Скачать 323.92 Kb.
|
АНАЛИЗ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК БАЗА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ» Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» (2000). Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену модели «образование на всю жизнь» на модель «образования течение всей жизни». Неотъемлемой составляющей новой модели образования стала идея непрерывного образования. При этом стратегической задачей любого образовательного учреждения является формирование умений учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Настоящее время весь спектр знаний и умений, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности (поиск, извлечение, анализ и синтез, использование информации) принято связывать с понятием «информационная культура личности». В принципе, проблеме воспитания умения работать с информацией (и особенно применительно к подрастающему поколению) общество всегда уделяло определенное внимание. Труды по истории детской литературы свидетельствуют, что уже в XVI веке в первых рукописных и печатных книгах для детей говорится о необходимости формирования у детей умений понимать прочитанное. Так, Лаврентий Зизания включает в свою книгу «Наука к читанию и разумению письма словенского» толковый словарь «Лексис». Тем самым впервые на языке славянской письменности в состав учебной книги, адресованной непосредственно юному читателю, включается элемент, направленный на содействие углубленному самостоятельному изучению и практическому освоению учебного материала. Следует отметить, что именно справочные и энциклопедические издания, отличающиеся разнообразием целевого и читательского назначения, доминируют в последующем среди печатных изданий, адресованных детям, подросткам, юношеству. В трудах выдающихся писателей, общественных деятелей, педагогов и библиотековедов прошлого получает обоснование идея воспитания у детей стремления к самостоятельному, сознательному чтению. В частности, известный отечественный педагог К. Д. Ушинский, утверждая, что книга для ребенка - основа умственного развития, подчеркивал необходимость воспитания у него с раннего детства умений и навыков самостоятельного сознательного чтения. Особое внимание он придавал выработке у учащихся потребности приобретать новые знания как необходимого атрибута личности ребенка уже в первые годы его учения. Так, в статье «Воскресные школы» К. Д. Ушинский писал: «Должно постоянно помнить, что следует чередовать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание самостоятельно, без учителя приобретать новые познания. Эта способность должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит» (1). В последующий период идея формирования потребности в самостоятельном сознательном чтении была реализована через выпуск ряда изданий, обеспечивающих ориентацию в мире знаний. Так, во второй половине XIX века создаются первые библиографические указатели, адресованные детям (Ф. Г. Талль, В. И. Водовозов), беседы для детей о книге (В. И. Водовозов), беседы о чтении, о библиотеке (Н. В. Чехов). В 1908 году вышла книга «Спутник самообразования» Н. В. Чехова, где впервые было уделено внимание специальным умениям и навыкам, которые необходимы юному читателю при выборе книг в библиотеке. Организационные вопросы, связанные с решением проблемы специальной подготовки читателей, рассматривались на Всероссийском съезде по библиотечному делу (1911), на первом Всероссийском съезде по вопросам народного образования (1914), на Московском городском съезде по народному образованию (1912). На государственном уровне эта проблема была поставлена после октября 1917 г. наряду с задачей ликвидации грамотности. В первое послеоктябрьское десятилетие приобщение детей к книге и библиотеке рассматривалось в единстве с обучением грамоте, со становлением всеобщего начального образования. Осуществление этой работы возлагалось на школу и педагогов. Однако уже в конце 20-х годов наблюдается повышение роли библиотеки и детского библиотекаря как организатора всей внеклассной работы с детьми и особенно их внеклассного чтения. За библиотекой закрепился статус учреждения, осуществляющего пропаганду специальных библиотечно-библиографических знаний среди читателей. С этой целью в практике массовых библиотек стали использоваться беседы, экскурсии, библиотечные уроки. Следует отметить, что обучение носило необязательный характер и организовывалось главным образом среди членов кружка, «Друзья книги». Проводимые же библиотекарями библиотечные уроки предназначалась скорее библиотекарям-профессионалам, нежели Пользователям библиотек. Они были перенасыщены специальными знаниями и предусматривали формирование профессиональных библиотечных умений и навыков (изучение порядка ведения библиотечной статистики и читательских формуляров, особенностей обслуживания читателей » читальном зале и на абонементе и т. п.). Таким образом, эти библиотечные уроки не выполняли задачу подготовки учащихся к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации. В конце 30-х годов появляются первые самостоятельные программы «библиотечного» обучения школьников. Однако они носили лишь ориентировочный характер. На специальных библиотечных занятиях рассматривались такие темы, как «Знакомство с библиографическими справочниками и как с ними работать», «Использование словарей, справочников, Энциклопедий», «Знакомство с элементами книги, состав книги», «Как выбирать книгу для работы и книгу, интересную для чтения». Это было определенным шагом вперед, но в этих программах не рассматривался вопрос о соответствии предлагаемых тем и заданий возрасту читателя, в них отсутствовало психолого-педагогическое обоснование объема знаний, умений, навыков, ориентированных на конкретную возрастную группу учащихся. В 40-50-е годы программы обучения по-прежнему носят ориентировочный характер. В содержание специальной подготовки при этом входит знание правил описания книг для заполнения заявок на литературу (составление картотеки прочитанных или намеченных к прочтению книг), пользования библиотеками, их фондами, структурой. Качественно новый этап в решении проблемы наступает после принятия постановления ЦК КПСС «О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране» (1959). Начинается серьезная экспериментальная работа. Ее результатом стали первые проекты программы по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, первые методические руководства по проведению библиотечных занятий среди различных групп читателей. Программы давали целостное представление об организации работы в этом направлении с учащимися 1-8-х классов. Материал располагался в последовательном усложнении по годам, раскрывалось содержание минимума библиотечно-библиографических знаний и умений, необходимых учащимся конкретного класса. Существенный вклад в решение рассматриваемой проблемы был внесен в 1989 г. в связи с появлением самостоятельной научно обоснованной программы «Библиотечно-библиографические знания - школьникам», определяющей направленность и содержание работы с учащимися 1-9-х классов. В определенной мере это издание учитывало перемены, происшедшие в организации работы средней школы, в частности переход к обучению детей с шестилетнего возраста. Вместе с тем и этой программе были присущи недостатки прежних изданий: отсутствие систематичности обучения, разрыв связей со школьной программой, недостаточная ориентация на реальные потребности школы. По-прежнему программа носит не обязательный, а лишь рекомендательный характер. Наряду с развитием деятельности библиотек по пропаганде библиотечно-библиографических знаний в 80-е годы в образовательной среде появляется ряд документов, нацеленных на изучение и развитие общеучебных знаний, умений и навыков школьников, дающих возможность учащимся наиболее рационально осуществлять эффективное самообразование через работу с книгой, включая библиотечно-библиографическую подготовку. Первая попытка выделить группу специальных знаний, умений и навыков, связанных с поиском и использованием информации, была предпринята в 1980 г., когда вышла в свет «Экспериментальная программа развития умений и навыков учебного труда школьников (1-10-е классы). В последующие годы появляется еще ряд документов программно-методического характера, в которых деятельность учащихся, направленная на поиск и переработку информации, рассматривалась в качестве составной части единого комплекса умений и навыков учебного труда. В последние два десятилетия интерес к приобретению знаний и умений, обеспечивающих оптимальное осуществление деятельности, ориентированной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных информационных потребностей, стали связывать с проблемами формирования информационной культуры. Особую актуальность формирование информационной культуры личности приобретает в условиях информатизации современного общества, открывающей широкие перспективы в эффективном использовании накопленных человечеством информационных ресурсов. Информатизация общества ставит качественно новую задачу в формировании информационной культуры индивида, вынужденного считаться с реалиями информационного общества, в котором персональный компьютер и Интернет становятся все более типичными атрибутами не только профессиональной, но и домашней сферы. Высокая динамизация новых информационных технологий в конце XX века и их проникновение во все сферы человеческой деятельности предопределяют необходимость поиска нового подхода к подготовке пользователей информации. Сущность его выражается в переходе от необязательного обучения учащихся работе с информацией и популяризации библиотечно-библиографических знаний к целенаправленной подготовке пользователей информации, владеющих методами многоаспектной информационной деятельности, включая использование новых информационных технологий. Анализ современных публикаций по вопросам формирования информационной культуры учащихся свидетельствует, что в качестве учебной дисциплины, призванной обеспечить полноценную подготовку личности к жизни в грядущем информационном обществе, многие авторы видят информатику. В рамках данной дисциплины среди объектов изучения закономерно доминируют такие понятия, как компьютер, база данных, телекоммуникации, компьютерная сеть, гипертекст, мультимедиа, база знаний, экспертная система и т. д. Соответственно, в состав умений, формируемых этой учебной дисциплиной, входят умения профессионально использовать компьютер в различных средах и режимах, включая компьютерную обработку текстовой, табличной, графической информации, реализацию удаленного доступа к автоматизированным информационным ресурсам, организацию поиска информации в Интернете и т. д. Именно эту совокупность знаний и умений принято отождествлять в последнее время с понятием «новая информационная культура». Однако подход к формированию информационной культуры преимущественно через изучение информатики не может быть признан приемлемым, ибо он ведет к неоправданному сужению понятия «информационная культура». Как бы ни совершенствовались по мере развития научно-технического прогресса технические и программные средства информатизации, уровень информационной культуры человека определяли и будут определять прежде всего основополагающие (базисные) знания и умения в области поиска и семантической обработки информации, обеспечивающие эффективную информационную деятельность. Именно эти знания и умения, без которых принципиально невозможна успешная учебная и профессиональная деятельность, должны стать предметом особой заботы и внимания образовательных учреждений. Все это определило выбор темы проведенного факультетом информационных технологий КемГАКИ исследования «Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности». Цель исследования - выявить, в какой мере учебные программы современных общеобразовательных учреждений содействуют формированию информационной культуры учащихся. Только на этой основе возможно теоретическое обоснование и разработка наиболее рациональных подходов к формированию информационной культуры школьников в процессе учебной деятельности. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи: - выявить и оценить состав общеучебных знаний и умений, формируемых учебными дисциплинами общеобразовательных учреждений, способствующих становлению информационной культуры школьников; - вскрыть причины, препятствующие достижению требуемого уровня знаний и умений выпускников общеобразовательных учебных заведений в области информационной культуры; - определить пути оптимизации формирования информационной культуры личности в условиях деятельности общеобразовательных учреждений. В качестве рабочей гипотезы выступало предположение о наличии объективных предпосылок для разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений специальной учебной дисциплины «Основы информационной культуры». Объектом исследования явились учебные программы, используемые в отечественных общеобразовательных учреждениях (перечень проанализированных учебных программ приводится в приложении). Выбор учебных программ в качестве объекта исследования обусловлен их регламентирующим, нормативным характером. Именно учебная программа является тем документом, который задает уровень требований к знаниям и умениям учащихся, формируемых соответствующей учебной дисциплиной. Обследуемый массив состоял из 21 учебно-программного издания, включающего 88 учебных программ по 65 обязательным и факультативным дисциплинам, изучаемым школьниками 1-11-х классов. Обследованию подверглись программы, рекомендованные Министерством образования для различных уровней и систем обучения - базового, компенсирующего, углубленного, экспериментального, развивающего (в том числе системы Аф. Эльконина и В. В. Давыдова, Я. В. Занкова). Включенные в обследуемый массив учебные программы отражают многообразие типов существующих общеобразовательных учреждений - школы, в частности, сельские малокомплектные, вечерние (сменные), гимназии, лицеи, а также характеризуют специфику профиля обучения (гуманитарный, естественнонаучный). Анализируемые программы одновременно отражают существование учебных дисциплин, реализуемых по стабильным учебникам, наличие параллельных учебных комплексов, авторизованных курсов. Поскольку в явном виде учебные программы не содержат (да и не могут содержать) четко сформулированные требования к уровню знаний и умений школьников в сфере информационной культуры, то предметом исследования стали общенаучные знания и умения. Именно общенаучные знания и умения, в принципе, являются основой любой деятельности, связанной с переработкой информации - учебной, научно-познавательной, самообразовательной, досуговой и др. Иначе говоря, это те знания и умения, без которых невозможно становление информационной культуры личности. Ведущим методом исследования явился контент-анализ текстов учебных программ. В соответствии с сущностью этого метода из текстов анализируемых учебных программ выделялись ключевые слова (лексические единицы), характеризующие требования к знаниям и умениям учащихся в области работы с информацией. Решение об отборе таких лексических единиц принимала группа высококвалифицированных педагогов факультета информационных технологий, выступающих в качестве экспертов в дан-щц предметной области. Критерием отбора являлась принадлежность ключевого слова к одному из четырех важнейших направлений, характеризующих информационную культуру личности: 1) источники информации; 2) аналитико-синтетическая переработка информации; 3) библиотечное дело; 4) новые информационные технологии. Методика исследования предусматривала запись выделенных лексических единиц на отдельные карточки, на каждой из которых приводился Стандартный набор сведений: |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и... | Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры... Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) | ||
Докладчик Гендина Н. И Электронный ресурс] /Н. И. Гендина, Г. А. Стародубова// Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования... | И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях | ||
Сценарий зачетного учебного занятия по курсу «основы информационной культуры» Стародубова Г. А. Информина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «Основы информационной культуры» (2005) | Информационная культура личности библиографический указатель кемерово 2006 Библиографический указатель предназначен для исследователей, занимающихся разработкой теории формирования информационной культуры... | ||
С. В. Сергеева Формирование экологической культуры учащихся как основы здорового образа жизни В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования... | Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных... Данная установка становится базовой для воплощения идеи непрерывного образования, в котором особое значение имеет информационное... | ||
Программа вступительного испытания по дисциплине "Теоретические основы... В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования... | Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной... | ||
Конкурс авторских учебных заданий «Школьный задачник» В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования... | «Здоровый образ жизни» в общеобразовательной школе А. Х. Мурадян... В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая тема школы «Становление информационной культуры педагогов и учащихся как средство формирования личности участников образовательного... | Положение о студенческом совете В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования... | ||
Протокол №6 Утверждено приказом директора В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования... | Медицинская академия последипломного образования методологии профилактической... В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования... |