда изда­ний, обеспечивающих ориентацию в мире знаний. Так, во второй полови­не XIX века создаются первые библиографические указатели, адресованные детям (Ф. Г. Талль, В. И. Водовозов), беседы для детей о книге (В. И. Водо­возов), беседы о чтении, о библиотеке (Н. В. Чехов). В 1908 году вышла книга «Спутник самообразования» Н. В. Чехова, где впервые было уделе­но внимание специальным умениям и навыкам, которые необходимы юно­му читателю при выборе книг в библиотеке.

Организационные вопросы, связанные с решением проблемы специ­альной подготовки читателей, рассматривались на Всероссийском съезде по библиотечному делу (1911), на первом Всероссийском съезде по вопросам народного образования (1914), на Московском городском съезде по народному образованию (1912). На государственном уровне эта проблема была поставлена после октября 1917 г. наряду с задачей ликвидации грамотности. В первое послеоктябрьское десятилетие приобщение детей к книге и библиотеке рассматривалось в единстве с обучением грамоте, со становлением всеобщего начального образования. Осуществление этой работы возлагалось на школу и педагогов.

Однако уже в конце 20-х годов наблюдается повышение роли биб­лиотеки и детского библиотекаря как организатора всей внеклассной ра­боты с детьми и особенно их внеклассного чтения. За библиотекой закрепился статус учреждения, осуществляющего пропаганду специальных библиотечно-библиографических знаний среди читателей. С этой целью в практике массовых библиотек стали использоваться беседы, экскурсии, библиотечные уроки. Следует отметить, что обучение носило необязатель­ный характер и организовывалось главным образом среди членов кружка, «Друзья книги». Проводимые же библиотекарями библиотечные уроки предназначалась скорее библиотекарям-профессионалам, нежели Пользователям библиотек. Они были перенасыщены специальными зна­ниями и предусматривали формирование профессиональных библиотечных умений и навыков (изучение порядка ведения библиотечной статис­тики и читательских формуляров, особенностей обслуживания читателей » читальном зале и на абонементе и т. п.). Таким образом, эти библиотеч­ные уроки не выполняли задачу подготовки учащихся к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации. В конце 30-х годов появляются первые самостоятельные программы «библиотечного» обучения школьников. Однако они носили лишь ориентировочный характер. На специальных библиотечных занятиях рассмат­ривались такие темы, как «Знакомство с библиографическими справочни­ками и как с ними работать», «Использование словарей, справочников, Энциклопедий», «Знакомство с элементами книги, состав книги», «Как выбирать книгу для работы и книгу, интересную для чтения». Это было опре­деленным шагом вперед, но в этих программах не рассматривался вопрос о соответствии предлагаемых тем и заданий возрасту читателя, в них отсут­ствовало психолого-педагогическое обоснование объема знаний, умений, навыков, ориентированных на конкретную возрастную группу учащихся. В 40-50-е годы программы обучения по-прежнему носят ориентиро­вочный характер. В содержание специальной подготовки при этом входит знание правил описания книг для заполнения заявок на литературу (составление картотеки прочитанных или намеченных к прочтению книг), пользования библиотеками, их фондами, структурой.

Качественно новый этап в решении проблемы наступает после при­нятия постановления ЦК КПСС «О состоянии и мерах улучшения биб­лиотечного дела в стране» (1959). Начинается серьезная экспериментальная работа. Ее результатом стали первые проекты программы по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, первые методические руковод­ства по проведению библиотечных занятий среди различных групп чита­телей. Программы давали целостное представление об организации рабо­ты в этом направлении с учащимися 1-8-х классов. Материал располагался в последовательном усложнении по годам, раскрывалось содержание ми­нимума библиотечно-библиографических знаний и умений, необходимых учащимся конкретного класса.

Существенный вклад в решение рассматриваемой проблемы был вне­сен в 1989 г. в связи с появлением самостоятельной научно обоснованной программы «Библиотечно-библиографические знания - школьникам», определяющей направленность и содержание работы с учащимися 1-9-х классов. В определенной мере это издание учитывало перемены, проис­шедшие в организации работы средней школы, в частности переход к обу­чению детей с шестилетнего возраста. Вместе с тем и этой программе были присущи недостатки прежних изданий: отсутствие систематичности обу­чения, разрыв связей со школьной программой, недостаточная ориента­ция на реальные потребности школы. По-прежнему программа носит не обязательный, а лишь рекомендательный характер.

Наряду с развитием деятельности библиотек по пропаганде библио­течно-библиографических знаний в 80-е годы в образовательной среде по­является ряд документов, нацеленных на изучение и развитие общеучеб­ных знаний, умений и навыков школьников, дающих возможность учащимся наиболее рационально осуществлять эффективное самообразо­вание через работу с книгой, включая библиотечно-библиографическую подготовку.

Первая попытка выделить группу специальных знаний, умений и на­выков, связанных с поиском и использованием информации, была пред­принята в 1980 г., когда вышла в свет «Экспериментальная программа развития умений и навыков учебного труда школьников (1-10-е классы). В последующие годы появляется еще ряд документов программно-мето­дического характера, в которых деятельность учащихся, направленная на поиск и переработку информации, рассматривалась в качестве составной части единого комплекса умений и навыков учебного труда.

В последние два десятилетия интерес к приобретению знаний и умений, обеспечивающих оптимальное осуществление деятельности, ориентирован­ной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных информационных потребностей, стали связывать с проблемами формирования информационной культуры. Особую актуальность формирование информационной культуры личности приобретает в условиях информати­зации современного общества, открывающей широкие перспективы в эф­фективном использовании накопленных человечеством информационных ресурсов. Информатизация общества ставит качественно новую задачу в формировании информационной культуры индивида, вынужденного счи­таться с реалиями информационного общества, в котором персональный компьютер и Интернет становятся все более типичными атрибутами не толь­ко профессиональной, но и домашней сферы.

Высокая динамизация новых информационных технологий в конце XX века и их проникновение во все сферы человеческой деятельности предопределяют необходимость поиска нового подхода к подготовке пользо­вателей информации. Сущность его выражается в переходе от необязатель­ного обучения учащихся работе с информацией и популяризации библиотечно-библиографических знаний к целенаправленной подготов­ке пользователей информации, владеющих методами многоаспектной ин­формационной деятельности, включая использование новых информаци­онных технологий.

Анализ современных публикаций по вопросам формирования инфор­мационной культуры учащихся свидетельствует, что в качестве учебной дисциплины, призванной обеспечить полноценную подготовку личности к жизни в грядущем информационном обществе, многие авторы видят информатику. В рамках данной дисциплины среди объектов изучения за­кономерно доминируют такие понятия, как компьютер, база данных, те­лекоммуникации, компьютерная сеть, гипертекст, мультимедиа, база зна­ний, экспертная система и т. д. Соответственно, в состав умений, формируемых этой учебной дисциплиной, входят умения профессиональ­но использовать компьютер в различных средах и режимах, включая ком­пьютерную обработку текстовой, табличной, графической информации, реализацию удаленного доступа к автоматизированным информационным ресурсам, организацию поиска информации в Интернете и т. д. Именно эту совокупность знаний и умений принято отождествлять в последнее время с понятием «новая информационная культура».

Однако подход к формированию информационной культуры преиму­щественно через изучение информатики не может быть признан приемле­мым, ибо он ведет к неоправданному сужению понятия «информационная культура». Как бы ни совершенствовались по мере развития научно-тех­нического прогресса технические и программные средства информатиза­ции, уровень информационной культуры человека определяли и будут определять прежде всего основополагающие (базисные) знания и умения в области поиска и семантической обработки информации, обеспечиваю­щие эффективную информационную деятельность. Именно эти знания и умения, без которых принципиально невозможна успешная учебная и профессиональная деятельность, должны стать предметом особой заботы и внимания образовательных учреждений.

Все это определило выбор темы проведенного факультетом инфор­мационных технологий КемГАКИ исследования «Формирование инфор­мационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учеб­ной деятельности».

Цель исследования - выявить, в какой мере учебные программы со­временных общеобразовательных учреждений содействуют формированию информационной культуры учащихся. Только на этой основе возможно теоретическое обоснование и разработка наиболее рациональных подхо­дов к формированию информационной культуры школьников в процессе учебной деятельности.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

- выявить и оценить состав общеучебных знаний и умений, форми­руемых учебными дисциплинами общеобразовательных учреждений, спо­собствующих становлению информационной культуры школьников;

- вскрыть причины, препятствующие достижению требуемого уров­ня знаний и умений выпускников общеобразовательных учебных заведений в области информационной культуры;

- определить пути оптимизации формирования информационной культуры личности в условиях деятельности общеобразовательных учреждений.

В качестве рабочей гипотезы выступало предположение о наличии объективных предпосылок для разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений специальной учебной дисциплины «Ос­новы информационной культуры».

Объектом исследования явились учебные программы, используемые в отечественных общеобразовательных учреждениях (перечень проанализи­рованных учебных программ приводится в приложении). Выбор учебных программ в качестве объекта исследования обусловлен их регламентирую­щим, нормативным характером. Именно учебная программа является тем документом, который задает уровень требований к знаниям и умениям уча­щихся, формируемых соответствующей учебной дисциплиной.

Обследуемый массив состоял из 21 учебно-программного издания, включающего 88 учебных программ по 65 обязательным и факультатив­ным дисциплинам, изучаемым школьниками 1-11-х классов. Обследованию подверглись программы, рекомендованные Министерством образования для различных уровней и систем обучения - базового, компенсирующего, углубленного, экспериментального, развивающего (в том числе системы Аф. Эльконина и В. В. Давыдова, Я. В. Занкова). Включенные в обследуемый массив учебные программы отражают многообразие типов существующих общеобразовательных учреждений - школы, в частности, сельские малокомплектные, вечерние (сменные), гимназии, лицеи, а также характеризуют специфику профиля обучения (гуманитарный, естественнонаучный). Анализируемые программы одновременно отражают суще­ствование учебных дисциплин, реализуемых по стабильным учебникам, наличие параллельных учебных комплексов, авторизованных курсов.

Поскольку в явном виде учебные программы не содержат (да и не могут содержать) четко сформулированные требования к уровню знаний и умений школьников в сфере информационной культуры, то предметом исследования стали общенаучные знания и умения. Именно общенаучные знания и умения, в принципе, являются основой любой деятельности, связанной с переработкой информации - учебной, научно-познавательной, самообразовательной, досуговой и др. Иначе говоря, это те знания и уме­ния, без которых невозможно становление информационной культуры личности.

Ведущим методом исследования явился контент-анализ текстов учеб­ных программ. В соответствии с сущностью этого метода из текстов ана­лизируемых учебных программ выделялись ключевые слова (лексические единицы), характеризующие требования к знаниям и умениям учащихся в области работы с информацией. Решение об отборе таких лексических еди­ниц принимала группа высококвалифицированных педагогов факультета информационных технологий, выступающих в качестве экспертов в дан-щц предметной области. Критерием отбора являлась принадлежность ключевого слова к одному из четырех важнейших направлений, характе­ризующих информационную культуру личности:

1) источники информации;

2) аналитико-синтетическая переработка информации;

3) библиотечное дело;

4) новые информационные технологии.

Методика исследования предусматривала запись выделенных лекси­ческих единиц на отдельные карточки, на каждой из которых приводился Стандартный набор сведений:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и...
«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000) iconШкольная библиотека как центр формирования информационной культуры...
Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000) iconДокладчик Гендина Н. И
Электронный ресурс] /Н. И. Гендина, Г. А. Стародубова// Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования...
«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000) iconИ. Л. Скипор, Г. А. Стародубова
Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях
«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000) iconСценарий зачетного учебного занятия по курсу «основы информационной культуры»
Стародубова Г. А. Информина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «Основы информационной культуры» (2005)
«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000) iconИнформационная культура личности библиографический указатель кемерово 2006
Библиографический указатель предназначен для исследователей, занимающихся разработкой теории формирования информационной культуры...
«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000) iconС. В. Сергеева Формирование экологической культуры учащихся как основы здорового образа жизни
В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования...
«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000) iconПояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных...
Данная установка становится базовой для воплощения идеи непрерывного образования, в котором особое значение имеет информационное...
«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000) iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине "Теоретические основы...
В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования...
«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000) iconПрограмма внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников»
Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной...
«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000) iconКонкурс авторских учебных заданий «Школьный задачник»
В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования...
«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000) icon«Здоровый образ жизни» в общеобразовательной школе А. Х. Мурадян...
В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования...
«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема школы «Становление информационной культуры педагогов и учащихся как средство формирования личности участников образовательного...
«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000) iconПоложение о студенческом совете
В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования...
«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000) iconПротокол №6 Утверждено приказом директора
В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования...
«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000) iconМедицинская академия последипломного образования методологии профилактической...
В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск